Рубрика: Другие религии, Основы веры
Содержание
- Кто такие пятидесятники
- История возникновения
- Особенности вероучения пятидесятников
- Пятидесятники это не православные
- Являются ли пятидесятники сектантами
- Харизматы — это направление пядидесятничества, протестантизм
- Харизматы — это не секта, а течение в христианстве
- Харизматические церкви появились в лоне других традиций из-за жажды Крещения Святым Духом
- Харизматы вышли из пятидесятников, но дополнили христианство идеями нью-эйдж
- Большинство практик харизматических церквей — типичные работы по изменению сознания
- Учение о процветании
- Многие люди после церквей харизматов нуждаются в помощи
- В России харизматические церкви тесно связаны с пятидесятниками из-за нюансов регистрации
- Харизматы делают упор на чудеса, православие — на веру
Кто такие пятидесятники
Пятидесятничество – это одно из «новых” религиозных течений, появившееся в начале ХХ века и считающее себя одной из ветвей протестантизма. Своё учение они относят к новозаветным событиям Пятидесятницы — Дню Сошествия Духа Святого на апостолов.
«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом их них.
И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.” (Деян. 2:1-4)
«Молитвенное» собрание пятидесятников
История возникновения
В 1901 году американский евангелист («евангелизм” – ряд протестантских конфессий, объединенные идеей буквального исполнения Евангелия) Чарльз Фокс пришел к выводу, что современные ему христиане утратили особое духовное состояние. То самое, которым отличались апостолы. Он открыл в США школу, где изучалась библейская книга «Деяния Апостолов”.
Путем возложения рук на своих учеников, он проводил ритуал крещения Святым Духом. После чего его последователи якобы начинали разговаривать на различных языках, в том числе никому неизвестных. И даже получали дар и исцелять больных. Этим явлением заинтересовался Томас Барратт – известный норвежский методистский (методизм — одно из направлений протестантизма) проповедник. Он занялся распространением данного учения в странах Европы. В том числе в России, где он в 1911 году посетил с миссионерским визитом Петербург.
В 30-х годах ХХ века британский религиозный деятель Смит Вигглсворт утверждал, что ему пришло откровение. В нём указывалось на необходимость проповеди в традиционных церквях методистов и других христианских конфессий. Это объединение пятидесятников и христианских Церквей дало толчок к появлению харизматического движения.
С конца 70-х годов появилось неопятидесятничество, в основе которого лежит «теория процветания”. Её сформулировал американский харизматический проповедник Кеннет Хейгин, основавшего религиозное движение «Слово веры”. Согласно его взглядам, по воле Божией человек должен быть здоровым, успешным и процветающим. В свою очередь, болезнь и бедность являются следствием греха и свидетельством нарушения человеком заповеди и постигшего его Божьего наказания. Стоит отметить, что не все так называемые церкви современного неопятидесятничества разделяют такой радикальный взгляд.
Особенности вероучения пятидесятников
Главной религиозной идеей секты пятидесятников считается крещение Святым Духом. Под этим подразумеваются различные эмоциональные переживания или состояние транса, в момент которого, по их мнению, сходит Святой Дух). Пятидесятники приравнивают крещение Святым Духом к событию, произошедшему с апостолами на пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа. Тогда Дух Святой сошел на них и они стали проповедовать на разных языках. Этот день называется Пятидесятницей, отсюда и произошло название религиозного течения «пятидесятничество”.
Протестанты-пятидесятники считают, что получают внешние проявленияКрещения Святым Духом. Это дар разговора на иных языках (выглядит это как выговаривание неизвестных говорящему и окружающим звуков). А также , в более редких случаях, дар исцеления и дар пророчества.
Самой характерной чертой пятидесятников является глоссолалия. В переводе с греческого языка глосса – «язык” и лалео – «говорю” или, как они ее называю, «молитва на языках”. По сути это полусознательное бормотание различных звуков, которое сопровождается своеобразными действиями. Люди катаются по полу, трясутся, входят в состояние транса. Так якобы проявляется на людях сошествие Святого Духа.
Во всех остальных аспектах пятидесятники придерживаются протестантских догматов. Главной и единственной книгой Священного Писания у них считается Библия. Священное Предание Православия и Католицизма они считают ересью и ложью. Особое внимание пятидесятники посвящают теме Второго Пришествия и конца света. В воскресные дни совершаются молитвенные собрания.
Из-за отсутствия единого управленческого центра, существенно различаются обряды и толкования вероучения в различных церквях пятидесятников.
Пятидесятники это не православные
Одним из главных отличий православных христиан от пятидесятников является Таинство Причастия. У пятидесятников существует лишь так называемое хлебопреломление, которое проводится в первое воскресенье месяца в память о Тайной Вечере. Таинством это действо не является. Для православного христианина Причастие – это важнейшее Таинство, без которого духовная жизнь и спасение души невозможны.
Пятидесятники не признают почитания святых и иконопочитание, считая такие проявления религиозного поклонения идолопоклонством.
Православные христиане с почтением относятся к иконам как к изображению образа Бога, Богородицы и святых угодников. И молятся не материальному предмету (иконе), а молятся перед образом святого. Догмат иконопочитания подчеркивает, что чествование икон и поклонение им (в смысле поклона, внешнего знака почтения, а не служения, «приличествующего одному только Божескому естеству») относится не к самому изображению. И, тем более, не к материалу, из которого оно изготовлено, а к изображенному лицу (первообразу), следовательно, не имеет характера идолопоклонства. Иконопочитание возможно по причине Воплощения Бога-Слова, Иисуса Христа, изображаемого по человеческой природе, от которой в Его единой ипостаси неотделима природа Божественная. В соответствии с определением «Честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу”.
Пятидесятники не крестят младенцев, но приносят для благословения на воскресные собрания. Православные христиане принимают крещение в любом возрасте, в том числе во младенчестве, и крестят по вере родителей ребенка.
Огромная разница между пятидесятниками и православными заключается в совершении богослужений. У первых богослужения как такового не существует. Молитвенное собрание сопровождается различными действиями, при которых присутствующий на нем человек впадает в состояние, схожее с трансом. Православное богослужение – Литургия, во время которой совершается важнейшее Таинство – Причастие Тела и Крови Иисуса Христа.
Являются ли пятидесятники сектантами
По мнению Православной Церкви пятидесятничество относится к харизматическим сектам, не имеющим + отношения к христианству. Александр Дворкин, исследователь современного сектантства, считает пятидесятничество опасной сектой, способной своими обрядами навредить психическому здоровью человека.
По мнению священника Русской Православной Церкви Олега Стеняева: «Следует отличать протестантов от неопротестантов. Протестанты – это лютеране, это англикане. Все остальное – это секты. Сам термин «секта» был введен Мартином Лютером. В предисловии своего толкования на Послание к Галатам он пишет:
«Сектанты – анабаптисты. Они не научены в вере, никто не посылал их на проповедь, а сказано: «Как проповедовать, если не посланы?”» Так что, если современные сектанты оскорбятся по поводу этого названия, пусть посмотрят на определение, которое дал им основатель протестантизма и, косвенно, неопротестантизма Мартин Лютер”. (Из расшифровки видеозаписи мастер-класса 16 октября 2013 г. по общению с сектантами).
ХАРИЗМАТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ Е.А. Кляченков, канд. ист. наук, старший преподаватель
Брянский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия, г. Брянск)
OI: 10.24411/2500-1000-2019-10755
Аннотация. В статье рассматривается такое явление как харизматическое движение в Католической церкви, возникшее после Второго Ватиканского собора (1962-1965). Проанализированы истоки данного явления, показана сущность харизматического движения в современной Католической церкви; выявлено отношение к движению со стороны Ватикана. Сделан вывод о том, что движение харизматического обновления занимает значительное место в рамках Католической Церкви. Во многом это стало возможным благодаря известной гибкости конструкции современного католицизма.
Ключевые слова: Католическая Церковь, Второй Ватиканский собор, харизматическое движение, пятидесятники.
Современные исследователи утверждают, что одним из наиболее быстро растущих и динамично развивающихся сегментов общемирового христианства является пятидесятническо-харизматическое движение. Его распространение и влияние в христианском мире стало настолько широко, что, по мнению Сэма Стормса, можно говорить о «третьей великой эпохе церковной истории», которая следует за эпохой католицизма и эпохой протестантской реформации . Действительно, по последним подсчетам на сегодняшний день в мире насчитывается порядка 279 миллионов пятидесятников и 305 миллионов ха-ризматов, что составляет больше четверти общемирового христианства . Эти цифры показывают, что пятидесятническо-харизматическое движение в рамках протестантской конфессии является вторым по численности направлением в христианстве после католицизма.
Согласно популярной классификации, предложенной Ч. Питером Вагнером, в истории пятидесятническо-харизматического движения можно выделить три так называемые «волны» . Так, «первая волна» была связана с началом пятидесятни-ческого движения, начавшегося в начале XX века в США, следствием которого стало образование отдельных деноминаций пятидесятников. Ко «второй волне» отно-
сят появление харизматического движения в рамках традиционных протестантских конфессий и исторических церквей в начале 1960-х годов. «Третья волна», которую называют неохаризматизмом, набрала силу в 1970-е гг. Представители этого движения вышли из среды евангельских христиан и восприняли некоторые особенности, характерные для двух предшествующих направлений.
Все эти движения объединяет сходная теология и религиозные практики. В отличие от других христиан, приверженцы пя-тидесятническо-харизматического движения делают акцент на действиях Святого Духа в жизни человека. Они полагают, что дары Святого Духа, которые имели место в истории раннехристианской общины, не покинули церковь со смертью апостолов, но продолжают пребывать в ней. К таким дарам относят проявления Святого Духа, описанные, например, в Первом послании к коринфянам святого апостола Павла: дары исцеления, пророчества, различения духов, глоссолалии и другие.
В данной статье мы обратим свое внимание на «вторую волну» движения, связанную с харизматическим обновлением в рамках исторических церквей. В частности, нас интересует появление этого феномена внутри Католической Церкви, как самой крупной христианской конфессии,
число последователей которой насчитывает на данный момент около 1,3 млрд. человек . Что интересно, в 2017 г. на официальном уровне был отмечен «Золотой юбилей» католического харизматического обновления .
Харизматическое движение в Католической Церкви (или католическое харизматическое обновление) за редким исключением пока еще не стало предметом специальных исследований на русском языке . Некоторую фактическую информацию по этой теме можно почерпнуть из публикаций, посвященных пятидесятниче-ско-харизматическому движению в целом . Однако, часть этих работ можно отнести скорее к апологетическому направлению, нежели к научному . Кроме того, католическому харизматическому обновлению была посвящена отдельная статья в пятом томе русскоязычной католической энциклопедии . Большинство же работ, раскрывающих особенности данного феномена, опубликованы на западе. Как видим, об этом явлении в Католической Церкви в отечественной научной среде известно совсем немного. Таким образом, цель данной статьи заключается в том, чтобы дать краткую характеристику харизматическому движению в Католической Церкви, тема самым восполнив этот пробел.
Без преувеличения следует отметить, что пятидесятническо-харизматическое движение, оказавшее влияние на Католическую Церковь, весьма сильно изменило и карту современного христианского мира. Поэтому пытаясь разобраться с феноменом католического харизматического обновления, первоначально необходимо увидеть истоки этого явления, как такового.
Общепринято, что основания пятиде-сятничества, которое предшествовало появлению христиан харизматов, были заложены еще в XVIII веке, так называемым ривайвелистским движением. Участники этого направления в протестантизме ставили своей целью обновление церкви. Однако видели они это не столько в догматическом обновлении веры, сколько в изменении повседневной христианской жизни и практики. Во многом это была реакция
на обмирщение протестантских церквей и превращение христианства в некий набор морально-этических норм. Видным деятелем ривайвелистского движения стал основатель методизма Джон Уэсли (17031791). Он получил образование в Оксфорде, где и преподавал в течение нескольких лет. Впоследствии брат Дж. Уэсли и некоторые его друзья организовали «Святой Клуб» и были названы методистами за их акцент на методическое изучении Библии и стремление к святости. Именно взгляды Уэсли на мгновенное «совершенное освящение», как поворотную точку в жизни христианина, в наибольшей степени способствовали в дальнейшем оформлению доктрины христиан пятидесятников . Кроме того, заметное влияние на ривайве-лизм оказала деятельность американского проповедника Чарльза Финнея (17921875). Он описал духовное переживание, уже известное в методизме под термином «совершенное освящение», и назвал его «крещением Духом» .
Другим важным источником пятиде-сятничества можно считать «движение святости», возникшее в США в середине XIX в. Оно вышло из американского методизма и охватило большое количество евангельских церквей. В проповедях последователей этого движения все больше превалировала тема «крещения Духом». Во второй половине XIX столетия произошла институализация «движения святости», в ходе которой возник целый ряд независимых общин . Исследователи полагают, что пятидесятническое движение появилось и развивалось как обособившееся радикальное крыло «движения святости». Тем не менее, возникнув в его лоне, пятидесятники были отвергнуты основными представителями этого движения, которые нередко обвиняли последних в одержимости и психической неустойчивости .
Основателем пятидесятнического движения называют бывшего методистского проповедника Чарльза Пархэма (18731929). Он работал преподавателем в библейской школе «Вефиль» и готовил своих учеников к будущей миссионерской деятельности. Ч. Пархэм пришел к выводу,
что библейским свидетельством «крещения Духом» является глоссолалия — произнесение похожих на речь звуков в состоянии религиозного экстаза. После чего, в результате поста и ночной молитвы в январе 1901 г., он и его ученики впервые получили этот духовный опыт. Через несколько лет уже несколько тысяч человек заявили о «крещении Духом» в новом движении Ч. Пархэма, известном как «Апостольская вера» . Стоит заметить, что именно благодаря этому движению произошел определенный сдвиг в теологии пятидесятничества, которая сделала акцент на глоссолалии как главном свидетельстве «крещения Духом». Однако более широкое распространение пятиде-сятническое движение начинает получать в связи с деятельностью ученика Ч. Пархэма — Уильяма Сеймура (18701922). В 1906 г. он стал пастором церкви на улице Азус в Лос-Анджелесе, где вскоре стали происходить массовые «крещения Духом» и практиковалась «молитва на языках». Именно события, происходившие в церкви на улице Азус, получили широкий резонанс и привлекли к себе большое внимание со стороны других христиан . Вскоре небольшая церковь в Лос-Анджелесе превратилась в важный центр распространения пятидесятничества не только в США, но в Европе, Латинской Америке и Африке, куда отправлялись проповедовать ее миссионеры .
Вместе с ростом численности сторонников пятидесятнического движения начался процесс его институализации. В результате чего стали появляться различные ассоциации церквей. С каждым годом движение принимало все более организованные формы, которые соответствовали стандартным протестантским нормам. Несмотря на определенный кризис пятиде-сятничества в 1920-1930-х гг., во многом связанный с уходом из жизни его ярких представителей, число последних в мире к 1950 году составило порядка 50 миллионов человек, что являлось весьма внушительной цифрой .
Важной предпосылкой для начала второй «волны» движения, связанной с появлением и распространением харизматиче-
ского феномена внутри других церквей, должно было стать изменение отношения к этому явлению со стороны этих конфессий. Религиозная практика пятидесятников, связанная с глоссолалиями, нередко вызывала осуждение у других евангельских христиан. Однако в послевоенные годы негативный образ пятидесятников в христианской среде стал постепенно меняться. Так, во многом этому способствовала деятельность «Ассоциации деловых людей Полного Евангелия», основанной пятидесятником и крупным бизнесменом Демосом Шакарьяном (1913-1993). Ассоциация внесла вклад в распространение пятидесятнической теологии среди американских бизнес кругов. Многие христиане, обратившиеся впоследствии к пятидесят-ническо-харизматическому движению, впервые познакомились с пятидесятниче-ством через эту организацию.
Еще более важную роль в распространении идеи «крещения Духом» среди христиан сыграл пятидесятнический проповедник из ЮАР Давид дю Плесси (19051986). Он начал активную работу в рамках Всемирного Совета Церквей — международной экуменической организаций, образованной в 1948 г. В 1954 году дю Плесси был приглашен в штаб Конференции второго всеобщего собрания Всемирного Совета Церквей с целью поговорить о Святом Духе «с каждым служителем, будь он епископ, архиепископ или кто-либо другой» . Вместе с этим, в 1958 г. из-под пера пятидесятника Дэвида Вилкерсона вышла книга «Крест и нож», которая была переведена на множество языков мира и сразу стала бестселлером. Следует заметить, что две последние главы книги как раз описывали опыт «крещения Духом».
Кроме того, определенное значение в создании положительной репутации пяти-десятническо-харизматического движения сыграл известный американский проповедник Билли Грэм. Так, в 1962 г. выступив на международной конференции «Ассоциации деловых людей Полного Евангелия», он высоко оценил харизматическое движение .
Таким образом, можно полагать, что к моменту появления харизматического фе-
номена в других конфессиях, уже была подготовлена определенная почва для этого движения. Само же начало харизматического движения в рамках исторических церквей обычно связывают с именем пастора англиканской церкви Св. Марка в США Деннисом Беннетом (1917-1991). В апреле 1960 г. он выступил с кафедры перед своими прихожанами и вместо воскресной проповеди рассказал о том, что ему удалось пережить личную пятидесятницу и «крещение Святым Духом». После неоднозначной реакции прихожан на это заявление, Д. Беннету пришлось покинуть должность пастора церкви Св. Марка. Между тем, это событие было широко растиражировано средствами массовой информации и вызвало большой общественный резонанс. Следует заметить, что Д. Беннет общался с уже упомянутым нами дю Плесси. По словам последнего, он уговаривал Д. Беннета не покидать свою конфессию, а развивать харизматическое движение в рамках своей деноминации. По сути, был заложен новый принцип — для «крещения Святым Духом» не обязательно становиться раскольником .
Подъем харизматического движения среди протестантских церквей, знавших как периоды религиозного пробуждения, так и спада, не был в известном смысле новым явлением. Однако подобные феномены обычно не наблюдались в Католической Церкви. Поэтому начало харизматического движения в католицизме стало неожиданностью. Вместе с тем, серьезная почва для нового явления была уже заложена. В большей степени, как нам думается, это было связано не с развитием этого феномена в остальном христианском мире в предшествующий период, а с радикальными изменениями, произошедшими внутри Католической Церкви.
Основные причины движения харизматического обновления в Католической Церкви следует искать в одном из важнейших религиозных событий христианского мира в XX веке, а именно во Втором Ватиканском соборе (1962-1965). Значение Второго Ватиканского собора было столь важным, что нередко можно встретить тезис о дособорном и послесоборном като-
лицизме . Перед собором стояла задача открыть Католическую Церковь современному миру и его проблемам, для чего было необходимо избавиться от настороженного и даже враждебного отношения к нему. В ходе собора католичество пришло к осознанию своей ответственности в мире, пониманию, что Церковь должна не властвовать над миром, а служить ему. Поэтому неслучайно, что Второй Ватиканский собор был назван папой Иоанном XXIII «собором aggiomamento». Это слово можно перевести на русский язык как «осовременивание» или «обновление». «Aggiornamento» стало общим указателем направления — куда собор должен вести Церковь. Понятие включало в себя одновременно верность традиции и пророческое обновление, а чтение «знамений времен» современного мира должно было стать важным элементом жизни Церкви .
Важным моментом в работе Второго Ватиканского собора стало то, что Церковь сделала шаг навстречу мирянам. В частности, это было закреплено в декрете Apostolicam actuositatem. Как отмечается в декрете, «миряне, став участниками священнического, пророческого и царского служения Христа, исполняют в Церкви и в миру свою часть миссии всего Народа Бо-жия» . Это дало возможность харизматическому движению существовать, как движению мирян в рамках Католической Церкви. Кроме того, важным для существования харизматического движения стало положение о том, что «Святой Дух, освящающий народ Божий через служения и таинства, также наделяет верных и особыми дарами, «разделяя каждому особо, как Ему угодно», чтобы все и каждый служили друг другу тем даром, какой получили». «Приняв эти харизмы, отмечается в декрете, даже самые простые, каждый верующий получает право и принимает на себя обязанность осуществлять их на благо людей и ради созидания Церкви» .
Вместе с этим, в догматической конституции о Церкви Lumen gentium говорится о возможности пророческого служения как одного из даров Святого Духа. «Святой
народ Божий, указывается в Lumen Gentium, участвует также в пророческом служении Христа, распространяя живое свидетельство о Нем, особенно через жизнь веры и любви, и принося Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих Его имя» . То, что в пункте 12 догматической конституции упоминается «плод уст», как особый дар Святого Духа, воспринимается последователями харизматического обновления как непосредственное указание на глоссолалии. Между тем, в документе подчеркивалось, что суждение о подлинности и правильном употреблении тех или иных даров Святого Духа принадлежит исключительно тем, кто предстоит в Церкви . Таким образом, эти и некоторые другие установки Второго Ватиканского собора, прочитанные сторонниками харизматического обновления в соответствующем ключе, во многом стали основанием для нового движения. Так, один из католиков-харизматов впоследствии отметил, что Церковь через документы Второго Ватиканского собора ясно ему сказала, что его опыт Святого Духа был истинным, несмотря на неодобрительные взгляды других верующих христиан .
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Начало харизматическому обновлению в Католической Церкви было положено в католическом Дуквенском университете в городе Питсбург. В поисках живого духовного опыта профессора университета Ральф Кейфер и Билл Стори посетили в августе 1966 г. конгресс католического движения «Курсильо». Во время работы конгресса они познакомились с известным бестселлером Д. Вилкерсона «Крест и нож», в которой описывался опыт «крещения Святым Духом». Эта книга стала центром их исследований и побудила их молиться об обретении живого опыта общения со Святым Духом. В январе 1967 года профессора Ральф Кейфер и Патрик Буржуа приняли участие в молитвенном собрании, на котором им удалось принять крещение Святым Духом. На следующей неделе опыт «крещения Духом» приобрел ряд других профессоров университета. Эти события даже скорректировали университетскую программу — теперь студентам
предлагалось изучать книгу Д. Вилкерсона и первые главы книги Деяний. Вскоре опыт «новой пятидесятницы» был получен и самими студентами католического университета. Так, 17 февраля 1967 г. несколько десятков студентов Дуквенского университета вместе с преподавателями собрались для молитвы о сошествии Святого Духа. На следующий день католических верующих навестила представительница харизматической группы «Молитвенная гора» с проповедью на тему второй главы книги Деяний. Вечером того же дня студенты, независимо друг от друга, получили опыт «крещения Святым Духом», сопровождающийся глоссолалией. В результате этих событий 17-19 февраля «крещение Святым Духом» пережили около 25 студентов Дуквенского университета .
Вскоре данный опыт получил широкое распространение в других университетах США. В частности, католический университет Нотр-Дам в г. Саусбенде даже стал своего рода центром католического харизматического обновления в США. Так, в апреле 1969 г. в Нотр-Даме прошла первая встреча представителей движения харизматического обновления в Католической Церкви, на которой присутствовало порядка 450 участников. Спустя 5 лет в США было зарегистрировано уже более 500 католических харизматических молитвенных групп, в которых сотрудничали многие священники и члены монашеских орденов . Конференции движения католического харизматического обновления к началу 1980-х гг. собирали тысячи людей на стадионах США.
Вместе с тем, движение католического харизматического обновления быстро распространилось не только в США, но и в таких странах, как Канада, Великобритания, Ирландия, Австралия и Новая Зеландия. Затем оно получило развитие в странах Латинской Америки и в Европе (Франция, Бельгия, Швейцария, Германия, Испания, Италия, Венгрия, Польша), а позднее и в Азии (Индия, Япония, Южная Корея и Филиппины) . В разных регионах распространение нового движения имело свою специфику и особенности. По состоянию на 2013 г. католическое ха-
ризматическое движение существовало в более чем 230 странах и насчитывало около 160 млн. человек по всему миру .
Подобная волна харизматического обновления внутри Католической Церкви не могла остаться незамеченной со стороны Ватикана. Первоначально реакция церковной иерархии была осторожной, но и обнадеживающей. В 1969 г. по просьбе Национальной конференции епископов США Конгрегация вероучения провела анализ нового явления и пришла к выводу, что возникшие движения имеют серьезные библейские и богословские основания, для чего было необходимо обеспечить им поддержку . В частности, в докладе комиссии говорилось следующее: «Ученая комиссия пришла к выводу, что данное движение в его сегодняшнем состоянии следует не сдерживать, а позволить ему развиваться дальше… Нам следует опасаться того, чтобы это движение не повторило ошибок пятидесятнического движения. Нужно отдавать себе отчет в том, что в нашей культуре существует тенденция заменять религиозное учение религиозным опытом. Конкретно же мы рекомендуем епископам ввести в это движение осмотрительных священников для того, чтобы те присоединились к нему» .
Вслед за появлением инструкции Конгрегации вероучения, в 1972 г. был создан специальный центр управления католическим харизматическим движением — «Международное бюро коммуникаций» (ICO -International Communications Office) под руководством Ральфа Мартина. Куратором движения со стороны Ватикана был назначен кардинал Лео Йозеф Сюненс, который еще во время проведения Второго Ватиканского собора (т.е. еще до начала католического харизматического движения) поднимал вопрос о харизмах и об отношении к ним в современной Церкви . В 1975 г. лидеры движения несколько раз встречались с Папой Павлом VI, получив от него одобрение и поддержку со своей стороны.
Основной задачей «Международного бюро коммуникаций» стало сохранение единства среди различных католических харизматических групп и движений и
обеспечение над ними контроля со стороны церковной иерархии. В 1978 г. деятельность бюро приобрела более официальный характер с преобразованием его в «Международный офис католического харизматического обновления» (ICCRO -International Catholic Charismatic Renewal Office). В 1993 г. организация была переименована в «Международные служения католического харизматического обновления» (ICCRS — International Catholic Charismatic Renewal Services) и получила официальное признание со стороны Ватикана, обретя утвержденный устав . На данный момент ICCRS координирует работу с лидерами католического харизматического обновления и руководителями общин католиков-харизматов, способствуя распространению опыта «крещения Святым Духом». Кроме того, руководство ICCRS регулярно проводит встречи со Святым Престолом для получения указаний и консультаций, а также информирует его о росте международного католического харизматического обновления.
Нужно отметить, что руководство Католической Церкви, взяв под свой контроль движение харизматического обновления, обеспечило его серьезным теологическим обоснованием. Так, в 1974 г. международной группой теологов и мирян-лидеров движения под руководством кардинала Лео Сюненса был выработан ряд документов, заложивших богословские основания новому движению. Эти фундаментальные теологические выкладки вошли в историю под общим названием «Малинские документы». В частности, в Первом Малинском документе была сформулирована богословская оценка харизматическому обновлению и даны ду-шепастырские рекомендации его участникам в ответ на наиболее часто задаваемые вопросы о движении. В тексте особо подчеркивалась связь нового движения с католической традицией, «которая вызвала к жизни странствующих пророков ранней Церкви, апостольство проповедников нищенствующих монашеских орденов Средневековья, духовные упражнения святого Игнатия Лойолы…». Интересно заметить, что в документе «харизма глоссолалии»
была названа «самой скромной из всех», поскольку, по мнению авторов текста, она менее всех остальных направлена непосредственно на созидание общины . Это был явный контраст с теологией «первой волны» пятидесятническо-харизматического движения, последователи которой ставили дар говорения на языках как исключительное доказательство «крещения Святым Духом».
Следует сказать, что имея официальное признание со стороны Ватикана, обладая единым координационным центром, католическое харизматическое обновление, тем не менее, не является единым международным движением. У него нет ни духовного лидера-основателя или группы основателей, как у многих других движений. Кроме того, харизматическое движение не имеет официального реестра его участников, как какие-либо другие организации Католической Церкви. По сути, это совокупность людей, молитвенных групп, обновленных приходов, школ, конференций, направлений деятельности. Все они совершенно независимы друг от друга и весьма отличаются между собой. Главное, что объединяет участников движения — это наличие общего духовного опыта «крещения Святым Духом» и схожие цели их деятельности.
Нельзя не заметить, что Ватикан, занимавший всегда очень осторожную позицию в отношении новых и неоднозначных явлений в жизни Церкви, благосклонно отнесся к феномену католического харизматического обновления, которое довольно скоро обрело его официальное признание. Три предшествующих понтифика неоднократно оказывали поддержку движению. Так, в своей речи в Совете ICCRO от 14 марта 1992 г. Папа Иоанн Павел II отметил, что начало харизматического обновления после Второго Ватиканского Собора стало особым даром Святого Духа Церкви. По его мнению, харизматическое обновление должно сыграть «значительную роль в защите христианской жизни в тех обществах, где секуляризм и материализм ослабили способность многих людей реагировать на Дух и слышать зов Божий любви» . Папа Франциск также про-
должил политику своих предшественников в этом направлении. В частности, по его инициативе ICCRS и Католическое братство организовали совместное празднование «Золотого юбилея» Католического харизматического обновления, которое завершилось 4 июня 2017 г. проведением пятидесятнической мессы, на которой присутствовал сам понтифик и представители протестантских церквей. Впрочем, интересно заметить, что первоначально Франциск, будучи отцом-иезуитом в Аргентине, был первым скептиком по отношению к харизматам. «Еще в конце 1970-х и начале 1980-х годов у меня не было времени на «харизматику», — отмечал Папа репортерам, — «Однажды, говоря о них, я сказал: «Эти люди путают литургический праздник с уроками самбы!» .
Думается, что причины такого особого статуса движения кроются с одной стороны в общих изменениях, которые произошли в Католической Церкви после Второго Ватиканского собора, но в большей степени в экуменическом потенциале самого харизматического обновления. Действительно, одна из целей ICCRS, состоит в том, чтобы устанавливать «диалог и сердечные отношения» с общинами и церквями других христианских конфессий . В особенности, это касается диалога с представителями пятидесятническо-харизматического движения, который активизировался во время понтификата Франциска . В этом ключе движение католического харизматического обновления является своеобразным мостом между Католической церковью и протестантским сообществом. Другой момент, который, как нам представляется, также имеет немаловажное значение — это рост численности евангельских деноминаций в регионах, которые традиционно являлись католическими. Так, в Латинской Америке число приверженцев Католической Церкви падает: с 1995 года снижение составило 13%, и, по прогнозам социологов, в ближайшие два десятилетия ожидается сокращение на ту же долю . Для Католической Церкви данная тенденция является серьезным вызовом. Поэтому противовесом в этой ситуации вполне может быть
движение католического харизматическо- который позволяет сочетать в себе как ие-го обновления, которое имеет весьма рархическую вертикаль с Папой Римским сильные позиции в Латинской Америке. во главе, так и разнообразный и относи-
Итак, можно говорить о том, что дви- тельно автономный от высшей церковной жение харизматического обновления, ко- иерархии горизонтальный уровень. Одна-торое существует уже чуть больше полу- ко в большой степени, как нам думается, века, заняло видное место в Католической это связано с важной ролью, которая отво-Церкви. В какой-то степени это стало воз- дится движению в рамках Католической можным благодаря известной гибкости Церкви ее предстоятелями. конструкции современного католицизма,
Библиографический список
7. Смирнов М.М. Харизматическое движение как лик aggiornamento (некоторые заметки к юбилею Обновления в Римской Католической Церкви) // Христианское чтение. 2017. №2. С. 112-126.
8. Письменюк И.Н. Пятидесятническое и харизматическое движения в западных христианских конфессиях // Неопятидесятничество: протестантизм или оккультное сектантское движение? Труды научно-практической конференции 15-16 октября 2013 г. — М., 2014. С. 104-132.
9. Уильямс Р. Дж. Харизматическое движение // Теологический энциклопедический словарь под редакцией Уолтера Элвелла. М.: Ассоциация «Духовное возрождение» ЕХБ, 2003. С.1312-1316.
11. Эбертсхойзер Р. Пятидесятническо-харизматическое движение. Штайнхаген: Samenkorn, 2013. — 158 с.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
13. Пьерар Р.В. Движение святости в Америке // Теологический энциклопедический словарь под редакцией Уолтера Элвелла. М.: Ассоциация «Духовное возрождение» ЕХБ, 2003. С. 365-368.
14. Синан В. Пятидесятничество // Теологический энциклопедический словарь под редакцией Уолтера Элвелла. М. Ассоциация «Духовное возрождение» ЕХБ, 2003. С. 947951.
18. Бинцаровский Д. История современного богословия. Минск: Полиграфкомбинат им. Я. Коласа, 2016. — 512 с.
20. Документы II Ватиканского Собора. М.: Паолине, 2004. — 710 с.
21. Воспоминания Пэтти Гэллахер Мэнсфилд, свидетельницы рождения Католического Харизматического Обновления // Портал Обновление в Святом Духе в Католической Церкви. Режим доступа: http://www.obnovlenie.vm.ru/Svidetelstvo_Patti_Mansfield.html (дата обращения: 25.03.19).
28. What is ICCRS? /электронный ресурс] // Портал ICCRS. Режим доступа: http://www.iccrs.org/en/about-iccrs/ (дата обращения: 25.03.19).
Кто такие харизматы, большинство православных не знают. Кажется, протестанты. Или католики? Одни скажут, что харизматизм — это традиционное христианство с новыми формами служения, а другие — что есть жуткая секта харизматов, где людей зомбируют, грабят и доводят до суицида. Настолько разные представления о людях, живущих рядом с нами, приводят к заблуждениям, предвзятости и агрессивному настрою друг к другу. Разве могут христиане конфликтовать между собой? Полезно получше узнать суть этого учения и положить конец стереотипам.
Харизматы — это направление пядидесятничества, протестантизм
Если попытаться выстроить некоторую преемственность религиозных идей, то будет выглядеть всё следующим образом:
Этап 1. Иудаизм. Эта религия возникла в среде месопотамских и ханаанских течений, есть в ней следы египетских верований и зороастризма. Но много своего — причём так много, что нельзя даже сказать, что иудаизм стал прямым наследником чего-то. От этой религии и начинается путь харизматов.
Этап 2. Христианство. Появившись как иудейская секта, христианство за несколько веков трансформировалось в самую влиятельную мировую религию, которая во многом радикально противоречит иудаизму.
Харизматы участвуют в духовной практике. Распахнутые ладони — это заимствование из практик нью-эйдж, нехарактерное для христианства. Фото: bigenc.ru
Этап 3. Протестантизм. Это путь христиан, которые решили порвать с традицией предыдущих веков христианство. Религия, где не учитывается опыт предшественников-богословов и предания. С одной стороны это очищенная от всего лишнего религиозная система, а с другой — благодатная почва для самозваных «гуру», которым нет нужды получать духовное образование и доказывать свою квалификацию.
Этап 4. Пятидесятничество. Направление в протестантизме, в котором основной упор сделан на духовные переживания, ощущения человека во время духовных практик.
Этап 5. Харизматизм. Своего рода неопятидесятники, развитие пятидесятничества в сторону особого рода практик. Но про то, чем занимаются харизматы, кто они, когда появились, поговорим чуть позже.
А сейчас оговоримся — не обязательно харизматы причисляют себя к протестантам. Харизмат может быть таковым, оставаясь в лоне католицизма и православия.
Харизматы — это не секта, а течение в христианстве
Очень часто люди со стороны называют харизматов сектой. Это некорректно. Только некомпетентный человек, демонстрирующий своё невежество, может допустить подобное заявление. Обратимся к научному мнению. Александр Буганов в «Справочнике по ересям, сектам и расколам» сообщает:
«Сектой принято считать организованное общество людей, взгляды которых согласуются между собой и противостоят господствующей Церкви. Данное слово обычно употребляют по отношению к совокупности лиц, следующих определенному учению».
Александр Буганов писатель
Далее автор рассказывает, что секта понемногу дистанцируется от «материнской религии» в силу развития некоторой еретической идеи:
«В случае разрыва с Церковью, в процессе дальнейшего обособления противостояние приобретало характер несогласия не в каком-либо частном пункте, но уже касалось учения в целом. Выделившись из Церкви, ереси, как правило, дробились на отдельные толки с более замкнутой организацией. Поэтому употребление термина «секта» по отношению к ересям допустимо, вероятно, лишь к этой второй стадии их развития».
Александр Буганов писатель
Итак, секта — это замкнутая организация и она противостоит господствующей религии. Также она должна быть признана сектой на уровне государства. Ни одна другая конфессия не вправе называть ту или иную религию сектой.
Икона Сошествие Святого Духа на апостолов изображает событие, когда апостолы получили возможность говорить на разных языках. Именно этот эпизод дал толчок для появления пятидесятников и харизматов. Фото: hramermogen.ru
Харизматическая церковь не противопоставляет себя христианству, а лишь предлагает свой взгляд на аспекты богослужения и догматики. Это нормальное явление внутри традиции, в котором нет ничего предосудительного.
Харизматы признаны всем миром и официально зарегистрированы государством. Иронично, что так называемые сектоведы, которые публикуют предвзято-агрессивные выпады в сторону харизматов, сами официально не существуют.
Христианская церковь не подразумевает в своей структуре сектоведов, а классификатор профессий не упоминает таких «специалистов». Поэтому подобные нападки на харизматов, пятидесятников баптистов и т.д. лишь отражают субъективное мнение критиков и не имеют ничего общего с христианством.
Харизматические церкви появились в лоне других традиций из-за жажды Крещения Святым Духом
Корни движения харизматов уходят в книгу Деяний святых апостолов. Там есть эпизод, который состоялся на примерно пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа. Оговорка «примерно» нужна из-за того, что текст даёт возможность по-разному вычислить дату.
Апостолы в этот день собрались в доме в обществе многих свидетелей. Далее произошло странное:
«…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать»
(Деян. 2:2-4)
Ученики Христа с того момента обрели много возможностей, в том числе:
- исцелять недуги;
- изгонять бесов;
- говорить на разных языках.
Харизматы очень любят добавлять в религиозные программы музыкальные номера, это создаёт приподнятое настроение у аудитории. Фото: i.ytimg.com
Некоторые наблюдатели отнеслись к поведению апостолов с насмешкой и заявили, что те напились сладкого вина.
Тут нужно уточнить, что Вино именно сладкое из-за особенностей перевода. В древнем Израиле существовало свыше десяти терминов для названия разных состояний вина и виноградного сока. На других языках такого изобилия нет, а потому иногда переводчикам довольно сложно объяснить, что за напиток подразумевался.
Пятидесятники выделили этот эпизод, посчитав, что:
- Крещение Святым Духом — это кульминация пути христианина;
- Поэтому самое важное для человека — стремиться к этому состоянию;
- Важный его признак — способность говорения на иных языках.
При достижении состояния крещения Святым Духом пятидесятники чувствуют эйфорию, видят галлюцинации и испытывают другие необычные переживания.
Эту идею взяли на вооружение харизматические церкви.
Харизматы вышли из пятидесятников, но дополнили христианство идеями нью-эйдж
Само слово «харизматы» очень напоминает «харизму». Это не случайно: и то и другое восходит к понятию «дар», то есть в случае харизматов подразумевается, что они получают дары Святого Духа.
В 1960 году священник Денис Беннет положил начало движению харизматов, когда на проповеди рассказал о своём опыте говорения на иных языках. Это дало сильнейший толчок тому, что многие верующие принялись достичь того же.
1960 — год, давший начало движению харизматов
Изначально харизматы не позиционировали себя как отдельное течение христианства. Напротив, они держались внутри своих деноминаций, но главной своей целью духовной жизни сделали получение даров Святого Духа. Постепенно образовались общины людей, чьи интересы совпадали. В 1962 году в Англии возникла первая влиятельная община харизматов «Источник веры».
Харизматы отличаются от пятидесятников тем, что взяли на вооружение множество практик нью-эйдж. Это упражнения, восходящие к шаманизму и восточным духовным практикам. Среди них:
- «Святой смех» — это беспричинный коллективный хохот. Он очень заразителен, если продолжать слишком долго.
- «Опьянение в духе» — восходит к истории про апостолов. Нужно вести себя, словно пьяный. Подразумевается, что человек не притворяется, а это Святой Дух так себя через него проявляет.
- «Танцы в духе» — танцы и песни вообще составляют важную для харизматов часть практики. Они настраивают людей на позитивную волну.
- «Духовные роды» — присутствующие начинают кричать и корчиться, имитируя процесс родов.
Вот как комментирует основатель и пастор харизматической церкви «Слово жизни»:
«Когда Святой Дух прорывается через человека, он испытывает нечто подобное физической боли, подобно ощущениям женщины в муках рождения. Когда Господь приводит нас в такое состояние, мы думаем, что сошли с ума. Мы катаемся по полу, мы вопим в беспокойстве, визжа, как свинья, которую режут. Это невероятно мощная молитва, и диавол ненавидит её. Он кричит на нас, что мы сумасшедшие и фанатики»
Для консервативных пятидесятников подобные вещи неприемлемы. Да и вообще, признаться, со стороны действия харизматов очень похожи на собрание людей с большими психическими проблемами. Но изнутри, конечно же, всё это воспринимается иначе — этакая религия с юмором, который в придачу обещает легкодоступное духовное пробуждение.
Харизматы ищут духовных достижений без усилий.
Это общая черта большинства течений нью-эйдж: делать пару нехитрых упражнений два раза в день в ожидании ошеломительного результата. Только практикам невдомёк, что оригинальные духовные учения всегда предполагали сложный путь подвижничества и работы над собой, а всякие простые дорожки — это не больше чем липа.
Собственно, и пятидесятники убеждены, что духовная трансформация человека не даётся за так, а происходит благодаря большим внутренним усилиям. Харизматы же относятся ко всему легко и формально, во главе всего ставя практику.
Фундамент же остаётся стандартным протестантским. Тут есть идея спасения без участия церкви и убеждение, что авторитет есть только у Священного Писания.
Большинство практик харизматических церквей — типичные работы по изменению сознания
Если посмотреть запись с динамических медитаций Ошо и типичную массовую практику харизматов, то станет ясно, что речь идёт абсолютно об одних и тех же действиях с сознанием. Не важно, преподнесено оно под обложкой христианского или восточного вероучения. Как выглядит динамическя медитация, можно посмотреть на видео:
Ссылка на видео:
Более того — всё те же техники работы с сознанием используются на обычных семинарах по саморазвитию, где нет религиозной подоплёки. Оказывается, Святой Дух не причём. Достаточно внести некую сумму, и пара инструкторов введёт во все нужные состояния: неконтролируемого смеха, танцев и покажет ещё немало других духовных упражнений.
По сути, это не так уж и страшно, если помогает человеку расслабиться, почувствовать себя сопричастным к чему-то возвышенному. Пусть даже за это потребуются какие-то взносы в пользу церкви или плата за посещение семинаров, жуткого в этом ничего нет.
Но плохо, когда человек подменяет подобными практиками настоящие духовные поиски и работу над собой. Этот суррогат мешает человеку стремиться стать лучше. Когда тебе кажется, что до реального Божественного сознания осталась пара танцев — это путь в никуда. Поэтому нужно понимать:
- Духовный путь предполагает работу над собой.
- Упражнения её не заменят.
В противном случае религиозная жизнь человека сводится к массовым безумствам на публике. Это явно не путь Иисуса Христа, а Библия, в которой важен один только дар, — истолкование неверное, однобокое и вредное.
Учение о процветании
Для харизматов очень важно учение о процветании. Это типичная нью-эйдж концепция: если Дух Святой в человеке проявился, то всё теперь пойдёт как по маслу. Не будет проблем с деньгами, со здоровьем, с личной жизнью и т.д.
Бог открывается к такому человеку, постоянно его «балует». А если ты беден и со здоровьем проблемы, то виновато не правительство, не медицина, а лишь то, что ты недостаточно практиковал. Практикуй, танцуй, пой — и твоё мировоззрение займёт правильную точку, а жизнь наладится.
Пути у верующего два:
- Самовнушение. Поверить в то, что всё хорошо, даже если всё плохо.
- Депрессия. Верующий рано или поздно разочаровывается в своих силах из-за того, что не испытывает счастье. Это грозит серьёзными проблемами.
Церковь харизматов в Белоозерске. Фото: photocdn.photogoroda.com
Многие люди после церквей харизматов нуждаются в помощи
Недобросовестные пастыри церкви харизматов часто злоупотребляют своим положением:
- Требуют взносов.
- Запрещают обращаться к врачам, поскольку, по мнению харизматов, сами всё могут вылечить.
- Подавляют в человеке волю.
Разумеется, это вопрос конкретных личностей, а не всего движения в целом. В православии тоже хватает недобросовестных священников. Но всё же статистически именно из харизматических церквей преимущественно люди попадают в реабилитационный центр, а то и кончают с собой.
Из-за этих аспектов представители харизматического движения находятся под постоянной угрозой.
В России харизматические церкви тесно связаны с пятидесятниками из-за нюансов регистрации
Харизматические церкви сами по себе не имеют единства. Они могут отличаться догматами и практиками, так что к ряду организаций многое из сказанного выше может не относиться. Слишком общины харизматов независимы друг от друга.
Религоведы затрудняются классифицировать харизматические церкви.
Усложняет ситуацию в нашей стране и ещё и то, что в годы развала СССР ряд общин харизматов для ускорения процедуры регистрации назвали себя движениями пятидесятников. Путаница продолжается по сей день.
Чтобы их не путали с пятидесятниками, харизматы часто называют себя христианами евангельской веры.
Харизматы делают упор на чудеса, православие — на веру
Теперь немного об отношениях харизматов и православия. Православие само по себе никак не относится к харизматам. В рамках традиции нет наставлений об отношениях с другими христианами. Это уже будет не христианство, а опыт церковной практики.
Что касается православного духовенства, то оно обычно негативно отзывается о харизматах. Впрочем, точек соприкосновения немного. Харизматы делают акцент на мистическом опыте. Для харизмата важно, чтобы была не только слепая вера, но и подтверждение свыше. «Если Бог есть, — рассуждает харизмат, — то почему бы Ему не доказать это? Пусть пошлёт знамение. Ему же это ничего не стоит!». Поэтому харизматы охотятся за чудом.
Чудеса эти подчас сомнительные. То же самое говорение на разных языках встречается и у одержимых дьяволом. А большинство их переживаний — рядовые психические явления.
Способность говорить на разных языках встречается и у одержимых тоже.
Православные же убеждены, что есть духовная прелестью — всякие чудеса и состояния, которые отвлекают верующего от главного. От них предлагается отречься и предаться подчас действительно слепой вере, не требуя никаких доказательств.
Священник Александр (Шрамко) трезво размышляет об отношениях харизматов и православных.
«Харизматические движения есть и в рамках традиционных конфессий. Есть они уже и в Русской Православной Церкви. Но здесь тоже не следует сразу же ставить вопрос о «борьбе за чистоту веры», которая обыкновенно сводится к запретам и прещениям. Было бы правильно создать такую атмосферу терпимости, чтобы сторонники определенного движения имели возможность не только объясниться, но и быть услышанными. А потом уже Церковь может выработать совместное мнение, сколь опыт этот чужд или приемлем в рамках православной традиции. Мнение, но не «оргвыводы».
К сожалению, в страхе перед последними харизматы в православной церкви стараются замалчивать свои истинные взгляды или внешне подгонять их под общепринятые концепции, скрывая внутреннюю подоплеку. Другой способ с их стороны – продвигать свои проекты кулуарно, заинтересовывая некоторых влиятельных иерархов и церковных чиновников, готовых зачастую принять все что угодно, только бы главная суть и щекотливые детали остались в рамках узкого круга и не стали достоянием широкой церковной общественности. Все это, разумеется, приводит к фальши и фактическому предательству Церкви, которую просто напросто обводят вокруг пальца. Те же вопросы, честно представленные на общий и благожелательный суд, могли бы стать свидетельством соборности и жизнеспособности Церкви».
Александр (Шрамко) Священик
Лидеров харизматических Церквей часто называют «злостными сектантами», которые разрушают семьи и расшатывают психику верующих. Не так давно по первому каналу телевидения показывали фильм «Секты в законе». В нем раскрывались методы «завлечения» доверчивых людей в общины пятидесятников, сайентологов и богородичников (Церковь Божией Матери Державной). На самом деле в отличие от двух последних пятидесятничество уже давно является неотъемлемой частью российского протестантского движения.
Общины христиан, которые вслед за апостолами стали говорить на иных языках под «воздействием Святого Духа», появились в Северной Америке на рубеже XIX и ХХ веков. На территории России первые общины возникли в 1911-1913 гг., а их бурное развитие приходится на 1920-е гг. Уже тогда пятидесятники поражали общество и представителей других протестантских Церквей своими крайне эмоциональными богослужениями и миссионерской энергией.
Со времен НЭПа и до прихода к власти Бориса Ельцина именно пятидесятники (харизматы, неопятидесятники или, как они сами себя называют, христиане веры евангельской) привлекали к себе наибольшее количество верующих. Именно они наиболее активно отстаивали свое право свободно проповедовать.
После революции 1917 года пятидесятников стали считать вновь появившимся движением «трясунов». Их столкновения с традиционными протестантами (баптистами и евангельскими христианами) выплескивались на страницы еще издававшихся в 1920-е гг. евангельско-баптистских газет и журналов. В прессе периодически появлялись скандальные предупреждения: «Трясуны ходят по хатам и развращают евангельскую веру» (журнал евангельских христиан «Христианин»).
В отличие от баптистов пятидесятническая доктрина не предполагает строгой иерархической структуры Церкви или сообщества Церквей и жесткого подчинения членов общины пресвитеру. Во всем мире пятидесятники — это различные объединения, союзы и отдельные независимые ветви со своими особенностями церковной жизни. Тем не менее начиная с 1920-х гг. в России можно выделить два основных направления: воронаевское и шмидтовское. Они исповедуют одно вероучение, одинаково активны в сфере миссионерской работы и различаются лишь особенностями служения.
Воронаевское течение возникло в 1921 году, когда его глава Иван Воронаев основал первую Церковь в Одессе. Будучи баптистом, Воронаев обратился в пятидесятничество в США. В 1926 году он создал первый Союз пятидесятников на территории России.
Шмидтовцы сначала также проповедовали на Украине, в результате чего в 1924 году в г. Кременце Тернопольской области был учрежден Союз пятидесятников, который с 1927 года возглавил лидер этого течения — Георгий Шмидт.
В конце 1920-х гг. отношение властей к пятидесятникам ухудшилось, и Воронаев со своими последователями начал проповедовать учение о крещении страданиями. Воронаевцы учили о трех видах крещения: водой, Духом Святым и страданиями за дело Христа. В 1928 году Воронаев, ранее согласившийся официально зарегистрировать свой союз, писал: «Приближается конец мира, не подчиняйтесь власти. Кто вступит в колхоз, тот отдаст душу черту. Не идите в колхозы, а в крайнем случае организуйте свои сектантские коллективы». Иван Воронаев, в своих статьях предупреждавший верующих о надвигающихся репрессиях, погиб в 1930-х гг. в сталинских застенках.
Почти 45 лет Церкви христиан веры евангельской формировались под влиянием жесткой политики советской власти и Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ), направленной на «упорядочивание» движения пятидесятников. Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов был создан в 1944 году как официальное объединение протестантов Советского Союза. Несмотря на то что часть пятидесятников заключила августовское соглашение 1945 года о вхождении во ВСЕХБ, позднее более половины Церквей, подписавших это соглашение, из него вышли.
Отток пятидесятнических общин из союза, навязанного чиновниками, продолжался практически весь советский период. Во ВСЕХБ вошли по большей части общины из Прибалтики, Украины и Белоруссии, так как там пятидесятническое движение было наиболее многочисленным и заметным. Сотни общин в России оставались без регистрации, осознав, какие последствия она влечет за собой в плане ограничения проповеди.
Самой изуверской советские пропагандисты называли Церковь непримиримых пятидесятников, которые отказывались от регистрации своих общин. Нерегистрированные пятидесятники с завидным упорством боролись за свои права, открыто выступая против советской власти. Когда их молитвенные дома сносили, они пускались в бега и кочевали по стране, подобно старообрядцам в петровскую эпоху. Нерегистрированные пятидесятники выработали свой документ, который по многим положениям походил на воззвания столь же непримиримых баптистов-инициативников из Совета Церквей ЕХБ.
Нерегистрированные епископы распространили по российским и украинским общинам «Братскую беседу по вопросам устройства Церквей ХВЕ». В ней провозглашался принцип добровольности в отношении военной службы и обязательность активного религиозного воспитания детей. Отношение к государству было крайне осторожным: «Хотя Слово Божье говорит, чтобы мы были покорны высшим властям, но повиноваться начальствам надо на доброе дело и для Господа».
О «секте» пятидесятников снимались фильмы и издавались пропагандистские брошюры, распространявшие порой самые невероятные обвинения, как, например, наличие у пятидесятников человеческих жертвоприношений и свального греха. Героем агитационного фильма «Тучи над Борском» был епископ Иван Федотов, которого осудили по абсурдному обвинению за то, что он склонял одну прихожанку принести свою дочь в жертву. По сюжету фильма, одну из ролей в котором сыграла молодая актриса Инна Чурикова, пятидесятники пытались распять советскую девушку на кресте, однако бесстрашный комсомолец сумел ее спасти.
С начала 1990-х гг. пятидесятничество существует в основном в рамках официально зарегистрированных Союза христиан веры евангельской пятидесятников (СХВЕП), Российского объединенного союза ХВЕП, Российской ассоциации христианских миссий и Ассоциации христианских Церквей «Союз христиан», а также в виде автономных нерегистрированных общин и миссий. В процессе рождения и развития Церквей и их контактов с западными братьями в среде пятидесятников произошло разделение на традиционных пятидесятников и «новых» — харизматов. Служители в основном советского времени выступали за сохранение своеобразия и традиций российских пятидесятников и против крайностей харизматических Церквей. В свою очередь, харизматы, история которых за некоторыми исключениями начинается в России с 1990-х гг., использовали рок-музыку и танцевали на богослужениях. Молодые служители первыми осознали возможности подобных методов евангелизации в России.
Существование двух взглядов на то, как надо возрождать и обновлять христианство, привело к конфликту среди пятидесятников. Он произошел в Союзе ХВЕП в 1999 году, когда группа старших пресвитеров решила создать блок консервативных пятидесятников в Союзе пятидесятников. Они выступили против включения харизматических пасторов крупных Церквей в руководство СХВЕП. Для достижения мира была создана согласительная комиссия по урегулированию взаимоотношений между Церквами и составлено письмо, где были изложены основы единого пятидесятнического вероучения. В письме, в частности, говорилось, что «союз протянул руку дружбы и помощи Церквам, и теперь они получили возможность проповеди Евангелия, право на аренду помещений, приглашения миссионеров и так далее».
Традиционные пятидесятники стали в буквальном и переносном смысле «отцами» харизматического течения. Значительная часть пасторов общин, возникших в 1990-х гг., получила религиозное воспитание в Церквах советского времени. Их родители, естественно, были консерваторами, а поэтому возникновение новых молодежных общин, использующих христианский рок во время служения, приводило к жарким спорам, взаимным обидам и трениям. Идейные и организационные разногласия между «отцами и детьми» не сделали харизматов и пятидесятников врагами. Они по-прежнему считают друг друга братьями.
Уникальность российской ситуации состоит в том, что преемственность поколений сохранила целостность всего движения пятидесятников. Харизматические Церкви создавались при молчаливом согласии или даже активном участии традиционных пятидесятников. Консерваторы надеялись на то, что самые радикальные Церкви станут умеренными. И действительно, многие общины (но далеко не все) за последние десять лет проделали долгий путь, отказавшись от экстатических проявлений во время служб и требований теологии процветания (верующий должен быть обязательно богатым и здоровым).
Проиллюстрировать феномен «отцов и детей» может ситуация в курской общине пятидесятников Объединенной Церкви, которую возглавляет Иван Федотов. В начале 1990-х гг. в миссии ХВЕ «Ковчег» появилась своя молодежная группа «Прославление». Возникла она в результате контактов с дружественной Церковью в Швеции. Кроме того, совместно со служителями миссии в воскресной школе стал преподавать американский миссионер из харизматического движения «Церквей веры». Часть молодежи стала развивать харизматические идеи проповедников Алексея Ледяева из Риги и американцев Бенни Хина и Кеннета Хейгана.
«Старую» Церковь харизматы сочли слишком замкнутой. По мнению пасторов, ее традиции мешали росту общины. В конце концов группа молодых людей создала собственную Церковь «Сила Евангелия», которая вошла в Ассоциацию ХВЕ «Харизма» (РОСХВЕ). При этом консервативная материнская Церковь не порвала общения с харизматами, несмотря на разницу в служении. Пресвитеры продолжали поддерживать контакты между собой. Глава «Ковчега» Александр Стариков уверен в том, что «харизматы — это дети Божьи, и если они смиренно обращаются к Богу, то они придут к правильной форме служения, ведь Церковь не может выражать интересы только молодых или только старых».
Пятидесятники самых разных направлений привлекают в свои ряды студентов, коммерсантов, врачей, инженеров, бывших заключенных и наркоманов. Для этой деноминации характерно уважение к собственной истории и к истории своей страны. У пятидесятников есть свои герои, пострадавшие за веру, и они совсем не похожи на представителей новых религиозных движений. Сектантами же многие ученые и журналисты называют пятидесятников потому, что они не являются традиционным для России вероисповеданием. Что касается широких слоев общественности, то для них пятидесятническо-харизматическое движение пока остается примером достаточно новой религиозности, психологический и миссионерский накал которой разрушает ценности культуры, исторически связанной с православием.