Характер Иисуса Христа

Сих Двенадцать послал Иисус, с картины Уолтера Рейна.

В горнице, в ночь Тайной вечери, в ночь величайшего страдания, бывшего когда-либо во всех созданных Им мирах, Христос говорил об Утешителе и мире:

«Сие сказал Я вам, находясь с вами.

Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.

Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (от Иоанна 14:25–27).

Осознавая, что Ему предстоит Самому в величайшей степени испытать отсутствие утешения и мира, именно в тот момент, когда Его сердце было, возможно, опечалено и сжималось от страха, Учитель обратился к людям и предложил им те самые благословения, которые могли бы укрепить Его Самого.

В Своей великой Заступнической молитве, произнесенной непосредственно перед тем, как Он с учениками перешли за поток Кедрон в Гефсиманский сад, Учитель молился о Своих учениках и обо всех «верующих в Меня по слову их.

Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне…

Да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня…

И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» (от Иоанна 17:20, 21, 23, 26).

Я заметил, что, размышляя об этом и других событиях, которые произошли незадолго до предательства Иуды и страданий Спасителя в саду, я постоянно возвращаюсь к вопросу: как Он мог молиться о благополучии и единстве других прямо перед своими мучительными страданиями? Что придало Ему сил, чтобы искать утешения и мира для тех, кто нуждался в этом гораздо меньше Него? Когда на Него обрушилась падшая природа этого мира, созданного Им, как Он смог сосредоточиться в такой полной мере и с такой исключительной самоотдачей на состоянии и проблемах других людей? Как Учитель смог протянуть руку помощи другим, когда другое, менее совершенное существо замкнулось бы в себе? Высказывание старейшины Максвелла дает нам ответы на каждый из этих серьезных вопросов:

«Характер Иисуса бесспорно подтверждает Его замечательное Искупление. Без этого возвышенного характера не могло бы быть столь возвышенного Искупления! Его характер таков, что Он пошел, ‘перенося боли и страдания и искушения всякого рода’ (Алма 7:11), но при этом искушениям ‘не поддался’ (У. и З. 20:22)»2.

Иисус, претерпев самые страшные страдания, исполнен безмерного сострадания к каждому из нас, страдающих несоизмеримо меньше Него. На самом деле, глубина страданий и сострадания тесно связана с глубиной любви, которую испытывает тот, кто служит.

Христос был настоящим человеком и испытывал настоящие человеческие чувства.

Мы знаем, что человек создан по образу и подобию Божьему. Однако через грехопадение Адама и Евы эта божественная сущность человека была нарушена. И Иисус Христос пришел на землю в человеческом облике, чтобы помочь каждому из нас восстановить утраченный (не греховный) образ человека. Иисус пришел разъяснить людям волю Божью, показать своим примером, как жить праведно и без греха. Казалось бы, что проще — описать характер Христа, которому мы так стремимся подражать? Однако то, что на первый взгляд кажется простым, оказывается крайне сложным. С вопросом о том, какие качества были присущи Иисусу Христу, мы поговорили с отцом Дамианом, блюстителем Дальних пещер Киево-Печерской лавры.

ПРАВЕДНЫЙ ГНЕВ

— Отец Дамиан, каким же был Христос? Были ли Ему присущи человеческие качества, такие как, например, гнев, скорбь, осуждение?

— Вопрос не из простых. О характере Христа, как человека, мы можем судить, читая Евангелие. При этом надо не забывать, что Иисус Христос — это Богочеловек, т. е. Бог и человек в одном лице. Лично для меня Христос ассоциируется с любовью и милосердием. Знаковым для меня является отрывок из Евангелия, когда ко Христу привели блудницу, обвиняемую в прелюбодеянии. По законам того времени, оставленным Моисеем, за прелюбодеяние забрасывали камнями, порой даже до смерти. Зная это, фарисеи и книжники решили проверить Иисуса — и спросили: как им сейчас поступить с блудницей? Говорили это, искушая Его, пытаясь уличить и обвинить Иисуса во лжи. Если бы Он поступил так, как ждали от него фарисеи (например, рассказал о побивании камнями), то тем самым Он бы перечеркнул свое учение о милосердии и прощении. В тот момент, когда фарисеи спросили об этом, Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, словно бы не обращая на них внимания. Когда же фарисеи снова стали Его спрашивать, Он сказал: «Кто из вас без греха, бросьте в нее камень». После этих слов толпа фарисеев отошла, а Спаситель и блудница остались одни. И Господь сказал: «Я не осуждаю тебя за твой грех, но хочу, чтобы ты покаялась: иди и впредь не греши».

— Как этот отрывок отражает характер Христа?

— Иисус показывает, что надо быть милосерднее к другим людям, уметь прощать. Заметим еше одну деталь. Интересно, что же писал на земле в это время Христос? По мнению некоторых святых отцов церкви, Иисус писал на земле грехи тех людей, которые привели к Нему блудницу. Таким образом показано, что нет безгрешных людей и никто не имеет права судить других. А качества характера — неосуждение и милосердие.

Идем далее, возьмем момент появления Иисуса в храме иерусалимском. «Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков, и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто принес через храм какую-либо вещь. И учил их, говоря, не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? А вы сделали его вертепом разбойников». Меновщики и торговцы оскверняли это святое место, используя его не по назначению. Храм был местом обитания Бога среди людей, а также домом молитвы и местом принесения жертв. Так мы видим, что Христос проявлял такие свойства характера, как праведный гнев.

— Выходит, можно оправдать человеческий гнев, цитируя этот отрывок из Евангелия?

— Ни в коем случае! Писание сочетает слова «праведный» и «гнев» только применительно к Богу — Он праведен в Своем гневе. Мы же, увы, нет. Применить к человеку «праведный гнев» и оправдать его — все равно что сказать «праведное воровство». В этом — тонкость особого понимания образа Христа.

Посмотрим дальше. В Евангелие от Марка мы видим, что у Христа проявлялось чувство скорби, когда Он стоял над могилой своего друга Лазаря. Он любил Лазаря. Какие чувства охватывают человека, когда он узнает, что его любимый друг умер? Помимо божественных черт, Он имел человеческую природу, но, в отличие от нас, не поврежденную грехом. И ему были присущи не только умение воскрешать, исцелять, но любить ближнего и скорбеть. Скорбение мы видим во время и после событий в Вифлеемском саду (где произошел арест Иисуса), в Нем проявлялись человеческие чувства. Иисус Христос знал, что ожидает Его. Но Его скорбь дополнена смирением перед Отцом Своим. И это мы видим в молитве Христа: «Пронеси чашу сию мимо Меня. Впрочем, не как Я хочу, но как Ты, не Моя воля, но Твоя да будет». Итак, мы нашли уже целый ряд черт характера Христа — любовь, скорбь, милосердие, терпимость, неосуждение, праведный гнев и смирение перед волей Отца.

Иисус не хотел «рекламы» и уходил от гнева людского. В этом промысел.

ПРОМЫСЕЛ БОЖИЙ

— Почему, воскрешая дочь Иаира, исцеляя глухих и незрячих, Иисус Христос говорил: «Ступай, но не говори о своем исцелении. Не говори, кто тебя исцелил»? Что это, скромность?

— Он не хотел, чтобы у людей создавалось мнение, что Он маг, пророк, праведник, который пришел на землю делать только чудеса и при этом убеждать людей, что Он Сын Божий. Ибо именно так многие исцеления и чудеса может истолковать поврежденная грехом человеческая натура. И сейчас мы видим, как многие люди ищут прозорливых батюшек, чтобы узнать что-либо о своей грядущей жизни. В то время как мы имеем возможность каждый день на литургии соединиться со Христом в таинстве причастия.

— Почему своих учеников Иисус просил не говорить, что Он Сын Божий?

— Как объясняет святой Иоанн Златоуст, Иисус Христос запретил ученикам свидетельствовать о Нем, как о Сыне Божием, чтоб не возжигать в народе страстей. Почему? Не то что народ — даже ближайшие ученики не могли адекватно воспринять сказанное Христом. Вспомним фразу Иисуса, обращенную к Петру: «Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн! Потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». Миссия Христа заключалась не столько в исцелении физической немощи, сколько в исцелении немощи духовной. В этом был главный смысл Его земного служения. Спаситель не хотел «рекламировать» свои деяния и до определенного времени уходил от людского гнева, в этом был промысел Божий. Характер Христа — всеобъемлющий и всеобщий. Его нужно благоговейно почитать, преклоняться и любить беззаветно всем сердцем и всей душою. Ибо Он и сам есть Любовь.

Представляем вам серию занятий по Библии для подростков о Характере Иисуса Христа.

Это изучение можно использовать как для обращения подростка или взрослого человека, так и для проведения с учениками Христа индивидуально или в малой группе, а также в качестве личного изучения для духовного роста.

На заметку тому, кто проводит занятие:
Цель: понять когда, как и почему подросток поверил в Бога, помочь ему увидеть, как Бог его вел, и оценить те прекрасные качества, которые Бог заложил в его личности.

Большинство наших подростков — «дети Царства”, с самого детства они являются частью христианских семей и слышат о Боге. До поры, до времени они верят в Бога, разделяя веру своих родителей. Но каждый из них сталкивается с моментом, когда они приходят к осознанной вере в Бога. Чаще всего, каждый из них может озвучить момент, когда они сознательно поверили в Бога. Иногда они сами могут рассказать о том, что этому предшествовало.

Некоторые из подростков уже в детском возрасте начинают задумываться о том, почему и зачем они верят в Бога? А верят ли они в Бога вообще? Почему и зачем они ходят в Церковь? Некоторые задумаются обо всем этом позже. Однако, часто, если они изъявили желание глубже изучать Библию, это значит, что они уже начали задумываться над этими вопросами.

Цель первой, встречи этой серии — понять, как подросток поверил в Бога, в каком состоянии его вера сейчас и что подтолкнуло его к более глубокому изучению Библии.

ВАЖНО, чтобы Вы достаточно открыто и глубоко делились о своей вере, о своей жизни. Это и поможет подросткам понять то, о чем Вы спрашиваете, а также может помочь им быть открытыми о своем внутреннем мире.

Наблюдайте, молитесь, поддерживайте, замечайте, хвалите за глубину, за открытость, благодарите за доверие, проявленное подростком, за готовность рассказать о том, что у него/нее на душе. Бог благословит вашу любовь и долготерпение Христово.

Характер Иисуса. Вводное занятие.

Похвалите подростка за то, что он захотел встретиться и изучать Библию. Скажите, что рады его решению.

Цель нашей встречи сегодня глубже познакомиться и узнать друг друга.

Я очень рад(-а), что ты захотел(-а) изучать Библию. Расскажи, почему ты хочешь изучать Библию?

Обязательно похвалите подростка за его причины изучать Библию и за решительность.

Я хочу рассказать тебе свою историю отношений с Богом…
Расскажите, как, когда, при каких обстоятельствах Вы поверили в Бога. Подробно и глубоко. Расскажите свою историю с Богом. Каким Вы представляли Бога в разные периоды своей жизни.
Расскажите, как Вы попали в церковь Христа. Как Вы это восприняли. Как и почему захотели остаться среди учеников. Как и почему начали изучать Библию. Расскажите обо всем процессе изучения Библии, что было легко, что было сложно. Может были какие-то сомнения и вопросы. Как и почему Вы решили стать последователем Иисуса.
Как менялось Ваше представление о Боге с течением времени и духовного взросления до сих пор. Что виляло на изменение вашего представления о Боге в разное время. Какие отношения с Богом у Вас сейчас. (Говорите не о практической части отношений — не о том, как и сколько Вы молитесь или изучаете Библию — а о Вашем отношении в сердце к Христу, как это влияет на Вашу жизнь.)

А теперь расскажи, пожалуйста, свою историю с Богом. Когда ты поверил(-а) в Бога?
Каким ты представляешь себе Бога?
Что тебе больше всего нравится в Боге?

Есть ли у тебя какие-то вопросы о Боге?
Есть ли какие-то темы, которые тебе было бы интересно узнать из Библии?

Темы, которые мы будем с тобой изучать на протяжении наших встреч — это характер Иисуса. Мы будем рассматривать разные черты Его характера.
Бог хочет, чтобы мы Его любили. Но очень сложно по настоящему любить того, кого плохо знаешь. Согласен(-на)? Поэтому мы с тобой и будем изучать об Иисусе.

Давай прочитаем 2 отрывка о характере Иисуса.
Открывай свою Библию, давай читать вместе. Предлагаю тебе записать отрывки и основные мысли, которые тебе помогут снова вернуться к нашему занятию позже, а также — если вдруг ты захочешь поделиться об этом с кем-то из своих друзей.

к Галатам 5:22-23
Здесь говорится о плодах Святого Духа. В характере Иисуса есть каждый этот плод и каждый представлен в совершенстве. Мы поговорим о каждом этом плоде отдельно на последующих встречах.

Самое главное в нашей жизни — это узнать Бога. Узнать Его мы можем только через Христа.
Например, есть ли у тебя подруга, которую ты очень любишь? Есть ли кто-то, твой самый любимый человек? И когда ты рассказываешь о нем кому-то, ты говоришь: «Если ты с ней/ним познакомишься… Когда ты ее/его узнаешь — ты тоже ее полюбишь! Он(а) особенная!” Этот человек привлек тебя именно теми качествами, в которых отражается Бог и Иисус. Своей добротой или милостью, или поддержкой, или любовью к тебе… Я обещаю тебе, если ты узнаешь Бога, какой Он есть, ты не сможешь не откликнуться на Его бесконечную любовь к Тебе. Ты захочешь быть ближе к Нему, ты захочешь знать его больше и больше и будешь хотеть общаться с Ним, подражать Ему.

1 Коринфянам 13:4-7
В Библии говорится, что Бог — это любовь. Поэтому мы можем заменить слово «любовь” в этом отрывке на «Иисус”.
Давай так и прочитаем отрывок еще раз: заменим слово «любовь” на «Иисус”.

Мне больше всего нравятся следующие черты характера и личности Иисус, описанные в этом отрывке: …. (поделитесь).
А тебе какие нравятся больше всего?

Мы все созданы по образу и подобию Бога. И у каждого из нас есть какие-то качества Иисуса, которые сильны в нас. Бог нас уже одарил тем, что это в нас есть.
В моем характере — как в характере каждого человека — есть сильные и слабые стороны. Мои сильные стороны это — …. (назовите). И я благодарен Богу за то, что Он создал меня таким.
(Если Вы знате подростка хорошо) Я вижу, что в тебе проявляются следующие качества Иисуса…
(Если Вы не знате подростка достаточно хорошо) Поделись, какие у тебя есть сильные стороны характера?

Это Бог проявляется в тебе качествами, о которых мы как раз и будем изучать о Христе.
Поблагодарите за ответы. В конце встречи помолитесь вместе.

Домашнее задание:
Выучить наизусть на выбор один из отрывков: 1 Коринфянам 13:4-7 или Галатам 5:22-23

Во всем Новом Завете нет ни одного детального описания внешнего облика и характера Иисуса Христа, хотя в античной биографической литературе этому придавалось большое значение1В греко-римской культуре были распространены представления о том, что между внешним обликом человека, чертами его лица и строением тела с одной стороны и его характером с другой существует неразрывная связь, одно можно познать через другое; даже среди кумранских рукописей обнаружены фрагменты сочинений по физиогномике.. По-видимому, для евангелистов внешность Иисуса имела второстепенное значение по сравнению с Его учением и деяниями2Вообще в новозаветных текстах описание внешности человека встречается редко и является скорее исключением. Так, напр., о Закхее сообщается, что он мал был ростом (Лк. 19:3), но лишь потому, что это объясняет, зачем он влез на дерево..

Однако по мере распространения христианства среди язычников церковные писатели стали задаваться вопросом, какой была внешность Спасителя. Авторы II–III ве ков считали, что «Он был человек некрасивый»3Ириней Лионский. Против ересей. 3, 19, 2 (SC. 211, 378). Рус. пер.: С. 293., «казался невзрачным»4Иустин Философ. Диалог с Трифоном. 88 (PG. 6, 688). Рус. пер.: С. 280., «имел вид вовсе не прекрасный»5Климент Александрийский. Педагог. 3, 1 (PG. 8, 557).. Представление о невзрачности Иисуса основывается на буквальном прочтении пророчества Исаии: Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его (Ис. 52:3). Тертуллиан суммировал взгляды раннехристианских авторов на внешность Иисуса в своем трактате «О плоти Христа»:

…Люди удивлялись только словам и делам, учению и добродетели Христа как человека. Если бы замечалась в Нем какая-то телесная необычность, это также вызвало бы удивление. Но в Его земной плоти не было ничего примечательного; она лишь показывала, сколь достойны удивления прочие Его свойства. Ибо говорили: откуда у Него это учение и эти чудеса (ср. Мф. 13:54)? Это говорили даже те, кто с презрением взирал на Его облик, настолько тело Его было лишено человеческого величия, не говоря уже о небесном блеске. Хотя и у нас пророки умалчивают о невзрачном Его облике, сами страсти и сами поношения говорят об этом: страсти, в частности, свидетельствуют о плоти человеческой, а поношения — о ее невзрачности6Тертуллиан. О плоти Христа. 9, 5–6 (CCSL. 2, 892). Рус. пер.: С. 172..

В дальнейшем, однако, это представление было пересмотре но, и уже в IV веке Иероним писал, что «само сияние и величие скрытого Божества, Которое светилось даже на человеческом лице, при первом виде Его могло привлекать к себе смотрящих на Него»7Иероним Стридонский. Толкование на Евангелие от Матфея. 1, 9, 9 (PL. 26, 56).. В «Послании к императору Феофилу», сохранившемся под именем Иоанна Дамаскина (VIII в.), внешность Иисуса описывается так: «Высокий рост, сросшиеся брови, красивые глаза, длинный нос, вьющиеся волосы приятного цвета, черная борода, лицо пшеничного цвета, как у Матери, пальцы продолговатые, голос звучный, сладкоречивый, кроткий, великодушный, долготерпеливый»8Иоанн Дамаскин (Псевдо-). Послание к императору Феофилу. 3 (PG. 95, 349). Текст не принадлежит прп. Иоанну Дамаскину.. У поздневизантийского автора Никифора Каллиста (XIV в.) встречается такое изображение Иисуса:

Я опишу внешность нашего Господа, как она передана нам от древности и насколько можно это сделать в описании. Лицо Его было весьма прекрасно. Рост Его составлял полных семь пядей. Волосы русые, не слишком густые и слегка волнистые; брови черные, но не совсем круглые. Смугловатые и живые глаза как бы изливали из себя нежный золотой свет. Нос у Него был продолговатый; борода русая и не очень длинная. Волосы головы Он, напротив, носил весьма длинные, потому что ножницы никогда не касались их, как не касалась их и рука человеческая, кроме руки Его Матери… Он немного был согбен, но тело Его было хорошо сложено. Цвет Его кожи походил на цвет созревшей пшеницы, а Его лицо, подобно лицу Его Матери, было скорее овальное, чем круглое, с небольшим оттенком румянца; но чрез него просиявали достоинство, разумность души, кротость и никогда не нарушимое спокойствие духа9Никифор Каллист. Церковная история. 1, 40 (PG. 145, 748– 749). Рус. пер. цит. по: Иисус Христос в документах истории. С. 451–452..

В средневековой Европе получило широкое распространение апокрифическое «Послание Лентула»10Текст получил известность в составе популярной «Жизни Христа» картузианца Лудольфа Саксонского (ум. 1378)., в котором об Иисусе сообщается следующее:

Он — человек высокого роста и благородной наружности; вид Его важен и выразителен, так что, смотря на Него, нельзя не любить и вместе с тем не бояться Его. Волосы у Него волнистые и вьющиеся, немного потемнее и сильно блестящие там, где они спадают на плечи. Они разделяются на две стороны по обычаю назореев. Чело у Него гладкое и чудесно спокойное; на лице Его нет ни морщин, ни каких-либо пятен, а румянец делает Его щеки прекрасными. Нос и уста Его совершенны. Он имеет густую коричневатую бороду в цвет Его волос, не длинную, но разделенную надвое. Глаза у Него — яркие и как бы имеют различный цвет в различное время. Он страшен в Своих угрозах, спокоен в Своих увещаниях, Человек любящий и любимый, бодрый, но постоянно серьезный. Никогда никто не видел Его смеющимся, но часто видели плачущим. Руки и другие члены тела Его совершенны. Речь Его ровна и важна. Он смирен и кроток, прекраснейший из сынов человеческих11Цит. по: Иисус Христос в документах истории. С. 453..

Если раннехристианские представления о невзрачной внешности Иисуса основывались на буквальном прочтении пророчеств Исаии, то более поздние представления о том, что Иисус обладал прекрасной и привлекательной внешностью, опираются, вероятно, на иконографическую традицию.

Сама эта традиция, однако, развилась не только на почве человеческой фантазии. Как мы указывали в другом месте12См.: Иларион (Алфеев), митр. Православие. Т. 2. С. 117–123., появление иконописных изображений лика Иисуса Христа в массовых количествах датируется V–VI веками. Именно к этому времени относится история обретения Нерукотворного образа Иисуса Христа, который может быть отождествлен с полотном, известным сегодня под именем Туринской плащаницы.

На плащанице отобразилась фигура мужчины средних лет, ростом около 170 см, с лицом удлиненной формы, длинными волосами, расчесанными на прямой пробор, усами и бородой. Именно таким Иисус изображается на большинстве канонических икон. Многочисленные следы крови, оставленные на плащанице, свиде тельствуют о том, что в нее был завернут человек, подвергнутый бичеванию, а затем распятый на кресте.

Единого мнения о том, как на плащанице появилось изображение, между учеными нет. Одни считают, что оно появилось в результате испарения влаги с тела умершего, другие — что оно стало следствием радиоактивного излучения, третьи — что оно появилось под воздействием солнечных лучей. Как бы там ни было, исследования плащаницы показали, что на ней нет следов краски, а никаких иных способов создания живописных образов, кроме как при помощи пигментов, не было ни в древности, ни в Средневековье. Поэтому плащаница, во всяком случае, не является изображением, изготовленным человеческими руками.

Приведенные выше текстуальные свидетельства о внешности Иисуса находятся за пределами канонического текста четырех Евангелий, представляющих для нас основной источник сведений о Его жизни и учении. Что же касается Туринской плащаницы, то в случае признания ее подлинности она обретает статус важнейшего документального свидетельства о том, как выглядел Иисус и какие страдания Он перенес перед смертью. Не случайно те, кто верит в подлинность плащаницы, называют ее пятым Евангелием.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *