Фото: DIOMEDIA
Содержание
- Хеттская империя держала под контролем не только всю Анатолию, но также часть Месопотамии и Сирии. Троя, какой мы ее знаем по «Илиаде», вероятно, находилась в вассальной зависимости у хеттских царей. Но в конце II тысячелетия до н. э. эта древняя империя в одночасье исчезла. Мария Молина изучает, что же случилось с хеттами.
- Падение царства
- Троя и земля Хатти
- Троя была крупным торговым центром Северо-Западной Анатолии. Скорее всего, ее связывали вассальные отношения со своими непосредственными современниками и соседями — хеттами. Во всяком случае, на вассальную зависимость от Хеттской империи указывают данные клинописных источников на хеттском языке. Да и в целом документальная информация, известная нам о Трое, доступна именно по хеттским текстам, поскольку от троянцев никаких записей не осталось.
- «Троя была важным центром торговли, но всегда должна была учитывать интересы соседей, из которых хетты, вне всякого сомнения, оставались наиболее значительными», — считает д-р Виллемийн Вааль (Willemijn Waal), хеттолог и ассириолог из Лейденского университета (Нидерланды), один из авторов книги «Троя: Город, Гомер, Турция» (Troy: City, Homer, Turkey).
- В хеттских клинописных табличках для территории, которую мы сейчас называем Троей, имеются два названия — Вилуса (Wilusa) и Таруиса (Taruisa). Гомер, напомним, называет город Приамато Илионом,то Троей. Если сопоставить данные греческого эпоса с топонимами на хеттском, можно предположить, что когда-то на берегу Босфора существовали два города с этими названиями. В дальнейшем же, полагает Тревор Брайс, один из них поглотил другой, и ко времени Троянской войны Вилуса и Таруиса обозначали одно и то же административно-географическое образование.
- Троя и земля Хатти
- Хеттская иероглифическая письменность
Хеттская империя держала под контролем не только всю Анатолию, но также часть Месопотамии и Сирии. Троя, какой мы ее знаем по «Илиаде», вероятно, находилась в вассальной зависимости у хеттских царей. Но в конце II тысячелетия до н. э. эта древняя империя в одночасье исчезла. Мария Молина изучает, что же случилось с хеттами.
Первые упоминания о хеттах относятся к началу II тысячелетия до н. э., последние — к XII веку до н. э. Откуда появились эти носители древнейшего известного нам индоевропейского языка среди народов Анатолии и Месопотамии? Вероятно, они пришли откуда-то с Балкан, и были это дикие племена, которые заняли Хаттусу — город хаттов, неиндоевропейского народа, происхождение которого остается пока загадкой для ученых. Хеттское царство в современных ему письменных источниках называется «страной города Хаттуса», хотя от самих хаттов нам остались лишь отдельные свидетельства в документах из клинописного архива хеттских царей. Видимо, от них же вместе с территорией хетты заимствовали институт царской власти, пантеон богов и, вероятно, технологии обработки металлов. Чужие боги отодвинули на задний план собственно индоевропейского бога дневного света — его изначальное присутствие в пантеоне хеттов восстанавливается по лингвистическим данным. «И все боги бежали передо мной», — такова традиционная формулировка, с помощью которой хеттский царь Мурсили II в своих анналах описывал военные победы (его правление датируют, отталкиваясь от общей хронологической канвы и предположительно случившегося в то время затмения, примерно 1321–1295 годами до н. э.). Словосочетание «бежали передо мной» в данном случае означает «мне помогали», а частота повторения этой формулировки демонстрирует убежденность хеттов в том, что без обращения к богам не только победы, но и никакой жизни толком не будет.
Фото:
Тайна хетского языка
Вместе с элитой Хеттской империи исчезли и писцы, знавшие хеттский язык и умевшие писать на нем с помощью клинописи. Естественным образом возникает еще один вопрос: каким образом язык целой империи мог исчезнуть практически в одночасье?
Дело в том, что к концу II тысячелетия до н. э. на хеттском языке в Хеттском царстве уже не разговаривали. Более того, хеттский с самого начала был лишь одним из языков в многоязычном государстве. А к закату империи даже элита говорила на другом, родственном языке — лувийском.
Первой от индоевропейской ветви языков отделилась анатолийская (хетто-лувийская) группа. Хеттский и лувийский — два наиболее известных языка этой группы благодаря письменной традиции. Кроме них, в анатолийскую языковую семью входят также палайский, карийский, лидийский, ликийский, милийский и другие языки.
Клинописная традиция досталась хеттам в начале II тысячелетия до н. э. от шумеров через посредство одной из аккадских клинописных школ. Она была приспособлена — насколько возможно — под запись фонетики индоевропейского языка (хеттского и лувийского). Знаки могли также использоваться для отражения шумерских и аккадских слов в хеттских текстах.
Писать и читать клинописные таблицы было непросто. Не исключено, что хеттские цари были неграмотны и во всем полагались на писцов. В текстах поздних клинописных табличек мы встречаем лувийские грамматические формы, а также ошибки в хеттском, вызванные тем, что язык этот в новохеттский период уже не был родным ни тем, кто диктовал текст, ни тем, кто его записывал. При раскопках постхеттских царств находят надписи лувийскими иероглифами, но не клинописные таблицы.
Ранние формы иероглифики (протоиероглифики) появляются еще на купеческих печатях Каппадокии начала II тысячелетия до н. э. Можно считать, что с этого времени и начинается традиция анатолийского иероглифического письма, которое пережило клинопись, исчезнувшую вместе с Хеттским царством. Во времена империи каждый тип письма устойчиво ассоциировался со своим языком, и после ее падения клинописная традиция прервалась вместе с традицией государственного управления.
Еще во времена империи иероглифическими знаками писали на деревянных табличках (покрытые воском таблички процарапывали или же на непокрытых писали при помощи краски). Их использовали для хозяйственных, ученических и прочих повседневных текстов, а клинопись на глине — для текстов политической или религиозной значимости, которые полагалось хранить в царских архивах. До нас дошло сравнительно мало инвентарных списков, записанных на глине, — да и те в основном относились к храмовому хозяйству. Позднее иероглифы начинают использовать и для надписей на камне.
«После падения Хаттусы потеря национальной идентичности была быстрой, — пишет хеттолог Тревор Брайс в книге «Мир постхеттских царств» (The World of the Neo-Hittite Kingdoms). — С начала хеттской истории они были смесью различных этнических групп… Самоопределение хеттов было связано с тем, что они жили на территории, традиционно называемой землей Хатти, а политическое единство определялось линией хеттских царей, правивших из Хаттусы».
Падение царства
Довольно быстро, всего через столетие после появления в Хаттусе, хеттские цари фактически подчинили себе через договоры вассальной обязанности значительную часть Анатолии и Северной Сирии. В одном из походов был даже захвачен и разграблен Вавилон, хотя такие дальние территории хетты, конечно, не могли удержать под своим контролем. А еще четыре столетия спустя Хеттская империя перестала существовать — в тот момент, когда пала ее столица Хаттуса, положившая, таким образом, начало и конец хеттскому господству.
Долгое время предполагалось, что город был захвачен и разрушен внешними силами — народами моря (см. «Народы моря наступают»). Однако недавние раскопки под руководством Юргена Зеера (Jurgen Seeher) и Андреаса Шахнера (Andreas Schachner) показали: перед тем как город был окончательно разрушен, большинство его обитателей уже ушло, взяв с собой свои вещи.
Следовательно, захватчики были всего лишь мародерами, разграбившими оставленный город. Такой поворот событий приводит нас к двум фундаментальным вопросам: во-первых, из-за чего, а во-вторых, куда именно ушли хетты?
Точных ответов на эти вопросы пока нет. Раскопки последних десятилетий тем не менее позволяют сделать определенные предположения. Как считает один из ведущих исследователей хеттской истории, профессор Школы истории, философии, религии и классической филологии Квинслендского университета (Австралия) Тревор Брайс (Trevor Bryce), рядовые обитатели Хаттусы просто разошлись в разные стороны по многим областям, где доминировала хеттская культура.
Однако последний царь Суппилулиума II, тот самый, что оставил Хаттусу мародерам, мог иметь в голове вполне определенное направление — юго-запад Анатолии или север Сирии. Хеттское влияние в этих областях было наиболее сильным, и там же в первые четыре столетия железного века археологи находят следы царств, явно наследующих хеттам.
Постхеттские царства образовались на территориях, которые ранее были связаны договорами вассальной зависимости с Хаттусой, там в I тысячелетии еще использовалось название «страна города Хатти». Одно из них — Каркемиш в Северной Сирии. Его «великие цари» образовали династическую линию, которая, возможно, продолжает линию хеттских царей в раннем железном веке (1200–900 годы до н. э.), сразу после падения Хаттусы. Но даже если это был не Каркемиш, Тревор Брайс говорит, что мы по крайней мере можем ожидать чего-то подобного в одном из постхеттских царств.
Таким образом, можно предположить, что в сторону Северной Сирии и двинулась дворцовая элита хеттов вместе с наиболее драгоценными вещами из царских хранилищ. Тут стоит напомнить, что сама по себе идея переноса столицы в истории Хеттского царства возникает дважды. Первый раз — когда царь Муваталли II перенес столицу из Хаттусы в Тархунхассу. С одной разницей — в тот раз династическая линия не прервалась, и хеттские цари вернулись в сердце своей империи. К слову, археологам Тархунтассу пока найти не удалось, точно так же, как и последнее убежище Суппилулиумы II. Но во второй раз эта схема не сработала. В Хаттусу, как мы знаем, хеттские цари не вернулись.
Среди того, что они забрали с собой, предположительно, были самые важные для государственного управления тексты: актуальные договоры, свод законов и т. п. Из фрагментов того, что осталось, впрочем, составляется библиотека самых разнообразных документов, в том числе огромное количество религиозных текстов, более старые договоры, а также копии законов. Сумеют ли археологи когда-нибудь обнаружить хеттские библиотеки в Северной Сирии? Не исключено, что под одним из теллей (холмов) этой страны, куда сейчас невозможно попасть из-за военных действий, кроется тайна исчезновения хеттов и рассказ о том, почему им не удалось вернуться в Хаттусу.
Троя и земля Хатти
Троя была крупным торговым центром Северо-Западной Анатолии. Скорее всего, ее связывали вассальные отношения со своими непосредственными современниками и соседями — хеттами. Во всяком случае, на вассальную зависимость от Хеттской империи указывают данные клинописных источников на хеттском языке. Да и в целом документальная информация, известная нам о Трое, доступна именно по хеттским текстам, поскольку от троянцев никаких записей не осталось.
«Троя была важным центром торговли, но всегда должна была учитывать интересы соседей, из которых хетты, вне всякого сомнения, оставались наиболее значительными», — считает д-р Виллемийн Вааль (Willemijn Waal), хеттолог и ассириолог из Лейденского университета (Нидерланды), один из авторов книги «Троя: Город, Гомер, Турция» (Troy: City, Homer, Turkey).
В хеттских клинописных табличках для территории, которую мы сейчас называем Троей, имеются два названия — Вилуса (Wilusa) и Таруиса (Taruisa). Гомер, напомним, называет город Приамато Илионом,то Троей. Если сопоставить данные греческого эпоса с топонимами на хеттском, можно предположить, что когда-то на берегу Босфора существовали два города с этими названиями. В дальнейшем же, полагает Тревор Брайс, один из них поглотил другой, и ко времени Троянской войны Вилуса и Таруиса обозначали одно и то же административно-географическое образование.
Хеттская иероглифическая письменность
Так называемая хеттская иероглифическая письменность употреблялась, по-видимому, лишь на протяжении нескольких столетий; еще пользуясь ею, хетты уже приспособили к своему языку ранневавилонскую клинопись. Эта так называемая хеттская клинопись продолжала употребляться вплоть до конца Хеттского царства как в официальной переписке, так и в повседневной жизни.
Мы не располагаем прямыми данными о том, что хеттская иероглифическая письменность употреблялась до 1500 г. до н.э. К этому периоду может быть ориентировочно отнесена надпись, опубликованная Р. Д. Барнетом, однако подавляющее большинство хеттских иероглифических надписей относится ко времени хеттских государств в Сирии, в частности к X—VIII вв. до н.э. Самая поздняя надпись может быть датирована серединой VII в. до н.э. Кажется странным, что на родине хеттов таких надписей обнаружено очень немного, а огромное их большинство найдено в северной Сирии, в частности в Каркемише, Хамате и Алеппо1Это объясняется тем, что так называемой «хеттской» иероглификой писали собственно не по-хеттски, а на другом языке, родственном хеттскому, возможно на лувийском. — Прим. ред..
Рельефная хеттская иероглифическая надпись из Каркемиша (VIII в. до н.э.).
Преобладающая часть надписей выполнена рельефом или высечена на каменных памятниках или скалах: незначительное количество выгравировано на свинце; есть также надписи на печатях или же оттиски печатей на глине; знаменитая «печать Таркондема» сделана из серебра. Характер некоторых надписей, в частности тех, что найдены в Ашшуре, более скорописный.
Сравнительная таблица хеттских иероглифов в скорописной (II, IV, VI, VII) и полной форме (I, III, V, VIII).
Первая хеттская иероглифическая надпись была открыта еще в 1812 г. в Хамате (северная Сирия), а первые серьезные исследования принадлежат Сэйсу и Райту, которые установили, что надписи такого рода являются хеттскими. Сэйс и Райт пытались применить для дешифровки хеттских иероглифов методы дешифровки египетской иероглифики, но их попытка не имела успеха. Тем не менее благодаря исследованиям этих и многих других ученых хеттская иероглифическая письменность нашла свое место в современной науке. Достигнутые результаты не получили еще всеобщего признания, однако во взглядах на основные моменты дешифровки исследователи постепенно приходят к единству.
Хеттские идеографические знаки.
Начало надписи вверху справа; направление письма обычно бустрофедон, то есть каждая строка продолжается строкой, написанной в противоположном направлении, подобно направлению Движения быка, пашущего поле. Некоторые тексты написаны в одном направлении — либо справа налево, либо слева направо. Знаки обращены всегда к началу строки. Отдельные слова разделены специальными значками.
Общее число хеттских иероглифических знаков около 220; впрочем, Мериджи считает, что их было 419. Знаки разделяются на идеографические и фонетические; большая часть знаков представляет собой идеограммы, таковы знаки для слов «бог», «царь» «царевич», «великий», «город», «жертвоприношение», «страна» «бык»; есть знаки, обозначающие животных, растения, части тела и т.п.; они употребляются как словесные знаки или как детерминативы. Пятьдесят семь знаков, по мнению Гельба, имеют слоговое значение.
Происхождение хеттской иероглифической письменности
Проблема происхождения хеттской иероглифической письменности еще не решена. Одни ученые возводят хеттскую иероглифику к египетской, другие — к критскому пиктографическому письму. Хеттская иероглифическая письменность, так же как и египетская иероглифика и критские пиктограммы, имеет ярко выраженный рисуночный характер, но отсюда не должно непременно следовать, что хеттская иероглифика произошла от одной из перечисленных письменностей.
И в самом деле, сравнение хеттской иероглифики с египетской показывает, что прямая связь между ними отсутствует. Между критскими пиктограммами и хеттской иероглификой есть известное внешнее сходство но их взаимная связь не может быть доказана до тех пор, пока не будет расшифровано критское пиктографическое письмо; нельзя также не учитывать трудности хронологического порядка, возникающие в связи с таким сопоставлением.
В настоящее время автор придерживается следующего взгляда; в связи с экспансией Хеттского царства возникла необходимость в монументальном письме, пригодном для надписей на камне. Возможно, парадный вид хорошо известной хеттским правителям египетской письменности побудил хеттов избрать для этих целей пиктографическое письмо. Здесь вполне применима теория Крёбера о «диффузии стимула» или «диффузии идеи». Позже развилась более простая скорописная форма хеттской иероглифической письменности.
О времени создания хеттской иероглифической письменности трудно говорить уверенно, однако есть основания предполагать, что около середины II тыс. до н.э. она уже существовала Известны и другие, порой абсурдные предположения. Так, например, итальянец Рибеццо считает, что хеттская иероглифическая письменность была изобретена до 3000 г. до н.э., но в течение более 1000 лет не употреблялась в официальной переписке; кроме того, записи делались главным образом на недолговечном материале. Выше уже говорилось о теории чешского хеттолога Грозного, согласно которой хеттская иероглифическая письменность возникла будто бы в начале III тыс. до н.э. и была связана с письмом долины Инда.
В ходе ряда археологических раскопок были найдены артефакты, проливающие свет на такой вопрос, как религия древнего племени хеттов. В частности, были обнаружены наскальные изображения, представляющие собой картины с различными божественными и демоническими сущностями, а также с так называемыми «воинами света». Кроме того, во время раскопок были найдены письменные свидетельства, выполненные на глиняных пластинах. Тексты, выгравированные на них, рассказывали не только о религии хеттов, но и об их мировоззрении в целом.
Среди великого множества божественных сущностей, которым поклонялись, главное место в пантеоне хеттских богов, как, впрочем, и в любом другом языческом веровании, отводилось покровителям солнца. Следом за ними шли лунные божества, причем некоторым из них были посвящены отдельные мифы. С большим почетом относились хетты к покровителям морей и океанов. Имена их звучали как Эстан, Мецулла, Кашку и Аруна. Помимо них важное место занимали так называемые божества погоды, или покровители стихий. В религии хеттов одним из самых почитаемых был бог-громовержец Тару. Не последнее место в верованиях занимали также его сыновья. Кроме того, хетты поклонялись божествам женского пола. Одним из них являлась Иштар – богиня плодородия, любви и войн. Этот персонаж был предположительно заимствован хеттами из аккадской мифологии.
Кроме того, в религиозных воззрениях представителей хеттского царства уделялось внимание не только божествам природы, но и так называемым чувственным покровителям. Это, в первую очередь, были божества, олицетворяющие такие чувства, как вожделение и страх. Сюда же можно отнести покровителей священных символов власти, например, божество престола, а также покровителей сельского хозяйства или некоторых видов деятельности. Зачастую в хеттской религии присутствует вражда между верховными богами и их «подопечными», что так же нередко встречается в религии древних египтян и древних эллинов. Многие персонажи хеттских религиозных мифов обнаруживают прямую параллель с греческими, в частности, непрекращающаяся вражда между свергнутыми верховными божествами и узурпаторами их положения. Таким образом, можно смело уттверждать, что религиозное мировоззрение, существовавшее в Хеттском царстве, оказало существенное влияние на формирование религии в Древней Элладе.
Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива. И послал Давид разведать, кто эта женщина? И сказали ему:
— Это Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хеттеянина.
Давид послал слуг взять её; и она пришла к нему, и он спал с нею. Когда же она очистилась от нечистоты своей, возвратилась в дом свой. Женщина эта сделалась беременною и послала известить Давида, говоря: «Я беременна».
И послал Давид сказать Иоаву:
— Пришли ко мне Урию Хеттеянина.
И послал Иоав Урию к Давиду. И пришёл к нему Урия, и расспросил его Давид о положении Иоава и о положении народа, и о ходе войны. И сказал Давид Урии:
— Иди домой и омой ноги свои.
И вышел Урия из дома царского, а вслед за ним понесли и царское кушанье. Но Урия спал у ворот царского дома со всеми слугами своего господина, и не пошёл в свой дом. И донесли Давиду, говоря: «Не пошёл Урия в дом свой». И сказал Давид Урии:
— Вот, ты пришёл с дороги; отчего же не пошёл ты в дом свой?
И сказал Урия Давиду:
— Ковчег Божий и Израиль и Иуда находятся в шатрах, и господин мой Иоав и рабы господина моего пребывают в поле, а я вошёл бы в дом свой и есть, и пить, и спать со своею женою! Клянусь твоею жизнью и жизнью души твоей, этого я не сделаю.
И сказал Давид Урии:
— Останься здесь и на этот день, а завтра я отпущу тебя.
И остался Урия в Иерусалиме на этот день до завтра. И пригласил его Давид, и ел Урия пред ним и пил, и напоил его Давид. Но вечером Урия пошёл спать на постель свою с рабами господина своего, а в свой дом не пошёл.
Поутру Давид написал письмо к Иоаву и послал его с Уриею. В письме он написал так: «Поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражён и умер». Посему, когда Иоав осаждал город, то поставил он Урию на таком месте, о котором знал, что там храбрые люди. И вышли люди из города и сразились с Иоавом, и пало несколько из народа, из слуг Давидовых; был убит также и Урия Хеттеянин.
И послал Иоав донести Давиду о всём ходе сражения. И приказал посланному, говоря:
— Когда ты расскажешь царю о всём ходе сражения и увидишь, что царь разгневается, и скажет тебе: «Зачем вы так близко подходили к городу сражаться? Разве вы не знали, что со стены будут бросать на вас? Кто убил Авимелеха, сына Иероваалова? Не женщина ли бросила на него со стены обломок жёрнова и поразила его, и он умер в Тевеце? Зачем же вы близко подходили к стене?» — тогда ты скажи: «И раб твой Урия Хеттеянин также поражён и умер».
И пошёл посланный от Иоава к царю в Иерусалим, и пришёл, и рассказал Давиду обо всём, для чего послал его Иоав, обо всём ходе сражения. И разгневался Давид на Иоава и сказал посланному:
— Зачем вы близко подходили к городу сражаться? Разве вы не знали, что вас поражать будут со стены? Кто убил Авимелеха, сына Иероваалова? Не женщина ли бросила на него со стены обломок жёрнова, и он умер в Тевеце? Зачем вы близко подходили к стене?
Тогда посланный сказал Давиду:
— Одолевали нас те люди и вышли к нам в поле, и мы преследовали их до входа в ворота; тогда стреляли стрелки со стены на рабов твоих, и умерли некоторые из рабов царя; умер также и раб твой Урия Хеттеянин.
Тогда сказал Давид посланному:
— Так скажи Иоаву: «Пусть не смущает тебя это дело, ибо меч поядает иногда того, иногда сего; усиль войну твою против города и разрушь его». Так ободри его.
И услышала жена Урии, что умер Урия, муж её, и плакала по муже своём. Когда кончилось время плача, Давид послал, и взял её в дом свой, и она сделалась его женою и родила ему сына. И было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа.