Грехи все

Вопреки распространенному мнению, выражение «семь смертных грехов» отнюдь не указывает на некие семь поступков, которые бы являлись самыми тяжелыми грехами. В действительности список таких поступков может быть намного длиннее. А число «семь» указывает здесь лишь на условное объединение этих грехов в семь основных групп.

Впервые такую классификацию предложил святитель Григорий Великий в 590 году. Хотя наряду с ней в Церкви всегда существовала и другая классификация, насчитывающая не семь, а восемь основных греховных страстей. Страстью называется навык души, который сформировался в ней от многократного повторения одних и тех же грехов и стал как бы природным ее качеством — так, что человек не может избавиться от страсти даже когда поймет, что она приносит ему уже не удовольствие, а мучение. Собственно, слово «страсть» в церковнославянском языке как раз и означает — страдание.

Св. Феофан Затворник пишет об отличии смертного греха от менее тяжкого: «Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его. Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то определение смертного греха не трудно. Жизнь христианская есть ревность и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона. Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отделенным от Него; всякий такой грех есть грех смертный. …Такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает Царство Небесное и отдает суду. И это все утверждается в час греха, хотя не совершается видимо. Такого рода грехи изменяют все направление деятельности человека и самое его состояние и сердце, образуют как бы новый источник в нравственной жизни; почему иные определяют, что смертный грех есть тот, который изменяет центр деятельности человеческой».

Смертными эти грехи называются потому, что отпадение человеческой души от Бога — это смерть души. Без благодатной связи со своим Создателем душа мертвеет, становится неспособной к переживанию духовной радости ни в земной жизни человека, ни в посмертном своем существовании.

И не так уж важно, на сколько категорий подразделяются эти грехи — на семь или на восемь. Гораздо важнее помнить о той страшной опасности, которую таит в себе любой такой грех, и всячески стараться избегать этих смертоносных ловушек. А еще — знать, что даже для согрешивших таким грехом остается возможность спасения. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин 11:25). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно — когда смертный грех обратится в навык!»

А преподобный Исаак Сирин сказал еще определеннее: «Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного».

Семь смертных грехов

 Гордость

«Началом гордыни бывает обычно презрение. Тот, кто презирает и считает за ничто других — одних считает бедными, других людьми низкого происхождения, третьих невеждами, вследствие такого презрения доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, богатым, благородным и сильным.

…Как узнается гордый и чем исцеляется? Узнается потому, что домогается предпочтения. А исцеляется, если будет верить суду Сказавшего: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак 4:6). Впрочем, надо знать, что, хотя убоится суда, произнесенного за гордость, однако не может исцелиться от этой страсти, если не оставит всех помышлений о своей предпочтительности».

Свт. Василий Великий

Гордость — самодовольное упоение собственными достоинствами, подлинными или мнимыми. Овладев человеком, она отсекает его сначала от людей малознакомых, потом — от родных и друзей. И наконец — от самого Бога. Никто не нужен гордому, даже восторг окружающих его не интересует, и лишь в себе самом он видит источник собственного счастья. Но как любой грех, гордость не приносит подлинной радости. Внутреннее противостояние всему и вся иссушает душу гордого человека, самодовольство, словно короста, покрывает ее грубым панцирем, под которым она мертвеет и становится неспособной к любви, дружбе и даже к простому искреннему общению.

2.  Зависть

«Зависть есть печаль из-за благополучия ближнего, которая <…> ищет не добра для себя, а зла для ближнего. Завистливый хотел бы видеть славного бесчестным, богатого — убогим, счастливого — несчастным. Вот цель зависти — видеть, как завидуемый из счастья впадает в бедствие».

Святитель Илья Минятий

Такое расположение человеческого сердца становится стартовой площадкой для самых страшных преступлений. А также бесчисленного множества больших и мелких пакостей, которые люди творят только ради того, чтобы другому человеку стало плохо или хотя бы перестало быть хорошо.

Но даже если и не вырвется этот зверь наружу в виде преступления или конкретного поступка, то разве легче от этого будет самому завистнику? Ведь, в конце концов, таким страшным мироощущением он просто преждевременно загонит в себя в могилу, но даже смерть не прекратит его страданий. Потому что после смерти зависть будет терзать его душу с еще большей силой, но уже без малейшей надежды на ее утоление.

3. Чревоугодие

«Чревоугодие разделяется на три вида: один вид побуждает принимать пищу раньше определенного часа; другой любит только пресыщаться, какой бы то ни было пищей; третий хочет лакомой пищи. Против этого христианин должен иметь троякую осторожность: ожидать определенного времени для принятия пищи; не пресыщаться; довольствоваться всякой самой скромной пищей».

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Чревоугодие — рабство собственному желудку. Оно может проявлять себя не только в безумном обжорстве за праздничным столом, но и в кулинарной разборчивости, в тонком различении оттенков вкуса, в предпочтении изысканных блюд простой пище. С точки зрения культуры между грубым обжорой и утонченным гурманом — пропасть. Но оба они — рабы своего пищевого поведения. И для того, и для другого еда перестала быть средством поддержания жизни тела, превратившись в вожделенную цель жизни души.

4. Блуд

«…сознание все более и более наполняется картинами сладострастия, грязными, жгучими и соблазнительными.

Сила и ядовитый чад этих образов, чарующих и позорных, таковы, что вытесняют из души все возвышенные мысли и желания, которые увлекали (молодого человека) раньше. Нередко бывает, что человек не в состоянии думать более ни о чем другом: им всецело владеет демон страсти. На каждую женщину он не может смотреть иначе, как на самку. Мысли одна другой грязнее ползут в его отуманенном мозгу, а в сердце одно желание — удовлетворить свою похоть. Это уже состояние животного или, вернее, хуже животного, потому что животные не доходят до того разврата, до которого доходит человек».

Священномученик Василий Кинешемский

Грех блуда включает в себя все проявления половой активности человека вопреки естественному способу их осуществления в браке. Беспорядочная половая жизнь, супружеские измены, всевозможные извращения — все это различные виды проявления блудной страсти в человеке. Но хотя это и телесная страсть, истоки ее лежат в сфере ума и воображения. Поэтому к блуду Церковь относит и непристойные мечтания, просмотр порнографических и эротических материалов, рассказ и слушание похабных анекдотов и шуток — все то, что способно возбудить в человеке фантазии на сексуальную тему, из которых потом вырастают и телесные грехи блуда.

5. Гнев

«Посмотри на гнев, какие знаки своего мучительства он оставляет. Смотри, что человек делает в гневе: как негодует и шумит, клянет и ругает сам себя, терзает и бьет, ударяет по голове и лицу своему, и весь трясется, как в лихорадке, словом, он похож на бесноватого. Если внешний вид его так неприятен, что же делается в его бедной душе? …Видишь какой страшный яд скрыт в душе, и как горько он мучит человека! Его жестокие и тлетворные проявления говорят о нем».

Святитель Тихон Задонский

Человек в гневе страшен. А между тем гнев — естественное свойство человеческой души, вложенное в нее Богом для отвержения всего греховного и неподобающего. Этот полезный гнев был извращен в человеке грехом и превратился в гнев на ближних людей порой по самым ничтожным поводам. Обиды другим людям, ругань, оскорбления, крики, драки, убийства — все это дела неправедного гнева.

6. Алчность (корыстолюбие)

«Корысть есть ненасытимое желание иметь, или искание и стяжание вещей под видом пользы, затем только, чтобы сказать об них: мои. Предметов этой страсти множество: дом со всеми его частями, поля, слуги, а главное — деньги, потому что ими можно всё доставать».

Святитель Феофан Затворник

Иногда считают, что этим духовным недугом могут страдать исключительно богатые люди, уже обладающие богатством и стремящиеся его преумножить. Однако и человек среднего достатка, и малоимущий, и совершенно нищий — все подвержены этой страсти, поскольку заключается она не в обладании вещами, материальными благами и богатством, а — в болезненном, непреодолимом желании ими обладать.

7. Уныние (лень)

«Уныние — это продолжительное и одновременное движение яростной и вожделеющей части души. Первая неистовствует по поводу того, что находится в ее распоряжении, вторая, напротив, тоскует по тому, чего ей недостает».

Евагрий Понтийский

ГРЕХ

I. ЧТО ТАКОЕ ГРЕХ?

Читая Библию, невозможно не отметить, сколько внимания она уделяет теме греха, причинам его возникновения и способу исцеления от него. Часто мы размышляем о грехе в связи с преступлением или убийством. Однако Библия учит тому, что грех – это всё, что не по воле Божьей. В послании Римлянам 3:23 говорится: «Потому что все согрешили и лишены славы Божией”. Выражение «слава Божья” подразумевает абсолютное совершенство. Следовательно, грех – это непопадание в установленную Богом цель, и все люди повинны в нем. Кроме того, грехом Библия называет:

1. Нарушение Божьего закона (Римлянам 5:13).

2. Восстание против Бога или беззаконие (1-е Иоанна 3:4).

3. Моральную нечистоплотность (Псалом 31:5).

4. Злые помыслы и поступки (Матфея 5:28).

II. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГРЕХА

Первый из упомянутых в Писании грехов был совершен на небесах. Архангел Люцифер, возгордившись, решил стать подобным Богу (Исаии 14:12-14). За свою греховную гордость он был свержен с небес и стал дьяволом или Сатаной.

Первый грех, совершенный на земле, описан в третьей главе книги Бытие; он произошел в Эдемском саду. Бог запретил Адаму и Еве есть плоды с дерева познания добра и зла, но они ослушались Бога, съели запретный плод и стали грешниками.

III. ПОСЛЕДСТВИЯ ГРЕХОПАДЕНИЯ

1. Как только прародители людского рода согрешили, они сразу же увидели свою наготу и попытались спрятаться от Бога (Бытие 3:7-8).

2. Возмездие за грех – смерть. Согрешив, Адам умер духовно. То есть, он духовно разлучился с Богом, и был изгнан от лица Божьего. После грехопадения он стал подвластен физической смерти, хотя и не умер телесно сразу (Римлянам 5:12).

3. Греховная природа Адама по наследству передается всему человечеству. Каждый ребенок, рожденный грешными родителями, – грешник по природе и на деле. Так Каин, старший сын Адама, стал убийцей, и грех начал постепенно порабощать людей. Ввиду того, что все люди рождаются грешниками, они духовно мертвы, и конец каждого – физическая смерть. Внимательно прочтите Римлянам 5:12-18.

4. Грех человека навлек проклятие на всё творение. Старший сын Адама стал убийцей, а тернии и колючки – еще одно следствие Божьего проклятия (Бытие 3:14-19). Современное человечество пытается объяснить грех своими неудачами и ошибками. Некоторые психологи стремятся доказать, что человек становится лучше, благодаря умственному и технологическому прогрессу. Однако мы не нуждаемся в доказательствах существования греха, пока есть кладбища, тюрьмы, больницы и похоронные бюро. Слёзы, болезни, разочарования, боль и смерть можно называть, как нам заблагорассудится, и, тем не менее, все это – многочисленные свидетельства последствий греха. Почему же человек грешит? Прочтите Иоанна 8:44. Грех начался в небесах, а закончится в аду (Откровение 20:10).

IV. НАКАЗАНИЕ ЗА ГРЕХ

Бог постановил, что «наказание за грех – смерть” (Римлянам 6:23). Человек не может сам усовершенствоваться настолько, чтобы стать угодным Богу. «Потому что все согрешили и лишены славы Божией” (Римлянам 3:23). Мы уже говорили о том, что это означает как духовную, так и физическую смерть. Расплата за грех должна осуществиться. Бог обязан или наказать грех, или очистить нас и простить нам наши грехи.

Человек, живущий в грехе, духовно мёртв, и только время отделяет его от физической смерти. Его ожидает и вечная духовная смерть, если он умрет, не раскаявшись в своих грехах. То есть, он навсегда будет отделен от Бога, вечно мучаясь за свои грехи в огненном озере. Это «вторая смерть”, о которой говорится в книге Откровений 20:14.

V. СРЕДСТВО ИСЦЕЛЕНИЯ ОТ ГРЕХА

Бог предоставил средство исцеления от греха, чтобы людям не пришлось вечно страдать за свои беззакония. Он послал в мир Своего Сына, даровав людям путь спасения. Господь Иисус Христос родился от Девы Марии. Рождение от девы было необходимым условием непорочного зачатия. Именно благодаря такому рождению, Христос не унаследовал греховную природу Адама. Христос – единственный безгрешный человек из всех когда-либо живших на земле. На Голгофском кресте Он добровольно принял наказание за грехи всего мира, став жертвой умилостивления Божьего гнева. Плата за грех была внесена, поэтому теперь Бог дарует вечную жизнь всякому, кто исповедует свой грех и принимает Иисуса Христа своим Господом и Спасителем (II Коринфянам 5:21). (Подробнее об этом см. в статье «Спасение”.)

Когда человек обращается к Богу через Христа, он получает избавление от наказания за грех. Это значит, что все его грехи – прошлые, настоящие и будущие, – уже прощены, и он не будет осужден за них. Однако это не значит, что человек перестанет грешить. Помните, что все ваши грехи были в будущем, когда Христос умирал на Голгофском кресте. Во Христе верующий имеет силу жить для Бога, побеждая грех, вместо того чтобы жить плотскими удовольствиями, в плену у греха и Сатаны.

Для этого Иисус Христос умер на кресте. «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились” (1 Петра 2:24).

Вали отсюда!

Попал моряк на необитаемый остров. Беда! Тоска… За год-другой кое-как обжился, даже привык немного. А тут еще одного бедолагу волной на берег вынесло. Музыканта. Плыл пассажиром на корабле, который потерпел крушение.

Подпишись: Telegram YouTube

Обрадовался моряк – вдвоем веселее, легче. Еще год на острове прожили. И, наконец, разругались. Подрались даже.
— Вали отсюда, — кричал моряк. – Это мой остров! Я первым сюда попал…
Пошел побитый музыкант куда глаза глядят. «Слепил» шалаш на другом краю острова. В сезон дождей заболел, несколько дней лежал в бреду да и умер. Не знал он, что моряк со зла смастерил себе плот, связав бревна лианами, и давно уплыл с острова. Только вот не выдержали лианы даже слабой волны. В нескольких милях от острова рассыпался плот, и…нет больше моряка.

Чье одеяло, под которым я сплю?

Лежу… Сна нет. Надеваю наушники, слушаю аудиобиблию. Это помогает что-то вспомнить, что-то еще понять и, в конце концов, уснуть. Мысли об одном – почему человек тащит на себя одеяло? Не тогда, когда спит, а вообще… Каин решил, что Бог не прав. Моисей убил… Саул решил, что может править народом по-своему… Давид соблазнился Вирсавией и отправил на верную смерть ее мужа… Священники испугались влияния Иисуса и сделали все, чтобы убить Его, сохранить свои нагретые при храме места… Почему? Почему каждый человечишко тащит одеяло на себя? Неужели так трудно понять первые строки Библии – «В начале сотворил Бог небо и землю»? Повторю еще раз – сотворил Бог небо и землю. Он – Хозяин! Кто ты или я? Мы пришли голыми в этот мир, голыми из него уйдем. Были люди до нас, будут после. И тоже голыми уйдут! Никто ничего с собой не прихватит. Не зря говорят, что в последнем костюме карманов нет. Так почему даже на необитаемом острове кто-то может кричать: «Это мое!»
Гордость – самый страшный грех. Все остальные грехи – только оттенки гордости. Убить – значит ни во что не ставить другого, плевать на ценность жизни. Украсть – это тоже пренебрежение человеком, которого даже не знаешь. Соблазнить чужую жену – то же самое, что украсть. Не говорю уже о пренебрежении Богом. Сколько их, кто сам себе и бог, и начальник, и судья? Богатые, бедные… Каждый тащит на себя одеяло. Никто и думать не хочет, что Бог над всем. Он – Владыка! И если даже в нашем последнем костюме будут карманы, они… будут пустыми, сколько бы одеял за свою жизнь ты на себя не натащил.

Виноградник

Почему я вспомнил об этом? Потому что слушал притчу о хозяине виноградника и работниках, которых он нанял. Евангелие от Матфея, 21 глава. Эту притчу рассказал Иисус. Ее смысл каждый раз заставляет меня вздрогнуть. Давайте прочтем вместе.
«…был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили».
Так вот мы на Земле и живем. Будто она – наша собственность. Не признаем Хозяина. Пользуемся всем, что можем взять. Запросто разрушаем, потому что «виноградник» большой, еще не на одно поколение хватит. Ни отчитываться ни перед кем не собираемся, ни каяться с своей глупости. Тянем одеяло… Кто как может… Изо всех сил.

Они поняли, что Он о них говорит

Почему же я вздрагиваю, когда читаю эту притчу? Потому, что она не только о людях, которые пренебрегают Богом. Она еще и о тех, кто Бога, казалось бы, любит. Сразу после притчи читаем фразу «первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит…»
Первосвященники… Фарисеи… Духовные лидеры Божьего народа. Они служили в храме и в синагогах. Читали Священное Писание. Соблюдали Божьи заповеди. И вдруг притча о работниках, отнимающих у хозяина виноградник, — это, оказывается, о них.
Даже приходя к Богу, становясь служителями церкви, мы… можем не избавиться от желания тащить на себя одеяло. Коварная гордость Змия! Нашу плоть тешит наша позиция… Наши дары… Помазание… Как-то забывается, что они и не наши вовсе. Они Его и дарованы каждому из нас Им. Но… как приятно чувствовать себя избранным. И приходит беда! Пастор, которому дарован дар служить, со временем становится начальником. Берет на себя право вершить судьбами. Учитель ведет себя так, будто только он всегда и во всем прав. Евангелист щедро тратится на пиар, потому что уже попробовал вкус славы. Апостол вознес себя на такую высоту, что даже его тень простого люда уже не касается…
Нет ничего нового под солнцем. Работающие в Божьем винограднике… убивали посылаемых Им пророков. Одного… Другого… Десятого… Они даже Сына Его не приняли! Он мог завладеть всем. Забрать на Себя все внимание… Весь почет… Всю славу… Но… разве не Ему одному это все и принадлежит? Разве не в Его винограднике мы с вами живем? Не в Его Церкви служим?
Гордость даже Церковь лоскутками режет. Православные… Католики… Протестанты… И внутри каждого отрезанного ломтя десятки, сотки отрезанных лоскутков.

Вспомни… Покайся!

Страшно, служа Богу, потянуть одеяло на себя. Еще страшнее потерять этот страх!
Рассказав притчу о винограднике, Иисус спросил: «Когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?» Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои».
Первосвященников… Фарисеев… Не важно, Ветхого или Нового Заветов. Всех, кто не свое одеяло на себя потащил, «предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям». Страшно и… справедливо. Грех убивать в себе Бога. Грех воровать у Него. Грех быть настолько гордым, чтобы не помнить что вокруг нас Кому принадлежит. А надо бы вспомнить. И надо покаяться! Склонить голову и сказать:
«Прости, Господи! Прости грехи мои. Мою заносчивость, самоуверенность… Мою гордость, которую я сам в себе не вижу, и которая причиняет мне так много зла. В Иисусе не было того, что есть во мне. Он был наполнен любовью и смирением. За меня Он пошел на смерть, на распятие. Помоги и мне распять мое лукавство. Помоги никогда не забыть, что все от Тебя, все вокруг Твое. Даже дарованное мне Тобою – это Твое. Я голым пришел и голым уйду с этой земли. Помоги мне прожить чисто, достойно. Во имя Иисуса Христа! Аминь!»

Сергей Мирный

  • 3 совета, которые сделают онлайн-знакомства продуманными,…

Смертные грехи в православии — что это такое?

В светской среде существует понятие «семь смертных грехов», часто мы слышим фразу «самоубийство — смертный грех». В действительности понятие «смертный грех» нельзя назвать совсем правильным, хотя отчасти оно справедливо. Жизнь для человека — во Христе, вне греха. Бог создавал Адама и Еву для рая. Но мы в результате грехопадения мы оказались в мире, где грех есть. Смерть — это следствие грехопадения. Грех проник в нас в результате свободного выбора человечества и сделал человека смертным, потому что грех убивает. Именно самоубийство считается таким тяжким грехом, потому что человек сам выбирает смерть, лишая себя шанса на спасение. Но, как мы знаем, даже самоубийство трудно вменить во грех человеку, который страдал от тяжелого психического расстройства. Судьбу нашей души, ее посмертную участь всегда определяет только Господь, и только Он ведает, мог ли в эти страшные моменты человек контролировать себя.

Тем не менее, выражение «7 смертных грехов» появилось не случайно. Этот термин и перечень грехов предложил святитель Григорий Великий в 590 году. На тот момент в Церкви существовал другой список — перечень греховных страстей, который состоял из восьми пунктов:

  1. Чревоугодие
  2. Прелюбодеяние
  3. Сребролюбие
  4. Гнев
  5. Печаль
  6. Уныние
  7. Тщеславие
  8. Гордыня

Сами по себе искушения могли и не являться грехом. Грех — поддаться искушению. Так желание вкусно пообедать или съесть мясо в пост само по себе не грех, тем более, смертный. И все же такая страсть может склонить человека ко греху, именно для этого ее посылает враг рода человеческого. Печаль же понималась, как роптание на Бога, недоверие Его воле и Его бесконечной любви. А гордыня заключалась в надменном отношении к ближним, в ощущении своего превосходства.

Это неизбежно приводило к смерти человеческой души, которая была создана, чтобы «жизнь свою отдать за други своя». Можно ли назвать этот грех смертным? Да, ведь он и приводил к смерти в конечном итоге. Это была смерть не в физическом, а в духовном понимании.

Св. Феофан Затворник пишет о смертных грехах: «Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его. Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то определение смертного греха не трудно. Жизнь христианская есть ревность и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона. Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отделенным от Него; всякий такой грех есть грех смертный. …Такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает Царство Небесное и отдает суду. И это все утверждается в час греха, хотя не совершается видимо. Такого рода грехи изменяют все направление деятельности человека и самое его состояние и сердце, образуют как бы новый источник в нравственной жизни; почему иные определяют, что смертный грех есть тот, который изменяет центр деятельности человеческой».

Смертные грехи в православии: список

Итак, в 590 году в православии появился определенный список смертных грехов, который можно назвать очень условным. Почему? Потому что грех Прелюбодеяния может делиться на множество грехов. Например, блудные мысли, которые человек не пытается прогнать, хотя Христос сказал, что тот, кто посмотрел на женщину с вожделением, уже согрешил с ней в сердце своем. Это не означало, что человек, допустивший грешную мысль автоматически лишался возможности попасть в Царствие Небесное. Речь шла о невозможности обмануть Господа и сохранить лишь внешнее благочестие, в душе желая зла ближним или, допуская злые помыслы о них.

Грех и благодать

Список смертных грехов насчитывает семь пунктов:

  1. Гордость
  2. Зависть
  3. Чревоугодие
  4. Блуд
  5. Гнев
  6. Алчность
  7. Уныние

Если первые шесть пунктов не вызывают вопросов, то седьмым часто пытаются упрекнуть людей, страдающих от клинической депрессии. Но речь идет не о болезни и не об обычной грусти, а о душевной лени, о случаях, когда человек перестает верить в помощь Бога, упрекает Его в своих земных невзгодах вместо того, чтобы положиться на Его обетование о спасении всех людей, которые были «куплены дорогой ценой».

Перечень грехов для исповеди

Как же рассказать о грехах на исповеди? Для начала, важно помнить, что исповедь — это не механическое перечисление грехов, и мы исповедуемся перед Богом, а не докладываем священнику о том, что натворили, как строгому учителю. Священник сокрушается с нами о наших прегрешениях, а не ждет возможности отчитать за проступки. Но иногда без списка грехов бывает трудно подготовиться к исповеди и, чтобы вспомнить о том, что приносило вред нашей душе, каким искушениям мы поддались, проще воспользоваться списком. Этот список — помощник, но составлять из него всю свою исповедь не стоит. Бог и так знает обо всех наших прегрешениях и, если вы забыли сказать о поступке, в котором искренне раскаиваетесь, это не значит, что раскаяние в этом конкретном грехе не будет «учтено». Бог — не мстительный Дух с калькулятором наших провинностей, а Небесный Отец, который отдал Сына Своего на смерть, чтобы искупить наши грехи. Намеренно утаивать грехи не стоит, исповедь призвана помочь человеку, а не навредить.

Читайте также — Зависть — русский грех

Чем мы согрешаем перед Господом?

  • ГОРДОСТЬЮ.
  • НЕБЛАГОДАРНОСТЬЮ.
  • СКЛОННОСТЬЮ НА ХУДОЕ ДЕЛО.
  • НЕПОКОРСТВОМ.
  • САМООПРАВДАНИЕМ.
  • ОСЛЕПЛЕНИЕМ УМА.
  • САМОДОВОЛЬСТВОМ.
  • САМОЛЮБИЕМ.
  • САМОНАДЕЯННОСТЬЮ.
  • НЕВНИМАНИЕМ К СУДУ БОЖИЮ.
  • СВОЕНРАВИЕМ.
  • САМОХВАЛЬСТВОМ.
  • САМОУГОДИЕМ.
  • САМОЧИНИЕМ.
  • НАГЛОСТЬЮ.
  • ОСКОРБЛЕНИЕМ.
  • ВЛАСТОЛЮБИЕМ.
  • СЛАВОЛЮБИЕМ.
  • ВОЗНОШЕНИЕМ.
  • ВЫСОКОМЕРИЕМ.
  • ВЫСОКОСЕРДИЕМ.
  • ВЫСОКОУМИЕМ.
  • НЕПОСЛУШАНИЕМ.
  • ЖЕЛАНИЕМ УЧИТЬ.
  • ОТСТУПЛЕНИЕМ ОТ БОГА.
  • БОГОХУЛЬСТВОМ.
  • КОЩУНСТВОМ.
  • НЕЧЕСТИЕМ.
  • НЕПРАВОВЕРИЕМ.
  • ЗАБЛУЖДЕНИЕМ.
  • СУЕВЕРИЕМ.
  • НЕПРАВДОЙ.
  • ПРОТИВЛЕНИЕМ ДОБРУ.
  • НЕПОСТОЯНСТВОМ.
  • ПРЕЛЕСТЬЮ.
  • ЕРЕСЬЮ.
  • ЧАРОДЕЙСТВОМ.
  • ВОЛШЕБСТВОМ.
  • ГАДАНИЕМ.
  • НЕВЕРИЕМ.
  • ЛЮБОНАЧАЛИЕМ
  • КОМАНДОВАНИЕМ.
  • ЛЮБЛЕНИЕМ ПОЧЕСТИ.
  • НАДМЕННОСТЬЮ.
  • ТЩЕСЛАВИЕМ.
  • КИЧЕНИЕМ.
  • ЗАВИСТЬЮ.
  • ЗЛОРАДСТВОМ.
  • ПРЕЗРЕНИЕМ ЛЮДЕЙ.
  • НЕИМЕНИЕМ ЛЮБВИ К БЛИЖНИМ.
  • ПОРУГАНИЕМ.
  • ПОРИЦАНИЕМ.
  • УНИЖЕНИЕМ ДРУГИХ.
  • НЕЧУВСТВИЕМ.
  • НЕУВАЖЕНИЕМ.
  • ЧЕЛОВЕКОНЕНАВИСТНИЧЕСТВОМ.
  • ЧВАНСТВОМ.
  • ПОДСМАТРИВАНИЕМ.
  • ПОДСЛУШИВАНИЕМ.
  • НАУШНИЧЕСТВОМ.
  • УКОРЕНИЕМ.
  • ЖЕСТОКОСЕРДИЕМ.
  • ЖЕСТОКОСТЬЮ.
  • НЕНАВИСТЬЮ.
  • ДУШЕГУБСТВОМ.
  • ЛЖЕСЛОВИЕМ.
  • ГОРТАННОБЕСИЕМ.
  • ЧРЕВОБЕСИЕМ.
  • ЛЕНОСТЬЮ.
  • НЕУМЕРЕННОСТЬЮ СНА.
  • НЕВОЗДЕРЖАНИЕМ.
  • ЧЕЛОВЕКОУГОДИЕМ.
  • ПЬЯНСТВОМ.
  • СКВЕРНОСЛОВИЕМ.
  • БЛУДОМ.
  • СЛОЖЕНИЕМ В МЫСЛИ С ГРЕХОМ.
  • ПУСТОСЛОВИЕМ.
  • НАПЫЩЕННОСТЬЮ.
  • РАСПУЩЕННОСТЬЮ.
  • РАСТЛЕНИЕМ.
  • СОИЗВОЛЕНИЕМ НА ГРЕХ.
  • РЕВНОВАНИЕМ, РЕВНИВОСТЬЮ.
  • РАЗВРАТОМ.
  • РАСПУТСТВОМ.
  • РАСТОЧИТЕЛЬНОСТЬЮ.
  • СОВЕТОМ НА ГРЕХ.
  • НАСИЛИЕМ.
  • МУЖЕЛОЖСТВОМ.
  • СКОТОЛОЖСТВОМ.
  • ОТВЕРЖЕНИЕМ.
  • НЕВЕЖЕСТВОМ.
  • НЕБЛАГОРАЗУМИЕМ.
  • НЕБЛАГОГОВЕНИЕМ.
  • НЕВИДЕНИЕМ.
  • ХВАСТОВСТВОМ.
  • ПРИТВОРСТВОМ.
  • ТАЙНОЯДЕНИЕМ.
  • НЕПРИЛИЧНЫМ ВКУШЕНИЕМ ПИЩИ.
  • МНОГОЯДЕНИЕМ.
  • ЧРЕВОУГОДИЕМ.
  • ЛЖЕСВИДЕТЕЛЬСТВОМ.
  • КРОВОПРОЛИТИЕМ.
  • КОВАРСТВОМ.
  • КЛЯТВОПРЕСТУПЛЕНИЕМ.
  • КЛЕВЕТОЙ.
  • ИЗВРАЩЕНИЕМ СЛОВ.
  • ЛИЦЕМЕРИЕМ.
  • ЛОВЕРИЕМ .
  • МАЛОДУШИЕМ.
  • РАВНОДУШИЕМ.
  • УТАЕНИЕМ ГРЕХОВ.
  • ОЖЕСТОЧЕНИЕМ.
  • ОКАМЕНЕНИЕМ СЕРДЦА.
  • СТЫДЕНИЕМ В ПОКАЯНИИ.
  • СОМНЕНИЕМ.
  • СТРАХОМ.
  • ОТЧАЯНИЕМ.
  • ХУЛОЙ.
  • УБИЙСТВОМ
  • ЛЕСТЬЮ.
  • УНЫНИЕМ.
  • РОПОТОМ.
  • ПЕЧАЛЬЮ.
  • БЕСПОКОЙСТВОМ.
  • БОЯЗНЬЮ.
  • МАЛОВЕРИЕМ .
  • МАЛОДУШИЕМ.
  • РАВНОДУШИЕМ.
  • УТАЕНИЕМ.
  • ОКАМЕНЕНИЕМ СЕРДЦА.
  • СТЫДЕНИЕМ В ПОКАЯНИИ.
  • СОМНЕНИЕМ.
  • СТРАХОМ.
  • ОТЧАЯНИЕМ.
  • ХУЛОЙ.
  • УБИЙСТВОМ
  • ДЕТОРАСТЛЕНИЕМ.
  • МАЛАКИЕЙ, ОНАНИЗМОМ, РУКОБЛУДИЕМ.
  • КРОВОСМЕШЕНИЕМ.
  • СКОПОТВОРСТВОМ.
  • РАБОЛЕПСТВОМ.
  • НЕРАДЕНИЕМ. СРЕБРОЛЮБИЕМ.
  • УТАИВАНИЕМ ЧУЖОГО.
  • БЕССЕРДЕЧИЕМ.
  • РВЕНИЕМ.
  • ПРИСТРАСТИЕМ К ЧЕМУ-ЛИБО.
  • ВЕЩЕЛЮБИЕМ.
  • ЛЮБОСТЯЖАНИЕМ.
  • ПРИСВОЕНИЕМ ЧУЖОГО.
  • ИЗВОРОТЛИВОСТЬЮ.
  • БОЖБОЙ.
  • СКУПОСТЬЮ.
  • ЖАДНОСТЬЮ.
  • ТОРГАШНИЧЕСТВОМ.
  • МЗДОИМСТВОМ.
  • ЛИХОИМСТВОМ.
  • СВЯТОТАТСТВОМ.
  • ВОРОВСТВОМ.
  • ВЗЯТНИЧЕСТВОМ.
  • КОРЫСТОЛЮБИЕМ.
  • РАЗБОЕМ.
  • ИДОЛОСЛУЖЕНИЕМ,
  • ИДОЛОПОКЛОНСТВОМ.
  • ВСПЫЛЬЧИВОСТЬЮ.
  • ГНЕВОМ.
  • РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬЮ.
  • БУЕСЛОВИЕМ.
  • НЕГОДОВАНИЕМ.
  • НЕРАЗУМИЕМ.
  • НЕРАССУЖДЕНИЕМ.
  • НЕСДЕРЖАННОСТЬЮ.
  • НЕТЕРПЕНИЕМ.
  • СВАРЛИВОСТЬЮ.
  • ОСУЖДЕНИЕМ.
  • ПЕРЕСУДАМИ.
  • ПОПЕРЕЧЕНИЕМ.
  • СПОРАМИ.
  • ЛЮБОПРЕНИЕМ.
  • ПОНОШЕНИЕМ.
  • СРАМОСЛОВИЕМ.
  • ССОРАМИ.
  • РАЗДОРОЛЮБИЕМ.
  • ДЕРЗОСТЬЮ.
  • БРАНЧЛИВОСТЬЮ.
  • ЗЛОРЕЧИЕМ.
  • ЗЛОСЛОВИЕМ.
  • ЯРОСТЬЮ.
  • НЕСОГЛАСИЕМ В ДОБРОМ.
  • НЕСОЗНАТЕЛЬНОСТЬЮ.
  • ОБМАНОМ.
  • ПЛЕНЕНИЕМ.
  • ЗАПАЛЬЧИВОСТЬЮ.
  • ДВОЯЗЫЧНОСТЬЮ.
  • ДВОЕДУШИЕМ.
  • ЗЛОПАМЯТСТВОМ.
  • ЗЛОБОЙ.
  • ЗЛОХИТРОСТЬЮ.
  • ИЗДЕВАТЕЛЬСТВОМ.
  • НЕПРАВЕДНОЙ КЛЯТВОЙ.
  • ВРАЖДОЙ.
  • ВРАЖДОЛЮБИЕМ.
  • ПОБОЯМИ.
  • ПРЕДАТЕЛЬСТВОМ.
  • ПРОКЛЯТИЕМ.
  • ОКЛЕВЕТАНИЕМ.
  • ПАМЯТОЗЛОБИЕМ.
  • НЕСОСТРАДАТЕЛЬНОСТЬЮ.
  • БЕСЧУСТВИЕМ.
  • УЯЗВЛЕНИЕМ.
  • ДОСАЖДЕНИЕМ.

Как бороться с грехами?

К сожалению, человек не может победить грех самостоятельно. И просто маниакально следить за тем, чтобы не совершить грех — недостаточно. Точнее, это вряд ли поможет. Человек неизбежно будет грешить, такова его природа после первородного греха. Поэтому стоит стараться делать все возможное, чтобы не идти против воли Господа и молить Его о даровании сил в борьбе со грехом и прощении. Бояться смертных грехов надо не, потому что Бог карает за них смертью. Это не так. Человек сам некогда подписал себе смертный приговор, нарушив волю Создателя. Теперь наша задача — постараться минимизировать власть зла над нами, приблизиться к единственному источнику жизни для христианина — ко Христу.

Вы прочитали материал о смертных грехах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *