Храм иоасафа белгородского

ПРОПОВЕДЬ НАСТОЯТЕЛЯ

СПОРИТЕЛЬНИЦА ХЛЕБОВ

Проповедь протоиерея Леонида Константинова
(Из книги: «ЖИВОЕ СЛОВО. Проповеди. Доклады. Статьи»)

Сегодня, в воскресный день, наша Церковь молитвенно отмечает праздник иконы Божией Матери, именуемой «Спорительница хлебов». Это очень редкая икона. Мы знаем, что почти все иконы Матери Божией имеют древнейшую историю и делятся на три вида.

I. Одигитрия, то есть Путеводительница, где Божественный Младенец всегда очень строг и Его Лик изображён отдельно от Лика Пресвятой Девы (например, Казанская икона или Смоленская).

II. Умиление, где Матерь Божия приникла Своим Лицом к Лику Богомладенца и оба замерли в страхе перед грядущим крестом (Владимирская или Корсунская).

И, наконец, III. Оранта, где Пресвятая Богородица изображается с молитвенно воздетыми к небу руками, являя на лоне Своём Божественного Младенца (например, «Знамение»).

Но «Спорительница хлебов» отличается от всех этих древнейших икон…

Святой митрополит Пётр — устроитель Москвы

(Проповедь произнесена протоиереем Леонидом Константиновым в Успенском соборе Московского Кремля в присутствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — 6.09.2012 г.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Братья и сёстры!

В эти дни страна отмечает 865 лет исторического бытия столицы нашей Родины – Москвы. До сих пор спорят – а что означает само это слово – «Москва» и кто является подлинным основателем Москвы. Кто-то называет имя Юрия Долгорукого, при котором впервые в летописи есть упоминание о Москве, но она существовала и до него. Другие говорят, что это Иван Калита, который первый построил каменные стены вокруг Кремля.

Но сегодня Церковь прославляет память одного из своих великих святых. Это святитель Пётр, митрополит Московский, посох которого до сих пор передаётся каждому избранному Русскому Патриарху, как живая преемственность Московских Святителей. Его заслуга перед Церковью и Россией огромна и её оценка принадлежит будущему. Ибо вместе с древнерусскими князьями именно он является подлинным устроителем и родоначальником Святаго, града Москва. Только благодаря ему неизвестная доселе Москва становится столицей русского государства.

НОВОСТИ

«Не нам, Господи, но имени Твоему…»

К 200-летию нашествия Наполеона на Россию

Этот труд, в виде доклада был подготовлен протоиереем Леонидом Константиновым к «XX съезду духовенства Белгородской и Старооскольской епархии», который проходил в г. Белгороде 2 января 2012 года, но так как он получился довольно-таки объёмным, но колоссально интересным по мнению слушателей, по благословению владыки Иоанна архиепископа Белгородского и Старооскольского, было принято решение об издании этого исторического обзора в отдельном формате книги…

Читать книгу полностью >>>

Константинов Леонид, протоиерей. «Не нам, Господи, но имени Твоему…». — Белгород. Издательский отдел Белгородской и Старооскольской епархии, 2012. — 112 с.; ил.

Набор текста: С. Воеводенко
Корректор: Л. Огородова
Художник: Т. Стрельникова
Технический редактор: А. Кутковой

© Протоиерей Леонид Константинов
© Издательский отдел Белгородской и Старооскольской епархии

Сдано в набор 03.01.2012 г. Подписано в печать 14.02.2012 г.
Формат 62х94 1/16 . Бумага мелованная. Гарнитура «Таймс».

Отпечатано в ЗАО «Белгородская областная типография».
Заказ 1367. Тираж 1000 экз.

Внимание, книга издана маленьким тиражом! По вопросам приобретения книги в физическом формате, обращайтесь в Николо-Иоасафовский собор по номеру телефона: +7(4722)26-19-70, или напишите заявку в форме обратной связи в разделе «Контакты»

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

В нашем соборе службы совершаются ЕЖЕДНЕВНО!

Будние дни:
•литургия — 8:00
•вечернее Богослужение — 17:00

В воскресные и праздничные дни:
•Ранняя литургия — 7:00
•поздняя литургия — 9:30
•вечернее Богослужение — 17:00

Акафисты:

  • Вторник – свт. Иосафу Белгородскому
  • Среда – иконы Божией Матери «Песчанской»
  • Четверг – свт. Николаю Чудотворцу
  • Пятница – иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
  • Воскресение – акафист Иисусу Сладчайшему (вечером)

ОКТЯБРЬ

3 октября — память благоверного князя Олега Брянского
4 октября — память святителя Димитрия, митрополита Ростовского
6 октября — память святителя Иннокентия, митрополита Московского
8 октября — память преподобного Сергия, игумена Радонежского
9 октября — память св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси
14 октября — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы марии
16 октября — память священномученика Дионисия Ареопагита, епископа Афинского
18 октября — память святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, всея России чудотворцев
19 октября — память св. апостола Фомы
22 октября — праздник Корсунской иконы Божией Матери и память св. апостола Иакова Алфеева
23 октября — память преподобного Амвросия Оптинского
26 октября — праздник Иверской иконы Божией Матери
28 октября — праздник иконы Божией Матери именуемой «Спорительница хлебов»
31 октября — память св. апостола и евангелиста Луки

Слово к расписанию богослужений на ОКТЯБРЬ

Чудесное явление матери Божией произошло в Константинополе, в середине десятого века, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, её головной убор и пояс, принесённые из Палестины.

В воскресный день 14 октября, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей в четвёртом часу ночи увидел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу, озарённую небесным светом и окружённую ангелами и святыми. Иоанн Креститель и Иоанн Богослов сопровождали Царицу небесную. Преклонив колена Пресвятая Дева долго со слезами молилась за христиан, потом, подойдя к Престолу, сняла со Своей главы покрывало и распростёрла его над молящимися в храме людьми, защищая их от видимых и невидимых врагов. Покров в Её руках блистал сильнее солнечных лучей.

Святой Андрей с трепетом созерцая дивное видение, спросил стоявшего рядом ученика: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всём мире?»

Ученик ответил: «Вижу святый отче и ужасаюсь».

Преблагословенная Богородица просила Господа принять молитвы всех людей, призывающих Её Пресвятое Имя и прибегающих к Её заступлению. Распростёртое над народом покрывало долго, висело в воздухе и наконец стало невидимым.

С тех пор в Греции сохранилась память об этом дивном событии. В XIV-м веке русский паломник диакон Александр видел в Константинополе икону молящейся за весь мир Богородицы, написанную так, как её созерцал святой Андрей.

Протоиерей Леонид Константинов

СХЕМА ПРОЕЗДА

Адрес собора: 308000, г. Белгород, ул. Попова 56, тел.: +7(4722)26-19-70

ПОДДЕРЖИТЕ САЙТ НАШЕГО СОБОРА

разместив на своем сайте наши баннеры:

Анимированный (88х31, 4kb) код для вставки:

Статичный (88х31, 3kb) код для вставки:

Николо-Иоасафовский собор расположен на городском кладбище, в западной его части. В XVIII веке кладбище находилось за городской чертой. Сегодня это центр города. Небольшая территория собора с востока и юга ограничена захоронениями, севера и запада домами причтами. На продольной оси собора в 10 метрах от него расположена колокольня, западным фасадом выходящая на ул. Попова. Стены собора и колокольни кирпичные, оштукатурены и окрашены в два цвета. В настоящее время храм двухпрестольный. Главный престол во имя святителя Николая, второй во имя святителя Иоасафа Белгородского. Первоначальный объем, возведенный в 1799 году, был построен «кораблем» и разделен на зимнюю церковь с храмовой частью, апсидой, вероятно, одночастной, и короткой трапезной. И летнюю церковь, которая включала в себя объем современной трапезной. Об этом свидетельствует и толщина стен – в летней трапезной стены меньшей толщины. В 1837 году к зимней церкви были пристроены северный и южный приделы и расширена апсида. О том, что апсида была перестроена в это же время свидетельствует композиционно-архитектурное решение ее фасада, идентичное архитектуре приделов. После возведения приделов в церкви разместились четыре престола: главный во имя святителя Николая, второй – во имя сщмч. Харлампия, третий – преподобного Иоанна Многострадального и четвертый – Иоанна Предтечи.

До 1962 года это была Николаевская кладбищенская церковь. После закрытия в 1962 году Преображенского собора церковь была переименована и получила статус собора. Стилистика первоначального объема собора характерна для раннего классицизма. Композиционные приемы этого периода хорошо сохранены в экстерьере трапезной. В более поздних пристройках прослеживаются также классические приемы, но здесь элементы оконных обрамлений носят отдаленный намек на барочные наличники с ушами. И, наконец, оригинальная, отдельно стоящая колокольня, время постройки которой пришлось на переходный период, отразила черты как позднего барокко, так и приемы классицизма.

Объемная композиция крестообразного в плане собора состоит из одночастной полукруглой апсиды, узкой и длинной трапезной с четырехколонным тосканским портиком. Боковыми одноэтажными рукавами креста и массивным световым восьмериком, поставленным над средокрестием храма. Восьмерик завершен восьмигранной крышей со световым барабаном, несущим купол в форме маковицы с яблоком и крестом над ним. Над западным входом и приделами поставлены пять небольших барабанчиков, завершенных шатрами с яблоками и крестами над ними. Невысокий цоколь выделен большой толщиной стены, фасады приделов и апсиды завершены фризом, декорированным лежащими нишками и ступенчатым карнизом; трапезной – раскрепованным фризом с частыми зубчиками и плоским карнизом. Простенки трапезной закреплены пилястрами, приделов и апсиды – лопатками. Лучковые окна в апсиде и приделах обрамлены ленточными наличниками (двойными в верхней части), над лучковыми окнами трапезной размещены круглые нишки с ликами святых. Внутри храм перекрыт восьмилотковым сводом на тромпах, апсида – конхой, боковые ячейки приделов перекрыты парусными сводами, средние ячейки – крестовыми, с распалубками над всеми окнами в приделах. Трапезная перекрыта цилиндрическим сводом. Помещения сообщаются через арочные проемы. Деревянный резной позолоченный иконостас с выдвинутой вперед центральной частью имеет по два яруса икон в боковых частях и четыре яруса в центральной части. Верхний ярус представлен одной иконой. В пышном декоративном решении иконостаса использованы древнерусские и барочные формы. Нижние ярусы разделены раскрепованным антаблементом. Иконы первого яруса, вставленные в рельефные рамы с полукруглым завершением, фланкированы фигурными полуколоннами.

Резные царские врата имеют килевидные завершения, над ними в уровне второго яруса размещена арочная дуга. Трехчастная центральная часть иконостаса фланкирована резными башенками и завершена ажурной резьбой растительного характера. Главная вертикальная ось увенчана крестом. Все стены и плафоны расписаны ковровым рисунком из растительного орнамента с обилием цветочных мотивов, среди которых изображены пророки, праотцы и вновь причисленные к лику святых. Отдельно стоящая надвратная колокольня во время военных действий была частично разрушена. В 1990 году первоначальный облик колокольни восстановили по сохранившимся старинным фотографиям. Ее объемная композиция состоит из четверика со скругленными углами и арочным проходом ориентированным по оси запад-восток, и верхнего яруса в форме барабана, немного расширяющегося к верху. Завершена колокольня куполом и высоким шпилем с яблоком и крестом. Арочные проемы звона ориентированы по сторонам света. В уровне импостов на обоих ярусах пропущена профилированная горизонтальная тяга. Фасады завершены гладким фризом, ограниченным полочкой и профилированным карнизом. Уровень пола верхнего яруса выделен таким же профилем, что и импосты.

Колесникова Л.И.

С этой статьи мы начинаем публикацию материалов о храме свт. Иоасафа Белгородского (в Парголово, СПб). Информация перепечатана из книги «Храм во имя святителя Иоасафа Белгородского в поселке Парголово», М.В. Шкаровский, Е.В. Барабанова, СПб, 2011.

Сегодня, вновь отстроенная деревянная церковь Иоасафа Белгородского, с высокой шатровой звонницей, резным крыльцом главного входа является украшением поселка Парголово. Храм святителя Иоасафа стоит на высоком фундаменте и хорошо просматривается из соседних кварталов.

Община храма святителя Иоасафа занимается благотворительной и просветительской деятельностью. После того как было окончено строительство церковно-приходского дома, жизнь прихода стала более активной.

С 2005 г. зародилась традиция служения отцом Андреем панихиды вместе с ветеранами и жителями блокадного Ленинграда в дни памятных дат Великой Отечественной войны. Панихида «О воинах живот свой на поле брани положивших» служится 9 мая и 22 июня у Памятного мемориала парголовским воинам, не вернувшимся с полей сражений. В день начала блокады Ленинграда (8 сентября) панихида служится в храме, после чего в церковно-приходском доме для ветеранов, жителей блокадного Ленинграда и жителей пос. Парголово проходит поминальная трапеза. При церкви работает благотворительная столовая. С 2008 г. началось окормление служащих воинской части в поселке Каменка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *