Грузия монастыри

Монашество — сердце Православия, и для Грузинской Православной Церкви на протяжении истории оно имело не меньшее значение, чем для других Поместных Церквей.
В настоящее время у Грузинской Православной Церкви насчитывается 134 монастыря — 72 мужских и 62 женских.
Ниже будет представлен краткий обзор главных грузинских обителей, своим основанием восходящих к глубокой древности.
Ахали Шуамта
Время основания: XVI век.
Местонахождение: недалеко от г. Телави.

Современное состояние: действующий женский монастырь.
История: По преданию был построен кахетинской царицей Тиной, которая увидела в детстве пророческий сон об этом, и узнала показанное во сне место уже когда была женой кахетинского князя Левана. Здесь был построен монастырь, в котором впоследствии приняла постриг и сама Тина.
Атенский Сиони
Время основания: VII век.
Местонахождение: в селе Атени, в 12 км к югу от г. Гори.

Современное состояние: действующий монастырь.
История: Главный храм, посвящённый Пресвятой Богородице, построен в начале VII века, росписи датируются XI веком, также на территории монастыря сохранились древние храмы Орбелиани (VIII-IX века) и Цминда Гиорги (XI век).
Бетания
Время основания: XI век.
Местонахождение: в ущелье реки Вере, в 16 км от Тбилиси, около села Самадло.
Современное состояние: действующий мужской монастырь в честь Рождества пресвятой Богородицы.

Святыни: мощи неизвестных мучеников.
История: Обитель названа в честь селения Вифания, где жили Марфа и Мария и где Господь воскресил Лазаря. Здесь, по преданию, часто отдыхала святая царица Тамара. В средние века монастырь пришёл в запустение, и был случайно обнаружен в середине XIX века художником Г. Гагариным, после чего в нём поселился иеромонах Спиридон, восстановивший Бетанию. В советское время это была единственная обитель, в которой продолжалась монашеская и богослужеюная жизнь (официально монахи были оформлены как музейные смотрители). Последний насельник, старец Георгий (Мхеидзе), скончался в 1962 году, а в 1978 году сюда прибыли новые монахи и Бетания стала первым монастырём, открывшимся в советское время.
Бодбе
Время основания: IV век.
Местонахождение: в двух км. от г. Сигнахи, около села Кедели

Современное состояние: действующий женский монастырь.
Святыни: Мощи св. равноапостольной Нины, которая была погребена здесь, чудотворный источник в честь св. Нины.
История: в IX веке был построен главный монастырский храм в честь св. Нины, в нём сохранились фрески того же времени. После монгольского разорения XIII века сведений о монастыре нет, вплоть до XV века, когда он снова обрел славу религионого центра. В связи с персидским нашествием в XVI веке монашеская жизнь здесь прерывается. В следующем столетии монастырь начинает действовать как мужской, известно, что при нём действовала более двух столетий школа. Последний монах скончался в 1837 году, и лишь через полвека по указу императора Александра III обитель возродилась как женский монастырь, который вскоре стал одним из самых крупных в Грузии. В советское время монастырь был закрыт и снова открылся только в 1995 году.

Вардзиа
Время основания: XII век.
Местонахождение: около села Вардзия в долине р. Кура, в 70 км к югу от г. Боржоми.

Современное состояние: действующий мужской монастырь.
История: Эта пещерная обитель была построена в 1156-1205 годах при поддержке св. царицы Тамары, которая часто молилась здесь. Также здесь подвизался святой Ианн Шавтели. В 1551 г. монастырь был разрушен войсками персидского шаха Тахмаспа, а в конце XVI века его захватили турки, которые сожгли монахов прямо в храме. В XIX веке, после освобождения этого региона русскими войсками, в Вардзиа пришли греческие монахи и возродили здесь монашескую жизнь. В 1938 г. монастырь закрыли и превратили в музей, в 1990-е годы сюда вернулись монахи.
Вачнадзиани
Время основания: XV-XVI века.
Местонахождение: в 8 километрах от деревни Вачнадзиан района Гурджаани.
Современное состояние: не действует.
Гелати
Время основания: XII век.
Местонахождение: в пяти км к северо-востоку от г. Кутаиси.

Современное состояние: действующий монастырь.
Святыни: мощи св. благоверного царя Давида Строителя.
История: Был основан св. царём Давидом Строителем в 1106 г., в честь присоединения к грузинскому государству Кахетии и побед над турками-сельджуками. Здесь же царь создал Гелатскую академию, крупнейший просветительский центр Грузии, в котором трудились такие выдающиеся умы как святые Иоанн Петрици, Арсений Икалтоели и др. Монастырь стал усыпальницей грузинских царей. Действовала при нём и больница. В 1510 г. турки разорили Кутаиси и опустошили Гелатский монастырь. Но очень быстро имеретинский царь Баграт III восстановил его. Со второй половины XVI в. до 1814 г. здесь находилась резиденця католикоса. В 1860-е годы монатырь был ограблен. В советское время был превращён в музей, в 1990-е годы передан Церкви.
Гурджиани
Время основания: VIII век.
Местонахождение: в двух км от села Гурджаани, район Кахетии.

Современное состояние: действующий женский монастырь в честь Успения Божией Матери.
Святыни: святой источник.
История: Основана обитель в VIII веке. В советское время здесь располагался санаторий. В настоящее время идёт возрождение обители.
Гурия
Время основания: VI век.
Местонахождение: Чохатури, Аджария.
Современное состояние: действующий мужской монастырь в честь св. Иоанна Крестителя.
История: это древнейшая обитель края Гурии. В прежние столетия была очагом культуры и просвещения, при ней была богатая библиотека, действовала школа. В советское время обитель была закрыта, один из насельников принял мученическую смерть от большевиков. Возрождение пустыни началось в 2001 г.
монастырский комплекс Давидо-Гареджи
Время основания: VI век.
Местонахождение: на границе Грузии и Азербайджана, в горах Кахетии, в 60 км от г. Тбилиси.
Современное состояние: действующий мужской монастырь.
История: Преподобный Давид Гареджийский, придя в эти края в начале VI века, основал здесь первый пещерный монастырь, именуемый Давидовой Лаврой. Его ученики святые Давид и Лукиан основали еще два монастыря — Додос Рка и Натлисмцемели. В IX веке привёл обитель к процветанию преподобный Иларион Ивер. В XI-XIII веках появляются монастыри Удабно, Бертубани и Чичхитури. Это время расцвета Давидо-Гареджийских монастырей. Монастыри сильно пострадали при нашествии Тамерлана в конце XIV века, а в 1615 г. войска шаха Аббаса I за одну ночь истребили всех монахов — тогда пострадали шестьсот (по другим данным — шесть тысяч) преподобномучеников Гареджийских. Возродилась монашеская жизнь здесь только после 1690 г., трудами святого Онуфрия Гареджийского. В XIX веке лишь в монастыре Натлисмцемели жили монахи.

Джвари (монастырь Святого Креста)
Время основания: VI век.
Местонахождение: у слияния рек Куры и Арагви, возле г. Мцхета.
Современное состояние: дейстующий мужской монастырь.
История: Первый храм был построен во второй половине VI века рядом с установленным ранее св. Ниной поклонным крестом.
Зедазени
Время основания: VI век.
Местонахождение: на левом берегу р. Арагви, к востоку от г. Мцхета.
Святыни: мощи прп. Иоанна Зедазенийского.
История: обитель была основана преподобным Иоанном Зедазенийским в начале VI века на месте бывшего здесь прежде капища идола Задена. Сохранившиеся до наших дней здания построены в VII-VIII вв. Известен святой источник, истекающий возле монастырского храма. В XVII веке монастырь пришёл в запустение и возрождён был только в 1849 году. К концу XIX века епископ Александр Окропиридзе полностью реставрировал монастырь. В советское время, до 1946 г. в обители оставался смотрителем последний монах — о. Евфимий.
Икалто
Время основания: VI век.
Местонахождение: рядом с селом Икалто, в 7 км от Телави.
Святыни: мощи прп. Зенона Икалтийского.
История: Монастырь основан преподобным Зеноном Икалтийским. В XII веке св. царь Давид Строитель построил при нём Академию, которая была разрушена во время нападения войск шаха Аббаса I в 1616 г.
Кахтувни
Время основания: VIII-IX века.
Местонахождение: на левом берегу реки Кахтувни, Картли.
Современное состояние: действующий мужской монастырь.
История: Древний монастырь опустел во время нашествия войск шаха Аббаса — братия покинула его, спрятав при этом чтимую икону Божией Матери. В XIX веке новые монахи по указанию свыше обрели спрятанную икону. Во время коммунистических гонений монастырь был закрыт и икону спрятал у себя кто-то из верующих, до сего времени она не найдена. В 1993 году здесь возобновилась богослужебная и монашеская жизнь.
Кватахеви
Время основания: ХII век.
Местонахождение: вблизи деревни Кавтисхеви, в 55 км. к западу от г. Тбилиси.
Современное состояние: не действует.
История: Основан в ХII веке, был значительно повреждён во время нашествия Тамердана в конце XIV века, полностью был восстановлен уже в середине XIX века.
Кинцвиси
Время основания: XII век.
Местонахождение: ущелье реки Дзама в 7 км к юго-западу от поселка Карели.
Современное состояние: действующий мужской монастырь.
История: сохранившийся доныне главный храм монастыря построен в конце XII века.
Козифа
Время основания: VII век.
Местонахождение: ущелье Дзами, недалеко от г. Гори.
Современное состояние: действующий мужской монастырь.
История: Первая церковь была построена здесь в VII веке, позднее монастырь обстраивался в XIII столетии. В разные века от вражеских нашествий пострадало много монахов. В XVII веке монастырь упоминается как недействующий. Восстановление монастыря началось в 1997 году.
Мартвили
Время основания: VI-VII века.
Современное состояние: действующий мужской монастырь.
История: Был основан на месте страдания древних мучеников. Монастырь на протяжении многих веков являлся религиозно-просветительским центром, здесь трудились Иоанн Гимнограф (X в.), архиепископ Иоанн (XI в.), святой Антоний (Цагарели) (XVII в.) и многие другие. Развитие и строительство монастыря было продолжено и в XIX веке. Его красотой восхищался святой Евфимий (Такаишвили) (+1953). После запустения советского времени монастырь снова открылся в 1998 г.
Моцамета
Время основания: X век.
Местонахождение: недалеко от г. Кутаиси
Современное состояние: не действует.
История: Главный храм посвящён в честь святых братьев-мучеников Давида и Константина Аргветских, погибших от рук арабского захватчика Мурвана Ибн Мухаммеда в VII веке. Здесь же, в монастыре, почивают их мощи.
Некреси
Время основания: IV век.
Местонахождение: за рекой Алазани в Кварельском районе Кахетии.
Современное состояние: недействующий монастырь.
История: сохранилась древнейшая базилика, построенная здесь в конце IV в. В VI веке святой Авив, один из прибывших из Сирии святых, стал епископом Некресским и имел здесь резиденцию. Монастырь являлся важным культурным центром Кахетии.
Питарети
Время основания: XIII век.
Местонахождение: в районе Тетрицкаро, далеко от населённых пунктов.
Современное состояние: не действует.
История: построен в 1216-1222 г. во время правления царя Лаша-Георгия. После неоднократных набегов и разрений монастырь был закрыт в 1731 г. Здания сильно пострадали от землетрясения 1988 г.
Преображенский монастырь г. Тбилиси
Время основания: XVIII век.
Местонахождение: г. Тбилиси.
Современное состояние: действующий женский монастырь.
История: В 1789 г. Церкви были переданы здания древней тюрьмы и дворца, где был основан монастырь, освящённый в 1824 г., а также духовная семинария и приходская школа. В этой обители долго жил святитель Александр (Окропиридзе), а с 1906 по 1908 — священноисповедник Амвросий (Хелая). При коммунистической власти монастырь был закрыт. В 1991 году возвращён Церкви, тогда же возобновилась в его стенах монашеская жизнь. С 2003 г. при нём действует школа сестёр милосердия.
Ркони
Время основания: VII век.
Современное состояние: не действует.
История: Строительство монастыря, начатое в VII веке, продолжилось и завершилось уже на протяжении XI-XII веков.
Самтавро
Время основания: XI век.
Местонахождение: г. Мцхета.
Современное состояние: действующий женский монастырь в честь Преображения Господня.
Святыни: мощи св. царя Мириана и св. царицы Наны, мощи св. Абибоса Некресского, мощи прп. Шио Мгвимского.
История: первый храм здесь был построен святым царём Мирианом, крестителем Иверии, который и был здесь погребён. Позднее образовался монастырь. В XIX веке при обители действовало женское училище. На территории монастыря погребён старец Гавриил, один из наиболее почитаемых подвижников нового времени, на могилу которого приходит множество паломников.
Сапара
Время основания: XIII век.
Местонахождение: в горах недалеко от Месхетии.
Современное состояние: действующий мужской монастырь.
История: основан святым Саввой в XIII веке.
Тимотес Убани
Время основания: XIII век.
Местонахождение: неподалеку от курорта Цагвери в Боржоми.
Современное состояние: действующий мужской монастырь.
История: Главная церковь была построена в X веке, а монастырские здания в XIII веке.
Шио-Мгвимский монастырь
Время основания: VI век.
Местонахождение: на северном берегу р. Кура, примерно в 30 км от г. Тбилиси.
Современное состояние: действующий мужской монастырь.
Святыни: Мощи прп. Шио Мгвимского. В этой обители также почивают перенесённые сюда мощи шестисот преподобномучеников Давидо-Гареджийских.

История: основан преподобным Шио (Симеоном) Мгвимским, одним из тринадцати святых просветителей, пришедших в Грузию из Сирии в VI веке. Быстро стал крупнейшим грузинским монастырём. Старая церковь сохранилась с VI века, позднее были построены другие здания. Сохранившиеся фрески относятся к XVI веку. Монастырь был разорён при вторжении войск шаха Аббаса в 1616 г., шестьдесят лет спустя восстановлен, но в 1720 г. снова опустошён теперь уже турками. Впоследствии монастырь был снова возрождён, в советское время, как и другие, закрыт, а в настоящее время имеет новых насельников.
Составил диакон Георгий Максимов

Фотографа Сергея Фадеичева пригласил в Картли настоятель лавры Веджини. Вместе с монахами он встретил Пасху в монастыре и побывал в легендарных храмах восточной Грузии.

В аэропорту пограничник задал стандартный вопрос:
— С какой целью летите в Баку?
— Транзит. Через Азербайджан в Грузию поеду.
– А в Грузию с какой целью?

Я стал перебирать в голове возможные варианты ответа: командировка? Туризм? Туристической нашу поездку можно было назвать с натяжкой. И я сказал правду:
– Еду в монастыре пожить.

Пограничник взглянул на меня внимательнее и два раза моргнул.
– По культурному обмену, что ли?
– Ну, что-то типа этого…

В Грузию по «культурному обмену» нас с фотографом и художником Ильей Огаревым пригласил отец Иоанн, настоятель лавры Веджини. Лавра расположена недалеко от города Гурджаани, на одном из склонов Гомборского хребта, у подножия которого расстилается знаменитая Алазанская долина. В лавре два монастыря: женский Успенский и в километре от него – Вознесенский мужской, построенный на месте древней крепости.

Время не щадит даже такие твердыни. О былом величии крепости напоминают только остатки мощного каменного вала и нависшая над пропастью стена цитадели. В этих горах, куда ни ступишь, везде руины – полуразрушенные храмы, одинокие остовы башен, обнажившиеся подземные галереи, обломки стен, поглощенные колючими зарослями…

Алазанская долина всегда имела стратегическое значение. Именно через нее пролегали главные торговые пути от Каспийского моря к морю Черному, и потом веками за эту землю шли кровопролитные сражения. Местные жители не без гордости говорят, что Алазанская долина полита кровью отважных людей… Может быть, поэтому вино из ее виноградников так ударяет в голову?

Лавра Веджини только начинает возрождаться после десятилетий советского запустения. Пока над долиной, в Вознесенском монастыре вместе с настоятелем живут и молятся четверо монахов. На территории монастыря – четыре храма, но только Вознесенский – действующий, в нем проходят все службы. На стенах частично сохранились фрески XVII века. Как и в некоторых других грузинских храмах, на фресках у святых выбиты и выцарапаны глаза, а иногда и полностью сбиты лица. Наследие атеистического времени…

Отстояв службу, мы с Ильей вышли на свежий воздух.

– Эй, брат! Брат, иди сюда! – услышал я. Неподалеку от храма прямо на земле сидел человек, в руке у него был стакан. – Иди! Попробуй, ты такого в жизни не пробовал!

Я подошел. В земле рядом с говорившим виднелся наполовину выкопанный глиняный кувшин для вина – квеври. Рядом с кувшином лежали две пластиковые бутылки с вином. Еще один человек стоял рядом с лопатой в руках и улыбался.

– У меня вчера дэн рождения быль! – сообщил человек со стаканом. – Я во время трапезы просил отца Петр выпить па стаканчику – он нэ разрешил. А сегодня нас послали яму копать, а тут кувшин с вином! Это Господь Бог мнэ подарок сдэлал! Попробуй вино, ты такого никогда еще нэ пиль!

Я поздравил его с днем рождения и принял из его рук стакан. Вино было не просто вкусным и прохладным – от сознания того, что его только что случайно обнаружили под землей, оно казалось просто сказочным.

– Копай! Копай еще! – обратился именинник к своему приятелю. – Там рядом должно быть золото зарыто! И они рассмеялись.

Отец Иоанн поселил нас у себя в доме, рядом с женским монастырем и храмом Успения Божьей Матери IX века, который готовился к своей первой службе после более чем столетнего перерыва. К Пасхе архитектор Мераб успел поставить в храме новый иконостас. Мераб живет и работает при лавре вместе с другим трудником – Вахо. Мы договорились, что с утра они отведут нас в горы, покажут древние развалины. Остановившись у сторожевой башни, Мераб указал на храм с давно обвалившейся крышей.

– В этой самой церкви заговорщики отравили сына царя Ираклия II.
– Их поймали?
– Нет. Они бежали в крепость, где их ждали соратники. Охранники сына погнались за злодеями, но попали в засаду. Их всех перерезали.

Я посмотрел на вершину, где когда-то стояла крепость, и представил безжалостную схватку. По спине пробежал холодок…

В полдень инокиня Белла позвонила в черный колокол цилиндрической формы, и мы потянулись к трапезной. Картофельная похлебка, макароны, лобио, сыр и много зелени. Послушница Лия доставала из армейских ящиков для снарядов лаваш и нарезала его ножницами. Вахо поставил на стол кувшин с домашним вином. Матушка Евникия произнесла молитву, и все уселись за стол. После третьего тоста «за гостей» я решил узнать у Мераба, почему у монастырских колоколов такая странная форма.

– Это не колокола, – заулыбался архитектор в седую бороду. – Это обрезанные газовые баллоны. Колокола должны скоро в России отлить. Вот только нужно еще придумать, как их до монастыря довезти…

Это не так просто, как на равнине. Каждое утро в горы поднимаются люди с топорами и пилами, пешком и на осле, на лошади и на машине. Они идут за дровами. А спустя несколько часов, навьюченные хворостом и тяжелыми бревнами, спускаются в долину к своим холодным домам.

Как промозгло ночью в горах, мы испытали на себе. Днем было довольно тепло, но к вечеру температура быстро упала. Дрова, горевшие в нашей печурке, почти не давали тепла. В сумерках начали выть шакалы, им вторила монастырская собака Булла. Диалог этот продолжался около часа, а потом как-то сразу наступила звенящая тишина.

Через несколько дней отец Иоанн закончил свои дела в монастыре, и мы начали собираться в дорогу. Нам хотелось увидеть другие храмы Картли – так называют историческую область в восточной Грузии, в античных и византийских источниках известную как Иберия. Начиная с X века Картли была ядром единого грузинского государства. Погрузив в джип вещи и рюкзаки с фототехникой, мы простились с людьми, которые всего за неделю стали нам очень близки. В поездку с нами отправился художник-каменотес Давид. Он успел пожить и поработать во многих монастырях и прекрасно знает географию и историю православной Грузии.

Вдоль Гомборского хребта мы двинулись на юго-восток страны, то поднимаясь по очередному склону, то спускаясь в долину.

По пути заехали в мужской монастырь святого Стефана Первомученика в Тибаани. На первый взгляд кажется, что вокруг монастырского храма хаотично разбросаны могильные камни. На самом деле места для захоронения выбирали очень продуманно. Знатных людей хоронили если не в храмах, то на проходных местах. Надгробья даже служат ступенями лестницы, ведущей ко входу в монастырь.

На некоторых вырезаны надписи и изображения усопших во весь рост. Тут и важный чин в пиджаке и ботинках, и гордый абрек в бурке и с кинжалом. Встречаются на могильных камнях и женские фигуры.

В селе Ниноцминда мы увидели руины величественного храма VI века. Собор был обнесен мощной крепостной стеной, но она не уберегла его от землетрясения, случившегося здесь в начале XIX века – тогда село Ниноцминда сильно пострадало.

Из Ниноцминды мы направились в одно из самых безлюдных мест Грузии – в пустыню Гареджи, край бескрайних холмов, переливающихся всеми оттенками зеленого и коричневого. С вершин открывается захватывающий вид – море холмов, белые точки овец на склонах, крохотные деревушки в долинах и тоненькая нить дороги, убегающая за горизонт.

Наша машина выскочила на вершину очередного холма и уперлась в огромный крест. В Грузии почти на каждом видном месте стоят кресты – большие и не очень, металлические и деревянные. Даже на государственном флаге пять алых крестов – они символизируют раны распятого Иисуса Христа.

В самом сердце пустыни расположен Давидо-Гареджийский монастырский комплекс. Основал монастырь Давид, один из тринадцати сирийских отцов. В первой половине VI века он поселился в пещере Гареджи и заложил здесь монашескую обитель. Вскоре по всей пустыни появились сотни отшельнических пещер и новые монастыри.

Лавра Давида – один из красивейших монастырей Грузии. Он ярусами поднимается по склону горы. Мы побродили по открытым галереям и площадкам, забирались в пещеры, а потом по узкому прорубленному в скале проходу попали в древний храм. Темно, холодно и сыро – отстоять в таком помещении многочасовую службу нелегко.

Электричество монахи получают от небольшой солнечной батареи и ветряной электростанции. Воду для бытовых нужд собирают дождевую, а для приготовления пищи и питья – из источника Слезы Давида, который бьет прямо из скалы.

Хребет, у подножия которого стоит монастырский комплекс, относится к так называемым спорным территориям между Азербайджаном и Грузией. Отец Иоанн предупредил нас, что не стоит задерживаться в этих горах, а тем более фотографировать. Это может доставить много хлопот. И все-таки нас тянуло наверх.

…всего метров триста по крутому склону, а я уже задыхаюсь. «Брошу курить», – в который раз пообещал себе я. Мой товарищ глядел на меня с укором.
– Ладно, иди один, я здесь тебя подожду, – еле выговорил я.
– Идем вместе, жалеть потом будешь! – Илья повернулся и стал быстро подниматься по тропе. Потом, наверняка, растреплет всем, что я не смог влезть на гору. Я поправил на плече сумку с фототехникой и поплелся за ним. Минут через десять Илья скрылся из вида, и я остался наедине с коровами, которые, балансируя на отвесном склоне, щипали траву и смотрели на меня так, что мне самому становилось себя жаль.

Рядом с тропой ползла черепаха, и я отметил, что иду быстрей, чем она. Эта мысль придала мне сил. Еще через четверть часа, преодолев последний крутой уступ, я добрался до вершины. У обрыва стоял Илья. Под нами расстилалась бескрайнее море волнистых холмов. Мы потеряли дар речи – слов, чтобы выразить охватывающий тебя восторг, не было.

Рядом, на самом краю скалы примостилась Преображенская церковь. Почти четыре сотни лет назад у ее стен мученической смертью погибли 600 монахов. В 1615 году шах Аббас возвращался в Иран после разграбления Грузии. Ночью он увидел множество огней на вершине горы и послал отряд на разведку. Вернувшись, всадники доложили, что это всего лишь безобидные монахи, живущие в пещерах. Но шах Аббас повел свое войско к храму.

В ту ночь у церкви Преображения встретить Святую Пасху собрались почти все монахи пустыни. И все они были обезглавлены. Предание гласит: монахи смиренно приняли смерть, только двое, убоявшись казни, бежали под покровом темноты. Однако, увидев, как с небес за отсеченными головами их братьев спускаются розовые венцы, беглецы раскаялись, вернулись к персидским солдатам и приняли смерть. На месте их гибели вырос огромный розовый куст.

На протяжении многовековой истории гареджийских монастырей их не раз разграбляли и опустошали кочевые племена и армии соседних государств. В уничтожении древнего архитектурного комплекса приняла участие и Советская армия: в годы афганской кампании монастыри служили учебными мишенями для артиллерии. Фрески на стенах храмов были изуродованы, поверх них появились «заборные» надписи…

Теперь от огромного монастырского комплекса осталось лишь два действующих монастыря – Давида Га­ред­­жий­ского и Иоанна Крестителя. Спустившись с горы, мы застали бра­тию в монастырском дворике. При­вет­ствуя друг друга, обнимались как друзья после долгой разлуки. Веселый толстый монах с рыжей бородой долго жал мне руку и говорил что-то по-грузински. Все вокруг смеялись, я только беспомощно улыбался в ответ:
– Пользуетесь тем, что я вас не понимаю?
– Он говорит, – сжалился надо мной кто-то из братии, – что ты, видать, постился так же, как и он!

В монастыре Иоанна Крестителя мы засиделись в гостеприимной трапезной за стаканчиком замечательного вина, слушая удивительные истории об этом крае. Но вот уже миллионы звезд зажглись над пустыней и стали падать с небес на землю. Загадав желания, мы собрались в дорогу – к святым местам, где в IV веке проповедовала просветительница Нина.

Древняя грузинская столица Мцхета стоит на месте слияния рек Кура и Арагви. Здесь грузинские цари приняли учение Христа, и оно стало государственной религией.

Считается, что, исполняя волю Пресвятой Бого­ро­ди­цы, святая Нина пришла в Гру­зию из Иерусалима. У Мцхе­ты, на горе, где собирались язычники, она молитвами разрушила идола Ар­маза и воздвигла деревянный крест. Два века спустя на этом месте, на краю крутого утеса, возвели Джвари – храм Креста.

Великолепный памятник архитектуры, гордо возвышающийся на вершине скалы, – один из символов страны. Храм Джвари не мог не поразить воображение Лермонтова – здесь начинаются события его «Мцыри»: «Там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры».

На другом берегу Арагви, прямо напротив храма Креста, в центре Мцхеты стоит другая святыня Грузии – патриарший собор Све­тиц­хо­ве­ли. Величественный каменный храм был построен в XI веке на месте деревянного собора IV века, где был захоронен Хитон Господень.

Отец Иоанн и Давид наперебой рассказывают нам это предание: «После казни Иисуса Христа Его Несшитый Хитон выкупил раввин Элиоз и привез в родную Мцхету. Как гласит легенда, сестра Элиоза Сидония, взяв в руки Святыню, скончалась на месте, вознося молитвы. Хитон не могли высвободить из ее объятий, и Сидония была похоронена вместе с ним. На месте ее могилы вырос огромный кедр».

Два века спустя царь Мириан, обращенный в христианство проповедью святой Нины, решил крестить свою страну. Место для первого храма святая выбрала над могилой Сидонии. Кедр срубили, из сучьев вытесали столбы, а могучий ствол никак не могли сдвинуть с места. Ночь святая Нина провела в молитвах вместе со своими ученицами. А утром с небес сошел ангел и, подняв столп, установил его над пнем. В тот же миг из основания столпа стало истекать целебное миро, исцелявшее все болезни. В Грузии везде встречаешь иконы в память об этом событии.

Входим в храм. Внутри он как будто еще больше, чем снаружи. В одном из приделов крестят малыша, его крик, отражаясь от каменных стен, заполняет пространство. Не обращая внимания на плач младенца, священник отрешенно читает псалмы. Монах дает нам свечи – они так сильно пахнут медом, что от запаха можно опьянеть. Увидев, с какой жадностью мы вдыхаем медовый аромат, Давид улыбнулся:
– Нравится? Свечи свои, с монастырской пасеки!

Под каменными сводами Светиц­ховели покоятся великие князи и цари Грузии – царь Вахтанг I по прозвищу Горгасал, «Волчья голова», перестроивший Тбилиси и мечтавший перенести туда столицу из Мцхеты. Этим планам не суждено было сбыться при жизни царя – он пал на поле боя, сражаясь с персидскими захватчиками.

Рядом с Горгасалом лежит царь Ираклий II, подписавший Георги­евский трактат 1783 года о протекторате России над Восточной Гру­зией. А его сын Георгий XII был последним грузинским царем.

Погода портилась, но мы решили непременно добраться до самого старого монастыря Картли – обители Иоанна Зедазнийского. По легенде, небесная покровительница Грузии Пресвятая Богородица явилась сирийскому монаху Иоанну и велела ему собрать из числа его учеников двенадцать достойных, чтобы с ними идти укреплять молодую Иверскую церковь. Добравшись до Грузии, тринадцать сирийских отцов поселились в пещерах и шалашах на горе Заден (Зедазен) недалеко от Мцхеты.

В древности на этой мрачной неприступной скале поклонялись идолу Задену. Про нее так и говорили: «Над черной горой черная туча бесов». На вершине Иоанн Зедазнийский и его братия основали первый монастырь. Спустя время Иоанн послал учеников проповедовать по всей Грузии – так в VI веке были основаны многие другие монастыри Картли.

…Под моросящим дождем наша машина медленно, но упорно ползет по безнадежно размытой дороге. Уже не раз в этот непогожий день мы были близки к тому, чтобы махнуть на все рукой и повернуть назад, вниз, в долину: в мокрой жиже колеса машины отчаянно буксовали. И все же почти чудом нам удалось выбраться на твердую дорогу. Теперь мы ехали быстрее. Поднимаясь все выше и выше, наконец въехали в облако. И вот в дымке показались очертания древних стен.

Во дворе монастыря Иоанна Зе­да­зний­ского царило таинственное безмолвие. Сквозь обрывки облаков медленно проступали силуэты деревьев и громада храма. Похоже на сцену из фильма, когда вот-вот случится что-то ужасное. Но страха мы не чувствовали – на душе было спокойно. Неожиданно из тумана вышла коза – она что-то деловито жевала. И киноиллюзия окончательно рассыпалась.

В храме монастыря сооружен каменный колодец, в него стекает целебная вода из источника. Отодвинув громоздкую крышку, монах зачерпнул воду черпаком на длинной ручке и перелил в металлический кубок. Каждый из нас сделал по глотку холодной воды, а потом монахи пригласили нас разделить с ними трапезу.

Прочитав молитву, мы сели за длинный стол у стены с фреской – на ней была изображена Тайная Вечеря. Длинные тосты на грузинском языке нам переводил Давид: за обитель, за любовь, за дружбу, за гостей, то есть за нас. Как всегда много зелени и хлеба. Странно, прежде я никогда не любил зелень, однако, путешествуя по Грузии, не мог насытиться здешними травами, настолько вкусными и ароматными они были.

Попрощались с радушными хозяевами и уже затемно добрались до Тбилиси. Подъехав к кафедральному собору Святой Троицы, обнаружили, что он закрыт. Однако отец Иоанн начал названивать куда-то по телефону, и через минуту уверенно пообещал: «Сейчас откроют!» И действительно – огромные двери отворились, мы вошли внутрь. В соборе вовсю шла уборка после вечерней службы.

После всех увиденных нами грузинских древностей непривычно было оказаться в таком современном храме. Тбилисский кафедральный собор начали строить в 1995 году и освяти­ли в 2004-м. Не желая беспокоить уставших служащих храма, мы поспешили к выходу.

И вот, объехав всю восточную Грузию, мы вернулись в Алазанскую долину. Там, недалеко от города Телави, среди виноградников и садов возвышается еще одно грандиозное сооружение средневекового зодчества – собор святого Георгия в Алаверди.

Монастырь Цминда Георги был основан еще в VI веке одним из тринадцати сирийских отцов, святым Иосифом Алавердским. Собор на территории обители возвели в начале XI века, а в XV и XVIII веках его частично перестроили. В плане здание представляет собой удлиненный крест. Высота собора достигает 50 м – и внутреннее пространство храма поражает своей необъятностью.

Это Грузия – страна не только древних христианских памятников, но и виноградной лозы. В монастыре Цминда Георги братия, как и много столетий назад, изготавливает свое, церковное вино – по старинным рецептам и технологиям. Его разливают по глиняным кувшинам-квеври, которые закапывают в землю по самое горлышко. В холодной земле вино может храниться годами. У любого грузинского монастыря и храма можно найти такие кувшины. К сожалению, сегодня все чаще пустые. Но времена, они все же меняются. И, к счастью, не всегда к худшему…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *