Храм флора и лавра ям

Первые документальные сведения о церкви содержатся в писцовой книге Ратуева стана Московского уезда за 1627 г. «Погост приходной на реке Пахре на Каширской дороге, — записано в ней, — а на погосте церковь Флора и Лавра деревянная, а в церкви и образы, и свечи, и книги, на колокольнице колокола и всякое церковное строение приходных людей, а у церкви на погосте во дворе поп Архип Васильев, во дворе церковный дьячок Илейка Прокофьев, во дворе пономарь Гришка Федоров, во дворе просвирница Ориньица Прокофьева дочь, да на погосте на церковной земле два двора бобыльских…, да того же погоста попа Архипа на реке Пахре на Большой Каширской дороге перевоз, церковная пустошь Рыбушкин враг на ручье».

Кроме жителей погоста в приходе церкви тогда числились жители дворцовых деревень Павловской и Белеутова, вотчин Марьи Спасителевой сельца Горки Верхние и деревни Горки Нижние, Николо-Угрешского монастыря деревень Старое и Новое Съяново, князя Алексея Михайловича Львова сельцо Пахрино.

Судьба самого погоста в те годы сложилась не совсем обычно. 46 десятин принадлежавших ему земель еще в 1626 г. по грамоте митрополита Филиппа были отданы попу Архипу, а церковь переживала не лучшие свои времена. «Ноября в 7 день 1643 г., — записано в делах Патриархии, — по указу святейшего Иосифа Патриарха Московского, а по челобитью за пометой дьяка Григория Одинцова, той церкви свв. мучеников Флора и Лавра с попа Архипа дани на прошлый 1638 год для ево бедности, имать не велено». После кончины Архипа его место занял сын Алексей Архипов, при котором в церкви появился придел во имя Николая Чудотворца. Но Алексей умер сравнительно молодым. Овдовевшая матушка куда-то съехала, а землю и перевоз в 1649 г. продали в вотчину известному боярину и воеводе князю Юрию Алексеевичу Долгорукому. В отказной книге поместного приказа бывший погост впервые назван селом, «что был погост Фроловский на р. Пахре, а в нем деревянная церковь Флора и Лавра с приделом Николая Чудотворца, а у церкви двор попа, в котором живет вдовая бобылка с четырьмя пасынками, да два двора бобыльских пустых… А по сказке сторонних людей бобыль с племянником бежал в нынешнем году, но где он живет, того они не ведают. А бобыля Гришку Иванова с детьми вывезли люди боярина Никиты Ивановича Романова в нынешнем году». Упомянутый в отказной боярин приходился двоюродным дядей царю Михаилу Феодоровичу и в то время владел соседним селом Ермолино. Князь Долгорукий владел селом недолго, оно в 1662 г. было отписано на Государя и приписано к дворцовой Домодедовской волости.

Церковь с приделом Николая Чудотворца несколько раз перестраивалась и обновлялась, но до начала XIX века оставалась деревянной. Строительство каменной церкви в некоторых печатных источниках датируется 1791 г. Но это неточно. 3 августа того года митрополитом Платоном дана лишь храмозданная грамота на строительство каменной церкви во имя Флора и Лавра с приделами во имя святых апостолов Петра и Павла и святителя Николая. По мировым ведомостям за 1798 г. церковь значится деревянной. Очевидно, строительство ее затянулось, так как работы проводились в основном за счет прихожан. В те годы в приходе числилось 110 дворов и 1242 прихожанина обоих полов. Как каменная и крытая железом она записана лишь в 1819 г., а в письме священника Михаила Васильева и церковного старосты Николая Исидорова архиепископу Московскому и Коломенскому Филарету, датированном июнем 1823 г., сообщалось, что церковь в селе каменная «и утварью довольна» и престол во имя святых апостолов Петра и Павла в правом приделе уже освящен, а на левой стороне трапезы оставлено пустое место, где они хотели бы устроить другой придел во имя святителя Николая и просили на это разрешение, приложив при этом план придела.

Получив разрешение, они приступили к устройству нового придела, сделав дубовые престол и жертвенник, двухъярусный с вызолоченной резьбой гладкий иконостас, покрытый светло-голубой краской. Царские врата изготовили резными и вызолотили их, а над ними разместили крест с Распятием Христовым. В иконостасе имелось 20 икон местных с серебряными венцами, а икона святителя Николая имела позолоченные ризу и венец. Кроме того, в приделе имелись иконы Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи, помещенные в одну позолоченную раму. «По резолюции Вашего Высокопреосвященства, — писал в октябре 1825 г. священник архиепископу Филарету, — дозволено было в нашей церкви в трапезе на левой стороне устроить вновь придел во имя Святителя и Чудотворца Николая, который ныне устроен, совершенно окончен и все благопотребное к священнослужению имеется». Освящен новый придел 18 октября 1825 г. благочинным подольским священником Василием Ивановым.

Заметный след в истории церкви оставил священник Федор Тимофеевич Шеметов, назначенный сюда в 1835 г. Молодой и энергичный, он в 1837 г. получил разрешение митрополита на первоначальное обучение детей прихожан. В этом же году по его инициативе при церкви в двух избах с сенями открыта богадельня, в которой находили кров и пищу 10-12 человек в возрасте 60-75 лет, не имеющих пристанища.

По инициативе священника Ф.Т. Шеметова в начале 50-х гг. XIX в. архитектором А. Елагиным был разработан проект перестройки трапезы и колокольни храма, а 7 мая 1852 г. получено разрешение на перестройку. Задуманное осуществляли за счет средств прихожан и пожертвований доброхотных людей, а когда оказалось, что средств на перестройку не хватает, взяли заимообразно три тысячи рублей серебром из общественной волостной суммы. В 1855 г. было завершено строительство колокольни, а в последующие пять лет — более обширных приделов, один из которых освятил сам митрополит Филарет.

В 1888 г. священник Иоанн Никитин, церковный староста, московский купец, ранее бывший крестьянином д. Павловской, Василий Семенович Леонов, сельские старосты прихода Сергей Андреевич Шурыгин, Борис Иванович Михеев представили митрополиту Иоаникию новый план перестройки храма, составленный епархиальным архитектором В.Крыгиным. В прошении о перестройке подчеркивалось, что по новому плану храм «с внешней стороны будет много величественнее, а по внутреннему устройству открытее, поместительнее, во всем удобнее», и средства и строительные материалы для перестройки имеются, а кирпич и камень старого храма будут употреблены на постройку нового.

После того как было получено разрешение митрополита, старый настоящий холодный храм в 1889 г. разобрали, а затем разобрали и своды трапезной. В соответствии с проектом стены трапезы нарастили, над ними возвели новые, более высокие своды с центральным световым барабаном, для поддержания которого поставили четыре каменных столба. По углам новых сводов разместили четыре малых глухих барабана. Вчерне строительство храма было закончено в 1893 г., когда состоялось освящение правого придела, посвященного святителю Николаю. «В большом торговом селе Подольского уезда Старый Ям, — сообщали «Московские церковные ведомости», — происходило торжество освящения одного из приделов перестраиваемого вновь сельского храма. Старый храм был невелик и не отличался особым благолепием. В новом своем виде церковь будет иметь величественный вид. Архитектура храма напоминает собою московскую церковь Василия Кессарийского. Работы производятся исключительно на доброхотные пожертвования».

Строительство предусмотренных проектом трех алтарных помещений, примыкающих к трапезе, и внутренняя отделка храма велись в последующие годы. В ходе отделки внутренние стены были покрыты штукатуркой и окрашены, а затем богато расписаны. Храм украсили три новых вызолоченных иконостаса. Перестроенная церковь могла принять одновременно до тысячи верующих. 12 июля 1898 г., освящен левый придел во имя апостолов Петра и Павла, а 23 августа — главный престол во имя свв. мучеников Флора и Лавра.

Около храма находился деревянный под железной крышей дом, в одной половине которого помещалась церковная сторожка, а в другой — просфорня. В 1899 г. при церкви основано церковно-приходское попечительство во главе со священником Владимиром Игнатьевичем Востоковым и уже в первый год 55 его членов внесли 343 рубля членских взносов, поступило 858 рублей пожертвований деньгами и на 2005 руб. строительными материалами.

В мае 1922 г. уездной комиссией по оказанию помощи голодающим из церкви изъяли все серебряные и позолоченные предметы общим весом 35,2 кг, в т.ч. девять риз с икон, два креста, четыре лампады, ковш, две звездницы, две чаши и три тарелочки. Священник и члены его семьи были лишены избирательных прав, а затем запретили колокольный звон. «Учитывая ходатайство местного населения о закрытии церкви Флора и Лавра в с. Ям Подольского района и о передаче ее помещения под столовую местного колхоза и принимая во внимание пригодность для этого испрашиваемой церкви, — записал 1 марта 1930 г. в своем постановлении президиум Мособлисполкома, — названную церковь закрыть и здание ее после сфотографирования передать местному райисполкому под устройство столовой для колхоза, с предметами религиозного культа и прочим церковным имуществом поступить согласно постановлению ВЦИК и Совета Народных Комиссаров от 8.IV.1924г. «О религиозных объединениях». В случае жалобы верующих во ВЦИК (в двухнедельный срок со дня объявления им настоящего постановления) ликвидация церкви может быть произведена не ранее рассмотрения жалобы ВЦИКом».

В 1990 г., когда стали возвращать Церкви то, что не успели сломать (колокольня была утрачена в 1940 г.), храм открыли. Службы возобновились в Великую Субботу 14 апреля — именно в Никольском приделе, созданном трудами и заботами двух подвижников — блаженного Ивана Степановича и святителя Филарета. Главный престол в храме — во имя святых мучеников Флора и Лавра, левый — во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, правый посвящен святителю Николаю. Церковь действующая.

Источник: Официальный сайт храма http://hramfl.narod.ru/

ДОМОДЕДОВО, 23 июня 2017, ДОМОДЕДОВСКИЕ ВЕСТИ – Читателям Домодедовских вестей о работе музея уже подробно рассказывал наш корреспондент Александр Ильинский в интервью c куратором музея Мариной Федоровной Андриановой. Александр продолжает знакомить жителей Домодедово с историей округа, и возрождения домодедовских святынь.

Время разбрасывать камни. И время их собирать

Село Ям известно с 17 века. Долгие века ямщики, золототкачи и другие работные и талантливые жители этого села, протянувшегося вдоль важного Каширского тракта, занимались четным трудом, воевали за свое Отечество, помогали больным и бедным под сенью куполов и крестов знаменитого Флоро-Лаврского храма. Пережив страшные безбожные годы село вновь живет, заново отстроив свой духовный центр и восстановив связь времен и поколений.

Осенью 1940 года село Ям на Старой Каширской дороге сотряс мощный взрыв. В домах сельчан посыпались стекла. Белая свеча колокольни Флоро-Лаврского храма поднялась на несколько метров вверх, а затем грудой кирпича осела на землю. Грибовидное облако пыли и дыма взлетело высоко в небо, как птица распахнуло крылья и так – в виде птицы – поплыло над Пахрой в облака. Люди, из дворов наблюдавшие за происходящим, тяжело вздохнули: «Улетала душа села». А меньше чем через год началась Великая Отечественная Война.

Священник Флоро-Лаврского храма Ярослав Савицкий был расстрелян еще в 1938 году. До этого, в начале двадцатых, были разграблены ценности, которые жители села по крупицам собирали в любимой церкви. Отняты земли храма, сброшены колокола, закрыты богадельни и школы. Вера – осмеяна, растоптана и запрещена. Многие верующие – отправлены в лагеря.

Даже лошадей, которые издревле определяли быт ямщитского села, вытеснили автомобили. Оставшиеся жители разбрелись. Им просто нечего в селе стало делать. Кто-то перебрался в Домодедово, кто – в Москву, а кто и еще дальше. К началу 80-х годов XX века село еще хирело, но жило. К началу девяностых от села Ям осталось одно название. И горстка стариков, доживавших там свой век. Казалось, что вместе с ними зримо уходило прошлое… Именно в это время в древнем селе появились энтузиасты, которые решили восстановить храм. А вместе с ним – историческую связь времен.

Связь времён

Первые документальные сведения о селе Ям содержатся в писцовой книге Ратуева стана Московского уезда за 1627 год. Они касаются храма, который изначально был его центром.

«Погост приходной на реке Пахре на Каширской дороге, — записано в ней, — а на погосте церковь Флора и Лавра деревянная. А в церкви и образы, и свечи, и книги. На колокольнице — колокола».

Кроме жителей погоста в приходе церкви тогда числились жители дворцовых деревень Павловской и Белеутова, сельца Горки Верхние и деревни Горки Нижние, деревень Старое и Новое Съяново, а также сельцо Пахрино. Само село Ям в разные годы принадлежало разным лицам. Среди них, например, князья Долгорукие. С XVII века его приписали к царствующей фамилии.

Храм при селе был с незапамятных времен. Село было ямщитским. Об этом говорит тюркское слово «ям» — дорожная, почтовая станция. Сеть таких станций была разбросана по всей Руси. Жизнь ямщиков была тяжелой, связанной с бесконечными русскими дорогами и главной «движущей силой» этих дорог – лошадьми. Своими небесными покровителями эти суровые и выносливые люди считали мучеников Флора и Лавра, которых даже на иконах предписывалось рисовать с этими благородными животными.

Мученики Флор и Лавр были родными братьями. Их жизнь относится ко II веку н э. Из Малой Азии братья переселились в Иллирию (Сербия). По профессии братья-христиане были камнетесами. Поэтому они участвовали в постройке языческого храма, обратив во время строительства в христианство языческого жреца и его общину, сокрушили идолов, а также установили в храме крест. Храм, начатый как языческий, стал христианским. Римскому наместнику области это не понравилось. Он приговорил новообращенных к сожжению, а святых братьев приказал бросить живыми в колодец и засыпать землей. После того как Римская империя стала христианской, мощи святых братьев были обретены нетленными и с торжественностью перенесены в Константинополь. По преданию, с открытием мощей мучеников в той области, где они пострадали, прекратился падеж скота. Поэтому они издревле почитаются, как покровители пастухов и коневодов. До сегодняшнего времени во многих музеях России хранятся замечательные иконы святых мучеников с изображением лошадей.

Издревле храм Флора и Лавра был деревянным. Лишь с 1791 года сельчане задумались о строительстве каменного храма. Но реализовали свою задумку лишь к 1819 году. К тому времени село насчитывало 110 дворов и почти полторы тысячи жителей. По меркам того времени – это почти город. Сельчане жили зажиточно, а потому к храму любимых святых пристроили два придела, вызолотили резной иконостас, а храмовые иконы украсили серебряными венцами. С 1837 года началось обучение детей при храме грамоте, счету и Закону Божьему. Тогда же открыли богадельню, для кормления странников.

Село разрасталось. К середине XIX века в нем было более двухсот дворов и двух тысяч жителей. Многие из сельчан занимались не только сельским хозяйством и извозом, но и золотопрядением. Были и те, кто работал на текстильных фабриках в Москве или нанимался кучерами в придворные конюшни. Сельчан брали охотно. Опыта у потомственных ямщиков было не занимать, они отличались любовью к лошадям и спокойным, трезвым характером. Некоторые жители села богатели и выходили в купцы, но не порывали связи с малой родиной. Поэтому неудивительно, что в начале 50-х годов храм начали перестраивать и расширять. Архитектор Елагин разработал проект, который и был завершен в течении десяти лет. Над селом поднялась новая колокольня, была перестроена трапезная часть и пристроены более обширные приделы. В освящении новой постройки принял участие знаменитый митрополит Филарет (Дроздов). При храме стараниями юродивого Ивана Степановича была построена каменная богадельня для женщин. Сестры богадельни посвящали свою жизнь Богу и служению больным и немощным. Именно из этого богоугодного заведения вырос впоследствии Крестовоздвиженский Иерусалимский женский монастырь, об истории которого «Домодедовские Вести» уже писали.

Нет предела совершенству

Интересно, что на реставрации храма жители села не успокоились. Нет предела совершенству. Новая масштабная реконструкция началась всего через тридцать лет. Митрополиту Московскому Иоаникию был представлен новый проект, составленный архитектором Крыгиным.

Именно так – сельчане сами нашли архитектора, оплатили проект и положили его уже готовым и просчитанным до копейки на стол епархиального начальства. Митрополит подивился такому деловому подходу и дал разрешение на строительные работы. По сути храм разобрали по кирпичику, добавили строительных материалов и построили новый. Сделано это было в кратчайшие сроки. Стены храма стали толще и выше, появился центральный световой барабан, поставленный на четырех каменных столбах, а по углам сводов поместили четыре малых глухих барабана. Акустика храма сразу улучшилась в разы. И вместимость – тоже. В 1893 году состоялось торжественное освещение постройки.

«В большом торговом селе Подольского уезда Старый Ям, — сообщали «Московские церковные ведомости», — происходило торжество освящения одного из приделов перестраиваемого вновь сельского храма. Старый храм был невелик и не отличался особым благолепием. В новом своем виде церковь будет иметь величественный вид… Работы производятся исключительно на доброхотные пожертвования».

Последующие годы велась отделка храмовых помещений. Церковь, которая теперь вмещала в себя до тысячи верующих, украсили тремя вызолоченными иконостасами и красивейшими росписями. Возле храма был построен приходской дом. Ширились дела благотворительности. Был создан совет попечительства о бедных. Создано Общество Хоругвеносцев, в уставе которого тоже предусматривалась помощь неимущим прихожанам. Прихожане заботились о вдовах и семьях, кормильцы из которых были призваны в армию. Особенно востребованным это стало после начала в 1914 году Первой мировой войны. Ширилось дело народного образования. На деньги благотворителей было выстроено здание женской церковно-приходской школы. А члены церковного притча преподавали не только в своем селе, но и в окрестных земских школах. В 1915 году приходу была приписана церковь, построенная на свои средства в усадьбе Горки местной помещицей Рейнбот-Резвой. Большой популярностью среди прихожан пользовалась благочестивая традиция августовских крестных ходов. Проводились они с иконой Иерусалимской Божией Матери, написанной в начале XVI века. Чудотворный образ специально доставлялся из Бронниц, на что еще в 1871 году было дано специальное разрешение.

К 1917 году в приходе церкви Флора и Лавра значилось уже 385 дворов и 2145 прихожан обоего пола. Москвичи активно строили дачи на красивых берегах Пахры и приходили в церковь. Приход считался богатым. Но этим богатством он щедро делился с больными и неимущими, бездомными и многодетными.

Роковой двадцатый век

Все резко изменилось с первых же лет советской власти. Русская церковь подверглась планомерному удушению со стороны безбожной власти. В частности у Флоро-Лаврского храма сразу отобрали землю и закрыли церковно-приходские школы. Приходскую Горкинскую церковь, еще до прибытия в Горки Ленина, спешно закрыли. В ней устроили клуб, в котором по недосмотру администрации очень скоро случился пожар. Здание полностью сгорело. В 1920 году охваченную Гражданской войной страну накрыла эпидемия тифа. Приходской священник Петр Колосов не боялся заразы и продолжил исполнять свой долг. Он причащал больных и отпевал умерших, оказывал помощь нуждавшимся и давал кров бездомным. Заразившись тифом, он скончался и стал последним священником, которого прихожане оплакали и похоронили за алтарем храма. Сменил его родной брат Константин Павлович Колосов, который после окончания Московской духовной семинарии некоторое время учительствовал в церковно-приходской школе села Ям.

В мае 1922 года уездной комиссией по оказанию помощи голодающим из церкви изъяли все серебряные и позолоченные предметы общим весом два пуда. Священник и члены его семьи были лишены избирательных прав, колокольный звон запрещен.

«Учитывая ходатайство местного населения о закрытии церкви Флора и Лавра в с. Ям Подольского района и о передаче ее помещения под столовую местного колхоза и принимая во внимание пригодность для этого испрашиваемой церкви, — записал 1 марта 1930 г. в своем постановлении президиум Мособлисполкома, — названную церковь закрыть и здание ее после сфотографирования передать местному райисполкому под устройство столовой для колхоза»

Не лишне сказать, что до голодающих изъятые у храмов ценности так и не дошли. Зато Советское правительство дало многомиллионный заем турецкому диктатору Ататюрку, который воевал с православной Грецией. На эти деньги турки войну выиграли и выгнали из Малой Азии всех живших там православных христиан.

Но даже в условиях страшного давления со стороны государства верующие сопротивлялись закрытию храма еще десять лет! В тридцатые годы были объявлены «Безбожные пятилетки». Власть взялась за физическое уничтожение религии в СССР. Не обошло гонение и храм в Старом Яме. В стоящей на виду церкви, наконец, было запрещено совершать богослужения. Священника Ярослава Савицкого арестовали и после скорого суда расстреляли в подмосковном селе Бутово. В заключении погиб и церковный диакон отец Петр Минервин.

Возрождение святыни

В 1990 году началось церковное возрождение России. Люди сами, без подсказки «сверху» стали организовывать церковные приходы и восстанавливать разрушенные храмы. Был организован такой приход и в селе Ям. Власти возвратили верующим руины храма, колокольня которого была взорвана еще в 1940 году. Первая служба была отслужена в Великую Субботу 14 апреля в Никольском приделе Флоро-Лаврского храма, созданном трудами и заботами двух подвижников — блаженного Ивана Степановича и святителя Филарета. Сейчас главный престол в храме освящен во имя святых мучеников Флора и Лавра, левый — во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, а правый посвящен святителю Николаю.

Ныне в храме святых Флора и Лавра вновь совершаются богослужения. Бессменным настоятелем храма и руководителем дружной общины с самого начала восстановления храма является игумен Валерий (Ларичев) – один из самых удивительных священников Городского округа Домодедово. (на фото правее — прим.ред)

При храме действует воскресная школа для детей, ведутся беседы со взрослыми, действует художественная студия и открыт уникальный музей Новомученников и Исповедников Российских. Отстроена колокольня, восстановлены интерьеры и росписи, в храм возвратились многие святыни, утраченные в лихие революционные годы. При храме создана богадельня для пожилых монахинь и функционирует паломнический центр. Словно магнит храм притягивает хороших и образованных людей. И если раньше жители старались перебраться в Москву, теперь наблюдается обратный процесс. Люди возвращаются. Детский смех снова звучит на улицах древнего села.

Над Пахрой плывет колокольный звон. Кажется, что вместе с храмом в село снова вернулась душа. Так оно и есть. А раз так, значит и у села Ям, и у всей нашей земли есть будущее. И вера, надежда и любовь в нашем народе никогда не оскудеют.

Существует и другая икона «Чудо о Флоре и Лавре», где нет этого единого пространства, а есть разделение на три яруса. В верхнем, на горе, возвышается Архангел Михаил, чуть ниже — Флор и Лавр, перед ними белый и вороной кони. На среднем ярусе братья Спевсипп, Елевсипп и Мелевсипп погоняют табун разноцветных коней. В нижнем ярусе появляются изображения святителей Спиридона и Власия — новые лица для этого сюжета, но привычные народному сознанию как покровители и ходатаи о домашнем скоте.
Святитель Спиридон (память его празднуется 12 (25) декабря) родился на Кипре, был с детства пастухом овец, в память чего на иконах святителя часто изображают в пастушьей шапке, сплетенной из ивовых прутьев. Впоследствии он был поставлен епископом города Тримифунта. Все житие святителя поражает удивительной простотой и силой чудотворения, дарованной ему от Господа. По слову его пробуждались мертвые, исцелялись больные, изгонялись бесы. Особым даром святителя была власть над стихиями—по его молитве отверзалось небо и проливался живительный дождь на иссохшие поля, рассеивались грозовые облака, речной поток останавливался в своем течении, когда святителю нужно было перейти через него. В церковных песнопениях его часто уподобляют пророку Илии: «Равноангельна Спиридона зрим, великаго чудотворца. Некогда страна от бездождия и засухи вельми пострада: бысть глад и язва, и многая множества людей умроша, молитвами же святителя сниде с небесе на землю дождь, людие же, избавльшеся от бедствия, благодарственно взываху: Радуйся, великому пророку уподобивыйся; радуйся, яко дождь, отъемлющий глад и недуги, благовременне низвел еси» (Акафист святителю Спиридону).
В 325 году святитель Спиридон был участником Первого Вселенского Собора, на котором, обличая ересь нечестивого Ария, явил в доказательство Единства Святой Троицы чудо: он взял в руки кирпич и сжал его—мгновенно вышел из кирпича вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках. «Се три стихий, а плинфа (кирпич) одна, сказал тогда святитель, так и в Пресвятой Троице Три Лица, а Божество Едино».
Другой изображенный на иконе святитель — священномученик Власий, епископ города Севастии (память его празднуется 11 (24) февраля). До принятия епископского сана был врачом. В греческих минеях говорится, что он в детстве был пастухом. Святитель жил в царствование римских императоров Диоклетиана и Ликиния (III —IV вв.) —жестоких гонителей христиан. Многие верующие скрывались от преследований в пустынных и уединенных местах. Епископ Власий также удалился на гору Аргеос и поселился в пещере. К нему приходили дикие звери и кротко ждали, пока святой окончит молитву и благословит их; больных животных святитель исцелял, возлагая на них руки.
Милосердие святителя Власия простиралось не только на людей, но и на всякую тварь, которую он любил поистине богоподобной любовью ко всему, что Своей державой и любовью сотворил Господь.
Убежище святителя Власия было найдено слугами правителя области, прибывшими на отлов зверей, которым потом отдавали на растерзание мучеников-христиан. Святителя Власия отвели к правителю. По пути он исцелял больных людей и животных и творил другие чудеса. Так, по его молитве волк, утащивший поросенка у бедной вдовы, возвратил добычу невредимой. Когда на пути святому встретилась хромая собака, святитель остановился, осенил ее святым крестом и она исцелилась.
За исповедание веры во Христа правитель области велел бросить святителя Власия в озеро. Однако святой мученик подошел к воде, осенил ее крестным знамением и пошел, как по суше. Обратившись к стоявшим на берегу язычникам, святитель предложил им идти по воде, призвав на помощь своих богов. Все, кто дерзнул на это, утонули. Святой же, повинуясь велению Ангела, вернулся на берег, после чего был обезглавлен. Произошло это около 316 года.
Известно, что не только на Руси, но и в Греции, на Балканах, в Далмации, т.е. во многих районах Византийского мира святители Спиридон и Власий почитались как целители и покровители животных. Земледельцы и скотоводы искали у небесных покровителей опору и помощь в повседневных трудах и заботах, и, по благодати Божией, Его угодникам повиновались даже стихий. Не случайно на всех древних греческих житийных иконах святителя Спиридона изображаются чудеса, совершенные над огнем, водой, воздухом и землей. Вспомним и то, что имя святителя Спиридона Тримифунтского всегда поминается в молитве на освящение воды.
Труждение со стихиями святых, изображенных в нижнем ярусе иконы «Чудо о Флоре и Лавре», являет завершенность делания святого человечества со всем сотворенным миром: ангельским, царством животных, растительным царством и царством стихий. В иконе «Чудо о Флоре и Лавре» отражается единство мира, реальность общения с Горним миром. Образ раскрывает духовному взору Божественную любовь к людям, ко всему живому, раскрывает тайны Божии, приносит утешение в скорбях и укрепление в трудах. Мы видим здесь преддверие царства Божия, пришедшего в силе и славе, осиянность всего светом Божественным. Здесь видится прообраз эсхатологического видения Нового Иерусалима, где «воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облаченные в виссон белый и чистый» (Апок. 19, 14).

Молитва святым мученикам Флору и Лавру:

Прехвальнии мученицы Флоре и Лавре, вас не земля потаила есть, но небо прият вы, во еже быти вам молитвенники и предстатели о чтущих с любовию честную память вашу. Молитеся же за ны, трудолюбцы незлобивии, да подвигнет Господь и нас, в трудех и утеснении сущих, к деланию заповедей Его, да не токмо о пищи и питии, но и о еже како угодити Господеви попечемся; споболите печалем и воздыханием нашим, и да не озлобятся до конца души наша, но да возгорятся любовию друг ко другу, да пребудем в мире и единомыслии, якоже и вы, самобратнии блаженнии. Наипаче же утвердите ны в вере святей и правей, юже имуще в сердцам наших, не устрашимся в поношении и унижении и всяких обстояниих, имиже одержими есмы, но, яко испытание силы веры нашея с благодарением сие приимше, доброе исповедание соблюдем, в немже и прейдем от юдоли сей в вечное Царствие Господа нашего, Емуже слава и держава во веки веков. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *