Стоит заметить, что Халяльные продукты могут употребляться в пищу людьми любой национальности и вероисповедания. Для мусульман термин «Халяль» – это в первую очередь подтверждение соответствия исламским традициям.
Маркировка «Халяль» означает, что продукция не содержит компонентов, запрещенных для употребления в пищу мусульманам (свинину, кровь и т. д.), и является чистым продуктом «Духовного происхождения». Для немусульман же на первое место выходит высокое качество Халяльной продукции, так как она вкусна, не содержит вредных консервантов и добавок, соответствует требованиям срока годности и хранения.
Продукция, изготовленная в соответствии с исламскими нормами, востребована не только двухмиллиардным мусульманским населением Земли. Стремящиеся к здоровому образу жизни немусульмане также охотно приобретают эти товары. Например, в Великобритании ежегодно Халяльной продукции продается на шесть миллионов человек, хотя мусульман проживает всего два миллиона. Маркировкой «Халяль» отмечается не только мясо, но и другие продукты; такую продукцию можно опознать про специальному значку. Чем же Халяльное мясо отличается от обычного?
Производство мяса халяль предусматривает:
Тщательное соблюдение санитарно-гигиенических правил на всех этапах производства продукции;
Доброе отношение и милосердие к животному до убоя, во время оного и после него;
Животных следует кормить исключительно натуральными кормами, не содержащими гормональных и искусственных добавок, ГМО;
Достоверное отсутствие у животного заболеваний, которые могут нанести вред здоровью людей;
Непосредственно перед убоем каждого животного произносится краткая молитва;
Животное умерщвляется перерезанием сонной артерии, любые другие способы (электроток и т. д.) запрещены исламской традицией. Все должно происходить гуманно, одним быстрым движением;
Кровь из тела животного удаляется практически полностью, естественным способом. Такое обескровленное мясо при приготовлении приобретает несколько другой вкус – приятный и утонченный; кроме того, отсутствие крови снижает риск развития в свежем мясе бактерий. Считается, что мясо животных, забитых по исламским канонам, не только вкуснее, но и полезнее для здоровья человека.
Современная пища изобилует химическими ароматизаторами, вкусозаменителями, красителями, консервантами, генетически модифицированными ингредиентами и т.д. По мере изучения воздействия таких веществ на человеческий организм многие из них признаются небезопасными, а некоторые – откровенно канцерогенными. Ситуация осложняется и тем, что с увеличением числа людей на планете растет и спрос на продуктовые ресурсы, при этом в отношении производства/потребления пищи главенствует принцип «побыстрее, побольше, подешевле», что не может не отразиться на качестве выпускаемой продукции.
Но в то же время в мире усиливаются и обратные тенденции: все больше людей стремится перейти на здоровое питание и учится ответственному отношению к выбору продуктов, чтобы обезопасить себя и своих детей от негативных последствий употребления низкокачественной «нахимиченной» пищи. На Западе, в частности, в развитых Европейских странах и США, приобретает популярность такое понятие как «organic food» – органическая, натуральная пища. Подразумевается, что такой продукт не вреден для человеческого организма: овощи не содержат нитратов, колбаса и ветчина – канцерогенов и ГМО, йогурты – искусственных красителей и т.д. Все это перекликается со стандартами «Халяль». Халяль – это не просто продукты религиозного значения, но и пища, отвечающая современным экологическим требованиям. В настоящее время производству Халяльной продукции во всем мире уделяется особое внимание, так как этот потребительский рынок является очень привлекательным.
Сертификация – основное средство, гарантирующее соответствие продукции и услуг требованиям «Халяль» – проводится на добровольных началах основе договора между заявителем и Центром сертификации «Халяль» при территориальных религиозных (мусульманских) управлениях. Сертификат «Халяль» подтверждает соответствие выпускаемой продукции санитарно-гигиеническим, технологическим, религиозным требованиям и выдается после тщательного изучения экспертами всех стадий производства Халяльных продуктов на предприятии (включая откорм и убой животных), а также условий хранения, расфасовки, транспортировки продукции.
- Разрешенные продукты халяль, харам и макрух
- Когда мусульманину можно кушать запретную пищу?
- Исламская мораль в питании
- Запрещенные продукты питания в исламе
- Какое мясо едят мусульмане
- Традиция забоя животного
- Почему мусульмане не едят свинину?
- Мнения четырех мазхабов относительно дозволенности и запретности на употребление в пищу мяса определенных животных
- Ханафитский мазхаб
- Шафиитский мазхаб
- Маликитский мазхаб
- Ханбалитский мазхаб
Особенности культуры питания в исламе, а также обряды, связанные с пищей, пищевые предписания и догматы сформировались на протяжении жизни Пророка Мухаммада ﷺ и его сподвижников. Остальные столетия религиозные предписания относительно еды добавлялись с приходом в ислам новых народов основываясь на первоначальном источнике: Коране и сунне.
Содержание
- Разрешенные продукты халяль, харам и макрух
- Когда мусульманину можно кушать запретную пищу?
- Исламская мораль в питании
- Запрещенные продукты питания в исламе
- Какое мясо едят мусульмане
- Традиция забоя животного
- Почему мусульмане не едят свинину?
- Мнения четырех мазхабов относительно дозволенности и запретности на употребление в пищу мяса определенных животных
- Что общего между халяльным и кошерным мясом
- Чем отличаются халяльное и кошерное мясо
Разрешенные продукты халяль, харам и макрух
В центре пищевых предписаний мусульман находится понятие «дозволенности» продуктов питания: еда, которая не относится к перечню запрещенных Кораном и Сунной Пророка Мухаммада ﷺ продуктов питания, является дозволенной для мусульманина — «халяль» и может употребляться в пищу. К этой категории относится та пища, которая не запрещена в Священном Коране, не подпадает под категорию нежелательной с точки зрения мусульманских догматов, а также не является сомнительной пищей. Такие продукты, как яйца, выпечка, молочные продукты, а также пряности, мусульманин может есть в любое время, если это не период поста.
Продукты, которые запрещены к использованию в питании, подпадают под понятие «харам», что в переводе с арабского означает «запретное».
Макрух – это переходная зона между поступками запрещенными и дозволенными, как ее определяет исламская этика. Это понятие существует и в вопросах питания: те продукты питания, которые относятся к категории макрух, Кораном или Сунной не запрещены, поэтому, если мусульманин будет употреблять их в пищу, он не совершит грех и не нарушит пищевые мусульманские предписания, но добровольно эту пищу ему есть нежелательно, поскольку так он может вызвать гнев Аллаха.
Когда мусульманину можно кушать запретную пищу?
Перечислены случаи, когда мусульманину разрешается есть запретную пищу, и это не будет для него грехом: это возможно в обстоятельствах особой нужды, если мусульманину угрожает голод, смерть, жажда или болезнь, а также в тех случаях, если возможности кушать в пищу дозволенные продукты у мусульманина нет. Чтобы поддержать здоровье и жизнеспособность, верующий мусульманин может поесть немного еды, относящейся к разряду запретной или харам, но только пока у него не появится возможность есть дозволенные продукты.
Исламская мораль в питании
Если мусульманин или мусульманка стремится к правильному духовному развитию, то они должны понимать, что этот процесс основан на том, чтобы очистить свой разум и свое тело. Убийство животного ради чрезмерного пропитания не поощряется в исламе. Не только на физическое состояние человека оказывает благотворное влияние умеренное употребление мяса, но и на его психическое здоровье, воспитание этики и морали в его личности.
Мусульмане не едят много пищи, в Исламе принято кушать пищу для того, чтобы удовлетворить потребности организма, и не поощряется чрезмерное потребление еды, вызывающее ожирение или излишний вес. Наоборот, сокращение и ограничение в питании является нормой и исходит из сунны Пророка Мухаммада ﷺ, помимо обязательного месячного поста в месяц Рамадан мусульманам, по сунне Посланника Аллаха ﷺ, рекомендуется поститься 2 раза в неделю (по понедельникам и четвергам), а также 3 дня в середине лунного месяца. Существуют также дополнительные посты на протяжении года, такие как 6 дней поста в месяц Шавваль после Рамадана, 10 дней поста в месяц Зуль-Хиджа.
Запрещенные продукты питания в исламе
Что нельзя есть мусульманам? Ответ: перечень запрещенных продуктов питания в исламе включает в себя следующие продукты:
- свинина и никакие ее компоненты как отдельно, так и в виде пищевых добавок;
- мясо осла и мула;
- кровь птиц и животных — запрещено употреблять в пищу кровь животных, которая самопроизвольно вылилась, когда животному были перерезаны шейные артерии, но не является запретной та кровь, которая осталась в теле животного после того, как оно было убито с соблюдением всех мусульманских религиозных предписаний;
- мертвечина;
- мясо тех животных, которые умерли в результате нападения хищника, утопления, пожара или удара током;
- мясо, для получения которого животное было убито без соблюдения правил шариата;
- мясо жертвенного животного и то что осталось от ритуала жертвоприношения на языческих жертвенниках;
- мясо хищных птиц, таких, как коршун и сокол;
- мясо хищников: тигры, волки, львы;
- мясо собак и кошек;
- мясо жаб или змей, а также любых рептилий;
- к этому же списку относятся и спиртные напитки.
Какое мясо едят мусульмане
Поскольку стрежнем веры ислама является сострадание и милость, то в основе всех предписаний мусульманской религии лежит стремление к благому деянию по отношению ко всем верующим, и не всегда ограниченный способностями и возможностями разум мусульманина способен на то, чтобы осознать причину и конечную цель каждого исламского религиозного предписания.
По шариату, установлена разница между животными мертвыми и живыми, и мертвечина, то есть мясо мертвого животного, была объявлена исламским законом запретным, то есть харам. Мусульманину не дозволяется есть мертвечину, то есть мясо тех животных, которые умерли естественной смертью либо были убиты без соблюдения мусульманской традиции: животное, которое было убито без упоминания имени Бога, которое убили посредством удушения, либо его убило другое животное, либо его гибель произошла в результате несчастного случая.
В Священной Книге Коран сказано определенно, что свинья – животное, чье мясо употреблять в пищу мусульманину нельзя категорически, и никакие компоненты туши свиньи есть нельзя и использовать в мясомолочном производстве тоже запрещено.
Также ряд животных установлены шариатом как вредные для мусульманина, и шариат запрещает есть их мясо. Мусульмане не едят собак, свиней, кошек, ослов, жаб, змей и рептилий, а также хищников: тигров, волков, львов, хищных птиц типа орла, ястреба, сокола запрещено есть по исламу.
Данные запреты распространяются как на само мясо, так и на жир, а также на вспомогательное сырье и на материалы для изготовления продукции вроде натуральных колбасных оболочек или желатиновых загустителей.
Традиция забоя животного
Для того, чтобы мясо животного стало дозволенным для приема в пищу, необходимо, чтобы человек, который закалывает животное, произносил во время этого процесса слова «бисмиллях, Аллаху акбар», перерезая основные шейные артерии животного. Этот человек должен быть мусульманином, но совершать перерезание он должен за один раз, не допуская перерывов и промедлений, и разделывать тушу только после того, как вытекла основная часть крови.
Почему мусульмане не едят свинину?
Запрет на употребление мусульманам в пищу свинины — на эту тему часто возникают вопросы о том, почему появился такой запрет и чем он объясняется. Версий, объясняющих этот запрет, много, но основной из них следует считать тот факт, что Священная Книга Коран дает прямой запрет на употребление свинины в пищу. Указывается ряд причин для такого запрета, главной из которых является страх навлечь на себя Божий гнев, поскольку словами Всевышнего в Священной Книге Коран прямо сказано несколько раз: «…свинья скверна и нечиста…», «…запрет на мертвечину и мясо свиней…».
Также одной из причин является тот факт, что у свиньи структура организма такова, что очень напоминает человеческую – более похожи лишь структура тела обезьяны.
Одной из причин также является то, каким образом происходит питание свиньи: по мусульманским положениям, можно питаться мясом тех животных, которые жуют свой корм – свинья же свой корм не жует, а в пищу потребляет помои и нечистоты.
Но также в Священной Книге Коран приведены условия, при которых можно не соблюдать запрет на употребление свинины: если мусульманин находится в состоянии крайней нужды, то он может нарушать запрет есть свинину.
Также запрет на употребление в пищу свинины мусульманами имеет объяснение и с медицинской точки зрения. Тот факт, что организм свиньи схож по своей клеточной структуре, а также по составу крови с человеческими, означает, что заболевания свиней могут приживаться в человеческом организме, а это означает, что, употребляя в пищу свиное мясо, человек допускает риск заражения при недостаточной тепловой обработке. Также причиной такого запрета является нечистоплотность свиньи как животного, поэтому есть опасность содержания личинок паразитов в ее мясе. Свинина – жирное мясо, а употребление жирной пищи также влечет за собой множество заболеваний человека, сказывается негативным образом на почках и печени человека.
Мнения четырех мазхабов относительно дозволенности и запретности на употребление в пищу мяса определенных животных
У каждого мусульманского мазхаба или правовой школы сформулированы свои принципы питания, в основе которых лежат Священная Книга Коран и Сунна Пророка Мухаммада ﷺ, и в этих принципах отражено, какое именно мясо запрещается принимать в пищу по этому мазхабу, а какое – дозволяется. Мнения различных мусульманских правовых школ относительно дозволенности мяса некоторых животных различаются. Более наглядно будет представить отличия в положениях разных религиозно-правовых школ в сравнении.
Ханафитский мазхаб
Ханафитский мазхаб сформулировал свои принципы питания мусульман, которые были изложены в классических трудах в области ханафитского фикха — «Раддуль-Мухтар», «Бадаис-Санаи» и «Аль-Фатавауль-Хиндия».
По ханафитскому мазхабу, те животные, о которых сказано в Священной Книге Коран и Сунне как о запретных, являются харамом, и это обстоятельство сомнению не подлежит. Запретным по ханафитскому мазхабу считают мясо акулы, белки, волка, вороны, гиены, ежа, змеи, коршуна, крота, крокодила, лисы, а также медвежье, мясо лягушки, собаки, осла, хищной птицы орел и мясо рака. Мясо лошади относится к категории карахат танзих.
Карахат в исламской религии определяет то, ислам и шариат порицают. И если совершение того, что относится к категории «карахат тахрим», будут считать грехом и является запретным, то совершение того, что подпадает под категорию «карахат танзих», не является грехом, но если человек откажется от совершения этого, то заслужит вознаграждение Всевышнего Аллаха.
Шафиитский мазхаб
Ученые, представляющие шафиитский мазхаб, взяли за основу для формулирования положений относительно запретов и дозволенности в питании аят 159 суры «Араф» Священной Книги Коран, в котором сказано: «И разрешает вам Всевышний чистое (хорошее) и запрещает нечисть». По положениям этого мазхаба, к употреблению допускаются животные, которые обитают в море и без воды долгое время жить не могут, а также те животные, которые живут на суше, если они не запрещены Шариатом и не имеют клыков и когтей, которые они применяют на охоте.
Представители шафиитского мазхаба придерживаются несколько иной системы запретов и дозволенных к потреблению продуктов: мясо акулы является дозволенным, то есть халяль: также халяльными являются такие, запрещенные в ханафитском мазхабе, продукты: мясо гиены и ежа, а вот мясо жирафа, которое разрешено к употреблению ханафитами, шафииты как раз читают запретным. Также в шафиитском мазхабе запретным является мясо ласточки, что отличается от мнения ханафитов, но разрешено мясо лисы, которое в ханафитском мазхабе запрещено. Шафииты едят конину и считают ее дозволенной к употреблению, в отличии от ханафитов.
Маликитский мазхаб
Маликиты имеет отличающуюся систему запретов на мясные продукты: мясо белки и акулы разрешено, а мясо волка подпадает под категорию «макрух», то есть тех действий, которые шариат признает нежелательными для мусульманина. Но маликитский мазхаб считает дозволенным для мусульман есть мясо гиены и ежа, а также мясо жирафа, а мясо змеи есть можно, если речь идет об употреблении в пищу части туши за исключением головы и части хвоста.
Также по маликитскому мазхабу разрешено употреблять в пищу мясо крокодила, которое в других мазхабах считают запретным, а мясо ласточки есть запрещено, как и во всех мазхабах, кроме ханафитского. Еще одно отличие системы употребления мясных продуктов у маликитов – в том, что мясо лисы подпадает под категорию «мубах», то есть, действие, которое не запрещено, но и не предписывается, а также в том, что по маликитскому мазхабу запрещено употреблять в пищу конину и разрешено кушать мясо рака.
Ханбалитский мазхаб
Ханбалитский мазхаб предписывает следующие правила того, какое мясо разрешено употреблять в пищу мусульманину, а какое есть категорически запрещено. Относительно употребления в пищу мусульманина мяса змеи ханбалиты солидарны с маликитами, поскольку по положениям данной правовой школы мусульманину разрешено употреблять мясо змеи, кроме головы и определенной части хвоста.
Но относительно крокодилового мяса представители ханбалитского мазхаба солидарны с шафиитами и ханафитами: мясо крокодила по положениям этой правовой школы мусульманину есть не разрешено. Также категоричны ханбалиты в своей солидарности с ханафитами относительно употребления в пищу мяса лисы: это харам. А вот насчет употребления в пищу конины ханбалиты поддерживают шафиитов и считают, что мусульманину есть в пищу мясо лошади – это халяль. По ханбалитсткому мазхабу мясо рака есть можно.
В российских магазинах, в меню ресторанов все чаще появляются мясные продукты с надписями «халяльный» или «кошерный». Причем цена их, как правило, выше, чем у обычных. Это значит, что они лучше? В чем отличие халяльной еды от кошерной?
Халяль означает «допустимый» или «законный» по исламскому закону. Продукты с этикеткой «Халяль» приготовлены в соответствии с религиозными ритуалами ислама.
Кошерная (в переводе – «подходящая») еда — блюда, которые разрешены религией иудеев.
Ограничения, накладываемые на кошерные продукты, более строгие, чем на халяльные. Т.е. любое кошерное мясо будет халяльным, но не наоборот.
Что общего между халяльным и кошерным мясом
Обе религии запрещают употреблять в пищу:
- свинину;
- умерших, удавленных, убитых электрошоком животных;
- хищников, в том числе птиц;
- кровь.
Убой должен проводиться быстро, безболезненно: очень острым ножом с гладким лезвием, перерезая шейную артерию и трахею. Животное не должно испытывать стресс, видеть процесс убоя других особей.
Чем отличаются халяльное и кошерное мясо
Кошер предписывает употреблять евреям в пищу только парнокопытных жвачных животных. Т.е. верблюд, кролик у иудеев под запретом, в отличие от мусульман.
При убое над каждым животным должна быть прочитана молитва «Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного» — только так можно получить халяльный продукт. Чтобы мясо было кошерным, прочитать молитву нужно перед убоем первого и после последнего животного. При этом сам убой должен быть непрерывным.
Кровь из халяльного животного сливается путем подвешивания туши. Допускается употребление мяса с небольшим оставшимся количеством крови. Кошер требует, чтобы вся кровь была удалена, а туша после убоя помещена в рассол на 30 мин. для удаления всех кровавых сгустков.
Халяльным считается мясо от здорового животного. Кошерным – от неболевшего, все внутренности которого здоровы, имеют естественный цвет, без следов антибиотиков, гормонов роста.
Мусульманам разрешается употреблять в пищу все части животного, кроме некоторых частей – гениталий, желез. Евреям – только переднюю часть туши крупного рогатого скота или овец.
Халяльное мясное блюдо можно приготовить с использованием молочных продуктов. Кошер запрещает при приготовлении смешивать мясные и молочные ингредиенты.
Халяль не допускает алкоголя в блюдах. Это относится к соусу, приправам, с которыми готовится мясо. В кошерных рецептах допускается присутствие виноградного вина и крепких алкогольных напитков.
Вот и все основные различия. Какое мясо выбрать – кошерное или халяльное – зависит от ваших убеждений. Главное, чтобы блюдо из него было вкусным.