Хор православный

Мужской хор «Православные Певчие»

Русское церковное хоровое пение всегда вызывало в музыкальных кругах Западной Европы исключительное восхищение. В большой мере это относилось к звучанию basso profondo – так называемых «октавистов».

В 1838 году композитор Адольф Адан, услышав в Санкт-Петербурге Придворную певческую капеллу, отметил, что пение басов напомнило ему звуки органа и произвело сильнейшее впечатление на нервную систему. Гектор Берлиоз в 1847 году пришел в восторг от того, что басы той же капеллы могли взять звук ля за нижней границей регистра. В 1844 году Роберт Шуман также сравнивал пение русских октавистов с громогласными звуками органа. Некий французский путешественник, посетив в 17-ом веке церкви московского Кремля, был настолько потрясен монументальной мощью басов, что подумал: а не использует ли хор в качестве резонатора… иконостас!

Но секрет звучания кроется не в диспозиции, не в сложении голосов. Слушателя русского церковного хора всегда захватывала истинная глубинная страстность души русского народа.

Истоки мужского хорового пения в России лежат в древней традиции певчих дьяков, ведущей свое начало с 16-17 веков. Возникновение хоров, сочетающих служение в храме с публичными выступлениями, стало возможным тогда, когда на хор обратили внимание не только как на клириков, то есть людей участвующих в богослужении, но и как на инструмент, способный озвучить авторское сочинение. Царь Иоанн IV, Грозный (1530-1584), был большим ценителем церковного пения и стал создателем одного из первых хоров – «Государевых певчих дьяков».

Мoсковский мужской хор «Православные Певчие» организован в 1992 году для участия в торжественных богослужениях и концертах. В его состав вошли лучшие из лучших певчих московских храмов и монастырей.

Репертуар хора охватывает русскую духовную хоровую музыку от ее истоков до 20-го века. Особенный акцент коллектив делает на произведениях композиторов московской школы – А.Кастальского, П.Чеснокова, А.Гречанинова.

С момента своего первого публичного выступления хор сразу привлек внимание слушателей и музыкальных критиков исключительно высоким профессиональным мастерством, сдержанностью и строгостью звучания, особой атмосферой духовности. В настоящее время хор «Православные Певчие» считается одним из лучших в Москве.

Хор ведет активную концертную деятельность. Вот некоторые значительные концертные акции с участием коллектива: Международные фестивали духовной музыки в Москве, Международные праздники диаконского искусства им. Великого архидиакона Константина Розова, Международный фестиваль духовной музыки в Марктобердорфе (Германия), Бостонский международный фестиваль, посвященный 200-летию возникновения Православия в Америке, Всемирная акция «Мир без противопехотных мин» в Женеве (под патронажем принцессы Дианы).

В июле 2002 года с успехом прошли гастроли в Словении. Эта католическая страна горячо встретила лучшие образцы русской православной музыки. Небольшие католические и протестантские храмы, в которых выступал хор, не могли вместить всех желающих попасть на концерт, но тем не менее люди не расходились, а слушали пение хора через раскрытые двери.

Постоянными творческими партнерами хора являются выдающиеся мастера вокального искусства, в том числе народные артисты СССР Ирина Архипова, Артур Эйзен, Александр Ведерников. С Ириной Константиновной Архиповой хор сотрудничает с первых дней своей творческой жизни. Итог сотрудничества – два компакт-диска с прославленной певицей, совместные гастроли по России и за рубежом, участие в наиболее значимых благотворительных акциях, в том числе в программе «Звезды в Кремле».

Репертуар

  • Рождественская программа
  • Пасхальная программа
  • Специальные программы, посвященные этапам становления церковного пения: «Литургическая музыка 17 века» — расшифрованные современными музыковедами древние рукописи монодий и раннего русского двух-трехголосия
  • Напевы всемирно известных монастырей: Киево-Печерской и Троице-Сергиевой лавр, Оптиной и Зосимовой пустынь, Московского Кремля и др.
  • «Русский партес» из произведений Василия Титова (ок.1650-1710), Бальдассаре Галуппи (1706-1785), Дмитрия Бортнянского (1751-1825), Артемия Веделя (1767-1808), Степана Давыдова (1777-1825) и др.
  • Сочинения композиторов «Московской школы», среди которых Александр Кастальский (1856-1926), Александр Гречанинов (1864-1956), Виктор Калинников (1870-1927), Павел Чесноков (1877-1944), Константин Шведов (1886-1954) и др.
  • Сочинения композиторов «Петербуржской школы» — Александр Архангельский (1846-1924), и др.
  • Антология церковного хорового письма 17-20 вв.
  • Древние роспевы в современной традиции московских монастырей
  • Православное венчание,
  • Литургическая музыка православных священнослужителей
  • Cочинения для сольного голоса в сопровождении хора и др.

Смирнов Георгий Александрович (род. 1960) – профессиональный хормейстер и музыковед. В 1980 году окончил с отличием Государственное музыкальное училище им.Гнесиных, в 1985 – Московскую консерваторию по классу хорового дирижирования. Тема кандидатской диссертации «История становления музыкально-хорового цикла Православной Литургии».

До создания мужского хора «Православные Певчие» Г.Смирнов работал хормейстером, дирижером и регентом в храмах и профессиональных мужских хорах Москвы, в том числе в Мужском хоре Издательского отдела Московского Патриархата, в Московском Свято-Даниловом ставропигиальном монастыре, а также занимался изучением истории русского церковного пения, издал ряд сборников русской духовной музыки.

Будучи в течение ряда лет редактором издательства «Музыка», он в 1989 году подготовил к печати «Всенощное бдение» С.В.Рахманинова. Это одно из первых изданий русской духовной музыки после 70-летнего забвения. В настоящее время, помимо издательской, концертно-просветительской, студийной работы, Г.Смирнов является регентом храма Рождества св. Иоанна Предтечи на Пресне.

Санкт-Петербургская духовная семинария

В 1721 г., по повелению Петра I, архиепископом новгородским Феодосием (Яновским) при Александро-Невском монастыре была учреждена Славянская школа для обучения азбуке, письму, псалтири, арифметике, грамматике и толкованию евангельских блаженств.

В 1725 г. она была переименована в Славяно-греко-латинскую семинарию (1725-88). Ученики набирались из разных сословий; число их доходило до 100; они писали и произносили проповеди, упражнялись в диспутах; выходили иногда в русские миссии за границей, в университет при Академии наук, в коллегию иностранных дел, в комиссию об учреждении народных училищ в России, в главное народное училище. Из воспитанников этого периода особенно известны Степан Румовский и Григорий Теплов.

В 1788 семинария переименована в Главную семинарию (1788-97), куда вызывались лучшие воспитанники из других семинарий для приготовления к преподавательскому званию. Круг предметов преподавания был расширен. Семинария помещалась в корпусе близ церкви св. блгв. князя Феодора в Александро-Невском монастыре. Среди префектов и учителей этого времени были М.М. Сперанский (учившийся здесь с 1789 до 1794), И.И. Мартынов, П. Словцов и другие.

В 1797-1809 семинария именовалась Александро-Невской академией. Епархиальным архиереям предписывалось присылать в академию через каждые два года лучших учеников, по два человека. Главными попечителями этой академии были митрополиты Гавриил (Петров) и Амвросий (Протасов), а среди профессоров выдавался Евгений (Болховитинов) (впоследствии митрополит Киевский).

В результате всеобщей реформы духовного образования в начале 1809 г. распадается на три учебных заведения (хотя и размещающиеся по-прежнему в Александро-Невской лавре): 1) Санкт-Петербургскую духовную академию (высшая школа), 2) Духовную семинарию (средняя школа) и 3) Александро-Невское духовное училище (низшая школа). После разработки и принятия Устава 17 февраля 1809 г. состоялось торжественное открытие Санкт-Петербургской духовной академии, которая носит это имя и поныне. А с 1 марта 1809 г. открывается история Санкт-Петербургской духовной семинарии — среднего духовно-учебного заведения. В 1841 г. семинария переводится за стены монастыря в новое особое здание, в котором она размещается и сегодня.

В 1918 году духовные школы были закрыты. Вновь открыты Санкт-Петербургские духовные школы в 1946 году.

Ректоры

Далее до 1809 года см. список ректоров академии 1918 — 1946 — закрыта

Инспекторы

Инспекторы и проректоры с 1946 года

  • Георгий Тельпис (1986 — 1992; 1994 — 2001)
  • Дамиан (Залетов) (2001 — 2005)

Префекты

Преподаватели

Известные выпускники

Литература

Использованные материалы

  • «Семинария Санкт-Петербургская духовная» // Сайт «Русское Православие»
  • Надеждин А. История С.-Петербургской православной духовной семинарии с обзором общих узаконений и мероприятий по части семинарского устройства. 1809–1884., СПб., 1885, с. 18-23 (список ректоров и инспекторов)
  • Александр Паничкин, прот. Духовные школы в Санкт-Петербургской епархии в XVIII веке. Часть 1: Александро-Невская семинария. Административный и учительский персонал

Большая биографическая энциклопедия со ссылкой на словарь Половцева:

Розанов Николай Иванович, прот.,

Резепин П. П., Ректоры Костромской духовной семинарии, Журнал Светоч, № 3, —

Пётр Иванович Нечаев (01.10.1842–30.10.1905), биография —

Хоровое искусство стоит на иерархической лестнице одним из первых вместе с богословской литургикой, катехизацией и другими дисциплинами, так как оно в себя вбирает всё – и богословие, и аскетизм, и катехизацию. В целом это искусство соединяет дар Божий с Законом Божиим.

Не многие могут (хотя желают) быть на этом послушании. Необходимо быть чистым, свободным от влияния истерии искусств. Не нужно «оперности» и лирики. Не надо поддельного подтекста, настроения и тому подобного. Что надо, так это чувствовать регента, быть симфонией с ним.

Хорошего профессионального хориста надо вымолить и выстрадать. Рассматривая наш хор монастыря, можно с благодарностью сказать – он долгожданный! Спаси Господи!

Вначале, много лет назад, у нас был любительский хор монастыря. Все хористы из него сегодня поют на других приходах. Теперь же хор Самарского мужского монастыря – украшение, если можно так сказать, нашей обители. В состав хора входят молодые талантливые люди, энтузиасты. Сплочённый коллектив, объединяемый не оплатой за труд, а любовью к церковному песнопению. Все хористы имеют музыкальное образование.

Вот его основа: Алексей Чумак – бас, регент хора; Михаил Иванов – второй тенор; Ирина Рера – вместо первого тенора; Денис Майстренко – баритон.

Благодарим наших хористов за отличную работу и желаем творческих успехов. Архимандрит Досифей

ХОР МОНАСТЫРЯ В НАШИ ДНИ

Все песнопения, которые можно услышать в православных храмах во время службы, имеют свою давнюю историю. Предположительно, в первых христианских общинах уже исполнялись напевы, как и при синагогальных и храмовых богослужениях времён Христа. Так, написано в Святом Писании (Мф26,30), что когда Спаситель с учениками совершил Тайную Вечерю, они (ученики), воспев, пошли на гору Елеонскую. Под термином «воспев» подразумевается пение одного из гимнов или псалмов.

Дошедшие до нас песнопения существенно видоизменились. В реформированном виде хоровое пение в поместных Православных церквях сейчас бывает трёх видов:

  • византийское одноголосное с исоном-бурдоном
  • грузинское трёхголосное
  • четырёхголосное (партесное) гомофонно-гармоническое.

Особо во все времена выделялось монастырское пение, оно считалось образцовым. Обычно хор монастыря всегда отличался от хора приходских церквей. К тому же, богослужения в монастырях с пением хора более продолжительные и проводятся ежедневно.

В Самарском пустынном мужском монастыре первые попытки создания хорового коллектива были предприняты ещё в 2008 году. По благословению архимандрита Досифея с этого времени богослужения, но только по праздникам, проходили с песнопениями хора. Молитвы наместника были услышаны и в 2010 году в монастырь пришли трое ребят с подходящими тембрами голосов, с музыкальным образованием. Затем к ним присоединилась ещё одна исполнительница – сестра Ирина. С этого времени богослужения украшает хор монастыря. Он исполняет песнопения разных авторов, включая Знаменный распев. Алексей Чумак, регент монастырского хора

+++++++

Предлагаем послушать аудиозаписи выступлений хора Самарского мужского монастыря:

https://samarsky-mon.church.ua/files/2014/12/тихо-струится.mp3

«Тихо струится…” (смотреть в Youtube по этой )

https://samarsky-mon.church.ua/files/2014/12/ХЕРУВИМСКАЯ.mp3

«Херувимская”

https://samarsky-mon.church.ua/files/2014/12/УТВЕРДИСЯ.mp3

«Утвердися”

https://samarsky-mon.church.ua/files/2014/12/Засіяла.mp3

«Засіяла”

https://samarsky-mon.church.ua/files/2014/12/Місяць.mp3

«Місяць”

https://samarsky-mon.church.ua/files/2014/12/Ой-у-вишневому-садочку.mp3

«Ой у вишневому садочку”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *