Государственный строй византийской империи

Возникновение и падение Византийской империи (IV—XV вв.)

Еще при Константине Великом (306—337) было решено перенести столицу Римской империи в Константинополь — столицу Византийской империи (город был основан в 324—330 гг. на месте г. Византий).

В 395 г. Римская империя окончательно разделилась на Западную Римскую империю (Рим, Равенна) и Восточную Римскую империю (Византия). В состав Византии вошли: Греция, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет, Балканский п-ов, часть Месопотамии, Армения, южное побережье Крыма и Кавказа (через эти страны Византия вела оживленную торговлю с Индией, Китаем, Ираном, Северной Африкой, славянами и скандинавами). В последующие века на ее территории селились готы, славяне, арабы, печенеги, половцы. Однако доминирующую роль всегда играли греки.

В то время как Рим с IV в. стремительно терял свои позиции под напором варварских племен и внутренних противоречий, Византия приобретала могущество и влияние в своем регионе.

В период зарождения феодального государства (IV—VII вв.) в Византии в отличие от Рима было уничтожено крупное землевладение рабовладельческого типа, поэтому рабский труд, не исчезнув совсем, перестал играть решающую роль в производстве.

В начале VIII в. изза экспансии Арабского халифата Византия потеряла большие территории. Земельный фонд государства стал пополняться за счет секуляризации монастырских владений, чьи земли передавались общинам и феодалам за службу. Это привело к образованию крупных феодальных хозяйств и закрепощению крестьян в XI—XII вв. К X в. богатейшие феодалы приобрели определенную самостоятельность и независимость, что на фоне «иконоборческих войн» вызвало новый виток внутренних распрей, ослабление страны и территориальные утраты. Хотя угрозу со стороны Османской империи удалось временно снять в результате крестовых походов западноевропейского рыцарства в 1096—1270 гг. Однако сами крестоносцы, потеснив турок, остались недовольны действиями Византии, и во время четвертого кресто-вого похода в 1202—1204 гг. Константинополь ими был полностью разграблен. На землях Византии они образовали Латинскую империю, в 1261 г. распавшуюся на самостоятельные Никейское, Трапезундское и Эпирское царства.

Восстановление империи началось с возвышения Никейского царства. Однако достичь былого могущества так и не удалось. Этому мешали постоянные схватки за трон, временами перераставшие в настоящие гражданские войны, полное и хроническое расстройство финансовой системы, резкое сокращение и деморализация армии, расширение национально-освободительной борьбы покоренных народов (славян, албанцев, армян, персов, болгар, сербов и др.).

В 1453 г. войска турецкого султана штурмом взяли Константинополь, который был переименован в Стамбул.

Особенности общественного строя Византийской империи

Все население Византии разделялось на следующие сословия:

  • привилегированное (духовная и светская аристократия, служилые люди);
  • городское;
  • крестьянское;
  • рабов.

Причем знатное сословие было неоднородным и в свою очередь делилось на почтенных и смиренных.

К служилому сословию относились лица, состоявшие на гражданской, военной или придворной службе:

  • сенаторы — крупнейшие земельные аристократы, наделенные широкими иммунными правами (освобождение от бремени основных налогов, привлечение к ответственности только с санкции императора и сената, в отношении их не могли применяться тяжкие и позорящие виды наказания); они занимали все важнейшие государственные должности, но при этом имели определенный круг обязанностей — ежегодные дорогие подарки императору, невозможность покидать столицу без санкции императора, обязательность выполнения государственных поручений;
  • динаты — крупные землевладельцы, к которым относились магистры, областные начальники, митрополиты, епископы, игумены;
  • куриалы и декурионы — мелкие и средние феодалы, входящие в состав городских курий; они контролировали сбор налогов с населения, несли за это личную и имущественную ответственность, были лично неприкосновенны и имели налоговые и судебные льготы);
  • духовенство (было неоднородным и до XII в.

не имело значительного влияния на государственную политику, но всегда было освобождено от прямых налогов и военной службы, имело судебные привилегии).

К представителям городского населения относились ростовщики, судовладельцы, объединяющиеся в цеха торговцы и ремесленники, мелкие землевладельцы, городской плебс.

Неоднородным было и крестьянство. В IV—VI вв. особенно ярко выделялись: колоны — свободные арендаторы и приписные (последние после 30 лет аренды прикреплялись к земле); свободные общинники, которые со временем путем патроната попадали в зависимость к феодалам.

В VII—X вв. крестьянская община распадается на кулаков, апоров (бедняков) и мистотов (наемных батраков). С VII в. из свободных крестьян-общинников сформировалось военное сословие стратиотов. Они считались свободными наследственными земледельцами, но при этом были обязаны нести службу с собственным конем и оружием. Такая система позволила государству всегда иметь готовую и сильную армию. Со временем, когда армия стала наемной, большая часть стратиотов превратилась в феодалов.

В X—XI вв. дальнейшее расслоение крестьянского населения привело появлению зависимых крестьян в виде:

  • париков (принадлежали частным лицам, выполняли барщину, платили ренту хозяину, платили подати государству);
  • элевтеров (имели право перехода);
  • актимонов (беднейшая часть из беглых крепостных, которые за приют становились париками).

Рабы (дулы) использовались в сельском и домашнем хозяйстве, в ремесленных мастерских, но далеко не так широко, как в Риме. Их положение существенно смягчалось: была установлена строгая ответственность за убийство раба, облегчено и поощряемо государством их освобождение, им разрешено было под поручительством хозяина владеть своим делом, допускались браки со свободными и дети при этом также считались свободными. К XIII в. все рабы превратились в париков.

Государственный строй Византийской империи

Всю полноту светской и церковной власти олицетворял император Ромейского государства, личность которого считалась священной. Он назначал высших сановников, издавал законы, созывал церковные соборы, назначал высших церковных сановников. Однако вследствие отсутствия четко установленного порядка престоло-наследия (избирался знатью, войском и наместниками провинций, короновался патриархом) высший статус не защищал императора от покушений (из 107 императоров только 42 умерли своей смертью или погибли в сражении). Поэтому сложилась практика, при которой, опасаясь переворотов, император еще при жизни назначал «соправителя».

Синклит (сенат) как совещательный орган при императоре участвовал во всех его делах, но решающей роли не играл, а с X в. некоторые его существенные полномочия отошли к императору (обсуждение законопроектов, назначение чиновников, финансовый контроль).

Консисторий (государственный совет) также был совещательным органом при императоре. Однако его функции были гораздо шире и реальнее. По сути, консисторий являлся центральным органом исполнительной власти, а также имел некоторые судебные функции. Важнейшими чиновниками в нем являлись префекты:

  • префект претория Востока (управлял территориями Малой Азии, Египтом и Фракией), префект претория Иллирии (руководил управлением владениями империи на Балканском п-ове);
  • префект Константинополя (эпарх) был председателем сената, заведовал высшей судебной властью в столице, обеспечивал ее продовольствием и разбирал дела ремесленных цехов и торговых коллегий, подчинялся лишь императору;
  • начальник дворца (ведал охраной императорских апартаментов и присутственных мест, полицейской и почтовой службами, дипломатическими отношениями);
  • квестор дворца (председательствовал в госсовете, ведал подготовкой законопроектов, разбирал дела по земельным спорам и завещаниям);
  • два комитета финансов (государственный, комит «священных щедрот») и комит частных дел (императорские имения, дворцы, конные заводы);
  • два магистра (пехоты и кавалерии).

В ходе административных реформ VII в. все чиновничество было разделено на 60 разрядов. Высшие сановники — логофеты — руководили соответствующими канцеляриями (секретами), в которых работало остальное мелкое и низкооплачиваемое чиновничество. Все должностные лица назначались монархом. С конца IX в. установилась система, в соответствии с которой все государственные должности стали подразделяться на 18 последовательных разрядов.

Армия долгое время была сильной и организованной. Для обеспечения этих качеств в VII в. из общинников создано особое военное сословие — стратиотов (воинов), получавших земельный надел (один из сыновей обязательно служил в войске). С XI в. увеличивается число наемников, в армию вступают целые племена (например, готы).

Судебную систему образовали: императорский суд; госсовет; суд константинопольского эпарха; квестор; стратиги в фемах и провинциях; суды канцелярий; многочисленные церковные инстанции (суды константинопольского и антиохийского патриархов, митрополитов, архиепископов, епископов), рассматривавшие дела о преступлениях духовенства, преступления против религии, брака, нравственности, нарушения жителей церковных и монастырских земель; вотчинные суды.

Система местного управления была достаточно сложной. Обе префектуры (Восточная и Иллирийская), делились на семь диоцезов, диоцеза включала 50 провинций, состоящих из общин. Далекие владения с VI в. возглавлялись наместниками — экзархатами (в Италии — Равенский, в Африке — Карфагенский), обладавшими военной и гражданской властью.

С VII в. в условиях многих военных угроз отдаленные и пограничные провинции стали управляться военачальниками — стратигами. Была образована фемная система управления, т.е. создавались фемы — военно-административные округа (в X в. насчитывался 31 военный округ). Фема делилась на турмы, а те — на более мелкие военные подразделения во главе с комитами и трибунами.

Особенности права Византийской империи

Становление византийской правовой системы

После падения Западной части Римской империи и прекращения многовековой истории Рима ее Восточная часть превратилась в самостоятельное государство, которое еще на протяжении почти тысячелетия продолжало хранить и развивать традиции своей исторической колыбели. И если со стороны публично-правового порядка Византия наследовала лишь некоторые управленческие институты, то с точки зрения права именно она путем кропотливой и глобальной систематизации вековых накоплений и наслоений римской правовой практики, приведшей к созданию фундаментального Corpus juris civilis, завершила длительный процесс формирования римского права.

Более того, Восточная Римская империя в ходе своего самостоятельного развития пошла еще дальше. Опираясь на положения древнеримского права, она создала свою, особую правовую систему — византийское право. Сложившееся в течении VI—XV вв. на основе адаптированных к специфике развивающихся феодальных отношений положений Свода Юстиниана и последующего законотворчества византийских императоров, оно оказало огромное влияние на формирование национального права многих восточноевропейских и некоторых других стран. В отличие от собственно римского права характерной чертой византийского права был дуализм церковного и светского права. Эта особенность была воспринята возникающими государствами, где положения византийского права зачастую становились основой действующего законодательства. Не избежали этого и страны, оказавшиеся в лоне Римско-католической церкви.

Основные источники византийского права

После реформы Юстиниана пользование какими-либо иными источниками, кроме его Кодекса, а также его произвольное истолкование были категорически запрещены. Однако дальнейшее развитие общественных отношений, последовательная череда реформ требовали внесения соответствующих корректив в правовую систему. Особенности отдельных префектур также требовали определенной гибкости в использовании имперского законодательства. Так, появлялись эдикты префектов по вопросам налогов, пошлин, управления, действовавшие на территории префектур.

В самой Византии с IV по VIII в. действовали Кодекс Феодосия и Свод Юстиниана, затем вновь начались периодические работы по систематизации и кодификации права. Наиболее значительными источниками византийского права стали такие нормативно-правовые акты, как Эклога, Номоканоны, Земледельческий закон, Прохирон, Эпанагога, Базилики, Шестикнижие Арменопула и др.

Эклога (726) — сборник гражданских, уголовных и процессуальных законов, созданный в Византии на основе обновленного свода Юстиниана, имевший целью облегчения восприятия правовых предписаний чиновниками и судьями, а также упрощения понимания для широких слоев населения. Эклога получила широкое распространение в некоторых славянских странах, а на Руси стала основой Кормчей книги.

Земледельческий закон (VIII в.) — памятник византийского обычного права, регламентировавший взаимоотношения людей, компактно проживающих в сельской общине. Также был распространен среди славянских народов. Его положения были посвящены установлению ответственности за некоторые, наиболее распространенные в сельской среде правонарушения (кража зерна, плодов, леса, потрава посевов и т.п.).

Номоканоны представляли собой общее название для сборников норм церковного и светского права — Номоканона Схоластика (VI в.) и Номоканона Фотия (IX в.). На Руси, где получили широкое распространение, были известны под именем Кормчих книг.

Прохирон (879), означающий «находящийся под рукой», был выполнен на основе греческих вариантов Свода Юстиниана. Он представлял любой консолидированный сборник норм гражданского, уголовного, судебного и церковного права и являлся обязательным руководством для судей. Он заменил собой Эклогу и впоследствии наряду с Эпанагогой был одним из источников норм право-славного церковного права.

Базилики (Василики, царские законы, ок. 888 г.) стали последним обновлением к тому времени уже строго кодифицированной и упрощенной редакции Свода Юстиниана. Кроме того, базилики содержали действующие положения церковного права и Прохирона в 60 книгах. После базиликов византийское право официально больше никогда не систематизировалось; на славянские языки они не переводились.

Эпанагога (возвращение) представляла собой сборник византийского права конца IX в., основой которого явились положения Свода Юстиниана, Прохирона и Эклоги, отразившие особенности и тенденции взаимоотношений феодального государства и церкви.

Книга Эпарха (Х в.) — это своеобразный консолидированный сборник специальных уставов различных корпораций и цехов, надзор за деятельностью которых был возложен на константинопольского эпарха.

Шестикнижие Арменопула (1345) стало последней систематизацией византийского права, предпринятой в частном порядке фессалоникским (г. Салоники) судьей Арменопуло в попытке дополнить действующий, но к тому времени уже устаревший Прохирон новыми нормами уголовного и гражданского права. Примечательно, что после падения Византии в 1354 г. Шестикнижие было распространено в Греции, Валахии, Бессарабии. С присоединением Бессарабии к России в 1812 г. продолжало действовать в местных судах до начала XX в.

Особенности преступления, наказания и судебного процесса

В византийском праве уголовно-правовые институты были зафиксированы в основном в таком важнейшем акте, как Прохирон.

Преступления классифицировались по следующей схеме:

  • государственные преступления (заговор, государственная измена), наказываемые смертной казнью;
  • преступления против религии (вероотступничество, раскол — смертная казнь, разрытие могил и ограбление мертвых, лжеприсяга и колдовство — отсечение языка и телесные наказания);
  • имущественные преступления (кража — бичевание и штраф вдвойне похищенного; грабеж — бичевание и четверной штраф; разбой — посажение на кол; поджог — телесное наказание);
  • преступления против нравственности и семьи (насильственный брак, многобрачие, прелюбодеяние, кровосмешение, изнасилование, растление малолетних, обольщение, мужеложство, скотоложство — смертная казнь, изгнание, отсечение носа и др.);
  • преступления против личности (убийство — отсечение головы, убийство родственников — сожжение; телесные повреждения — членовредительские наказания, побои, продажа свободного в рабство; клевета — отсечение руки).

Судебный процесс по Прохирону был инквизиционного типа. Доминировала система формальных доказательств. Например, свидетелями не могли быть несовершеннолетние, женщины, слуги, члены семьи, товарищи за товарищей, бедные, слуги за слуг, сыновья за отцов, глухие, немые, изобличенные в подлоге, еретики и т.д. Возможна была апелляция. В целом процесс был либеллярный: все его стадии оформлялись письменно: письменное прошение истца и возражение ответчика, протоколы, письменный приговор.

Особенности политического устройства государств феодальной цивилизации на историч. примере

Византийская империя:

Всю тысячелетнюю историю Византии можно условно разделить на три периода:

1.сер.IV-пер.пол.VII вв. — период разложения рабовладельческого строя и становления средневекового общества.

2.сер.VII-нач.XIII вв. — появление и развитие феодализма в Византии.

3.XII-сер.XV вв. — последний период, характеризующийся дальнейшим развитием феодализма и началом его разложения.

Уникальность Византийской цивилизации проявляется уже в том, что это единственная цивилизация, даты рождения и смерти которой известны с точностью до дня. Родилась Византия 8 ноября 324 г., когда на месте древнего городка Византий на берегу Босфора была заложена новая столица Римской империи, получившая название Константинополь, а завершила свой исторический путь 29 мая 1453 г., когда Константинополь был завоеван турками. Фактически же и история Византии как самостоятельного государства и история Византийской цивилизации началась в 395 г., когда Римская империя разделилась на две части. Ее восточные провинции вошли в состав Восточной Римской империи. Сами подданные называли ее Ромейской (римской), а себя ромеями (римлянами). Лишь в эпоху Возрождения итальянские гуманисты придумали для нее название — Византия — по имени древней греческой колонии Византий, на месте которой возник Константинополь.

Даже географическое положение Константинополя символично. Город стоял на стыке европейских и азиатских владений Римской империи, на перекрестке между Востоком и Западом. И Византийская цивилизация действительно представляла собой результат синтеза античных институтов и воззрений с восточно-христианской картиной мира. Географическое положение Константинополя, однако, имело отнюдь не только символическое значение. С одной стороны Мраморное море, с другой залив Золотой рог. Здесь пересекались важнейшие торговые пути. Через Византию проходил Великий шелковый путь в Китай, путь благовоний через Аравию, к портам Красного моря, Персидскому заливу и Индийскому океану. Кроме того военно-стратегическое положение Константинополя обеспечивало Византии господство над проливами. Границы Византии менялись в процессе ее более чем тысячелетней истории, но в периоды своего могущества Византия включала территории Балканского полуострова, Малую Азию, Северную Месопотамию, часть Армении, Сирию, Палестину, Египет, острова Крит и Кипр, Херсонес в Крыму, Лазику на Кавказе, некоторые области Аравии.

Население Византии весьма пестрое в этническом отношении, большую часть которого составляли греки, были также сирийцы, евреи, армяне, грузины, копты (в Египте). Незначительную группу представляли римляне. Всего к X в. в Византии население насчитывало 20-25 млн. человек. До VII в. преобладал латинский язык, но со временем государственным языком стал греческий.

Своеобразие Византийской цивилизации заключается в сочетании, синтезе античных институтов и воззрений с восточно-христианской картиной мира. Византия сумела сохранить все основные элементы наследства предшествующей Римской цивилизации — крупные города с преобладанием ремесла и торговли, рабовладение в сочетании с общинным земледелием, развитую культуру, в которой преобладали греческие элементы (Византия включила в себя территории некогда могущественных цивилизаций), сильное государство с развитым римским правом. Переход Византии к феодальным отношениям был менее болезненным, чем на Западе. Здесь сохранялись ранее созданные культурные ценностей и города центры цивилизационного развития. К тому же этот переход совершался гораздо медленнее, чем в Западной Европе. Он завершился лишь в XI в. В основном это был долгий процесс изживания рабовладения внутри самого византийского общества, и столь же сложный процесс рождения новых социально-экономических отношений.

На Западе варвары, находившиеся на уровне последних стадий первобытнообщинных отношений и ранней государственности, ускорили разложение старых рабовладельческих порядков и способствовали развитию новых феодальных. Такой путь становления феодализма получил название синтезного. В Византии становление феодальных порядков до VII в. осуществлялось бессинтезным путем. Синтезное развитие феодализма началось в VII-IX вв. В X-XII вв. в Византии складывается крупная феодальная собственность, однако византийский феодал-землевладелец не был полным хозяином в своем поместье. Государство держало владения феодала (и его самого) под своим надзором. Оно контролировало количество земли, которой владел феодал, число зависимых крестьян, имело право конфисковать землю. Само государство было собственником огромного числа земель. Особенностью развития Византийской цивилизации было то, что сильная централизованная власть сдерживала рост крупного частного землевладения, ограничивала автономность феодальных поместий. Но в то же время феодализм в Византии не был полностью государственным. Здесь сохранилось римское право, которое узаконивало частную собственность на землю.

Во главе Византийской империи стоял император-автократор (самодержец), именуемый по-гречески василевс (царь). Василевс обладал почти неограниченной властью, мог издавать и изменять законы, но никогда не ставил себя выше закона, отличаясь этим от тиранов. Император руководил армией, определял внешнюю и внутреннюю политику империи, хотя не являлся собственником всех земель, его владения были огромны. Резиденцией императора был Константинополь, откуда осуществлялось управление империей. В подчинении василевса был мощный, но громоздкий государственный аппарат, состоящий из многочисленных судебных, военных и налоговых ведомств. Сенат (греч. синклит) выступал как совещательный орган при императоре. Чиновниками и синклитиками (сенаторами) становились не только выходцы из родовой знати. До самых высоких чинов дослуживались и простолюдины, отличившиеся талантом и образованием. Люди низкого происхождения оказывались даже на императорском троне. Это не смущало византийцев, ибо они, как и римляне, считали, что все граждане империи от рождения равны между собой, а родовитость частное дело каждого. Империя как форма государственного устройства представлялась византийцам в качестве наиболее приемлемой и совершенной формы государственности. Идею империи византийцы унаследовали от Рима. Император выступал как господин, правитель, но не собственник государства как на Востоке. Идею империи укрепляло христианство, придавая ей священный характер. В IV в. один из сподвижников Константина Великого Евсевий Кесарийский создал политическую теорию, которая служила религиозным обоснованием византийской государственности. Согласно этой теории, светская и духовная власть в Византии слиты воедино, образуя симфонию (созвучие, гармонию). Император был не только светским правителем, но и главой церкви. Обожествлялась сама императорская власть, и распоряжения конкретных императоров рассматривались как божественные. И хотя император не обожествлялся (он считался смертным человеком), но по отношению к подданным василевс был подобием Отца Небесного, а неприкосновенной считалась сама императорская власть. Она не передавалась по наследству и, хотя личность императора считалась священной, неугодных императоров часто смещали. В Византии правило 109 императоров, и лишь 34 из них умерли своей смертью. Михаила III зарезали на пиру в его загородной резиденции, Никифора II убили в собственной спальне, Иоанна I отравили, Романа III утопили в ванне. Только за сто лет с начала царствования Василия II (976 г.) до начала правления Алексея I Комнина (1081 г.) было около 50 заговоров и мятежей. Важным положением в теории Евсевия Кесарийского было обоснование смысла и величия не только византийской государственности, но и Византийского государства. По Евсевию, история человечества начинается с Библейского Адама, потомки которого заселяют землю, дают начало целым народам, создают царства. Но вся эта история лишь подготовка к последнему, христианскому периоду, который начался с появлением Иисуса Христа. Теперь смыслом истории становится постепенное распространение христианства на все племена и народы на Земле, подготовка их ко второму пришествию Христа. Византия оплот христианства, она находится под Божественным покровительством и ведет к спасению все другие народы. Имперская идея помогла Византии сохранить целостность, мировую державу. Однако, имперская идея, византийская авторитарность, ориентированная на сохранение традиций и обычаев, сковывали общество. Феодалы так и не стали сословием. Положение аристократии оставалось неустойчивым. Заговоры и интриги были неотъемлемой частью жизни императорского двора.

Византийское государство IV-VII вв. унаследовало основные черты государственного строя поздней Римской империи. Во главе государства стоял император, наследник власти римских цезарей. Он обладал всей полнотой законодательной, судебной и исполнительной власти и являлся верховным покровителем и защитником христианской церкви. Византийская православная церковь играла огромную роль в укреплении авторитета императора.

Именно Церковь разработала и освятила официальную доктрину божественного происхождения императорской власти и проповедовала единение государства и Церкви, духовной и мирской власти (их симфонию) с явным приоритетом светской власти.

Ранневизантийская церковь была прямо подчинена императору. Власть византийского императора в IV-VII вв. не была произвольной. При всей широте полномочий императора она умерялась необходимостью следовать «общим законам» Империи и особенно отсутствием принципа наследственности престола. Новый византийский император избирался сенатом, «народом Константинополя» и армией.

Византийские императоры должны были нередко делать ставку в своей политике на одну из городских партий («голубые» и «зеленые»).

Другим фактором, сдерживающим самовластие императора, являлось наличие особого государственного органа византийской аристократии — константинопольского сената. Его влияние обеспечивалось самим составом сената, включавшим практически | всю правящую верхушку господствующего класса Византии.

С VIII в. начинается новое укрепление центральной власти Византии. Базой централизации и широкой завоевательной политики Византии в IX-X вв. послужила стабилизация экономики на новой феодальной основе.

В VIII в. политические организации и учреждения, ранее сдерживавшие всевластие византийского императора, приходят в упадок или полностью ликвидируются. С IX в. даже номинальное провозглашение императора «народом Константинополя» прекращается. Политическая роль константинопольского сената, упавшая еще в конце VII в., окончательно сводится на нет императорским указом конца IX в., лишившим сенат права участия в законодательстве Империи.

Единственной крупной политической силой в Византийском государстве остается православная (греческая) церковь. Ее авторитет и влияние в обществе повышаются. Она являлась единственным сдерживающим фактором во времена политической нестабильности, Византийская церковь предпринимала попытки подняться выше светской власти.

Император сохранил право выбирать патриарха из трех кандидатов, рекомендованных церковными иерархами, и низлагать неугодного патриарха. Но императоры практически не пользовались данным правом.

После периода политических потрясений наступило относительное спокойствие. Укрепление основ императорской власти в VIII-IX вв. сопровождалось изменением ее атрибутов. За византийскими императорами окончательно утверждаются греческие титулы василевса (царя) и автократора (самодержца). Василеве издавал законы, назначал и смещал высших чиновников, являлся верховным судьей и командующим армией и флотом.

Начиная с IX столетия выборность императора сменяется его переходом по наследству (принцип легитимности).

Размещено на http://www.allbest.ru/

Академия Государственной противопожарной службы МЧС России.

Кафедра истории и экономической теории.

ДОКЛАД

По учебной дисциплине «История государственного управления»

Тема: «Государственное устройство Византийской империи IX -XII веков»

Выполнил: студент группы 35113

Суркина Анна Владимировна

Москва — 2013 г.

1. История образования Византийской империи

Византийская империя (395-1453 г.) — государство, возникшее в 395 г. вследствие окончательного распада Римской империи. Столицей Византии был Константинополь, основанный императором Константином I на месте бывшей мегарской колонии. Название «Византийская» Восточная Римская империя получила в трудах западноевропейских историков уже после своего падения, оно происходит от первоначального названия Константинополя — Византий, куда римский император Константин I перенес в 330 году столицу Римской империи, официально переименовав город в «Новый Рим». Сами византийцы называли себя римлянами , а свою державу — «Римской империей». Западные источники на протяжении большей части византийской истории именовали её «империей греков» из-за преобладания в ней греческого языка. В Древней Руси Византию обычно называли «Греческим царством», а её столицу — Царьградом.

2. Территория

Византийская империя располагала территориальными владениями на 3-х континентах — в Европе, Азии и Африке. В состав Византии входила вся восточная половина Римской империи: Балканский полуостров с центром в Греции, острова Эгейского моря, Малая Азия, часть Месопотамии и Армении,Сирия, Палестина, Египет, Киренаика (Северная Африка), Крит и Кипр, отдельные области Аравии, Причерноморье (Крым и Кавказ), Иллирик и Далмация, Италия, острова западного Средиземноморья (Сицилия, Балеарские острова, Сардиния, Корсика), юго-восток Испании . Общая территория Византийской империи превышала 750 тыс. кмІ

3. Население

Этнический состав населения Византийской империи, особенно на первом этапе её истории, был очень разнообразным: греки, сирийцы, копты, армяне, грузины, евреи, фракийцы, иллирийцы, даки. С сокращением территории Византии часть народов осталась вне её пределов — в то же время сюда приходили и расселялись новые народы: готы, славяне, арабы , печенеги, половцы. В VI—XI вв. в состав населения Византии входили этнические группы, из которых в дальнейшем сформировалась итальянская народность. За IX — X вв. империя вдвое смогла расширить свои владения и ее население к 1025 увеличилось до 12 млн чел. Постепенное ослабление государства в XI — XIV вв. привели к резкому падению численности сначала до 9 млн чел. на момент захвата Константинополя крестоносцами в 1204, и до 5 млн чел к концу XIII в. Захваты турками-османами Балканского полуострова и Анатолии привели к сокращению численности населения до 2 млн чел. в 1311.

4. Экономика

В состав государства входили богатые земли с большим количеством городов — Древний Египет, Малая Азия, Греция. В городах ремесленники и торговцы объединялись в корпорации. Принадлежность к корпорации была не повинностью, а привилегией, вступление в нее было обставлено рядом условий. Установленные эпархом (градоначальником) условия для 22 корпораций Константинополя были сведены в 10 веке в сборник постановлений Книгу эпарха.

Несмотря на коррумпированную систему управления и очень высокие налоги, экономика Византии длительное время была самой сильной в Европе. Торговля велась со всеми бывшими римскими владениями на западе и с Индией (через Сасанидов и арабов) на востоке. Даже после арабских завоеваний империя была очень богата. Но финансовые затраты также были очень велики, а богатство страны вызывало сильную зависть. Упадок торговли, вызванный привилегиями, предоставленными итальянским купцам, захват Константинополя крестоносцами и натиск турок привели к окончательному ослаблению финансов и государства в целом.

5. Основные города

Тарс, Анкира, Амасья, Кандия, Адрианополь.

6. Государственное устройство

На протяжении всего Средневековья не прерывалась традиция монархической власти, унаследованная Византией от эллинистических монархий и императорского Рима. В основе всей системы управления Византии лежала вера в то, что император является избранником божьим, его наместником на Земле, и что императорская власть является отражением во времени и пространстве высшей власти Бога. Кроме того, в Византии полагали, что ее «Римская» империя имеет право на вселенскую власть: в соответствии с широко распространявшейся легендой, все государи в мире образовывали единую «царскую семью», во главе которой стоит византийский император. Неизбежным следствием оказалась автократическая форма правления. Император, с 7 в. носивший титул «басилей» (или «василевс» т.е. царь), единолично определял внутреннюю и внешнюю политику страны. Он был верховным законодателем, правителем, защитником церкви и главнокомандующим. Теоретически император избирался сенатом, народом и армией. Однако на практике решающий голос принадлежал либо мощной партии аристократии, либо, что бывало значительно чаще, армии. Народ бурно одобрял состоявшееся решение, и избранного императора венчал на царство Константинопольский патриарх. На императора, как представителя Иисуса Христа на Земле, возлагалась особая обязанность защищать церковь. Церковь и государство в Византии были тесно связаны друг с другом. Их взаимоотношения часто определяют термином «цезарепапизм». Однако этот термин, подразумевающий подчинение церкви государству или императору, отчасти вводит в заблуждение: на самом деле речь шла о взаимозависимости, а не о подчинении. Император не был главой церкви, он не имел права исполнять религиозные обязанности священнослужителя. Однако придворный религиозный церемониал был тесно связан с богослужением. Существовали определенные механизмы, поддерживавшие стабильность императорской власти. Часто детей короновали сразу после рождения, что обеспечивало династии непрерывность. Если императором становился ребенок или неспособный правитель, было принято короновать младших императоров, или соправителей, которые могли принадлежать к правящей династии, а могли и не принадлежать к ней. Иногда соправителями становились военачальники или флотоводцы, которые сначала приобретали контроль над государством, а затем узаконивали свое положение, например посредством брака.

7. Периодизация истории Византийской империи

Период

Характеристика

395 г. — Середина VII в.

Возникновение Византийской империи на основе Восточной Римской империи и превращение ее в великую многонациональную державу, не имела подобных себя. Мощнейшим императором этого периода был Юстиниан I. В результате его завоеваний Средиземное море вновь превратилось в «Римское озеро».

Вторая половина VII — первая половина IX в.

Ухудшение положение империи через арабские завоевания и начало вторжение славян. Территория империи сократилась почти вдвое, обветшали города. Состоялась «варваризация » империи — «варвары-славяне» поселялись на землях Византии и становились подданными императора. Значительную роль в тот тяжелый для империи время сыграли императоры новой Исаврийскойдинастии. Основатель династии Лев III Исавр сумел остановить захват арабами земель империи и фактически спас ее от гибели.

Вторая половина IX —

середина XI в.

Время правления императоров Македонской династии. «Золотое время» Византии. Это была эпоха возрождения империи. Опять росли города, развивались торговые связи с Западом и Востоком, а Константинополь стал богатым городом Европы. Пиком развития Византии того времени считают правления императора Василия II. Почти непрерывные войны, которые вел император, превратили Византию в сильнейшее государство Европы, но одновременно и истощили ее силы, что стало причиной ее последующего упадка. В 1071 турки-сельджуки нанесли империи сокрушительное поражение и захватили ее территорию в Малой Азии.

1081 — 1204 рр.

Время нового подъема Византии. Его можно назвать «эпохой Комнинов «: Императоры этой династии на следующие сто лет вновь возродили славу и силу империи. Выдающейся личностью того времени стал Алексей И Комнин. Именно он сумел, во времена, когда гибель Византии казалась неизбежной, избежать ее. Век Комнинов закончилось смутой, в 1204 привела к захвата Константинополя крестоносцами и образования на месте империи ряда государств.

1261-1453 гг

Освобождение Константинополя 1261 императором Михаилом Палеологом из-под власти крестоносцев. Империя напоминала старую и уставшую от жизни человека. Ослабленная от внутренних раздоров и турецких нападений Византия все больше приходила в упадок. Однако ее культура достигла вершины развития, и поэтому это время называли «палеологовскоговозрождением «. В 1453 г. Константинополь был захвачен турками-османами.

8. Основные правители

византийский империя государство

Литература

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *