Один из наиболее поэтических и популярных на Руси апокрифов — «Хождение Богородицы по мукам. В древнерусском обществе «Хождение Богородицы по мукам» получило распространение не позднее XII столетия, к которому относится древнейший список из собрания Троице-Сергиевой лавры. Можно говорить о непрерывности рукописной традиции памятника вплоть до недавнего времени. Из письменности мотивы и образы апокрифа перешли в христианский фольклор и даже в литературу. Огромное влияние оказал апокриф на иконографию загробных мучений.
Исследователи считают, что древнерусский вариант «Хождения» существенно отличается от греческих прототипов, которые более обширны по своему объему, но не знакомы с сюжетом о наказании язычников. Отсутствуют там и упоминания славянских божеств, фрагмент о которых был вставлен в произведение русским переводчиком или одним из первых переписчиков памятника. Славянские и русские списки Индексов более позднего времени сохранили наименование произведения в числе не рекомендованной к распространению литературы. Списки запрещенной литературы отражают изменение названия апокрифа («Сон Богородицы», «Богородицыно действо»), хотя некоторые из поздних списков апокрифа надписывались как «Слово о муках».
По своей жанрово-тематической природе «Хождение Богородицы по мукам» относится к кругу произведений, посвященных описанию иного мира, поэтому в целом ряде аспектов его можно соотнести с апокрифическими видениями и хождениями в рай. Герои этих неканонических произведений оказываются свидетелями сокровенных тайн, которые открываются им по воле Бога. Апокрифы содержат красочные описания того, как избранники Божии чудесными способами попадают на небо — в рай или ад — и что они там наблюдают. Апокрифы «визионерского» плана в яркой образной и впечатляющей форме изображали недоступную обыденному опыту реальность и являлись основным источником сведений об ином мире. В них конкретизировались христианские воззрения на посмертную судьбу людей, о которой в Писании сказано слишком общо (см.: Откр. 19, 20; 20, 15; Мф. 13, 42; 22, 13).
Из всех перечисленных «визионерских» апокрифов «Хождение Богородицы по мукам» признается «самым поэтическим апокрифом о загробной жизни». В образно-поэтической, высоко эмоциональной форме прорисованы в произведении впечатляющие, можно сказать даже чрезмерно натуралистические, картины посмертного существования душ. О могучей, впечатляющей силе воздействия «Хождения» говорит в «Братьях Карамазовых» Ф.М.Достоевский, увидевший в нем «картины и смелость не ниже дантовской».
Апокриф в деталях воспроизводит т. н. «малую» эсхатологию, основанную на принципе двойного Суда, предполагавшего наказание душам грешников еще до Страшного суда. Муки, которые грешники претерпевают сразу после смерти, не столько прообразуют собой будущие вечные муки, сколько делают «малую» эсхатологию неотъемлемой частью «большой». Надо отметить еще одну важную апокрифическую особенность «Хождения» — Господь слишком явно уступает Марии в милосердии. Думается, что именно с этим, близким народному восприятию Богородицы-заступницы, было обусловлено исключением «Хождения» из разряда рекомендованной к чтению литературы. И тем не менее запреты не смогли воспрепятствовать широчайшему распространению памятника в письменности.
Сочинение заключает в себе целый ряд проблем и идей, характеризовавших духовные искания наших средневековых предков, которые были порождены напряженными поиском золотой середины в выборе между суровой заслуженной карой и христианским милосердием. Апокриф донес до нас черты древнего народного культа милосердной матери-заступницы.
ХОЖДЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ ПО МУКАМ
<Святая Богородица хотела помолиться Господу Богу нашему на горе Елеонской, чтобы во имя Отца и Сына и Святого Духа сошел архангел Михаил и поведал о муке, небесной и земной. И когда известили о слове этом, архангел Михаил сошел с небес, и четыреста ангелов с ним: сто с восточной стороны, сто — с западной, сто — с южной, сто — с северной. И поцеловали Благодатную Михаил и ангелы, и сказал архангел: «Радуйся, завершение Отца, радуйся, обитель Сына, радуйся, похвала Святого Духа, радуйся, Христово… утверждение, радуйся, Давидово пророчество, радуйся, святое поклонение, радуйся, пророками провозглашенная, радуйся, стоящая всех выше у престола Божьего».
Ответила Благодатная архангелу Михаилу: «Радуйся ты, архистратиг, первый воин, служитель невидимого Отца и светильник, радуйся, Михаил, первый в воинстве, повеление Святого Духа; радуйся, архистратиг, похвала серафимам, радуйся, Михаил-архистратиг, побеждающий мучителей, а пред престолом Владыки достойно стоящий. Радуйся, Михаил, свет непрестанный, радуйся, архистратиг, первый воин, хотевший вострубить и разбудить мертвых от века; радуйся, Михаил, главный над всеми небесными силами, первый, кого прославили до престола Божьего все ангелы».
Богородица хотела увидеть, как мучаются души человеческие, и сказала архистратигу Михаилу: «Поведай мне обо всем, на земле сущем». И ответил ей Михаил: «Что просишь, Благодатная, я все тебе расскажу». И спросила его святая Богородица: «Сколько мук, какими мучится род христианский?» И ответил ей архистратиг: «Не назвать всех мук». Попросила его Благодатная: «Расскажи мне, какие они на небесах и на земле?»
Тогда архистратиг велел явиться ангелам с юга, и разверзся ад, и увидела Богородица мучающихся в аду, и было тут множество мужей и жен, и вопили они. И спросила Благодатная архистратига: «Кто это такие?» И ответил архистратиг: «Это те, кто не веровал в Отца,> и Сына, и Святого Духа. забыли Бога и верили, нас, тварное создание, Бог сотворил для работы. Это те, которые все богами назвали: солнце и месяц, землю и воду, зверей и гадов, кто дал богам имена как людям, и Утрия, Трояна, Хорса, Велеса, превратив бесов в богов. И в этих злых верили . И до сих пор мраком злым они окружены. Поэтому здесь так мучаются».
И увидела на другом месте тьму великую. И воскликнула Святая Госпожа: «Что значит тьма эта и кто пребывающие в ней?» И ответил архистратиг: «Многие души находятся в месте том». И сказала Святая Богородица : «Пусть рассеется тьма, чтобы я увидела и эту муку». И отвечали ангелы, стерегущие муку: «Поручено нам, пусть не видят света, пока не явится Сын твой милосердный, более семи солнц сияющий». И стала печальной Святая Богородица, и к ангелам подняла очи свои, и посмотрела на невидимый престол Отца Своего. И сказала : «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Пусть рассеется тьма эта, чтобы я увидела «.
обратился к ней архистратиг: «Куда хочешь , Благодатная? Давай пойдем на юг или на север». И отвечала Благодатная: «Давай пойдем на юг». И тогда повернулись херувимы и серафимы и 400 ангелов и привели Богородицу на юг, откуда река вытекала огненная. И было там множество мужчин и женщин. И были они погружены: одни до пояса, другие до груди, третьи до шеи, а четвертые с головой. И увидев , Святая Богородица издала громкий вопль. И спросила архистратига: «, которые до пояса в огонь погружены?» И сказал ей архистратиг: «Это те, что от отца и матери проклятие получили, за это здесь мучаются как проклятые». И опять спросила Богородица: «А те, которые по грудь в огне, кто они?» И ответил ей архистратиг: «Это те, которые своих кум били, укоряя их , а другие, совершали. За это здесь мучаются». И вопросила Пресвятая Богородица: «А эти, которые до шеи в пламени, кто они?» И ответил ей ангел: «Это , которые мясо ели человеческое. Да за это здесь мучаются так». И вопросила Святая: «, которые с головой погружены в пламень огненный, кто они?» И ответствовал архистратиг: «Эти, Госпожа, , кто Крест Честный держа, давали ложные клятвы. Ибо такая сила Честного Креста, что ангелы, видя его, трепещут и со страхом поклоняются ему. Люди же, держа его, клянутся, не зная, какая мука ожидает их. Из-за этого так мучаются». Потом увидела Святая Богородица мужа, подвешенного за ноги, и черви ели его. И спросила ангела: «Кто это, и какой грех он совершил?» И сказал ей архистратиг: «Это , которые давали в рост золото и серебро свое. За это навеки мучиться ему. И увидела женщину, висящую за зубы, и разные змеи выходили из уст ее, и ели ее. И, увидев это, Пресвятая Богородица спросила ангела: » женщина эта, какой грех ее?» И, отвечая, архистратиг сказал: «Это, Госпожа, та, которая ходила к своим ближним и к соседям, чтобы послушать, что говорят. И, выбирая неприятные слова , возбуждала сплетнями ссоры. Из-за этого так мучается». И воскликнула Святая Богородица: «Хорошо было бы человеку тому, если бы не родился!»
И сказал ей Михаил : «Еще , Святая Богородица, не видела великих мук». Отвечала Святая ангелу: «Пойдем и походим, чтобы увидеть все муки». И сказал Михаил: «Куда хочешь, Благодатная, и пойдем». И решила Святая: «На север». И повернулись херувимы, и серафимы, и 400 ангелов привели Благодатную на север. И висящее облако огненное, и ложе , как пламя и огонь. Лежали на ложах тех множество мужчин и женщин. Когда же увидела Святая, то отвернулась. И архистратига: «Кто эти и в чем согрешили ?» И сказал архистратиг: «Эти , Госпожа, в Святое воскресенье к утрени не вставали, но ленились как мертвые. За это мучаются». И засомневалась Святая Богородица: » если кто не мог встать, наказание ?» И ответил Михаил: «Послушай, Пресвятая. Если у кого загорится жилище с четырех сторон и сгорит в огне, и будет в жилище человек в таком состоянии, что не сможет встать , то такой не имеет греха». увидела на другом месте столы огненные и на них множество народа: и мужчин, и женщин, горели на . И спросила архистратига Пресвятая . , которые попов не почитали и , когда из Церкви Божией. Из-за того мучаются». увидела Святая дерево железное, верхние ветви . И было здесь множество мужчин и женщин, за языки подвешенных. Увидев же , Святая прослезилась и спроcила Михаила: «Кто это и в чем их грех?» И отвечал архистратиг: «Это клеветники, возбудители ссор и , которые разлучили брата с братом, мужа с женой своей». И сказал Михаил: «Послушай, Пресвятая. Я расскажу тебе об этих . Если кто хотел креститься или покаяться в грехах своих, то они отговаривали и спасению . Из-за этого мучаются вечно». Увидела же Святая на другом месте висящего мужа, за четыре части тела . Из-под ногтей его текла кровь очень сильно, язык его был в плену пламени огненного. И не мог вздохнуть, ни сказать: «Господи, помилуй меня!» И увидела его Пресвятая Богородица, и расплакалась, и сказала: «Господи, помилуй! Господи, сотворить молитву». И пришел к ней ангел, что распоряжался муками . освободил язык мужу тому. И спросила Пресвятая: «Кто этот бедный человек, принимающий такую муку?» И ответил ангел: «Это служитель Церкви. не исполнял волю Божию, но продавал сосуды и имущество церковное, говорил: «Кто служит Церкви, тот от Церкви питается”. Из-за этого мучается здесь». И сказала Пресвятая : «, что сделал , за это мучается». снова ангел поместил язык в огонь.
И сказал архистратиг: «Пойдем, Госпожа, я покажу тебе , где мучаются священники». и увидела попов висящих. От концов ногтей исходил огонь, от темени тоже исходил огонь и опалял тех священнослужителей . Увидев же , Пресвятая вопросила: «Кто это и в чем грех их?» И ответил Михаил: «Это служители литургий и предстоятели престолу Божьему. Были достойными служителями, но когда проскомидию творили, то не хранили частицы и роняли крупицы их на землю. звезды Божьи, и тогда престол страшно колебался, а подножие Божье дрожало. Из-за этого они здесь мучаются». увидела Святая мужа и змея крылатого, имеющего три головы. Две из голов была около очей мужа, а третья — около уст его. Архистратиг же сказал: «Бедный человек тот, ибо не может отдохнуть от змея этого». И сказал архистратиг: «Этот человек, Госпожа, и святые книги читал, и Евангелие, сам же не следовал тому, . Людей учил, а сам не исполнял волю Божью, грешил, совершал злые дела».
архистратиг сказал : » силы Господа. Иди, Пресвятая, я покажу, где мучаются ангельский чин и апостольский». И увидела Святая, <что они лежали, объятые огненным пламенем и поедаемые червем неусыпающим. Святая спросила: «Кто это такие?» И отвечал ей Михаил: «Это те, кто имеет образ ангельский и апостольский, кто на земле называются славными именами патриархов и епископов, к кому люди обращаются: «Благословите, отцы святые”; но на небесах они не звались святыми, так как не сделали ничего, чтобы иметь ангельский и апостольский образ. За это и мучаются так».
И Пресвятая увидела женщин, подвешенных за ногти, пламя выходило у них изо рта и опаляло их, а змея выползала из пламени того и обвивала их. Они вопили: «Помилуй нас, так как мы одни мучаемся тяжелее всех». И, заплакав, спросила Святая: «В чем их грехи?» И ответил архистратиг: «Это попадьи, которые не почитали своих попов и после их смерти выходили замуж. Поэтому и мучаются». И увидела Богородица других женщин, лежащих в огне, поедаемых различными змеями, и спросила Святая: «В чем их грехи?» И ответил Михаил: «Это монастырские черницы, которые тело свое предавали блуду, потому здесь они мучаются».
И сказал архистратиг: «Пойдем, Пресвятая, я покажу тебе, где мучается множество грешников». И Святая увидела реку огненную, и словно кровь текла в той реке, которая затопила всю землю, а посреди ее вод — многих грешников. Увидев это, Богородица прослезилась и сказала: «В чем их грехи?» Ответил архистратиг: «Это блудники и прелюбодеи, воры, , тайно подслушивавшие, что говорили близкие, это сводники и клеветники, и те, кто пожинал чужие нивы и срывал чужие плоды, те, кто питался чужими трудами, кто разлучал супругов, пьяницы, немилосердные князья, епископы и патриархи, цари, не творившие волю Божью, сребролюбцы, наживавшие деньги, беззаконники». Услышав это, пречистая Богородица заплакала и сказала: «О горе грешникам!». И добавила архистратигу: «Лучше таким грешникам и не рождаться!»
И спросил ее Михаил: «Отчего плачешь, Святая? Разве ты не видела великих мучений?» И ответила Пресвятая>: «Пусть я увижу все муки». И сказал ей Михаил: «Куда ты хочешь , Благодатная? Можем мы направиться или на восток, или на запад, или в рай. направо или налево, где есть великие муки». И сказала Пресвятая: «Направимся на левую сторону». И сказала Пресвятая, вернулись херувимы, серафимы и 400 ангелов и вывели Пресвятую с востока и на левую сторону. , и около реки той была тьма беспросветная. Лежали здесь множество мужчин и женщин, и кипели , как в котле. морские волны, — , разбивались над грешниками. Когда же волны поднимались, грешники погружались на тысячу локтей и не могли сказать: «Помилуй нас, праведный судья». Ел тех червь неумирающий, и скрежет зубов. увидели Пресвятую ангелы, стерегущие , то воскликнули в один голос, говоря : «Свят Ты, Боже, и ты, Богородица! Благословляем тебя и Сына Божия, родившегося от тебя. Ведь до сих пор не видели света, а сегодня видим свет благодаря тебе, Богородица». И опять воскликнули все в один голос, говоря : «Радуйся, давшая Вечный Свет, радуйся и ты, архистратиг Михаил! , Владычица, молящаяся за весь мир! Здесь нам приходится видеть мучающихся грешников, и очень скорбим «. Увидела Богородица ангелов скорбных, унылых из-за грешников, и заплакала Пресвятая. Тогда воскликнули все в один голос, говоря: «Хорошо, что вы пришли в тьму эту, чтобы увидеть, как мучаемся мы здесь, «. И помолились Пресвятая с архангелом, и услышали они плач грешников, и повысили голос свой, восклицая : «Господи, помилуй нас!» Когда же они окончили молитву, прекратилась буря речная и волны огненные . Тогда явились грешники, как зерна горчичные. И, увидев их, Святая заплакала и спросила: «Что значит река эта и волны ее?» И ответил ей архистратиг: «Эта река смоляная, волны же ее огненные, а те, которые здесь страдают, это жиды, которые мучили Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия. все народы, которые крестились во имя Отца и Сына и Святого Духа, те, которые назывались христианами, но веровали в демонов, отвергнув Бога и святое крещение. , которые согрешили после святого крещения с кумами своими, и с матерями своими, и с дочерьми своими. отравители, едой морили людей и оружием убивали, , которые удавливали детей своих. Поэтому они мучаются за дела свои». И сказала Святая: «За дела их пусть будет так, как заслужили они. И тогда снова приблизилась к ним бурная река, и огненные волны, и тьма накрыла их . Сказал же Михаил Богородице: «Если кто будет заключен во тьме этой, не помнит о нем Бог». И сказала Пресвятая: «О, тяжело грешникам! Ибо неугасаемо пламя огня этого».
И вновь обратился архистратиг : «Пойдем, Пресвятая, я покажу тебе озеро огненное, и ты увидишь, где мучается род христианский». услышала плач и вопль , но их самих не могла видеть. И спросила : «Кто это, и в чем они согрешили?» И ответил ей Михаил: «Это те, которые крестились и крест Христов признавали, а дьявольские дела творили и упустили время раскаяться. Поэтому так здесь мучаются». И сказала Пресвятая архистратигу: «С единственной молитвой обращаюсь к тебе, пусть войду и я и буду мучиться с христианами, ведь они называются детьми Сына моего». Ответил же ей архистратиг: «Оставайся в раю». Тогда сказала Пресвятая: «Молю тебя, устреми все ангельское воинство семи небес, чтобы мы помолились за грешников. Разве не услышит нас Господь Бог и не помилует их?» : «Жив Господь Бог, имя его величественно. Семь раз на день и семь раз на ночь славу возглашаем Владыке, тогда же и за грешников, Госпожа, Господу молимся, чтобы слышал от нас о том Владыка».
сказала Пресвятая Богородица: «Молю тебя, архистратиг, вели воинству ангельскому — пусть вознесут меня на высоту небесную, поставя перед невидимым Отцом». И повелел архистратиг , и появились херувим и серафим, и вознесли Благодатную на высоту небесную, и поставили ее перед невидимым у престола. подняла руки свои к Благодатному Сыну своему и сказала: «Помилуй, Владыка, грешных, которых я видела, ибо не могу терпеть . — пусть и я буду мучиться вместе с христианами». И услышала голос, говорящий ей: «Когда хочу тех помиловать, то вижу гвозди в ладонях моего Сына, поэтому не должен Я тех помиловать». И сказала : «Владыка, я не молюсь за неверных жидов, но за христиан молю тебя о милости». И раздался голос, говорящий: » не помиловали , не должен Я тех помиловать». Сказала опять Пресвятая: «Помилуй, Владыка, грешных, созданных Тобою. Везде на земле имя Твое называют. страдают, то на всяком месте по всей земле они говорят: «Пресвятая Госпожа Богородица, помогай нам”. А когда рождается человек, то говорит: «Святая Богородица, помоги мне”». Тогда сказал ей Господь: «Послушай, Пресвятая Госпожа Богородица, Владычица . Нет такого человека, кто не молит тебя. Я же не оставлю тех ни на небесах, ни на земле». И воскликнула Пресвятая Богородица: «Где Моисей пророк? Где все пророки? И вы, отцы, что никогда не сотворили греха? Где Павел, любимец Божий? Где воскресение, слава христианская? Где сила Честного Креста, которым Адама и Еву от клятвы избавил?» Тогда Михаил архистратиг и все ангелы : «Помилуй, Владыка, грешных!» Тогда Моисей воскликнул, говоря: «Помилуй, Владыка, , я же закон Твой дал им». Иоанн воскликнул, говоря: «Помилуй, Владыка, ! Я Евангелие Твое проповедовал им». Тогда и Павел воскликнул, говоря: «Помилуй, Владыка, , я же послания Твои принес Церквям». И сказал Господь Бог: «Слушайте все вы. Если по Евангелию моему, или по закону моему, или по евангельской проповеди, что проповедовал Иоанн, посланиям, что принес Павел — то такие Суд примут, и ты поймешь, , ради чего говорить ангелы: «Столько помиловавший, праведный Ты, Господи”».
И вновь попросила Пресвятая Богородица: «Помилуй, Господи, грешных, которые Твое Евангелие приняли и закон Твой сохранили». Тогда сказал ей Господь: «Послушай, Пресвятая. Если кто из тех , согрешил и не покаялся невольно, как ты хорошо говоришь, если закону научились и, отпав, совершили грех, разве не согрешили? я говорю, пусть , как сказано: » воздаст за грехи их”». Тогда и все святые, слышавшие Господа, не смели что-нибудь ему . И увидела Пресвятая, что все не сумели . Господь святых не послушал и отдаляет милость Свою от грешников. И сказала Пресвятая: «Где архистратиг Гавриил, который возвестил мне: «Радуйся, что прежде всех веков слышала Отца”. А сейчас не оказывает милости грешникам. Где же Великий, который город имеет на куполе своем, злыми человеческими делами загрязнена была земля? послал Господь Бог Сына Своего, утвердил племя земное? Где служители престола ? Где Иоанн Богослов? Почему не явились с нами на молитву Богу за грешных христиан? не видите меня, как я плачу о грешниках? Придите, все ангелы, которые есть на небесах. Придите, все праведники, которых Господь оправдал. Ибо вам дано молиться о грешных. Приди и ты, Михаил. Ты — первый среди бесплотных у престола Бога . Вели и всем . Вместе все склонимся перед невидимым Отцом и не сдвинемся , пока не услышит нас Бог и не помилует грешных». Тогда упал ниц Михаил перед престолом, и все небесные силы и все чины бесплотных. И увидел Господь, его святые, и смилостивился ради Сына Своего единородного. И сказал : «Сойди, Сын Мой возлюбленный, и посмотри, как молят Меня святые».
И явился Господь грешникам, и сошел с невидимого престола. И увидели Его , находящиеся во тьме, и воскликнули все в один голос, говоря: «Помилуй нас, Сын Божий! Помилуй нас, Царь вечный!» И сказал Господь: «Слушайте все. Я создал рай и человека по образу . И сделал владыкой рая. И жизнь вечную Я дал им . Но люди проявили непослушание и по своей воле согрешили. были преданы смерти. Когда не захотел Я видеть , мучимых дьяволом, то сошел на землю и воплотился, взошел на Крест, чтобы освободить от неволи и первородного проклятия. Я просил воды, а мне дали желчи, смешанной с уксусом. Своими руками Я создал людей, а в гроб положили Меня. Я же в ад сошел и врага своего победил. избранных своих воскресил и Иордан благословил, чтобы вас освободить от первородного проклятия. Вы пренебрегли покаянием в своих грехах. Христианами были только по названию и заповедей Моих не соблюли. Поэтому оказались в огне негасимом. Я не должен вас помиловать, но сейчас по милосердию Отца Моего, который послал Меня к вам, и по молитве матери Моей, которая плакала много из-за вас, по просьбе Михаила архистратига и множества мучеников Моих, которые много пострадали за вас, — вот даю Я вам, мучающимся день и ночь, отдых от Великого четверга до Святой Пятидесятницы , у вас был покой и прославить Отца, и Сына, и Святого Духа». И отвечали все: «Слава милосердию Твоему! Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу! Сейчас и всегда, и во веки «.
Хотела святая Богородица помолиться Богу, чтобы архангел Михаил поведал ей о муке небесной и земной. Тогда с небес сошёл Михаил и с ним четыреста ангелов. Богородица и архангел приветствовали друг друга. Архистратиг Михаил сказал, что не перечислить всех мук, которые существуют. Но Богородица просила рассказать о всех муках.
Явились ангелы с юга, разверзся ад, и Богородица увидела множество мучающихся людей. Архангел объяснил, что это язычники, которые обожествляли силы природы и идолов. В другом месте Богородица увидела великую тьму. По её повелению тьма рассеялась — там находились люди, которые не верили в воплощение Иисуса Христа, его рождение от Богородицы. Пресвятая заплакала об участи грешников.
Продолжение после рекламы:
Ангелы повели Богородицу на юг. Там она увидела огненную реку, а в ней — множество мужей и жён. Это были люди, проклятые родителями, кумовья, враждовавшие между собой и творившие блуд. Ещё там были людоеды и те, кто ложно клялись, Целуя крест. Потом Пресвятая увидела подвешенного за ноги мужчину — это был ростовщик. А рядом была подвешена за зубы женщина — она была сварливой сплетницей.
Далее ангельские воинства повели святую Богородицу на север. Там она увидела раскалённые скамьи посреди огненного облака. На них лежали грешники, которые при жизни ленились вставать по воскресеньям на заутреню. На огненных столпах стояли те, кто не вставал навстречу священникам. За руки и за ноги был подвешен человек, который при жизни служил в церкви и продавал священные сосуды. Клеветники были подвешены за языки.
Ангел показал Богородице священников, подвешенных за края ногтей. Они, служа литургию, считали себя достойными, а сами небрежно обращались с просвирами. Одного мужа мучил крылатый змей: этот муж читал святые книги, учил людей, а сам жил беззаконно.
Богородица увидела в аду патриархов и епископов, которые не были достойны своего сана. Потом ангел показал ей мучающихся женщин: при жизни они были попадьями и после смерти своих мужей ещё раз вышли замуж. Других женщин также терзали змеи и пламя. Это были монахини, которые предавались блуду. Вновь увидела Пресвятая огненную реку, а в ней — словно кровь текла. Среди её вод было много людей — прелюбодеи, воры, сводники, клеветники, немилосердные князья, сребролюбцы. Богородица плакала при виде этих мук.
Брифли существует благодаря рекламе:
Ангелы повели Богородицу в левую сторону. Там была река смоляная, а волны её огненные. В них мучились евреи, которые распяли Христа, а также все народы, которые крестились, но продолжали верить в демонов. Здесь были кровосмесители, отравители и детоубийцы.
Потом архистратиг Михаил привёл Богородицу к огненному озеру, где мучились христиане. Они крестились, но продолжали творить дурные дела и перед смертью не успели покаяться.
Богородица сказала архистратигу, что хочет и сама принять муку вместе с грешниками. Но Михаил сказал: «Будь в раю». Тогда Богородица стала просить ангелов помолиться, чтобы Господь помиловал грешников. Однако ангелы и так молились об этом день и ночь. Богородица попросила, чтобы вознесли её на высоту небесную, к престолу Божию. Она стала молить Бога о помиловании грешников. Но Господь не исполнил её просьбы. Тогда Пресвятая призвала святых, и они стали молить вместе с ней. Господь же сказал, что грешники должны получить воздаяние. Ангелы и святые пали ниц перед престолом Божиим. Тогда Христос сошёл с престола, явился грешникам и сказал, что должны они мучиться, ибо назывались христианами только на словах, а заповедей Божиих не соблюдали. Но ради молитв Богородицы и всех святых Господь дал мучающимся грешникам покой от Великого четверга до Троицына дня. Грешники отвечали: «Слава милосердию Твоему».
Хождение Богородицы по мукам — довольно популярный в древнеславянской письменности апокриф, представляющий собой перевод и отчасти переделку греческого «Откровения пресв. Богородицы». Тема его — описание мук грешников в аду. Содержание Х. несложно. Богородица после молитвы на Елеонской горе в сопровождении архангела Михаила проходит места, где мучатся грешники: огненные реки, огненные столы, виселицы и т. п. — Она видит страдания лиц, не признававших Господа, нарушавших клятву или заповеди, ростовщиков и т. д. Пораженная мучениями, Богородица обращается к Господу с мольбой об облегчении участи грешников. Ее мольбу поддерживают пророки, апостолы и евангелисты. Господь по молитвам Матери дает облегчение грешникам, заключающееся в том, что мучения их прекращаются на время от Великого Четверга до Пятидесятницы. — На Х. оказали влияние житие Василия Нового, слово Палладия Мниха и др. сочинения. В свою очередь, Х. повлияло на народную поэзию, именно на создание духовных стихов. Особенно заметно это влияние на стихе «об нынешнем веке и о будущем», где повторяются многие изречения Х. — Древнейший список Х., относящийся к XII в., издан Срезневским, параллельно с греческим текстом в «Древн. памятнике языка и письма». См. Тихонравов, «Пам. русской отеч. литер.»; В. Сахаров, «Эсхатологич. сказания в древнерусской письм.» (Тула, 1879).