Храм Николая чудотворца в вологде

Храм Покрова Пресвятой Богородицы «на Торгу» в центре Вологды является одним из крупнейших приходов области. Ранее на этом месте существовала церковь Покрова на Числихе. Как следует из городской летописи, она сгорела в 1486 году. Во второй половине XVI века началось строительство государевой домовой церкви царя Иоанна Грозного. Именно в период его правления город достиг наивысшего расцвета и стал одним из крупнейших торгово-промышленных центров.

Покровскую церковь в Вологде возвели во дворе деревянного резного царского дворца. В самом дворце Иоанн Грозный распорядился сделать домовую церковь — престол в честь праведных Иоакима и Анны. Домовая церковь — это молитвенное помещение внутри другого строения, в ней нет колокольни и купола.

В 1605 году пожар уничтожил дворец царя и церкви. Некоторую утварь и иконы удалось спасти. На месте сгоревшего дворца возведена новая церковь праведных Иоакима и Анны.

Во второй половине XVII века на этом месте, вероятно, после очередного пожара возведен новый деревянный храм. Главный престол был освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а дополнительный в пристройке храма престол стал Иоакимо-Анновским. Каменное здание храма Покрова было построено уже во второй половине XVIII века, его освящение состоялось в 1785 году.

Топонимическое уточнение в названии храма «на Торгу» появилось в советское время, по названию Торговой площади, где расположена церковь. До 1970-ых годов здесь находился рынок и давно существовали торговые ряды.

В годы советской власти храм был закрыт, здание передано архиву, а после использовалось как склад педагогического института. Храм вновь открыт после распада Советского Союза. Богослужения возобновились в 1992 году, а в 1995 году была открыта воскресная школа.

Официальный сайт храма обновляется нерегулярно, рекомендуется уточнять актуальную информацию по телефону храма.

© Марина

Расписание служб храма Покрова на Торгу Вологды

Сейчас храм является действующим, работает ежедневно. Режим работы:

  • Будни, суббота: 07:30—18:30.
  • Праздничные дни, воскресенье: 06:30—18:30.

Службы совершаются два раза в день:

  • Божественная литургия утром — по будням в 08:00 часов, в праздничные и воскресные дни в 07:00 — ранняя и 09:30 — поздняя Божественная литургия.
  • Вечернее богослужение — в 16:00 часов во все дни.

По будням в 09:30 проходят требы — молитвы о здравии, отпевания и панихиды, а в 10:00 — крещения. В выходные дни требы проводятся по окончании поздней божественной литургии, а крещение — в 09:00 и 12:00 часов.

Архитектура

Храм представляет собой четверик с небольшой трапезной и шатровой колокольней. В XIX веке было возведено крыльцо на столбах-кубышках, выполненное в псевдорусском стиле.

В главном приделе — высокий иконостас, дополнительный придел — белый с золотым убранством. Внутри храм украшен росписью и фресками. Прослеживаются характерные для стиля барокко элементы: оконные наличники с кокошниками, пилястры с вертикальными желобами сверху. Путешественники в отзывах отмечают наличие множества старинных икон в храме, а также большое количество прихожан и туристов.

Деятельность храма

Храм занимается следующими направлениями деятельности:

  • Воскресная школа, обучение длится 3 года. К основным предметам относятся: Закон Божий, история церкви, Богослужение, Ветхий Завет, Катехизис. В школе есть и дополнительные занятия: прикладное и церковное искусство, литературно-драматический кружок.
  • Православное краеведение: совместно с ДЮЦ «Лидер» организована группа «Православное краеведение и экология» для детей 12–14 лет. Группа ходит в экологические экспедиции и участвует в летних лагерях.
  • Факультативные занятия по религиоведению в различных учебных заведениях.
  • Библиотечная деятельность: приходская библиотека предлагает читателям около 3000 томов, а также имеет подписку на православные журналы.
  • Помощь социально незащищенным группам: организация бесплатного питания, помощь в обеспечении продуктами, лекарствами и одеждой, посещение на дому престарелых, помощь людям с зависимостью.

Как добраться до храма Покрова Богородицы на Торгу в Вологде

Храм находится по адресу: Торговая площадь, 8, рядом с Вологодским кремлем и церковью Казанской иконы Божьей Матери на Торгу. Доехать до него можно на общественном транспорте:

Недалеко от храма — общедоступная парковка: бесплатно — первые 15 минут, выходные дни и в ночное время.

К храму Покрова Пресвятой Богородицы на Торгу в Вологде можно доехать, воспользовавшись популярными сервисами такси: Maxim, Такси Везёт, Яндекс. Такси.

Панорама на храм:

Видео о храме:

Забытые храмы. «Речь» продолжает создавать фотоархив святых мест Вологодчины

Вид часовни Николая Чудотворца знаком каждому горожанину и практически всем гостям города, поскольку находится она на городском вокзале. Но вряд ли кто из пассажиров, пробегая мимо, хоть раз задумался о непростой истории этого храма.

У часов или часовни?

Череповчанка Елизавета Моргулина связывает свое появление на свет именно с этой часовней:

— Мои мама и папа были атеистами, но признавались, что если бы не привокзальная часовня, то меня бы не было на свете. И 53 года в нашей семье вопрос «У часов или часовни?» вызывает улыбку и налаживает взаимопонимание между мужьями и женами.

Началась эта семейная история в октябре 1961 года. На череповецкий вокзал прибыл поезд из Ленинграда, и на перрон, которого по питерским меркам и вовсе не было, выгрузилась хрупкая девушка Мария с шестью чемоданами, увесистым тюком со спальными принадлежностями и большой шляпной картонкой. Мария была симпатична и одета по последней ленинградской моде: юбка-колокол, узенькое пальто, мини-шляпка, легкие ботики на высоком каблуке.

Встречающие недоуменно поглядывали на девушку, кто-то даже фыркнул: «Фифа какая!» Череповец в то время активно строился, и на такие неудобства, как разбухшие от грязи и воды перрон, привокзальная площадь и деревянные тротуары, никто не обращал внимания. Главной осенней обувью горожан были кирзовые сапоги. Модницы носили блестящие черные резиновые сапожки, в одном голенище которых могли поместиться две девичьи ножки. Пальто носили в праздники или на танцы, предпочитая в обычные дни ватники, рабочую спецодежду.

Мария поставила чемоданы рядом с вагоном, вздернув носик, гордо села на один из них, держа в руках тюк и картонку, и стала ждать своего молодого мужа, Николая. Поженились Моргуновы пару месяцев назад в Ленинграде, и теперь лаборантка с дипломом техникума впервые приехала в Череповец к молодому металлургу. Через десять минут Мария начала нервничать. Со шляпной коробкой в руках стала метаться по вокзалу и искать часы, у которых по телефону договорились встретиться. Часов на вокзале не было. Мужа тоже… Еще через десять минут из глаз молодой жены хлынули слезы, а из туч пошел дождь.

На помощь промокшей ленинградке пришла уборщица, помогла перетащить вещи в здание вокзала. На вопрос о местонахождении часов на вокзале ответила: «Часов нет, есть часовня». Уборщица указала на неказистое маленькое здание, которое и служило главным ориентиром для череповчан.

У часовни Мария мужа не нашла — задержали на работе, зато обнаружила его друга, который и пришел встречать незнакомую ему девушку. Вещи до деревянного дома со съемной комнатой в районе нынешнего Дворца металлургов отвезли на подводе, запряженной лошадью. Красивые ботики были безнадежно испорчены. Молодая жена кипела от гнева и обиды и при встрече все свое негодование выплеснула на мужа. Тот сослался на плохую телефонную связь на телеграфе и еле-еле уговорил ленинградскую модницу не уезжать тем же вечером обратно в Северную столицу. А через девять месяцев на свет появилась череповчанка Елизавета Николаевна, у которой сейчас подрастает внучка —семилетняя Полина. Она уже знает историю о часах и часовне и уверяет бабушку, что на вокзале Череповца никогда не потеряется, ведь есть та самая часовня.

Историческая святыня

Часовня Николая Чудотворца на сегодняшний день единственное в стране привокзальное церковное здание, которое освящал при открытии и в котором молился всероссийский пастырь Иоанн Кронштадтский. В июне 2015 года исполнится 110 лет со дня первой службы здесь.

— Часовня Николая Чудотворца на вокзале, к сожалению, остается забытой святыней, — рассказывает историк-краевед Михаил Мальцев. — Конечно, ее изображение довольно часто появляется в прессе и на видовых открытках города. Но многие ли заходили в нее? Я многократно был свидетелем, как после прихода очередного поезда или электрички пассажиры бежали на автобусную остановку, даже не глядя на часовню. А ведь до недавнего времени она была единственной в России привокзальной часовней, плюс она остается единственным в череповецком крае сохранившимся церковным зданием, устроенным лично игуменьей Таисией. И конечно, история часовни тесно связана с именем святого Иоанна Кронштадтского.

Идея устроить часовню на череповецком вокзале возникла у игуменьи Леушинского монастыря Таисии после начала прокладки через Череповец железной дороги. Матушка добилась согласия на постройку. Сооружалась часовня очень быстро. В 1904 году состоялась ее торжественная закладка, а к маю 1905-го основные работы по внешней и внутренней отделке были завершены.

Освятил Николаевскую часовню святой праведный Иоанн Кронштадтский. Сохранилось воспоминание об этом одного из спутников святого:

«28 мая 1905 года пришлось служить в Череповце, куда мы прибыли в 7 часов утра. Этот неожиданный приезд о. Иоанна сделал прямо суматоху во всем городе, не говоря уже о причте собора, куда пришел служить о. Иоанн. Служба прошла торжественно, храм был переполнен молящимися, все выходили из собора какими-то праздничными, передавая друг другу свои впечатления по поводу ободрительного поучения, сказанного о. Иоанном, и вообще от особенной благодати его служения. Навестив несколько семейств, батюшка заехал на освящение часовни игумении Таисии (Леушинской) и после церемонии там отбыл на пароход, а затем и дальше в путь». До 1918 года Николаевская часовня относилась к Леушинскому подворью, в ней трудились монахини.

В советские годы часовню, как и многие другие церковные строения, закрыли и долгое время использовали для хозяйственных нужд. При этом разобрали купол с крестом и уничтожили внутренний интерьер. Но основной объем здания сохранился практически в первозданном виде. В те годы часовня была местом встречи на вокзале для горожан, поскольку выделялась на фоне комплекса зданий вокзала.

В 1996 году часовня вновь стала святым местом, причем в проекте восстановления было предусмотрено устройство алтаря, то есть превращение ее в небольшой храм, где стали регулярно совершаться богослужения для работников вокзала и всех желающих.

16 июня этого года в часовне официально открылся самостоятельный церковный приход, получивший наименование «Приход храма святителя Николая Чудотворца г. Череповца», а его настоятелем назначен иерей Владимир Богданчиков. Теперь здесь ежедневно проходят службы, и храм ждет верующих.

Полина Удовиченко

Церковь Николая во Владычной слободе принадлежит к древнейшим по времени построения церквям города Вологды. Каменный храм был построен в 1669 году. Местность, в которой он находится, получила название по принадлежности до 1649 года Вологодскому Архиерейскому Дому (Владыке). Владычненские крестьяне характеризовали собственное положение так: «Мы живем не на пашне, а промышляем торжком».

Николаевская во Владычной слободе церковь была восьмым каменным храмом города, но поскольку церкви Иоанна Предтечи и Знамения Божией Матери в Дюдиковой пустыни, храмы Свято-Духова монастыря и Кирилло-Иоанно-Богословская Семинарская церковь на Соляном дворе, имеющие более раннее происхождение, до настоящего времени не сохранились, это храм становится третьим по древности из сохранившихся в городе памятников каменного зодчества, после Софийского собора и холодной церкви Дмитрия Прилуцкого на Наволоке. Архитектурные формы храма частично изменены позднейшими перестройками, однако он сохранил свою прежнюю монументальность, что в целом было характерно для вологодских церквей середины XVII века, во многом подражавших еще кафедральному Софийскому собору.

Г. Лукомский так описывал храм: «Церковь св. Николая во Владычной слободе представляет собою очень высокий куб, увенчанный пятью, тесно и красиво по композиции поставленными, куполами. Хороши формы блестящих, упругих, луковичных глав, барабаны убраны, как и в Иоанновской церкви в Дюдиковой пустыни, арочным поясом, поддерживающимся колонками, перехваченными по середине гирьками». В деталях обработки фасадов куба заметно стремление к декоративизму, выраженное особенно ярко в больших закомарах, отделенных от стен карнизом. Здесь еще в начале XX века помещали живописные клейма с изображением двунадесятых праздников. Стенной живописью были также украшены входы в верхний храм. Примыкающая к церкви с западной стороны трапезная связывает храм с изящной ярусной колокольней, выстроенной в середине XVIII века и выглядящей контрастно по отношению к церкви. Ее стройный изящный столп состоит из четверика, высокого восьмигранного яруса со звоном и двух небольших, поставленных друг на друга восьмериков, завершенных главкой. Подобные ярусные колокольни, пришедшие в XVIII веке на смену древнерусским шатровым, были весьма характерны для архитектуры Вологды, а также других северных городов России того времени. Самый тяжелый колокол на колокольне весом 2 тонны отлил в 1782 году в Москве мастер Асан Струговщиков.

Интересна сохранившаяся алтарная часть подклетного этажа, сильно выдающаяся к востоку и заканчивающаяся двумя полукружиями апсид — прием, встречающийся в ряде вологодских храмов (церкви Константина и Елены, теплая Дмитрия Прилуцкого (Успения Божией Матери)). Интерьер Никольского храма был интересен своей барочной отделкой, частично сохранившейся и сейчас. Стенную роспись заменяла богатая орнаментальная лепка, покрывающая церковные своды, арки и столбы. Истинным украшением церкви был великолепный иконостас в стиле Людовика XVI, удачно сочетавший в себе живопись, скульптуру и искусную деревянную резьбу.

В 1781 году приход Николаевской церкви был третьим по величине в Вологде и включал в себя 72 двора. В 1892 году он занимал уже второе место в городе с численностью прихожан 847 человек.

В феврале 1930 года колокола сняли, храм закрыли. Первоначально в нем поселили высланных из средней и южной части СССР «кулаков», затем в здании храма, лишившегося купольного завершения, действовал завод игрушек и валенная фабрика. В начале 1990-х годов при церкви была создана община, постепенно начался сбор средств на ее восстановление. Во время реставрации храма Николая Чудотворца были установлены новые купола, появилась новая кирпичная кладка внутри помещения, — многое прежде разрушенное пришлось восстанавливать заново. Сегодня в Николо­Владычненском храме покоятся мощи Святителя Антония, епископа Вологодского и Великопермского (1585-1588 гг.), перенесенные из Софийского собора 26 сентября 1998 года. В настоящее время храм Николая Чудотворца во Владычной слободе-один из наиболее известных приходских храмов города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *