аз сильно простужался. В тринадцать лет Феодор заболел суставным ревматизмом и через год стал инвалидом – паралич ног. Первые несколько лет у него были такие сильные боли, что временами он от боли кричал.
В 1916 году, во время торжественной канонизации святителя Иоанна Тобольского, Феодора посетила Александра Васильевна Дулепова, знакомая с семьей Государя, и предложила матери Феодора, Елизавете, показать сына доктору Деревенко, лечившему наследника.
После осмотра доктор сказал: – Диагноз правильно поставили, а вот лечили неверно. Лекарство, которое первым давали, надо было давать вторым, а второе – давать сначала. К сожалению, не имею возможности взяться за его лечение, а то бы он у меня по комнате с палочкой, но похаживал.
В другой раз Александра Васильевна договорилась, что во время праздничной службы Иоанну Тобольскому Феодора приложат к мощам святителя.
Было множество народа – архиереи, священники, паломники со всей России; во время пения «Хвалите имя Господне» Феодора приложили к святым мощам, и с этого времени боли у него в ногах прекратились.
За его глубокую веру народ относился к Феодору с большим уважением, и многие посещали его. Приходили монахи, священники, архиереи. Иной раз в соборе шла всенощная, начиналось елеопомазание, архиерей сколько-нибудь народа помажет, его заменит священник, а архиерей уходил к Феодору, его помазывал, а затем всех домашних. Из ссыльных священников Феодора посещали настоятель Марфо-Мариинской обители в Москве о. Митрофан Серебрянский и о. Георгий Скрипка. Многие духовные лица писали ему, желая получить совет и утешение. Болящий Феодор почитался народом как великий утешитель скорбящих душ и безотказный молитвенник. Особенно народ устремился к нему после того, как в начале тридцатых годов было арестовано почти все духовенство.
В 1937 году Тобольский отдел НКВД начал широкие аресты среди населения. За один месяц было арестовано сто тридцать шесть человек, среди них много священников и верующих крестьян. В августе власти предупредили Феодора, что если к нему не перестанут ходить люди, то его арестуют. Но он не мог отказать ищущим утешения и помощи.
Вскоре к нему пришли с обыском – забрали книги и переписку, а вечером того же дня его навестила сестра Евгения с мужем; Феодор был радостный и спокойный.
– У тебя сегодня кто-нибудь был? – спросила Евгения.
– Были. Они очень скоро снова придут. Да что на них внимание обращать.
Сотрудники НКВД пришли через несколько дней.
– Кто дома есть? – спросил один из них.
– Все дома, – ответила Евгения Михайловна.
– И хорошо. Федора Иванова мы забираем.
Евгения прошла в комнату к Феодору, военный за ней.
– Федя, вот здравствуй. Гости к тебе понаехали.
– Ну и что же, я всегда рад гостей принимать, – кротко ответил подвижник.
– Мы вас забираем, – сказал военный.
– Ну что же, раз у вас есть такое распоряжение, то я подчиняюсь власти.
Феодор лежал все эти годы в постели в длинной рубахе, и мать его, Елизавета Иванова, пошла за костюмом, единственным у него, приготовленным на смерть, но ее остановили:
– Не понадобится, не нужен будет.
Приготовили носилки. Подошедший сотрудник НКВД сказал:
– Ну, давайте будем класть. – А сам вполголоса спросил у Феодора: – А как же вас брать?
– А вы вот так сделайте руки, – он показал, – взамок, и перекиньте мне за голову. А второй за ноги пусть держит.
Ноги у него не гнулись, были как палки, но чувствительности не потеряли.
Один из них подхватил его за ноги, но, сразу почувствовав огромную силу подвижника, от испуга вскрикнул и бросил Феодора. Подбежала сестра, подхватила ноги больного и закричала на них:
– Изверги! Что вы делаете над больным человеком? Что у вас за спешка такая?
– Не волнуйся, – с любовью, утешительно произнес Феодор, – тебе вредно волноваться.
Наконец, положили его на носилки. Он помолился и говорит:
– Дорогие мои, мамочка и сестра, не ждите меня и не хлопочите; вам все равно правды не скажут. Молитесь. Не плачьте обо мне и не ищите!
У Евгении была шапочка красная, вроде берета. Феодор сказал ей:
– Ты дай мне свою шапочку. Я хоть красный цвет не больно люблю, но пускай это будет на память, на сколько бы этой памяти ни хватило.
Он надел шапочку, и его увезли в тюрьму. В камере Феодора положили лицом к стене, чтобы он никого не видел, и запретили ему разговаривать.
Евгения со своим мужем Геннадием Хилковым несколько дней носили передачи в тюрьму. Вскоре власти арестовали Геннадия; из заключения он не вернулся.
В тюрьме Феодора ни о чем не спрашивали, на допросы не носили и следователь в камеру не приходил. И никого из ста тридцати шести арестованных в одно время с ним также не спрашивали о Феодоре. Все обвинение основывалось на справке, данной председателем Тобольского уездного совета. 11 сентября Тройка УНКВД приговорила его к расстрелу. Феодор был расстрелян в Тобольской тюрьме, на территории которой и погребен.
Тогда же была арестована монахиня Иоанновского монастыря Рафаила. Незадолго перед обыском у Феодора она принесла к нему в дом две церковные книги и сказала:
– Ты болящий, к тебе не придут искать.
Вскоре после ареста монахиня Рафаила была расстреляна.
После своей мученической кончины Феодор не оставляет своим молитвенным предстательством всех, кто обращается к нему за помощью. До сего времени многие по его молитвам получают исцеление, особенно те, у кого болят ноги.
На месте древней Спасо-Преображенской церкви был построен новый двухэтажный храм. Вскоре в северной части монастыря возвели прекрасный девятиглавый Спасо-Преображенский собор, а территорию обители обнесли деревянной оградой. Первоначально все здания монастыря, за исключением братского корпуса со Скорбященской церковью и бани, были деревянные.
Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь выделялся своим строгим уставом; на его территорию женщин не пускали. Духовное устроение и развитие монастыря происходило под наблюдением митрополита Филарета, который много общался с императором Александром II и при устройстве этого монастыря учитывал желание царя о его режиме, характере духовной жизни и хозяйственной деятельности.
Вокруг монастыря были разбиты фруктовые сады. Монастырское хозяйство называли образцовым.
Архитектурно-художественный облик Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря в основном сложился к концу 1880-х гг. Монастырь обнесли кирпичной стеной с башнями; в надвратной колокольне устроили церковь во имя святителя Фотия. В монастыре были три каменных храма: большой каменный (летний) Спасо-Преображенский собор с приделами святого Николая Чудотворца, святого великомученика Георгия Победоносца и преподобных отцов Киево-Печерских; храм Воскресения; храм в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», а также деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Именно в Спасо-Преображенском храме и пребывал чтимый чудотворным образ Спаса Нерукотворного. Четыре раза в год в монастыре совершались крестные ходы, привлекавшие в него много богомольцев.
70-90-е годы ХIХ века – период наивысшего расцвета обители. В 1879-1886 годах были построены каменные пятиглавый Преображенский собор, трапезный храм в честь Воскресения Словущего и величественная колокольня. При Спасо-Преображенском Гуслицком монастыре существовала монастырская школа – старейшая из церковно-приходских школ как Гуслицкого края, так и всей Московской епархии. В октябре 1913 года при школе был освящен храм во имя святителя Алексия, митрополита Московского – небесного покровителя наследника престола, цесаревича Алексея Николаевича.
В обители была собрана прекрасная библиотека старопечатных и рукописных книг и большая коллекция древних икон. Все это было вывезено из монастыря после его закрытия в 1922 году. Уцелевшая часть этих книг ныне хранится в Отделе рукописей Государственного Исторического Музея.
За время существования обители ее посетили святитель Филарет (Дроздов), святитель Иннокентий (Вениаминов), святитель Макарий (Невский), священномученик Владимир (Богоявленский). В Гуслицком монастыре, в свою бытность благочинным монастырей Московской епархии, регулярно бывал также прославленный ныне в лике святых архимандрит Николо-Угрешского монастыря Пимен. С самого начала существования обители ей покровительствовала царская семья.
В 1918-1920 годах здесь была размещена колония для малолетних преступников. В 1922 году в Преображенском соборе был устроен склад реквизированного имущества и столовая лесхоза. В том же 1922 году монастырь закрыли, однако в обители оставались жить монахи, деля территорию с расположившимся здесь домом инвалидов. У них была устроена домовая церковь в бывшей монастырской бане. Затем большинство насельников было репрессировано. Трое монахов из братии Гуслицкого монастыря сейчас прославлены в лике святых Новомученников Российских. Это преподобномученик Иоасаф (Крымзин), преподобномученик Петр (Мамонтов) и Преподобномученик Серафим (Булашов). Некоторые из них пополнили число Новомучеников и Исповедников Российских и теперь молятся в обителях небесных за земную свою обитель. Поледние три монаха были вынуждены уйти из монастыря в 1928 г., когда монастырь окончательно закрыли и монахам велели освободить все помещения. После Великой Отечественной войны в монастыре открыли большой Дом инвалидов; затем здесь разместились психиатрический диспансер и интернат. Располагались здесь и некоторые другие светские организации. Все они, заботясь о своих интересах, мало думали о сохранности архитектурного комплекса монастыря, который год от года приходил все в больший и больший упадок. Казалось, что обитель погибла безвозвратно
В 1994 г. при бывшем монастыре была создана православная община. Ей было передано здание монастырской трапезной, где был устроен храм в честь Преображения Господня. Постройки были переданы в таком состоянии, что сегодня без слез не взглянешь на фотографии тех лет. Семь десятилетий безбожной власти привели монастырь в полное запустение. То, что не уничтожили люди, разрушило время. Казалось, что обитель погибла безвозвратно. Но Господь судил иначе.
9 июля 1998 года Святейшим Синодом во главе с патриархом Московским и всея Руси Алексием II было принято решение о восстановлении монастыря; настоятелем монастыря поставлен игумен Георгий (Хлебников). В стенах обители восстанавливается монашеская жизнь, расширяется поле хозяйственной деятельности, ведутся строительные и реставрационные работы. Большую часть территории по-прежнему занимает психоневрологический интернат, крупнейший в Подмосковье. Владыка митрополит Ювеналий посещал его в 2004 году на Преображение. Конечно, никто из ныне живущих не виноват в том, что теперь собор со всех сторон плотно окружен больничными корпусами. Похожие ситуации во многих обителях нашей страны. Эти раны лечатся медленно, иногда очень медленно. Но иначе нельзя. Церковь умеет терпеть и, конечно, сострадает больным.
А в день Преображения Господня 2009 года, благочинный монастырей Московской епархии епископ Роман Серпуховской на праздничной Божественной литургии представил прихожанам нового настоятеля монастыря – игумена Стефана (Макарова), до того времени занимавшего должность настоятеля церкви Новомучеников и Исповедников Российских на бывшем расстрельном полигоне НКВД «Коммунарка» Ленинского района Подмосковья – подворья Екатерининского монастыря.
По мере сил Спасо-Преображенский монастырь старается осуществлять просветительскую деятельность. С 2010 года среди местных жителей бесплатно распространяется ежемесячная газета «Преображение». В январе того же года открылась монастырская лавка, где можно купить духовную литературу и предметы церковного обихода. Регулярно устраиваются православные ярмарки. С июня 2010 года в обители действует воскресная школа для взрослых.
Периодически устраиваются встречи с известными в православном мире людьми, которые приезжают в Гуслицкую обитель поделиться с прихожанами своим жизненным опытом, знаниями и живой верой. Беседы с такими людьми как профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов, старший научный сотрудник Отдела новейшей истории Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета Лидия Алексеевна Головкова, православная писательница Наталья Евгеньевна Сухинина, священник, окормляющий тюремные и исправительные учреждения, Николай (Блохин), православная травница Людмила Борисовна Чернова, известный московский миссионер, соратник погибшего священника Даниила Сысоева, диакон Юрий Максимов, – беседы с такими людьми приносят огромную духовную пользу для людей, стремящихся жить по воле Божией.
В монастыре с 2010 года открыта воскресная школа для детей. При помощи иерея Игоря создана православная подростковая организация «Гуслицкое братство», на занятиях которой немалое место отводится не только духовному, но и физическому развитию детей.
Город Куровское тоже не остаётся в стороне от жизни обители. Многие образовательные, культурные и социальные учреждения города и окрестностей стали поистине её добрыми друзьями. В декабре 2009 года была освящена школа № 6. По договоренности с руководством школ священник Алексий регулярно проводит уроки по основам православной веры в перовой школе и гимназии. Театральная студия «Цветик-Семицветик» районного Центра детского творчества готовит православные спектакли – на Рождество, Пасху, Преображение Господне. Православные праздники стали радостными событиями для жителей города Куровское и поселения Давыдово. Детские выступления, ярмарки, совместные игры, соревнования, подарки – всё это делает эти дни поистине незабываемыми.
В июне 2010 года по благословению настоятеля монастыря игумена Стефана создана служба милосердия «Преображение».
Была проведена полная реконструкция корпуса трапезной: усилен фундамент всего здания, заменены перекрытия, укреплены стены, сделан усиливающий пояс из монолитного железобетона, сделана новая крыша. В здании был устроен храм Царственных Страстотерпцев, расписаны стены, написаны иконы для иконостаса, изготовлен и установлен иконостас. . Он освящен 17 августа 2013 года митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. На первом этаже этого здания устроена постоянно действующая фотогалерея, посвященная семье русского Императора Николая II и жизни российского общества в дореволюционное время.
В 2015 году митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием на должность настоятеля (с возведением в сан игумена) назначен иеромонах Серафим (Голованов).