Господи спаси благочестивых

Теперь диакон произносит свои слова:
Господи, спаси благочестивыя и услыши ны.
Хор повторяет:
Господи, спаси благочестивыя и услыши ны.
Диакон, поворачиваясь к молящимся в храме и поводя орарем, громогласно заканчивает:
И во веки веков!
Хор: Аминь.
…Несколько слов об этой части богослужения.
Диаконское возглашение «Господи, спаси благочестивыя…» часто комментируют как молитву о всех благочестивых христианах.
Но интересно, что первоначально это диаконское возглашение адресовалось… византийскому императору. Он и его семья, преимущественно, назывались «благочестивыми». Появившись в Византии, это возглашение перешло оттуда в торжественную русскую службу.
Мы говорим торжественную, потому что до революции этот возглас произносился только при архиерейских службах или когда священник служил с диаконом. Если священник служил без диакона (а до 1917 года это была более распространенная практика, нежели сегодня), он эти слова не произносил. Незадолго до революции некоторые литургисты настаивали на том, что, если священник служит один, он все равно должен возглашать Господи, спаси благочестивыя.
После большевистской революции эти слова, намекающие на монарха, из чина Литургии исчезли. И были вновь внесены в чинопоследование уже лишь в 1990-е годы. Сегодня их предписывается произносить за каждым богослужением в любом случае: служит ли священник с диаконом или же без диакона. И понимают их сегодня иначе, не «монархично», а как торжественное чествование благочестивых христиан.
Таким образом, древний торжественный возглас был переосмыслен в соответствии с изменившейся ситуацией.
На фотографии: служение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. Диаконский возглас произносит митрополичий протодиакон.

Причастник за Божественной литургией — Малый вход

Важным моментом литургии является вход с Евангелием. Этот вход называется Малым в отличие от Великого, который совершается во время перенесение Святых Даров с жертвенника на престол. На Малом входе священник и диакон, несущий Евангелие, северными вратами выходят из алтаря на солею. Во время пения «Приидите, поклонимся…» священнослужители входят через Царские врата в алтарь, где диакон полагает Евангелие на престол.

Что символизирует Малый вход? Он служит изображением выступления Господа Иисуса Христа на проповедь во время Его земной жизни. Одновременно этот Вход является символическим выражением теснейшего общения молящихся в храме со своим Господом. В этот момент мы должны взирать на Евангелие как на Самого Господа Иисуса Христа.

Войдя в алтарь, священник во время пения тропарей и кондаков тайно читает молитву Трисвятого пения. В этой молитве он от лица всех верующих просит Бога, славословимого серафимами и херувимами, припять Трисвятую песнь и от наших уст, простив нам согрешения и подав силы непорочно служить Ему до конца жизни. После молитвы Трисвятого пения диакон на солее произносит молитвенные возглашения.

Именно в этот момент литургии один из самых почитаемых русских святых получил от Бога великое откровение.

Однажды за литургией преподобный Серафим Саровский, служа диаконом, после Малого входа на солее возгласил: «Господи, спаси благочестивый и услыши ны!» Затем он повернулся к народу и обвел предстоящих орарем, возглашая: «И во веки веков!» Вдруг внешний вид преподобного изменился и он, вместо того чтобы войти в Царские врата, застыл на месте. Все присутствовавшие в храме заметили, что с ним произошло нечто необычное. Два иеродиакона взяли преподобного Серафима под руки и ввели в алтарь. Здесь он простоял около трех часов, причем его внешний вид неоднократно менялся.

Придя в себя, преподобный Серафим наедине рассказал старшим из монастырской братии о своем видении: «Только что провозгласил я, убогий: «Господи, спаси благочестивый и услыши ны!» — и, наведя орарем на народ, окончил: «И во веки веков!» — вдруг озарил меня луч как бы солнечного света. Взглянув на это сияние, увидел я Господа и Бога нашего Иисуса Христа в образе Сына Человеческого, во славе и неизреченным светом сияющего, окруженного Небесными силами, ангелами, архангелами, херувимами и серафимами, как бы роем пчелиным, и от западных церковных врат грядущего на воздухе. При-

близясь в таком виде до амвона и воздвигнув пречистые Свои руки, Господь благословил служащих и предстоящих. После этого, вступив во святой местный образ Свой, что по правую сторону Царских врат, преобразился, окружаемый ангельскими ликами, сиявшими неизреченным светом во всю церковь. Я же, земля и пепел, сретая тогда Господа Иисуса на воздухе, удостоился особенного от Него благословения; сердце мое возрадовалось чисто, просвещенно, в сладости любви ко Господу!»32

Великое и радостное видение для каждой христианской души! Не правда ли?

32 — Серафим (Чичагов), митр. Да будет воля Твоя. Ч. 2. С. 234-235.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *