Храм бескудниково

История

В 1996 году администрация Северного округа г. Москвы выступила с инициативой постройки храма в Бескудникове. С самого начала строительства храм решено было освятить в честь святителя Иннокентия, великого подвижника Русской Православной Церкви XIX столетия, посвятившего многие годы православному просвещению народов Сибири и Америки. Несмотря на то, что свт. Иннокентий – наш московский святой, храмов, освященных в его честь, в столице к тому моменту еще не было.

В 1997 году начались работы по возведению храма. Работы были начаты по проекту архитекторов А. В. Бормотова и В. И. Якубени, в основу которого были положены чертежи церкви Святой Троицы в усадьбе Ершово Звенигородского уезда (арх. А. Г. Григорьев).

13 декабря 2003 года состоялось первое знаменательное событие в жизни храма свт. Иннокентия – торжественное возведение золоченого креста над куполом.

15 сентября 2005 года было совершено малое освящение храма.

2006 год стал особым для прихода – в богослужебном журнале впервые были сделаны записи о первом венчании (сентябрь 2006 года) и первых крестинах (декабрь 2006 года). В 2006 году, после начала богослужебной жизни в храме появились и первые штатные клирики.

6 октября 2008 года, в день престольного праздника в храме святителя Иннокентия Московского в Бескудникове впервые состоялось архиерейское богослужение.

Наш храм!

Июнь 18, 2020

ДЕЙСТВУЮЩИЙ ХРАМ

Дом для разговора с Богом, памятник архитектуры, живое свидетельство истории, место встречи с людьми, близкими духом – все эти определения подходят к понятию «храм», если речь идёт о храме святителя Иннокентия, митрополита Московского в Екатеринбурге.

Под охраной и защитой

Каждый екатеринбуржец хотя бы раз в жизни видел этот храм, проходил мимо него или проезжал в трамвае. Так и хочется сказать – не проходите и не проезжайте мимо! Это не обыкновенное (и необыкновенное!) здание на проспекте Ленина под номером 11 а, хранит столько историй, сколько хватило бы ещё на десяток церквей. Девиз на фасаде – «Действуем для вас каждый день» – полностью оправдан, поскольку храм святого Иннокентия не просто «открытый», но активно и вовлечённо действующий при любых, даже самых трудных условиях.

Церковная история типичной для Екатеринбурга двухэтажной усадьбы началась в начале нового века – 18 сентября 2001 года здание, известное в городе как «Станция вольных почт» было освящено во имя святителя Иннокентия, митрополита Московского. Однопрестольный храм стал частью Духовно-просветительского центра Екатеринбургской епархии, здесь расположились миссионерский отдел и православная публичная библиотека. Собственно, с библиотеки всё и началось, храм здесь появился позже и служил поначалу домовой церковью при миссионерском отделе.

Любоваться старыми зданиями уральской столицы, увы, всё сложнее – одни безжалостно стираются с лица земли для того, чтобы очистить место для очередного ТРЦ или элитного дома, другие попросту не выдерживают битвы со временем и разрушаются, превращаясь в руины разной степени живописности. Бывшей «Станции вольных почт» повезло: девятнадцать лет назад её передали православной церкви, и теперь это здание (памятник архитектуры регионального значения, между прочим) защищено как от первого, так и от второго сценария.

На излёте перестройки новые храмы довольно часто располагались в не предназначенных для богослужений помещениях, но потом, как правило, отстраивались заново. Иннокентьевский храм и здесь уникален – и клирики, и прихожане не покинули свою обитель: это уже не случайность, а судьба!

В 2021 храм святителя Иннокентия отметит своё двадцатилетие.

Немного истории

Характерный для Екатеринбурга жёлто-белый фасад храма выдержан в стиле строгого классицизма – но проектировал здание не архитектор Малахов, наш гений места, а первый владелец особняка, Иван Васильевич Полков, занимавший должность с труднопроизносимым названием «маркшейдер гиттенфервалтер» (как тут не вспомнить Василия Никитича Татищева и его непримиримую борьбу с засилием немецкоязычной лексики на уральских заводах!). Полков был горным чиновником и, судя по всему, человеком, знавшим толк в архитектуре. На планах города 1810 года обозначен принадлежавший ему участок земли на углу Главного проспекта и улицы Усольцевской (теперь Сакко и Ванцетти), где спустя пять лет появилась обширная усадьба с жилым домом, утраченным ныне угловым флигелем и прекрасным садом. Каменный дом, обращённый к проспекту, был украшен четырёхколонным портиком, увенчанным элегантным фронтоном.

Благосостояние хозяина усадьбы росло, и вскоре маркшейдер Полков перебрался в новый дом с видом на городской пруд – впоследствии его перекупил и перестроил в соответствии с собственными представлении о прекрасном легендарный горный начальник Севастьянов. Да-да, это тот самый пряничный дом Севастьянова, который справедливо считается сегодня одним из символов Екатеринбурга! А история первой усадьбы Полкова продолжалась теперь уже без всякого участия своего создателя. Наследники сдавали его внаём, здесь располагалось одно время Благородное собрание – стены особняка помнят балы и торжественные приёмы. Уже в середине девятнадцатого века бывший особняк Полкова перешёл в собственность городского мещанина Михайлова, а после революции был, конечно, национализирован. Что же касается популярной истории о том, что здесь «бывали декабристы» и на самом деле работала «Станция вольных почт», то, по мнению некоторых краеведов, это не более чем легенда, возникшая в результате ошибки. Легенда, впрочем, красивая – не грех и рассказать.

Романтическое название «Станция вольных почт» присваивалось в России почтовым станциям, где проезжающие могли отдохнуть и сменить лошадей, а почтари – обменяться посылками и письмами. Новый владелец особняка, мещанин Михайлов, имел разрешение на содержание такой станции, но происходило это спустя несколько десятилетий после восстания на Сенатской площади, так что декабристы, возвращаясь из ссылки, менять здесь лошадей ну никак не могли. Возможно, они останавливались в другой почтовой конторе – на улице Колобовской (сейчас Толмачёва). В исторической литературе, как считает краевед Евгений Бирюков, прошла и закрепилась ошибка, а кроме того, симпатичный фасад усадьбы Полкова больше «приличествовал» декабристам. И когда в советское уже время решили сделать мемориальную доску, посвященную участникам декабрьского восстания, то установили её именно здесь, на Ленина, 11а. «В этом доме размещалась Станция вольных почт, где останавливались декабристы, возвращавшиеся из Сибири в 1856-1857 годах» – трудно было не поверить таким убедительным словам. Многие им и сейчас верят. А новые обитатели здания обыграли название «Станция вольных почт» на свой лад. Ими стали художники андеграунда во главе с легендарным Виктором Махотиным. Особняк, где танцевали провинциальные дворяне, одно время служил обыкновенным жилым домом, а на рубеже 1980-90 годов пребывал в запустении – здесь хозяйничали бомжи и любопытные мальчишки. Дом был под угрозой сноса, когда в нём «поселились» авангардные художники, поэты, музыканты – и для них слово «вольные» не было пустым звуком. Здесь проходили неформальные выставки, впервые звучали только что сложенные стихи, в общем, это был целый отдельный мир, которому с приходом нового времени пришёл конец, как оно обычно и бывает. В 1990-х усадьбу Полкова заняла коммерческая организация. Запах краски и сигарет выветрился, в здании был сделан основательный ремонт, и дом на Ленина 11а вновь стал похож на самого себя. Ну а новейшая история усадьбы связана уже с православной церковью. Произнесенные шёпотом тайны местной знати, говорок проезжающих через Екатеринбург купцов, дыхание загнанных почтовых лошадей, смех мальчишек, обнаруживших в полуразрушенных комнатах какую-то ценную «штуковину», звуки гитары, богемные разговоры – чего только не слышали стены усадьбы, ставшей отныне храмом… Освятили его во имя святителя Иннокентия, митрополита Московского.

Почему такое имя?

Имя часто определяет судьбу не только человека, но и храма. Почему же новая обитель приобрела в качестве святого покровителя именно Иннокентия Московского?

Правильный ответ, как часто бывает, лежит на поверхности – святитель Иннокентий был истинным миссионером, а храм, как уже было сказано, находится в прямом взаимодействии с миссионерским отделом епархии. Но правильный ответ – не всегда исчерпывающий, а между тем, жизнь святителя Иннокентия достойна подробного рассказа.

Мирское имя будущего святителя – Иван Евсеевич Попов-Вениаминов. Выходец из села Анга Иркутской губернии, он родился в семье пономаря и уже в возрасте девяти лет был определён в духовную семинарию Иркутска. Именно здесь юный Иван стал Вениаминовым – дело в том, что вместе с ним учился чуть ли не десяток полных тёзок, Иванов Поповых, и во избежание путаницы решено было дополнить их фамилии.

В 1817 году Иван Попов-Вениаминов женился, и в том же году был рукоположен в сан диакона. Служил в Градо-Иркутской Благовещенской церкви, а по окончании семинарии стал учителем приходского училища. В 1821 году отца Иоанна рукоположили в сан пресвитера. До какого-то момента жизнь его было достаточно спокойной и предсказуемой – ни намёка на какие-то приключения. Изменилось всё, как водится, в одночасье – в 1824 году отца Иоанна по благословению Иркутского епископа назначили миссионером и отправили в Америку. Священники, как военные, люди подневольные – сказали, значит, надо ехать. В Америку так в Америку! В Русскую, конечно. Вместе с семьёй, после долгого и трудного морского путешествия отец Иоанн прибыл на остров Уналашка и провёл там, на Аляске, пятнадцать лет. Миссионерствовал, просвещал, крестил, строил храмы, основывал школы и сам же в них преподавал, а попутно решал самые разные проблемы местных жителей, далеко не всегда духовные. Например, он был ярым сторонником прививания оспы, и во многом благодаря будущему святителю Иннокентию, жители Аляски, Алеутских островов, отдельных районов Северной Америки, а позднее – Камчатки, смогли победить смертельную болезнь.

Отец Иоанн вообще чрезвычайно интересовался науками – и оставил свой след как минимум в одной из них. В лингвистике. Именно Попов-Вениаминов создал алфавит для алеутского языка, а ещё он переводил священные книги на инородческие языки, был автором целого корпуса научных трудов по географии, этнографии, языкознанию. Это был настоящий человек эпохи Возрождения, который успевал делать всё, и делал это «всё» на высшем уровне.

В 1834 году отца Иоанна перевели в Новоархангельский порт на острове Баранова, а спустя четыре года в Петербурге его возвели в сан протоиерея. Когда скончалась жена Попова-Вениаминова, он был пострижен в монашество с именем Иннокентий в честь святителя Иннокентия Иркутского. Заслуги протоиерея Иннокентия перед церковью и Отечеством ни у кого не вызывали сомнений, он довольно быстро стал архимандритом, а после – епископом Камчатским, Курильским и Алеутским.

Следующая значимая глава жизни святителя Иннокентия связана с его епархией, занимавшей колоссальную площадь и включавшей в себя часть Якутии, Камчатку, Курильские, Алеутские, Командорские острова, Аляску, Чукотку и Охотское побережье. Получив сан архиепископа, неутомимый просветитель стал ближайшим сподвижником графа Николая Муравьёва-Амурского, вместе с ним он участвовал в переговорах с китайскими дипломатами о новой границе между Российской и Поднебесной империями. Когда решение было принято, и Амурский край достался России, архиепископ Иннокентий стал одним из основателей города Благовещенска, нового центра Камчатской епархии. Благовещенский кафедральный собор в этом городе был построен по проекту святителя Иннокентия, он же стал идейным вдохновителем строительства на Дальнем Востоке первого православного монастыря – всем теперь хорошо известного Свято-Троицкого Николаевского монастыря в посёлке Горные Ключи Владивостокской епархии.

Поздние годы своей жизни Иван Евсеевич Попов-Вениаминов провёл в Москве, он присутствовал в Святейшем Синоде, стал митрополитом Московским. Скончался митрополит в 1879 году, был погребён в Троице-Сергиевой лавре, а в 1977 году – причислен к лику святых Русской Православной церкви.

Память о святителе Иннокентии увековечена и в названиях улиц, и в монументах, и в музеях, его имя носят бульвар в Южно-Сахалинске, теплоход Ленского речного пароходства и самый высокий вулкан Аляски. Портрет миссионера Иннокентия отчеканен на медали «За заслуги перед городом Благовещенском», а в Екатеринбурге, где святитель, кстати говоря, бывал, о нём вспоминают ещё и в связи с Демидовской премией – митрополит получил её в 1836 году за работу «Грамматические правила алеутско-лисьевского языка».

Что дальше

В Екатеринбургском храме, освящённом в честь святителя-миссионера, пребывают святые мощи Иннокентия Московского, а также святые мощи преподобного Далмата Исетского, великомученика Георгия Победоносца, великомученицы Варвары. Отдельно стоит сказать о таких уникальных святынях, как закладной камень разрушенного Кафедрального Богоявленского собора Екатеринбурга и поклонного креста из монастыря на Ганиной Яме, стоявшего на месте раскопок на бывшей кафедральной площади города (ныне – площадь 1905 года). Кстати, крестные ходы, которые по канону следует проводить вокруг храма, в Иннокентьевском совершали на той же самой площади. Делалось это по той причине, что обойти кругом бывший особняк Полкова невозможно, всё здесь тесно заставлено другими домами, а где-то поблизости идёт вечная «новая стройка». И тогда в приходе сделали из этого минуса плюс, превратив недостаток в особенность, «фишку». Изобретательность местных клириков и прихожан – это вообще отдельная тема, не говоря уже о том, что в последние десять лет алтарниками храма перебывали (а многие и ныне там) местные телеведущие, художники разной степени известности и другие представители культурного бомонда уральской столицы.

Сегодня при храме совершаются все уставные богослужения, а ещё здесь действуют воскресная школа и реабилитационный центр, работают волонтеры, здесь есть даже единственный на весь большой Екатеринбург «беби-бокс». В храме ежегодно служат панихиды по трагически погибшим в 1959 году участникам похода Игоря Дятлова – в том числе с выездом на кладбище. Этой традиции уже без малого двадцать лет.

О том, что будет дальше, с чем Иннокентьевский храм вступит в третье десятилетие своей жизни, сейчас можно только гадать, но нет сомнений: действовать для вас здесь будут по-прежнему. Возможно, ещё лучше. И точно, что каждый день!

Живя в сегодняшней России, не всегда понимаешь, кто у нас в стране хозяин и кто принимает решения. Вроде бы есть подавляющее большинство, исповедующее традиционные ценности – а для русских это Православие, – но время от времени начинаешь сомневаться, что власть принадлежит именно ему.

Взять хотя бы историю борьбы за строительство храма в московском районе Бескудниково. Русская Церковь мешает кому-то сильнее растущих как грибы торговых центров и палаток. Противники строительства, в частности депутат Мосгордумы Надежда Перфилова, идут на любую хитрость, чтобы добиться своего. Даже выпускают членов «Молодой Гвардии Единой России», чтобы те собирали подписи у метро.

Что любопытно, в анкете, которую люди подписывают, ни слова нет о том, что они таким образом выступают против строительства храма. Звучит всё более чем благородно: жителям рассказывают, что от парка хотят отрезать целых четыре гектара и отдать Церкви, хотя в действительности под храм нужно меньше половины гектара, и территория храма открыта для всех, не только для прихожан. Только вчитайтесь в благородный гнев формулировки:

Мы, нижеподписавшиеся, категорически против застройки парка им. С. Фёдорова и внесения изменений в правила землепользования и застройки в части его территории.

Таким вот недобросовестным путём так называемые народные избранники пытаются использовать москвичей в своих целях. К депутату Мосгордумы Перфиловой в борьбе с храмом присоединилась Юлия Галямина – мундеп от либеральной партии «Яблоко» из другого, Тимирязевского района, которая тоже заявила о своих планах попасть в городской парламент. Она решила в открытую давить на префектуру Северного округа, чтобы заставить чиновников принять непопулярное решение против храма и большинства москвичей:

«Показать, что мы не успокоились», «надо продолжать действовать»! Может сложиться впечатление, что ещё немного, и муниципальный депутат Галямина призовёт «перейти от слов к делу» и закрыть существующие храмы. Так как она не отвечает на звонки по телефонам, указанным на её сайте, мы решили отправиться на пикет, чтобы пообщаться с ней лично и задать пару вопросов насчёт дезинформации, которую она и её сторонница распространяют. В личном общении весь революционный задор куда-то исчез, и она как заведённая повторяла одну и ту же фразу о том, что любое строительство в парке должно быть согласовано с жителями.

И жители пришли к префектуре, чтобы отстоять свои права на новый храм. Важно отметить, что сторонников сохранения русской культуры и духовного наследия было в два раза больше, чем тех, кто пришёл выступить против строительства храма.

Москва антихристианская: кто в городской власти отвечает за борьбу с Православием?

В разговоре с Царьградом кандидат в депутаты Мосгордумы по 42-му округу Александр Руденко отметил, что оппозиционные политики пытаются таким способом сделать себе негативный пиар накануне выборов в Городскую думу, намеченных на осень этого года.

Не обошлось и без наших старых знакомых – провокаторов-храмоборцев, которые мигрируют от одного нового храма к другому, везде притворяясь местными жителями. Загадочный мужчина в капюшоне с самого начала записывал на видео нашу съёмочную группу и людей, пришедших высказаться в поддержку храма.

Фото: Телеканал «Царьград»

Этот неудавшийся шпион всеми родинками и морщинками похож на пламенного борца с храмом на Аргуновке. А ещё он похож на «православного» жителя Торфянки, выступающего против строительства храма там.

Методы у храмоборцев одни и те же. Главная их повестка – «экологическая». Местных жителей начинают пугать, что православные вырубят все деревья, выкорчуют траву, всё зальют бетоном и, возможно, откроют вредное производство – всё это на территории храма.

В разговоре с Царьградом православный активист Павел Сушко отметил, что в соседнем районе было то же самое. Во время согласования строительства храма святого Иоанна Кронштадтского храмоборцы ходили по окрестным домам и рассказывали, что православные будут срубать вековые дубы, посаженные в парке, собирая подписи «за перенос храма на новое место». Как вы понимаете, ни один дуб в Головинском парке не пострадал.

Фото: Телеканал «Царьград»

Характерно, что, несмотря на дневное время, на пикет в поддержку храма пришло в два раза больше людей, чем против него. Верующие пришли с паспортами, чтобы доказать, что они являются именно жителями района Бескудниково. По их словам, новый храм объективно нужен, так как на более чем 80 тысяч жителей приходится всего лишь три небольших церкви. По большим праздникам всегда отмечается давка. Многие жители, в том числе и пожилые, вынуждены ездить на службу в другие части города. Прямо перед зданием городской исполнительной власти толпа скандировала: «Нам нужен храм!» – а несколько храмоборцев с плакатами стояли в сквере рядом.

Очень хорошо, что благодаря инициативе депутата от либерального «Яблока» Галяминой произошло это под окнами префектуры – так властям будет легче разобраться, на чьей стороне правда. Противники храма готовятся к масштабному митингу уже в самом районе, по адресу Бескудниковский бульвар, дом 40, корпус 2, строение 3, в воскресенье, 17 февраля в 13:00. Сторонники строительства храма и одновременно сохранения зелени парка сказали, что тоже туда придут, чтобы заявить: мнение радикального меньшинства – не единственное. Может быть, кто-то из обманутых депутатами активистов одумается и перестанет быть игрушкой в руках недобросовестных политиков.

Адрес: 689251, Чукотский АО, Провиденский р-н, пос. Провидения, ул. Полярная, 33

И.о. настоятеля храма: иерей Антоний Афанасьев, тел. 8-924-789-99-18

Староста храма: Моисеенков Валерий Николаевич

Тел. старосты: 8-924-667-79-39

Расписание богослужений:

Среда: 18.00 – Молебен с акафистом

Суббота:

10.00 – Панихида

17.00 – Всенощное бдение

Воскресенье: 08.30 – Часы, Божественная литургия, исповедь, молебен

…….
………..

Новости прихода

Справка

Статью об истории прихода в пос. Провидения можно прочитать .

С 2016 по 2018 гг должность и.о. настоятеля прихода занимал выпускник Московской Духовной академии иерей Роман Смирнов.

8 сентября 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл впервые посетил приход пос. Провидения. В храме свт. Иннокентия Московского Предстоятель Русской Церкви совершил молебен ().

Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Мои дорогие, сердечно приветствую всех вас. Рад, что Господь сподобил меня посетить бухту Провидения. Это особое место, даже наименование святое — Провидение, то есть промысл Божий. Неслучайно именно это слово было выбрано в качестве названия — у вас тихая бухта, где люди спасались от страшных штормов. Выходя из бушующих волн океана сюда, в тихую гавань, они считали: это Божие чудо, Божий промысл, Божие провидение, что они остались живы.

Вот и сегодня, я уверен, наступают новые времена, в том числе для этого поселения, столь значимого для нашего Отечества. Во благовремение здесь улучшатся условия жизни, появится больше народа. Россия не может забывать такие места, как бухта Провидения: слишком многое связано с этим местом и слишком большое значение оно имеет, в том числе для безопасности нашего Отечества.

Я хотел бы всем вам пожелать сил душевных и телесных. Пожелать крепкой веры, потому что вера помогает человеку справляться с трудными обстоятельствами жизни. Крепкая вера ― это крепкий дух, а мы знаем, что и во время военных действий побеждает не тот, у кого лучше оружие, а тот, у кого сильнее дух. Тому свидетельство и наша победа в Великой Отечественной войне. Мы победили врага не потому, что были сильнее с точки зрения военной мысли или силы оружия, а потому, что наш народ и наша армия были сильнее духом. Дай вам Бог сильную веру и сильный дух. И, конечно, желаю трудиться спокойно, мирно, пребывать в мире друг с другом, хранить любовь в семьях, воспитывать детей в православной вере, в любви к Отечеству, в любви к святыням. Посещайте этот храм, пусть скромный, как свой духовный дом, духовное убежище, и молитесь Господу. Со временем, может быть, и другой храм построится, более красивый, более вместительный, но уже сегодня в этом месте совершается общая молитва, которая очень важна для жизни человека.

Пусть благословение Божие пребывает над поселком Провидение, над этим местом и над всеми, кто здесь живет. Особенно рад видеть детей. Много детей ― это признак жизни, это значит, что мы живем и развиваемся. А детям желаю расти умными, хорошо учиться и, самое главное, быть добрыми, потому что добро есть синоним человеческого счастья. Я часто повторяю, что злой человек не может быть счастлив — счастливым может быть только добрый человек. Иногда мы сетуем, почему один счастлив, а другой нет. Чтобы понять, почему так происходит, надо заглянуть в свою душу, в свое сердце и ответить на вопрос: а я добрый или злой? И если честно посмотреть внутрь самого себя и понять, что в твоей душе слишком много злобы, то это и будет ответом на вопрос, почему ты не в полной мере счастлив. Поэтому, чтобы дети были счастливы, они должны расти добрыми. Это великая мудрость жизни.

Дай Бог всем вам, мои дорогие, быть добрыми по отношению друг к другу. Условия жизни здесь непростые. Поэтому когда люди поддерживают друг друга, это дорогого стоит и многое значит, ведь взаимная поддержка или солидарность улучшает условия жизни и очень помогает, особенно в трудных условиях. Пусть Господь хранит вас, Матерь Божия покрывает вас Своим честным Покровом, и святитель Иннокентий, митрополит Московский, просветитель Восточной Сибири и Аляски, своими молитвами сохраняет вас от всякого зла. Рад видеть всех вас. Помогай вам Бог».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *