Грехи против себя самого

Нижеследующий список не должен рассматриваться как «инструкция», а как помощь к общему пониманию того, какие существуют грехи и наклонности, и из них ощутить настрой, к которому мы призваны, пройдя путем покаяния.

Грехи тяжкие, могущие лишить надежды на спасение
1. Гордость, презирающая всех, требующая себе от других раболепства, готовая на небо взыти и уподобиться Вышнему: словом – гордость до самообожания.
2. Несытая душа, или Иудина жадность к деньгам, соединенная большею частью с неправедными приобретениями, не дающая человеку и минуты подумать о духовном.
3. Блуд, или распутная жизнь блудного сына, расточившего на такую жизнь все отцовское имение.
4. Зависть, доводящая до всякого возможного злодеяния ближнему.
5. Чревоугодие или плотоугодие, не знающее никаких постов, соединенное со страстною привязанностию к различным увеселениям по примеру Евангельского богача, который веселился на вся дни светло.
6. Гнев непримирительный и решающийся на страшные разрушения, по примеру Ирода, который в гневе своем избил Вифлеемских младенцев.
7. Леность, или совершенная о душе беспечность, нерадение о покаянии до последних дней жизни, как например, во дни Ноя.
Грехи хулы на Духа Святого
Чрезмерное упование на Бога или продолжение тяжко греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие.
Отчаяние или противоположное чрезмерному упованию на Бога чувство в отношении к милосердию Божию, отрицающее в Боге отеческую благость и доводящее до мысли о самоубийстве.
Упорное неверие, не убеждающееся никакими доказательствами истины, даже очевидными чудесами, отвергающее самую дознанную истину.

Грехи, вопиющие к небу об отмщении за них
Вообще умышленное человекоубийство (аборты), а в особенности отцеубийство (братоубийство и цареубийство).
Содомский грех.
Напрасное притеснение человека убогого, беззащитного, беззащитной вдовы и малолетних детей сирот.
Удержание у убогого работника вполне заслуженной им платы.
Отнятие у человека в крайнем его положении последнего куска хлеба или последней лепты, которые потом и кровию добыты им, а также насильственное или тайное присвоение себе у заключенных в темнице милостынь, пропитания, тепла или одеяния, которые определены им, и вообще угнетение их.
Огорчение и обиды родителям до дерзких побоев их.

Далее, как помощь во время подготовки к исповеди, предложен перечень грехов, из которого вы выбираете только вами совершенные, начиная с 7-ми летнего возраста

Грехи против Господа Бога
Верование снам, ворожбе, встречам и другим приметам. Сомнения в вере. Леность к молитве и рассеянность при ней. Нехождение в Церковь, долгая небытность у исповеди и Св. Причастия. Лицемерие в Богопочтении. Хула или только ропот на Бога в душе и на словах. Намерение поднять на себя руки. Напрасная божба. Обещание Богу неисполненное. Кощунство над священным. Гнев с упоминанием нечистой силы (черта). Ядение или питие в воскресные и праздничные дни до окончания Литургии. Нарушение постов или неточное соблюдение их, рабочее дело в праздники.

Грехи против ближнего.
Как правило, происходят от недостатка любви, от злобы, ненависти или бесчувствия к нему и его спасению (перечень грехов, из которого вы выбираете вами совершённые, начиная с 7-ми летнего возраста):
— Согрешил неимением любви к ближнему, которые проявляются: нетерпением, немилосердием, эгоизмом, мнительностью, ревностью, непостоянством в отношении к ближним, подозрительностью нрава. Подозрительность — тяжелый грех, указывающий на нехристианское устроение души человека. Христианин во всех жизненных обстоятельствах всегда должен в отношениях с ближними ставить всех других выше себя, и рассматривать поступки людей и их мотивы с лучшей стороны. Таков мирный дух.
— Согрешил неимением дел любви и непонуждением себя на них, в том числе: не посещал больных, заключенных, не помогал нуждающимся, скупился на милостыню, осуждал нищих, не утешал скорбящих, не защищал невинных людей и правого дела, не хотел пожалеть ближнего, уступить ему, услужить. Дела любви должны совершаться не по самоизмышлению –»самодельный крест», а там и тогда, когда Господь через сложившиеся жизненные обстоятельства нас к тому призывает.
— Согрешил нерадением о спасении ближнего. К этому греху относятся хладность и забывчивость в молитвах за ближнего. В каждом человеке нужно видеть прежде всего его бессмертную душу, а не только тленную плоть, и отношения с нашим ближним строить так, что бы способствовать укоренению его души в вечной жизни.
— Согрешил непочитанием родителей. Не смирялся перед родителями, не оказывал им должного уважения и внимания, гневался, кричал, поднимал руку на них, не заботился, не покоил их старость и т. д. Непочитание родителей — нарушение пятой заповеди закона Божия: «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» Втор. 5, 16. Но это не должно отодвигать на второй план почитание Бога: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня» Мф.10,37.
— Согрешил непочитанием старших.
— Согрешил невоспитанием детей в Православной вере. По учению Церкви, родители на Страшном Суде Божием ответят перед Богом за то, как они воспитывали своих детей. Поэтому христианское воспитание детей — это и вопрос спасения души самих родителей. Верующие родители должны как можно раньше крестить своего ребенка и с того времени ходить с ним в Церковь, регулярно причащать его, с младенчества молиться о нем и при нем вслух, в свое время обучить его молитвам и основам веры. Главное — своей душой, своим примером, «иерархией ценностей» в своей жизни привить ребенку христианское мировоззрение и соответствующее устроение души.
— Согрешил тем, что не заботился о подчиненных и зависимых от меня людях.
— Согрешил вольным или невольным убийством, в том числе абортами. Сюда относятся грехи членовредительства. Членовредительство — это вольное или невольное нанесение себе или другим увечий и рукоприкладства, в том числе действия, которые вольно или невольно привели к прерыванию беременности, выкидышу или какому-либо ущербу здоровья плода. Аборты — это смертный грех убиения невинного младенца. Церковь не различает, на какой стадии развития младенца была уничтожена его жизнь — зародыша или плода, ибо жизнь и бессмертная душа даруется человеку Господом с момента зачатия. Для Суда Божия нет различия в том, ходила ли женщина в больницу «делать операцию» или, к примеру, закопала новорожденного младенца в саду, объяснив это тем, что позора стыдится, или зарплата маленькая и жилплощадь не позволяет и т.п. За грехом аборта неизменно следует наказание Божие, особенно в старости. По канонам Церкви причастных к аборту следует на многие годы извергать из Церкви до полного покаяния и искупления. Имеющие на совести такой тяжкий грех должны покаяться в нем от всего сердца, твердо обещать Господу не только самим более никогда его не совершать, но всячески удерживать от него окружающих, и, исповедовавшись в этом грехе перед священником, принять от него епитимью — церковный наказ во искупление сего смертного греха.
— Согрешил жестокостью к животным. Человек творит грех, если жестоко бьёт и мучает животных, издевается над ними, не создает им нормальных условий для жизни.
— Согрешил страстной привязанностью к животным. Страстная привязанность к животным нарушает естественное, Богом заповеданное отношение между человеком и животными, о которых надо заботиться и жалеть их, и повреждает отношение человека к другим людям и к самому себе, да и вредна для самих же животных.
— Согрешил ненавистью и злобой, зложелательством, зловоздаянием т.е. мстительностью, злорадством.
— Согрешил гневом, раздражением, вспыльчивостью.
— Согрешил проклинанием (проклятием). Проклятие — грех призывания на ближнего сатанинских сил. При этом наносится великий ущерб ближнему особенно в том случае, когда этот ближний находится в духовной зависимости от проклинающего его — как, например, ребенок от родителей. Но проклинающий и сам неизбежно попадает в зависимость от нечистой силы, становится ее «законной» жертвой, ибо сам её призвал.
— Согрешил непримиримостью, злопамятностью, нежеланием смирить себя перед ближним.
— Согрешил нанесением оскорблений, поношением, злословием.
— Согрешил раздражительностью, прекословием, укорением, упрямством, спорливостъю.
— Согрешил пристрастностью. Пристрастность — это предвзятость, необъективность, «двойная мерка» в отношениях с людьми.
— Согрешил клеветой, сплетнями.
— Согрешил завистью.
— Согрешил ложью, лукавством, лицемерием, хвастовством.
— Согрешил осуждением. Осуждение — чрезвычайно широко распространенный и в то же время крайне слабо осознаваемый грех. Обмирщвленное сознание считает не только позволительным, но и необходимым иметь на всё суждение, как правило, носящее осудительный характер. При этом упускается из вида не только крайняя субъективность любого индивидуального суждения, но и прямой запрет Господом греха осуждения, неоднократно повторенный в Евангелии. Так, в Нагорной проповеди Христос непосредственно связывает помилование Богом каждого человека с неосуждением им других людей: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы» Мф.7,1 — 2. В осуждении сплетаются несколько грехов. Грех гордости (несмирения), грех нелюбви к ближнему и, наконец, похищение Божественного права суда. Ибо только Творец имеет право судить Свое творение. «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить: а ты кто, который судишь другого?»Иак.4,12.
— Согрешил лицеприятием, человекоугодием, лестью. Человекоугодие — корыстное желание угодить кому-либо с целью получения каких-либо благ или привилегий, это преклонение или страх перед «сильными мира сего».
— Согрешил соблазняющим окружающих поведением, желанием страстно нравиться. Нравиться из тщеславного желания внимания к себе или из желания блудного прельщения. О соблазнителях и соблазнах в Библии сказано: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит» Мф.18,6-7.
— Согрешил вольностью и дерзостью в обращении с людьми, наглостью и бесчувственностью, издевательством и насмешками, бесстыдством.
— Согрешил страстным любопытством, подглядыванием и подслушиванием за людьми, желанием узнать чужие грехи и тайны.
Грехи против себя.
Как правило связаны со страстями чревоугодия, сребролюбия и блуда. (перечень грехов, из которого вы выбираете только вами совершённые, начиная с 7-ми летнего возраста):

— Согрешил небрежением Божьими дарами: жизнью, талантами, временем. Пустой мечтательностью, бессмысленным времяпрепровождением, пустословием, праздностью.
— Согрешил пристрастием к телевизору, компьютеру, коллекционированию, спорту, чтению неполезной для души литературы и другим зрелищам и занятиям.
— Согрешил небрежением о своем здоровье или чрезмерной попечительностью о своем здоровье.
— Согрешил сластолюбием, ленью, расслаблением тела и чувств, многоспанием, негою, люблением телесного покоя, тунеядством. Тунеядство — это «дармоедство». Апостол Павел учит: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» 2 Фес.3,10. Сластолюбие—любовь к сладостям жизни, желание жить в наслаждениях.
— Согрешил неисполнением своих повседневных обязанностей, нехранением совести относительно вещей – это нерадение о сохранении вещей, о разумном и экономичном их использовании, о качественном выполнении работы, не повредить что-либо. Сюда же относится небрежное отношение к своим обязанностям по принципу «Как-нибудь, да обойдется», «Тяп-ляп», «На скорую руку» и т.п..
— Согрешил сребролюбием, любостяжательностъю, мечтаниями о богатстве, любовью к подаркам, пристрастием к различным предметам лишающим душу свободы, расточительностью или, наоборот, ущемлением себя и ближних из-за жадности, скупости и страсти к накопительству, корыстолюбием. Сребролюбие—это страсть, при которой кумиром становятся деньги, имущество, всякое материальное богатство. Корыстолюбие — по церковно-славянски – мшелоимство.
— Согрешил злоприобретением, лихоимством, хищением, воровством, выманиванием, попрошайничеством. Злоприобретение — приобретение денег, материальных благ или имущества нечестными, недостойными христианина средствами, например хитростью. Лихоимство — взятки, вымогательство и т.п. Хищение — кража государственного имущества. Воровство – присвоение себе не принадлежащего чего-бы то ни было (имущества, денег, вещей, похвалы, имени и т.д.) Святотатство – присвоение себе взятого в Церкви.
— Согрешил блудом. Блуд — плотская связь мужчины и женщины, не находящихся в законном браке. Блуд является смертным грехом. По слову апостола Павла, «никакой блудник не имеет наследия в Царстве Христа и Бога»Еф.5,5.
— Согрешил прелюбодеянием. Прелюбодеяние — плотская связь мужчины и женщины в том случае, если один из них или оба находятся в супружестве и при этом имеют связи с другим лицом. Прелюбодеяние является более тяжким грехом, чем блуд, ибо в этом случае кроме духовного ущерба самим этим людям наносится оскорбление их близким, а также подвергается поруганию Церковь как совершительница законного брака.
— Согрешил противоестественными блудными отношениями, к таким относятся: кровосмешение — близкородственные связи, а также мужеложство, скотоложство и пр.
— Согрешил рукоблудием. Рукоблудие — в любых видах удовлетворение плотского разжения.
— Согрешил блудными разжжениями и всяческим сладострастием: чтением развратных книг рассматриванием соблазнительных картин и зрелищ.
— Согрешил ночными осквернениями. Ночное осквернение может быть вольным, т.е. следствием невоздержанности в жизни: чревоугодия, многоспания, услаждения блудными помыслами и т. д. Также — следствием осуждения ближнего, таковое требует особого покаяния в Таинстве Исповеди. И может быть невольным физиологическим явлением без явных греховных причин. Таковое не является грехом. Но в любом случае и это не следует скрывать на исповеди. Если же случится — омыться, прочесть специальный канон или молитву от осквернения по молитвослову.
— Согрешил невоздержанием в супружеской жизни, нехранением постов и праздников. Церковь возбраняет супружеские отношения в кануны праздников, воскресных дней и накануне среды и пятницы, а также в течение многодневных постов.
— Согрешил нескромным воззрением и вольным поведением с лицами противоположного пола, сладострастными прикосновениями, нескромностью в одежде и украшениях; плясаниями и телодвижениями, вызывающими сладострастные чувства, похоть, душевное и психическое помрачение, соблазнительными разговорами и песнями, неумеренным смехотворством. Участием в страстных мирских развлечениях, в том числе игрой в карты и другие азартные игры.
— Согрешил душевной нечистотой: блудными помыслами, медлением в них, воспоминанием грехов, невоздержанностью душевных и телесных чувств.
— Согрешил курением, пьянством и употреблением препаратов и средств, вызывающих наркотическое опьянение, эйфорию, противоестественно возбуждающих, расслабляющих и одурманивающих. Это — услаждение действием наркотиков, начиная от собственно наркотических препаратов, лекарств и токсичных веществ до концентрированного чая, слушания одурманивающей музыки и т. п.. Употребление наркотических средств — смертный грех, ибо относится к греху самоубийства. Церковь не воспрещает употребление спиртных напитков в меру, но воспрещает ими упиваться, как не воспрещает еду, но воспрещает чревоугодие.
— Согрешил чревоугодием, тайноядением, чревобесием, гортанобесием, многоядением, невоздержанностью в пище и питии, недовольством пищей и питием. Чревоугодие — страсть насыщения пищей и питием, когда это становится жизненным кумиром. Тайноядение — употребление пищи тайком из жадности, стыда или нежелания делиться. Чревобесие — страстное желание заполнить поплотнее желудок (чрево), съесть как можно больше. Гортанобесие — страсть вкушать особо вкусную пищу, наслаждаться вкусовыми ощущениями.
— Согрешил употреблением в пищу крови животных. Неупотребление в пищу крови — одно из древнейших установлений церковного устава См.: Быт.9,4; Исх.34,15; Деян.15,20. Кровь — носитель души. Употребляя в пищу кровь животных, человек проникается животными инстинктами, помрачает душу.

Грехи против Бога и Церкви

27.08.2012 06:58

Грехи против Бога и Церкви

* Непослушание воле Божией. Явное несогласие с волей Божией, выраженной в Его заповедях, Священном Писании, указаниях духовного отца, голосе совести, перетолковывании воли Божией на свой лад, в выгодном для себя смысле с целью самооправдания или осуждения ближнего, доставление собственной воли выше воли Христовой, ревность не по разуму в аскетических упражнениях и принуждение других следовать себе, неисполнение обещаний, данных Богу на предшествующих исповедях.

* Ропот на Бога. Этот грех есть следствие недоверия Богу, могущий привести к полному отпадению от Церкви, потере веры, богоотступничеству и богоборчеству. Противоположная этому греху добродетель — смирение перед Промыслом Божиим о себе.

* Неблагодарность Богу. Человек часто обращается к Богу в периоды испытаний, скорбей и болезней, прося смягчить или даже избавить от них, напротив же, в периоды внешнего благополучия забывает о Нем, не сознавая, что пользуется Его благим даром, не благодарит за него. Противоположная добродетель — постоянное благодарение Отца Небесного за ниспосылаемые Им испытания, утешения, духовные радости и земное счастье.

* Маловерие, сомнение в истинности Священного Писания и Предания (то есть в догматах Церкви, ее канонах, законности и правильности иерархии, совершения богослужения, в авторитетности писаний святых отцов). Отречение от веры в Бога из страха перед людьми и забота о земном благополучии.

Маловерие — отсутствие полной, глубокой убежденности в какой-либо христианской истине или принятие этой истины только разумом, но не сердцем. Это греховное состояние возникает на почве сомнения или отсутствия ревности к подлинному богопознанию. Маловерие для сердца — то же самое, что сомнение для ума. Оно расслабляет сердце на путях исполнения воли Божией. Исповедь помогает изгнать маловерие и укрепить сердце.

Сомнение — мысль, нарушающая (явно и смутно) убежденность в истинности учения Христа и Его Церкви в целом и частностях, например, сомнения в евангельских заповедях, сомнения в догматах, то есть каком-либо члене Символа веры, в святости какого-либо признанного Церковью святого или событий Священной истории, празднуемых в Церкви, в боговдохновенности святых отцов; сомнение в почитании святых икон и мощей святых угодников, в невидимом Божественном присутствии, в богослужении и в таинствах.

В жизни нужно учиться различать «пустые» сомнения, возбуждаемые бесами, окружающей средой (миром) и собственным помраченным грехом умом — такие сомнения нужно отвергать актом воли, — и действительные духовные проблемы, которые надо разрешать, основываясь на полном доверии к Богу и Его Церкви, понуждая себя к полнейшему самораскрытию перед Господом в присутствии духовника. Лучше исповедать все сомнения: и те, которые были отвергнуты внутренним духовным оком, и в особенности те, которые были приняты в сердце и породили там смятение и уныние. Таким образом очищается и просвещается ум и укрепляется вера.

Сомнение может возникать на почве излишнего доверия себе, увлекаемости чужими мнениями, малой ревности к осознанию своей веры. Плод сомнения — расслабленность в следовании путем спасения, прекословие воле Божией.

* Пассивность (малая ревность, отсутствие старания) в познании христианской истины, учения Христа и Его Церкви. Отсутствие желания (при наличии такой возможности) читать Священное Писание, творения святых отцов, вдумываться и постигать сердцем догматы веры, уяснять смысл богослужения. Этот грех возникает на почве умственной лени или чрезмерной боязни впасть в какое-либо сомнение. В результате истины веры усваиваются поверхностно, бездумно, механически, и в конце концов у человека подрывается способность действенно-сознательного исполнения воли Божией в жизни.

* Ереси и суеверия. Ересь — это ложное учение, относящееся к духовному миру и общению с ним, отвергнутое Церковью как находящееся в явном противоречии со Священным Писанием и Преданием. К ереси часто ведет личная гордыня, излишнее доверие собственному уму и личному духовному опыту. Причиной еретических мнений и суждений может быть также недостаточно полное знание учения Церкви, богословская необразованность.

Суеверия — отдельное мнение о практических моментах духовной жизни, выходящее за рамки Священного Предания и церковной веры, часто коренящееся в языческих пережитках (магия, колдовство, гадание, приметы) и паразитирующее на церковном организме.

Сюда относятся народные поверья, обряды и приметы, связанные с церковными праздниками и днями памяти определенных святых, использование священных церковных предметов и даже Святых Даров в кощунственно-магических целях. Суеверия — это сорняки на душевной ниве, заглушающие ростки духовности и истинной веры. Паразитируя на человеческой душе, они поглощают ее энергию, искривляют духовный путь, заслоняют истину Христову. Суеверия возникают вследствие незнания учения Церкви и слепого доверия ложным, нехристианским источникам и традициям.

* Обрядоверие. Приверженность букве Писания и Предания, придание значения только внешней стороне церковной жизни при забвении ее смысла и цели — эти пороки объединяются под именем обрядоверия. Вера в спасительное значение лишь точного исполнения обрядовых действий самих по себе, без учета их внутреннего духовного смысла, свидетельствует об ущербности веры и снижении благоговения перед Богом, забвении того, что христианин должен «служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве» (Рим. 7, 6). Обрядоверие возникает из-за недостаточного вникания в благую весть Христову, а «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3, 6). Обрядоверие свидетельствует о неадекватном восприятии учения Церкви, не соответствующем его величию, или же о неразумной ревности служения, не соответствующей воле Божией. Обрядоверие, достаточно распространенное в среде церковного народа, влечет за собой суеверие, законничество, гордость, разделение.

* Недоверие Богу. Этот грех выражается в отсутствии уверенности в том, что первоисточной причиной всех внешних и внутренних жизненных обстоятельств является Господь, желающий нам истинного блага. Недоверие Богу вызывается тем, что человек недостаточно вжился в евангельское Откровение, не ощутил его основного узла: добровольного страдания, распятия, смерти и воскресения Сына Божия.

От недоверия Богу возникают такие грехи, как отсутствие постоянной благодарности Ему, уныние, отчаяние (особенно в болезнях, скорбях), малодушие в обстояниях, страх перед будущим, суетные попытки застраховаться от страданий и избежать испытаний, а в случае неудачи — скрытый или явный ропот на Бога и Его Промысл о себе. Противоположная добродетель — возложение своих надежд и упований на Бога, полное приятие Его Промысла о себе.

* Отсутствие страха Божия и благоговения перед Ним. Небрежная, рассеянная молитва, неблагоговейное поведение в храме, перед святыней, непочитание священного сана.

Отсутствие памяти смертной в ожидании Последнего суда.

* Малая ревность (или полное отсутствие ее) к богообщению, духовной жизни. Спасение — это общение с Богом во Христе в вечной будущей жизни. Земная жизнь для стяжания благодати Святого Духа, раскрытия в себе Царства Небесного, боговселения, богосыновства. Достижение этой цели зависит от Бога, но Бог не будет постоянно пребывать с человеком, если он не проявит всю свою ревность, любовь, разум, чтобы приблизиться к Нему. Вся жизнь христианина направлена к этой цели. Если в вас нет любви к молитве как к способу богообщения, ко храму, к участию в таинствах, то это признак отсутствия ревности к богообщению.

Применительно к молитве это проявляется в том, что она бывает только по принуждению, нерегулярная, невнимательная, расслабленная, с небрежным положением тела, механическая, ограниченная лишь заученными наизусть или вычитанными молитвословиями. Отсутствует постоянная память о Боге, любовь и благодарность к Нему как фон всей жизни.

Возможные причины: сердечное нечувствие, пассивность ума, отсутствие должной подготовки к молитве, нежелание продумать и уяснить сердцем и умом смысл предстоящего молитвенного делания и содержания каждого прощения или славословия.

Другая группа причин: привязанность ума, сердца и воли к земным вещам.

По отношению к храмовому богослужению этот грех проявляется в редком, нерегулярном участии в общественном богослужении, в рассеянности или разговорах во время службы, хождении по храму, отвлечении других от молитвы своими просьбами или замечаниями, в опоздании к началу богослужения и уходе прежде отпуста и благословения.

В целом этот грех сводится к нечувствию особенного присутствия Божия в храме во время общественного богослужения.

Причины греха: нежелание войти в молитвенное единство с братьями и сестрами во Христе вследствие обремененности земными заботами и погруженности в суетные дела мира сего, бессилие в борьбе с внутренними соблазнами, насылаемыми духовно враждебными силами, которые мешают и удерживают нас от стяжания благодати Святого Духа, и, наконец, гордыня, небратское, нелюбовное отношение к другим прихожанам, раздражение и озлобление против них.

В отношении к Таинству покаяния грех равнодушия проявляется в редких исповедях без должной подготовки, в предпочтении общей исповеди личной, чтобы безболезненней пройти через нее, в отсутствии желания глубоко познать себя, в несокрушенном и несмиренном душевном расположении, в отсутствии решимости оставить грех, искоренить порочные наклонности, преодолеть соблазны, вместо этого — стремление умалить грех, оправдать себя, умолчать о наиболее постыдных поступках и мыслях. Совершая тем самым обман пред лицом Самого Господа, приемлющего исповедь, человек усугубляет свои грехи.

Причины этих явлений — в непонимании духовного смысла Таинства покаяния, в самодовольстве, жалости к себе, суетности, в нежелании внутренне преодолеть демонское сопротивление.

Особо тяжко согрешаем мы против Пресвятых и Животворящих Тайн Тела и Крови Христовых, приступая к святому причащению редко и без должной подготовки, не очистив душу предварительно в Таинстве покаяния; не испытываем потребности причащаться чаще, не храним чистоту свою после приобщения, но вновь впадаем в суету и предаемся порокам.

Причины этого коренятся в том, что мы не вдумываемся в смысл высочайшего таинства Церкви, не осознаем его величия и своего греховного недостоинства, необходимости исцеления души и тела, не обращаем внимания на сердечное нечувствие, не осознаем влияния падших духов, гнездящихся в нашей душе, которые отвращают нас от причащения, и потому не противимся, а поддаемся их искушению, не вступаем с ними в борьбу, не испытываем благоговения и страха богоприсутетвия в Святых Дарах, не боимся причаститься Святыни «в суд и во осуждение», не заботимся о постоянном исполнении воли Божией в жизни, невнимательны к своему сердцу, подвержены суетности, подходим к Святой Чаше с ожесточенным сердцем, не примиренные с ближними.

* Самооправдание, самодовольство. Удовлетворенность своим духовным устроением или состоянием.

* Отчаяние от зрелища своего духовного состояния и бессилия бороться с грехом. Вообще самооценка собственного духовного устроения и состояния; возложение на себя духовного суда в противоположность сказанному Господом Иисусом Христом: «Мне отмщение, Я воздам» (Рим. 12, 19).

* Отсутствие духовного трезвения, постоянного сердечного внимания, рассеянность, греховное забвение, неразумие.

* Духовная гордость, приписывание себе полученных от Бога даров, желание самостоятельного владения какими-либо духовными дарами и энергиями.

* Духовный блуд, влечение к чуждым Христу духам (оккультизм, восточная мистика, теософия). Истинная же духовная жизнь — это пребывание в Духе Святом.

* Легкомысленно-святотатственное отношение к Богу и Церкви: употребление имени Божия в шутках, легкомысленное упоминание о святынях, проклятия с упоминанием Его имени, произнесение имени Божия без благоговения.

* Духовный индивидуализм, склонность к обособлению в молитве (даже во время Божественной Литургии), забвение того, что мы — члены Соборной (Кафолической) Церкви, члены одного мистического Тела Христова, сочлены друг другу.

* Духовный эгоизм, духовное сластолюбие — молитва, участие в таинствах только ради получения духовных удовольствий, утешений и переживаний.

* Нетерпение в молитве и других духовных подвигах. Сюда относится невыполнение молитвенного правила, нарушение постов, трапеза не вовремя, преждевременный уход из храма без особо уважительной причины.

* Потребительское отношение к Богу и Церкви, когда отсутствует желание отдать что-либо Церкви, как-либо потрудиться для нее. Молитвенное испрашивание мирского успеха, почестей, удовлетворения эгоистических желаний и материальных благ.

* Духовная скаредность, отсутствие духовной щедрости, потребности донести до ближних полученную от Бога благодать словом утешения, сочувствия, служения людям.

* Отсутствие постоянной заботы о выполнении воли Божией в жизни. Этот грех проявляется, когда мы совершаем серьезные поступки, не испрашивая благословения Бога, не советуясь и не прося благословения у духовного отца.

Сын мой! Если ты согрешил,
не прилагай более грехов и о прежних молись.
Беги от греха, как от лица змея; ибо,
если подойдешь к нему, он ужалит тебя.
Всякое беззаконие как обоюдоострый меч:
ране от него нет исцеления.
Сир. 21; 1-2,4.

Богу противен каждый грех, но не все грехи одинаковы и поэтому по-разному судятся. Различие между грехами и тяжесть последствий для человека зависят от того, к какой силе души принадлежит грех (к уму ли, к чувству или воле), какое участие принимал в нем человек и т.д.

Есть грехи ума: нечестие перед Богом, отречение от Христа, идолопоклонство, ересь, занятия магией, сатанизм. Это — самые тяжкие грехи. Кто «добровольно решился на это зло, а потом раскаялся, временем покаяния должен иметь все время жизни своей».

Есть грехи вожделения или чувства. К ним относятся серебролюбие, славолюбие, сластолюбие и пр.

Наконец, есть грехи воли или раздражительной части души. Это: зависть, ненависть, вражда, злословие и прочие проявления гнева вплоть до убийства.

Сегодня, в эпоху плюрализма, свободы вероисповедания и свободы слова не считается зазорным вскользь ругнуть Православную Церковь за консерватизм, а иерархов за неподобающее поведение, посмеяться над «застывшей догмой» и «православной отсталостью». В моде религиозное творчество и «поиски духовного пути», увлечения восточными философиями, Блаватской, астрологией, гаданиями и магизмом. И это все у нас не только за грех не считается, но и является признаком «свободного сознания» и широты взглядов.

Тонкое и незаметное для плотских очей растление ума и отступление его от Божественной Истины во мрак ложной духовности не вызывает ни в ком ни больших сокрушений, ни боязни вечных мук. А это-то и страшно. Ибо, совершив всякий иной грех, можно прийти в храм и обратиться с покаянием к Богу, а здесь — не к кому обратиться: человек сам закрыл для себя дверь спасения и отвратился от Бога:

Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12, 31-32).

Грехи против Господа Бога

Верование снам, гаданиям, астрологическим прогнозам, гороскопам и т.п. Сомнение в вере. Леность к молитве и рассеянность на ней. Не хождение в Церковь, избегание исповеди и Святого Причастия. Кощунство над священным. Нарушение постов или неточное соблюдение их. Другими словами — это тот рассеянный безрелигиозный мирской образ жизни, который проводит не только неверующий человек, но и большинство тех, кто считает себя православным. Это невнимательность к себе, «отпущение» себе множества «несерьезных» грехов, которые, как песок, накапливаются и накапливаются, пока совсем не засыплют человека с головой.

Грехи хулы на Духа Святого

Чрезмерное упование на Бога или продолжение тяжко греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие.

Этот грех встречается не так уж редко. Многие из нас откладывают начало праведной жизни на завтра. «Вот, — думаем мы, — сейчас закончится период интенсивной работы, тогда и начну заботиться о душе. Ведь Господь сказал, что никогда не поздно прийти, и последним воздастся так же, как первым». Или: «Еще немного погрешу и перестану, а потом покаюсь, и все простится».

Отчаяние или противоположное чрезмерному упованию на Бога чувство в отношении к милосердию Божию, отрицающее в Боге отеческую благость и доводящее до мысли о самоубийстве.

Этим грехом страдают, как правило, люди, которые уже начали бороться со страстями. На каком-то этапе борьбы человек осознает свою чудовищную греховность и свое полное бессилие. Он перестает трудиться, потому что считает попытки изменить жизнь бесполезными и обреченными на провал. Впрочем, иногда подобную оценку своей жизни встречаешь и у людей, довольно далеких от веры: «Я уже столько наворотил в своей жизни, что все равно в ад попаду, — так что нет никакого смысла спасать душу, уж лучше здесь нагуляюсь, пока есть возможность». Осознание своей греховности — это первый шаг к Царствию Небесному. Но важно также не терять надежду и веру в милосердие Божие. Господь всемилостив, и Он все простит, если увидит в нас искреннее раскаяние. Но дело даже не только в том, что в момент отчаяния мы забываем о милосердии Божием. Дело в том, что отчаяние в достижении желаемого убивает само желание.

Потеряв надежду на спасение, мы уже не хотим спасения, а полностью погружаемся в свою депрессию. А, как уже говорилось, Господь не может навязывать нам Свою милость, насильно спасая нас от наших страстей.

Упорное неверие, не убеждающееся никакими доказательствами истины, даже очевидными чудесами, отвергающее самую дознанную истину.

К этому перечню можно добавить и сознательные грехи, порожденные злостью против Бога или Его мира.

Грехи хулы на Духа Святого страшны тем, что закрывают от нас Царствие Небесное. Это не значит, что в них нельзя раскаяться. Можно, как и во всех других, кроме самоубийства. Но пока мы предаемся этим грехам, Царствие Небесное для нас недостижимо, потому что душа наша в этот момент как бы мертва.

Грехи, вопиющие к небу об отмщении за них

Умышленное человекоубийство, в частности аборты, а в особенности отцеубийство, братоубийство и цареубийство.

Содомский грех. Сюда же можно отнести и другие сексуальные извращения, как-то: скотоложество, педофилия, садомазохизм, насилие, кровосмешение, некрофилия и пр.
Напрасное притеснение человека убогого, беззащитного, беззащитной вдовы и малолетних детей-сирот. Этот грех сейчас довольно распространен: то и дело слышишь, как группа подростков избила немощную старушку, чтобы отобрать у нее пенсию. Во многих школах среди старшеклассников вообще распространена практика помыкания учениками младших классов, присвоения или порчи их имущества. Уже не говоря о том, что в современном мире убогий, немощный человек вообще признается существом неполноценным и не только не оберегается и не защищается, но, напротив, притесняется сильными и здоровыми.

Растление малолетних и вовлечение их в греховную жизнь.

Удержание у убогого работника вполне заслуженной им платы. Отнятие у человека в крайнем его положении последнего куска хлеба или последней лепты, которые потом и кровью добыты им, а также насильственное или тайное присвоение себе у заключенных в темнице милостыни, пропитания, тепла или одеяния, которые определены им, и вообще угнетение их. Стоит ли говорить, что сейчас последнее происходит сплошь и рядом, давно вошло в порядок вещей и никого не удивляет. Наоборот, восхищение и, возможно, даже недоумение вызовет какой-нибудь надзиратель, который не притесняет заключенных, а обращается с ними хоть и без особой нежности, но просто как с живыми людьми.

Огорчения и обиды родителей до дерзких побоев их.

Перечисленные грехи не свойственны человеку. Они противоестественны и не считаются проявлением слабости человеческой. Грехи эти редко исповедуются, поскольку сами по себе свидетельствуют о тяжелом греховном состоянии души и неспособности ее к раскаянию.
Впрочем, сейчас ситуация несколько изменилась. В современном мире многие из этих грехов, как уже было сказано, являются нормой, то есть в светском обществе не воспринимаются как дурные поступки. А, следовательно, порой относятся к категории неведомых, как бы неосознанных. Так, молодая девушка, совершающая аборт, часто просто элементарно не понимает, что она делает. Детоубийство превратилось в обычную операцию, которую общество если и не поощряет, то, по крайней мере, считает вполне допустимой.

Склонность к диким проявлениям греха и доведению всякого греха до его извращенной формы в ХХI веке тоже превратились в своего рода пристрастие (подробнее речь об этом пойдет в главе «Срасти в современном мире»).

Эта общая атмосфера, в которой растет и воспитывается современный человек, формирует у него настолько исковерканные, неправильные представления о «хорошем» и «плохом», что голос совести, по сути являющийся голосом Божьим, часто просто не узнается и заглушается человеком: его принимают за узость взглядов, ограниченность, консервативность.

Грехи смертные, то есть делающие человека повинным погибели, если смерть настигнет человека в этих грехах

Гордость до самообожания, презирающая всех, требующая от других раболепства, желающая стать равным Богу.

Жадность к деньгам, соединенная большей частью с неправедными приобретениями, не дающая человеку и минуты подумать о духовном.

Блуд, или распутная жизнь блудного сына, расточившего на такую жизнь все отцовское имение.

Зависть, доводящая до всякого возможного злодеяния ближнему.

Чревоугодие или плотоугодие, не знающее никаких постов, соединенное со страстной привязанностью к различным увеселениям.

Гнев, не примирительный и решающийся на страшные разрушения, по примеру Ирода, который в гневе своем избил Вифлеемских младенцев.

Леность, или совершенная о душе беспечность, нерадение о покаянии до последних дней жизни, как, например, во дни Ноя.

Эти грехи по названиям своим во многом перекликаются с названиями страстей, и неслучайно. Предаваясь в сильной мере одному из них, человек становится рабом своего греховного пристрастия, он лишается большой части своей свободы, лишается способности трезво мыслить, контролировать свои поступки. Смертные грехи заглушают совесть человека, делают его враждебным к Богу, лишают возможности раскаяться из-за гордости, ложного стыда, отчаяния, общего помутнения души.

Помимо вышеупомянутых тяжких прегрешений, существуют еще наши бытовые повседневные грехи, которые мы часто даже не замечаем. Святые отцы и подвижники классифицировали эти грехи, в основном, по тому, против кого они направлены.

Таким образом, выделяется три типа грехов (пояснения по поводу отдельных грехов см. в ч. II этой книги):

1) Грехи против Господа Бога — это те прегрешения, которые не наносят видимого ущерба ближним и самому человеку, но гневят Господа, так как происходят от недостаточной любви или даже от ненависти к Нему. К таковым грехам относятся: верование снам, ворожбе, встречам и другим приметам, сомнения в вере; леность к молитве и рассеянность при ней, неучастие в богослужении и Таинствах; лицемерие в Богопочтении; хула или только ропот на Бога в душе и на словах; намерение поднять на себя руки; напрасная божба; неисполненное обещание Богу; кощунство над священным; гнев с упоминанием нечистой силы; вкушение пищи в воскресные и праздничные дни до окончания литургии; нарушение постов или неточное соблюдение их; работа в праздники.

2) Грехи против ближнего — это те грехи, которые наносят ущерб ближним или направлены непосредственно против кого-то из людей. К ним относятся: неусердное исполнение своих обязанностей; непочтение к высшим или старшим; неисполнение обещания человеку; неуплата долгов; отнятие силой или тайное присвоение себе чужого; скупость на милостыню; личная обида ближнему; пересуды, оклеветание, проклинание других, напрасные подозрения, отказ защитить невинного человека или правое дело; убийство; непочтение к родителям; лишение детей христианского воспитания; гнев, вражда в семейной или домашней жизни.

3) Грехи против самого себя — это те грехи, которыми человек наносит ущерб прежде всего себе самому. К таковым относятся: праздные или скверные мысли в душе; желание зла ближнему; лживость; раздражительность; строптивость, самолюбие; зависть; жестокосердие; чувствительность к огорчениям или обидам; мщение; сребролюбие; пристрастие к наслаждениям; сквернословие; пение соблазнительных песен; пьянство, объедение; блуд, прелюбодеяние, неестественный блуд; нерадение о спасении.

Это разделение, хотя и довольно четко, тем не менее не совсем однозначно. Конечно нарушая любую заповедь, человек грешит тем самым против Бога и против себя, поскольку любой грех не только нарушает волю Божию, но и отдаляет от человека Царствие Небесное.

Из книги Галины Калининой «Что играет мной?»
Издательство Лепта

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *