Грехопадение

Миф о грехопадении представляет собой широко известное библейское предание об искушении Евы Сатаной, о нарушении божьего запрета и проклятии, наложенном на весь человеческий род в наказание за непослушание, которое, по сути, явилось реализацией свободы выбора, данной человеку Богом. Известно, что Джон Мильтон был верующим человеком, хорошо знал Библию и ее толкования, но известен также и тот факт, что поэт был сторонником собственной интерпретации библейских текстов, — интерпретации через призму мировоззрения, мироощущения, понятия веры и жизненного опыта. «Потерянный Рай», в этом смысле, является поэтическим отражением мильтоновской интерпретации библейского мифа, которая не сколько противоречит традиционному христианскому толкованию, сколько уточняет и дополняет его. Вопрос мильтоновской интерпретации мифа о грехопадении неоднократно поднимался в отечественном литературоведении. Его исследованием занимались Р. М. Самарин, Т. А. Павлова, И. И. Гарин, А. А. Чамеев, и целью настоящей статьи является рассмотрение мильтоновского видения библейского мифа, в том числе и на основании работ указанных литературоведов. Прежде чем продолжить речь о мильтоновской интерпретации мифа о грехопадении, стоит разобраться, что представляет собой его традиционная интерпретация. По библейским представлениям грехопадение — это нарушение первыми людьми заповеди Бога об абсолютном повиновении, что и повлекло в результате изгнание их из Рая, появление в мире зла, противоречащего божественной сущности. Преобладающим толкованием является прочтение мифа о грехопадении как истории об утрате человеком богоподобия, т. е. абсолютной святости и бессмертия, и о «сохранении искаженного образа Бога, т. е. разума и свободной воли, употребляемых чаще всего во зло человеку и природе» . Догмат о грехопадении по сей день является предметом богословских споров в христианстве. Например, согласно католическому учению, в результате грехопадения человек всего лишь утратил сверхъестественные дары, которыми Бог наделил его при творении, что ослабило человеческую природу, но в то же время не привело к ее окончательному разрушению. Таким образом, человек «будучи греховным, остается свободной, социальной и разумной сущностью, состоящей из естественного и сверхъестественного начала» . Религиозные реформаторы отклоняют дуализм природы и сверхприроды в человеке. Для пуританства, сторонником которого был и Джон Мильтон, была свойственна идея предопределения. Так, например, Ж. Кальвин утверждал, что человек не является свободной личностью, он утратил способность к добру и богопознанию, и представляет собой бесконечно греховное существо, участь которого была предопределена еще до сотворения мира. В «Потерянном Рае» Мильтон, как и в трактате «О Христианском учении» размышляет над вопросом о причине всех человеческих несчастий, т. е. почему история человечества является преимущественно историей военной и кровопролитной, за которой порой не видно истории созидательной, творческой. Объяснение бедам и страданиям человечества Мильтон дает в соответствии со своими религиозными убеждениями. Поэт высказывает критическое, но в то же время гуманистическое мнение о прошлом человечества, говорит о своей вере в человеческий разум, в его свободную волю, которая сможет подчинить себе историю Р. М. Самарин отмечает, что любовь Адама к Еве оказывается настолько сильной, что он не в силах оставить ее в одиночестве перед лицом небесного возмездия, а Ева нарушила запрет, т. к. ее разум оказался не в силах противостоять искусным уговорам Сатаны. Адам Мильтона представляет собой образ гармоничного человека, наделенного мудростью, мужеством, обаянием и богатым внутренним миром, в котором есть место разуму и свободной воле, чувствам и страсти. В этом смысле душа Адама противоречива — его действиями управляет разум, но страсть и чувства в конечном итоге берут верх, и в первую очередь по причине физической и духовной красоты Евы, по причине любви к ней, которая наполняет Адама радостью. Важнейшим фактором внутреннего мира Адама у Мильтона является свобода — свобода выбора. Именно обладание этой свободой позволяет Адаму переступить черту, отделявшую его от уже согрешившей Евы, и разделить с ней наказание за непослушание, а, по сути, за реализацию дарованной свободы воли . По замечанию Т. А. Павловой собственное толкование Мильтоном мифа о грехопадении предстает «в слепой страсти, охватившей мужчину» , в которой поэт и видит «причину всех человеческих несчастий» . В христианской традиции грехопадение связано, прежде всего, с гордыней и тщеславием, Мильтон, для которого грехопадение было одновременно и историческим фактом и мистерией, метафорой, полной всеобъемлющего смысла, причину грехопадения объясняет тонкими психологическими мотивами и в первую очередь безудержной страстью Адама к Еве. Адам и Ева преступают наказ Божий по разным причинам. У Евы, соблазняемой Сатаной, зарождается недоверие к Богу, и пробуждается любопытство — духовный голод. Ева думает, что сравняется с Адамом или даже превзойдет его в мудрости и за это он полюбит ее еще больше:

Адам же верен Богу, он больше склонен прислушиваться к голосу разума, но оказывается во власти эмоций, когда узнав о поступке Евы, он понимает, что она погибла, и решает остаться с ней, погибнуть вместе, потому что не представляет жизни без нее:

Но все равно; скрепил Я жребий мой с твоим, и приговор Тождественный постигнет нас двоих. И если смерть меня с тобой сплотит, Она мне жизнью будет; столь сильна Природы власть, влекущая меня К тебе; ведь ты мое же естество, Вся из меня возникла, вся моя, Мы нераздельны, мы — одно, мы — плоть Единая, и Еву потерять – Равно что самого себя утратить! . However I with thee have fixt my Lot,

Certain to undergo like doom; if Death

Consort with thee, Death is to mee as Life;

So forcible within my heart I feel

The Bond of Nature draw me to my own,

My own in thee, for what thou art is mine;

Our State cannot be sever’d, we are one,

One Flesh; to lose thee were to lose myself .

По мнению Мильтона, именно эта земная любовь, оказавшая сильнее любви к Богу, и явилась причиной грехопадения Адама. Именно после нарушения запрета Адамом содрогается земля, и мир начинает меняться. Природа, Космос искажены грехопадением: Солнце меняет свой путь, животные нападают друг на друга, в мир проникает Смерть, а Адам и Ева утратили гармонию и невинность, в них просыпаются гнев, ненависть, недоверие. Их любовь отныне переплетена с эгоизмом и похотью . В поэме звучит мотив бренности бытия. До момента грехопадения мир кажется чем-то вечным, незыблемым, но мир переворачивается, гармония исчезает. Отныне миром правят время и смерть. Человек больше не обладает бессмертием и пасторальной невинностью, его жизнь теперь греховна, а тело тленно. Таким образом, грехопадение в интерпретации Джона Мильтона представляет собой результат тщеславия первых людей, в первую очередь Евы, пожелавшей сравняться с Адамом и Богом, и страсти Адама, которая оказалась сильнее любви к Богу. В то же время, поэт дает понять, что грехопадение — это еще и реализация свободы выбора, дарованной Богом человеку. Человек может снова обрести Рай, духовный, для этого ему нужно сделать выбор в пользу благочестивого образа жизни, что позволит искупить последствия грехопадения в душе человеческой.
Литература:

  • Грехопадение и его последствия прот. Олег Давыденков
  • Грехопадение Д.В. Новиков
  • Грехопадение прародителей архим. Алипий, архим. Исайя
  • Грехопадение человека преп. Максим Исповедник
  • О грехопадении человека свящ. Иоанн Арсеньев
  • Беседа о грехопадении прот. Серафим Слободской
  • Грехопадение человека прот. Александр Геронимус
  • В чем согрешили Адам и Ева диакон Андрей

***

Грехопаде́ние — первое преступление человека, связанное с нарушением Божьей заповеди о невкушении плодов с дерева познания добра и зла, повлекшее за собой катастрофические последствия как в отношении самого человека, так и в отношении окружающего мира.

Известно, что Бог, обустроив вселенную, создал человека и поселил его в особом саду — Раю, в «Эдеме на востоке». Человеку надлежало «возделывать и хранить» этот сад (Быт. 2:15).

Первозданные люди были нравственно чистыми и невинными. Их душевное и телесное состояние целиком соответствовало предначертаниям Божьим о человеке. Прародители не испытывали ни малейших бесчинных движений в душе, не имели стремлений ко злу. Чтобы они смогли осознанно и свободно сделать свой нравственный выбор, а затем и утвердиться в Добре, Бог назначил им испытание, дал заповедь, сообщив о последствиях возможного ослушания: «от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:16-17).

Но диавол, будучи клеветником и завистником, возжелав навредить человеку и разрушить Бого-человеческий союз, подступил к жене, и, заведя разговор, вложил в её сердце коварную мысль: «знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:5).

Формально, он предложил Еве то же, что и Господь — уподобление Богу, ведь и Бог призывает: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Однако между призывом Создателя и предложением диавола — принципиальная разница.

Единственный путь к богоуподоблению — тот, в основе которого лежит самоотверженное послушание Богу, стяжание святости: «Будьте святы, потому что Я свят» (1Пет. 1:16). Этот путь не только нельзя пройти разом и вдруг, он вообще не имеет конца, ведь Бог — беспределен в Своих совершенствах.

Диавол же предложил человеку прямо противоположное: средство мгновенного богоуподобления и автономию, независимость от Творца. Ведь если бы человек, отведав плодов, и действительно стал бы как бог, то Бог стал бы ему больше не нужен (как Бог).

Адам и Ева, знавшие от Владыки, в чём состоит добро и зло, тем не менее не распознали подвох. Вместо того, чтобы отсечь искусителя с порога или хотя бы насторожиться, Ева, а затем и Адам, проглотили наживку, поверили лжи и отвергли Бога. В этом и усматривается глубина их греха. Тот, факт, что они не имели предварительного опыта соприкосновения с коварством, не оправдывает их. Ведь Господь сделал всё, чтобы соблюдение заповеди было для них делом легким и исполнимым.

Во-первых, эта испытательная заповедь носила даже и не положительный, а отрицательный характер, то есть не обязывала к трудному, обременительному действию, а запрещала нетрудное. Наложив запрет на вкушение плодов только с одного дерева, Бог разрешил питаться плодами с многих других деревьев, так что недостатка в хорошей и вкусной еде прародители не испытывали.

Во-вторых, как заметил святой Ефрем Сирин, «Бог не дозволил сатане послать… к Адаму какого-либо Ангела, или Серафима. Или Херувима. Не дозволил также сатане и самому прийти в Едемский сад в образе человеческом или божественном… Дозволено же было прийти к ним змию, который, хотя хитер, но безмерно презрен и гнусен. Змий, приступив к людям, не сделал никакого действительного чуда, не принял даже на себя ложного вида, но предстал в том виде, какой имел: предстал пресмыкающимся, с поникшими долу глазами, потому что не мог взирать на сияние зрака той, которую хотел искусить» (преп. Ефрем Сирин. Толкование на книгу Моисея Бытие, гл. 3).

Грехопадение привело к страшному результату:

  • разладились отношения человека с Богом,
  • человека с человеком,
  • человека с окружающим миром;
  • разладился сам человек, сделавшись тленным и смертным, склонным ко злу, удобопреклонным к воздействию демонических сил.

***

См. также: ГРЕХ ПЕРВОРОДНЫЙ.

ГРЕХОПАДЕНИЕ, в христианском вероучении, «первородный» грех прародителей, Адама и Евы, решающим образом повлиявший на судьбу и состояние человечества. В Книге Бытия, после рассказа о сотворении Адама и Евы, говорится о том, что Бог не только создал их самыми совершенными из живых существ, но и наделил их особыми дарами и поселил их в саду Эдема, где они могли вести счастливую жизнь, не омраченную страхом или страданиями. Их невинность – плод их общения с Богом – была знаком их нравственного совершенства: «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились».

Грехопадение произошло следующим образом. Бог дал им особую заповедь, воспрещающую вкушать плоды от дерева познания добра и зла (Быт 2:17), назначив наказанием за нарушение этой заповеди смерть: «ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». Однако змей, посулив Еве, что в тот день, в который они вкусят плодов этого древа, их глаза откроются и они будут «как боги, знающие добро и зло», убедил Еву нарушить заповедь, а Ева предложила Адаму разделить с ней эту трапезу (Быт 3:1-6). Бог же, сказав: «вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от древа жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» (Быт 3:14-24), изгнал Адама и Еву из рая и обрек их жить до смерти в трудах и страданиях, змея же проклял.

Обстоятельства и детали грехопадения, о котором рассказывает Книга Бытия, по-разному истолковывались библейскими экзегетами. Большинство из них не видело никаких затруднений в буквальном понимании этого рассказа, однако явное присутствие в нем антропоморфных мотивов побудило Филона Александрийского в 1 в., христианских писателей-александрийцев 3 в. (Климент, Ориген), кардинала Каетана в 16 в. и многих других прибегнуть к аллегорическим толкованиям. В 20 в. проблема интерпретации грехопадения еще более усложнилась в результате развития библейской критики, ставящей вопрос о связи Книги Бытия с древними ближневосточными мифами. Все больше исследователей усматривает в библейском рассказе о грехопадении отголоски фольклорных традиций. Католические экзегеты, отстаивая достоверность рассказа о грехопадении, не требуют безоговорочного принятия всех деталей, сопровождающих этот рассказ. Либеральные экзегеты, как и многие протестантские теологи, рассматривают его как миф, не подлежащий исторической интерпретации. См. также ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *