Химические зависимости

У Шекспира всё легко. К примеру, мучается его герой вопросами бытия — быть? или не быть? И сам изнывает, и окружающих всячески изводит (там крыса, крыса!), но под занавес все вопросы как-то разрешаются. И нет больше вопросов. Дальше — тишина. Уберите трупы…

Вопросы попроще, так сказать, бытовуха — где платок?! молилась ли ты на ночь? — тоже не оставались безответными. Платок — утерян (найдётся — поздно, уж помолилась…) Укройте вид трагического ложа…

Другое дело наши классики середины 19 века. Они выносили свои вопросы прямо на обложку. И сигналили ими, как малиновый берет незнакомой дамы на балу скучающему Онегину, при этом оставляя ??-ы безответными и вечными. («Это мы не проходили» проходили ещё тут: http://diletant.media/blogs/62458/37403661/)

Вопросы, да, извечные, но справедливости ради нужно сказать, что вопрос «Кто виноват?» на 17 лет старше вопроса «Что делать?». Герцен опубликовал свой роман в 1846 году, когда Чернышевскому было 18 лет и он только-только ступал на стезю революционности, как пушкинский гусь на красных лапках на первый лёд.

Читал ли Чернышевский роман Герцена? Конечно, читал, тогда все всё читали, не так уж много книг выходило. Некоторые читали даже с карандашом в руках, как например, историк литературы, критик и страстный ревнитель за чистоту русского литературного языка Степан Петрович Шевырёв, который после «Кто виноват?» придумал термин «искандеризмы», но об этом позже.

Оказал роман «Кто виноват?» влияние на Чернышевского? Да, Чернышевский развил идею Герцена: женщина имеет право сама определить своё положение в обществе и семье, тем более что к 1863 году это право «назрело» ещё больше. Так что среди «новых людей», которым посвящён роман «Что делать?» Чернышевский выводит и женщину. (Я сейчас оставляю за скобками дичайший стиль Чернышевского и адский язык романа. Когда на одной странице 7 раз можно встретить слово «миленький» и прочие «диванчики» с «кроватками» и «цветочками». Поэтому легко! соглашаемся с самим автором, хоть он и кокетничает и вроде как пишет не всерьёз в предисловии — «У меня нет ни тени художественного таланта. Я даже и языком-то владею плохо…»)

У Герцена нет «новых людей», есть «бесполезный человек» Бельтов — Герцен тяготеет к Пушкину. Прекрасно одарённый от природы, Бельтов скучает, как Онегин, не знает, чем заняться и куда приложить свои силы; в глухой губернии влюбляется в незаурядную замужнюю женщину; она, как Татьяна любит его, но не может оставить безвольного мужа. Бельтов страдает и уезжает, героиня страдает и угасает в чахотке, муж страдает и потихоньку спивается… Кто виноват? Да никто. «А случай сей за неоткрытием виновных предать воле божией, дело же, почислив решённым, сдать в архив. Протокол»… (Любопытства ради — первый псевдоним у Плеханова был Бельтов).

Но самое главное: «Кто виноват?» — первостатейное художественное произведение, в котором есть и лирика, и ироничный юмор, и сатира, и публицистика, и всё это — превосходным литературным языком. Так почему же в школе не заставляли читать «Кто виноват?», а чморили снами томящейся своим фиктивным положением жены Веры Павловны, достойных толкования доктора Фрейда, а не школьников, хоть и «старшего школьного возраста»? Об этом — в «Выводах».

Белинский был в восторге от «Кто виноват?», он писал Герцену «Умри, Герцен!», заимствовав исторический анекдот про реакцию князя Григория Потёмкина на «Недоросля» Фонвизина — Умри, Денис, лучше не напишешь!

Может, Белинскому ещё и потому так нравился роман Герцена, что один из главных героев — учитель Круциферский был (как и великий критик) сыном уездного лекаря, бедного, но честного. Все несчастья лекаря Круциферского и ненависть к нему губернатора начались с того, что он не дал свидетельства о естественной смерти засечённому кучеру одного помещика.

В прошлом посте я писала о «деле помещицы Давыдовой» и о том, что отец Белинского — лекарь Белынский не нашёл признаков насильственных действий и скрыл в своём свидетельстве, что помещица Давыдова забила беременную крепостную. Так что продолжаю свои подозрения про Белинского, начатые в прошлом посте. Кто знает, может Белинский рассказывал Герцену про своего отца и дело Давыдовой? Только рассказал всё наоборот? Тем более что с 1828 года, когда об этом громком деле писали в Пензенской губернии, много воды утекло. И лекарь Белынский давно уже умер. И Белинский умрёт через два года после выхода романа «Кто виноват?». А жаль. Было бы интересно, что бы он написал по поводу «Что делать?»…

Выводы, или Нет, что-нибудь полегче…

Кино вообще — страшная сила, как красота у Достоевского, а советское кино 1960-х было силой созидательной: сеяло разумное, доброе, вечное. Стоило показать в фильме «Берегись автомобиля», что положительный герой, мешковатый незлобивый Деточкин читает «Гамлета», как интерес к Шекспиру после фильма начинал зашкаливать.

А к «Былому и думам» Герцена особенно прониклись после «Старшей сестры»: — А ведь у вас есть о чём поговорить. О книгах, например. Я вот видел, ты что недавно читала? — Может, «Былое и думы»? — Нет, что-нибудь полегче…

Примечательно, что в кино читает Герцена обычная учётчица Надя (она потом ещё и к Виссариону Григорьевичу подогреет интерес, с самозабвением прочитав наизусть на вступительном экзамене — Любите ли вы театр?). И всё это не было киношной натяжкой: «Былое и думы» тогда были практически в каждой нормальной семье. Равно как и «Что делать?» Чернышевского, которого проходили в школе; в выходных данных к этому роману «о новых людях» так и приписывали «Для старшего школьного возраста».

Но «Былое и думы» — это поздний Герцен, своего рода исповедь о себе и времени, подведение итогов. А «Кто виноват?» — его блестящий дебют в художественной прозе, до этого он писал научно-исследовательские и публицистические статьи.

В итоге жаль:

1. что декабристы разбудили Герцена и он до чрезвычайности увлёкся борьбой с царизмом. А мог бы написать больше романов и повестей, чем он написал. У него это получалось много лучше, чем у Чернышевского.

2. что Ленина в своё время роман Чернышевского «перепахал». Об этом пишет один из биографов Ленина Валентинов. Ленин про «Что делать?»:

«Он увлёк моего брата, он увлёк и меня. Он меня всего глубоко перепахал… Эта вещь, которая даёт заряд на всю жизнь».

Ну, лучше бы Ленина перепахал какой-нибудь другой роман, как говорил герой известного фильма — лучше бы я улетел в другой город… Потому что после такого вдохновляющего и направляющего ленинского отзыва у советских школьников не оставалось надежд. Перед ними открывались врата с начертанным на них «Что делать?»…

Искандеризмы

Искандеризмы — так назвал С. П. Шевырёв слова, синтаксические конструкции, иноязычные слова и неологизмы, введённые в литературный язык Искандером-Герценом в романе «Кто виноват?». (Да-а, пустить бы сейчас этого профессора в Сеть широкую, после чего он бы на могиле Герцена с памятником, лицо которого обращено в сторону России, рыдал, вымаливая прощение за свои нападки по поводу его «нелепостей, безграмотностей, выражений, чуждых духу и грамматике русского языка»).

В 1848 году С. Н. Шевырёв напечатал в журнале «Москвитянин» «Словарь солецизмов, варваризмов и всяких измов современной русской литературы», открывая словарь «искандеризмами»: «он унаследовал от отца удачу во всех его предприятиях», «попадья была непроходима глупа», «он занимался бессистемно», «возбуждённость мысли», «распущенность».

Я тоже пробежалась с карандашом (будто бы по заданию профессора Шевырёва) и кое-что выписала: «оконтузил письмом», «просасывающееся довольство», «сбрызгу поговорить», «чебурахнулись в ноги», «сильно причёсанные», «поощрительные толчки»…

В качестве постскриптума

Оказывается, выражение «загнивающий Запад» принадлежит как раз С. П. Шевырёву. Я всегда думала, что это пропагандистское клише советских времён. Нет. Впервые прозвучало аж в 1841 году в его статье «Взгляд русского на образование Европы». «В наших искренних дружеских тесных отношениях с Западом мы не замечаем, что имеем дело как будто с человеком, носящим в себе злой, заразительный недуг. Мы не замечаем скрытого яда в беспечном общении нашем, не чуем в потехе пира будущего трупа, которым он уже пахнет».

Эту мысль Шевырёв повторил в нескольких статьях, после чего некоторые его оппоненты стали называть его «помешанным на гниющем Западе». В полемику с профессором Шевырёвым вступил (догадываемся с первого раза) Белинский. В нескольких статьях он резко (а то!) отвергает «мысль о нравственном гниении Запада» и мнимом «трупе Запада», пишет — «Европа больна — это правда, но не бойтесь, чтоб она умерла…». Спор этот, разумеется, ничем не кончился, каждый остался при своём.

Продолжу; буду в тренде — пора на сцену выйти женщинам…

Что такое химическая зависимость?

Химической зависимостью называют зависимость
от ПАВ (Психо Активных Веществ)
ПАВ — то, что зависимый употребляет, разными способами:
пьет / колется / нюхает / курит

Всемирная Организация Здравоохранения такие зависимости как алкоголизм, наркомания признает заболеваниями. Эти заболевания зарегистрированы в международной классификации болезней под определённым номером.

Если кто – то считает, что алкоголизм или наркомания связаны

  • с плохим воспитанием,
  • с отсутствием силы воли,
  • с дурными наклонностями,
  • что только слабые личности становятся зависимыми

<=== все это – ошибочное мнение

Зависимость от алкоголя, наркотиков и других ПАВ — это

  • хроническое
  • неизлечимое
  • смертельное заболевание

но жить с этим заболеванием можно, если не употреблять ПАВ.

Это заболевание невозможно вылечить, и даже, если алкоголик или наркоман находится в состоянии ремиссии, т.е. не пьёт или не колется, заболевание продолжает прогрессировать.

Вылечить НЕЛЬЗЯ, а жить с ним — можно, если отказаться от употребления наркотиков.

В данном случае выздоравливать — это значит менять качество жизни, но для этого надо работать над собой ежедневно
(наподобие человека, бегущего вверх по эскалатору, который опускается вниз).

В 1935г. в Америке зародилось движение взаимопомощи АА (анонимных алкоголиков), в настоящее время это движение широко распространено во всём мире. Программа взаимопомощи «12 шагов» АА, с успехом используется и AN (анонимными наркоманами), а также при других видах зависимостей, которых насчитывают более чем 90 видов. Такие программы существуют и в нашем городе, они помогают зависимым не только оставаться в трезвости, но и выздоравливать. Такая программа есть и для членов семьи с алкогольной проблемой, называется Ал – Анон, и для родителей наркоманов — называется Нар-Анон.

Употребление алкоголя или других наркотических средств, среди подростков могут иметь разные причины:

  • групповая солидарность со сверстниками
  • стремление адаптироваться в группе референтных сверстников
  • любопытство
  • демонстрация независимости
  • желание снять барьеры в поведении, выражение своего превосходства («ничто не может повредить мне»)
  • желание расслабиться, уйти от проблем
  • иногда к употреблению подростка толкают деструктивные взаимоотношения в семье

Стадии развития зависимости

Любая зависимость развивается одинаково и имеет четыре стадии:

  1. экспериментирование
  2. регулярное употребление (поиск эмоционального подъёма)
  3. злоупотребление (привычный способ эмоционального подъёма)
  4. зависимость (использование наркотиков для приведения себя в нормальное состояние)

Во время стадии экспериментирования наркотические вещества принимаются эпизодически, чаще это более лёгкие виды наркотических веществ, например, пиво, марихуана, вдыхание паров клея, или аэрозоля. Это слабо сказывается на учёбе, на взаимоотношениях со сверстниками, в семье и на самой личности подростка, а состояние опьянения достигается легко из-за низкой толерантности. Разговоры фокусируются на наркотиках.

Во время стадии регулярного употребления наркотики могут регулярно употребляться по выходным дням, а на буднях эпизодически. Успеваемость в школе падает, подросток может начать пропускать занятия. Возникают провалы в памяти, когда подросток не может вспомнить определённые события. Подросток может употреблять в одиночку и в компании более опытных сверстников. Можно заметить изменения в одежде, музыкальных пристрастиях, в лексиконе, подросток разговаривает по телефону шифром, который невозможно понять, в мировоззрении («В жизни всё надо попробовать»), появляются новые друзья-однодневки, возвращение домой становится всё более поздним. Появляются резкие перепады в настроении, особенно при усиливающемся привыкании (когда необходимо принимать всё большие дозы наркотика). При регулярном употреблении периодически можно замечать симптомы, связанные с прекращением приёма, такие как лёгкий насморк, чихание, покашливание, озноб (очень похоже на простуду). Появляется привычка, подросток начинает заранее планировать следующее употребление. Он вынужден постоянно заботиться о пополнении запасов алкоголя, наркотиков. Заброшенными оказываются многие виды деятельности, в особенности спорт. В семье усиливаются конфликты, реагируя на поведение подростка, родители усиливают репрессивные меры.

Стадия злоупотребления характеризуется употреблением наркотиков, алкоголя в будние дни недели со следующими сопутствующими эффектами: снижением успеваемости в школе, избеганием близких друзей, ссорами, драками в семье; депрессией, воровством, ложью и искажённым восприятием действительности. Увеличивается потребность в более сильных наркотиках и частоте их приёма. На этой стадии наркотическое опьянение становится нормой. Чтобы добыть деньги подростки начинает воровать, и часто у него возникают трудности с законом, девочки начинают заниматься проституцией.

Наконец, стадия зависимости, употребление используется для того, чтобы чувствовать себя нормально, употребление становится образом жизни и всякая другая деятельность теряет смысл. Если на начальные стадии проходят под лозунгом «Живу, чтобы употреблять», то на стадии зависимости лозунг становится «Употребляю, чтобы жить». На этой стадии подросток бросает школу или его могут исключить из неё. Его поведение становится асоциальным. Конфликты в семье могут достигать максимального накала. Подросток переживает целый спектр чувств, отчасти обусловленных изменениями в физиологии: злость, депрессия, чувство вины, жалость к себе. Ухудшается физическое состояние, происходит потеря веса, частые болезни, гепатит, ВИЧ, венерические заболевания, потеря памяти, невозможность сосредоточиться, ухудшение мыслительных способностей и др. могут возникать суицидные мысли. На этой стадии происходит усугубление проблемы, но зависимый всё больше отрицает её серьёзность. (Отрицание – это один из симптомов заболевания). Самим человеком его состояние воспринимается как нормальное, тогда как в действительности его проблемы становятся заметны любому постороннему человеку.

Хим. зависимость можно рассматривать как био–психо-социо–духовную болезнь, т.к. употребляя, человек приобретает проблемы на всех уровнях своего существования.

Био – Биологический уровень. Хим. зависимость разрушает здоровье, разрушает тело, жизненно важные органы, болезни, смерть.

Психо – Психический уровень. Меняется мировоззрение, ценности. Появляется мышление «тоннельное», навязчивые мысли, желание менять эмоциональное состояние. Происходит нарушение психических функций (внимание, память, мышление).

Социо – Социальный уровень. Деформация межличностных отношений, конфликт с обществом, совершение противоправных действий.

Духовный уровень. Цинизм, безнравственность. Наркотическое вещество становится богом, ему поклоняется наркоман.

Созависимость

Созависимость – приобретенное и усвоенное дисфункциональное поведение, которое м.б. связано с воспитанием в дисфункциональной семье и в дисфункциональном обществе, возникающее вследствие незавершенности решения задач развития в раннем детстве. Многие проблемы, которые существуют у родителей, являются результатом их неправильного воспитания в родительских семьях, а проблемы ребёнка взаимосвязаны с проблемами взрослых членов семьи. Другими словами можно сказать, что мы передаём свои проблемы по наследству. Важным элементом лечебной психотерапевтической среды для химически зависимого является его привычное окружение, его семья.

Родители, жены и мужья, дети – все они могут стать для человека

  • и причиной употребления
  • и причиной стремления жить здоровой и достойной уважения личностью.

К сожалению, при решении данных вопросов часто выявляется простая неосведомленность родственников и друзей химически зависимого об их реальной роли в его жизни.

Семья с алкогольной проблемой напоминает сказку «Репка». Помните: «Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку». Хотя здесь говорится о ситуации, когда не столько человек тянется за рюмкой, сколько рюмка тянет человека. Рюмка «тянет на дно», допустим Петра. Петр тянет жену, жена – детей. Часто это называют кругооборотом зависимостей.

Узнать подробности Вы можете
по телефону (812) 640-38-55.

Читать также:

Программа психологической
помощи близким и семьям
зависимых

  • Виды зависимостей: химическая и нехимическая зависимости
  • Традиционные методы и подходы в лечении зависимостей
  • Реабилитационная программа лечения зависимостей нашего Центра

Зависимость – это заболевание, проявляющееся в постоянной или периодической тяге к предмету зависимости (алкоголю, наркотикам, еде, компьютеру и т. д.), невзирая на все негативные последствия этого для себя и окружающих.

Зависимость не развивается сразу и вдруг. Она появляется и нарастает постепенно и в каждом случае индивидуально. Но известны определенные психологические механизмы формирования и развития зависимости, которые работают очень похоже в разных случаях.

виды зависимостей: Химическая и нехимическая зависимости. В чем разница?

Различают химические и нехимические зависимости.

Любая химическая зависимость включает в себя два компонента: физическую зависимость (абстиненции, «ломки», похмелья и т. д.) и психическую зависимость. К химическим зависимостям относятся алкоголизм, наркомания, различные токсикомании.

Существуют также и нехимические зависимости: от еды, работы, секса, игровая и компьютерная зависимость и т. д. В них отсутствует физический компонент (так как не имеет места употребление химического вещества), но в полной мере проявляется психологическая зависимость.

Нехимические виды зависимостей отличаются от химических только тем, что предмет зависимости имеет нехимическую природу, и, как правило, немного меньшими социальными последствиями.

Традиционные методы и подходы в лечении зависимостей

Лечение химической зависимости (алкоголизма, наркомании) ставит перед собой две основные задачи:

1) Лечение физической зависимости (дезинтоксикация, лечение абстинентного синдрома, «ломки»). Преодоление физической зависимости является обязательным этапом лечения алкогольной зависимости и наркомании. При наличии необходимого оснащения и квалифицированного персонала задача преодоления физической зависимости решается успешно и в короткие сроки (обычно до 3-5 суток), независимо от разновидности употребляемого вещества.

2) Лечение психической (психологической) зависимости.

Преодоление психической (психологической) зависимости является главной и самой сложной задачей лечения зависимостей. Существует достаточно большое количество подходов к решению этой проблемы.

Исторически сложившаяся отечественная методика преодоления психической зависимости – психотерапия внушением – оказывается малоэффективной в современных условиях. К этой методике относятся различные виды гипноза, «кодирование», «химзащита» и т. д. и т. п. В настоящее время, по оценкам независимых отечественных и зарубежных экспертов, процент зависимых, подвергшихся лечению методами внушения и остающихся «трезвыми» в течение полугода (состояние ремиссии), составляет 3-5%, что сопоставимо с процентом так называемых «самостоятельно выздоровевших» пациентов, т. е. пациентов, не получавших никакой психотерапевтической помощи.

Существует также лекарственный подход. Открытие лекарств-блокаторов (дисульфирам, налтрексон), обеспечивающих отсутствие или извращение эффекта опьянения алкоголем или героином, казалось бы, должно было решить проблему. Однако такие факторы, как:

  • действие только на одно определенное химическое вещество (алкоголь или героин) и отсутствие действия на другие вещества,
  • сложность постоянного и непрерывного контроля за употреблением лекарства,
  • наличие побочных эффектов и невозможность в связи с этим непрерывно принимать лекарства в течение всей жизни,
  • возможность для алкоголика / наркомана найти пути преодоления действия лекарств,

— делают весьма ограниченными возможности их применения. Смена одного наркотика на другой или на алкоголь и обратно и / или часто встречающиеся случаи, когда у одного человека есть зависимость от нескольких веществ (т. н. полинаркомания), нередко сводят на нет эффект лечения алкоголизма и наркоманий с помощью лекарств. Пока сознание химически зависимого направлено только на употребление алкоголя или наркотиков, он найдет возможность для достижения опьянения, часто проявляя при этом «чудеса» изворотливости и совершая асоциальные, вплоть до криминальных, действия.

Реабилитационная программа лечения зависимостей нашего Центра

Процесс формирования и развития зависимости — процесс долгий, текущий, как правило, годы и десятилетия. Профессиональная психотерапевтическая работа с зависимостью – процесс сложный и небыстрый, но только так можно рассчитывать на результат.

Зависимость – это в первую очередь состояние психики человека, и поэтому лечение должно быть направлено на перестройку личности человека, его системы взаимодействия с окружающим миром и людьми, на становление полноценного члена общества. Этот процесс называется реабилитацией.

Реабилитационная программа – основной метод лечения любых зависимостей.

Программа, предлагаемая в нашем Центре, работает на основе сочетания наиболее эффективных профессиональных методов преодоления психологической зависимости (экзистенциально-гуманистической, когнитивно-поведенческой психотерапии, гештальт и др.), авторских методов врача-психотерапевта Соловьева Олега Анатольевича.

Программа предназначена для:

  • алкозависимых;
  • наркозависимых;
  • зависимых от других химических веществ (транквилизаторы, смеси для курения и т. д.);
  • людей, страдающих игровой и другими формами нехимической зависимости (компьютерная, интернет-зависимость, зависимость от еды, секса, работоголизм и т. д.).

Задачи программы:

  • повышение (создание) мотивации у клиента на трезвую жизнь;
  • ограничение контроля зависимости над поведением;
  • изучение механизмов срыва и выработка навыков совладания с тягой;
  • изучение психологических защит зависимости;
  • проработка триггерных (опасных) ситуаций, формирование границ безопасности во всех сферах жизни;
  • психотерапевтическая работа с психологическими особенностями личности, которые привели к началу употребления и способствуют развитию и продолжению заболевания.

Программа предусматривает индивидуальный, профессионально взвешенный подход к каждому пациенту, исходя из особенностей его личности, семьи, окружения и социальных связей. Проводится интенсивная индивидуальная психотерапевтическая работа, а также семейная психотерапия для выработки оптимальных стратегий взаимодействия с зависимым, проработки внутрисемейных конфликтов.

В ходе индивидуальных психотерапевтических занятий у пациента нормализуется физическое и психическое состояние (колебания настроения, «эмоциональные качели», раздражительность, депрессия, бессонница), а главное, пациент приобретает конкретные навыки отслеживания предвестников срыва, начинает понимать механизмы развития тяги и подбирать методы борьбы с ней, узнает о способах, с помощью которых защищается его зависимость, и о возможностях противостояния им. В процессе совместной работы врача-психотерапевта и зависимого удается активизировать позитивные ресурсы пациента для поддержания и развития трезвости и создать предпосылки для дальнейшей успешной жизни.

Именно психологическая зависимость является основой любой зависимости, и без успешного решения этого вопроса выздоровление невозможно.

Курс лечения в рамках программы реабилитации проходит в виде индивидуальной психотерапевтической работы с зависимым человеком с частотой встреч 1-2 раза в неделю (2 раза — оптимально), длительность курса — 3-3,5 месяца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *