Храм кулич

Храм Святой Живоначальной Троицы («Кулич и Пасха»). Санкт-Петербург

Храм Святой Живоначальной Троицы («Кулич и Пасха») (Санкт-Петербургская епархия)

Территория, на которой ныне находится храм, в XVIII веке принадлежала князю Александру Алексеевичу Вяземскому. Князь являлся директором Императорского фарфорового завода, стоявшего на Шлиссельбургском тракте (сейчас — проспект Обуховской Обороны). Здесь же, рядом с заводом, он устроил свою резиденцию — имение Александровское.

Однажды, Вяземский получил от императрицы Екатерины II подарок — 200 тысяч рублей. В память об этом событии он решил на эти деньги в своём усадебном парке построить храм. На фасаде церкви и сейчас можно увидеть надпись «В память твоих щедрот. Начата в 1785 году». Воплощение идеи в жизнь князь поручил архитектору Н.А. Львову, известному мастеру русского классицизма.

Храм, стоявший некогда в парке имения, имеет вид ротонды, снаружи окруженной ионическими колоннами, внутри оформленной белыми коринфскими пилястрами, а колокольня – вид четырехгранной пирамиды, с крещальней на первом и звонницей на втором ярусе. Круглое помещение церкви вмещает около 800 человек.

Колокольня Храма Святой Живоначальной Троицы («Кулич и Пасха»). Санкт-Петербург

Столь своеобразную форму храма объясняют следующим. Заказчик, князь Вяземский, был генерал-прокурором и потому, по замыслу архитектора проекта, ротонда символизирует храм правосудия, а «твёрдая призматическая пирамида» — «неколебимую купность… трёх добродетелей»: Истины, Человеколюбия и Совести, т.е. символ Зерцала Петра I. За необычный облик в народе храм прозвали «Кулич и пасха».

Строительство церкви велось в 1785-1787 годах, освящение во имя Святой Живоначальной Троицы состоялось 13 мая 1790 года.

В 1857–1859 к церкви были пристроены ризница, притвор, две часовни и ограда, что несколько нарушило первоначальный композиционный замысел; в 1905 году престол был украшен мраморной с инкрустацией одеждой.

С 1871 года при церкви работало попечительство о бедных со школой и богадельней. При храме было кладбище с Успенской церковью.

В 1913 году был создан «Детский союз» для детей: ребятишки в возрасте 6–14 лет, здесь собирались дважды в неделю — для молитв и бесед.

С 16 августа 1931 года здание ещё действующей церкви находилось под охраной Главнауки как памятник архитектуры I категории.

В марте 1938 года решением Ленгорисполкома от 2 февраля 1938 церковь была закрыта. Все церковные ценности, в том числе и главная святыня — икона Пресвятой Троицы , были изъяты, а затем бесследно пропали. Здание было признано «памятником всесоюзного значения» находящегося под охраной государства,использовался под клуб и библиотеку.

Совет по делам РПЦ при СНК СССР по Ленинграду и области одобрил решение от 17 ноября 1945 года открыть храм «Кулич и Пасха» для богослужений. Однако райисполком не дал этого сделать. И только после ходатайства митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) председателю Ленсовета П.С. Попкову, секретариат Ленсовета дал вторичное указание Володарскому райисполкому не препятствовать открытию церкви. После чего был возобновлён ремонт здания храма, и Троицкая церковь была открыта для верующих 17 апреля 1946 года.

Святыни

Санкт-Петербурбургская икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с грошиками в храме Святой Живоначальной Троицы («Кулич и Пасха»)

  • Икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» (С.-Петербургская, «с грошиками», 1888 г., из Скорбященской церкви на Стеклянном заводе)
  • Икона свт. Николая Чудотворца (Колпинская, 1713 г., из Никольской церкви в Колпине)
  • Икона прп. Серафима Саровского с частицей святых мощей
  • Икона прп. Нила Столобенского с частицей святых мощей

Духовенство

Настоятели

Священники

  • Василий Лебедев (1897 — 1904)
  • Николай Успенский (1904 — 1916)

Дьяконы

  • Василий Лебедев (1895 — 1897)
  • Феодор Кемецкий (1897 — 1916)
  • Иоанн Александров (? — 1937)
  • 5 декабря 1874 года в Троицкой церкви с.Александровского Санкт-Петербургского уезда был крещен А.В. Колчак.
  • 1 марта 2010 года Банк России выпустил в обращение памятную серебряную монету номиналом 3 рубля «Церковь Пресвятой Троицы (XVIII в.), г. Санкт-Петербург».

Статьи

  • Трисолнечная радость // Православный Санкт-Петербург, №3 (183), март 2007 года
  • Ай да кулич, ай да пасха! // Русский Дом, 1998, № 4
  • Нурмагамбетова Ю. Хранители образа Божией Матери Санкт-Петербургской. Храм «Кулич и Пасха» повидал немало чудес // Новости Санкт-Петербургской митрополии, 24.04.2011

Использованные материалы

  • Историческая справка с сайта Монастыри и храмы Северо-Запада
  • Статья сайта Прогулки по Санкт-Петербургу
  • Статья Энциклопедии «Санкт-Петербург»
  • Информация о духовенстве с сайта А.А. Бовкало

Была пожертвована крестьянами села Александровского в 1824 году, впоследствии украшена серебропозлащёной ризой.

Попов И.В., Свято-Троицкая Церковь («Кулич и Пасха»),

Троицкая церковь «Кулич и Пасха». Настоятели церкви, сайт историко−архитектурного и ландшафтного музея «Тульский некрополь»,

Церковь Троицы в селе Александровской находится на Неве, по Шлисссельбургскому тракту, и устроена в 1787 г. попечением помещика, князя Александра Вяземского, по благословению митрополита Гавриила. Из указа, данного Синодом 1784 г. июля 18 дня за № 115 видно, что строитель, генерал-прокурор князь Александр Алексеевич Вяземский хотел устроить церковь во имя «Обновления храма Воскресения в Иерусалиме». Этот план выходил из желания устроить церковь так, чтобы здание храма походило на хлеб пасхальный (кулич), а здание колокольни — на «пасху». Но так как церковь устроена была на царские средства, то по воле Императрицы Екатерины II она была посвящена имени Св. Троицы. Освящена в 1790 году.

Первоначально церковь имела вид круглый или вид полушария, которого высота в центре 11 погонных сажень; снаружи украшали церковь колонны из кирпича. Колокольня имела форму конуса, с квадратным основанием. Каждая сторона квадрата равнялась 5 саж., а высота конуса — 11 саженям. В июне 1857 г. произведена переделка и обновление церкви. С западной стороны пристроен каменный придел, он окончен в мае 1859 года. На эту переделку, а равно и на другие постройки, истрачено было церковных денег 2 203 руб. 36 коп.; от Александровской мануфактуры дано было 11 000 руб.

Церковной земли нет, но под оградой находится 875 кв. сажень. Эта земля разделяется на две площади: входную и на площадь, помещающую в себе церковные строения. Входная площадь есть правильный четвероугольник в 18 саж. длины и 10 ширины. Другая площадь, в 675 кв. сажень, имеет вид круглый, яйцеобразный, на ней находится церковь с колокольнею. Сначала обе площади были открытые и на них было устроено 14 лавок, которые, за смертью князя Вяземского, не были довершены по назначению, и только в одной из них 20 лет жил церковный сторож. В 1857 г. входная обнесена железною решеткою, с аркою для ворот, сделанною из плиты и с небольшими часовнями по бокам; кроме того, она двумя деревянными решетками разделялась на две площади, по восточной и западной стороне церкви. Обе площади вместе составляли пространство в 294 кв. сажени. Около деревянных решеток насажен боярышник, а площади засажены березою, сиренью и другими растениями. Против колокольни к церковной ограде пристроены два деревянных сарая для дров и для разных церковных принадлежностей.

Из приведенного выше указа видно, что князь Вяземский, намереваясь устроить церковь, имел в виду устроить каменный дом для причта. Это и было им исполнено: построенный им каменный, двухэтажный дом у церковной ограды, с восточной стороны церкви. Здесь причт жил до 1806 года. В этом году священник Михаил Добронравин, находя помещение в церковном доме неудобным и пользуясь правом законоучителя питомцев воспитательного дома, поместился в каменном флигеле, против церкви. Флигель этот принадлежал Александровской мануфактур, здесь священники жили по июль 1871 года. С западной стороны примыкает к церковной ограде другой каменный дом, устроенный князем Вяземским, для богослужения в зимнее время и для приюта богомольцев, приходящих издалека.

До 1834 г. оба дома принадлежали церкви, но когда в 1834 году все имение села Александровского было куплено бароном Шлипенбахом, тогда он же купил и оба церковные дома с надворными постройками и землею. В декабре 1837 г. священник Петр Цветков возбудил дело о принадлежности сих домов. Дело доходило до Сената, который признал, что один из каменных домов несомненно принадлежит причту Троицкой церкви, но так как священники имели помещение от Александровской мануфактуры, то оный дом и оставлен во владении Шлипенбаха до тех пор, пока причт будет иметь помещение от мануфактуры.

Между тем, в ноябре 1872 г. прихожане из оседло проживающих крестьян постановили вносить в приходское попечительство по 1 руб. сер. с каждой ревизской души, всего 305 руб., на наем помещения для причта. Попечительство выдавало священнику на квартиру 12 руб., а псаломщику 8 руб. в месяц. В 1881 году эта выдача, по случаю накопившихся недоимок, была прекращена.

Князь Вяземский, устраивая церковь, имел в виду положить причту определенное жалованье, но за переходом имения в казну, по смерти князя, жалованье прекратилось, так как новый владелец Венкер не считал себя обязанным исполнить обещание князя Вяземского.

Клировые ведомости имеются с 1806 года с пропусками, а с 1850 г. — непрерывно. Церковного дохода причт получает до 3000 руб. в год. Собственно церковной суммы, накоплявшейся с 1873 г., считается 7386 руб. в билетах разного наименования и достоинства.

При устройстве церкви, к приходу ее принадлежали деревни: Александровская, Заводская (или Кокино) и Лесная, всего из 34 дворов, мыза Мурзинка (8 дворов), село Сарское или Смоленская слобода (34 двора), всего 76 дворов, в которых считалось 463 души обоего пола. В 1810 г. деревня Лесная соединилась с Заводскою. По документам видно еще, что к здешнему приходу принадлежали еще мастеровые Александровской мануфактуры, которые по месту происхождения и по роду работ,делились на мастеровых тульских, сестрорецких, екатеринославских, чулочных и вольных воспитанников. В 1807 году всех этих мастеровых по исповедным росписям значилось 194 человека, кроме жен и детей; в 1861 году, когда мануфактура упразднена, их было 832 души мужского пола и 440 женского. В этом году все они перечислены в петербургское мещанство и оставлены рабочими при карточной фабрике. К здешнему же приходу с 1806 г. принадлежали питомцы воспитательного дома в числе 300 человек. С 1804 г. до 1826 г. сюда принадлежали 4 роты инвалидов нижних чинов, которых вместе с начальствующими было до 560 человек. В 1826 году они отчислены к Павловской инвалидной церкви. Всего по исповедным книгам значится 871 душа мужского пола и 966 душ женского. Прихожане отличаются усердием к посещению храма Божия, «неопустительно» исполняют долг исповеди и причастия, часто служатъ молебны и имеют иного дней, чтимых с особенным благоговением.

Церковная ризница и библиотека имеют все необходимое для совершения церковной службы и достаточное количество книг для благочестивого чтения. Народная школа открыта 16 октября 1883 г. земскою управою на 50 детей обоего пола. Приходское попечительство открыто 14 марта 1871 года. Председатель его, петербургский купец Роман Тихонович Гафа и члены из прихожан, числом 18 человек, утверждены указами консистории Кладбище величиною в 3 дес. 170 кв. саж. находится в версте от церкви. Часовня на кладбище во имя Успения Божией Матери устроена в 1848 г. В Успеньев день здесь совершается поминовение усопших. «

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *