Хаббард управление

ВНИМАНИЕ! Общепризнанная наука считает дианетику и саентологию псевдонаучными учениями. Многие религиозные деятели считают саентологию тоталитарной сектой. Многие журналисты сообщали о том, что подвергались преследованиям за публичную критику дианетики и саентологии.

Административная технология Рона Хаббарда (АТ) — это система, претендующая на открытие универсальных принципов управления любой группой, такой как компания, корпорация или государство.

На разработку этой технологии американский писатель-фантаст, основатель религиозного культа Церковь саентологии Рон Хаббард потратил, по утверждениям его адептов, более 30 лет. В своих исследованиях он обнаружил некие фундаментальные законы, в соответствии с которыми действуют все группы, от мелких торговцев до транснациональных корпораций и правительств. Используя эти законы в качестве основы, он разработал административную технологию, которая является способом выполнять административные действия или организовывать что-либо.

Ключевым открытием данной системы является «оргсхема» (сокращение от «организующая схема»). Разработанная в 1965 году, она представляет собой схематическое изображение организации и отображает все функции необходимые для успешной деятельности любой группы. По утверждению адептов, она описывает идеальную организационную структуру для любой деятельности.

Другим ключевым инструментом этой системы являются формулы «этических состояний». Эти формулы предлагаются любому человеку, и они якобы одинаково применимы как к индивидууму, так и к организации. Они позволяют определить текущее положение дел, содержат точную последовательность действий, которые необходимо предпринять, чтобы улучшить своё состояние, или состояние группы.

По утверждениям адептов дианетики, многие компании используют технологию обучения Хаббарда (как часть технологии управления) для подготовки сотрудников. Если говорить о крупных и всемирно известных компаниях, то называют, например, американскую компанию Cisco Systems (35 000 сотрудников, годовой доход — 22 млрд. долларов) которая снизила расходы на обучение на 70 процентов при значительном росте продуктивности; подобные результаты были получены и другой американской компанией National Semiconductors (годовой доход 1,98 млрд. долларов, количество сотрудников — 9700 чел.). В одном только ирландском отделении этой компании использование данной методики позволило уменьшить количество часов, требуемых на обучение технических сотрудников, в среднем с 165 часов до 60, при этом количество допускаемых ошибок сократилось практически до нуля.

Критика административной технологии (АТ) Л. Рона Хаббарда

В середине 50-х годов Л. Рон Хаббард написал две книги «Проблемы работы» и «Как выжить, будучи администратором», ставшие идейной основой его подхода менеджементу. Впоследствии этот подход был подробно изложен в 11-томном руководстве, озаглавленном «Курс администратора организации». Технология административного управления продается как «ноу-хау», т.е. только в виде готовых учебных курсов и консультаций. Соответствующая литература предоставляется учащемуся на время учебы и в основном только в аудитории, копирование и размножение учебных материалов запрещается. Не допускается также частичное использование элементов АТ, адаптация ее к местным особенностям, самостоятельное внедрение лицами не получившими официального права на это от Хаббард-колледжа.

В рекламных материалах утверждается, что технология управления Хаббарда основана на исследовании опыта организации работы около 30 тысяч предприятий. Остается неясным, когда автор этой технологии успел изучить опыт работы такого количества предприятий, если сам он никогда не работал в фирмах и на предприятиях и нет никаких свидетельств проведения столь масштабных исследований им самим или его последователями.

В русскоязычных рекламных материалах хаббардисты сообщают, что АТ применяется на 3 тысячах предприятий (иногда озвучивается число 18 тыс. или «более чем 100 тысяч»). Среди этих предприятий такие «киты» мировой индустрии как «Форд», «Дженерал моторс», «Кока-кола», «Траст америкэн бэнк», «Шанель», «Боинг», «АГФА», «Вольво» и др. В англоязычных изданиях, нацеленных преимущественно на западного читателя, эти фирмы не упоминаются, зато сообщается о небольших семейных или основанных на личном капитале фирмах. Большинство этих фирм ничего не производят, а занимаются маркетинговыми исследованиями, консультациями, дизайнерскими работами. Там, где в публикациях указана численность работников фирм, она колеблется от 60 до 180 человек. Фирмы эти малоизвестны: «Plaza Forniture» (семейная фирма), «Silhouet» (менеджемент, консалтинг), «Shube Manufacturing» (106 служащих), «La Feria del Disco» (музыкальные записи, 180 служащих, Мексика), «Dohring Company » (исследования автомобильного рынка), » DBO International, Ltd» (дизайн и маркетинг), «Court Reporting Company» (юридическая фирма), «Delphi Academy of Boston» (частная школа на 100 учащихся), «Bill Good Marceting, Inc» (80 служащих), «Durable Slate Company» (единственная фирма из всего списка наверняка сама производящая продукцию, остальные преимущественно учат других, как выжить), «Hollander Consultants» (консалтинг, менеджемент, 60 служащих), «Epoch consultants» ( консультации в области менеджемента).

Кроме того из англоязычных хаббардистских журналов известно, что АТ внедрил один ветеринарный госпиталь, полиграфическая фирма (каталоги, брошюры и т.п.), некоторые частнопрактикующие зубные врачи. Известных фирм и предприятий журнал «Prosperity», в отличие от своего русского аналога «Перспективы», не называет вообще. Изобилие маркетинговых и консультационных фирм в приведенном списке вероятно объясняется тем, что эти фирмы занимаются пропагандой той же административной системы Хаббарда, и ничем другим.

Из государственных структур, заинтересовавшихся АТ, упомянуты: местная администрация неназванного округа в государстве Колумбия, неназванные министерства в Албании. Вероятно, за счет государства были организованы семинары для служащих сельскохозяйственных компаний в Коста-Рике. Подбор достаточно характерный, и теперь рядом с Колумбией и Албанией встанет Россия. Так, администрация г. Перми заявляла о намерении внедрить АТ во всех своих структурах. Обучение прошли: заместитель главы администрации Перми А. Гурьев, глава администрации одного из районов города В. Седина и другие чиновники. Там же прошел курс глава местной телекомпании. Мэр города В. Филь обязался перевести весь город на хаббардовскую систему в ближайшие полгода.

По признанию самих последователей Л.Р. Хаббарда, принципы АТ были первоначально задуманы и изложены автором в рамках основ Церкви саентологии, и только потом они стали предлагаться в качестве универсального рецепта для всех. Эта сверхзадача — привлечение новых членов в Церковь саентологии сохраняется и сейчас за АТ. Сторонники АТ считают, что структура любой организации: завода, мэрии, церкви, государства и всей цивилизации и т.п. может быть построена по одной универсальной схеме. Уже это базовое положение может встретить критику со стороны людей имеющих опыт административной работы. Для хаббардистов не существует ни национальных, ни местных культурных особенностей, ни специфики предмета управления. Вызывает протест включение в этот ряд государства и тем более всей человеческой цивилизации, ведь высокая эффективность фирмы может быть достигнута за счет строгой дисциплины, системы тотального контроля и беспощадного избавления от «лишних», неумелых и нерадивых сотрудников. Для отдельной фирмы это может быть приемлемо. С этих позиций гитлеровский рейх был высокоэффективным, но не теряется ли при таком подходе что-то очень важное?

Примечательна такая установка автора АТ, дающая оправдание для режима тотального поиска врагов внутри организации: «В любой организации 10–20% людей безумны и разрушают организацию так ловко, что их можно опознать только по результатам их деятельности» («Основы организации», с. 2). Или такое обобщение: «Базовое образование, включая высшую школу, стало сферой массового производства, в которой занято множество людей, стремящихся развалить государство и развратить народ и его идеалы» (там же). «Демократия ненавидит ум и умение работать. Не попадайтесь на эту удочку… Когда правит большинство, меньшинство страдает. А лучшие всегда в меньшинстве» (там же, с. 13).

Не меньше сомнений вызывает у специалистов метод оценки эффективности работы управленческого персонала методами статистики. В частности, по Хаббарду получается, что чем быстрее растет штат управленцев в организации — тем эффективнее работа. Бывший секретарь одного из московских райкомов, а потом президент АО «Мовен» (Московский вентиляторный завод) А. Миронов став энтузиастом внедрения АТ на своем предприятии сравнял численность управленцев на заводе с численностью работающих в производстве и считал, что это «замечательный показатель» (интервью в «Коммерсанте», 1995, № 10).

В Нижегородском Хаббард-колледже на одного самостоятельно изучающего в зале пособия учащегося приходится примерно два сотрудника колледжа.

Критики полагают, что система административного управления по Хаббарду является сугубо авторитарной и построенной на строгом контроле руководства за подчиненными, а демократизм и свободное обсуждение проблем категорически исключаются. Не случайно автор этой системы с одобрением отзывался о системе управления в СССР сталинского времени. Так, в курс обучения руководителя входит умение писать доносы (в том числе и на самого себя, в форме признаний в собственных «грехах»), навыки выявления «антисоциальных личностей» в коллективе с целью последующего избавления от них. К последним фактически относятся все, кто не поддерживает учения Хаббарда как такового. В судах США нередки иски уволенных из фирм сотрудников вся вина которых заключается в отказе посещать лекции сайентологов, аплодировать портретам Л.Р. Хаббарда или читать его произведения. Сам Хаббард писал: «Сайентология дает полную свободу, но она должна нести и установление тотальной власти и авторитета для достижения тотальной дисциплины».

По мнению критиков, атмосфера в коллективах, перешедших на АТ, далека от идиллической. Увольнение нежелающих читать творения заокеанского фантаста, лишение их премий, отказ в индексировании зарплаты — обычная практика на эти предприятиях, так же как и система доносов. Характерно, что когда мэра Перми спросили прямо: «Появятся ли и у нас доносчики?» — В. Филь также прямо ответил: «Почему появятся? Они есть». Об атмосфере в организациях можно судить уже по тому факту, что упомянутый президент АО «МОВЕН» А. Миронов 25 января 1995 г. был убит в своем рабочем кабинете. Причины убийства не выяснены, однако некоторые партнеры г-на Миронова по бизнесу связывают это убийство с административными реформами на заводе и внедрением АТ Хаббарда. Во всяком случае, сразу после убийства «по сокращению штатов» был уволен зам. президента АО, занимавшийся обучением персонала АТ, а использование хаббардовской технологии было свернуто. Затраты предприятия на внедрение АТ составили около 800 млн рублей, а косвенные потери из-за утечки квалифицированных кадров, потери выгодных контрактов и инвестиций достигли 2 миллиардов (цены начала 1995 года).

Учитывая атмосферу российской доверчивости к заокеанским товарам и недостаток качественного обучения менеджементу можно прогнозировать успех этого коммерческого предприятия, ведь каждый оставляет за набор советов — либо примитивных и самоочевидных, либо сомнительных и спорных — не менее 500 $ (цена пяти базовых курсов). Любопытно, что хаббардисты не считают нужным эти советы преподносить в форме систематических лекций или семинаров, а предлагают самим учащимся прочесть пособия во время занятий. Персонал же колледжа в основном занят поиском новых учащихся, рекламой и связями.

Из истории создания технологии управления

Для успеха в бизнесе крайне важно наличие системы управления. Система управления Хаббарда основана на законах развития и существования групп. Это такие же законы, как и законы природы,-как таблица умножения или таблица Менделеева. Система управления состоит из взаимосвязанных между собой элементов, основой и связующим звеном для которых является организующая схема.

Технология управления Рона Хаббарда представляет собой итог его исследовательской работы в сфере управления, это самый большой труд по администрированию, созданный одним автором. Это целостная система администрирования, построенная, по сути, на универсальных принципах и законах, подобных законам естественных наук. И поскольку в её основу положены универсальные закономерности, данная система может быть применена в организации любого размера и любой сферы деятельности.

Можно сказать, что история создания системы управления Хаббарда начинается с 9 мая 1950 года. В этот день вышла в свет книга Рона Хаббарда «Дианетика: современная наука о разуме» – объёмная научная работа, посвященная проблемам разума, нерациональностям человеческого поведения, которые проявляются в том числе в войнах, преступности, необъяснимых поступках, ведущих к страданиям. Но эта работа даёт также и решения. «Дианетика» мгновенно стала национальным бестселлером и возглавляла список бестселлеров «Нью-Йорк Тайме» на протяжении 28 недель подряд.

К началу июня того же года был создан первый Дианетический исследовательский центр Хаббарда в г. Элизабет, штат Нью-Джерси. Вскоре открылись его филиалы в Нью-Йорке, Чикаго, Вашингтоне, Лос-Анджелесе и на Гавайях. А к концу осени по всей стране насчитывалось уже более 750 дианетических групп. Дальнейшие исследования Рона Хаббарда привели его в сферу человеческого духа, и через 18 месяцев после опубликования «Дианетики» появилась Саентология (прикладная религиозная технология; слово образовано от латинского scio – означает «знание в самом полном смысле этого слова», и греческого слова logos, что значит «учение». Это означает буквально «знание о том, как знать»), которая – обращаясь к духовности человека и предоставляя ему путь к более высоким уровням осознания, понимания и способностей – в то же время предлагает решения таких, на первый взгляд нерешаемых социальных проблем, как злоупотребление наркотиками, падение моральных стандартов, неграмотность.

Однако при таком стремительном росте возникла острая необходимость в создании работающей системы организации и управления, чтобы удовлетворить растущий спрос на лекции, обучение, услуги и печатные издания по Дианетике и Саентологии. Также стало совершенно очевидно, что эти организации (независимо от того, что они занимались предоставлением услуг, имеющих отношении к сфере разума и духа) сталкивались с сугубо организационными проблемами из-за некомпетентного руководства и отсутствия правильных данных и рекомендаций в этой области.

В правление первого дианетического центра, который (по первоначальному замыслу) должен был работать с медиками и психологами, чтобы те в свою очередь могли потом открывать свои учреждения, вошли редактор, издавший «Дианетику», эндокринолог и адвокат, лучшие в своих областях. И каждый из них «торжественно поклялся» разделить административное бремя. Команда лучших бизнес-умов была сформирована. Хаббард считал, что он теперь свободен, чтобы читать лекции и заниматься новыми исследованиями.

А в июле 1950 года, по словам Л. Рона Хаббарда, «разверзся ад». Ему приходилось практически одновременно проводить пресс-конференцию с 30 крупными издательствами, отвечать на вопросы и запросы от сотрудников, на которые ответы уже, в общем-то, давались вчера и позавчера и т.д. Параллельно шёл постоянный поток писем с требованиями провести новые лекции. И при этом Хаббард планировал уехать «на какой-нибудь остров», чтобы продолжать исследования.

Для руководства дианетическим центром в Нью-Джерси был нанят Джек Малони, который прежде работал в корпорации «Нэшионал Диктофон» и был признан «Лучшим бизнесменом 1949 года». Он был управляющим первого центра в Нью-Джерси с июня 1950 до начала 1951 года и во всех отношениях был крупной фигурой в Дианетике в её первые годы. И в то же время он останется наглядным примером того, почему Хаббард говорил, что первые организации были наполнены «кружащимися вихрями замешательства». Лишь один из примеров: Хаббард составил подробное описание в отношении предоставления услуг и выпустил его в виде распоряжения, но и спустя три месяца после этого обнаруживал, что ему всё продолжают задавать вопросы, уже решённые в распоряжении. Оказалось, что Малони решил, что данный документ «является настолько ценным», что его лучше положить в сейф, а не распространять среди сотрудников.

Затем появился центр в Калифорнии. И иллюстрацией того, почему Хаббард в 50-м году называл существовавшую тогда организацию «джунглями», является история про Аос-Анджелесского контр-адмирала, с которым Л. Рон Хаббард познакомился ещё в 42-м году, когда контр-адмирал возглавлял специальный проект по разработке летательных аппаратов на основе идей известных фантастов. Его звали Алберт Бад Сколз.

Фактически многое из того, что стало сверхзвуковой авиацией в 50-х, зародилось в рамках специального проекта Бада Сколза. Но когда он возглавил Лос-Анжелеский дианетический центр, центр чуть не потерпел полный крах. Во-первых, адмирал гордился своим умением приводить дела в порядок. Поэтому вместо работы и предоставления услуг адмирал закрыл центр на целых десять дней, пока его адвокаты проверяли юридические документы центра (которые были в полном порядке).

Также по старой флотской традиции адмиралы всегда занимают самые большие кабинеты, поэтому он «выселил» канцелярию и организовал себе офис размером «с небольшой линкор».

Кроме всего прочего, Бад Сколз ещё и объявил «войну» дианетическому центру в Нью-Джерси. Таким образом, Сколз и Малони бились за главенство, создав шквал предложений о реорганизации, перерегистрации и т.д.

По словам Хаббарда, на этом примере можно было изучать причины противостояния любых групп и выявить способы исправления.

В одной из своих лекций, прочитанных в Вашингтоне, Л. Рон Хаббард сказал: «До 1950 года я не осознавал, что организации не существует. И я обратил внимание на то, что её и в помине не существует. Я и раньше это подозревал, но я вовсе не подозревал, что её и в помине не существует. В 1950 тот факт, что организации и в помине не существует, был весьма любопытным, и я полагал, что это особенность тех людей или тех организаций, с которыми мы имели дело. Я приписал это нашим качествам. Я тогда не видел, насколько широко это явление распространено. И я сказал себе: «Нужно что-то сделать по поводу организаций”. И я сказал: «Очевидно, нужно нанять каких-нибудь экспертов”. Наняли экспертов, и тогда у нас действительно полетело всё к чертям. У нас был один из самых превосходных менеджеров того времени. Он пользовался огромным успехом. Кажется, что люди, у которых он работал, до сих пор ошеломлены. У нас был человеку чей опыт в области связей с общественностью и продвижения был настолько ценным для Голливуда, что компания «Уорнер Бразерс” чуть не потерпела крах, когда он покинул её отдел продвижения. У нас были люди с определёнными навыками, но они, к сожалению, не были превосходными.

Тем не менее, прошло шесть лет прежде, нем я убедился, что об организации ничего не известно, и что здесь существует замаскированная дыра, которую эксперты довольно успешно прикрыли. И никто не может сформулировать вам чётко дефиницию организации. Никто не может быстро рассказать вам о размере, форме и общей структуре организации. Он расскажет о разных структурах, но организация ли это?»

Хаббард проанализировал структуру ВМФ США и систему управления, с которой был знаком «изнутри». В военно-морском флоте действовала командная схема, цель которой -показать «кто здесь босс»!

Поскольку прошло лишь пять лет с момента окончания Второй мировой войны, то практически все руководители первых дианетических центров занимали ранее какое-то положение на этих военных командных схемах, включая лейтенанта ВМФ Л. Рона Хаббарда. Поэтому советы директоров, состоявшие из бывших военных, строили первые дианетические организации согласно командным схемам, похожим на военные, где были «большие шишки», а остальные были «никто».

Правда, было ещё несколько городских офисов, в отношении которых Хаббард потом пошутил, что «они были построены по «старому мексиканскому принципу” – все большие шишки». А первую Лондонскую организацию возглавлял человек с опытом управления транснациональными корпорациями, которого позже Хаббард назвал «слегка дальнозорким», поскольку он мог направлять внимание «только за 15 тысяч километров», что приводило к тому, что он привлекал студентов в Лондон только из Австралии.

Анализ происходящего в дианетических центрах и тщательное изучение проблемы налаживания эффективного управления позволили Л. Рону Хаббарду выделить главные принципы организации и сформулировать дефиницию для самой «организации»: «Что такое организация? Чтобы это выяснить, мы должны найти составляющие самой организации. Мы находим, что она состоит из коммуникационных терминалов, и мы решаем, что у коммуникационных терминалов должна быть коммуникационная линия. Итак, мы нашли, что организация состоит из коммуникационных терминалов и коммуникационных линий., связанных общей целью или задачей. Такова дефиниция организации, и всё».

Сделав это открытие, Л. Рон Хаббард увидел, что именно было причиной провалов первых дианетических центров. Люди, входившие в советы директоров, преследовали совершенно разные цели, поэтому организации разваливались.

Чтобы решить эту проблему, Рон Хаббард продолжил исследования в области администрирования и организационной деятельности. Изучив множество учебников по бизнесу, он понял, что в мире не существует действительно работающей технологии управления, которая давала бы результаты в ста процентов случаев. Хотя и существовало много более-менее успешных предприятий, было найдено очень мало по-настоящему действенных принципов и методов ведения дел, которые были бы основаны на общих законах администрирования и подходили бы для любой организации.

Это были первые наблюдения и исследования Л. Рона Хаббарда по технологии организации, которые потом продолжались почти сорок лет. Разрабатывая административные принципы и методики, проверяя, совершенствуя и упорядочивая их, Рон Хаббард начал публиковать результаты своих исследований в виде организационной политики для сотрудников дианетических организаций по всему миру.

В начале 60-х годов Рон поселился в усадьбе Сент-Хилл, расположенной в графстве Сассекс на юге Англии. И с этого момента начался период самых интенсивных исследований в сфере организации и администрирования.

В 1965 году Рон Хаббард объявил о ключевом открытии, которое явилось результатом многолетних исследований в области структуры и функций организации, – а именно об организующей схеме из семи отделений. Она представляет собой наиболее эффективную схему организации деятельности любого предприятия, независимо от его размера. Семь отделений, каждое из которых поделено на отделы, включают в себя все действия и функции, которые должны выполняться в любой организации. При условии стандартного применения это открытие гарантирует безусловный успех и стабильное расширение.

Создав структуру организации, Рон начал публиковать статьи, в которых описывал каждую функцию, представленную в этой организующей схеме.

Только в 1965 году его офис в Сент-Хилле издал более 300 инструктивных писем по организационной политике (оргполитике). По мере их публикации сотрудники саентологических организаций начинали применять оргполитику и добиваться хороших результатов, и саентологи, приходившие для получения услуг в эти организации, увидев результаты, сами стали использовать эти принципы в своей работе и в своих компаниях, добиваясь таких же результатов. Все опубликованные письма по оргполитике -более 2500 – содержатся в восьми больших томах с прилагаемым к ним предметным указателем, входящих в «Курс руководителя организации», а также в трёх томах, известных как «Тома серии «Управление”».

Точное применение технологии, содержащейся в этих одиннадцати томах, гарантирует выживание и рост любой группе, от самой маленькой до самой большой, как это было доказано за последние десятилетия тысячами компаний и групп по всему миру.

По сути, выпуски по оргполитике -это наблюдение и описание успешных действий, последовательностей действий, которые (будучи применены на постоянной основе) дают результат в 100% случаев. Это и анализ, и описание причин каких-то закономерностей и самих закономерностей. Любая организационная система, даже такая большая как государство в какой-то исторический период, может быть подвергнута такому анализу с целью выделить факторы, которые приводили к успеху, или факторы, которые стали причиной краха. Так появилась необычная публикация «История и опыт прошлых успехов и неудач в коммерции и промышленности Португалии. Том I, Морской транспорт и торговля».

Помимо выпусков по организационной политике для саентологических организаций и групп, в 1953 году вышла первая книга по предмету администрирования (менеджмента) – «Как жить, даже если вы руководитель», где Рон Хаббард отметил, что истинная роль руководителя любой организации состоит в том, чтобы планировать и управлять.

В этой книге также подробно описывается коммуникационная система, позволяющая повысить эффективность работы любого офиса или организации. В действительности книгу «Как жить, даже если вы руководитель» можно считать пособием по общению и коммуникации, которое подойдет для любой организации, каким бы ни был её размер.

Три года спустя Рон Хаббард написал книгу «Проблемы работы». В этой книге он выделил проблемы, с которыми сталкивается на работе каждый, будь то простой рабочий или президент крупной компании, и предложил методы, с помощью которых любой человек может вернуть себе былой энтузиазм в работе.

Как однажды заметил Л. Рон Хаббард, чтобы узнать, прожил ли человек жизнь с пользой, достаточно задать два вопроса: «Сделал ли он то, что намеревался сделать? И были ли люди рады тому, что он жил?» Ответом на первый вопрос служат труды Л. Рона Хаббарда – более десяти тысяч печатных работ и трёх тысяч записанных лекций по Дианетике и Саентологии. Ответ на второй могут дать сотни миллионов людей, жизнь которых изменилась к лучшему благодаря тому, что он жил. В их числе – поколения учащихся, научившихся превосходно читать благодаря открытиям Л. Рона Хаббарда в области образования; миллионы людей, преодолевших зависимость от наркотиков благодаря достижениям Л. Рона Хаббарда в освобождении от наркозависимости; ещё больше людей благодарны ему за его нерелигиозный моральный кодекс; и ещё многие миллионы тех, кто рассматривает его работу как духовный краеугольный камень своей жизни.

Хотя Л. Рон Хаббард наиболее известен как Основатель Дианетики и Саентологии, он работал и во множестве других областей. Его жизнь сама по себе была необычайно разнообразна, а влияние – многосторонне. Так, в южноафриканских племенах не знают о Дианетике и Саентологии, но знают Л. Рона Хаббарда как просветителя. Многим рабочим в Восточной Европе он известен только своими открытиями в области администрирования. Для детей Юго-Восточной Азии он автор их морального кодекса. А читателям многих стран мира он хорошо известен только как писатель-фантаст. Нет, Л. Рона Хаббарда не вместить в какие-то узкие рамки, и он нисколько не соответствует распространённому заблуждению, что основатель религии должен быть отшельником или какой-то замкнутой личностью, погружённой в размышления. Чем больше узнаёшь об этом человеке и его работах, тем яснее понимаешь, что именно таким должен быть тот, кто принёс в мир Саентологию – единственную крупную религию, основанную в ХХ веке.

И Саентология предлагает именно то, что можно было бы ожидать от такого человека, как Рон Хаббард. Она вооружает не только уникальным подходом к решению фундаментальных вопросов: «Кто мы? Откуда мы пришли? В чём наше предназначение?» – но и даёт столь же уникальную технологию для достижения высшего духовного осознания. Каким представляется нам основатель такой религии? Несомненно, он должен быть великим человеком, которому нравятся люди и который нравится им. Он должен быть полным энергии, обладать харизмой и выдающимися способностями во многих областях. Именно таким и был Л. Рон Хаббард.

«Каким представляется нам основатель такой религии? Несомненно, он должен быть великим человеком, которому нравятся люди и который нравится им. Он должен быть полным энергии, обладать харизмой и выдающимися способностями во многих областях. Именно таким и был Л. Рон Хаббард».

В самом деле, даже если бы Л. Рон Хаббард ограничился лишь каким-то одним из многих своих достижений, он был бы всемирно известен и по сей день. Например, как автор художественных произведений, изданных общим тиражом около пятидесяти миллионов экземпляров, в числе которых такие выдающиеся бестселлеры, как «Страх» (Fear), «Последнее затемнение» (Final Blackout), «Поле битвы – Земля» (Battlefield Earth), десятитомная серия романов «Миссия «Земля»»(Mission Earth), Л. Рон Хаббард, бесспорно, принадлежит к числу наиболее признанных и читаемых писателей в истории литературы. Его романы были отмечены некоторыми из наиболее престижных мировых литературных премий, и его по праву назвали «одним из самых продуктивных и влиятельных писателей XX века».

Ранние достижения Л. Рона Хаббарда не менее впечатляющи. В 1930-е годы как пилот он установил рекорд по беспосадочному полёту на планере и демонстрировал искусство вождения самолёта в провинции, получив за головокружительные трюки в небесах прозвище «Хаббард-Молния». Как руководитель экспедиций он провёл полное минералогическое исследование Пуэрто-Рико, первое с тех пор, как над островом был установлен протекторат США, а его навигационные комментарии до сих пор используются в морских справочниках Британской Колумбии. Эксперименты Л. Рона Хаббарда по радиопеленгации легли в основу системы дальней навигации «Лоран». Далее, он всю жизнь занимался фотографией, и некоторые его фотоработы были опубликованы в журнале «Нэшнл джиографик», а его фотовыставки привлекали десятки тысяч посетителей.

Среди других направлений деятельности Л. Рона Хаббарда стоит отметить разработку и систематизацию административной технологии, которая в настоящее время используется в различных организациях по всему миру: в международных корпорациях, благотворительных организациях, политических партиях, школах, молодёжных клубах и на всевозможных предприятиях. Получившие всемирное признание методы обучения, разработанные Л. Роном Хаббардом, применяются преподавателями самых разных учебных дисциплин, а его столь же признанная программа освобождения от наркозависимости по некоторым оценкам может быть вдвое и даже втрое эффективнее, чем любые другие подобные программы. И всё же, как бы ни были грандиозны эти достижения, наше описание будет неполным, если не отдать должное тому, что стало делом всей его жизни, – Дианетике и Саентологии. (Смотрите книгу из серии «Л. Рон Хаббард», «Философ и основатель: повторное открытие души».)

Эта история безмерна, поразительна и, по сути, охватывает всё его существование. В общих чертах она такова: в качестве введения в духовную сферу он рассказывает о своей мальчишеской дружбе с индейцами племени черноногих, жившими в городе Хелена штата Монтана. Особое место среди них принадлежало многоопытному шаману племени, известному под именем Старый Том. Между шестилетним Роном и Старым Томом завязалась дружба, и Рону была оказана редкая честь: он стал кровным братом черноногих. От Старого Тома Рон рано научился ценить глубину духовного наследия прошлых лет.

Следующей важной вехой стал 1923 год, когда двенадцатилетний Рон приступил к изучению теории Фрейда под руководством коммандера Джозефа Ч. Томпсона – первого офицера ВМС США, который учился в Вене у самого Фрейда. Хотя Л. Рон Хаббард никогда не принимал психоанализ как таковой, знакомство с ним сыграло поворотную роль. Заслуга Фрейда, как позднее писал Л. Рон Хаббард, состояла хотя бы в том, что Фрейд по крайней мере выдвинул мысль о том, что «с разумом можно что-то сделать».

«Эта история безмерна, поразительна и, по сути, охватывает всё его существование».

Третьим ключевым этапом стала Азия, где Рон провёл около двух лет, путешествуя и приобретая знания. Он стал одним из немногих американцев, которые получили доступ в легендарные тибетские ламаистские монастыри в Западных Холмах Китая. Там он учился у последнего из потомственных магов, служивших при дворе хана Хубилая. Но какими бы захватывающими ни казались эти приключения, в конечном счёте Рон признал, что не нашёл там действенных методов работы с разумом, которые давали бы предсказуемые результаты. Отсюда его лаконичное высказывание о нескончаемых страданиях на земле, где мудрость велика, но тщательно скрыта и достаётся по крохам в виде суеверий.

После возвращения в Соединённые Штаты в 1929 году и завершения школьного образования Л. Рон Хаббард поступил в Университет Джорджа Вашингтона. Там он изучал инженерное дело, математику и ядерную физику – все те дисциплины, которые сослужат ему хорошую службу в последующих философских поисках. Фактически Л. Рон Хаббард был первым, кто строго применил западные научные методы к изучению природы духа. Но кроме базовой методологии, в университете больше не предлагалось ничего из того, что он искал. На самом деле, как он позже выразился с некоторой резкостью:

«Было совершенно очевидно, что я имел дело с обществом и жил в обществе, в котором о разуме было известно меньше, чем в самом примитивном племени, с которым я когда-либо вступал в контакт. В то же время, осознав, что люди на Востоке не были способны проникнуть в тайны разума настолько глубоко и с такими предсказуемыми результатами, как мне казалось раньше, я понял, что мне придётся провести немало исследований».

Следующие двадцать лет прошли в исследованиях. В ходе этого он непосредственно познакомился с двадцатью одной народностью и культурой, в том числе с представителями коренного населения северной части тихоокеанского побережья Америки, филиппинскими тагалами и аборигенами далёких в то время островов Карибского моря. Говоря просто, он сконцентрировался на решении двух принципиальных вопросов. Во-первых, начиная со своих экспериментов в Университете Джорджа Вашингтона, он искал издавна вызывавшую у людей интерес жизненную силу, лежащую в основе человеческого сознания. Во-вторых (и этот вопрос был неразрывно связан с первым), Рон хотел вывести общий знаменатель жизни – так сказать, универсальный критерий, с помощью которого можно определить то, что же является неизменно истинным и действенным по отношению к состоянию человека.

Первое философское плато было достигнуто в 1938 году с написанием теперь уже легендарного «Экскалибура». В этой работе выдвигалось предположение о том, что жизнь не является беспорядочной цепью химических реакций, а напротив, в основе всего человеческого поведения лежит определённый движущий импульс. Как он объявил, это импульс «Выживай!», который представляет собой единственную самую всепроникающую силу среди всего живого. Мысль о том, что человек занят выживанием, была не новой. Совершенно новым было признание выживания единственным общим знаменателем существования, и это явилось ориентиром для всех последующих исследований.

«Мысль о том, что человек занят выживанием, была не новой. Совершенно новым было признание выживания единственным общим знаменателем существования, и это явилось ориентиром для всех последующих исследований».

Вторая мировая война прервала исследования и в то же время дала им новый толчок. Прервала – поскольку Л. Рон Хаббард служил командиром противолодочных кораблей в Атлантическом и Тихом океанах; подтолкнула – тем, что ничто не могло доказать необходимость работающей философии, позволяющей исправлять состояния человека, с большей убедительностью, чем ужасы войны. Отсюда ещё одно лаконичное высказывание Л. Рона Хаббарда в разгар его путешествия:

«У человечества есть безумие под названием «война»».

Кульминация исследований на этом этапе наступила в 1945 году в военно-морском госпитале Оук-Нолл в Окленде, Калифорния. Тогда лейтенант Л. Рон Хаббард – который частично утратил зрение из-за повреждения зрительных нервов и с трудом передвигался из-за ранений в бедро и спину – был одним из пяти тысяч военнослужащих, находившихся на излечении от боевых ранений в госпитале Оук-Нолл. Среди них было и несколько сотен бывших заключённых лагерей для интернированных, многие из которых не могли усваивать пищу и поэтому, в сущности, страдали от голода. Заинтригованный такими случаями, Л. Рон Хаббард начал применять ранние разработки Дианетики. В целом пятнадцать пациентов получили дианетическую консультацию, которая сняла умственный блок, препятствующий выздоровлению. То, что за этим последовало и что фактически спасло жизни этим пациентам, стало открытием, имеющим огромные последствия. А именно: вопреки распространённой научной теории, состояние ума человека на самом деле главенствует над его физическим состоянием. Иначе говоря, нашими взглядами, отношениями и эмоциями в конечном счёте определяется наше физическое состояние, а не наоборот. Или, как это лаконично выразил сам Л. Рон Хаббард: «Функция определяет структуру».

Вслед за тем (примерно в 1948 году) он проверил действенность этого принципа на множестве людей из всех слоёв американского общества того времени. Среди них были артисты Голливуда, руководители предприятий, жертвы несчастных случаев в отделениях скорой помощи и сумасшедшие преступники из психиатрической больницы штата Джорджия. В общей сложности он применил Дианетику более чем к трёмстам людям, прежде чем представил результаты шестнадцатилетнего исследования в виде рукописи. Название этой работы – «Дианетика: первоначальные тезисы». Хотя она изначально не предназначалась для публикации, большое количество копий рукописи разошлось по научным и медицинским кругам. Более того, отклик был таким, что Л. Рон Хаббард вскоре оказался завален запросами о дополнительной информации. Его ответом стала книга «Дианетика: современная наука о разуме» – самая популярная книга о человеческом разуме за все времена.

Несомненно, это была культурная веха. Национальный обозреватель Уолтер Уинчелл пророчески объявил:

«В апреле мы увидим нечто новое под названием «Дианетика» – новую науку, которая действует с точностью наук о физической вселенной, но в области человеческого разума. По всем признакам, она будет иметь такое же революционное значение для человечества, какое имело открытие и применение огня первыми пещерными людьми».

Утверждение Уинчелла звучало смело, но всё же оказалось точным, поскольку вместе с Дианетикой появилось первое полное объяснение мышления и поведения человека. Кроме того, Дианетика впервые предоставила средства разрешения проблем разума, в том числе устранения необъяснимых страхов, расстройств, неуверенностей и всевозможных психосоматических заболеваний.

В центре подобных проблем находилось то, что Л. Рон Хаббард назвал реактивным умом и определил следующим образом: «Часть разума, которая работает исключительно по принципу «раздражитель – ответ». Реактивный ум неподвластен волевому контролю человека, он применяет силу, управляя сознанием человека, его целями, мыслями, телом и действиями». В реактивном уме хранятся инграммы, которые определяются как умственные записи боли и бессознательности. Ранее говорилось нечто неопределённое о том, что во время частичной или полной бессознательности в разуме записываются восприятия. Но каким было физиологическое воздействие инграммы, как она влияла на мышление и поведение – эти данные были совершенно новыми. Никто не имел ни малейшего представления о том, сколько инграмм содержится в реактивном уме и как они выливаются в человеческие страдания. Коротко говоря, именно эта часть разума, по словам Л. Рона Хаббарда, «заставляет человека отказываться от своих надежд, удерживает его в апатии, делает его нерешительным, когда необходимо действовать, и убивает человека прежде, чем он начинает жить».

Если кто-то хочет получить неопровержимое доказательство эффективности Дианетики, ему достаточно посмотреть на то, что она делает. Задокументировано великое множество случаев, поражающих воображение: у скованного артритом сварщика всего за несколько десятков часов полностью восстановилась способность двигаться; профессор, у которого были серьёзнейшие проблемы со зрением, вновь обрёл зрение менее чем за неделю; страдавшая истерией домохозяйка полностью восстановила своё состояние за одну трёх-четырёхчасовую сессию. Вместе с тем у Дианетики есть определённая конечная цель – состояние Клир, когда реактивный ум полностью побеждён и человек вновь обрёл присущие ему качества и способности, намного превышающие всё, что предсказывалось раньше.

Как и следовало ожидать, молва о Дианетике стала распространяться и отклик был массовым: более 50 000 экземпляров «Дианетики» были раскуплены, едва успев выйти из типографии, а книжные магазины едва могли удовлетворить спрос покупателей. Чем больше появлялось свидетельств эффективности Дианетики – а она предлагала методы, которые мог применять каждый достаточно сообразительный читатель, – тем более восторженными становились отзывы. «Дианетика берёт штурмом США», «Наиболее быстрорастущее движение в Америке» – таковы были заголовки газет летом 1950 года. Последователи Дианетики в разных городах Соединённых Штатов по собственной инициативе объединялись в группы, и к концу года таких групп насчитывалось около 750, а в шести городах были созданы дианетические центры для помощи Л. Рону Хаббарду в развитии новой области знания.

Развитие шло стремительно и последовательно, а каждое новое открытие было по меньшей мере столь же невероятным откровением, что и все предшествующие вместе взятые. В центре того, что Л. Рон Хаббард исследовал в конце 1950 – начале 1951 годов, были ключевые вопросы человеческого существования. В одной из своих работ он объяснял:

«…Если многие до него и набредали на этот путь, они не оставляли указателей и дорожных карт и раскрывали лишь малую часть того, что представало перед их взором».

«Чем дальше продвигаешься в своих исследованиях, тем яснее осознаёшь, что с этим существом, называемым «хомо сапиенс», связано слишком много неизвестного».

Затем он возобновил линию исследований, которая была начата примерно за двадцать лет до этого и которую он охарактеризовал как путь «знания того, как знать». В последовавшем описании тех событий он метафорически говорил об исканиях, которые заставляют пройти по многим дорогам – и столбовым, и окольным, – свернуть во многие глухие переулки неуверенности, повстречать людей самых разных слоёв общества. И если многие до него и набредали на этот путь, они не оставляли указателей и дорожных карт и раскрывали лишь малую часть того, что представало перед их взором. Но всё же ранней весной 1952 года на исторической лекции в городе Вичита, штат Канзас, он объявил о результате своих поисков – о Саентологии.

Саентология представляет собой описание потенциала человека, которое, даже если и перекликается с древними писаниями, является совершенно беспрецедентным. Вот некоторые основные положения Саентологии: человек – бессмертное духовное существо; доступный ему жизненный опыт гораздо обширнее знаний, полученных в одной жизни; его способности не имеют границ, даже если сейчас они не реализованы. В этом отношении Саентология представляет собой то, что отвечает наиболее фундаментальному определению религии, – не просто систему верований, а средство духовного преображения.

Такое преображение достигается в Саентологии путём изучения работ Л. Рона Хаббарда и применения содержащихся в них принципов. Главная практика Саентологии называется одитингом. Одитинг проводится одитором (от латинского слова audire – «слушать»). Одитор не сообщает никаких оценок и никоим образом не подсказывает человеку, что ему думать. Короче говоря, одитинг – это не то, что делают человеку, пользу от него можно получить только при собственном активном участии. Одитинг основан на принципе, который гласит, что, лишь предоставив человеку возможность самому найти истоки проблемы, можно эту проблему разрешить. Для достижения этой цели одитор использует процессы – точно определённые наборы вопросов, помогающие человеку рассмотреть неизвестные ему источники страданий.

Конечно, трудно описать субъективное ощущение от происходящего, ведь одитинг по определению предполагает подъём к состояниям, ранее не описанным. Но в самых общих словах можно отметить, что Саентология не требует от человека прилагать невероятные усилия для более этичного поведения, большего уровня осознания, счастья и разумности. Вместо этого она даёт возможность достичь состояний, где всё это просто существует, где человек становится более этичным, свободным решать, что ему делать, способным и счастливым, поскольку всё, что этому мешало, устранено. Исходя из всеобъемлющей перспективы и конечных целей одитинга, Л. Рон Хаббард пригласил людей, незнакомых с Саентологией, такими словами:

«Мы от чистого сердца предлагаем вам драгоценный дар свободы и бессмертия – и это правда».

«Мы от чистого сердца предлагаем вам драгоценный дар свободы и бессмертия – и это правда».

Описанием полного маршрута духовного продвижения служит саентологический Мост. На нём представлены точные этапы одитинга и религиозного обучения, которые необходимо пройти для реализации всего потенциала, заложенного в Саентологии. Поскольку Мост построен по принципу постепенности, продвижение происходит упорядоченно и предсказуемо. Хотя в основе этого лежит древняя концепция (путь через пропасть незнания к более высокому плато), Мост – это совершенно новая система. Не какая-то произвольно установленная последовательность действий, а наиболее эффективное практическое средство возвращения себе того, что Л. Рон Хаббард описал как «наше бессмертное, неразрушимое «Я», уходящее в бесконечность».

И хотя Саентология воплощает в себе путь к реализации высших духовных устремлений человека, она важна и для его повседневных нужд – в семье, на работе и в обществе. Этот факт является решающим для понимания данной религии и раскрывает её подлинную сущность: Саентология не доктрина, а изучение человеческого духа и работа с ним в его взаимоотношениях с самим собой, с жизнью и со вселенной, в которой мы живём. В этом отношении работы Л. Рона Хаббарда охватывают всё…

«Если в нашей цивилизации, которая сегодня еле ковыляет вперёд, не произойдут громадные перемены, человек не останется здесь надолго», – заявил он в середине 1960-х годов, указывая на политическую нестабильность, нравственное разложение общества, насилие, расизм, неграмотность и наркоманию как на признаки упадка. Решению этих проблем Л. Рон Хаббард посвятил бо́льшую часть своих последних лет. С начала 1970-х годов его жизнь можно рассматривать как непрерывный поиск решений, которые позволили бы вывести из кризиса современную культуру.

«Если в нашей цивилизации, которая сегодня еле ковыляет вперёд, не произойдут громадные перемены, человек не останется здесь надолго».

Успех, которого Л. Рон Хаббард в конечном счёте достиг, подтверждается поистине феноменальным ростом Саентологии. В настоящее время более десяти тысяч групп и организаций более чем в 150 странах применяют различные методы Дианетики и Саентологии. То, что его открытия, имеющие отношение к человеческому разуму и духу, создают основу для всего остального, чего он достиг помимо них, – это, по сути, главная мысль данного введения. Поэтому то, что представлено на последующих страницах, – то, что было создано ради улучшения образования, ради городов без преступности, ради свободы от наркотиков, ради стабильных и этичных организаций и ради культурного возрождения через искусство, – всё это и даже большее основано на открытиях Дианетики и Саентологии. Но, учитывая широту достижений Л. Рона Хаббарда – как писателя, просветителя, гуманиста, администратора и деятеля искусства, – подобное описание не может быть полным. Как можно всецело передать на нескольких десятках страниц силу влияния человека, изменившего судьбы миллионов? И всё же мы представляем это краткое описание его жизни и достижений в духе его следующего высказывания:

«Если бы мы немного лучше знали и понимали вещи, то мы все жили бы более счастливо». 

Материалы Дианетики и Саентологии включают в себя три энциклопедические серии томов и около 3000 записанных лекций. В общей сложности философское наследие Л. Рона Хаббарда составляет более 75 миллионов слов в виде письменных материалов и аудиозаписей. Все эти работы вместе составляют крупнейшую сокровищницу знаний о человеческом разуме и духе.

В Викиданных есть лексема хаббардист (L176522).

Морфологические и синтаксические свойстваПравить

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. хаббарди́ст хаббарди́сты
Р. хаббарди́ста хаббарди́стов
Д. хаббарди́сту хаббарди́стам
В. хаббарди́ста хаббарди́стов
Тв. хаббарди́стом хаббарди́стами
Пр. хаббарди́сте хаббарди́стах

хаб-бар-ди́ст

Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -хаббард-; суффикс: -ист.

ПроизношениеПравить

  • МФА:

Семантические свойстваПравить

ЗначениеПравить

  1. последователь Р. Хаббарда; дианетик ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

СинонимыПравить

АнтонимыПравить

ГиперонимыПравить

ГипонимыПравить

Родственные словаПравить

Ближайшее родство

ЭтимологияПравить

От ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетанияПравить

    ПереводПравить

    Список переводов

    БиблиографияПравить

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
    • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
    • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *