Храм 9 мучеников

Своим появлением Девятинский храм в Москве обязан Первосвятителю Адриану, последнему русскому патриарху «досинодального» периода, строгому приверженцу церковной старины и противнику реформ Петра I. Еще в 1685 г. будущий Первосвятитель Адриан стал митрополитом Казанским и Свияжским. Его приезд в Казань совпал с началом тяжелейшей эпидемии, как тогда говорили, «горячки». Тридцатью тремя годами раньше такое же «моровое поветрие» в полном смысле слова опустошило город, унеся 48 000 жизней. Митрополит Адриан в первый же день своего пребывания на Казанской кафедре дал обет Господу в случае скорого окончания эпидемии основать монастырь в честь Девяти мучеников Кизических, помогавших, по народным преданиям, при трясавичных болезнях. И вот, по глубокой вере и усердной молитве митрополита Адриана, произошло чудо — на следующее утро в городе не оказалось ни одного вновь заболевшего. «Горячка» прекратилась. Во исполнение обета митрополит основал под Казанью Кизическую обитель. Через 5 лет Адриан был возведен в сан Патриарха Московского и всея Руси и продолжал сугубо почитать образ Девяти мучеников. Он заказал царскому иконописцу Петру Семенову Золотому икону Святых, а святитель Димитрий, митрополит Ростовский по благословению Патриарха написал службу Кизическим мученикам. В 1696 г. Патриарх Адриан, оказавший на пороге смерти, пораженный параличом, обратился за помощью к Девяти мученикам. Он дал Господу обет поставить в Москве храм в честь Святых в случае своего исцеления. Господь явил чудо, и Патриарх поднялся с одра болезни.

Место для храма было определено у Новинского монастыря, и строительство началось почти сразу, по указу Петра I. Сам он не раз посещал Девятинский храм и любил слушать здесь патриарших певчих. Храм, первоначально деревянный, был закончен и освящен в 1698 г. в честь святых Феогнида, Руфа, Антипатра, Феостиха, Артемы, Магна, Феодота, Фавмасия и Филимона. В 1732 г. священник храма Михаил Тимофеев подал прошение в Синодальный казенный приказ о строительстве каменной церкви. «Стоя многие годы, — писал отец Михаил, — церковь огнила и совсем обветшала, за которою ветхостию желаем построить каменную, на что благословением св. Синода ко оному строению некие материалы пожалованы, и чтоб указом повелено было вместо деревянной построить каменную». Новая каменная церковь, а также придел во имя Архангела Михаила с трапезой были построены к 1735 г. на средства содержателя шелковых фабрик купца Андрея Семенова. Деревянная же церковь спустя год «волею Божию от огненного запаления со всякою церковною утварью погорела без остатку».

Спустя 100 лет, в 1838 г. на средства москвичек Варвары Челищевой и Варвары Нерской была выстроена новая трапезная, где освящен второй придел во имя великомученицы Варвары. В 1844 г. воздвигли трехъярусную колокольню. К концу XIX в. на ней находилось восемь колоколов, самый большой из которых весил 315 пудов. Девятинский храм был богато украшен внутри. В 1860 г. соорудили высокий четырехъярусный вызолоченный иконостас. Стены расписали в 1860-1864 г.г. Из 150 икон на 20 были серебряные ризы. 6 икон специалисты отнесли к XVII-XVIII в.в., среди них особо почитаемые храмовые: Девяти мучеников, Михаила Архангела и Варвары мученицы. Большая, в деревянном киоте, икона Девяти мучеников была написана, судя по надписи, в 1693 г. и пожалована храму к его освящению в 1698 г. патриархом Адрианом. Она особенно почиталась больными и немощными.

В XVIII в. Безымянный и Кривой переулки были переименованы в Большой Девятинский переулок. Примечательно, что в Москве больше не было храмов в честь Девяти мучеников Кизических. Исключение составляла домовая церковь графа Владимира Григорьевича Орлова, сооруженная и освященная в связи с эпидемией чумы 1771 г. В борьбе с чумой принимал участие старший брат графа — Григорий Орлов. Помещение храма сохранилось до наших дней в мезонине дома № 5 по Большой Никитской улице, который занимал до 1950-х г.г. исторический факультет, а ныне издательство Московского Государственного университета. В настоящее время придел Девяти мучеников Кизических имеется в храме Вознесения Господня за Серпуховскими воротами (ул. Большая Серпуховская, 24). Каменный храм начали строить в 1696 г. на средства царевича Алексея, и придел, очевидно, был устроен по благословению Патриарха Адриана. В начале XIX в. стечение богомольцев в Девятинский храм, особенно в летние воскресные дни было столь велико, что на церковном погосте открывали базар.

В 1801 г. городскую усадьбу на углу Большого Девятинского переулка и Новинского бульвара приобретает Анастасия Федоровна Грибоедова — мать знаменитого писателя Александра Грибоедова. Последующие одиннадцать лет Грибоедов проживал в доме, который относился к приходу Девяти мучеников Кизических. Приходские церковные книги — единственный источник документальных сведений о нем самом и его близких вплоть до Отечественной войны 1812 г. Будучи прихожанином Девятинской церкви, Грибоедов учится в Благородном пансионе Московского университета, затем в самом университете. В Девятинской церкви его семья служит молебен перед уходом драматурга в армию. Сразу после начала Отечественной войны Грибоедов добровольно записался в ополчение. Когда скончалась мать писателя, ее отпели в Девятинском храме и похоронили на ближайшем — Ваганьковском кладбище.

В пожаре 1812 г. сгорели все здания Девятинского прихода, но на удивление быстро были отстроены. В том числе грибоедовский дом, городские усадьбы князей Оболенских (Новинский бульвар, 13) и Офросимовых-Алябьевых (Новинский быльвар, 7). Автор знаменитого «Соловья», композитор Александр Алябьев был прихожанином храма в 1840-1850-х г.г.

Почти каждый московский храм имел в своей истории любимого батюшку. Особо почитаем в Девятинском храме был его настоятель Александр Иоаннович Любимов (1823-1897), прослуживший здесь 46 лет. Приход отца Александра был не из числа многолюдных и состоял из 50 домов, в числе которых были поместья дворян аристократических фамилий и именитых купцов. За время его приходской службы целое поколение прихожан успело смениться на глазах батюшки. «Девятинский приход сделался для него родным, — писал в некрологе на смерть отца Александра известный церковный историк Н. Виноградов в «Московских церковных ведомостях». — За время своего служения здесь он очень много сделал для обновления и благоукрашения своего храма. Еще будучи диаконом, он расположил почтенного прихожанина церкви Девяти мучеников С. П. Алексеева к устройству большого колокола, который и до сих пор созывает к богослужению прихожан этой церкви, и им же возвестил о кончине их благопопечительного пастыря. Сделавшись настоятелем, А. И. Любимов еще более старался о приведении в благолепный вид своего храма. При его деятельных заботах вновь были устроены иконостасы как в главном храме, так и в приделах, стены украшены священными картинами, а снаружи оштукатурены. Года два тому назад было совершено последнее обновление храма, который своим видом производит наилучшее впечатление. Вообще за время настоятельства Александра Иоанновича на украшение приходского храма было израсходовано до 70 тыс. рублей, приносимых в жертву духовными детьми его, в особенности М. Е. Поповым. Заботы Александра Иоанновича о благоустройстве своего храма простирались и на поддержание в нем благолепной службы. Обладая звучным и приятным голосом, он высоко ставил чинное совершение церковной службы. В Девятинском храме всегда пели лучшие хоры певчих, Синодальный и Чудовской, что было не во многих храмах столицы. Считая проповедничество своею важной обязанностью, Александр Иоаннович являлся пастырем учительным, отзываясь живым, сердечным словом на духовные нужды своей паствы. Все это привлекало в Девятинский храм множество молящихся с разных концов Москвы, отчего заметно возвышалось и благосостояние храма».

В 1900 г. усердием прихожан в храме было устроено отопление. Тогда же вызолотили высокий трехъярусный иконостас. Известный иконописец Пашков расписал стены живописью и орнаментом, а ктитор И. И. Белкин пожертвовал дорогую вызолоченную ткань на престол. В сентябре 1903 г. состоялось освящение нового трехэтажного здания, в котором разместились Девятинская церковноприходская школа и богадельня.

В преддверии трагического поворота нашей истории жизнь прихода протекала безоблачно и счастливо. Заметка в «Московских церковных ведомостях» в № 24 за 1901 г. о праздновании 50-летнего юбилея служения в священном сане достопочтимого отца дьякона церкви святых Девяти Мучеников, близ Пресни, Федора Ефимовича Недумова воскрешает для нас картины жизни прихода в дореволюционное время: «По окончании молебствия, в виду болезни жены юбиляра, почетные прихожане и родные юбиляра вместе с ним отправились в квартиру местного священника отца Н. А. Любимова. Здесь отец настоятель, приветствуя юбиляра от лица притча и прихожан… просил его принять от них в знак их истинного уважения и признательности икону святых Девяти Мучеников Кизических. Икона в драгоценной сребро-позлащенной ризе была тут же вручена юбиляру местным церковным старостою. Вслед затем племянник юбиляра, священник С. Недубов, от лица всех племянников и племянниц сердечно приветствовал дорогого дядю-юбиляра и усердно просил его принять от них в знак их глубокой благодарности икону — складень в сребро-позлащенной ризе с изображением Христа-Спасителя и святых угодников Его — великомученика Феодора Тирона и святой Анны Пророчицы. Приняв эту икону, глубоко растроганный юбиляр в ответ на приветствия, как особо ценного для себя дара, просил всех не оставлять его в своих молитвах пред Богом. В заключении юбилейного торжества всем присутствовавшим в том же помещении была предложена радушная трапеза».

В предреволюционные годы Девятинская церковь имела двух священников. Настоятелем ее был отец Иоанн Скобеев, вторым священником — отец Михаил Лебедев. Настоятель и диакон Иоанн Вениаминов жили рядом с храмом (Большой Девятинский переулок, 13). Отец Михаил жил в собственном доме (№ 5) и, помимо священнических обязанностей, преподавал Закон Божий в Пресненском 4-м городском училище. Церковным старостой был купец Михаил Никандрович Кожекин. Его собственный дом находился в Большом Конюшковском переулке (№ 11). Возможно, в Москве и сейчас живут их потомки, которые располагают дополнительными сведениями о последних, поистине трагических годах существования храма.

5 апреля 1922 г. из храма изъяли более 9 пудов золотых и серебряных церковных изделий. В сентябре 1929 г. музейные работники забрали из храма историко-художественные ценности: облачения и фелонь XIX в., иконы преподобного Паисия (XVII в.), Алексия Человека Божия (XVII в.), Владимирской Божией Матери (XVIII в.), Тихвинской Божией Матери (XVIII в.), несколько образов палехской работы (XIX в.). Храмовые иконы верующие, видимо, перенесли в ближайшую действующую церковь, а образ Девяти мучеников Кизических — в церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, откуда икона была торжественно возвращена в храм 14 февраля 2004 г. Большая же часть имущества — церковные ткани, утварь — пошла на утилизацию.

Клир разделил участь большинства русского духовенства — его подвергли репрессиям. Архимадрит Даниил (Климков) служивший здесь в сане иерея с 1917 по 1921 г.г., провел в ссылке 20 лет. Епископ Евгений (Кобранов), рукоположенный патриархом Тихоном и служивший в Девятинском храме с 1917 г., впервые был арестован 10 марта 1921 г. Поводом к аресту послужило анонимное письмо на имя Ленина о «шпионах польской разведки» с добавлением: «да еще обратите внимание на типа Евгения у церкви Девяти мучеников, его проповеди не в Вашу и Республики пользу, хорошо его послать в село с этого богатого прихода, тогда, авось, он зажмет свой язык. Его уже требовали в Чрезвычайку…». Затем последовали многолетние скитания по лагерям вплоть до 20 ноября 1937 г., когда епископ Евгений был расстрелян по приговору Тройки. Канонизирован РПЦЗ в 1981 г. Иерей Михаил (Шик), служивший в Девятинском храме после революции, был расстрелян в 1937 г. на Бутовском полигоне, на месте которого сын иерея Михаила скульптор Дмитрий Шик-Шаховской в 1996 г. выстроил храм в честь Святых Новомучеников и Исповедников Российских.

Здание храма Девяти мучеников оказалось переданным соседней Городской женской тюрьме. Тюрьма в этом районе была устроена, и основное ее здание находилось рядом с бывшим Институтом курортологии. Храм использовался по различным назначениям, пока его не передали ЧК ОГПУ и определили как место приведения в исполнение приговоров к высшей мере наказания — расстрелов. Отсюда появившееся в Москве название «Расстрельный храм». Он был изуродован снаружи и внутри. Позже, в середине 1970-х, сотрудники КГБ во время каких-то работ обнаружили останки 9 человек замурованных в стены. Говорят, они тогда по наивности подумали, что это и есть те самые мученики Кизические… В 1970-е г.г. в храме располагалось учреждение «Гипробытпром». За десятилетия хозяйственного использования церковь внутри до неузнаваемости перестроили; появились коридор, перекрытия, капитальные стены в приделах. В 1976-1979 г.г. проведена внешняя реставрация, вновь поставлены кресты. Здание стоит на государственном учете под № 341. В 1990 г. оно было занято складом РСУ (ремонтно-строительное управление).

Храм Девяти мучеников Кизических возвращен Церкви в 1992 г. Во время октябрьских событий 1993 г. храм оказался под обстрелом, так как расположен недалеко от Белого Дома и Мэрии, и получил многочисленные повреждения. Громадных размеров надпись «Я убил пять человек и очень этому рад», сделанная рукой снайпера, пробравшегося на колокольню, навсегда погребена под слоем штукатурки, но церковная колокольня до сих пор хранит отметины пуль, которые предназначались прятавшемуся там профессиональному убийце.

В 1994 г. настоятелем храма был назначен священник Антоний Серов, который совершил первую в храме Божественную литургию в праздник Входа Господня в Иерусалим 24 апреля 1994 г. в приделе великомученицы Варвары. Заботами и трудами отца настоятеля были проведены большие ремонтно-реставрационные работы. Открыты и реставрированы чудом сохранившиеся росписи середины XIX в. Часть росписей выполнена заново в полной гармонии с сохранившейся стенной живописью. Сегодня в храме все еще проводятся отдельные реставрационные работы, но в целом внутренне убранство имеет великолепный завершенный вид. Помимо главного алтаря, освященного в честь Девяти мучеников Кизических, в храме есть приделы в честь архистратига Михаила и великомученицы Варвары.

На фреске представлена композиция Акафиста Богородицы (Кондак 9): «Вся́кое естество́ а́нгельское удиви́ся вели́кому Твоего́ вочелове́чения де́лу; непристу́пнаго бо я́ко Бо́га, зря́ще всем присту́пнаго Челове́ка, нам у́бо спребыва́юща…», в котором говорится об удивлении мира ангелов чуду вочеловечивания Бога, который из неприступного, стал видимым Человеком. Христос Еммануил изображен сидящим на херувимах в небесном ореоле с образами ангелов. К Его ногам припадают сестры Марфа и Мария (образ Марфы утрачен в результате пробивки дверного проема в церковь Кирилла в XVIII в.).

Общая информация
Акафист Пресвятой Богородице — хвалебный гимн в Ее честь, сочиненный в Византии в период между V и VII веками. В русской традиции авторство приписывается преподобному Роману Сладкопевцу (VI в.). Цикл иллюстраций Акафиста традиционно включается в систему декорации богородичных храмов и храмов иных посвящений. В древнерусской монументальной живописи XVI–XVII вв. он нередко соседствует с циклом Протоевангелия Иакова.

Полное наименование: Акафист Пресвятой Богородице. Кондак 9
Время создания: 1641
Техника: Фреска, темпера
Местоположение: Южная стена

12 мая — день памяти 9 мучеников Кизических. Чем прославили свою земную жизнь эти святые? В Малой Азии, на берегу Дарданельского пролива, отделяющего Азию от Европы, существовал древний город Кизик. Христианство в нем начало распространяться после проповедей святого апостола Павла, и он был уже освящен светом христианства. Но многие, опасаясь гонений, держали свою веру в тайне. Игемоны, посланные для того, чтобы принуждать всех к язычеству, подвергали непокорных пыткам и мучениям. В III веке христианство в этом городе попиралось и преследовалось, потому что в городе процветало язычество. Многие христиане бежали и скитались по горам и пустыням.

Житие 9 мучеников Кизических

Истинные, глубоко верующие христиане не желали отказываться от своей веры во Христа. Под страхом смерти они проповедовали Слово Божие, чтобы утвердить христианство в этом языческом регионе. Были такими проповедниками и будущие мученики Кизические. Они были молодыми и пожилыми, исходили из разных городов, занимались разными ремеслами, среди них были воины и клирики, они занимали разное положение в обществе, но всех их объединила горячая вера во Христа. Они громко славили Господа и без страха обличали язычество и идолов, за что были схвачены, долго и жестоко мучимы, но даже за обещание свободы они не отреклись от своей веры. Своим мучителям они продолжали говорить о суетности идолопоклонства и укоряли их в нечестии. 9 мучеников Кизических смиренно склонили головы пред мечом своих мучителей. Их погребли недалеко от города. Они остались тверды в своей вере, как гора Сион.

Когда христианство все же победило язычество, во время правления Константина Великого, в 324 году, христиане обрели нетленные мощи 9 мучеников Кизических, чтобы упокоить их во храме. Этот храм был построен в память об их подвиге за веру во Христа. Мощи 9 мучеников Кизических излучали удивительную благодатную силу, благодаря которой исцелялись тяжелобольные, душевнобольные обретали разум, а последние язычники — веру. Один известный в городе муж, страдавший водянкой, исцелился от всех болезней, прикоснувшись к раке святых 9 мучеников Кизических. Благочестие процветало в Кизике.

9 мучеников Кизических покровительствуют всем, кто обращается к ним с верой и молитвой. Они заботились не только о том, чтобы спастись самим, но и явили великую любовь к ближнему, пытаясь рассказать, что Господь создал человека для вечной радости, для наследия Царствия Небесного. Поэтому обращаться к 9 мученикам Кизическим в молитве можно каждому, ведь они заботились и при жизни о знакомых и незнакомых людях, пытаясь донести до них Свет Христов.

Спустя некоторое время воцарился нечестивый Юлиан Отступник, некоторые из оставшихся язычников отправились к нему, чтобы сказать, будто христиане разорили их храмы и разбили жертвенники. Юлиан повелел восстановить языческие храмы и идолы и заключить христианского епископа Елевсия. Он боялся трогать христианские храмы, потому что христианское население в те дни было уже многочисленным. Когда же император Юлиан погиб, епископа Елевсия освободили и в Кизике снова воссиял свет веры Христовой.

Святыми не рождаются

Молитва 9 мученикам Кизическим

О всехвальнии святии мученицы, доблественнии раби Христовы, Феогниде, Руфе, Антипатре, Феостихе, Артемо, Магне, Фавмасие, Феодоте и Филимоне, иже Христа ради от различных стран собрастеся и Того совершенна Бога и Человека дерзновенно в Кизице проповедасте;

принуждаеми бывше кумиром поклонитися, идолы попрасте и князя посрамисте, различных томлений и огненных прещений не убоястеся, и по различнем страдании острием меча посечени бысте, и пролиясте за Христа кровь свою, яко воду, и тою, яко багряницею,

Церковь Христову, яко невесту, украсисте; темже и ныне, увенчаннии неувядаемым венцем безсмертныя славы, присно в неизглаголанней радости с лики ангельскими в небесных селениих водворяетеся, Божественным светом облистаеми и зрением Его доброты неизреченныя наслаждающеся.

Сего ради и мы, смиреннии, к вам притекаем и, умильно на святый ваш образ взирающе, молим: вы молите за ны Христа Бога, яко дерзновение к Нему имущии, да вашими святыми молитвами всякаго недуга душевнаго и телеснаго избавимся.

Вам бо от Бога дадеся врачебный дар от всяких скорбей с верою к вам припадающия целити, якоже и онаго славнаго мужа от трясавичныя болезни уврачевасте, да и мы, вернии, тожде получивше, почитаем вас, святии мученицы, толика дарования имущих от Христа Бога, Емуже и слава купно со Отцем и Духом Святым всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

В наше время необходимо вновь подчеркнуть важное значение честности, силы воли и верности своим принципам. Лишь тогда, когда мы снова вплетем в волокно нашей жизни добродетели, составляющие сущность истинной цивилизации, изменится уклад жизни наших времен. Вопрос лишь в том, с чего начать.

Я убежден, что для начала нужно признать Бога нашим Небесным Отцом, общаться с Ним как с Отцом, признавая, что Он превыше всего, и ежедневно обращаться к Нему за руководством во всех наших делах.

Я утверждаю, что возврат к древнему порядку молитвы, семейной молитвы в каждом доме, – это одно из лучших средств против смертельного заболевания, разъедающего наше общество. Нельзя ожидать, что чудо произойдет за один день, но пройдет одно поколение – и чудо свершится …

В самом коленопреклонении есть нечто, противостоящее чертам, описанным Павлом: «горды… наглы, напыщенны».

Есть в самой этой традиции – когда и отец, и мать, и дети все вместе опускаются на колени – нечто такое, что сводит на нет следующие качества, описанные им: «родителям непокорны… непримирительны».

Сам акт обращения к Божеству каким-то образом устраняет в человеке склонность к богохульстиву не позволяет ему стать более сластолюбивым, нежели боголюбивым .

Склонность быть далекими от святости, как сказал Павел, неблагодарными, испаряется по мере того, как члены семьи вместе благодарят Господа за жизнь, за покой и за все, что у них есть. И, выражая Господу благодарность друг за друга, члены семьи начинают с новой силой ценить, уважать и любить друг друга …

Когда мы все вместе вспоминаем перед Господом бедных, нуждающихся и угнетенных, у нас незаметно, но реально пробуждается способность любить ближних больше, чем себя, уважение к ближним, желание служить на благо других людей. Невозможно просить Бога помочь страдающему ближнему и при этом не чувствовать побуждения сделать что-то своими руками, чтобы помочь этому ближнему. Какие чудеса свершились бы в жизни детей этого мира, если бы они отложили в сторону свой эгоизм и посвятили себя беззаветному служению другим людям! Место для ежедневных семейных молитв – вот лучшее место для посадки и питания семени, из которого вырастет это тенистое и плодоносное дерево …

Я не знаю способа, позволяющего так же легко снять напряжение в семье или незаметным путем вызвать уважение к родителям, ведущее к послушанию, не знаю лучшего способа пробудить дух покаяния, способный в значительной мере избавиться от недуга, разбивающего семьи, чем совместная молитва, когда люди вместе признаются в своих слабостях перед Господом и призывают благословения Господа на свой дом и всех его обитателей …

Семья – базовая единица общества. Семья, возносящая молитвы, – надежда более совершенного общества. «Ищите Господа, когда можно найти Его» (Исаия 55:6)14.

Меня тронули… искренние слова одного юного . Он сказал: «Я здесь уже много месяцев. Мне не под силу выучить этот язык. Мне не нравятся люди здесь. Днем я чувствую себя подавленным, а по ночам плачу. Мне как-то хотелось умереть. Я написал маме, умоляя найти для меня повод вернуться домой. Вот ее ответ. Она пишет: ‘Мы молимся за тебя. Не было ни одного дня, чтобы мы вместе не преклоняли колени утром перед едой и вечером перед сном и не молили Господа послать тебе благословения. Мы дополнили свою молитву постом, и теперь, когда твои младшие братья и сестры молятся, они говорят: «Небесный Отец, благослови Джонни… и помоги ему выучить язык и исполнять работу, к которой он был призван’».

А затем этот юноша, превозмогая слезы, сказал: «Я попробую начать сначала. Я прибавлю свои молитвы к их молитвам и свой пост – к их посту».

Теперь, спустя четыре месяца, я держу в руках другое его письмо, где он пишет: «Произошло чудо. Я получил дар от Господа – знание языка. Я полюбил народ в этой прекрасной стране. Благодарение Богу за молитвы моей семьи!»15

Можем ли мы сделать свои дома красивее? Да, если обратим свои семьи к Источнику всей подлинной красоты. Можем ли мы укрепить общество и сделать его более приятным для обитания местом? Да, если будем укреплять добродетели в жизни собственной семьи, преклоняясь вместе и вознося прошения Всевышнему во имя Его Возлюбленного Сына.

Мы можем укреплять свою семью, вместе преклоняя колени в молитве.

Всего за одно поколение эта традиция, возврат к поклонению Богу всей семьей, распространившись по всей Земле, подняла бы нас из губительного состояния упадка. Она способна возродить в сердцах людей целостность, взаимоуважение и дух благодарности16.

Разве молитва – это так сложно? Неужели так сложно побуждать отцов и матерей преклонять колени со своими маленькими детьми и обращаться к престолу Божества с выражением благодарности за полученные благословения и молиться о страдающих, а также о своих нуждах, а затем просить во имя Спасителя и Искупителя мира? Как велика сила молитвы! Я могу свидетельствовать об этом, равно как и все вы. Как же трагична утрата, с которой сталкивается любая семья, пренебрегающая преимуществами этой драгоценной и простой привычки!17

Если кто-либо среди вас не проводит семейную молитву, начните прямо сейчас, опускайтесь вместе на колени, если мы способны это делать, каждое утро и каждый вечер, обращайтесь к Господу и выражайте свою благодарность, призывайте Его благословения на всех нуждающихся Земли и говорите с Ним о вашем собственном благополучии18.

Я приношу вам мое свидетельство: если вы искренне постараетесь установить порядок семейной молитвы, вы не останетесь без награды. Изменения, быть может, проявятся не сразу. Они могут быть едва различимыми. Но они воистину произойдут, ибо Бог «ищущим Его воздает» (к Евреям 11:6).

Давайте же будем с верой подавать пример всему миру, следуя этой традиции и поощряя других поступать так же19.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *