Гус

Ветер перемен

XV век отмечен периодом пробуждения народного сознания, образованием национальных государств, которые и сейчас можно найти на карте Европы. В пожаре Столетней войны вырастает Франция, в битвах с маврами — Испания, на востоке после Ангорского побоища (1402) и междоусобицы поднимается могучая Османская империя. Укрепляется Польша, одержавшая верх над немецкими рыцарями при Грюнвальде (1410), свою независимость активно защищают швейцарцы. Не менее интересные процессы происходят в Центральной Европе — в Чехии. Эта область в начале XV века — одна из самых развитых и богатых на континенте. Бурный рост городов и промышленности (преимущественно выплавка и обработка железа) вызвали к жизни новые проблемы и противоречия.

Центральная Европа в начале XV века. Источник: seosait.com

Главными источниками социальной напряжённости в регионе в то время были немецкое засилье в Чехии (немецкое меньшинство контролировало большую часть ресурсов страны) и вопрос веры — католическая церковь ассоциировалась с немцами-захватчиками, а непродуманная политика епископов и светских феодалов привели только к дальнейшему углублению кризиса, нашедшем своё выражение в появлении нового религиозного учения Яна Гуса. Его идеи быстро распространялись по всей Чехии, находя поддержку у самых широких слоёв населения. Даже казнь предводителя в 1415 году не остудила пыл его сторонников. Избежать кровопролития становилось всё сложнее.

Гуситские войны разделили Средневековье и Новое время

Требования горожан и крестьян грозили перейти в настоящее восстание против засилья немцев, нужна была лишь небольшая искра, чтобы вся Чехия озарилась огнём мятежа. Искрой стали события лета 1419 года, когда члены городского совета Праги неразумно решили покидать камни в толпу гуситов. Один из камней попал в чашу со Святыми Дарами, а всего через несколько минут городской совет вместе с бургомистром уже лежали под окнами ратуши. Событие, названное Первой Пражской дефенестрацией, принято считать отправной точкой к обострению конфликта в Чехии. От дебатов в Пражском университете дела быстро докатились до вооружённых столкновений и настоящей войны гуситов с немцами-католиками.

Гуситские войны богаты на самые разные события и неожиданные повороты, однако военное искусство восставших чехов стало одним из ярких элементов грядущей военной революции, преобразившей всю Европу. В один момент на гуситов ополчился весь католический мир — местные владетели уже не справлялись с восставшими и обратились за помощью к Папе, который незамедлительно призвал к борьбе с «еретиками» всеми возможными способами, преимущественно огнём и мечом. Гуситам, казалось, была уготована та же участь, что и остальным религиозным и социальным движениям Средних веков, раздавленных могучим союзом Церкви и интересов местных владетелей, но не тут-то было.

Карта Гуситских войн. Источник: gdzplus.com

Ян Гус и его последователи сыграли исключительную роль в развитии чешского самосознания — в Чехии «еретик» Гус и поныне считается одним из национальных героев. Энергичная деятельность гуситов, характер их воззрений оказал большое влияние на европейских политиков и гуманистов. Однако и в истории военного искусства Гуситские войны имеют ничуть не меньшее значение, чем в политике или культуре. В чём же был секрет постоянных побед чешской черни над европейскими аристократами?

От бомбарды к аркебузе

Последователи Яна Гуса первыми стали массово использовать ручное огнестрельное оружие и полевую артиллерию, достигнув большого искусства в их применении. Это был первый в европейской истории пример столь масштабного применения пороха на поле боя, вне реалий осадной войны. Ловкое сочетание последних технических достижений и тактических приёмов обеспечили войскам гуситов преимущество над их противниками (прежде всего, над ударной рыцарской конницей).

Гуситы первыми начали массово использовать огнестрельное оружие

Сочетание родов войск было столь удачным, что многие европейские правители принялись внедрять огнестрельное оружие среди своих стрелков. Так, во время битвы при Косове (1449) треть пехотинцев венгерского полководца Януша Хуньяди была вооружена огнестрельным оружием, а на полях сражений Итальянских войн аркебузы и мушкеты окончательно закрепили за собой статус быть неотъемлемой частью любой современной армии.

Огнестрельное оружие гуситов: 1 — пиштала, 2 и 3 — полевые орудия Иллюстрация из книги Turnbull S. McBride A. «The Hussite Wars»

Оружие гуситов называлось «пиштала» (от чешского названия для свирели и дудочки, вероятно, из-за внешнего сходства), немцы называли их «pfeifenbuchsen» или трубные пушки. Это были довольно примитивные образцы огнестрельного оружия — короткая железная труба (40−50 см), прикреплённая к деревянной палке. Тем не менее массовое применение таких пищалей (кстати, слово «пищаль» и, возможно, даже слово «пистолет» происходят от чешского «пиштала») вкупе с небольшими пушками-гаковницами давали ошеломительный эффект — неприятель зачастую даже не достигал позиции гуситов и бежал с поля боя, не вступая в рукопашную. Развитое металлургическое производство, простота изготовления и эксплуатации, мощный психологический эффект — всё это сделало огнестрельное оружие визитной карточкой гуситов.

От чешского слова «пиштала» происходит русская «пищаль»

Полевая крепость — табор

Залогом тактических успехов гуситов стало широкое применение передвижных полевых крепостей-вагенбургов, по своей сути представлявших из себя сцепленные вместе повозки гуситов. Сам по себе лагерь из повозок не был каким-то новшеством в XV веке, но гуситы пошли дальше всех своих предшественников — Ян Жижка целенаправленно использовал вагенбург для сражения с превосходной немецкой конницей. Табориты (название наиболее радикального крыла гуситов) выступали в поход несколькими колоннами, состоявшими из цепей повозок. Каждая повозка не просто перевозила обоз восставших, но была основной тактической единицей армии гуситов. Повозкам придавался «экипаж» — 0−15 человек, вооружённых древковым оружием (копьями, алебардами, цепами) для ближнего боя и арбалетами и пишталами. Сюда же относилась обслуга лёгких полевых орудий, которые табориты закрепляли на своих повозках. В решающий момент, перед самым боем, гуситы ставили повозки в круг, отпрягали лошадей и скрепляли повозки между собой.

Боевая повозка гуситов. Иллюстрация из книги Turnbull S. McBride A. The Hussite Wars

Дело в том, что в Средние века главным тактическим приёмом на поле боя был удар сомкнутого строя тяжеловооруженных всадников. Удар лошади и всадника (их общий вес мог достигать 700 кг), несущихся во весь опор, обладал чудовищной силой — шансов выжить после меткого попадания копьём даже у одоспешенного воина был невелик, что уж говорить про пехотинцев-ополченцев, которые мало что могли противопоставить рыцарям и жандармам. Этим и объясняется столь долгое доминирование конницы в Европе. Но теперь времена поменялись.

«Визитной карточкой» гуситов стала передвижная крепость — вагенбург

Ян Жижка сумел решить главную проблему — как дать решительный отпор рыцарской коннице, не запираясь в замке? Нужно взять замок с собой. Неизвестно, дошёл ли великий чешский полководец до этой идеи сам (как утверждает историк Стивен Тёрнбул) или подсмотрел её у восточных соседей — литовцев и русских (как считает медиевист Чарльз Оман), — но уже на начальном этапе Гуситских войн вагенбург стал неотъемлемой частью гуситской тактики, её знаковым воплощением и залогом побед «еретиков» над качественно и количественно превосходящим противником.

Гуситы на марше и в лагере. Изображения из книги Разина Е. А. «История военного искусства»

Организация вагенбурга и массовое внедрение огнестрельного оружия сделали возможным невероятное — теперь с конницей можно было бороться фактически в чистом поле. Всего за несколько минут караван повозок превращался в неприступный форт, ощетинившийся гаковницами и пишталами, атака которого превращалась в настоящее мучение для немецких князей и их слуг. Раз за разом крестоносцы пытались взять неприятельский лагерь буквально наскоком, но каждый раз терпели сокрушительные поражения.

Дисциплина и моральное превосходство гуситов

Гуситы в сознании их врагов представлялись сборищем отбросов и черни, не достойным того, чтобы скрестить с ними мечи. Справедливости ради стоит сказать, что помимо выходцев из простонародья, в рядах гуситов были и представители местной шляхты — так, например, сам Ян Жижка был обедневшим дворянином. Впрочем, большинство гуситов действительно составляли крестьяне и городские низы — база и опора всего движения. Но вот на поле боя они совсем не были мальчиками для битья и бесконечно далеко отстояли от устоявшегося средневекового стереотипа, который можно выразить словами великого римлянина Плавта: «Ах, да, простая пехота — бедные попрошайки».

Ян Жижка составил первый в Новое время строевой устав

Воины-гуситы, благодаря энергии и таланту Яна Жижки, получили отличную строевую и тактическую подготовку — полководец даже составил первый в Новое время (или, по крайне мере, один из первых) строевой устав, в котором систематизировал принципы обучения войск. Гуситы отличались дисциплиной, высочайшим боевым духом и редкостным религиозным рвением, характерным для новых и «обновленских» религиозных сообществ (достаточно вспомнить хотя бы гугенотов Генриха Наваррского или «Армию Новой модели» Оливера Кромвеля).

Ян Жижка со своими солдатами. Иллюстрация из книги Turnbull S. McBride A. The Hussite Wars

Суровость и неотвратимость наказаний, готовность сражаться до конца и непоколебимая вера в свои идеалы делали гуситов непобедимыми солдатами, сумевшими отразить несколько полномасштабных Крестовых походов (Гуситские войны как раз положили конец этому явлению европейской истории), целую плеяду более мелких вторжений, после чего смогли сами перейти в стратегическое наступление, вторгаясь в окрестные страны.

На марше и в укреплении гуситы держали редкий для того времени порядок — каждый должен был знать своё место в походной колонне и успело ориентироваться во время боя. Всё это превратило вчерашних землепашцев и ремесленников в самую сильную (наряду со швейцарцами) военную машину Европы, причиной падения которой стали внутренние противоречия и разобщённость восставших, а не военные поражения.

Убийцы рыцарства

Успехи, добытые гуситами, казались невероятными: их компактные армии раз за разом громили феодальные ополчения европейцев, состоявшие из представителей знатнейших семей Германии и других государств. Восставшие не просто бросили вызов военной элите своего времени, но совершили, подчас сами того не понимая, настоящий переворот в военном деле. Закованный в полный доспех всадник теперь не мог чувствовать себя уверенно даже в открытом поле — стихии ударной кавалерии. Массовое применение ручных пищалей и лёгких пушек дали таборитам несомненное преимущество перед своими более консервативными неприятелями. Эпоха рыцарства подходила к концу. Наступало Новое время.

Использованные источники и литература:

Lutzow F. The Hussite Wars. N-Y, 1914
Turnbull S. McBride A. The Hussite Wars. Oxford, 2004
Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической истории. СПб, 2001
Маркевич В. Е. Ручное огнестрельное оружие. СПб, 2005
Оман Ч. Военное искусство в Средние века. М., 2011
Пашинин А. П. Чешская шляхта на заключительном этапе гуситских войн
Пашинин А. П. Шляхта и военное искусство гуситов
Разин Е. А. История военного искусства Т.2. СПб, 1999
Рандин А. В. «Русский гусит» князь Фридрих Острожский

Изображение лида: pinimg.com
Изображение анонса: syl.ru

ГУС — это тромботическая микроангиопатия с тяжелой гемолитической анемией и тромбоцитопенией, с преобладанием в клинической картине почечной недостаточности. В 90 % случаев причиной является инфекция, вызванная бактериями, продуцирующими веротоксин — энтерогеморрагическим штаммом Escherichia coli (EHEC, серотип O157:H7 и O104:H4) или Shigella dysenteriae (чаще у детей).

В результате повреждения эндотелиальных клеток бактериальным токсином в почках в почечный кровоток проникают аномальные «необычно большие» мультимеры фактора Виллебранда (UlvWF), которые, связываясь с тромбоцитами, провоцируют локальное образование тромбоцитарных агрегатов. Подобные изменения могут возникать и в других органах.

При аГУС происходит неконтролируемая активация системы комплемента альтернативным путем (у большинства пациентов присутствуют врожденные мутации генов, кодирующих белки, принимающие участие в торможении данной активации, либо формирование аутоантител к фактору H). В результате развивается не контролированный синтез C5a и C5b 9 на поверхности клеток эндотелия, интенсивность которого может возрастать напр., в связи с инфекциями, оперативными вмешательствами, беременностью. Поврежденный эндотелий, а также депонирование комплемента на поверхности тромбоцитов приводит к их активации, в связи с чем развивается тромбоз в микроциркулятрном русле, в основном в почечных сосудах.

КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА И ЕСТЕСТВЕННОЕ ТЕЧЕНИЕ

ГУС иногда предшествует геморрагическая диарея, инфекция мочевыводящих путей или кожи. В клинической картине преобладают гемолитическая анемия, тромбоцитопения и почечная недостаточность, часто с артериальной гипертензией и лихорадкой. Неврологические симптомы бывают редко. У 25 % больных сохраняется повреждение почек.наверх

aГУС может выступать у детей и взрослых в наследственной или спорадической (20 % заболеваний) форме. Течение аГУС в сравнении с ГУС значительно тяжелее. Тромботические изменения локализуются в основном в почках, но у 30 % больных в процесс вовлечены также сосуды головного мозга, сердца, легких и поджелудочной железы. Рецидивы болезни частые. В течение 3 лет от заболевания аГУС у 40–50 % больных наступает тяжелая хроническая почечная недостаточность или смерть.

ДИАГНОЗ

Дополнительные методы исследования наверх

1. Общий анализ периферической крови:

нормоцитарная анемия, эритробласты и шизоциты в мазке крови, увеличенное число ретикулоцитов, тромбоцитопения. наверх

2. Биохимическое исследование крови: повышение концентрации свободного билирубина и активности ЛДГ, признаки нарушения функции почек.

3. Общий анализ мочи: протеинурия, гематурия.

4. Исследование свертывающей системы крови: повышение концентрации продуктов деградации фибрина (ПДФ), иногда также D-димера.

5. Серологические тесты: отрицательные тесты Кумбса.

6. Микробиологические исследования: при ГУС наличие Shigella dysenteriae или EHEC в кале, положительный результат исследования на наличие токсины Shiga в кале, в сыворотке присутствуют антитела класса IgM к липополисахаридам EHEC.

7. Исследования системы комплемента: при aГУС определение в сыворотке активности C3, C4, CFH, CFI и антител анти CFH, измерение CD46, анализ мутации генов.

Диагностические критерии

Диагноз ставится на основании клинической картины.

Дифференциальная диагностика

Другие тромботические микроангиопатии →выше, синдром Эванса.

ЛЕЧЕНИЕ

1. ГУС: В целом обязательным является симптоматическая терапия, раннее применение гемодиализа и переливаний эритроцитарной массы. наверх

2. аГУС: экулизумаб, если препарат недоступен — обменный плазмаферез; кроме того, вспомогательная терапия (диализ, трансфузии ЭМ).

× Закрыть

Гуситы, табориты и чешские братья

Человек не должен отягощать свою совесть ложью, не отрицать и не утверждать ничего вопреки правде. В начале XV века Ян Гус из Гусинца, Иероним Пражский, Станислав из Зноймо, Штепан из Палче, Ян из Есенице вызвали в Чехии народное потрясение, через сто лет закончившееся реформацией в Европе. По всей Богемии и Моравии народные проповедники выступали за подчинение церкви и ее богатств светской власти. Ян Гус выступил против продажи индульгенций, был вызван на собор в германском городе Констанце, в жарких спорах обвинен в ереси и 6 июля 1415 года заживо сожжен на костре. Половина участников собора голосовала за жизнь Яна Гуса: «Да живет он. Камень, который мы хотим сейчас бросить вверх, может упасть на наши головы. Кто гасит свет, тот желает тьмы. Кровавых следов осуждения Гуса на смерть с нас не смоет и Рейн. Нет ни одного показания против, которое Гус бы не опровергнул. Вы не имеете права заточать его, а тем более жечь. Да покроетесь вы вечным позором. Целые потоки невинной крови будут пролиты за него, и именно потому, что ложь и неправду вы любите больше, чем правду, справедливость, мир и добродетели. Горе нам и Горе нам всем. Требуем во имя права свободы и жизни Гусу».

Сторонники казни были разъярены: «Гус – заблудившаяся овца. Удавить его. Того, кто ищет на земле ангела, посылайте на небо. Гуса надо ощипать и испечь. Пусть печется. Око за око, зуб за зуб. Если завтра не сожжем Гуса, то послезавтра народ сожжет всех нас». Голоса судей разделились пополам, и казнил Гуса император Сигизмунд, перед этим давший ему охранную грамоту. Гус спросил, как император может так унижать свою корону, и брать на свою голову преступление и вероломство? Сигизмунд совершенно спокойно ответил: «Я обещал тебе, еретик, безопасный проезд, но только сюда. Обратного же пути тебе я не обещал».

Ответ императора Сигизмунда потряс всю Европу.

Первой взорвалась Чехия, у которой была оскорблена национальная честь. Протест императору и собору подписали полтысячи чешских вельмож, сановников, баронов и знатных дворян. В ответ Сигизмунд сжег последователя Гуса Иеронима Пражского и обрушил религиозные репрессии на Чехию и Моравию. Приверженцев учения Яна Гуса стали называть гуситами, и в июле 1419 года они подняли восстание. Власть в Праге перешла в руки гуситов, и народное движение быстро охватило всю Чехию. Неожиданно умер чешский король Вацлав, и высшая чешская знать тут же перешла на сторону Сигизмунда. Начались кровавые гуситские войны, продолжавшиеся почти двадцать лет.

Церковные земли получили многие чешские дворяне и стали гуситами, идеалом которых стала дворянская республика с призрачным королем во главе. В Праге была сконцентрирована гуситская партия умеренных. Многочисленное крестьянско-городское ополчение расположилось у горы Табор. Они хотели свободу без короля и к ним примкнули небогатые дворяне во главе с Яном Жижкой из Троцнова. Он много лет воевал наемником в Англии, сражался против французов, турок, поляков. Ян Жижка создал не имевшую себе равных армию и сделался грозным военным вождем.

Табориты хотели создать «царство божье на земле», царство всеобщего равенства и социальной справедливости, требовали отмены всех повинностей и обязательного труда для всех. Они построили мощную крепость на широком холме Табор, полуострове у реки Лужница, соединенным с берегом узким перешейком. Табориты говорили о разрушении существующего социального порядка, но их рассуждения о будущем государственном устройстве были туманны, реальных планов почти не было. Среди таборитов появилось крыло радикальных уравнителей-пикартов. Свои собрания они называли раем-парадизом, на которые собирались голыми. Пикарты требовали уничтожения семьи и общности женщин. Когда о пикартах узнал Ян Жижка, он зарубил их предводителя Мартина Гуску, пятьдесят уравнителей сжег на костре, остальных приказал зарубить.

Гуситы понимали, что для них не будет ни мира, ни перемирия, а нужна только полная победа. Они еще не знали, что могут только побеждать, а не сокрушать. Сокрушает всегда только тот, у кого мощнее экономика и природные ресурсы. Судьбой таборитов стала вечная война, принесшая им славу и поражение.

В государстве таборитов домашние общины работали на земле и занимались ремеслом, а военные общины воевали. Ян Жижка создал первую регулярную армию в Европе. Он не набирал наемников, а ввел общую военную повинность. Все воины были хорошо обучены, могли по команде быстро передвигаться и разворачиваться, подчинялись единому начальству. Табориты совершали быстрые марши, искусно использовали артиллерию, и именно это готовило их победы. Организация военного дела Яна Жижки стала передовой в Европе, а доблесть таборитов подкреплялась воодушевлением и презрением к смерти. У них никогда не был выбора, кроме победить или умерить. Гуситы сделались самыми грозными воинами в Европе.

Созданная по уставу Яна Жижки армия таборитов разгромила пять крестовых походов против гуситов и совершила серию блестящих военных походов за пределы Чехии. Гетман требовал беспрекословного повиновения и выполнения своих мудрых приказов, не терпел в войске ссор и драк, выгнал из полков лгунов, воров, непослушных, мародеров, пьяниц, распутников и даже сквернословов. Ян Жижка первым стал использовать большую подвижность пехоты по сравнению с рыцарской конницей, одетой в тяжелую броню. Гетман окружал свою пехоту повозками, их которых составлялась крепость-каре. Он первым стал перевозить пушки на повозках. Великий воин Ян Жижка не проиграл ни одного боя. После разгрома войск Сигизмунда весной 1420 года у Витковой горы на всеобщем сейме Богемии и Моравии было избрано Временное правительство из пяти панов, пяти рыцарей, двух таборитов и восьми горожан. Сигизмунд официально лишился чешской короны.

В 1422 году гуситы разбили крестоносцев под Немецким Бродом и у Тахова. Умеренные-чашники заявили, что атаки будут продолжаться вечно и нужно договариваться с императором. Гуситы разделились на чашников и таборитов. В апреле 1423 года у Горжице Ян Жижка разбил бывших соратников-уверенных. Он поставил повозки в два ряда и разместил между ними пехоту, а впереди выставил конницу. Он атаковал врага, прорвался на узком участке фронта, вогнал туда повозки, разрезая неприятельские войска, и разбил их по частям. На плоской чешской земле его повозки носились по ровным полям, выстраивались, рассыпались и вновь соединялись.

В 1424 году Ян Жижка у Скалице и Кутной Горы разнес все антитаборитские силы и рванулся к Праге. Умеренные и радикалы заключили мирный договор и начали готовить совместную атаку на императора Сигизмунда. В ход истории в очередной раз вмешалась судьбы. В октябре 1424 года от чумы умер Ян Жижка. Его сторонники стали называть себя «сиротами», выбрали нового гетмана Прокопа Большого и тут же поругались с умеренными. Сигизмунд тут же понесся с войском в Чехию. В июне 1426 года в Устье-над-Лабой табориты разбили крестоносцев, через год у Тахова разгромили их вновь и Прокоп Большой повел свои войска в атаку на империю Сигизмунда. Табориты решили поднять на освободительную борьбу население европейских государств и верили в свою правоту.

С 1427 года таборитские войска перемещались по Европе, прошли по Чехии, Словакии, Моравии, Венгрии, Силезии, осаждали знаменитую Вену, семьдесят тысяч воинов Прокопа Большого разорили Саксонию и Франконию. В августе 1431 года при Домажлице табориты в очередной раз разбили вторгшихся в Чехию крестоносцев, дошли до Берлина и вышли на берег Балтийского моря. Переговоры таборитов и империи на Базеле не дали результатов. Дворяне и умеренные гуситы давно уже не хотели воевать со всей Европой, которая стала бояться грозного Табора. Император и Ватикан отказались от претензий к чешским дворянам, получивших церковные земли. Им была выплачена большая сумма денег для организации войска против Табора. Это было очень непросто, и ни одна европейская армия не хотела больше воевать с таборитами. В 1434 году ясно обнаружилось, как мало могут решать большие военные победы, если им противостоят большие деньги.

Чешские дворяне обвинили Прокопа Большого в тирании, произволе, неправильном расходовании налогов, рассылали множество писем о скорой гибели Чешского королевства, множество лет раздираемого войнами. Гражданская война раздирала страну, от нее устали крестьяне и горожане, составлявшие основные силы таборитов. Страдали экономика, торговля, ремесла, земледелие. Военная добыча, несмотря на благие пожелания, распределялась несправедливо и неравномерно. Разорялись многие дворяне, горожане, предприниматели, купцы. Все общество устало от войны, хотело мира и антитаборитская коалиция была создана. Пропаганда чашников-умеренных объявила, что единственной помехой к всеобщему миру являются табориты.

В самом Таборе появились богатые и бедные. Как только бедные становились богатыми, их переставала интересовать идеология. На Таборе появились жадность и зависть, стали исчезать братские отношения. За пятнадцать лет количество старых таборитов, романтиков и фанатиков идеи, ужасающе сократилось. Военные победы со всей Европы привлекали в Табор множество авантюристов, которых интересовали не идея, а добыча. Умеренные гуситы тут же назвали Табор «средоточием сброда и подонков всех народов», и у них были основания так говорить. Таборитская армия все больше и больше утрачивала свой прежний характер, теряла воодушевление, культ добровольной дисциплины, надежность и преданность делу. Разорявшиеся дворяне-табориты начали переходить на сторону умеренных чашников.

30 мая 1434 года близ Праги у Липан произошло решительное сражение двадцати пяти тысяч чашников и восемнадцати тысяч таборитов. Умеренные использовали тактику Яна Жижки. Они умышленно начали отступление, поставив в арьергарде сотни боевых подвод с пушками и пищалями, охраняемые лучшими воинами. Как только подводы таборитов их нагнали, в результате отчаянной артиллерийской дуэли чаша весов победы начала резко раскачиваться вверх и вниз. Наконец конница таборитов начала отступать и в ужасающей резне на боевых подводах погибли Прокоп Большой и его штаб. Бойня перешла в беспорядочное отступление таборитов, которых брали в плен или убивали, сожгли их все боевые подводы в броне. Тринадцать тысяч таборитов с военноначальниками погибли, семьсот пленных заперли в сарае и заживо сожгли. До 1437 года в крепости Сионе держались последние табориты в главе с гетманом Яном Рогачем из Дубы, но они уже ничего не решали.

В 1444 году учение таборитов было объявлено заблуждением. Сами табориты активно переходили к чашникам. В 1452 году к Табору подошел отряд гусита-дворянина и будущего чешского короля Иржи Подебрада. Все не отрекшиеся от таборитского учения были загнаны в пожизненное заключение, община ликвидирована, сам Табор из республики стал обычным городом. Некогда гордый Табор, перед которым дрожала половина Европы, пал не в бою, а просто захирел от старческой слабости. Уменьшение населения и истощение страны уменьшило влияние в обществе крестьян и горожан. Магнаты начали активно скупать земли у небогатых дворян, которым не хватало рабочих рук для их обработки. Крупные сеньоры со своими войсками резко увеличили налоги в деревнях и городах и участие крестьян и горожан во всеобщих чешских сеймах уменьшалось с каждым годом. Там, где опытные крестьяне восставали, их тут же подавили и безжалостно выселяли. На освобожденных землях сеньоры тут же создавали большие пастбища и разводили овец, рыли громадные пруды по разведению речной рыбы карпа. Эти производства не требовали большого количества работников. Чехия в течение немногих лет покрылась пастбищами и прудами, среди которых стояли руины дворянских замков, владельцы-гуситы которых теперь служили сеньорам Священной Римской империи. Революционная гуситская война не смогла изменить направление общественного развития, зажатого в жестокие рамки состояния экономики, но она чрезвычайно ускорила темпы развития общества, без гуситов задержанные бы на столетия. Ускорение скорости развития как всегда сопровождалось страданиями всего народа, испытавшего все ужасы многолетней право-неправой войны. Оставшиеся в живых табориты создали общины чешских братьев. Табор пал, но не исчез навсегда в тумане столетий мировой истории.

Шестидесятилетний обедневший рыцарь Петр Хельчицкий стал проповедовать собственное «учение о справедливости», предлагая вернуться к вере первых веков христианства. Он отрицал войну – самое ненавистное из всех зол, а солдат называл разбойниками и убийцами. К помощи силы прибегать нельзя, государственным принуждением или войной добиться общего равенства нельзя. Верующий человек вообще не должен иметь дело с государством, греховным и языческим учреждением. Сословия и звания, чины и титулы созданы государством и могут исчезнуть только с ним. Уничтожить несправедливое государство христианским способом можно только его игнорируя. Бог всем дает право выбора, а всякое принуждение – это зло. Христианин не может господствовать, не может эксплуатировать никого другого. Он не должен служить на государственной службе, не должен контактировать с государством. Настоящий христианин стремится к благу и никогда не будет принуждать к благу других. Всякое разделение на сословие – это нарушение заповеди равенства и братства. Города и вороватые торговцы – зло, как и развращенные дворяне. Ученики Хельчицкого во главе с обедневшим дворянином-портным Ржигором стали создавать колонии чешских братьев, которые не могли служить, торговать, общаться с государством, эксплуатировать кого-бы то ни было, иметь имущество, играть в азартные игры, танцевать. Чешские братья помогали друг другу, жили, работали и терпели, требовали чистоты апостольской жизни, приветствовали безбрачие, сохраняли семь таинств и проповедовали.

Учение Хельчицкого быстро распространилось по Богемии и Моравии, разоренных двадцатилетней войной. С конца XV века братья открывали множество типографий и школ. Все книги издавались без имен авторов, только от имени братства, которое перевело на чешский язык Священное Писание и издало «Кралицкую библию». Чешским братом был выдающийся ученый Амос Каменский.

Общины начали уничтожать, Ржигора с соратниками посадили в тюрьму, братьям запретили проводить собрания. Братья рассеялись по горам, лесам, пещерам. Огонь они могли разжигать в укромных местах по ночам, чтобы их не выдавал дым. Выходя из пещер за едой зимой, они ступали по снегу след в след, последний сосновой ветвью заметал следы.

На своих тайных съездах чешские братья вырабатывали свои доктрины. Тяжелейшую жизнь могли выдержать не все, и в 1491 году было принято решение, по которому дворяне, рыцари и сеньоры могли вступать в общины без отказа от имущества и титулов. Был отменен запрет на занятие государственных должностей, запрет на торговлю. Среди чешских братьев произошел раскол и в 1527 самые строгие были сожжены в Праге. В общины умеренных стали вступать богатые, знатные и властные люди, использовавшие братство для своих целей. В XVI веке главенствующее положение в общинах вместо крестьян и ремесленников заняли дворяне, рыцари, бароны. В 1609 году чешские братья были официально признаны королем Рудольфом II. Места богемско-моравских романтиков и фанатиков, отказывавшихся от государства, роскоши, денег, богатства, брака, войны, торговли, проповедовавших апостольскую чистоту, заняли состоятельные финансисты, искусные коммерсанты, торговцы, промышленники, генералы, государственные деятели.

Общины чешских братьев процветали до 1620 года, когда в битве на Белой Горе войско чешского дворянства было разгромлено империей, и на Чехию опустилась тяжелая рука Габсбургов, тут же начавших конфискации имущества и недвижимости побежденных. Разгром богемского и моравского дворянства не обошел и чешских братьев, исчезнувших со страниц истории.

Следующая глава >>

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

Глава первая Призрачные чешские витязи

Глава первая Призрачные чешские витязи Литератор стал фигурой общественной довольно давно, еще до того, как по Европе начало победное шествие всеобщее образование. Но эта его общественная деятельность опять-таки проистекала в относительно узком кругу – не было той

Глава 1. ЧЕШСКИЕ КОНТАКТЫ ГУДЕРИАНА

Глава 1. ЧЕШСКИЕ КОНТАКТЫ ГУДЕРИАНА Немецкий генерал Гейнц Гудериан выбрался из своего штабного автомобиля и поправил в плечах свой любимый кожаный плащ. К нему тут же устремились несколько немецких и чешских офицеров. Улыбающиеся немцы ретиво щелкнули каблуками и по

Новые еретики: уиклифиты и гуситы

Новые еретики: уиклифиты и гуситы В XIV и XV веках происходит ослабление главных еретических течений предыдущего периода. Движение катаров потихоньку сходит на нет, вальденсы сохраняются лишь в изоляции, в частности в долинах Альп и в некоторых отдаленных районах Северной

Скандальные «братья…» («Братья Карамазовы»)

Скандальные «братья…» («Братья Карамазовы») Фильм «Братья Карамазовы» по Ф. Достоевскому стал последним в карьере кинорежиссера Ивана Пырьева. Он приступил к работе над ним весной 1967 года, а осенью планировал закончить все работы. Однако в самом начале октября Пырьев

Чешские диверсанты

Чешские диверсанты Идея создания частей спецназначения, состоящих из чехов, появилась уже в 1940 г. Ее реализовала группа офицеров 11 отдела (заграничного) Чешского министерства обороны в Лондоне.Организационно группа была самостоятельной, но ее использование, обучение и

Первые чешские святые

Первые чешские святые Первым из чешских князей принял христианство Борживой вместе со своей женой Людмилой. Крестил их великий наш просветитель Мефодий (Кирилл к этому времени уже умер). Людмила рано овдовела, потом умер ее сын, и всю свою душу мудрая женщина вложила во

Глава 8. ГУСИТЫ

Глава 8. ГУСИТЫ Пороки духовенства были признанной причиной и оправданием альбигойского и вальденского восстания в XIII в., безжалостно подавленного; но зло, вызвавшее его, даже не попытались уничтожить. Это и во второй раз породило восстание, и снова злоупотребления,

ГУСИТЫ: РЕВОЛЮЦИЯ СНИЗУ

ГУСИТЫ: РЕВОЛЮЦИЯ СНИЗУ Английская армия, разгромившая французских рыцарей под Креси и Пуатье, была не единственным примером новой военной организации в Европе XV века. Точно так же не была Англия и единственной страной, где происходили социальные и политические

Чешские

Чешские Чехословацкий легион являлся, возможно, наиболее знаменитой из всех «инонациональных» частей и был сформирован в августе 1914 г. Эта часть включала первоначально 4 роты и действовала в Галиции, однако царское правительство до конца 1915 г. не давало разрешения на ее

Глава IV Начало крестьянской войны в Чехии. Табориты и чашники (1419–1420 годы)

Глава IV Начало крестьянской войны в Чехии. Табориты и чашники (1419–1420 годы) Сожжение Яна Гуса и Иеронима Пражского вызвало в Чехии возмущение во всех слоях народа. По всей Чехии прокатилась волна народных выступлений против католического духовенства. Крестьяне в сёлах,

Глава VIII Табориты за пределами Чехии. Разгром пятого крестового похода. Прокоп Великий. Переход чашников в лагерь реакции (1427–1433 годы)

Глава VIII Табориты за пределами Чехии. Разгром пятого крестового похода. Прокоп Великий. Переход чашников в лагерь реакции (1427–1433 годы) Победы, одержанные народом в ходе Великой Крестьянской войны, были велики, но феодально-католическая реакция продолжала вынашивать

28. Как гуситы взорвали Европу

28. Как гуситы взорвали Европу Константинополь несколько лет прожил в блокаде. Император Мануил II торчал за границей и ждал – его столица вот-вот падет, а он останется в Европе изображать жертву османов. Делал вид, будто пытается организовать помощь, но это было

V Корона Святого Вацлава и чешские королевские регалии

V Корона Святого Вацлава и чешские королевские регалии Знаменитый на весь мир Пражский Град занимает первое место в числе памятников чешского культурного наследия. Второе место в этом списке знатоки неизменно отводят чешским королевским регалиям. Они хранятся здесь же,

Гуситы, табориты и чешские братья

Гуситы, табориты и чешские братья Человек не должен отягощать свою совесть ложью, не отрицать и не утверждать ничего вопреки правде. В начале XV века Ян Гус из Гусинца, Иероним Пражский, Станислав из Зноймо, Штепан из Палче, Ян из Есенице вызвали в Чехии народное потрясение,

V.5 Чешские сюжеты, Республика и Т.Г. Масарик в архивном наследии Н.С. рУсанова

V.5 Чешские сюжеты, Республика и Т.Г. Масарик в архивном наследии Н.С. рУсанова Ни в одной из работ по русской эмиграции в Чехословацкой республике имени Н.С. Русанова (1859–1939) к сожалению встретить не удалось. Может быть потому, что он прибыл в Прагу лишь в конце 1920-х годов

Гуси`тское движе`ние — религиозно-идеологическая и социально-политическая трансформация чешского общества в XV в. (также принят термин «гуситская революция»). Движение названо по имени его основателя Яна Гуса. Первый этап (1400—1419) — деятельность Гуса и его сподвижников, направленная на реформу Церкви в духе идей Дж. Уиклифа. Иероним Пражский пропагандирует в Чехии и Европе учение Гуса, знакомится с практикой Православной церкви. Якоубек из Стршибра вводит причащение для мирян под двумя видами, поэтому гуситов стали называть подобоями (чашниками, утраквистами). Зародившись в среде пражской университетской интеллигенции, Г. д. быстро получило поддержку чешского бюргерства, мелкого и среднего дворянства. Этому содействовали проповеди Гуса на чешском языке. Немецкая часть Пражского университета не поддержала гуситов, поэтому они добились у короля Вацлава IV издания Кутногорского декрета, по которому «чешская нация» стала в нем доминирующей, что превратило университет из международного центра в национальный, сделав его идейной опорой гуситской реформации. Стремление к реформе Католической церкви, возращению ее к апостольским нормам объективно содержало в себе критику существующего общества, что вызвало конфронтацию гуситов с церковными и светскими властями. Казнь Яна Гуса (1415) и Иеронима Пражского (1416) на Констанцском соборе была воспринята в Чехии как оскорбление нации Римской церковью и императором Сигизмундом. Второй этап движения (1419—1436) — это гуситские войны, имевшие форму гражданской войны и интервенции. Сформировалось два лагеря гуситов. Умеренные (пражане, чашники), состоявшие из чешского бюргерства, университетских магистров и части дворянства, требовали равенства мирян с клириками, «бедной» церкви и решающего влияния гуситов на политику страны. Радикальное крыло — табориты (названы по крепости на г. Табор, от библ. «Фавор»), которое составляли священники-радикалы и часть мелкого дворянства и крестьянства — выступало за глубокие реформы общества, основанные на прямом воплощении некоторых идей и положений Библии, включая равенство людей и наказание за грехи. В католическом лагере остались церковные институции, крупные и часть средних феодалов, а также города с преимущественно немецким населением, включая Моравию. Пражское восстание 1419, организованное священником Яном Желивским против городских властей, не поддерживавших гуситов и их захваты католических приходов, вылилось в серию погромов, обрушившихся на монастыри, костелы и немецких бюргеров. Король Вацлав IV умер, его наследнику императору Сигизмунду пражане выставили ряд требований, для него неприемлемых. Летом-осенью 1419 проповедники-радикалы распространяли среди крестьянства идеи хилиазма, т. е. ожидания близкого второго пришествия Христа, для которого освободился чешский трон, и конца света. На этой основе отвергались многие установления феодального общества. Поскольку ожидания не оправдались, священник Вацлав Коранда, пользовавшийся поддержкой крестьянских масс, сформулировал программу войны со всеми не-гуситами как с «врагами Божьими», установления «Божьей республики» и избрания собственного епископа, независимого от Рима. Радикалы основали крепость-общину Табор, в котором первое время осуществлялся принцип равенства. В ходе гуситских войн Табор стал центром войска, руководимого четырьмя гетманами, в котором огромную роль играли радикальные священники и проповедники, реформировавшие богослужение в леводемократическом духе. Однако по экономическим причинам Табор наложил традиционные феодальные повинности на сельскую округу. Таборитское движение приняло характер религиозного милитаризма. В 1420 оба лагеря гуситов выработали общую программу («Четыре пражских статьи»), включавшую требования свободы проповеди слова Божьего, наказания за смертные грехи людей вне зависимости от их сословной принадлежности, причащения под обоими видами, ликвидации светской власти Церкви и изъятия у нее земель. Сигизмунд организовал крестовый поход против Чехии, ставшей в глазах Европы «страной еретиков», занял Пражский Град, где короновался, но в битве с войском пражан и таборитов под командованием Яна Жижки на г. Витков близ Праги (этот район города получил название Жижков) 14 июля 1420 потерпел поражение и бежал из Чехии. Следующие крестовые походы, в которых участвовали германские рыцари и чешские дворяне-католики, также были разгромлены. Обострение внутренних противоречий был призван сгладить Чаславский сейм (1421), на котором Сигизмунд был объявлен лишенным трона. Сейм создал земское правительство, включавшее все конфессионально-политические группы, в которое вошли представители городов, мелкого дворянства и лишь несколько крупных феодалов. Однако мир в стране не был установлен. Ян Желивский осуществил леворадикальный переворот в Праге (30 июня 1421), но его диктатуру не поддержал синод гуситского духовенства. Весной 1421 Жижка разгромил секту таборитсих пикартов (адамитов) и стал главным полководцем таборитов. Он организовал войско из крестьян, вооруженных в основном цепами, топорами и копьями, и применял тактику боя с использованием боевых повозок с пехотой против рыцарской конницы и строгое единоначалие, что делало это войско непобедимым. Жижка ушел из Табора в 1423, создав свое войско, но в 1424 умер. Польско-литовский кандидат на чешский трон Сигизмунд Корибутович не смог получить значительной поддержки. Междоусобные войны таборитов с пражанами ослабляли гуситов в целом и разоряли страну. Военно-агитационные «прелестные походы» таборитов в соседние страны (1424—1433) принесли частичный успех, но не смогли превратить гуситскую реформацию в европейское движение. С 1426 таборитов возглавил гетман и священник Прокоп Голый, принадлежавший к их умеренному крылу. Во всей Чехии установилась гегемония армии таборитов, превратившейся в грозное средневековое воинство, совершавшее грабежи и насилия. Последнее поражение от гуситов огромное войско крестоносцев потерпело в битве у Домажлиц (14 августа 1431). Непрестанные войны завели страну в тупик, поэтому обозначилась тенденция к миру, усиленная Базельским собором, поставившим себя выше папы. На собор поехала делегация гуситов во главе с Прокопом Голым (1433), добивавшаяся признания Католической церковью гусизма как земской конфессии в Чешском королевстве. Наметился компромисс с умеренными кругами гуситов, против которого выступили табориты. Благодаря дипломатии собора и Сигизмунда удалось окончательно расколоть гуситов. В битве у Липан (30 мая 1434) полевые войска таборитов и «сироток» (бывшее войско Жижки) под командованием Прокопа Голого были разгромлены войском пражан и чешских католиков. Это позволило заключить соглашение в Иглаве (Базельские компактаты, 1436) между гуситами и собором, признавшим право чехов на причащение под обоими видами, ставшее законом страны. Сигизмунд был признан гуситами чешским королем, так как обязался соблюдать компактаты. В знак примирения он даровал Табору права королевского города. Казнь таборитского воеводы Яна Рогача (1437), до конца сопротивлявшегося Сигизмунду, стала концом Гуситских войн. Победа умеренных гуситов дала стране длительный мир и принесла изменения в структуру общества. Церковь лишилась своих владений и доминирующих позиций в обществе, создалась ситуация биконфессиональности, усугубившаяся затем появлением конфессий протестантского толка (Община чешских братьев, лютеранство) и расколом чашников. Попытка создать единую гуситскую церковь во главе с таборитским епископом Яном Рокицаной в рамках Католической церкви не увенчалась успехом. Вопрос о полном отделении от Рима уже не ставился. Гуситы оставались в зависимости от Рима в плане рукоположения священников. Политическая власть в условиях резкого ослабления королевской власти перешла к сейму, на котором главную роль играло гуситское среднее дворянство и города во главе с Прагой. Произошло перераспределение земель Католической церкви между гуситским дворянством и крупными феодалами-католиками, ранее «охранявшими» эти земли. Города, получившие часть церковных земель, стали коллективными феодалами. Произошла общая демократизация общества и его культуры. Однако сложилась ситуация «раздвоенного народа», когда общество было расколото по конфессиональному признаку. Гуситская культура как раннереформационный тип культуры с ее религиозной строгостью оказалась невосприимчивой к идеям и образам Ренессанса. Однако развивался чешский язык, ставший официальным языком гуситской церкви и государства. Были созданы выдающиеся памятники культуры («Гуситская хроника» и «Песня о победе у Домажлиц» Вавржинца из Бржезовой, «Военный устав» Жижки, гуситские песни-хоралы, миниатюры Йенского кодекса с актуальными политиче­скими сюжетами и др.). Тем не менее, иконоборчество гуситов, разрушение монастырей и костелов привело к упадку церковного искусства. Национальный вопрос в гусизме не являлся основным, его решение обуславливалось ходом церковной реформации. Поскольку чешские и германские немцы отвергли гусизм, считая его ересью, и боролись с ним, сформировалась идея чешской гуситской богоизбранности. Третий этап Г. д. (1437—1471) связан с утверждением новой общественной ситуации и борьбой за сохранение позиций умеренного гусизма. Этот процесс возглавил представитель гуситской аристократии Иржи из Подебрад (земский правитель с 1452, король в 1458—1471), сделавший попытку в условиях денонсации Базельских компактатов Римским папой и объявления нового крестового похода упрочить международное положение Чехии путем создания союза христианских государств Европы, однако без успеха. Успешная борьба Иржи из Подебрад с католической оппозицией и возрождавшимся радикализмом Табора, затем неудачная война с венгерским королем Матяшем Корвином и стремление к внутриполитическому консенсусу определили содержание его правления. В чешскую историческую традицию он вошел как «гуситский король». Угроза нового ослабления позиций гуситской Чехии обусловила избрание чешским королем после смерти Иржи из Подебрад представителя династии Ягеллонов Владислава II.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *