Храм митрофана воронежского в Москве

История

Историческое название храма — «Церковь Митрофана, епископа Воронежского, при детских приютах вел. кн. Елисаветы Феодоровны и принца П. Г. Ольденбургского».

Дата постройки последнего здания — 1894-1895 гг., архитектор Кайзер Г. А.

***

Храм святителя Митрофана Воронежского был построен в 1895 году при детском приюте великой княгини Елизаветы Федоровны на средства московского купца Митрофана Семеновича Грачева.

Елизаветинский приют для детей сирот в возрасте от одного до семи лет был создан в 1892 году как совместный с малочисленным Ольденбургским. Приют имени принца Петра Георгиевича Ольденбургского был устроен в 1877 году для призрения детей, чьи отцы находились в действующей армии во время русско-турецкой войны. Приют располагался в дачной местности, на земле, принадлежавшей Высоко-Петровскому монастырю (откуда и название Петровский парк), на пересечении Царской улицы (с 1911 г. Митрофаньевской, ныне 2-я Хуторская) и Петровско-Разумовского проезда.

На освящении приюта, носившего ее имя, присутствовала великая княгиня Елизавета Федоровна, а также председательница Московского совета детских приютов В. Е. Чертова, командующий войсками Московского военного округа генерал-адъютант А. С. Костанда, городской голова К.В. Рукавишников и другие почетные гости.

Об открытии нового приюта сообщали «Московские ведомости»: «Сегодня, 4 мая 1893 г. (по новому стилю — 17 мая), в Петровском парке в присутствии её императорского высочества великой княгини Елизаветы Федоровны состоялось освящение и открытие учрежденного с высочайшего соизволения государя императора приюта… Для нового приюта было пристроено просторное двухэтажное помещение… При доме имеется роскошный тенистый сад. По случаю торжества оба приютские здания были украшены флагами и гирляндами из зелени. Ее высочество прибыла в приют в 11 часов утра… Две воспитанницы приюта удостоились поднести великой княгине роскошный букет из живых цветов… Великая княгиня проследовала в помещение приюта, где управляющим Московской епархией преосвященным Александром, епископом Дмитровским, было совершено соборное молебствие с водоосвящением. Пели стройно воспитанницы женского ремесленного отделения Долгоруковского и Ксениевского приютов… Затем все помещения приюта были окроплены святою водой. Великая княгиня осмотрела их и последовала на террасу, выходящую в сад, где ее высочеству был предложен кофе. Около террасы расположились воспитанницы и воспитанники приютов и соединенным хором под управлением Ф.В. Богуслава прекрасно исполнили народный гимн «Славься» и гимн, посвященный их императорским высочествам… Великая княгиня осталась довольна пением. Помещение и обстановка обоих приютов также произвели на ее высочество отличное впечатление. В первом часу дня великая княгиня отбыла из приюта».

Таким образом, история Митрофаниевской церкви изначально связана с именем Преподобномученицы. В настоящее время при храме существует сестричество во имя святой великой княгини Елизаветы Феодоровны. Сестры продолжают служение милосердия, начало которому положила великая княгиня.

К 1894 году в совместном приюте воспитывалось восемьдесят детей в возрасте от пяти до семи лет. Приюту был необходим свой храм: хотя ближайшая — Благовещенская — церковь находилась всего в пятнадцати минутах ходьбы, но малышам было не по силам добираться туда зимой по сугробам, в распутицу весной и осенью.

Хлопоты об открытии собственного храма увенчались успехом, и казначей Московского совета детских приютов Митрофан Семенович Грачев получил благословение митрополита Московского Сергия на устройство при Елисаветинском приюте каменного храма со звонницей во имя святителя Митрофана, Воронежского чудотворца.

Московский купец Митрофан Семенович Грачев (1840-1899) известен как благотворитель и храмоздатель: он пополнял казну Совета детских приютов, перестроил церковь Троицы на Грязях, исключительно на свои средства выстроил Митрофаниевский храм. После смерти Митрофана Семеновича его вдова, Варвара Николаевна, выстроила двухэтажный дом причта, сохранившийся доныне.

Проект церкви Митрофана Воронежского М. С. Грачев заказал архитектору Георгию Александровичу Кайзеру. В то время проекты церквей и благотворительных учреждений, как правило, выполнялись бесплатно; это считалось престижным для архитектора, давало ему преимущества при получении заказов и продвижении по службе.

Проект храма был утвержден 12 мая 1894 года, а через год с небольшим строительство было закончено. Небольшая однопрестольная церковь в русском стиле была украшена киотами с изображением святителя Митрофана над западным входом и в центре южного фасада над окнами. Под северной частью храма устроили усыпальницу Грачевых (в ней был погребен Митрофан Семенович, перед закрытием храма Варвара Николаевна Грачева перенесла прах мужа на Введенское кладбище).

22 октября (4 ноября по новому стилю), на день Казанской иконы Божией Матери, преосвященный Анатолий в сослужении с благочинным, протоиереем П.В. Приклонским, и священством соседнего Благовещенского храма, церкви Симеона Столпника на Поварской, других храмов освятили престол. Освящение было торжественное, пел знаменитый синодальный хор.

В 1921 году в храм был назначен молодой священник отец Владимир Медведюк. При нем в храм собирались молящиеся со всей Москвы; добирались на шестом трамвае до конечной, потом пешком до Хуторской. Транспорт здесь не ходил, до линии железной дороги тянулись огороды, рядом с храмом был пустырь (там, где сейчас магазины), за ним — Синичкин пруд, который потом засыпали.

Когда обновленцы захватывали храмы, отец Владимир свою церковь отстоял. Обновленческий «епископ» Антонин Грановский кричал на него: «Отдавай ключи, убью!» Настоятель ключей все-таки не отдал, и Митрофаниевский храм оставался одним из немногих московских храмов, не захваченных «живоцерковниками».

В декабре 1929 года отца Владимира арестовали и отправили в ссылку, через три года его выпустили. Ему разрешили жить в Сергиевом Посаде, откуда он приезжал служить в Митрофаниевский храм до 1933 года, когда храм закрыли. Потом отцу Владимиру дали приход в ста километрах от Москвы в селе Язвище, на родине преподобного Иосифа Волоцкого. В 37-м отца Владимира снова арестовали и 3 декабря расстреляли в Бутово, где тело его было зарыто в общем рве.

С 1931-го по январь 1932 года в Митрофаниевском храме служили также отец Михаил (Решетников), затем иеромонах отец Ксенофонт, после него отец Иоанн до закрытия храма.

Приют был закрыт еще в 1922 году, приютские здания и дом причта постепенно превращались в коммуналки, а в тридцатых годах территорию приюта и храма поделили между собой Машиностроительный завод имени Калинина и Метрострой. Приютские здания использовались под общежития Метростроя; здесь же были построены бараки для заключенных, строивших метро.

В конце 60-х территорию занял авиационный завод «Горизонт», выстроивший многоэтажное здание для своего конструкторского бюро. В церкви размещалось заводское училище, затем ремонтная база, во время войны столовая. После войны в храме была спортивная школа, потом заводской склад; с 1985 года здание пустовало.

В феврале 1990 года разоренный храм, обезглавленный, много пострадавший от пожара и водопроводных аварий, был возвращен Православной Церкви, настоятелем был назначен протоиерей Дмитрий Смирнов. От прежнего убранства сохранилась лишь большая икона святителя Митрофана Воронежского, которая пребывала в алтаре храма в честь иконы «Нечаянная Радость».

10 марта 1990 года состоялось освящение возвращённой церкви.

За два года церковь была полностью восстановлена силами прихожан. Проекты реставрации храма и нового дома причта безвозмездно выполнил архитектор Сергей Яковлевич Кузнецов. Завод Калинина выделил автомашины, лопаты, носилки для вывоза мусора; стройматериалы и деньги собирали всем миром. Храм вновь обрел благолепный вид: отстроена колокольня и купол. Интерьер церкви изменился, ее украшает резной иконостас работы Д. М. Шаховского и мозаичный алтарь, выполненный группой художников-монументалистов (руководитель А.Д. Корнаухов), заново расписаны стены художниками С. Добрыниным и В. Соловьевым.

5 ноября 1995 года Святейший Патриарх Алексий II освятил храм великим чином.

Заявление Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ в связи с угрозой мошеннических действий в отношении верующих
12.08.2020 14:43

Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ выступил с заявлением в связи с угрозой мошеннических действий в отношении верующих.
В период эпидемии и режима самоизоляции многие верующие пользуются возможностью дистанционного заказа треб, жертвуя средства на храмы и монастыри, что имеет огромное значение для материального обеспечения их деятельности, выплаты зарплаты священникам и церковным служащим.
На этом фоне проблема мошенничества в сети стала особенно актуальной. В последние годы в сети Интернет становится все больше и больше онлайн-сервисов, а также мобильных приложений, предлагающих заказ треб в храмах, а также собирающих пожертвования от имени Русской Православной Церкви. На многие из этих ресурсов регулярно поступают жалобы верующих. Хорошо известно, что услуги такого рода оказываются за комиссионное вознаграждение, размер которого скрыт от жертвователя и может достигать 20% и более процентов от переводимой суммы. Это означает, что значительная часть средств жертвователя уходит на содержание посреднической организации, которая оказывает подобную услугу. Такими организациями являются различные индивидуальные предприниматели, фонды, а также некоторые СМИ.
Напоминаем, что в Русской Православной Церкви сбор средств верующих производится только с письменного благословения Священноначалия. Общецерковные сборы проводятся, как правило, Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению.
Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ публикует ниже список собирающих пожертвования ресурсов, которые не имеют официального отношения к Русской Православной Церкви, хотя некоторые из них без официального согласия используют название Церкви в доменных именах, что должно стать предметом проверки с точки зрения законности.
До рассмотрения в предусмотренном законом порядке всех поступающих обвинений в мошенничестве в адрес этих ресурсов не представляется возможным их подтвердить или опровергнуть, но мы предупреждаем верующих, что Русская Православная Церковь не может нести никакой ответственности за то, что все поданные верующими записки и пожертвования дойдут до храмов, которые указаны этими сервисами в качестве адресатов. Нам также не удалось обнаружить никакой публичной финансовой отчетности данных организаций.
Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ призывает верующих людей, желающих подать записку о поминовении или сделать пожертвование, поддержав таким образом Церковь, а не анонимного предпринимателя, пользоваться официальными сайтами приходов, храмов и монастырей Русской Православной Церкви. В этом случае средства поступят адресату напрямую, без посредников, добросовестность которых является неочевидной. Большинство храмов Русской Православной Церкви с адресами сайтов занесены на официальную карту храмов: http://map.patriarchia.ru. В случае возникновения сомнений в принадлежности Церкви того или иного сайта, страницы в социальной сети или сервиса, просим незамедлительно обращаться в Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
Публикуемый ниже список ресурсов, занимающихся сбором средств на церковные требы и не имеющих официального отношения к Русской Православной Церкви, будет дополняться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *