Господни неисповедимы

«Пути Господни неисповедимы” – в чем смысл известной крылатой фразы? Кто был её автором? На эти вопросы Вы сможете найти ответ, прочитав статью на Правмире.

«Пути Господни неисповедимы” – кто автор фразы?

На самом деле, автором выражения, которое «ушло в народ” является никто иной, как апостол Павел: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его ! (Рим.11:33).

«Пути Господни неисповедимы” – смысл этих слов заключен в том, что человеческий разум не имеет возможности полноценно осознать ход исторических событий и понять причинно-следственные связи даже в собственной жизни. Лишь Господь знает Свой замысел о мире и о каждом из нас.

Апостол Павел не говорил о том, что за замыслом Господа надо следить, а восхищался мудростью Творца. Блаженный Феофилакт говорил о послании апостола: «О путях же не сказал: непостижимы, но: неисследимы, то есть не могут даже быть исследуемы. Пути Его, то есть способы домостроительства, не только не могут быть постигнуты, но даже исследованы, то есть нельзя даже видеть следа их» .

«Неисповедимый” на старославянском языке так говорили не о поступке, которое нужно исповедовать, а о чем-то, что невозможно выразить словами или познать. Фактически «неисповедимо” в данном случае – синоним слова «неисследимо”.

Известные слова встречаются и в Отечнике: «Рассказывают, что авва Антоний, будучи однажды приведен в недоумение глубиною домостроительства Божия (управления миром) и судов Божиих, помолился и сказал: «Господи! Отчего некоторые из человеков достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют всеми земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетою?” Долго был он занят этим размышлением, и пришел к нему глас: «Антоний! Внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это душевредно”» .

«Бедственно любопытствовать о глубине судеб Божиих, ибо любопытствующие плывут в корабле гордости», – писал Преподобный Иоанн Лествичник.

Та же мысль часто встречалась в произведениях древних писателей. Сюжет трагедии Софокла (496-406 гг. до н. э) «Царь Эдип” также строится вокруг непредсказуемости и неотвратимости Божественной воли.

На латыни фраза «пути Господни неисповедимы”, глубокий смысл которой помогает людям пережить тяжелые испытания до сих пор, звучит как Investigabiles viae Domini или Viae Domini imperceptae sunt.

Существуют известные притчи, раскрывающие смысл фразы:

Спасение после крушения корабля

Потерпев крушение, корабль затонул неподалеку от острова. Выжил лишь молодой мужчина, который подплыл к острову и стал ждать спасения счастливый, что выжил.

День за днем он ждал и молился, но помощи все не было.
В один из дней он возвращался в дом, который построил и увидел, что дом горит. Сгорело и все имущество, которое он использовал для жизни на острове.

Мужчину охватили ярость и отчаяние.

Я столько дней здесь молился! Я просил Тебя! – Обратился он к Господу, – Ты же не только не спасаешь меня, но отнимаешь все, что у меня было.

В изнеможении он заснул рядом с пепелищем.

Следующим утром мужчина проснулся и увидел на горизонте корабль, который подплыл и забрал его с острова. Он спросил у капитана: «Как вы меня нашли? Я ждал столько дней”. «Мы увидели большой костер на острове”, – ответил капитан.

О справедливости

Жил один старец, который мучился вопросом: «Почему одни становятся бедными, а другие богатыми? При этом бедняки часто одарены, а в богатых семьях растут обычные люди, которым просто повезло?”. Он часто задавал этот вопрос Богу и однажды Бог послал к старцу своего ангела. Ангел поместил старца на высокое дерево и велел три дня наблюдать за тем, что происходит вокруг.

В первый день старец увидел всадника в дорогих одеждах и сверкающих латах. Всадник проскакал мимо на вороном коне и обронил мешок.

На второй день к тому же месту пришел пообедать фермер. Он увидел мешок, раскрыл его, в мешке было золото. Фермер бросил свою еду и скорее убежал с мешком.

На третий день появился нищий странник, который обрадовался еде и сел ее есть. Тут вдруг появился богатый всадник. Решив, что странник забрал его золото, всадник пытал странника, но, ничего не добившись, убил его.

Старец был возмущен, он сказал «я должен был увидеть высшую справедливость, но увидел еще больше несправедливости”. Тогда к нему снова явился ангел, чтобы растолковать смысл увиденного. Ангел сказал: «Всадник был сборщиком податей. Его гнала прочь жадность, поэтому он потерял свой мешок. Фермер был разорен со злым умыслом. Если бы он не нашел мешок, погибла бы вся его семья. Нищий в молодости совершил страшное убийство, он раздал имущество и бродил по свету в поисках мученической смерти, моля о том, чтобы мученическая кончина искупила его тяжкий грех. Всадник, убивший его, от мук совести перестанет собирать подати и обратиться к Богу”.

Пути Господни неисповедимы, —
Благословенны все до одного,
И все до одного неповторимы,
Манят завесой смысла своего.
Связал Господь заветную прямую
С Началом Абсолюта и Концом,
И Истину вдохнул вокруг простую, —
Сошёл с прямой, — пребудешь сам творцом!
Творцом своих решений и ошибок,
Создателем и рока и судьбы,
Жнецом и слёз страданий, и улыбок,
Под Света-тьмы знамёнами борьбы.
А под чертой легла без края бездна,
А над чертой — без края Небеса,
И тьма так соблазнительно-любезна,
И…

Пути Господни неисповедимы.
Не может Бога человек понять.
Сознаньем бесконечность не объять,
Не запихать её в компьютер Димы.

Не описать в сверхумной книге Бога,
Не натолкать всю истину в пророка,
По формулам её не разложить
И вечность не познать и не прожить.

В продолговатых спорах богословских
Людские тренируются мозги,
В них логики зыбучие пески
На картах мирозданья тусклоплоских.

Религия – лишь только карта чья-то,
А вера – только стрелочка на ней.
Пусть у кого-то и ума…

Пути господни неисповедимы
Дорогой жизни мы по ним идем,
Но, иногда, что были нелюбимы
На перекрестках жизни узнаем.

Мы выбираем тех, кому не верим,
Нас выбирают те, с кем нам не по пути.
И рвутся, словно струны натянутые нервы,
И ранам на сердцах вовек не зарасти.

Пути господни неисповедимы
Никто не знает, что на них нас ждет
Но боль потерь, увы, необходима:
Что мы теряем, тем душа живет.

И потому, не утоляя жажды,
Находим вдруг, или теряем вновь,
Но до последнего надеемся…

Пути Господни видимо… не видим
Жизнь измеряя в центокилограммах
И (как солдат ребёнка) не обидим
Своих амбиций… в магазинохрамах
У каждого на полках Ветхий с Торой
Коран да пара книжек по Буддизму
На всё имеем суд свой… очень скорый
Всех подвергая злому остракизму
И остаётся только Вера в чудо
Что Некто вновь придёт… грехи прощая
И плоть подаст как основное блюдо
К вечери воды в вина обращая…

Путь* первый — к Нему.

Путь** второй — от Него.

Широкой дорогой, проспектом, шоссе,
словно на смотр иль парад,
Дружно-шумной толпой,со змиЁм на шесте,
бедолаги людишки — прямою шеренгою в ад.

Р.S.
Но близко и скоро всё станет наоборот
Пёстрой толпой по тропинке вышагивать будет
Семи-миллиардный планетный народ…

Моих путей извилистый узор,
Судьба рисует, за меня решая.
В чём моё счастье, слава и позор,
И в чём ключи, от Ада и от Рая.

Не угадать, заранее изгиба,
И трудно выбрать, верный поворот.
Обзор закроет, мыслей и дел глыба,
Мешая видеть, путь куда ведёт.

И часто то, что выглядит реально,
На самом деле, лишь иллюзий дым.
И в них поверив, будем жить печально,
Мы дымом их, никчемным и пустым.

Пути Господни, неисповедимы,
Нам Замысел, Его непостижим.
Земною жизнью, в мире отгорим мы…

Творить не ДЛЯ, а ВОПРЕКИ,
Терзаться сердцем постоянно,
Кидаться грудью в лёд реки,
Бродить в миру неприкаянно.

Бог сохранит нас в скорбный час,
Вовек хвала Ему за это!
Как озарение для нас –
Строка безвестного поэта.

Да буду знать, доколь умру:
Рабы Его – непобедимы.
Пути Господни во миру
Правдиво-неисповедимы…

Путь безупречный, путь извечный,
Путь лучший, Высший путь Добра,
Путь долгий, радостный, конечный
Есть на Земле — путь в Дом Отца.
Путь светлый, чистый, путь надежный,
Путь неизменно-непростой,
Не иллюзорный путь, не ложный,
Путь с Богом, в Боге, путь — Домой.
Но этот путь — путь расставанья,
Путь отреченья, путь аскез,
Путь неземного пониманья,
Путь без желаний, без чудес.
Путь безвозвратный, путь гонимый,
Путь, в коем знают лишь Отца,
Путь службы, путь неутомимый,
Естественный и…

Один могущественный шах имел привычку, переодевшись в платье дервиша, обходить свои владения. И однажды он заночевал в хижине бедного дровосека.

Твои дела, как я погляжу, идут неважно! — сказал переодетый шах.
— Да нет, уважаемый, что Вы. Я уповаю на Бога и его милостью продаю дрова. На еду хватает.
— Что бы ты стал делать, если бы не смог продавать свои дрова?
— Всё равно уповал бы на Бога и искал бы другое занятие, которым можно прокормиться.

«Вы вечная , и, пока вы не достигнете уровня духовного блаженства, вы никогда не будете удовлетворены, какие бы чувственные удовольствия вы ни испытывали.»
А.Ч Бхактиведанта Свами — тот, кто владеет своим умом и чувствами. Как правило, такой человек, познав Высшую Абсолютную Истину, даёт обет отречения.

«>Свами Махарадж

Вернувшись во дворец, шах издал указ, чтобы дровосеки не появлялись в городе. Через пару дней, переодевшись в то же платье, шах пришёл навестить дровосека.
— Ну что? Похоже, сама судьба подслушала наш разговор. Что же ты теперь делаешь?
— Мастерю всякие вещицы из дерева и продаю их в городские лавки. На еду хватает.

Шах вернулся во дворец и приказал запретить торговлю леревянными изделиями в городских лавках. И вновь пришёл к дровосеку:
— Судьба преследует тебя, о несчастный! Теперь тебе нельзя продавать свои поделки. Чем же ты теперь будешь жить?
— Я устроился разносчиком на базаре. Всё хорошо, почтеннейший! Уповая на Бога, на еду я всегда заработаю.

На Бога надейся, а сам не плошай!
народная пословица

Шах пришёл во дворец и приказал: забрать всех базарных разносчиков в солдаты без содержания и без постоя. Когда же он вновь навестил дровосека, у того весело булькал котелок над очагом, а сам он что-то строгал из куска дерева.
— Ты, я вижу, не унываешь? — спросил переодетый шах.
— Нет. Ведь я уповаю на Бога. Меня забрали в солдаты и не дают ни денег, ни жилья. А я заложил свой меч и купил еды.
— Несчастный! А что, если это откроется?!
— Тогда и посмотрим, что выйдет. А пока я выстругаю деревянный меч. Будет совсем как настоящий.

«Ничего не принимай на свой счет. Всё, что люди говорят или делают, — это проекция их собственной реальности. Если Вы выработаете в себе иммунитет к чужим взглядам и мнениям, то избежите бесполезных страданий.»
Мигель Руис

На другой день шах приказал призвать отряд, в котором был дровосек. Солдаты выстроились перед ним. Дровосек не узнал шаха — ведь тот был в богатых одеждах и короне!
— Ты, выйди вперёд! — указал шах на дровосека. — Сейчас ты приведёшь в исполнение приговор, вынесенный изменнику!

Дровосек побледнел, но вышел вперёд и вытащил меч из ножен. Человек, приговорённый к казни, стоял на коленях и молился:
— Боже, уповаю на тебя! Сделай так, чтобы этот меч обратился в дерево, ибо я не виновен!

Все вокруг удивлённо вскричали, когда деревянный меч выпал из руки дровосека. Шах был столь изумлён, что возвысил его до визиря. Вскоре суд оправдал «изменника», поскольку нашлись свидетельства его невиновности. А шах своим девизом избрал слова: «Уповаю на Бога!»

P.S. Когда птица жива она ест муравьев, но, когда она умирает, муравьи едят её. Обстоятельства могут измениться в любое : сегодня Вы можете быть сильным, но завтра время может всё поменять: оно сильнее Вас! Единственное, что остаётся вечным и неизменным — это связь каждой души с Богом. Именно для этого и нужна человеческая жизнь — развить отношения с Богом.

Неисповедимы пути Господни
Из Библии. В Новом Завете (Послание апостола Павла к Римлянам, гл. 11, ст. 33) сказано: «О бездна богатства и премудрости и ведения Божия! как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!»
Иносказательно: о непредсказуемости судьбы, невозможности все предвидеть, предусмотреть и т. д.

«Неисповедимы пути Господни» в книгах

ЧАСТЬ IV. ПУТИ ГОСПОДНИ НЕИСПОВЕДИМЫ

Из книги Бродяга автора Зугумов Заур Магомедович

ЧАСТЬ IV. ПУТИ ГОСПОДНИ НЕИСПОВЕДИМЫ Благородство и подлость, отвага и страх — Все с рожденья заложено в наших телах. Мы до смерти не станем ни лучше, ни хуже, Мы такие, какими нас создал

Глава 7 Пути Господни неисповедимы

Из книги Генерал Маргелов автора Смыслов Олег Сергеевич

Глава 7 Пути Господни неисповедимы В 1946 году генерал-майор Маргелов был зачислен в Высшую Военную академию имени К. Е. Ворошилова. Как раз в этом году академия под руководством Героя Советского Союза генерала армии М. В. Захарова перешла на двухгодичный срок

Пути Господни неисповедимы

Из книги Чудо исповеди. Непридуманные рассказы о таинстве покаяния автора Коллектив авторов

Пути Господни неисповедимы Вера Тимофеевна Верховцева (1862-1940) собиралась исповедоваться и причаститься после долгого перерыва и, молясь Богу, чтобы Он послал ей достойного священника, во сне увидела духовника покойной матери, о котором никогда не вспоминала. В старом

Глава 4. ПУТИ СУДЬБЫ НЕИСПОВЕДИМЫ

Из книги Начальник внешней разведки. Спецоперации генерала Сахаровского автора Прокофьев Валерий Иванович

Глава 4. ПУТИ СУДЬБЫ НЕИСПОВЕДИМЫ В 1946 году Александр Михайлович Сахаровский получил назначение в Москву, в центральный аппарат МГБ СССР.Советские чекисты — контрразведчики и разведчики — продолжали свою, подчас невидимую, войну с теми, кто всячески препятствовал

ПУТИ ГОСПОДНИ НЕИСПОВЕДИМЫ

Из книги Воспоминания склеротика автора Смирнов Борис Натанович

ПУТИ ГОСПОДНИ НЕИСПОВЕДИМЫ Никогда в детстве меня не тянуло стать актером. Моя мечта была пойти по пути Циалковского и создавать реактивные двигатели, о которых я вполне прилично знал, пользуясь технической библиотекой заштатного городка Луначарска, где в свое

Неисповедимы пути господни

Из книги Прямой наводкой по врагу автора Кобылянский Исаак Григорьевич

Неисповедимы пути господни Среди нескольких солдат, пополнивших батарею в сентябре, самым молодым был Вячеслав Цыбульский. Он попал к нам где-то на границе Донбасса и Запорожской области. Восемнадцатилетний голубоглазый русый парень чуть меньше среднего роста, он

Пути господни неисповедимы

Из книги Моя коллекция автора Разумовский Лев Самсонович

Пути господни неисповедимы По-разному сложилась судьба моих друзей, вместе со мной закончивших ЛВХПУ в 1953 году и получивших распределения в разные концы необъятной нашей родины.Наибольший успех достался моему другу Вите Круглякову, которого судьба закинула в столицу

Пути твои неисповедимы

Из книги Девять граммов в сердце… (автобиографическая проза) автора Окуджава Булат Шалвович

Пути твои неисповедимы Вечер. Мы с Виташей идем на педсовет. В учительскую. Это будет знаменитый педсовет.- Сейчас Шулейкин с тобой счеты сведет, — смеется Виташа. — Он давно готовится. Он это умеет.Пришла пора. Я знаю. Я чувствовал приближение грозы. То бьет, то ласкает.

Неисповедимы пути Господни

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Неисповедимы пути Господни Из Библии. В Новом Завете (Послание апостола Павла к Римлянам, гл. 11, ст. 33) сказано: «О бездна богатства и премудрости и ведения Божия! как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!»Иносказательно о непредсказуемости судьбы, невозможности

Пути господни неисповедимы…

Из книги Второй пояс. Откровения советника автора Воронин Анатолий Яковлевич

Пути господни неисповедимы… С первых дней пребывания в Кабуле Шакур Джан попал в водоворот стремительных событий, мелькавших перед глазами, словно картинки стробоскопа. Огромный шумный город, разительно отличавшийся от Кандагара более широкими улицами и огромными

Пути искусства неисповедимы…

Из книги Литературная Газета 6399 (№ 1 2013) автора Литературная Газета

Пути искусства неисповедимы… Пути искусства неисповедимы… ПАЛИТРА — Скажите, эти картины светятся потому, что здесь профессионально направленный свет, или в обычном освещении всё выглядит точно так же? — Я и сам впервые такое свечение вижу и очень удивлён — в наших

Из книги Газета Завтра 329 (12 2000) автора Завтра Газета

ПУТИ ГОСПОДНИ НЕИСПОВЕДИМЫ Фантасмагория закончена, политическая фантазия замерла перед новыми событиями. Но ответим на несколько простых вопросов. Что может хорошего принести человек, который ради власти шел на предательство своей присяге Советскому Союзу и

Откуда возникло выражение «Пути Господни неисповедимы»?

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Откуда возникло выражение «Пути Господни неисповедимы»? Иеромонах Иов (Гумеров)Источником этого афоризма являются слова св. апостола Павла: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! (Рим.11:33).Апостол изумляется

Из книги Колдуны в законе автора

Пути Господни неисповедимы Итак, мы заблудились от пути истины, и свет правды не светил нам, и солнце не озаряло нас. Мы преисполнились делами беззакония и погибели и ходили по непроходимым пустыням, а пути Господня не познали. Какую пользу принесло нам высокомерие, и что

Беспощадность смерти: Пути Господни Неисповедимы

Из книги Книга, которая лечит. Я забираю вашу боль! Энергия Сотворения автора Коновалов С. С.

Беспощадность смерти: Пути Господни Неисповедимы Не представлял он себе и тех испытаний, которые ожидали его в ближайшем будущем, и не думал о том, как они повлияют на его поиски. А случилось страшное: однажды позвонила мама и сообщила, что отец лежит в госпитале с

Пути господни неисповедимы — фраза, означающая: Никто не знает своей судьбы (кроме господа Бога).

Применяется и на латыни — Investigabiles viae Domini или Viae Domini imperceptae sunt (Пути господни неисповедимы).

Слово неисповедим означает — неизвестный, непостижимый (Толковый словарь , 1935-1940)

Источником для выражения является фраза из Библии, произнесенная Апостолом Павлом в (строка 33): — «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!».

Иногда выражение применяется в том смысле, что все в мире предопределено. Писатели древности часто использовали эту мысль в своих сюжетах. Так, сюжет древнегреческой трагедии Сафокла (496-406 гг. до н. э) «Царь Эдип» таков — предсказал родителям Эдипа, что их сын убьет собственного отца и женится на своей матери. Повзрослевший Эдип, узнав о предсказании, решает покинуть своих родителей, чтобы избежать злой участи. У города Фивы на него чуть не наехала колесница, всадники которой начали оскорблять и бить юношу. В завязавшейся драке Эдип убивает всех путников. Прибыв в Фивы он узнает, что царь этого города был недавно убит разбойниками. Он берет в жены вдову погибшего царя, а сам становится царем. Через 15 лет на город обрушивается эпидемия чумы. Пытаясь найти причину чумы, жители города обращаются к дельфийскому , который говорит о необходимости найти и изгнать убийцу царя. Поиск убийцы доводит Эдипа ужасной истины: убийца царя он сам — царь (его отец) был в той колеснице, всадники которой напали на Эдипа. Царь Фив и его супруга были на самом деле родителями Эдипа. Когда Эдип только родился, его родители, узнав о страшном предсказании, решили убить ребенка, поручив это слуге, но тот, сжалившись над маленьким Эдипом, передал его пастуху. Вскоре Эдип был усыновлён коринфским царем Полибом (от которого позже ушел, считая его отцом и пытаясь избежать предсказания).

Близкие по смыслу пословицы:

Примеры

Талеб Нассим Николас (рожд. 1960)

«Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости» (2012 г.): «То, что я называю генератором исторических событий, не просматривается в самих событиях – так же как в деяниях богов не угадываются их намерения. Как говорится, неисповедимы пути Господни .».

(1883 — 1923)

(1873 — 1950)

» » (1933—1948): «И вот, пишет ему старец из Оптиной, высокой жизни: «Не проникай земным разумом в Пути Господни . Это вам во испытание крепости душевной ниспослано, а то и во избавление от скорбей горших. Молись, чадо малодушное, да просветит Всеблагий сердце твое. Аминь».»

(1829 — 1890)

«Княжна Тараканова» — «Судьбы божьи неисповедимы . Мы выправили бумаги, кончили снаряжение, подняли паруса и поплыли. Но едва «Северный орел», нагруженный богатством графа, вышел из гавани, нас встретила страшная буря.»

(1828 — 1910)

(1738—1833)

«Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков», 1738-1759 гг.

Болотов пишет про то, какой выбор стоял в его детстве перед ним — «Теперь одному Богу известно, лучше ли или хуже мы сделали, что не приняли ни одного из деланных нам предложений. Из всех оных определение в пажи казалось бы всех прочих для меня было выгоднее: я был бы при дворе, мог бы ко всему присмотреться, но, что всего лучше, мог бы продолжать свои науки, ибо известно, что пажей и языкам и всему учат, а сверх всего того, может быть, мог бы скорее и в люди выйтить. Однако и то еще сказать можно, что, может быть, я бы тут, по известной резвости и беспутству пажей, избаловался и сделался негодяем. Самая льстящая более всего надежда, что находиться бы я стал под покровительством г. Шепелева, была обманчива, ибо после услышали мы, что сей почтенный старичок в тот же год еще умер, а вскоре за ним переселился в вечность и г. Рахманов; следовательно, и в гвардейской службе была б мне не находка: я мог бы закостенеть в оной в низких чинах и потерял бы более, нежели нашел. Словом, судьбы Господни неисповедимы , и, может быть, самой судьбе угодно было отвлечь меня от сих обоих служб и вести совсем иным путем и дорогою.»

Болотов пишет про то, что когда он приехал просить высшее командование о повышении в должности, которым его незаслуженно обошли, благодаря ему таковое получили и другие, давно дожидавшиеся просители — «Обстоятельство сие каково ни было натурально, но, судя об оном с другой стороны, можно некоторым образом сказать, что, может быть, помянутая медленность в произвождении оных происходила и не по слепому случаю, а имело в том соучастие и невидимое смотрение Божеское и святой его обо мне промысл. Всем им давно бы надлежало произведенными быть в офицеры, и тем паче, что во многих были сильные ходатаи и просители и даны были обещания все сделать, но господина Яковлева власно как нечто невидимое отводило от исполнения, и он власно как нарочно дожидался меня, чтоб в список их поместить и мое имя и тем удобнее доставить мне чин офицерский, а без того было ему гораздо труднее и может быть совсем невозможно для одного меня завоевать новое произвождение. Словом, судьбы и промыслы Господни неисповедимы и нами непроницаемы .»

Вопрос:

Здравствуйте! Очень бы хотелось узнать: откуда возникло выражение: «Пути Господни неисповедимы» и что оно означает.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Источником этого афоризма являются слова св. апостола Павла: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! (Рим.11:33).

Апостол изумляется величием и премудростью Божественного Промысла, который непостижимыми для человека путями ведет человечество к предназначенной Им от века цели. «О путях же не сказал: непостижимы, но: неисследимы, то есть не могут даже быть исследуемы. Пути Его, то есть способы домостроительства, не только не могут быть постигнуты, но даже исследованы, то есть нельзя даже видеть следа их» (блаж. Феофилакт). Славянское слово неисповедимый значит «невыразимый словами», «неизреченный».

О путях Божественного Промысла мы знаем в той мере, в какой Сам Господь нам открывает для нашего спасения. Все, что сверх этого, сокрыто в бесконечной Премудрости Божией. «Рассказывают, что авва Антоний, будучи однажды приведен в недоумение глубиною домостроительства Божия (управления миром) и судов Божиих, помолился и сказал: «Господи! Отчего некоторые из человеков достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют всеми земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетою?” Долго был он занят этим размышлением, и пришел к нему глас: «Антоний! Внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это душевредно”» (Отечник).

В наш век, когда смирение является редчайшей добродетелью, часто встречаешь людей, которые самонадеянно оценивают пути Господни. Это происходит от скрытой или явной гордости. «Бедственно любопытствовать о глубине судеб Божиих, ибо любопытствующие плывут в корабле гордости» (Преп. Иоанн Лествичник).

«Несправедливо всё на свете,
Ну где же Бог? Зачем молчит?
Зачем же терпит Он всё это?
Ведь на несчастьях мир стоит…»
Такими мыслями терзаясь,
По лесу юноша шагал,
Вопрос такой понять стараясь,
Домой тропинку потерял.
Но вдруг навстречу путник с сумкой
Идёт дорогою лесной,
И на вопрос: «Укажешь путь мне?»,
Ответил: «Да, пойдём со мной».
Змеёй в лесу тропинка вилась
(Скорей бы долгожданный дом),
Вдруг перед ними появилась
Избушка под большим кустом.
Хозяин, их радушно встретив,
И накормил, и напоил,
А юноша, добро отметив,
О чаше золотой спросил.
«О, мне подарок — эта чаша,
От бывшего уже врага,
И это символ дружбы нашей,
Она мне очень дорога».
Хозяин вышел на минутку,
А путник вещи все собрал,
Потом припрятал чашу в сумку,
И вместе с юношей удрал.
Спросив за тот поступок подлый,
Услышал юноша в ответ:
«Молчи, мой друг, пути Господни
Не человеческие, нет».
К другой избушке их дорога
Немного позже привела,
Но из неё вдруг голос строгий,
Как будто острая стрела:
«Эй, убирайтесь-ка отсюда,
Для вас здесь нет ничего,
И если жить хотите, люди,
Идите с места вы ceго!»
Хозяин дома их отправил,
Но перед тем, как уходить,
Вдруг путник чашу там оставил,
Решил подарок подарить.
«Но ведь несправедливо это, —
С досадой юноша сказал, —
Ведь он скорей достоин смерти,
А ты ему подарок дал…»
Но путник наш, вздохнув свободно
Сказал ему опять в ответ:
«Молчи, мой друг, пути Господни
Не человеческие, нет».
Уйдя от злого человека,
Ночной дорогой в лес пошли.
В избушке старой дровосека
Они ночлег себе нашли.
Тот дровосек был беден очень,
Да шестерых имел детей.
Хоть кушать нечего, но впрочем
Он принял радостно гостей.
Единственным богатством были
Любовь да дружба в доме том,
Но чем уж очень дорожили,
Так это был их старый дом.
С утра детишки побежали
Грибы к обеду собирать,
Хозяйка всё белье собрала,
Пошла на речку полоскать.
В лесу дрова рубил хозяин,
Он зарабатывал, как мог,
А путник, будто злобный Каин,
Взял спички и их дом поджёг.
Тут наш герой не смог сдержаться:
«Да как так можно поступать?!
Ведь этот дом — все их богатство,
Зачем им нужно так страдать?!»
Но снова путник тот негодный
Уже знакомый дал ответ:
«Молчи, мой друг, пути Господни
Не человеческие, нет».
Вот у окраины дороги
Стоит избушка над рекой,
Хозяин там, хоть был и строгий,
Но пригласил гостей домой.
Хозяин — пожилой мужчина,
Жену недавно потерял.
Одну имел он радость — сына,
А людям всем не доверял.
Как бы то ни было, принявши,
Гостей хозяин накормил,
А сына попросил, чтоб дальше
За речку он их проводил.
Вот мост дошли до половины
И путник мальчика позвал,
С ним поравнявшись, что есть силы
Столкнул его, и тот упал.
Тут юноша не мог сдержаться:
«Да как же так? Кто ты такой?
Да сколько ж может продолжаться
Несправедливость эта? Стой!»
Тут путник, словно луч весенний,
Вдруг ярким светом засиял,
И через несколько мгновений
Прекрасным ангелом он стал.
Потом, взмахнув рукой свободно.
Он отвечал, рассеяв свет:
«Молчи, мой друг, пути Господни
Не человеческие, нет.
Ты помнишь первый дом и чашу,
Хозяин, что имел ее…
Так вот, туда был яд подмешан,
Ему я жизнь дал за нее.
А помнишь злого человека,
Который нас тогда прогнал?
Ему оставил чашу эту…
Я дал лишь то, что он избрал.
В сгоревшем доме, разгребая
Золу и пепел, дровосек
Тот золото нашел, рыдая,
Богатым стал тот человек.
А мальчик, что в последнем доме,
Как вырос бы — убийцей стал.
А так в пришествии Христово
В число спасенных он попал!
Когда отца утешат люди,
Добрей намного станет он,
И в будущем он тоже будет,
Когда Иисус придет, спасен.
Что видишь, то незнанью сродни.
Не отвергай прозренья свет,
И помни, что пути Господни
Не человеческие, нет…»
Как часто в жизни скоротечной
Мы видим горе и беду,
И в этой горести сердечной
Живем, как будто бы в аду.
Но ты, мой друг, доверься Богу,
Ведь знает Он, как повернуть
Твою невзрачную дорогу
На новый, светлый, чистый путь.
Так что ты помни, друг, сегодня
И через много-много лет:
Воистину пути Господни
Не человеческие, нет!
Сергей Степанюк

После приветствия задаю слушателям одну библейскую загадку: кто из героев Библии три раза говорил неправду, и Бог был с ним, а как только один раз сказал правду – Бог оставил его. Для ответа всего лишь откроем книгу Судей 16:4-22.
Давайте теперь обратимся к 11-й главе книги Иова, стихи 7-8. «Можешь ли ты исследованием найти Бога…» Об этом же мы сможем прочитать и в послании к Римлянам 11:33 » …как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!»
В книге Иисуса Навина мы можем прочесть о Раав-блуднице (И. Навина 2:1 и 6:16-24), во 2-й книге Царств 11-й главе о Давиде и Вирсавии.
А как прекрасно цитирует самого Господа пророк Исаия (Ис. 55:8-11) – «Мои мысли – не ваши мысли, не ваши пути – пути Мои, — говорит Господь»
Эти слова ясно свидетельствуют нам о суверенности Бога, о том, что лишь Он полностью самостоятелен в Своих решениях. Чтобы ещё раз утвердится в этом, мне кажется, необходимо поделиться с вами одной притчей, которая встретилась мне как-то в христианской литературе. Был некогда один монах-отшельник, который пытался увидеть Божьи пути, но не мог определить, в чём же Божьи планы, в чём промысел Господний в тех или иных жизненных обстоятельствах. И вот однажды приснился ему сон.
В этом удивительном сне к нему подошёл какой-то человек и просто потребовал, чтобы монах отправился с ним. Они тут же, без долгих сборов, ушли из пристанища этого отшельника, а вечером заночевали в отдалённой деревне у какого-то человека, который поделился с ними великой радостью. Между ним и его соседом была давняя вражда, не просматривалось никаких путей, чтобы помириться, никаких точек соприкосновения, но буквально сегодня (вот в этот день) сосед пришел к нему с миром и в знак примирения подарил ему золотую чашу.
Но утром, когда оии отправились в путь, отшельник очень удивился, когда его спутник показал ему прекраснейшую чашу, украденную им у этого гостеприимного хозяина. Опешив от подобного коварства, монах едва открыл рот, как этот человек строго сказал ему: «Молчи, это пути Божии…»
Так они прошли ещё целый день и к вечеру подошли к одной едва не падающей от ветхости хижине. Им казалось неудобным беспокоить такого бедняка, но хозяин очень дружелюбно принял их и даже угостил тем, что сам имел на ужин – миской постной похлёбки.
На следующий день, когда они снова отправились в путь, отшельник увидел, что его спутник немного поотстал. Когда же он услышал шаги своего попутчика, то, обернувшись, увидел, как горит хижина, в которой им довелось переночевать. На прямой вопрос этот непонятный спутник ясно ответил, что это он поджёг хижину. Огорченный таким его поведением, отшельник хотел отвернуться и уйти от него, но тот снова произнёс вчерашнюю фразу: «Пойми, это пути Божии…»
Молча шли они дальше, и отшельник рассуждал про себя – ну, как же это может быть Божьими путями, Бог бы так никогда не поступил!
Вечером им пришлось заночевать в первом попавшемся доме, хотя взгляд угрюмого хозяина вовсе не вызывал доверия. Но быстро стемнело, и они всё же остались на ночлег в этом доме. Им казалось, что этот человек вряд ли способен на что-то доброе, следовало, судя по всему опасаться этого хозяина. Лишь ненадолго его лицо просветлело, когда он обратился с какой-то просьбой к сынишке, возившемуся в углу. Прошла ночь, и на следующее утро спутник нашего монаха попросил хозяина, чтобы мальчонка проводил их до главной дороги в этой местности.
Хозяин долго не соглашался, но всё же был вынужден отпустить малыша с ними. Через некоторое время они подошли к узкому мостику, переброшенному над горной речкой. А, если быть более точным, это были всего несколько жёрдочек, внизу же порогами и водопадами шумела и клокотала река. Отшельник рискнул идти первым.
Достигнув противоположного берега, он обернулся. О ужас! Его спутник столкнул мальчика в бурлящий поток. Шум потока заглушил его предсмертные крики, а вскоре он совсем скрылся из глаз.
Совершенно возмущённый монах закричал в сердцах: «Да ты – сам сатана! Я больше не сделаю вместе с тобой ни шагу…» Но спутник и в этот раз повторил ему:
«Молчи, это пути Божии!» При этом неописуемый небесный свет озарил его лицо.
Желая успокоить отшельника, он продолжал говорить – «Ты хочешь знать причину эти событий?! Да, я забрал в первом доме чашу, так как примирение было притворным, а чаша – отравленной. Едва хозяин попытался бы воспользоваться ею, как тут же погиб бы на месте. Не ясен был тебе и второй случай. А он ещё проще…
В мусоре сгоревшей хижины хозяин должен найти драгоценные камни, оставленные кем-то из его предков. Они помогут бедняку, и отстроить новый дом, и начать новую, на сей раз безбедную жизнь. Вот теперь и сегодняшнее происшествие. Хозяин из любви внушил бы мальчику стать таким же, как и он, разбойником и убийцей.
Скорбь же о потерянном сыне ещё может помочь ему измениться, будет отцу в благословение. Не так ли?.. Видишь, у Бога в каждом случае были добрые и мудрые намерения, хотя тебе они были непонятными и даже казались неугодными Богу».
Закончив свой рассказ, таинственный спутник (а это был ангел Божий!) просто растворился в воздухе. Отшельник проснулся со слезами на глазах. Этот сон научил его доверять Богу, не пытаясь рассуждать и осмысливать Его, Божьи, поступки.
Напоследок мне хотелось бы привести вам ещё один пример из Библии. Откроем Бытие, 43-ю главу. Домоправитель, начальник над домом Иосифа беспрекословно принимал повеления хозяина. «Брось этих людей в темницу!» или «Пойди, пригласи их обедать со мной!» или «Возврати им их серебро!» или «Приведи их скорее обратно!..» Он умел доверяться и принимать все решения и просьбы, какими бы странными и противоречивыми они бы не выглядели на первый взгляд. Много позже он узрел великий план Божий в отношении Иосифа. Я думаю, что каждый из нас должен выработать в себе эту важную привычку – в доверии Господу идти до конца. Не зря же в Послании Иакова написано – «Человек с двоящимися мыслями не твёрд во всех путях своих». (Иакова, 1:8)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *