Характер крестовых походов

Британский историк Питер Франкопан рассказывает в своей книге «Первый крестовый поход» о настоящих причинах, которые привели к столкновению Запада и Востока в 1096 году.

Первый крестовый поход — одно из самых исследованных событий в мировой истории. История рыцарей, взявшихся за оружие и пересекших Европу ради спасения Иерусалима, захватила писателей той эпохи и до сих пор вдохновляет историков и их читателей. Рассказы об удивительном героизме, о первых боях с мусульманами, о тяготах, пережитых солдатами-пилигримами во время похода на Восток, завершившегося избиением населения Иерусалима в 1099 году, слышны на Западе на протяжении уже почти тысячи лет. Художественные образы и темы, истоки которых лежат в эпохе Крестовых походов, постоянно проявляются в европейской музыке, литературе и искусстве. Даже само словосочетание «Крестовый поход», дословно означающее Крестный путь*, приобрело более широкий смысл: опасное, но в конце концов успешное противостояние сил добра и сил зла. Тема Первого крестового похода обрела такую популярность у разных слоев населения благодаря своей драматичности и жестокости.

Буквально в последние несколько лет внимание историков переключилось на апокалиптические ожидания европейцев раннего Средневековья как на важный контекст похода на Иерусалим. Применение психоаналитического метода позволило предположить, что рыцари, идущие на Иерусалим, искали выход подавляемым сексуальным влечениям. Одновременно экономисты изучили дисбаланс спроса и предложения в конце XI века и исследовали поход с точки зрения распределения ресурсов в Европе и Средиземноморье в период раннего Средневековья. Чтобы разобраться в демографических процессах (изменения численности, состава и размещения населения) в конце XI века, генетики провели исследования митохондриальной ДНК жителей южной Анатолии. Другие ученые доказали, что период времени, приходящийся на Крестовый поход, был единственным до конца XII века, когда валовой внутренний продукт превзошел рост населения, из этого был сделан вывод о том, что можно найти параллели между средневековыми и современными демографическими показателями и экономическим бумом.

И все же, несмотря на наш постоянный интерес к Первому крестовому походу, выявление его истинных причин вызывало удивительно мало интереса. В течение без малого десяти столетий внимание ученых и писателей было приковано к папе Урбану II, его выступлению в Клермоне и вызванному им взрыву воодушевления среди европейского рыцарства. Однако катализатором похода на Иерусалим являлся не папа, а совсем другой человек: призыв к оружию, озвученный Урбаном, был ответом на просьбу о помощи, поступившую от Алексея I Комнина, императора Константинополя.

Этот город был основан в IV веке как вторая столица Римской империи, из которой императоры могли управлять обширными провинциями в Восточном Средиземноморье. «Новый Рим» скоро стал известен под именем своего основателя, императора Константина. Расположенный на западном берегу пролива Босфор, Константинополь постепенно превратился в крупнейший город Европы, украшенный триумфальными арками, дворцами, статуями императоров и многочисленными церквями и монастырями, построенными в течение столетий после того, как Константин принял христианство. Восточная Римская империя продолжала процветать после исчезновения западных провинций и падения «Старого Рима » в V веке. К 1025 году она контролировала большую часть Балкан, Южную Италию, Малую Азию и обширные территории на Кавказе и в северной Сирии. Ее притязания распространялись и на Сицилию**.

Через семьдесят лет картина полностью изменилась. Турки-кочевники хлынули в Анатолию, разграбили несколько важных городов и нанесли большой ущерб этой провинции. Балканы подвергались почти непрерывным нападениям в течение десятилетий с очень похожими последствиями. Принадлежавшие империи территории в Апулии и Калабрии были потеряны — они перешли в руки норманнских авантюристов, завоевавших их менее чем за двадцать лет. Человеком, который стоял на распутье между крушением империи и ее спасением, был Алексей I Комнин. Этот выдающийся молодой военачальник не унаследовал престол, а взошел на него в результате успешного бунта военных в 1081 году в возрасте примерно двадцати пяти лет.

Первые годы пребывания Алексея I на престоле были не простыми — он был вынужден противостоять внешним угрозам, с которыми сталкивалась Византия, и одновременно подчинять империю себе. Будучи узурпатором, он не обладал легитимной властью наследника престола. По этой причине Алексей I подошел к проблеме укрепления своих позиций прагматично, консолидируя власть и продвигая на самые важные посты в империи своих ближайших союзников и членов семьи. Однако к середине 90-х годов XI века его власть постепенно ослабевала, а враги наступали на Византию со всех сторон.

В 1095 году Алексей I отправил послов со срочным посланием к Урбану II. Найдя папу в Пьяченце, посланцы византийского императора «умоляли его святейшество и всех верующих в Иисуса Христа прийти на помощь и защитить от язычников Святую церковь, которая на этой земле почти уничтожена безбожниками, достигшими уже стен самого Константинополя». Урбан II отреагировал сразу, объявив, что отправляется на север, во Францию, чтобы собрать силы для помощи императору. Таким образом, именно обращение Алексея I стало толчком к началу Первого крестового похода. Несмотря на то что прибытие византийских послов регулярно упоминается в современных исторических исследованиях Первого крестового похода, то, о чем просил император и почему, как правило, обходят молчанием.

В результате Крестовый поход обычно считается призывом папы к оружию: воины Христа с боями прокладывают себе дорогу в Иерусалим во имя Господа. Такой вид эта история приобрела почти сразу после того, как рыцари встали под стенами города в 1099 году, и в этой форме она была принята почти повсеместно — писателями, художниками, кинематографистами и прочими. Но истинные причины Первого крестового похода все же кроются в том, что происходило внутри и вокруг Константинополя в конце XI века. Эта книга показывает, что причины этого великого предприятия следует искать не на Западе, а на Востоке. Почему Алексей I попросил помощи в 1095 году? Почему он обратился к папе, религиозному лидеру, не располагающему собственной армией? Если принимать во внимание знаменитый раскол, произошедший между католической и православной церквями в 1054 году, то почему Урбан II вообще хотел прийти на помощь императору? Почему Алексей I ждал до 1095 года, чтобы обратиться за поддержкой, хотя турки стали хозяевами Малой Азии в 1071 году после катастрофического поражения византийской армии в битве при Манцикерте? Почему вообще состоялся Первый крестовый поход?

Существует две причины, почему роль Византии в организации экспедиции существенным образом искажается и принижается. Во-первых, после взятия Иерусалима европейские историографы, которые в ту эпоху были исключительно лицами духовного звания, делали все возможное для того, чтобы подчеркнуть центральную роль папы в появлении идеи Крестового похода и его организации. Эта позиция еще более усилилась благодаря образованию в Леванте так называемых государств крестоносцев. Центрами их стали Иерусалим, Эдесса, Триполи и прежде всего Антиохия. Новые государственные образования нуждались в истории, которая объяснила бы, каким образом они оказались под властью рыцарей с Запада.

Такие авторы, как Раймунд Ажильский, Альберт Аахенский и Фульхерий Шартрский, предоставили нам не менее яркие, но безапелляционные описания похода, в которых мы видим постоянные столкновения соперничавших лидеров, отношения которых сопровождались постоянным двуличием и вероломством. Они рассказывали о сражениях, в которых катастрофа неожиданно сменялась победой; о падении боевого духа воинства, когда во время осады городов в лагеря крестоносцев прилетали отрубленные головы попавших в плен рыцарей; об ужасе, который они испытали, когда на их глазах священников вешали вниз головой на городских стенах и избивали, чтобы насолить пришельцам с Запада; о том, как турецкие лазутчики нападали из засады на знатных особ, развлекавшихся со своими любовницами во фруктовых садах, и безжалостно резали их.

Восточные первоисточники устроены куда более сложно. И проблема тут не в объеме материала — историкам известно множество летописей, писем, речей, докладов и других документов, написанных на греческом, армянском, древнесирийском, древнееврейском и арабском языках, которые дают возможность посмотреть на период перед Первым крестовым походом с различных точек зрения. Дело в том, что эти источники использовались значительно реже и хуже, чем западные. Самым важным и сложным из восточных текстов является «Алексиада» Анны Комнины. Этот труд о правлении императора Алексея I, написанный в середине XII века его старшей дочерью, часто неверно понимали и неправильно использовали. «Алексиада» написана на греческом языке, ярком и цветистом, полна сложных нюансов, аллюзий и намеков, которые легко не заметить. В частности, хронологическая последовательность событий, представленная автором, часто ненадежна: события нередко перемещены во времени, описываются в разных частях текста или же одно и то же происшествие описывается несколько раз.

Картина, представленная в труде Анны Комнины, вводит в заблуждение; в действительности тщательная переоценка «Алексиады», выполненная с использованием других источников, приводит к удивительным выводам, резко расходящимся с общепринятыми взглядами. В прошлом считалось, что византийский император обращался за военной помощью к Западу, чтобы предпринять авантюрную попытку возвращения Малой Азии под свой контроль с позиции силы. В реальности дело обстояло совсем по-другому. Его призыв о помощи к Западу — жест правителя, чей режим и империя балансируют на грани катастрофы — был подобен последнему отчаянному броску игрока в кости. Тот факт, что ситуация в Малой Азии накануне Первого крестового похода в прошлом не была досконально изучена и понята, исключительно важен. Рыцари направлялись на Восток, чтобы сразиться с турками, которые поставили на колени Византийскую империю.

Арабские историки считали, что эти турки относились к огузским племенам, кочевавшим к востоку от Каспийского моря. Они были степным народом, и их храбрость в бою позволила им окончательно разгромить Багдадский халифат, когда тот начал распадаться в конце X века. Начиная с 1030-х годов, т. е. вскоре после принятия ими ислама, турки считались доминирующей силой в регионе. В течение жизни одного поколения после этого они подчинили себе Багдад, а их лидер, Тогрул-бек, стал султаном, сосредоточив в своих руках все полномочия халифа. Турки непрерывно расширяли границы своих владений в западном направлении. Вскоре они начали совершать набеги на Кавказ и Малую Азию, сея разрушения и вызывая панику у местного населения.

Турки быстро и незаметно перемещались на приземистых центральноазиатских лошадях, сила и выносливость которых прекрасно подходили для передвижения по гористой местности и отвесным склонам ущелий, которых было много в этом регионе. Согласно одному из источников, лошади турок «были быстрыми, как орлы, с копытами, твердыми, как скала». По словам современников, турки набрасывались на тех, кто встречался им на пути, подобно волкам, терзающим свою добычу. К моменту выступления папы Урбана II в Клермоне турки уничтожили структуры военного и гражданского управления византийцев в Анатолии, просуществовавшие несколько столетий, и захватили несколько важных для верующих христиан городов. Незадолго до Первого крестового похода им покорились родной город Иоанна Богослова Эфес, Никея, в которой прошел Первый вселенский собор, и Антиохия, где располагается церковь, основанная самим апостолом Петром.

Неудивительно, что папа призывал к спасению церкви на Востоке в своих речах и воззваниях в середине 1090-х годов. Выходит, что корни Первого крестового похода лежат вовсе не у подножий холмов Клермона или в Ватикане, а в Малой Азии и Константинополе. Слишком долго в освещении Крестового похода доминировали голоса с Запада. Однако те рыцари, которые в воодушевлении отправились в путь в 1096 году, реагировали на кризис, развивавшийся по другую сторону Средиземноморья. Военные поражения, вялотекущая гражданская война и постоянные мятежи поставили Византийскую империю на грань катастрофы. И именно Запад, к которому был вынужден обратиться Алексей I Комнин, и его призыв к папе Урбану II стали катализаторами последующих событий.

* Путь Иисуса Христа на Голгофу. — Прим. пер.

** Завоеванную арабами в IX веке. — Прим. пер.

Начало похода и первое изменение направления

Самый мощный флот в Средиземноморье был у Венеции. Именно к Республике Святого Марка (так ее именовали, ибо небесным ее покровителем считался апостол Марк) обратились вожди крестоносцев. Они просили о предоставлении определенного количества военных и транспортных судов. По договоренности Венеция обязывалась в годичный срок предоставить определенное число кораблей. Они должны были перевести в Египет 4,5 тыс. рыцарей, 9 тыс. оруженосцев и 20 тыс. пехоты по цене 2 марки серебра за человека и 4 марки за лошадь. Сумма в 85 тыс. марок должна была быть уплачена в три приема, последний срок уплаты истекал в июне 1202 г.

Отряды крестоносцев стали прибывать в столицу Светлейшей республики (еще одно название Венецианского государства) в мае 1202 г. Зная о нравах ратников Божьих, венецианская синьория (правительство) приняла решение разместить их на острове Лидо. Теперь это курортная зона Венеции, но тогда — место на отшибе, в получасе плавания от границ «жемчужины Адриатики». Остров представлял собой удобное место для лагерной стоянки, но там было мало съестных припасов и возможностей их достать. Первоначально венецианское правительство хорошо снабжало крестоносцев, и они не испытывали недостатка ни в чем. Но вот подходит срок уплаты, и выясняется, что заплачено лишь 25 тыс., а надо уплатить еще 60 тыс. 30 тыс. удалось собрать. Однако дож запретил подвозить продовольствие на Лидо, пока не будет возвращен долг, и отказал в предоставлении судов для перевозки в Египет. В лагере начался голод, появились болезни, стала падать дисциплина. Часть ратников Христовых просто разбежалась, другие занялись грабежами и разбоем. Судьба похода повисла на волоске.

И тут, в середине августа 1202 г., в Венецию прибыл глава крестоносного ополчения Бонифаций Монферратский. После переговоров между ним и дожем Дандоло крестоносцам было сделано предложение, от которого, как сказано в романе «Крестный отец», они не могли отказаться.

На Адриатическом побережье Балканского полуострова находился и находится доныне город Задар. Этот город, самостоятельная городская республика на территории королевства Хорватия (это государство в то время входило в состав Венгерского королевства), был предметом вожделений Республики Святого Марка ввиду удобства своего расположения.

Дело в том, что колониальная империя венецианцев отличалась от позднейших колониальных держав. Ей не нужны были ни земли для заселения, ни туземцы, которых можно эксплуатировать. Светлейшей республике были потребны удобные гавани для флота и опорные пункты для торговли, ибо на морской торговле основывалось богатство Венеции.

Венецианцы несколько раз завоевывали Задар (они именовали этот город Зара), теряли его, снова захватывали. С 1186 г. Зара отдалась под покровительство Венгрии. И вот дож Дандоло предложил крестоносцам в качестве уплаты долга помочь Венеции взять Задар. Сам дож согласился даже принять крест и после победы над непокорным городом двинуться в Египет.

Некоторые крестоносцы были возмущены подобным предложением. «Ибо они, — как утверждает современник, хронист Гунтер Пэрисский, — считали совершенно недостойным и недопустимым для христиан, чтобы воины креста Христова обрушивались на христиан же убийством, грабежами и пожарами, что обычно бывает при завоевании городов». Особое недовольство вызывал и тот факт, что король Венгрии Имре, которого латинские хроники именуют Генрихом, сам принял крестоносный обет. Ряд пилигримов даже вернулись на родину, но большинство согласилось.

10 ноября 1202 г. крестоносный флот подступил к Задару, и 24 ноября после упорного сопротивления город был взят. За этим последовали обычные ужасы штурма: убийства, грабежи, насилия, даже продажа пленных в рабство. Папа Иннокентий III достаточно резко реагировал на бесчинства. «Увещеваем вас, — писал он крестоносцам, — и просим не разорять более Задар. В противном случае вы подлежите отлучению от Церкви без права отпущения». Город, однако, остался в венецианском владении, а дальнейший путь был назначен на весну 1203 г.

Следующая глава >>

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

Содержание

Начало похода

Начало похода Люк задраен. И начат отсчет Ратных суток в подводном полете. И замедленно время течет В лодке атомной, как в звездолете. Суматохой в отсеке похож День ухода на день возвращенья. На причале не скоро вдохнешь Сумрак, полный земного

Глава 8. Начало русского похода Карла XII

Глава 8. Начало русского похода Карла XII Петр давно ожидал и боялся похода Карла вглубь России. Еще 25 апреля 1707 г. Петр из Жолкве (около Львова) отправил в Москву наказ о подготовке столицы к возможной осаде. Царь повелевал отремонтировать крепостные сооружения Кремля и

Часть 5. Начало борьбы за изменение Конституции СССР

Часть 5. Начало борьбы за изменение Конституции СССР Как уже говорилось, в 1934 году предельно четко обозначилась смена внешнеполитического курса СССР. Стало явным, неоспоримым рождение того, что и следует понимать под термином «сталинизм», но без какой-либо негативной

Изменение направления главного удара

Изменение направления главного удара Результаты первых дней войны болезненно воспринимались командованием Черноморского флота и наркомом ВМФ. Ведь согласно предвоенным взглядам считалось, что наши флот и авиация будут господствовать на Черном море. Прошло несколько

Начало Третьего крестового похода

Начало Третьего крестового похода Известие о падении Иерусалима поразило Европу как удар молнии. Папа Урбан III, узнав об этом, умер от потрясения. Его преемник Григорий VIII уже 29 октября провозгласил новый, Третий крестовый поход. Среди папских требований было прекращение

Новое изменение направления

Новое изменение направления В январе 1203 г. послы Филиппа и царевича Алексея прибыли в Задар (сам Алексей явился туда позднее). Германский король обратился к крестоносцам с посланием, в котором говорилось: «Сеньоры! Я посылаю к вам брата моей жены и вручаю его в руки Божьи и

НАЧАЛО ВТОРОГО КРЕСТОВОГО ПОХОДА

НАЧАЛО ВТОРОГО КРЕСТОВОГО ПОХОДА В 1145 году просьбы левантийских христиан о помощи адресовывались и церковным, и светским лидерам. Одним из получателей был папа Евгений III, бывший цистерцианский монах и протеже Бернара Клервоского. Он только в феврале взошел на папский

Изменение направления главного удара Результаты первых дней войны болезненно воспринимались командованием Черноморского флота и наркомом ВМФ. Ведь согласно предвоенным взглядам считалось, что наши флот и авиация будут господствовать на Черном море. Прошло несколько

5. Начало похода Моисея

5. Начало похода Моисея 5.1. Моисей при дворе египетского фараона Флавий начинает излагать историю Моисея несколько иначе, чем канонизированная Библия. В канонической версии Моисей — просто воспитанник дочери фараона. А у Флавия — он является крупным египетским

НАЧАЛО ПОХОДА

НАЧАЛО ПОХОДА По прошествии недели с нетерпением ожидавшиеся послы Монтесумы вновь прибыли в лагерь испанцев. Сотня носильщиков доставила подарки властителя европейским завоевателям. Терзаемый сомнениями император ацтеков приказал изготовить для испанского

§ 2. Начало второго похода Антанты и наступление Деникина

§ 2. Начало второго похода Антанты и наступление Деникина «Поход четырнадцати государств» на Советскую республику должен был сопровождаться и одновременным наступлением белых армий Провал похода вынудил Антанту обратить все свое внимание на белогвардейские

§ 5. Начало третьего похода Антанты

§ 5. Начало третьего похода Антанты 25 апреля 1920 г. глава польского государства Пилсудский двинул армию в наступление на Советское государство, нанося основной удар на юге по Советской Украине. Выбор этого направления был не случаен. Польским империалистам особенно

Начало второго похода (1239 г.)

Начало второго похода (1239 г.) После завершения первого похода по приказу Угедей-хана некоторые чингисиды, принимавшие участие в военных действиях, со своими частями возвратились в Монголию. Поэтому основная тяжесть по осуществлению второй части захватнических планов

Иннокентий III и начало IV Крестового похода

Иннокентий III и начало IV Крестового похода Папа Иннокентий III взошел на папский престол в январе 1198 г. Для христианского Востока это было нелегкое время. Иерусалим в 1187 г. был захвачен Саладином, христиане Святой Земли были в бедственном положении. В первые годы

Начало Восточного похода

Начало Восточного похода Весной 334 г до н. э. Александр переправился в Малую Азию, начав свой знаменитый Восточный поход. Большинство античных авторов утверждали, что он имел «на старте» 30 000–32 000 воинов-пехотинцев и 4500–5000 всадников. Диодор приводит структуру армии

Крестовые походы — романтическая юность Европы

По мнению многих мыслителей, как прошлого и настоящего, это было самое яркое и самое значимое явление в истории Западной Европы. В XI-XIX вв. все народы континента были одухотворены одной высшей целью. Вся территория от Атлантики до Одера превратилась в подобие огромного вооруженного лагеря непрестанно высылающего на восток армии крестоносных воинов, чтобы освободить главные святыни христианства из рук неверных, освободить своих братьев-христиан, стонущих под тяжким гнетом иноверцев. Даже сегодня, когда потерявшая свои корни и ценности Европа, превратившаяся в «общество потребления», безнадежно погрязла в прагматизме, тема крестовых походов продолжает волновать людей, отзываясь в их сердцах щемящей тоской, как воспоминание о чем-то великом и навсегда утерянном.
Традиция паломничества в Святую Землю имеет очень давнюю историю. С первых веков христианства из Галлии, Германии, Италии, Испании и других стран христианского мира шли тысячи богомольцев поклониться Святому Гробу. Пока Святая земля еще находилась под властью христианских государей, такие путешествия, хотя и были сопряжены со значительными трудностями, все же не представляли слишком большой опасности.

Ситуация изменилась коренным образом, после того, как благословенная Палестина оказалась под пятой завоевателей, явившихся из глубин пустынной Аравии. Христиане Святой Земли были лишены оккупантами всех прав — им было запрещено носить оружие, ездить верхом, они были обязаны платить огромные налоги. Любой мусульманин мог безнаказанно обидеть, ограбить, а то и убить «гяура».
Кроме того, арабы подозревали христиан Палестины в тайных сношениях с греками, с которыми они вели частые войны. В случае какой-либо неудачи христиане Иерусалима и Сирии подвергались яростной мести арабов. Когда греческий император Никифор Фока взял Антиохию, то иерусалимский патриарх был казнен, сожжено несколько церквей. При султане Хакиме началось беспощадное истребление христиан, в них стали видеть самых заклятых врагов, которых не следует щадить. Все церковные церемонии были строго запрещены; церкви превращали в конюшни и склады, храм Гроба Господня разрушен до основания.
Весть о поругании святынь быстро распространилась по всему христианскому миру. Все заговорили о конце мира, и всякому набожному человеку хотелось умереть в городе, где страдал и был распят Сам Господь. Происходило нечто, малопонятное современному человеку: несмотря на нещадные гонения на христиан, паломников в Святую Землю становилось все больше и больше. Толпы народа покрывали дороги; их грабили, убивали, а они все шли и шли: нищие, крестьяне, ремесленники, графы и князья, монахи и священники, епископы и даже короли. Так, толпа богомольцев, которую в 1064 г. вел майнцский епископ, насчитывала не менее 7 тысяч человек.
У стен Иерусалима их ждали новые испытания: арабы, или, как их называли, сарацины, требовали по червонцу с человека. У кого были деньги, те давали, а бедняки так и пропадали под стенами от голода, болезней, от непривычки к знойному климату Палестины. И те счастливцы, которые попадали в город, тоже терпели горе, часто находили там и смерть. Случалось, что во время божественной службы, когда христиане лежали в слезах пред алтарем, в церковь врывались буйные толпы. С криком бросались на духовенство, били его палками, кидали священные сосуды, срывали иконы и топтали их ногами. Ни один большой праздник не обходился без побоища и осквернения какой-либо христианской святыни. Положение христиан еще более ухудшилось, когда Сирия и Палестина из-под власти арабов перешли во власть турок.
Разговоры о необходимости освобождения Гроба Господня из рук неверных звучали все чаще, но для того чтобы перевести их в практическую плоскость, необходимо было объединить усилия христианского мира. Ведь задолго до того, когда рыцари Запада приняли крест, крестовые походы в Святую Землю против захватчиков-сарацин организовывали византийские властители-базилевсы — августейшие защитники Христовой веры на Востоке. Но в этом случае религиозный аспект не был единственным — вопрос шел об освобождении восточных провинций империи, захваченных арабами и превращенных ими в плацдарм для дальнейшего натиска на Византию. Император Никифор Фока, правивший в 963-969 гг., впервые нанес завоевателям сокрушительное поражение, освободив Крит. Его войска заняли важнейшие стратегические пункты на пути в Сирию и Палестину, чем в дальнейшем значительно облегчили задачу западным крестоносцам.
Однажды между простыми богомольцами появился человек, которого все стали замечать. Звали его Петром Пустынником. Он был родом француз, или точнее — франк, незнатного происхождения, но имел большой ум и теплую душу, отзывчивую к страданиям ближних. Еще в молодости он, оставив суетный мир, ушел в пустыню, где вел жизнь строгого подвижника.
Бедный отшельник, без почетного звания, без денег, стал велик силой своего слова и, что называется, не взирая на лица, делал то, что подсказывала ему совесть христианина. Его сердце обливалось кровью при виде жестокостей и насилия мусульман. Он кипел гневом, когда слышал рассказы о страданиях христиан или когда сам видел поругание христианской святыни. Пустынник поклялся поднять народы Запада на освобождение Иерусалима, и заручившись поддержкой иерусалимского патриарха в рясе богомольца, опоясанный веревкой, без шапки и босой, с крестом в руках, сел на мула и через Альпийские горы направил свой путь во Францию, а оттуда в Германию.
Петр Пустынник переезжал из города в город, из деревни в деревню и повсюду говорил: в церквах, на кладбищах, на площадях, на полях, в замках и хижинах. Он описывал посрамление святых мест, рассказывал про мученическую смерть несчастных богомольцев, их страдания и жестокости турок.
Народ теснился возле проповедника, везде его встречали как посланника Божия. Всякий почитал себя счастливым, если ему удавалось коснуться его одежды; волосы, вырванные из хвоста или гривы его мула, хранились как святыня. Богатые несли ему деньги и драгоценности на освобождение Иерусалима; и богатые и бедные клялись положить свою жизнь за святое дело.
Одним из тех, кто особенно проникся словами Петра, был Годфрид Булонский — герцог Нижней Лотарингии. Он стал объезжать замки своих вассалов и соседей, проповедуя священную войну. В качестве первых соратников он привлек своего старшего брата графа Ефстафия Булонского и младшего — Бодуэна. К ним примкнули многие знатные сеньоры, имевшие владения на территориях сегодняшней Бельгии и Французских Арденн.
В конце концов Годфрид принял решение, поразившее тогда многих и приведшее в растерянность и смятение его двор — он продал свое герцогство, на борьбу за которое положили много сил и немало жизней и его предки, и он сам. А все вырученные деньги пустил на вооружение и экипировку крестоносной армии.
Тем временем, турки, утвердившись в Малой Азии, угрожали теперь самой столице Византии и Афинам. Для спасения империи надо было взять обратно хотя бы Никею, но византийский император Алексей I Комнин (1081-1118) не в силах был бороться с турками. Он рассылал послов, писал письма к папе, к латинским государям, призывая их на Восток и обещая в награду богатые и плодоносные страны, принадлежавшие некогда грекам.
В начале 1090-х Алексей обратился за помощью к папе Урбану II, который приял его просьбу близко к сердцу. Он назначил в городе Клермоне (Франция) собор, куда прибыло более 200 епископов, 400 аббатов, множество священников и светских владетелей: графов, князей, баронов и рыцарей.
Несметная толпа народа собралась на городской площади. Рядом с папским троном стал человек в грубой одежде с посохом в руке: это был Петр Пустынник. Он начал говорить: напомнил обиды и гонения, причиняемые турками; рассказал, как христиане, обремененные цепями, таскают плуги или переносят на спинах тяжелые ноши, как турки отбирают деньги за то, чтобы христианин мог поклониться Гробу Господню; как у нищих отнимают кусок хлеба и сдирают последние лохмотья, как тащат священников на поругание: секут их розгами, рвут на них священные одежды и казнят…
Рыдания не дали докончить проповеднику: он совсем изнемог, упал на колени и плакал неудержимо. Собрав последние силы, он вдруг поднялся и могучим голосом призвал сильных мира на защиту слабых, на защиту веры и креста. Как награду он обещал им Царствие Небесное.
Уже раздались одобрительные крики, когда заговорил сам папа: «Вы слышали, что народ, избранный Богом, гибнет под нечестивым игом мусульман. А между тем эти люди Божии не хотят покидать Гроба Господня: они боятся отдать его на посрамление. Они не хотят оставить страждущих и больных без утешения. Горе нам, если мы будем наслаждаться при виде этих мучений. Пришло время идти в битву за святое дело. Не за обиды человека вы будете мстить, но за оскорбления, нанесенные Богу и Его Предвечному Сыну. Оторвитесь от ваших домов, идите освободить Сион, и из рода в род, из века в век память о вашем благочестии, о ваших подвигах будет сохраняться как драгоценная святыня».
Когда Урбан окончил, раздался дружный, единодушный крик: «Да будет воля Божья! Да будет воля Божья!». Присутствующие рыцари и бароны дали клятву защищать веру и своих собратьев-христиан. Нкоторые государи велели сказать через своих послов, что пойдут в Святую землю. Все желающие принять крест проталкивались к понтифику, который прикладывал его к правому плечу, отчего и самые походы стали называться крестовыми, а воины — участники их — крестоносцами.
Тотчас после Клермонского собора начали собираться рыцарские ополчения. Собирались долго, основательно. Так, граф Раймонд Тулузский, человек богатый, умный и набожный, собирался целый год, тщательно вооружая своих воинов. К Раймонду примкнули другие рыцари и графы Южной Франции.
Дворянство Средней и Северной Франции собиралось под знамена графа Гуго, брата короля.
Сын Вильгельма Завоевателя — Роберт, герцог Нормандский, чтобы подняться в поход, заложил свою землю брату, королю Англии, на эти деньги вооружил нормандцев и присоединил к ним всех рыцарей Англии, пожелавших принять участие в походе.
Граф Роберт Фландрский сам собрал большое войско. Хотя он был полководцем неважным, но зато мог работать таким тяжелым мячом и таким копьем, которых другому было не поднять.
Из прирейнских земель собрался уже упомянутый Готфрид Булонский, герцог Нижней Лотарингии, потомок Карла Великого. Кроме знатного происхождения, он выделялся своим умом, благородством, храбростью и щедростью. В его многочисленном войске, собранном на обоих берегах Рейна, находились между прочими рыцарями и его родные братья: Бодуин, будущий король Иерусалимский, и храбрый рыцарь Ефстафий.
В Южной Италии войско собирал Боэмунд граф Тарентский. Он был беден, но по отваге и мужеству не знал себе соперников. Кроме того, Боэмунд уже бывал на Востоке и представлял большую ценность для крестоносцев. В короткое время Боэмунд собрал армию, не уступавшую числом войскам Раймонда Тулузского и Готфрида Булонского.
Осенью 1096 г. все приготовления были окончены, и папа Урбан II написал греческому императору, что 300 тыс. крестоносцев выступают в поход для освобождения Святой земли. Сразу же обнаружилась одна из главных проблем крестоносного воинства — отсутствие общего начальника; никто из предводителей, собравших армию, не захотел бы подчиняться другому. Верховным вождем считался папа, но он оставался в Европе, а епископ Адемар, заменявший его, первое время почти не принимал участия в руководстве войсками.
В декабре того же 1096 г. все рыцари со своими воинствами сошлись в Константинополе. Начались первые трения: византийский император требовал от предводителей похода присяги, что все завоеванные на Востоке земли будут принадлежать ему, а он уж от себя будет их раздавать, кому пожелает. Одни дали охотно присягу, другие — нет; дело доходило до кровопролития. И хотя все эти споры кое-как уладили, у крестоносцев осталась навсегда неприязнь к Византийской империи. В апреле следующего года войска крестоносцев переправились через пролив и подошли к Никее — важнейшему стратегическому пункту в Малой Азии.
Неприступную Никею защищали горы, воды Асканийского озера, а также крепкие каменные стены и башни. Султана в городе не было, и крестоносцы успели обложить Никею. Они наскоро укрепляли свой стан палисадом и валом, в то время как пришли известия о приближении стотысячной армии султана Кильдиж-Арслана, спешившего на выручку осажденным.
И вот 10 тыс. турецких всадников спустились с гор и вступили в схавтку с христанами. К своему удивлению они встретили жестокий отпор. Тогда Кильдиж-Арслан с 40-тысячным отрядом атаковал со стороны гор главные силы под началом Готфрида Булонского. И здесь турки были разбиты. Они потеряли 4 тыс. всадников, остальные, воспользовавшись темнотой, успели спастись. Султан отступил в глубь Малой Азии, чтобы собрать новые силы, а Никею бросил на произвол судьбы.
Но гарнизон и жители мужественно отбивали приступы крестоносцев, разрушали огромными камнями инженерные сооружения христиан, которые те использовали, чтобы подобраться к стенам. Большой урон крестоносцам наносили турецкие лучники. Свою роль играло и то, что по озеру турки беспрепятственно подвозили в крепость провиант и свежие войска, и то что крестоносцы не умели брать крепостей. Наконец, одному итальянскому инженеру удалось под прикрытием надежной «черепахи» подкопать фундамент угловой башни и разрушить ее, а византийцы тем временем перетащили несколько галер и спустили на озеро. Теперь можно было атаковать неприступные стены.
Осознав безнадежность своего положения, турки вступили в переговоры с византийским вождем Батумитом, и согласились сдать ему город. Остальные крестоносцы ничего не знали об их переговорах и на 20 июня назначили общий приступ. Тем временем защитники крепости открыли ворота, впустили византийцев и снова заперли ворота. Крестоносцы немало удивились, когда увидели на стенах караулы своих союзников. Заполучив богатый и сильный город, византийцы одарили простодушных крестоносцев подарками пожелали им дальнейшего счастливого пути к Иерусалиму.

Крестоносцы, продолжая свой путь к Сирии и Палестине, отбыли из Никеи 25 июня 1097 г. Так как им предстояло пробираться теперь по местности пустынной и безводной, то армия разделена была на два корпуса: главные силы под руководством Готфрида Булонского двинулись направо, а войско, во главе которого встали Боэмунд, Танкред и герцог Нормандский — налево.
После трех дней пути перед войском Боэмунда открылась долина Горгони. Здесь крестоносцы нашли в изобилии воду и припасы. Только они, отдохнув, собрались выступать, как лазутчики дали знать о приближении турок. Командовал войском Боэмунд. Он приказал флангам боевой линии примкнуть к густому тростнику, чтобы неприятель не мог их обойти; из всех повозок построил табор и укрепил его кольями от шатров. Этот табор, в котором собрались все женщины, дети и больные воины, должна была защищать пехота. Вместе с этими распоряжениями Боэмунд послал довольно значительный отряд известить Готфрида об опасности.
Сражение было тяжелым, продолжительным и кровопролитным. Турки были умелы и храбры, около 150 тыс. их всадников вихрем пронеслись по полю битвы. Множество рыцарей пало под их ударами, в том числе Роберт, граф Парижский. В самую опасную минуту к христианам подошло пдкрепление — 50 тыс. рыцарей. Это решило исход сражения.
Вечером, когда битва кончилась, 3 тыс. высших и более 20 тыс. низших чинов мусульманского войска лежали убитыми; неприятельский лагерь, расположенный в двух милях за долиной Горгони, перешел во власть победителей. Крестоносцы потеряли 4 тыс. человек. Битва эта, первая большая битва с начала Крестового похода, получила название Дорилейской, по причине близости одноименного города.
Султан с остатками армии, отступая в глубь Азии, истреблял теперь все, что можно было уничтожить: плодородные страны он превратил в пустыню. По временам крестоносцы испытывали величайшие мучения от жары и недостатка продовольствия.
Подвигаясь все дальше и дальше, крестоносцы вошли в сношении с армянами, давними врагами турок. Один из вождей, Бодуин Фландрский, брат Готфрида Булонского, сделался, по желанию армянского народа, их королем в городе Эдессе. Это событие очень помогло крестоносцам впоследствии. Только в конце октября они подошли к Антиохи, где задержались более года, выдержали жестокие битвы и вынесли самые тяжкие страдания.
Боэмунд решил удержать за собой Антиохию в случае ее падения, и он пустился объявил крестоносцам, что он не станет продолжать войну, если ему не пообещают этот город. Кроме того, ему удалось снестись с одним армянином, принявшим магометанство, который из мести к эмиру, дал знать, что он может впустить христиан в угловую башню. Боэмунд, конечно, согласился с радостью и сейчас же объявил крестоносцам, что он отворит им ворота, лишь бы они еще раз пообещали оставить в его владении Антиохию. Крестоносцы не сразу согласились. Они напомнили ему, что дали присягу византийскому императору. «Что же будет с присягой, — говорили они, — если мы будем разбирать себе владения?» Но вскоре поступили вести о приближении огромного мусульманского войска под началом мосульского эмира Кавам ад-Даула Кербоги. Ввиду опасности, предводители крестоносных отрядов согласились на все, лишь бы занять Антиохию.
Вечером 2 июня 1098 г. Боэмунд повел часть своих нормандцев в горы и дальним ночным обходом приблизился к башне, которой командовал армянин. Как только стало рассветать, Боэмунд сам расставил штурмовые лестницы. Войска тихо поднялись, перебили стражу и открыли ворота. Прочие крестоносцы были уже готовы к нападению. Турки, захваченные врасплох, почти не сопротивлялись, тем более что против них тотчас вооружилось христианское население города. Все улицы были запружены войсками: крики, убийства, преследования продолжались до тех пор, пока не перебили всех турок.
Через три дня подошел Кербога. Одни говорят, что он привел 150 тыс., другие — 300 тыс. войска. Столь нужные ему три недели он потерял под Эдессой. Если бы он пришел раньше, то и судьба крестового похода была бы иная. Но Бодуин отстоял Эдессу, а крестоносцы успели взять Антиохию.
Но и теперь крестоносцы оказались в очень тяжелом положении, возможно, в самом тяжелом с того момента, как ступили на азиатский берег. Кербога обложил город так, что христиане не смели и подумать добывать себе припасы за пределами крепости, а это грозило голодом. Подождав немного, Кербога начал 9 июня штурм, но потерпел неудачу.
Видя, что сила крестоносцев еще велика, Кербога расположил главную часть армии за Оронтом и отсюда уже разослал отряды, держа город в самой строгой блокаде. Так он надеялся сберечь свои силы и дождаться, пока христиане не перемрут с голода. Действительно, нужда в продовольствии становилась с каждым днем сильнее.
Многих охватило отчаяние. Были и такие, кто по ночам спускался с городских стен по веревке и искал спасения в тайном бегстве. Сначала уходили поодиночке, а потом целыми толпами; среди беглецов попадались и знатные рыцари. Однажды по городу разнесся слух, что все предводители задумали бежать. Войско бросилось в беспорядке к воротам, и быть бы большой беде, не появись вовремя епископ Адемар и Боэмунд. Они остановили и успокоили напуганных воинов.
Христианам нужно было выбирать одно из двух: или разогнать неприятеля за стенами города, или умереть с голода в этих же самых стенах. Боэмунд составил план сражения; воины причастились, но, прежде чем выступить на последний бой, Боэмунд выслал к Кербоге посольство — предложить ему мир. В этом посольстве находился и проповедник Петр Пустынник. Кербога принял их, но дал грубый ответ: «Или вы должны принять веру Магомета, или подохните, как собаки!»
Христиан едва насчитывалось 150 тыс., к тому же они были изнурены голодом. Тем не менее, 28 июня крестоносцы выступили из Антиохии, перешли по мосту через Оронт и встали пятью колоннами против мусульманского войска. Готфрид, Роберт Нормандский и граф Гуго находились в центре; епископ Адемар и Танкред прикрывали фланги. Шестая колонна, под начальством Боэмунда, должна была составлять резерв. Странно, что Кербога ничего не сделал, чтобы помешать движению христиан через мост. Он поспешно выстроил свое войско и выслал бека Сакмана в обход противников. Между тем Готфрид, Роберт и граф Гуго двинулись широким фронтом и ударили на турок спереди.
Султаны Дамаска и Халеба покинули поле битвы; войска Кербоги колебались. Но в это время стремительный удар Сакмана в тылу крестоносцев восстановил ситуацию. В минуту общего колебания турки взяли перевес; они уже овладели главным знаменем, но епископ Адемар и Танкред, повернув свои крылья, разбили Сакмана и выручили Боэмунда.
Теперь передняя линия христиан опять устремилась вперед, и так смело, что турки, не привыкшие к правильному отступлению, бросились врассыпную и покинула свой богатый лагерь. Историки считают, что не менее 100 тыс. мусульман пали мертвыми в долине, которая отделяет Антиохию от Черных гор, по обоим берегам Оронта и по Алеппской дороге. Кербога был обязан спасением лишь быстроте своего коня. Крестоносцев погибло 4 тыс. Военная добыча была громадна. Понадобилось несколько дней, чтобы перенести в город все оставшееся после побежденных. Примечательно, что даже сами крестоносцы удивлялись своим достижениям, однозначно относя их к небесному заступничеству.
После победы над Кербогой крестоносцы приостановили военные действия, чтобы дать отдых измученным войскам.
Прошли лето и осень 1098 г., а о дальнейшем походе никто из предводителей не думал. Тогда в войсках начался ропот. Воины заговорили: «Если князья не хотят вести нас к Иерусалиму, то мы пойдем и без них. Мы лучше сожжем Антиохию, чтобы она никому не досталась». Все помыслы простых людей были направлены к Иерусалиму. Нетерпение, страстное желание поскорее войти в священный город росло с каждым днем и перешло в открытый бунт. Солдаты подожгли свои палатки и беспорядочными толпами потянулись прямо на юг. Теперь крестоносцы шли уже без остановок к последней, и настоящей, цели своего похода.
Пока крестоносцы медлили, Иерусалим захватили арабы из Египта. Они нарочно выжидали, пока христиане и турки истощат свои силы в борьбе друг с другом, и летом 1098 г. успели сделаться хозяевами священного города. От имени калифа прислали сказать крестоносцам, что они могут теперь приходить частями поклониться Гробу Господню, но только без оружия.
Однако это предложение осталось без ответа, хотя число крестоносцев сильно уменьшилось после потерь в походах, в битвах, от болезней. Кроме того, часть войска была оставлена в гарнизонах в Сирии. Но оставшиеся 20 тыс. человек были готовы на любые подвиги, особенно после поражения Кербоги.
Когда Иерусалим был уже совсем близко, всякий порядок в войске исчез. Движимые набожностью, крестоносцы толпами бросались вперед и, завидев стены и башни Святого города, повергались на колени и воздавали благодарственную хвалу Богу.
Крестоносцы расположились вокруг города полукружием, причем восточная сторона, от Масличной горы, осталась необложенной по причине недостатка войск. Через несколько дней они сделали попытку взять город штурмом, без всяких приготовлений, рассчитывая на воодушевление. Приступ был отбит, и с большим уроном. Пришлось приступить к правильной осаде.
В окрестностях Иерусалима нельзя было достать ни припасов, ни фуража, ни материала. Войско страдало от жажды, голода, а больше всего — от разногласий и отсутсвия единого руководства. Из генуэзского флота, отправленного на помощь крестоносцам, уцелел только один корабль, прочие были захвачены арабами. Положение крестоносцев становилось отчаянным. К счастью, на уцелевшем корабле находилось несколько искусных инженеров. Когда удалось достать лес, эти инженеры помогли окончить штурмовые лестницы и сделали две большие подвижные башни. С того же корабля доставили войску хлеб, вино и зелень.

Накануне решающего штурма войско обошло в процессии вокруг Иерусалима. Впереди шло, со Святыми Дарами и песнопением, духовенство, потом предводители, а сзади длинной вереницей все войско. Шли босиком, но вооруженные, на случай нападения. В тот же день воины исповедались и причастились.
На рассвете 14 июля начался штурм. Выпустив по защитникам облако стрел и камней, крестоносцы бросились на приступ. Но гарнизон оборонялся мужественно. Примечательно, что вместе с мусульманами город защищали и иудеи, забыв все разногласия. Арабы, прикрывши стены мешками с соломой, стреляли по машинам зажигательными стрелами, скатывали на христиан бревна, обломки скал. Нападение было отбито.
На следующий день бой возобновился с прежним упорством. И в крепости, и за ее стенами понимали, что настал решительный час. Наступал полдень, а крестоносцы нигде не имели успеха. Их вожди уже думали об отступлении, но вот наконец, удалось сделать пролом в наружней задней стене, со стороны холма Везефы.
Башню сейчас же передвинули ко второй стене. Искусные действия стрелков с платформы этой башни прогнали арабов со стены. Готфрид приказал опустить с башни подъемный мост и, сопровождаемый братом Евстафием, первый вступил на стены Святого города. Ворота Святого Стефана были отворены, и крестоносцы с криком: «Так угодно Богу!» — ворвались в город. С другой стороны защитники Давидовой башни, устрашенные успехами христиан, сами открыли ворота христианам.
Страшное мщение постигло всех арабов и евреев, доживших до этого часа: христиане не щадили ни женщин, ни детей, ни стариков. Они сожгли мечети, синагоги и школы, в которых надеялись найти спасение выжившие жители, казнили даже сдавшихся защитников Давидовой башни. От 70 тыс. жителей осталось столько, сколько было необходимо для погребения убитых.
Как только христианские вожди чуть обосновались в завоеванном Иерусалиме, едва успели провозгласить Готфрида Булонского владетелем нового христианского королевства, или «защитником Гроба Господня», как узнали о новой опасности. Египетский полководец Афдал вступил в Сирию и грозил разрушить святой город. Под Аскалоном, на два дня пути от Иерусалима, Афдал присоединил к своим эфиопам несколько арабских орд и рассеянные толпы турок, так что у него составилась армия в 140 тыс. человек. Христиане и здесь одержали победу. Знамя калифа, вырванное Робертом Нормандским, как трофей славной победы было поставлено в храм Гроба Господня, а потом отправлено к святому отцу.
Аскалонской победой закончился первый крестовый поход. После него последовали и другие. Но, по мнению, как современников, так и поздних исследователей, в последующих походах в значительной степени была утрачена первоначальная чистота помыслов, с ее безграничной самоотверженностью и бескомпромиссностью. И великие религиозные цели очень часто стали оказываться лишь прикрытием низменных устремлений — корысти и тщеславия. Понятно, что такое духовное перерождение привело к тому, что 1244 г. христиане окончательно потеряли Святой Город.
Папский престол еще неоднократно объявлял крестовые походы, но теперь не против сарацинов, а против еретиков, или даже православных христиан. Как бы то ни было, но тема крестовых походов находит отклик в сердцах и наших современников.
Сергей СМИРНОВ

читайте также статью Крестовые походы — кратко

Первый крестовый поход (1096 – 1099) – хронологическая таблица

1095 – Клермонский собор: призыв папы Урбана II к крестовому походу во имя освобождения Гроба Господня из рук мусульман и помощи теснимой неверными Византии.

Первый Крестовый поход. Иллюстрированная аудиокнига

1096 – Агитация за крестовый поход Петра Пустынника и Вальтера Голяка в народной среде. Еврейские погромы в городах Германии. Крестовый поход бедноты. Истребление неорганизованных толп крестьян-крестоносцев сельджуками в Малой Азии. Начало крестового похода знати. Его главные участники – Раймонд Тулузский, Готфрид Бульонский, брат Готфрида Балдуин, Боэмунд Тарентский с племянником Танкредом, брат французского короля Гуго Вермандуа, брат английского короля Роберт Нормандский. Сбор вождей крестоносцев в Константинополе и вассальная присяга большинства из них византийскому императору Алексею Комнину за будущие завоевания на востоке.

1097 – Взятие Никеи крестоносцами и передача её Византии. Разгром крестоносцами сельджуков при Дорилее

1098 – Захват Эдессы и Антиохии крестоносцами первого похода. Неудачная осада рыцарей в Антиохии мосульским эмиром Кербогой.

1099 – Взятие Триполи крестоносцами. Взятие ими Иерусалима (15 июля 1099). Разгром крестоносцами у Аскалона египетской армии, пришедшей изгнать их из Иерусалима (12 августа 1099). Провозглашение Иерусалимского королевства и избрание его монархом Готфрида Бульонского. Создание вассальных Иерусалиму крестоносных владений: графства Эдессы (Балдуином), княжества Антиохии (Боэмундом Тарентским), графства Триполи (Раймондом Тулузским). Преобразование христианской ассоциации иоаннитов (госпитальеров) в духовно-рыцарский орден.

Крестовые походы. Карта

1101 – Поход на Восток нового большого крестоносного войска и истребление его сельджуками в Малой Азии.

1123 – Основание на Востоке духовно-рыцарского ордена тамплиеров.

1124 – Взятие Тира крестоносцами

Государства крестоносцев на Востоке до 1144 г.

Второй крестовый поход (1147 – 1149) – хронологическая таблица

1144 – Изгнание крестоносцев из Эдессы эмиром мосульским Имадеддином. Агитация Бернарда Клервоского в Европе за Второй крестовый поход.

1147 – Начало Второго крестового похода. Главные участники – французский король Людовик VII и германский император Конрад III Гогенштауфен. Неудачные бои крестоносцев с сельджуками в Малой Азии. Переправка части их армии в Палестину по морю.

Второй Крестовый поход. Иллюстрированная аудиокнига

1148 – Совместный поход европейских и иерусалимских крестоносцев на Дамаск оканчивается неудачей.

1149 – Возвращение Людовика VII в Европу. Конец Второго крестового похода

Подробнее — см. в статье Второй крестовый поход – кратко

Третий крестовый поход (1189 – 1192) – хронологическая таблица

1187 – Разгром крестоносцев при Хиттине египетским султаном Саладином. Взятие Иерусалима Саладином – повод к Третьему крестовому походу.

1189 – Начало Третьего крестового похода. Его главные участники – германский император Фридрих Барбаросса, французский король Филипп Август и английский король Ричард Львиное Сердце. Палестинские крестоносцы осаждают Акку (Акру), но их войско у этого города в свою очередь окружает армия Саладина.

Третий Крестовый поход. Иллюстрированная аудиокнига

1190 – Разгром Фридрихом Барбароссой сельджуков при Иконии и его гибель при переправе через реку Селеф (10 июня 1190). Конец крестового похода немцев.

1191 – Отплытие на восток из Сицилии французских и английских крестоносцев. Завоевание Кипра Ричардом Львиное Сердце. Французы и англичане присоединяются к осаде Акки и берут город (12 июля 1191). Спор между королями Ричардом и Филиппом из-за кандидатуры нового короля ещё не взятого Иерусалима (Конрад Монферратский или Ги Лузиньян). Отъезд Филиппа Августа из Палестины. Взятие Ричардом Иоппии (Яффы, 7 сентября).

1192 – Два неудачных похода Ричарда Львиное Сердце на Иерусалим. Восстановление им стен Аскалона. Убийство Конрада Монферратского ассасином. Нападения мусульман на Аскалон и Иоппию. Перемирие короля Ричарда с Саладином: за крестоносцами остаётся весь берег от Тира до Иоппии, но Иерусалима они себе не возвращают. Конец Третьего крестового похода.

Подробнее — см. в статье Третий крестовый поход – кратко

1198 – Основание в Палестине духовно-рыцарского Тевтонского ордена.

Четвёртый крестовый поход (1202 – 1204) – хронологическая таблица

1202 – Собравшееся плыть из Венеции в Египет войско крестоносцев начинает поход с разграбления христианской Зары (чтобы заплатить венецианцам за переправу по морю на Восток). Прибытие в лагерь крестоносцев византийского царевича Алексея. Он просит рыцарей восстановить на троне его отца, бывшего императора Исаака II Ангела, свергнутого собственным братом Алексеем III. В награду царевич обещает подчинить греческую церковь папе, щедро наградить крестоносных вождей и помочь им в походе против мусульман.

Четвёртый Крестовый поход. Иллюстрированная аудиокнига

1203 – Прибытие войска четвертого крестового похода к стенам Константинополя. Главные вожди крестоносцев – Балдуин Фландрский, Бонифаций Монферратский и венецианский дож Дандоло. Осада рыцарями византийской столицы. Бегство императора Алексея III, возведение на трон Исаака II и царевича Алексея. Наглость крестоносцев вскоре приводит к возобновлению столкновений между ними и греками.

1204 – Патриотический переворот Алексея Мурзуфла (Мурчуфла) в Константинополе. Убийство царевича Алексея, смерть Исаака II. Взятие Константинополя крестоносцами. Провозглашение в европейской части Византии католической Латинской империи. Выбор её императором Балдуина Фландрского.

Подробнее — см. в статьях Четвёртый крестовый поход, Четвертый крестовый поход – кратко

1212 – Крестовый поход детей. Легенда о том, что Иерусалим освободят из рук мусульман дети, вызывает религиозную экзальтацию во Франции и Германии. Движение возглавляют мальчики Стефан и Николай. Толпы детей идут из Франции и Германии к морским портам, но частью гибнут от трудностей пути, частью захватываются в рабство магометанскими пиратами.

Пятый крестовый поход (1217 – 1221) – хронологическая таблица

1217 – Прибытие в Палестину войска крестоносцев во главе с королём венгерским Андреем (Андрашем). Его неудачное нападение на мусульманские укрепления горы Фавор.

1218 – Возвращения Андрея венгерского на родину. Оставшиеся на Востоке крестоносцы во главе с Леопольдом Австрийским плывут в Египет и осаждают прикрывающую вход в дельту Нила крепость Дамиетту.

1219 – Взятие крестоносцами Дамиетты (где за время осады из 70 тысяч жителей гибнут 65 тысяч).

Пятый Крестовый поход. Иллюстрированная аудиокнига

1220 – Крестоносцы медлят развить свой успех в Египте. Получив передышку, египетский султан строит на противоположном от них берегу Нила мощный укреплённый лагерь Мансуру.

1221 – Крестоносцы пятого похода пробуют возобновить наступление на египтян, но те открывают нильские шлюзы и затопляют месторасположение христианской армии. Рыцари оставляют Дамиетту и отступают из Египта. Конец Пятого крестового похода

Подробнее — см. в статье Пятый Крестовый поход

Шестой крестовый поход (1228 – 1229) – хронологическая таблица

1227 – Первая попытка императора Фридриха II отплыть в крестовый поход из Бриндизи прекращена через 6 суток по формальной причине болезней и непогод. Не доверяющий такому объяснению папа Григорий IX отлучает Фридриха от церкви.

1228 – Египетский султан Мелик-Камиль предлагает Фридриху II союз против собственных братьев, правящих в Сирии, обещая вернуть христианам Иерусалим. В августе 1228 остающийся под папским отлучением император отплывает в Шестой крестовый поход. Взятие Яффы Фридрихом (ноябрь).

1229 – По договору между Фридрихом II и султаном Камилем (18 февраля 1229) христианам возвращается Иерусалим. Отъезд Фридриха на родину и конец Шестого крестового похода

Подробнее — см. в статье Шестой Крестовый поход

Пятый, шестой и седьмой крестовые походы. Карта

Источник изображения

Седьмой крестовый поход (1248 – 1254) – хронологическая таблица

1244 – Бежавшие от монголов из Средней Азии турки-хорезмийцы вновь отнимают у христиан Иерусалим – причина Седьмого крестового похода.

1248 – Французский король Людовик IX Святой отплывает в крестовый поход из Марселя и зимует на Кипре.

1249 – Высадка участников крестоносцев в дельте Нила, занятие ими брошенной жителями Дамиетты. Промедление Людовика в дальнейших действиях даёт сарацинам возможность укрепиться неподалёку от Дамиетты, в Мансуре. Лишь в ноябре 1249 крестоносцы открывают наступление на Каир и в декабре завязывают у Мансуры бои с магометанами.

1250 – Мусульмане наносят участникам Седьмого крестового похода большие потери у Мансуры и окружают их лагерь, отрезав его от Дамиетты. Попытка пробиться к Дамиетте не удаётся. Крестоносцам приходится сдаться в плен врагу. Заключённое вскоре перемирие с мусульманами (христиан отпускают на условиях возвращения ими Дамиетты и уплаты огромного выкупа) фактически оканчивает Седьмой крестовый поход. Однако король Людовик остаётся в Палестине до 1254 года, восстанавливая и укрепляя тамошние города.

Подробнее — см. в статье Седьмой Крестовый поход

Крестовый поход Людовика Святого

Восьмой крестовый поход (1270) – хронологическая таблица

1260 – Египетским султаном становится энергичный Бейбарс, который после нескольких вторжений в Палестину отнимает у тамошних христиан все города, кроме Триполи и Акры.

1270 – Людовик Святой отплывает в Восьмой крестовый поход. Его первоначальная цель – Египет, но брат Людовика, король Сицилии Карл Анжуйский вскоре из собственных выгод склоняет крестоносцев плыть в Тунис. После высадки в Тунисе среди рыцарей начинается мор. От него умирает Людовик IX, а Карл Анжу заключает мир с мусульманами и прекращает Восьмой крестовый поход.

Подробнее — см. в статье Восьмой Крестовый поход

Заключение.

Итоги крестовых походов

С военной точки зрения итоги крестовых походов оказались плачевными для христианского мира. Папа Урбан II провозгласил Первый крестовый поход, чтобы преградить туркам дорогу в Европу через Босфор. Через 300 лет провозглашенный папами крестовый поход 1396 г. напрасно пытался преградить туркам путь через Дунай к странам Центральной Европы. Еще через 57 лет под ударом турок пал Константинополь, остаток когда-то могучей восточнохристианской цивилизации.

Призыв папы Урбана II защитить восточных христиан от турок быстро переродился в народном сознании в желание освободить от неверных святой город Иерусалим. После успеха несколько раз стоявшего на грани поражения Первого крестового похода, приведшего к созданию государств крестоносцев, успешным можно назвать только Третий крестовый поход, продливший на 100 лет жизнь Заморья. Все остальные походы заканчивались поражениями, причем их причины были одни и те же: глупость, невежество, соперничество, нетерпение. За 300 лет рыцарство Западной Европы ничему не научилось и повторяло те же ошибки.

Арабы, стремительным разливом захватившие Переднюю Азию и Северную Африку, были чрезвычайно восприимчивы к античной и христианской культуре, которую они застали на покоренных землях, и даже развили ее и повели дальше. Однако еще перед крестовыми походами мусульманские страны Ближнего Востока подверглись нашествию диких племен турок и туркмен, которых никак не назовешь ценителями и покровителями культуры. Это нашествие пагубно отразилось на арабской культуре Сирии и Месопотамии, пик развития которой пришелся на X в.

Западноевропейские крестоносцы, пришедшие на Восток, застали там два существовавших центра цивилизации — христианский Константинополь и арабский Каир. Крестоносцы в массе своей были невежественны. Убийства, грабежи и насилия сопровождали их движение по Европе, а затем по христианским и мусульманским странам Азии. Произошедшие затем нашествия турок, хорезмийцев, монголов и мамлюков, сопровождавшиеся такой же вакханалией убийств, грабежей и насилий, стерли с лица земли эти цивилизации, так же как и цивилизацию самих крестоносцев, причем к гибели византийской цивилизации последние сами активно приложили руку.

Итогом крестовых походов можно назвать падение Византийской империи. Раскол церквей на Западную и Восточную способствовал агрессии итальянских нормандцев против Византии, которую с помощью Венеции византийцам удалось отразить. Первый крестовый поход был призван укрепить сотрудничество церквей, защитить восточных христиан от неверных. Однако с самого начала преобладающую роль играли недоразумения. Император видел свою главную задачу в восстановлении восточных границ империи, рассматривал турок как главного врага, а крестоносцев как вспомогательную силу, которая должна помочь ему. Крестоносцы же считали себя призванными освободить Святую Землю. Поведение императора представлялось вождям крестовых походов почти предательским. Еще сильнее были обозлены и охвачены завистью рядовые участники походов, увидевшие себя в стране с чуждой верой, языком и обычаями, у местного населения их разбойничьи привычки вызывали отвращение и презрение. От похода к походу росли взаимные подозрительность и вражда. Западная Европа постепенно переняла у итальянских нормандцев и крестоносцев ненависть к Византии. Вожди Первого крестового похода, Людовик VII во Втором и Фридрих Барбаросса в Третьем еще смогли удержать своих людей от желания напасть на Константинополь и разграбить его, но вожди Четвертого сами прониклись этим желанием. Константинополь был разграблен и разрушен, и на его месте возникла Латинская империя, слабое и не вполне законное порождение крестовых походов. Вместо того чтобы стать опорой государствам крестоносцев, она причинила им вред, переключив на себя потоки переселенцев и рыцарей. Когда Латинская империя пала, папы, в ущерб помощи Святой Земле, сосредоточили все свои усилия на восстановлении власти латинцев в Константинополе, принеся интересы Святой Земли в жертву интересам восстановления верховной церковной власти Рима.

Турки и арабы поначалу восприняли крестовый поход как очередное вторжение византийских наемников. Им понадобилось более 40 лет, чтобы понять, что крестоносцы движимы религиозными побуждениями и представляют постоянно действующую угрозу для ислама. Тогда начал формироваться джихад (священная война) как идеология и практика борьбы против крестоносцев. Нужно отметить, что очень важной составной частью джихада, направленного против государств крестоносцев, были страх перед чужеземцами и желание завоевать богатые прибрежные города.

С начала XIII в. начались крестовые походы против христиан, против христианской Византии, против еретиков южной Франции, против Штауфенов, а затем против Арагона и Сицилии. Эти походы дискредитировали идею крестовых походов, которая под конец уже никого не могла собрать под свои знамена. Эти походы, направленные против своих, явились одной из причин падения влияния пап и их авиньонского пленения. От нашествия турок в XVI-XVII вв. Центральную Европу спасли не крестовые походы, а объединенные усилия подвергшихся удару христианских государств.

Крестоносцы появились на Востоке, когда турки-сельджуки стали фактически хозяевами халифата Аббасидов в Багдаде. Даже без появления на Востоке крестоносцев еретический шиитский халифат Фатимидов в Каире, вероятно, не устоял бы перед турками, и последние, встроившись в арабский мир, придали бы ему новую жизненную силу и обеспечили его единство. Войны с крестоносцами помешали им это сделать. Не будь крестоносцев, мусульманский мир, возможно, более успешно противостоял бы монголам.

Поражение крестовых походов, гибель государств крестоносцев, переход монголов в Иране и Ираке в мусульманство и окончательное падение Греческой империи привели к полному обрушению христианского Востока. Гнев победителей-мусульман обрушился на местных христиан, армян, сирийцев и греков, искавших защиту сначала у крестоносцев, а затем у монголов. Цветущее сирийское побережье было разграблено и растоптано, и в течение долгих веков, так же как и Святой город, оставалось пустынным и нищим.

Крестовые походы ускорили раскол и раздробленность мусульманского мира. В христианстве всегда было два центра — церковь и государство, между понятиями, Бог, и император (король) всегда пролегала четкая граница. В исламе же государственная власть всегда была объединена с религией в одно целое — халифат с наследственной властью халифов, священнослужителей-королей. На своем пути крестоносцы встретили два таких враждующих между собой центра. Это были ортодоксальный, суннитский Багдадский халифат Аббасидов и еретический шиитский Каирский халифат Фатимидов. Халифат Фатимидов не устоял в борьбе с Аббасидами и крестоносцами. Объединившие Сирию и Египет Айюбиды никогда не могли стать главами ислама, потому что не были халифами. Когда монголы, захватив Багдад, уничтожили халифа и его семью, мамлюки сумели продержаться в Египте и Сирии в течение двух с половиной веков, взяв в Каир халифа Лжеаббасида. Последнего каирского суннитского халифа Османы, победив мамлюков, привезли в Стамбул, однако вскоре сами возглавили созданный Османский суннитский халифат, объединив таким образом в своих руках религиозную и государственную власть над мусульманами. Мусульманский мир признал их господство, но всегда помнил, что они узурпаторы и не происходят от пророка. Шиитская империя Сефевидов в Иране окончательно разделила исламский мир. Эта раздробленность и отделение государственной власти от религии сыграли на руку в XX в. исламским экстремистам.

Обе стороны — и мусульмане, и крестоносцы — считали свою войну справедливой.

С точки зрения мусульман ко времени Первого крестового похода они владели Палестиной и Сирией уже более четырех с половиной столетий. Ислам, послуживший движущей силой военного завоевания этих провинций у Византии, был создан пророком Мухаммедом по образцу иудейской и христианской традиций. В соответствии с ними Иерусалим, святой город обеих религий, также был объявлен Мухаммедом святым городом ислама в дополнение к двум другим — Мекке и Медине. Отсюда, из Иерусалима, пророк совершил свое небесное путешествие на волшебном коне аль-Бурак, где получил Божьи заветы; здесь, по образцу представлений иудаизма и христианства, правоверные мусульмане должны собраться на Страшный суд, который должен определить судьбу грешников. Можно добавить, что немусульманам до сих пор запрещено даже вступать в Мекку, исторический центр ислама5.

С точки зрения христиан война за Святую Землю была отвоеванием ее после насильственного захвата мусульманами. Иерусалим был фактическим местом действия выдающихся лиц Ветхого и Нового Заветов, он стал основополагающим центром христианства, так же как Мекка и Медина были реальными местами действия пророка Мухаммеда. Святая Земля — место возникновения христианства. Здесь Христос проповедовал и творил чудеса, здесь он был казнен и воскрес. Палестина и Сирия с I в. н.э. принадлежали Римской, а затем Византийской империи. До нашествия мусульман в 30-х гг. VII в. христианская Византия почти три столетия владела Палестиной, Сирией и Северной Африкой, и здешнее население по преимуществу было христианским. Город Христа был насильственно отнят мусульманами у христиан. Все это было хорошо известно крестоносцам. Крестоносцы вели войну от имени Византии, даже если не выполняли взятых на себя по отношению к ней обязательств.

Следует добавить, что, в отличие от политкорректной Европы (папство неоднократно извинялось за крестовые походы), мусульмане никогда не испытывали чувства вины за насильственный захват Передней и Центральной Азии и Северной Африки, так же как и за зверства во время крестовых походов, в которых они повинны в не-меньшей степени, нежели крестоносцы. Справедливости ради нужно сказать, что зверства мусульман были ответом на зверства крестоносцев.

Крестоносцев вела в бой вера. Вера в чудо, в то, что Бог им поможет, сопровождала их во все время крестовых походов. Вера сочеталась с жаждой наживы. Бароны и рыцари, приняв участие в крестовом походе, кроме отпущения грехов и обретения славы, рассчитывали еще на богатую добычу и завоевание новых земель. Крестьяне надеялись избавиться от феодального гнета и стать в Заморье свободными землевладельцами. Итальянские и южнофранцузские торговые города надеялись захватить господствующие позиции на «перекрестке мира», в Византии и на Ближнем Востоке. Короли и феодалы, отправляясь в поход и нуждаясь в деньгах, продавали городам права самоуправления.

Крестоносцы, поселившиеся в Заморье, быстро учились у своих соседей, арабов и византийцев. Франки, осевшие в Заморье, стали по местному обычаю носить бороды, мыться горячей водой, носить нижнее белье и менять верхнюю одежду; в Европу были вывезены рис, гречиха, арбузы, лимоны, сахар из тростника.

Крестоносцы переняли на Востоке и перенесли на Запад новую технику строительства замков: круглый в плане донжон вместо прямоугольного, цитадель — большой вместимости крепость — на слабейшем, как правило, участке городских укреплений, второе кольцо каменных стен. С Востока, где дерево было редким строительным материалом (оно применялось в основном для строительства кораблей и осадных сооружений) и поэтому строить приходилось без применения деревянных балок, Европа получила стрельчатую арку, которая могла нести большой вес; с Востока в Европу шагнули соборы готического стиля. С Востока в Европу пришли также порох и проказа. Благодаря крестовым походам, усилилось проникновение на Запад пленительных литературных произведений восточного, арабского и персидского происхождения.

Однако большая часть того, что пришло в Европу с Востока, появилось там отнюдь не благодаря крестовым походам, а было заимствовано франками у арабов и греков в течение многих веков общения в Испании, на Сицилии или в Византии. Поселившиеся в Сирии франки были не слишком восприимчивы к обретению культуры своих арабских соседей.

Крестовые походы не могли состояться без возникновения рыцарского сословия. Рыцари были основной движущей силой походов. Крестовые походы придали рыцарству значительный импульс, содействовали развитию военного дела. Франки в Заморье овладели особенностями ведения войны на Востоке (организовали у себя легкую кавалерию, научились не увлекаться безоглядно конной атакой и прикрывать тяжелую кавалерию пехотой). Они были склонны относиться к мусульманам, как к соседям, и не нападать на них без причины. Они перенимали их обычаи. Однако их было слишком мало, чтобы самостоятельно противостоять мусульманам.

Вновь прибывшие приносили с собой ненависть к мусульманам, возмущались терпимостью местных франков, считали их слабыми, изнеженными, предателями, не желавшими воевать за веру, относились к ним с презрением и подозрением. Сами они были невежественны и самонадеянны и не понимали местных условий. Постоянная вражда между местными франками и теми, кто только что прибыл из Европы, подрывала единство. Зависть и недоверие рождали интриги, исключали возможность победы. Франки совершали одни и те же ошибки, заканчивавшиеся жестокими поражениями.

Крестовые походы оказали существенное влияние на общий ход развития христианских государств Европы, хотя и не были основной его причиной. Их влияние проявилось в усилении королевской власти, ослаблении власти пап, преобразовании феодального порядка, освобождении крестьян от крепостной зависимости, увеличении самостоятельности городов. Крестовые походы способствовали перенесению культуры Востока, византийской и арабской, на Запад. Ренессанс и распространение гуманистических идей являются косвенным результатом крестовых походов.

Следует обратить внимание на разницу восприятия крестовых походов на Западе и Востоке. В христианской Европе почти никто не испытывает горьких чувств обиды от давнего мусульманского завоевания Сирии, Испании, Византии и Балкан, в то время как вплоть до сегодняшнего дня арабы и в целом мусульмане в отношении европейцев подвержены влиянию событий, происходивших 700-900 лет назад. Это можно объяснить, видимо, ревностью и обидой потомков победителей, проигравших в конце концов военное и мирное экономическое соревнование с Западом и попавших в подчиненное к нему положение.

В мусульманских странах, к сожалению, вышло очень мало исторических исследований о крестовых походах и почти нет собственных, в основном там были изданы несколько определенным образом откорректированных или прокомментированных перепечаток западных исследований, не доступных народным массам, и место истории там заняли мифы, рисующие сокрушительную победу ислама над христианством. Эти мифы возникли вследствие почти полного отсутствия в странах ислама светского исторического образования и просто светского образования и на основе комплекса, возникшего у мусульманских «интеллигентов», увидевших свои страны, несмотря на победы в XIII-XVI вв., в XIX-XX вв. отброшенными в экономическом и политическом развитии на несколько столетий назад по сравнению с Западом. Восприятие советского «научно-марксистского» понимания «справедливости национально-освободительной войны» мусульман против западных империалистов и Израиля еще более подогрело кипящий котел мусульманских страстей и связанное с ним мифотворчество.

Чтобы приостановить вовлечение мусульманских стран в орбиту «социалистического» лагеря, западной цивилизации пришлось поддерживать «свои» деспотические режимы, закрывать глаза на бесправие и нищету тамошних народных масс. У «социализма» Западом была перенята пагубная привычка поддерживать террористов деньгами, оружием и покровительством.

В конце XX в. мусульманский радикализм объявил террористическую войну западной цивилизации. Идеологи террора, взяв в заложники Коран и сделав его оправданием терроризму, объявили священную войну — джихад Западу, трактуя буквально призыв пророка к распространению ислама и овладению богатствами неверных силой, как будто не прошло с тех пор почти 14 столетий и сегодняшний мир остался миром диких кочевых племен.

Британский историк Кэрол Хилленбранд замечает: «Многие современные арабские и мусульманские историки оценивают и интерпретируют крестовые походы в свете современных процессов и явлений: колониализма, арабского национализма, образования государства Израиль, движения освобождения Палестины, усиления «исламского фундаментализма»».

Один из современных арабских историков Амин Маалуф выступает с характерным взглядом на итоги крестовых походов: «В то время, как для Западной Европы крестовые походы послужили своеобразным толчком к настоящей революции, экономической и культурной, для Востока священная война явилась бедствием, которое привело к упадку и мракобесию, затянувшимся на долгие века… Нужно ли было утверждать свою культурную и религиозную самобытность, отвергая модернизацию общества, которую символизировал Запад? Стоило ли, напротив, решительно вступить на путь обновления, рискуя при этом потерять свою самобытность? Ни Ирану, ни Турции, ни арабскому миру не удалось разрешить эту дилемму». Нельзя не отметить некорректной подмены причин застоя и отставания мусульманского Востока. Не стоит ли предположить, что «упадку и мракобесию, затянувшимся на многие века» мусульманский мир обязан не крестовым походам, а деспотическим режимам, долгие века стоявшим преградой прогрессу и образованию и не дававшим своим народам выбраться из пропасти нищеты. Начиная с последней четверти XX в. наблюдается все увеличивающееся массовое бегство мусульман в страны Запада в поисках экономически достойной и свободной жизни.

Начало 2011 г. охарактеризовалось волной народных революций в ряде мусульманских стран Северной Африки и Ближнего Востока, которая сметает авторитарные режимы. Народам этих стран надоела коррумпированная власть королей, президентов и «вождей революции», в течение долгого времени державшая их в нищете и жестоко подавлявшая любое с ней несогласие. Им захотелось, чтобы их страны вошли в круг цивилизованных развитых стран с высоким уровнем жизни, им захотелось свободы у себя дома.

Однако в результате революции рабов на смену тиранам к власти приходят другие тираны, зачастую еще более жестокие. Учитывая состояние политической культуры и образования народных масс этих стран, вряд ли можно надеяться, что в них незамедлительно победит демократия и свобода по западному образцу.

В мусульманском мире свергнутых тиранов и диктаторов могут сменить религиозные фанатики, и в этом случае несущий террор радикальный исламизм вполне способен поставить мир на грань мировой войны. Народным массам этих стран, видимо, придется пройти и через это несчастье, чтобы окончательно разочароваться в воинствующем исламизме, как постепенно разочаровывались народы России в ленинско-сталинской доктрине.

Дилемма, о которой говорит арабский историк, вовсе не является дилеммой; есть, видимо, третий путь, по которому пошли Япония, Индия, Южная Корея: совместить культурную и религиозную самобытность с демократизацией и связанными с ней развитием экономики, просвещением и повышением народного благосостояния. Путь — трудный, долгий, но возможный.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *