Холотропный

Холотропное дыхание: методика

Рассмотрим методику выполнения холотропного дыхания.

Но прежде чем мы перейдем к практическому руководству, нужно знать, что холотропным дыханием можно заниматься в группе, где работают парно, а можно заниматься и самостоятельно.

Конечно, желательно, чтобы занятия с начинающими были индивидуальные. И для того, чтобы Вы могли заниматься самостоятельно, нужно от 10 до 15-16 занятий. Это поможет Вам быстрее освоить технику холотропного дыхания. Хотя иногда для этого требуется гораздо большее число проведенных уроков.

Как правило, это бывает в том случае, если у занимающегося нет возможности выдержать такую интенсивную практику. В этом случае нужно перейти на более мягкий тренировочный режим. Хотя бывает и наоборот. Встречаются люди, которые смогли быстро освоить методику холотропного дыхания и могут выходить на уровень самостоятельных тренировок через 5-8 уроков.

Длительность занятия занимает от сорока до шестидесяти минут. Но обычно, начинающие дышат еще меньше. Перед сеансом желательно немного помедитировать. Это делается для того, чтобы перейти в более спокойное состояние, а вот после сеанса нужно расслабиться в течение получаса.

Музыка включается только во время расслабления. Но при некоторых обстоятельствах ритмичные звуки помогают дышать практикующему. В этом случае желательно ее использовать. Это поможет придерживаться правильной методики холотропного дыхания.

Также при дыхании под фонограмму дыхания нужного ритма, есть определенный риск того, что обучающийся не сумеет потом дышать без такого заданного ритма. Поэтому при обучении начинающих, которые совершенно не имеют опыта самостоятельного дыхания, такие фонограммы применять не желательно.

Занятия нужно проводить не реже, чем один раз в неделю. Это не только даст возможность остаться на наработанном ранее уровне, а и совершенствоваться. Если Вы хотите добиться большей эффективности, занятия нужно проводить чаще одного раза.

Это правило работает как для работы с инструктором, так и для самостоятельных тренировок, которые Вы будете проводить впоследствии. Для занимающихся самостоятельно полезно проводить семинары по ребефингу и холотропному дыханию. Такой подход, в сочетании с единым полем группы, существенно повышает эффективность дальнейших самостоятельных занятий, так как методика холотропного дыхания предусматривает такой метод.

Практикующие самостоятельно должны знать, что возможен вариант дыхания с меньшей затратой времени. Это может быть сеанс от 10 до 15 минут, но в этом случае такие сеансы нужно проводить ежедневно. Такой способ даст тот же результат, что и дыхание раз в неделю, в течение часа. Так же нужно знать, что чем больше человек занимается, тем более значительных результатов он достигнет.

Методика холотропного дыхания: основные положения

Основные положения методики холотропного дыхания такие:

1. Дыхание должно осуществляться только ртом.

2. Дыхание должно быть ритмичным.

3. Быстрый, интенсивный вдох – расслабленный выдох.

4. Дыхание должно быть цикличным и непрерывным. Вдох должен плавно перейти в выдох, а выдох во вдох, без паузы между ними.

5. Дыхание должно осуществляться только верхней частью грудной клетки.

6. Сосредоточьте Ваше внимание на правильной технике дыхания и телесных ощущениях. Не обращайте внимания на спонтанно возникшие мысли и образы, не имеющие значения. Они как пришли, так и уйдут.

7. До конца занятия не открывайте глаза, так как это приводит к потере энергии и препятствует ее накоплению.

8. Во время занятий сохраняйте неподвижность. Во время расслабления после занятий неподвижность не обязательна.

9. При появлении в теле ощущения дискомфорта, в частности болей и онемения, можете использовать любые образы, которые Вам понравились, и которые могут выбросить вместе с выдохом негатив, заполнив на вдохе чистой энергией. Такой метод должен ускорить процесс вывода стресса, в том случае, если Ваше сознание не вызовет напряжения и не нарушит правильную технику дыхания. Но если для практикующего это сложно, то правильнее будет просто отслеживать физиологические ощущения в Вашем теле, направляя туда энергию.

10. Чем больше Вы сумеете расслабиться, тем эффективнее будет Ваша практика, и тем легче Вам будет сохранять правильную технику выполнения.

11. В том случае, если у Вас во время сеанса возникает необходимость быстро выйти из сеанса, проще всего перейти на поверхностное, более учащенное дыхание, которое в методике холотропного дыхания, да и в некоторых сходных методиках называется собачье дыхание.

Продолжительность такого дыхания может колебаться от тридцати секунд до двух минут. Это конечно не может заменить расслабления, но поможет остановить процессы, происходящие в Вашем организме в случае каких-либо неожиданных обстоятельств. Также следует знать, что такой способ дыхания может на короткое время притупить болевые ощущения.

12. Перед началом расслабления после сеанса дыхания нужно сделать несколько глубоких и медленных вдохов и выдохов через нос.

13. После окончания сеанса обязательно расслабиться не менее, чем на полчаса.

Что может происходить во время сеанса холотропного дыхания

Во время сеанса при соблюдении правильной методики холотропного дыхания, должен происходить выход блоков. Обычно это происходит на физиологическом и энергетическом уровне. В это время наше сознание рисует картинки, нас посещают мысли, ощущения, которые аналогичны этим выходящим блокам. Не путайте это слово со словом идентичные.

Так, если Вас в раннем возрасте что-то напугало, то во время выхода этого стресса Вы можете испытать чувство страха или незащищенности. Или то и другое одновременно. Вы можете видеть события из Вашего далекого прошлого, произошедшие, например, в каменном веке.

Это только галлюцинации. Они сопровождают выход негатива, выходящего вместе с выдыхаемым воздухом. Не нужно воспринимать их всерьез. Это не просто не нужно и бесполезно, но еще и энергозатратно. Хотя, если Ваша цель чувствовать себя ясновидящим или смотреть подобные картинки, можно сосредотачиваться на подобных вещах.

Но это значит, сжигать энергию на подобные вещи. И еще это значит, Вы не ставите перед собой серьезных задач, и останетесь на одном уровне, тратя энергию на ерунду, и зависнув в этом воображаемом пространстве.

Но нашей целью должна быть не подобная ерунда, а очищение своей структуры от всевозможного мусора, и не нужно воспринимать этот мусор как откровения свыше.

Как правило, видения собственного рождения посещают всех. В реальности эти воспоминания могут всплывать до уровня сознания. Хотя это происходит довольно редко, не имея практического значения. Это всего-навсего побочный эффект практики.

В практике холотропного дыхания зафиксировано даже несколько случаев ясновидения. Это также является побочным эффектом. Такие видения возникают внезапно, хаотично, и никакого значения не имеют, исчезая без каких-либо последствий.

Но не пытайтесь вызывать их сознательно. Такие попытки будут блокировать процесс вывода стрессов, способствовать возникновению новых. Кроме этого такой метод холотропного дыхания будет вносить большое напряжение в сеанс, в основе которого лежит расслабление.

И даже если Вам повезет, и Вы снова добьетесь проявления данной способности к ясновидению или подобным вещам, энергопотери перекрыть Вам не удастся.

И наконец, последнее. Не совершайте ошибку, и не совмещайте холотропное дыхание с другими методиками. Это отвлечет Вас и создаст такие энергопотери, бороться с которыми будет накладно. Поэтому старайтесь придерживаться правильной методики холотропного дыхания.

Вы знаете, что правильная методика холотропного дыхания только одна. Поэтому включайте ритмическую музыку, подобранную для себя, и практикуйте.

Прежде чем начать практиковать этот метод, мы рекомендуем ознакомиться со статьей о вреде холотропного дыхания.

По материалам: Атлетизм.com.ua

Подробности Просмотров: 34359

Янв 09 TreningClub.by, размещено в: БЛОГ.

Холотропное дыхание эффективно при работе: со стрессами, невротическими состояниями, зависимостями, психосоматическими и эмоциональными расстройствами. Холотропное дыхание используется для поиска нестандартных решений и творческих прорывов.

Изменённые (или холотропные) состояния сознания, возникающие при холотропном дыхании, обладают чрезвычайно мощным целительным и преобразующим действием.

Холотропные сеансы во многих случаях выводят на поверхность трудные эмоции и всевозможные неприятные физические ощущения. Их полное проявление дает возможность освободиться от их беспокоящего влияния. Общее правило холотропной работы состоит в том, что человек избавляется от проблемы, открыто встречаясь с ней лицом к лицу и прорабатывая ее. Это процесс очищения и освобождения от старых травм, который открывает путь для очень приятных или даже экстатических и трансцендентных переживаний и ощущений.

Лучше всего о холотропном дыхании, вероятно, рассказано в книге Станислава и Кристины Гроф «Неистовый поиск себя»:

В середине семидесятых годов, Станислав и Кристина Гроф разработали метод глубокого эмпирического самоисследования и терапии, который мы теперь называем холотропным дыханием, и начали систематически использовать его на семинарах.

Холотропное дыхание сочетает в себе такие средства, как ускоренное дыхание, музыка и специально подобранные звуки, а также определенные виды телесной работы, способен порождать весь спектр переживаний, которые обычно наблюдают во время психоделических сеансов. При холотропном дыхании эти переживания, как правило, бывают более мягкими, и человек в большей мере способен их контролировать, но по своему содержанию они, в сущности, не отличаются от тех, что возникают во время психоделических сеансов, хотя и получены без помощи каких бы то ни было химических веществ. Главным катализатором здесь служит не мощное и таинственное психоактивное вещество, а самый естественный и фундаментальный физиологический процесс, какой только можно себе представить — дыхание.

Теоретические положения

По материалам Станислава и Кристины Гроф.

Широкое понимание человеческой психики, которое включает биографическую, перинатальную и трансперсональную области. Феномены, относящиеся ко всем этим областям рассматриваются как естественные и нормальные составляющие психологического процесса, они принимаются и поддерживаются целиком.

Понимание того, что необычные состояния сознания, вызываемые холотропным дыханием, а также и аналогичные состояния, возникающие спонтанно, мобилизуют внутренние целительные силы психики и организма.

По мере разворачивания этого процесса «внутренний целитель» проявляет терапевтическую мудрость, превосходящую знания, которые могут быть выведены из когнитивного понимания индивидуального практика или любой специфической школы психотерапии или телесной работы.

Практический подход

Основными элементами холотропного дыхания являются: более глубокое и более быстрое дыхание, побуждающая музыка и помощь в освобождении энергии через специфические приемы работы с телом. Это дополняется творческим самовыражением, таким как рисование мандалы и обсуждением опыта. Холотропное дыхание можно проводить как один на один, так и в групповой ситуации, где участники меняются местами: то в роли дышащих (холонавтов), то в роли сидящих (ситтеров).

Перед первым опытом холотропного дыхания участники получают углубленную теоретическую подготовку, включающую основные типы феноменов, которые возникают в сессиях холотропного дыхания (биографические, перинатальные и трансперсональные), а также технические инструкции как для дышащих, так и для сидящих. Кроме этого, обсуждаются физические и эмоциональные противопоказания, и, если они касаются кого-то из участников, эти люди получают рекомендации специалистов.

Холотропное дыхание является более частым и глубоким, чем обычное; как правило, не дается никаких других специфических инструкций перед сессией или во время сессии, таких например, как скорость, способ или природа дыхания. Опыт всецело является внутренним и большей частью невербальным с минимальным вмешательством во время активного дыхания. Исключения составляют спазмы горла, проблемы потери самоконтроля, сильная боль или страх, препятствующие продолжению сессии, а также прямая просьба дышащего о помощи.

Музыка (или другие формы акустической стимуляции — барабанная дробь, бубны, естественные звуки и т.д.) является целостной частью процесса холотропного дыхания. Как правило, выбор музыки поддерживает характерные этапы, отражающие наиболее общие черты разворачивания холотропного опыта: в начале она побуждающая и стимулирующая, затем она становится все более и более драматической и динамичной, а затем выражает прорыв. После кульминации музыка постепенно становится все более спокойной и в конце — мирной, текучей, медитативной. Поскольку описанное выше развитие процесса является среднестатистическим, его следует изменить, если динамика групповой энергии протекает иначе.

Ситтеры во время сессии холотропного дыхания должны быть ответственными и ненавязчивыми, заботящимися об эффективном дыхании, безопасности окружения, уважающими естественное разворачивание переживания и обеспечиващими помощь во всех необходимых ситуациях (физическая поддержка, помощь, если нужно выйти в туалет, подать салфетку или стакан воды и т.д.) Для ситтеров важно оставаться сконцентрированными, принимающими весь спектр возможных эмоций и поведения дышащего. В холотропном дыхании не используются какие-либо виды вмешательства, исходящие из интеллектуального анализа или основанные на априорных теоретических конструкциях.

Очень важно иметь достаточно времени для проведения сессии. Обычно она занимает от двух до трех часов. За это время процесс, как правило, приходит к своему естественному завершению, однако в исключительных случаях он может продолжаться несколько часов. В конце сессии холотропного дыхания ведущий предлагает работу с телом, в том случае, когда посредством дыхания не разрешились все эмоциональные и физические напряжения, активированные во время сессии. Основной принцип этой работы заключается в том, чтобы понять, что происходит с дышащим, и создать ситуацию, которая усилит существующие симптомы. В то время, когда энергия и осознавание удерживаются в области напряжений и дискомфорта, нужно поощрять человека к полному самовыражению, какую бы форму оно ни принимало. Эта работа с телом является существенной частью холотропного подхода и играет важную роль в завершении и интеграции переживаний.

Фасилитаторы холотропного дыхания должны осознавать, что, когда они используют метод, вызывающий у клиента необычные состояния сознания, существует возможность необычайно интенсивных проекции, включая регрессивную жажду подпитки, сексуальный контакт или духовную связь. Эти проекции зачастую сосредоточены на фасилитаторе. В этих случаях фасилитатору следует быть чувствительным к нарушениям равновесия в ролях клиента и позаботиться о том, чтобы помогать клиентам, у которых возникают такие переживания. Фасилитаторы соглашаются в том, чтобы практиковать холотропное дыхание этически.

Групповое обсуждение происходит в тот же день после перерыва. Во время обсуждения ведущий не дает никаких интерпретаций материала, основанных на каких-либо теоретических системах, включая и систему холотропного дыхания. Лучше попросить холонавта и дальше прорабатывать и прояснять свои переживания, возвращаясь к своим прозрениям, полученным в сессии. В ходе обсуждения могут быть полезны мифологические и антропологические ссылки в русле юнговской психологии, также полезными могут быть мандалы. При случае, возможны ссылки на личные переживания ведущих или других людей.

Существует множество подходов, дополняющих холотропное дыхание. Однако, что бы вы ни использовали, следует четко понимать, что это не является частью холотропного дыхания. И если практика проведения дыхательной сессии значительно отличается от того, что описано выше, для такой практики не нужно использовать название «холотропное дыхание». Станислав Гроф и Кристина Гроф просят заменить это другим термином, не связанным с их именами.

Станислав Гроф

Холотропное сознание

Часть I. ВЫЗОВ НЬЮТОНОВСКОЙ ВСЕЛЕННОЙ

Речь идет… не о том собрании твердых, неподвижных объектов, расположенных в пространстве, но о жизни, которая проживается на создаваемой им сцене; и, значит реальность — это не сама внешняя сцена, а жизнь, которая проживается на ней. Реальность — это вещи как они есть.

Уоллес Стивенс

ПРОРЫВ К НОВЫМ ИЗМЕРЕНИЯМ СОЗНАНИЯ

Есть одно зрелище величественнее моря — это небо;

есть одно зрелище величественнее неба — это недра души.

Виктор Гюго, «Fantine», Le Miserables

Втечение трех последних десятилетий современная наука представила нам новые проблемы и новые открытия, которые заставляют думать, что человеческие возможности далеко превосходят даже самые смелые из наших прежних представлений. В ответ на эти проблемы и открытия исследователи самых разных направлений и дисциплин общими усилиями открывают перед нами совершенно новую картину человеческого бытия, и, в особенности, природы человеческого сознания.

Так же, как в свое время открытие Коперника, что Земля — вовсе не центр Вселенной, перевернуло мир с ног на голову, новейшие открытия исследователей всего мира заставляют нас серьезнее задуматься над тем, что мы представляем из себя физически, умственно и духовно. Мы наблюдаем появление нового понимания психики и, вместе с ним, удивительного мировоззрения, соединяющего последние достижения на переднем крае науки с мудростью древнейших человеческих сообществ. В результате все новых успехов нам приходится пересматривать буквально все наши представления, подобно тому, как это происходило в ответ на открытия Коперника почти пятьсот лет назад.

Вселенная как машина: Ньютон и западная наука

Главное, что отличает мощный сдвиг в мышлении, произошедший в течение двадцатого столетия, так это полный пересмотр понимания физического мира. До возникновения теории относительности Эйнштейна и квантовой физики мы были твердо убеждены в том, что Вселенная состоит из плотной материи. Мы думали, что основу материальной Вселенной образуют атомы, и считали их сплошными и неразрушимыми. Эти атомы существовали в трехмерном пространстве, и их движения подчинялись определенным неизменным законам; в соответствии с этим, материя эволюционировала упорядоченным образом, двигаясь от прошлого, через настоящее, к будущему. С этой надежной детерминистской точки зрения, мы рассматривали Вселенную как гигантскую машину, и были уверены в том, что придет день, когда мы откроем все законы, управляющие этой машиной, и, таким образом, сможем в точности воссоздавать все, происходившее в прошлом, и предсказывать все, что случится в будущем. Как только эти законы будут открыты, мы обретем власть над всем окружающим миром. Некоторые даже мечтали, что когда-нибудь мы будем способны порождать жизнь, смешивая соответствующие химические вещества в пробирке.

В этой модели Вселенной, разработанной ньютоновской наукой, жизнь, сознание, люди и творческий разум считались побочными продуктами, случайно развившимися из непостижимого скопления материи. И какими бы сложными и удивительными мы ни были, нас, людей, тем не менее, рассматривали, по существу, как материальные объекты — не более, чем высокоразвитые животные или мыслящие биологические машины. Наши границы определялись поверхностью кожи, а сознание виделось не более чем продуктом мыслительного органа под названием мозг. Все, что мы думали, чувствовали и знали, основывалось на информации, которую мы получали с помощью органов чувств. По логике этой материалистической модели, человеческое сознание, интеллект, этика, искусство, религия и сама наука рассматривались как побочные продукты материальных процессов, происходящих в мозге.

Разумеется, мнение, что сознание и все его проявления берут свое начло в мозге, не было полностью лишено оснований. Многочисленные клинические и экспериментальные наблюдения указывают на тесную связь между сознанием и определенными нейрофизиологическими и патологическими состояниями, такими, как инфекции, травмы, интоксикации, опухоли и кровоизлияния в мозг Ясно, что все это, как правило, сопровождается заметными изменениями в сознании. В случае опухолей мозга, нарушение функций (потеря речи, координации движений и т. д.) может помочь точно определить, в каком месте поврежден мозг.

Подобные наблюдения не оставляют ни тени сомнения в том, что наши психические функции связаны с биологическими процессами в мозге. Однако это не обязательно означает, что сознание рождается в мозге. Это заключение, сделанное западной наукой, представляет собой не научный факт, а метафизическое допущение, и, безусловно, можно предложить другую интерпретацию тех же самых данных. Проведем аналогию: хороший телевизионный мастер, взглянув на конкретные искажения изображения или звука в телевизоре, может точно сказать, что в нем неисправно, и какие части нужно заменить, чтобы он снова хорошо работал. Никто не увидел бы в этом доказательства того, что телевизор сам отвечает за программы, которые мы видим, когда его включаем. Однако, именно такого рода довод механистическая наука предлагает как «доказательство», что сознание производится мозгом.

Традиционная наука придерживается мнения, что органическая материя и жизнь возникли из химического бульона первозданного океана исключительно в результате случайных взаимодействий атомов и молекул. Аналогичным образом, утверждается, что материя превращалась в живые клетки, а клетки — в сложные многоклеточные организмы с центральной нервной системой лишь благодаря случаю и «естественному отбору». И наряду с этими объяснениями, одним из наиболее важных метафизических догматов западного мировоззрения почему-то стало допущение, что сознание представляет собой побочный продукт материального процесса, происходящего в мозге.

По мере того, как современная наука обнаруживает глубокие взаимосвязи между творческим разумом и всеми уровнями реальности, этот упрощенный образ Вселенной становится все более неприемлемым. По одному удачному сравнению, вероятность того, что человеческое сознание и наша беспредельно сложная Вселенная могли возникнуть в результате случайных взаимодействий инертной материи — это все равно, как если бы пронесшийся над свалкой ураган случайно собрал Боинг-747.

До сих пор, ньютоновская наука была ответственна за формирование очень ограниченного представления о человеческих существах и их потенциальных возможностях. В течение более чем двух столетий ньютоновская точка зрения диктовала критерии того, каково приемлемое и неприемлемое восприятие реальности. В соответствии с ними, «нормально функционирующим» человеком считается тот, кто способен точно отражать объективный внешний мир, описываемый ньютоновской наукой. Согласно этой точке зрения, наши умственные функции ограничиваются восприятием информации через органы чувств, ее хранением в наших «умственных банках данных», и, затем, возможно, перетасовкой чувственных данных для создания чего-то нового. Любое значимое отклонение от такого восприятия «объективной реальности» — а в действительности, общепринятой реальности, или того, что большинство людей считают истинным — пришлось бы отвергнуть как продукт чересчур активного воображения или умственного расстройства.

Современные исследования сознания указывают на острую необходимость решительного пересмотра и расширения столь ограниченного взгляда на природу и измерения человеческой психики. Главная задача данной книги — проанализировать эти новые наблюдения и вытекающий из них радикально иной взгляд на нашу жизнь. Важно отметить, что хотя эти новые открытия и не совместимы с традиционной ньютоновской наукой, они полностью согласуются с революционными достижениями современной психологии и других научных дисциплин. Это новое понимание коренным образом преобразует ньютоновское мировоззрение, которое мы когда-то до такой степени принимали на веру. Возникает захватывающее новое видение космоса и человеческой природы, которое имеет далеко идущие последствия для нашей жизни как в индивидуальном, так и в коллективном масштабе.

Большинство трансперсональных психологов не рекомендуют практиковать холотропное дыхание самостоятельно, особенно если вы являетесь новичком и не полностью ознакомлены со всеми подводными камнями методики. Плюс посещения групповых сеансов как раз в том, что вы всегда находитесь под присмотром опытного наставника, который поможет справиться с любой проблемой. Однако если вы решили практиковать технику холотропного дыхания в домашних условиях, то не забудьте принять следующие меры:

  • с вами дома должен быть кто-то еще, кто ознакомлен с техникой и сможет помочь в случае непредвиденных обстоятельств, выслушает вас после сеанса;

  • наденьте просторную удобную одежду, не сковывающую движений. Снимите аксессуары, а также очки и линзы;

  • закройте мягким материалом все острые углы в комнате, которые могут нанести вам вред. Уберите подальше предметы, несущие травмоопасность;

  • подготовьте специальный плей-лист, рассчитанный на час. Музыка должна начинаться плавно и спокойно, затем все больше усиливаться. Под конец интенсивность снижается.

Закройте двери и окна так, чтобы вам не мешали посторонний шум и дневной свет.

Помните о том, что холотропное дыхание в домашних условиях обычно не длится дольше часа, тогда как в группах вы можете продышать от трех до восьми часов. Перед использованием данной техники обязательно изучите противопоказания и тщательно обдумайте, стоит ли вам практиковать методику.

Читайте также: затрудненное дыхание

Понятие о холотропных состояниях сознания и холотропной терапии

В наш век компьютерной техники, современных технологий и научно-технического прогресса серьёзно встал вопрос о психическом и духовном здоровье людей. В конце XX века мы встречаемся с широким набором психотерапевтических практик на основе «расширения сознания”, обещающих исцеление от различных болезней, оздоровление, личностный рост и развитие творческих способностей. Одной из таких практик является широко рекламируемая холотропная терапия. Что представляет собой эта практика?

В 70-х годах XX века благодаря трудам Леонарда Орра и Станислава Грофа было основано движение «Свободное дыхание” (Free Breathing). Все применяемые психотехники основаны на вызове изменённых состояний сознания посредством гипервентиляции. С. Гроф совместно с супругой Кристиной в 1975 г. оформили методику новой техники, получившей название холотропной терапии (холотропного дыхания). Данный вид терапии способствует возникновению так называемых холотропных состояний. Слово холотропный буквально означает ‘обращённый к цельности’ или ‘движущийся к целостности’. С. Гроф считает, что в холотропных состояниях сознание видоизменяется качественно глубоко и основательно, но не становится сильно повреждённым и ослабленным.

Теоретически методика холотропного дыхания основана на данных психоделических исследований и, по мнению С. Грофа, хорошо с ними сочетается. Холотропные состояния сознания могут вызываться целым рядом психотехник древних и туземных (шаманских) культур. Элементы техник для достижения этих состояний существуют в пранаяме — древнеиндийской науке дыхания, а также входят в упражнения кундалини йоги, сиддха йоги, тибетской ваджраяны, суфийских практик, буддийской и даосской медитаций. С. Гроф акцентирует: «…веками был известен факт, что с помощью дыхания, регулируемого различными способами, возможно оказывать влияние на состояние сознания”.

При проведении сеанса холотропного дыхания используют простые средства: осознанное управляемое дыхание, понуждающую музыку в сочетании с другими формами звукового воздействия, целенаправленную работу с телом, рисование мандал и др. С. Гроф пишет: «…важно также подчеркнуть, что эпизоды холотропных состояний разной длительности могут также возникать сами собой, без какой-либо устанавливаемой причины и часто против воли вовлечённых в них людей”. Он подчёркивает, что использование холотропных состояний является новейшей разработкой (курсив наш — и. М.) в западной психиатрии.

Увеличение частоты и глубины дыхания ослабляет психологические защиты и ведёт к высвобождению и проявлению «бессознательного” и «сверхсознательного” в психике человека. С.Гроф пишет, что во время холотропных состояний у человека могут появляться глубокие психологические прозрения и переживания, во время которых есть возможность переживать психологическую смерть и возрождение, широкий спектр трансперсональных явлений; обнаруживать память других «воплощений”, встречаться с архетипическими образами, общаться с «бесплотными существами” и посещать бесчисленные мифологические ландшафты.

Практика холотропной терапии

В Москве практикой проведения сеансов холотропного дыхания занимается ряд психологов и энтузиастов. Базовым учебным заведением по подготовке подобных «специалистов” является Институт трансперсональной психологии, который возглавляет кандидат философских наук Владимир Майков.

Сеансы холотропного дыхания предполагают: 1) подготовительный этап; 2) вступительную беседу ведущего перед участниками сеанса; 3) разминочную часть с использованием кундалини сиддха йоги; 4) гонг-медитацию; 5) непосредственный этап дыхания; 6) рисование мандал; 7) групповое обсуждение переживаний.

Во время подготовительного этапа все желающие участвовать в сеансе заполняют специальные медицинские анкеты, в которых они указывают имеющиеся заболевания и перенесённые операции. Врач просматривает эти анкеты, на основании чего индивидуально решает вопрос о допуске к участию в сеансе каждого кандидата. Всем участникам сеанса холотропного дыхания выдаётся памятка «холонавта” (дышащего), в которой определены правила проведения сеанса и указаны заболевания, при наличии которых участие в сеансе запрещено. Во время вступительной беседы ведущий сеанса рассказывает участникам об исключительной роли холотропного дыхания, о переживаниях, о правилах поведения во время сеанса и о перспективах личного роста. Разминочный этап и гонг-медитация обычно проводятся «специалистами” из центра Я. Маршака. В настоящее время начинают внедряться элементы тантры и шаманских практик. Непосредственный процесс дыхания длится не менее одного часа и выполняется по системе С. Грофа: все лежат с закрытыми глазами, слушают музыку, ни о чём не думают, только часто и глубоко дышат и переживают. Методология проведения сеансов холотропного дыхания предусматривает наличие закрытого изолированного помещения с целью эффективного воздействия музыкальной вибрации, пронизывающей всё тело участников. В завершение сеанса дыхания все участники в обязательном порядке рисуют мандалы и обсуждают их содержание в составе группы под руководством ведущего тренинг.

С православных позиций методология хлотропного дыхания может характеризоваться следующим образом.

Во-первых, составляющие элементы холотропной сессии — работа с телом — кундалини сиддха йога, гонг-медитация, тантра и шаманизм являются оккультными практиками. Особенно деструктивный аспект связан с «пробуждением энергии кундалини”. Согласно учению древних индийских йогов, кундалини («свёрнутая кольцом”) — это энергия, которая создаёт и поддерживает весь космос. В спящем виде она находится в основании позвоночника человека, в его тонком, или энергетическом теле — некотором поле, которое окружает и пронизывает тело физическое.

По утверждению ряда авторов, сила кундалини в своей основе является положительной и созидательной, но на первых этапах её прохождения возникает стресс, который может вызвать серьёзные психические расстройства (курсив наш — и. М.). При движении энергии происходит раскрытие чакр — центров психической энергии, что может вызывать сильные боли, возможно ухудшение зрения и даже его полная потеря; в процессе длительных медитаций, когда тело долго находится в определённой позе, может возникнуть частичный паралич одной из частей тела. Крайними негативными проявлениями этой энергии могут быть умопомрачение и даже смерть. Ещё в 30-е годы XX века теософ А. Клезовский описал те страшные явления, которые испытывает человек во время занятий практикой кундалини йоги. Он писал, что страдания надо переносить и «лучше за советами к врачам не обращаться, ибо вместо пользы можно принести себе существенный вред. Лечение этих болей обычными мерами невозможно”.

Во-вторых, все элементы процесса холотропного дыхания направлены на достижение человеком изменённых состояний сознания (ИCC). ИСС издавна привлекают внимание психологов и являются предметом серьёзного научного интереса. Вопрос, что относить к таковым состояниям, решается отчасти по некоторым психологическим критериям. Так как для достижения ИСС используются методики и элементы восточных практик, то человек под их воздействием (святые Отцы связывают это воздействие с влиянием злых духов) достигает приятнейших «духовных утешений”, «видений”, переживаний «блаженств”, «покоя”, «мира” , «бесконечности”.

В-третьих, используется методика буддийской медитации, имеющая в своей основе безоценочное отношение к переживаниям. Погружение в ИСС обычно предлагается воспринимать «с полной открытостью”, без предубеждений и без каких-то определенных ожиданий: принимайте видения и переживания «без всякой цензуры”, не нужно ничего «из головы”, «идите в переживание”.

Психологи пишут, что в ИСС происходит регрессия, которая выражается в виде архаизации мышления, в переходе к более примитивным эмоциям, когда утрачен (или ослаблен) контакт с реальностью. Тогда воля и разум уже не отслеживают, сколько ещё осталось от былого контакта, и в каком историческом времени мы должны жить и действовать. Подобный подход к переживаниям, полученным в ходе сеансов холотропного дыхания, представляет собой форму духовного наркоза, «который не лечит, но отнимает чувство боли”.

В-четвёртых, среди методик восточных философских учений следует особо остановиться на медитативной технике. Существует много различных методов медитации и соответствующих медитативных переживаний. Термин медитация «…обозначает методы упражнения внимания для того, чтобы научиться произвольно контролировать психические процессы и развивать особые психические качества, такие, как сознавание, прозрение, концентрацию, уравновешенность и любовь. Медитация направлена на развитие оптимальных состояний сознания и психологического комфорта”.

Медитация рассматривается как центральная техника трансперсонального развития. Соответственно медитативные техники вызывают теоретический и практический интерес трансперсональной психологи. Ряд авторов прямо заявляет, что медитация представляет собой процесс развёртывания сознания (курсив наш— и. М.), «медитация — средство полной трансформации, преображения личности”. Следует подчеркнуть, что мандалы, которые рисуют участники сеанса холотропного дыхания, в некоторых техниках являются символами медитации. Не случайно рисование мандал выполняется в обязательном порядке с целью интеграции ИСС участников сеанса.

В-пятых, выделим методы звукового воздействия, среди которых отметим влияние трансовой музыки или «прорыва” посредством использования барабанной дроби, шаманского пения, криков зверей и других сильнодействующих звуковых элементов. Для создания и поддержания необычного состояния сознания (курсив наш — и. М.) музыка должна обладать высокими техническими качествами и достаточной мощностью.

По признанию С. Грофа: «Принципы акустического воздействия для расширения сознания были разработаны Элен Бонни (Bonny, 1973), бывшей сотрудницей Научно-исследовательского психиатрического центра в Кэтонсвиле (штат Мэриленд), где она принимала участие в психоделических исследованиях как музыкальный терапевт”. В России и странах СНГ в последние годы используется фонотека музыкальных записей, разработанная В. Майковым специально для сессий холотропного дыхания.

На основании вышесказанного можно сделать однозначный вывод: метод холотропного дыхания, разработанный С. Грофом взамен психоделической терапии, является комплексной медитативной психотехникой ярко выраженного оккультного содержания. Для православного христианина такой метод психотерапии неприемлем и недопустим.

В качестве примера деструктивных переживаний, возникающих во время проведения сеансов холотропного дыхания, остановимся на следующих темах. С. Гроф пишет: «В холотропных состояниях мы обнаруживаем, что наша психика имеет доступ ко множеству пантеонов различных мифологических персонажей”. Далее следует разъяснение о том, что архетипические фигуры (персонажи) можно разделить на две группы: первая включает в себя божественные или демонические существа, воплощающие специфические универсальные роли и функции, вторая — различных божеств и демонов, относящихся к отдельным культурам, географическим пространствам и историческим периодам. Приводятся примеры наиболее известных из них. В первой группе находятся: Великая Богиня-Мать, Ужасная Богиня-Мать, Мудрый Старец, Вечная Юность, Любовники, Обманщик и др. Во второй группе вместо обобщающего образа Великой Богини-Матери можно созерцать одну из её конкретных культурных форм — Деву Марию, индуистских богинь Лакшми и Парвати, египетскую Исиду и др. При этом оказывается, что «особенно часты встречи или даже отождествления (курсив наш— и. М.) с различными божествами, которые были убиты другими или же сами принесли себя в жертву, а затем вернулись к жизни”. Эти переживания, в зависимости от типа божеств, сопровождались чрезвычайно сильными эмоциями — от блаженного экстаза до цепенящего метафизического ужаса.

С. Гроф описывает также переживание встречи с Абсолютным Сознанием или отождествление (курсив наш — и. М.) с ним. Высший космический принцип, или абсолютная реальность переживается через отождествление с Космической Пустотой, Ничем, Небытиём.

Рассматривая приведённые примеры переживаний, возникающих в холотропных состояниях, с позиции православного вероучения, следует подчеркнуть следующие моменты.

Во-первых, источниками указанных переживаний являются падшие ангелы — бесы. Из текста Священного Писания мы знаем, что Бог создал два мира: видимый и невидимый. Святитель Игнатий (Брянчанинов) однозначно объясняет порядок воздействия различных духов на человека: «Святые духи уклонились от общения с человеками как с недостойными такого общения; духи падшие, увлекшие нас в своё падение, смесились с нами и, чтоб удобнее содержать нас в плену, стараются соделать и себя, и свои цепи для нас незаметными. Если же они и открывают себя, то открывают для того, чтоб укрепить своё владычество над нами”. По причине действия падших духов на человека он испытывает сильные эмоции: от блаженного экстаза до цепенящего ужаса во время переживания встречи с «божествами”.

Во-вторых, происходит прельщение участников холотропных сеансов через образы переживаний: все прозрения, откровения и отождествления являются чистой формой прелести. Святитель Игнатий пишет: «Наше обычное состояние, состояние всего человечества, есть состояние падения, прелести, погибели <…> Отречёмся от всякого наслаждения духовного, от всех высоких молитвенных состояний, как недостойные их и неспособные к ним”.

В-третьих, отождествление с Абсолютным Сознанием и Пустотой — это также отождествление с демоническими пространствами. Преподобный Исаак Сирин пишет: «Истинные праведники всегда помышляют сами в себе, что недостойны они Бога”. И наоборот, «все самообольщённые считали себя достойными Бога: этим явили объявшую их души гордость и бесовскую прелесть”. Православному христианину нет нужды искать какого-либо отождествления с непонятным Абсолютным Сознанием, так как плодом искупительного подвига Господа нашего Иисуса Христа является не только освобождение человека от власти диавола, но и возвращение возможности общения с небом и небожителями: Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства (Евр 12:22–23).

В-четвёртых, имеет место подмена учения Православной Церкви о сотворении мира из ничего непонятными и необоснованными ответами «эмпирического и трансрационального характера”, которые также являются происками падших духов. Человек очередной раз становится их жертвой: бесы дают знания, о которых не знает наука и о которых не сообщает Священное Писание. Переживание высшего космического принципа С. Гроф называет переживанием Божественного и даже встречей с Богом. Но его следующие слова: «Высший космический принцип может непосредственно переживаться в холотропных состояниях сознания, но не поддаётся никаким попыткам описать его или объяснить” говорят о подмене понятия Бога.

В-пятых, безоценочное принятие переживаний — путь к духовной и телесной погибели. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Открытое общение с духами для неопытного есть величайшее бедствие или служит источником величайших бедствий”. В результате Своего искупительного подвига Господь освобождает человека от тирании диавола и злых духов. Апостол Павел благодарит Бога и Отца <…> избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего (Кол 1:12–13). И всё же падший человек вместо пути богопознания и покаяния выбирает путь быстрого достижения запредельного знания, сверхчеловеческих возможностей. Ещё апостол Иоанн Богослов писал об этом: …свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет (Ин 3:19).

В-шестых, методологической основой и базовым понятием является введение человека в изменённые состояния сознания, но само это понятие является неправославным. Оно связано с состоянием, возникающим в процессе моделирования изменённого сознания (ЛСД-терапии и холотропного дыхания), которое носит явно оккультный характер. Апостол Павел пишет: Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням (2Тим 4:3–4).

На основании вышесказанного ясно: метод холотропного дыхания является опасной практикой трансперсональной психологии, ведущей к прельщению человека, нарушению его духовного и психического здоровья, удаляющей его от различения духовных состояний и повреждающей (омрачающей) сознание.

Иеромонах Максим (Попов)
Журнал «Альфа и Омега» №2 (52) 2008 г.

Гроф С. Психология будущего: Уроки современных исследований сознания / Науч. ред. В. Майков; пер. с англ. С. Офертаса. М., 2001. С. 23.

Психоделический — связанный с употреблением психоактивных веществ, способных влиять на психику человека и вводить его в изменённые состояния сознания.

Гроф С. Приключения в самопознании: Информационные материалы // ИНИОН. М., 1991. С. 36.

Мандала — в буддизме: круглая магическая диаграмма. — Ред.

Гроф С. Психология будущего. С. 37.

Клезовский А. Основы миропонимания новой эпохи. Минск, 1995. С. 612.

См. Архимандрит Лазарь (Абашидзе). Грех и покаяние последних времён. О тайных недугах души. М., 2007. С. 109.

Там же. С. 109.

Пути за пределы «эго”. Трансперсональная перспектива: / Под ред. Р. Уолша, Ф. Воон; пер. с англ. М. Папуши и др. М., 1996. С. 69.

См.: Пути за пределы «эго”. С. 71.

Озанец М. Медитация для начинающих / Пер. с англ. А. Гарькавого. М., 2004. С. 6.

Там же. С. 31.

См.: Там же. С. 31–32.

См.: Там же. С. 37.

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Творения: Слово о смерти. М., 2002. С.14.

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. В 7 т. (Репр.). Т.1. М., 1993. С. 258.

Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические (Репр.). М., 1993. С. 155.

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Творения. Т. 2. С. 126.

Гроф С. Космическая игра. С. 35.

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о смерти. С. 19.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *