Храм Николая в Москве

Местность, где сейчас стоит храм Николая Чудотворца, изначально принадлежала кремлёвскому Чудову монастырю. Здесь за границами Земляного города, располагались митрополичьи конюшни, а соседствующая с ним слобода называлась Чудовкой. Но в начале ХVII века вместо конюшен появляется хамовная слобода. Хамовников, то есть ткачей, выделывающих хамовное (а попросту белое) полотно и скатерти для царского двора, перевели сюда из тверской деревни Константиново — поближе к заказчику. Новое поселение росло очень быстро: уже через двенадцать лет после этого основания, в 1638 году, в нём, согласно переписи, насчитывалось 38 дворов, а ещё через пятнадцать лет — почти сто. Объяснить столь бурный рост несложно — у ткачей было множество льгот, ведь слобода являлась одним из центров текстильного производства. К концу столетия здесь обосновался также царский Суконный двор, а к началу ХVIII века появилась казённая полотняная фабрика, ещё позже голландский предприниматель Тамес открыл весьма крупное по тем временам предприятие на 77 станков — фабрику «парусиных, лентовых и прочих» материалов.

Но это потом. А пока, в 1625 году, в окладных книгах Патриаршего казённого приказа упоминается деревянная церковь Николая Чудотворца. Спустя четверть века о храме уже пишут как о каменном, а в 1677 году его называют храмом «Николая Чудотворца у митропольичьих конюшен». По данным, которые приводит в своей книге «Сорок сороков» известный исследователь Пётр Паламарчук, «нынешнее здание строилось при царе Фёдоре Алексеевиче, заложено 21 мая 1679 года, освящено 25 июня 1682 года. Одностолпная трапезная с подклетом и колокольнею пристроены несколько позднее: антиминс на престол св. Алексия выдан 17 декабря 1694 года. 15 сентября 1757 года дозволено слева в трапезной устроить придел Дмитрия Ростовского. 5 ноября 1872 года на его месте устроен придел Богоматери «Споручница грешных». Среди изографов, писавших иконы для храма, известно имя мастера Ивана Максимова. Он — автор иконы святителя Алексия, митрополита Московского, которая датируется 1686 годом, на ней есть изображение Московского Кремля со Спасскими воротами. Храм Николая Чудотворца в Хамовниках, с одной стороны, вполне типичен для московских посадских церквей — построен из кирпича, с применением белого камня, украшен поливными изразцами, основной объём с трапезной и шатровой колокольней расположены по одной оси… Московское барокко, да не совсем. Очень многое здешние зодчие заимствовали у ярославских мастеров узорочья: яркие россыпи уже упоминавшихся изразцов, жизнерадостная красно-зелёная раскраска самой церкви на фоне белой штукатурки…

Неоднозначно оценивают исследователи древней архитектуры и сам храм и колокольню. Так Михаил Красовский высказывался в несколько неожиданном ключе. Он считал, что «в это время начинает уже чувствоваться упадок самобытного стиля… Первый признак — вычурность и излишнее богатство деталей — виден на колокольне церкви Николы в Хамовниках… остаются прежние прекрасные пропорции, но от былого спокойствия и благородства мотивов не осталось почти ничего». С другой стороны, есть и версия, «оправдывающая» эту «вычурность», — согласно ей, под яркой раскраской колокольни и храма мастера просто решили «спрятать» некоторые промахи ремонтников, допущенные во время одного из поновлений, или использовать её просто для выделения архитектурных деталей, как предполагал автор путеводителя начала двадцатого века «По Москве».

Отдельно хочется сказать про колокола Никольского храма. Ещё в описаниях ХIХ века приводились сведения о надписях на двух из них. Первая гласила: «Лета 1685 году вылит сей колокол, лил сей колокол мастер Михайла Ладыгин». Вторая надпись сообщала, что «общим старанием и рачением приходских людей 1784 году мая 1 дня вылит сей колокол к церкви Николая Чудотворца, что в Хамовниках, лит на заводе Никифора Калинина, весу 300 пуд, лил мастер Яков Завьялов». Кроме того, отмечался и интересный подбор других колоколов и «необычность» храмовой колокольни. В дореволюционном путеводителе, в главе «По дворянской Москве», можно познакомиться с вот таким наблюдением: «Мы недаром в государевой хамовной слободе. Напоминанием о ХVII веке служит прелестнейший храм св. Николая Чудотворца в Хамовниках. Великолепна его высокая шатровая колокольня… Под «звоном» введён лишний этаж; это повышает саму колокольню и очень важно для распространения колокольного звука…».

Никольская церковь в Хамовниках принадлежит к числу тех «счастливых» московских храмов, которые избежали в ХХ веке закрытия. Более того, её регулярно реставрировали. Даже далёкая от религии власть признала в этом храме как минимум ценный памятник архитектуры. Церковь всегда оставалась действующей. Впрочем, потери храм всё-таки понёс — в безбожные 1930-е годы его лишили колоколов. Уникальный ладыгинский колокол чудом удалось спасти — долгое время он оставался в коллекции Государственного Исторического музея. Среди колоколов церковной звонницы он был вторым по весу — весил более ста пудов. Потом, в 1990-е годы, когда Церкви стали возвращать её святыни, колокол снова занял своё прежнее место. В советское время храм реставрировали, при этом никаких архитектурных изменений не вносили, только ограду передвинули немного ближе к зданию самой церкви, когда расширяли Комсомольский проспект. Кроме того, тогда же, в 1970-е годы, специалисты востановили керамическое убранство храма и подлинную раскраску фасада. В последний раз церковь поновляли совсем недавно — заново побелили, а яркие элементы декора покрыли новым слоем краски.

Нельзя не отметить, что одним из знаменитых прихожан хамовнической церкви святителя Николая Мирликийского был писатель Лев Толстой. Он жил по соседству и нередко заходил в храм. Другим знаменитым человеком, который бывал в храме, был Патриарх Алексий II. Известно, что на следующий же день после своей интронизации Патриарх Московский и всея Руси Алексий II приехал в Хамовники, чтобы помолиться перед главной святыней храма — иконой Божией Матери «Споручница грешных».

Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках — выдающийся памятник русской архитектуры, находящейся на стыке двух стилей: уходящего русского узорочья и набирающего обороты так называемого «нарышкинского» (или «московского») барокко. Композиция храма традиционна для церквей того времени и соотносится с известной концепцией храма-корабля, выстроенного с запада на восток по линии: колокольня — трапезная — основной объём — алтарь. Необычным и запоминающимся храм делает его яркая раскраска. По белым стенам стелется пёстрый ковёр красно-зелёных декоративных элементов. Белый цвет смотрится необычно, в остальном же «буйство красок» — это художественный приём узорочья, «нарышкинское барокко» играло больше белокаменной резьбой на красном фоне стен. А такой резьбы, кстати, на церкви Николы в Хамовниках почти и нет. Разноцветные наличники, изразцовые вставки и накладки, аркатурно-колончатые пояса барабанов, фриз под кровлей трапезной — всё тут геометрически правильно. Наличники хамовнического храма попроще тех, что делали мастера узорочья, и главное в них — не столько изящество белокаменной резьбы, сколько цвет. Центральные наличники второго света на южном и северных фасадах, в отличие от всех остальных, выполнены в виде короны. Поливные изразцы Никольской церкви не образуют сплошные фризы, а как бы разбросаны по фасадам отдельными акцентами. Маленькие плитки под кокошниками выступают за линию стен. На колокольне, напротив, изразцы образуют фактически сплошной орнамент восьмерика, расчленены его гранями и глубоко утоплены в стены.

Построенная чуть позднее шатровая колокольня — тоже, казалось бы, дань традициям: восьмерик на четверике, увенчанный шатром. Но как выполнен этот четверик! Как дерзко он поднимается над землёй! Мало того, что он выше восьмерика, ещё и крыльца, лепестками расходящиеся в разные стороны, как бы сообщают сооружению дополнительный ярус. Кстати, и восьмерик-то удваивается, на самом деле мы видим два больших восьмерика, объединённых между собой. В отличие от конструтивно упрощённой церкви, зодчие, работая над колокольней, явно не искали лёгких путей и создавали сложную вертикаль — провозвестницу изощрённых силуэтов барокко! На примере яруса слуха видно, что зодчие старались максимально усложнить колокольню. Окошек-слухов на ней тридцать два, каждое со своим наличником, и расположены они тремя ярусами (попарно в нижнем и среднем, по одному в верхнем). Бросается в глаза большой, богато украшенный крест центральной главы. Здесь мы видим целый набор символов: традиционная косая перекладина (подножие, чаша весов Страшного Суда), сильно развитые трилистники как напоминание о Святой Троицы, венчающая крест корона (знак того, что в храме побывала монаршая особа) и полумесяц у основания, символизирующий чашу.

«Внутри храма почти не осталось старины», — сетовали дореволюционные путеводители по Москве. Неудивительно, если вспомнить, что в пожар 1812 года церковь практически полностью выгорела. Вход в храм — традиционно через подколокольное помещение. Из трапезной раскрывается внутреннее пространство, которое, впрочем, не кажется столь же высоким внутри, сколь и снаружи. Наверное, дело в относительно низком расположении оконного ряда второго света — все окна храма располагаются визуально ближе к полу, нежели к потолку. Возможно, это оптическая иллюзия, создаваемая кривизной свода и тем, что свод этот — глухой: находясь внутри понимаешь, что барабаны главы церкви — чисто декоративные, участия в организации внутреннего объёма они не принимают. Сформированный в силу этого конструктивного решения сплошной купол, как и стены, необыкновенно богато расписаны. Росписи в храме встречаются везде, где нет икон, карнизов и лепнины с затейливым резным орнаментом. Позолоченнный иконостас храма — четырёхъярусный (без праотеческого чина). Он современен росписям и золотисто-голубыми тонами прекрасно гармонирует с ними. Венчает иконостас Распятие.

Приделы храма освящены во имя святителя Алексия митрополита Московского, и в честь хранящейся в храме чтимой иконы Божией Матери «Споручицы грешных». Они достаточно просторны и светлы, их стены также сплошь украшены яркими фресками. Храм реставрировался в 1896 (не вполне удачно), 1949 и 1972 годах. Советские реставраторы вернули церкви её первоначальный внешний вид.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №61, 2013 г.

Московский Никольский храм в Хамовниках, 2008. Фотография Печурина Николая с сайта sobory.ru

Московский храм во имя святителя Николая Чудотворца «у митрополичьих конюшен», в Хамовниках

Первое упоминание о деревянном храме, находившемся в слободе ткачей, относится к 1625 г., известно, что в 1657 г. он был уже каменный, а в 1677 г. церковь уже названа своим полным именем «Николая Чудотворца у митрополичьих конюшен». Ныне существующая церковь заложена несколько в стороне от первоначальной 21 мая 1679 г. при царе Федоре Алексеевиче, а освящение основного храма состоялось 25 июня 1682 г. Одностолпная трапезная с приделами и колокольня были пристроены позднее.

Население Хамовной слободы росло, поэтому церковь была расширена пристройкой придела Димитрия Ростовского.

Во время нашествия французов в 1812 году пострадал интерьер церкви, но к 1849 г. он был восстановлен с заменой значительной части внутреннего убранства.

В 1872 году был устроен и 5 ноября этого года освящен придел во имя Божией Матери — «Споручницы грешных». Тогда же были обновлены паникадила и иконостас.

Настенная роспись в интерьере церкви датируется 1845 г.

С 1930 по 1936 год председателем церковного совета храма был мч. Тимофей Кучеров. В 1932-1934 гг. в храме служил сщмч. Вячеслав Занков.

Храм не закрывался.

В 1949 г. производился ремонт церкви, а в 1972 г. — ее реставрация с восстановлением всего керамического убранства и подлинной раскраски фасадов.

При храме есть крестильня с баптистерием для крещения взрослых. Действуют детский хор и воскресная школа, организована православная общеобразовательная гимназия.

Святыни

Настоятели

Использованные материалы

  • Страница портала «Русское Православие»
  • Страница «Народного каталога православной архитектуры»

«Указ № У-02/42 от 5 февраля 2018 года // протоиерею Андрею Овчинникову», официальный сайт Московской городской епархии, 8 февраля 2018,

Желание приложиться к мощам православного и католического святого Николая Угодника выразили более двух третей россиян (72%). Такие данные на днях опубликовал ВЦИОМ. Но что делать, если по какой-то причине люди при всём своём желании не в состоянии выстоять огромную многочасовую очередь в храм Христа Спасителя? Мы нашли пять мест в Москве и Подмосковье, где это можно сделать, не тратя целый день.
Храм Всех Святых на Кулишках (Москва, Славянская площадь, д. 2)
В Всехсвятском храме каждый четверг можно прикоснуться к частицам мощей святителя Николая. Это делают после окончания Божественной Литургии с 11:00 и до окончания вечернего богослужения. В 17:30 перед мощами святителя Николая и у его святой иконы, расположенной в Никольском приделе, совершается молебное пение с акафистом и водосвятием. Частицы мощей почивают в малом, округлой формы, увенчанным высокой крышкой с крестом ковчеге.
Храм святителя Николая на Трёх Горах (Москва, Нововаганьковский пер., д. 9)
В храме хранится ковчег с мощами святителя Николая Чудотворца. Обычно его выносят из алтаря для поклонения на воскресных литургиях.
Храм святителя Николая в Котельниках (Москва, 1-й Котельнический переулок, 8, стр. 1.)
Частица мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, была подарена храму архиепископом Михаловско-Кошицким Георгием. Она хранится в особой подвеске из серебра перед иконой чудотворца. Поклониться мощам можно в любое время. Акафисты святителю Николаю читаются каждый четверг.
Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке (Москва, Брюсов переулок, 15/2)
В обители хранятся икона и складень с частицами мощей святителя Николая, которые передал в дар монастырю государственный объединенный музей-заповедник Коломенское-Люблино-Лефортово.
Николо-Угрешский монастырь (Московская область, г. Дзержинский, пл. Святителя Николая, 1)
В храме хранится образ Николы Можайского (конец XVI века), расположенный в левом приделе святителя Николая Чудотворца, в киоте слева от амвона. Он содержит частицу святых мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. Акафистное пение святителю совершается в храме обычно после вечерни по четвергам.
Фото ©Alexander Kachalov

Православный храм
Храм Николая Чудотворца в Хамовниках
55°43′55″ с. ш. 37°35′29″ в. д.HGЯO
Страна
  • Россия
Город Москва, ул. Льва Толстого, д. 2
Конфессия Православие
Епархия Московская
Архитектурный стиль Русское узорочье
Первое упоминание 1625 год
Дата основания 1682 и 1679
Строительство 1679—1682 годы
Статус Объект культурного наследия № 7710407000№ 7710407000
Состояние действует
Сайт nikola-khamovniki.ru
Храм Николая Чудотворца в Хамовниках на Викискладе

памятник архитектуры (федеральный)
Храм Никола́я Чудотво́рца в Хамо́вниках

(
Церковь Святителя Николая в Хамовниках
,
Николо-Хамовническая церковь
,
Никольская церковь
,
Святоникольская церковь
) — православный храм в центре Москвы, рядом со станцией метро «Парк Культуры» и Фрунзенской набережной.

Церковь построена в 1679—1682 гг. в слободе царских ткачей (хамовников). Памятник московской архитектуры XVII века.

При храме работают воскресная школа и православная гимназия.

История

Храм на фотографии Николая Найденова. 1883 год
Первое упоминание о деревянном храме относится к 1625 году, в 1657 году он был уже каменный, а в 1677 году церковь уже названа своим полным именем «Николая Чудотворца у митрополичьих конюшен».

Ныне существующая церковь заложена несколько в стороне от первоначальной 21 мая 1679 года при царе Фёдоре Алексеевиче, а освящение основного храма состоялось 25 июня 1682 года. Одностолпная трапезная с приделами и колокольня были пристроены позднее.

В 1812 году во время Отечественной войны частично были разрушены помещения храма; восстановлены к 1849 году. В 1845 году в храме появилась настенная роспись. В начале XIX века возведены ограда и ворота.

Храм был реставрирован в 1896, 1949 и 1972 годах. Всё время оставался действующим. С 1912 года до кончины в 1960 году в нём бессменно прослужил кандидат богословия протоиерей Павел Лепёхин (1880−1960).

В 1992 году на колокольню был поднят колокол весом в 108 пудов.

В 2008 году храм святителя Николая в Хамовниках праздновал 160-летний юбилей перенесения и прославления под его сводами чудотворного образа Божией Матери «Споручница грешных».

Оригинальное зодчество

У храма Николая Чудотворца в Хамовниках, построенного в стиле московского барокко XVII века, необычайно интересная архитектура. Церковный комплекс включает в себя пятиглавую церковь, трапезную, восьмиугольную шатровую колокольню. Дивилась Москва на силу и красу храма и несла сюда почитание и любовь.

Церковь

Кирпичный храм, отделанный белым камнем и красно-зелеными изразцами, сохранил черты древнерусской архитектуры – узорочья. Необычайным и запоминающимся храм делает яркая окраска: по белым стенам стелется пестрый ковер декоративных элементов. «Буйство красок» – художественный прием, с помощью которого церковь снаружи напоминает корабль.

Центральный фасад украшен колонками, утопленными в стену и пестро раскрашенными. Полукруглые завершения стен здания – закомары и поставленные над ними в ряд кокошники (полукруглые декоративные элементы на сводах) визуально устремляют здание ввысь. Барабаны, украшенные цветными поясами, торжественно и изящно смотрятся под прикрытием разноцветных кокошников. Боковые фасады – в нарядных порталах.

Изумительно смотрятся окна, обрамленные резными пестрыми наличниками в виде короны. Яркие цвета наборных элементов контрастируют с белыми стенами. Разноцветные наличники, изразцовые вставки и накладки, изящные пояса барабанов, фриз под кровлей трапезной – все выполнено из геометрически правильных фигур.

На центральной главе – большой, богато украшенный крест с набором символов: косая перекладина (подножие Страшного суда), сильно развитые трилистники (напоминание о Святой Троице), венчающая крест корона (знак того, что в храме побывала монаршая особа), полумесяц у основания символизирует чашу.

Колокольня

Праздничное великолепие храма подчеркивает колокольня, создающая с ним единую композицию. Зодчие старались усложнить звонницу. Шатровая двухъярусная колокольня с глухим первым ярусом. Второй ярус – восьмигранный, состоящий из арочных проемов. Трехъярусный шатер декорирован ширинками и изразцовыми вставками, в каждом ярусе – слуховые отверстия-окна.

Кирпичное узорчатое украшение 32-х окон с чуть вытянутым обрамлением усиливает стремление шатра ввысь. Сплошной орнамент из изразцов являет такую красоту, которая достойна сотканных умельцами-ткачами полотен.

Золотые маковки самой высокой колокольни в Москве, сверкающие на солнце, похожи на горящие свечи. Крыльца колокольни устроены в виде лепестков, расходящихся в разные стороны.

Роскошный интерьер

Вход в храм – через подколокольное помещение. Купол и стены богато расписаны, лепнина со сценами из земной жизни Иисуса Христа, ветхозаветными сюжетами и изображениями серафимов. В центре композиции – Пресвятая Троица с предстоящими ангелами над алтарем.

Росписи в храме – везде, где нет икон, карнизов и лепнины с затейливым орнаментом. Четырехъярусный позолоченный иконостас гармонирует с золотисто-голубыми тонами росписей стен. В центре иконостаса – образ святителя Николая Чудотворца, небесного Заступника, свершившего много чудес и особо чтимого народом.

В 1848 году в храме появилась чудотворная икона «Споручница грешных». Поручительница за грешников перед Господом 160 лет находится в храме. Верующие молятся перед святыней об исцелении, об избавлении от отчаяния и уныния, о даровании покаяния.

Список иконы, скопированный с образа, хранившегося в Николаевском Одрине монастыре Орловской губернии, привез в Хамовнический храм богатый купец. Вскоре народ начал замечать исходящий от иконы свет. По желанию дарителя образ не украшали ризами, чтобы не скрыть истечения благодати.

Почитание святого в России

Русский народ всегда имел и имеет любовь к архиепископу Мир Ликийскому. Так как он в свое время был человеком, отстаивающим правду и защищающим слабых, когда им угрожала опасность.
Купцы по роду своей деятельности часто сталкивались с одной стороны с обманом, а с другой – могли сами быть соблазненными неправильно что-то подать, продать.

И вот они, желая избежать и того, и другого, имея своим покровителем Николая Чудотворца, молились Ему, чтобы Господь уберег их от греховного поползновения (падения).

Познавательно! Сильная молитва на удачную продажу квартиры

Святитель был бессребреником. В мире давно процветает культ золотого тельца, поэтому примеры бескорыстия так важны сегодня для православных людей. Святой мог отдать последнее человеку, если тот нуждался. Был случай, когда один отчаявшийся отец трех дочерей был готов отдать их на панель, так как не на что было их кормить и одевать, тем более выдавать замуж. Когда святитель узнал об этом, то бросил мешочек с золотом в окно бедняку и быстро удалился неузнанным. Семья была спасена.

Обратите внимание! В России верующие люди называют святителя Скоропомощником, особо почитая иконы и церкви, ему посвященные.

Деятельность храма в наши дни

Вблизи храма – музей-усадьба Льва Николаевича Толстого в Хамовниках. Здесь главный дом, флигель, служебные помещения и сад. Здесь писатель жил каждую зиму с 1882 по 1901 годы и написал 100 произведений. Писатель регулярно приходил в храм и оставил память о нем в своем творчестве.

Храм святого Николая занимается мессионерской работой: здесь организуются паломнические поездки, создана молодежная группа из 29 человек, Она объединяет как давно воцерквленных людей, как и тех, кто только ищет путь к вере и Богу.

Встречи проходят еженедельно по субботам, члены группы участвуют в богослужениях. Молодежь ставит рождественские и пасхальные спектакли, изучает Священное писание. Проводятся совместные чаепития, обсуждаются проблемы церковной и общественной жизни, просмотры художественных фильмов.

Молодежный кружок рассказывает о своем опыте, важных событиях и ближайших планах в интернете. На сайте храма задают вопрос священнику и там же получают грамотный ответ. Молодежная группа участвует в социальном служении, проводимом приходом.

20 лет при храме действует воскресная школа, возраст воспитанников от 6 до 17 лет. В храме ведется благотворительная работа. При храме организован детский хор и православная общеобразовательная гимназия, а также работает крестильня для младенцев и баптистерия для крещения взрослых.

В 2011 году прошла реставрация: оштукатурен фасад, воссоздано крыльцо главного входа, отремонтирована крыша и проведены белокаменные работы по цоколю. 28 марта 2012 года отреставрированный храм посетил мэр Москвы Сергей Семенович Собянин.

В чем помогает Святитель Николай

Николай Чудотворец – особо чтимый на Руси святой. Случаев его помощи по молитвам верующих известно множество. Часть из них сохранилась в летописях, много чудес происходит в наши дни. К святителю прибегают за помощью в таких нуждах:

  • отправляясь в путешествие;
  • при поиске работы;
  • в нужде (но нельзя просить изобилия, денег);
  • в болезнях;
  • в сложных жизненных ситуациях;
  • в борьбе с грехами и страстями.

Богослужения в храме проводятся ежедневно
Не стоит причислять святому помощь только в определенных делах. Прося помощи у святых, мы веруем и надеемся на милость Господа, и ходатайство перед Ним Его святых за нас грешных.

Совет автора

Удивительный храм св. Николая Мирликийского в Хамовниках – это уникальный памятник истории и культуры, одна из жемчужин русского православия. Милостью Божией эта обитель сохранилась до наших дней, несмотря на сложные времена, войны и революцию. Сейчас его может посетить каждый желающий православный христианин, отправившись в Москве по адресу: ул. Льва Толстого, д. 2.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

  • Страница портала «Русское Православие»
  • Страница «Народного каталога православной архитектуры»

«Указ У-02/1 от 9 января 2020 года // епископу Подольскому Тихону», официальный сайт Московской городской епархии, 11 января 2018,

«Указ № У-02/42 от 5 февраля 2020 года // протоиерею Андрею Овчинникову», официальный сайт Московской городской епархии, 8 февраля 2020,

«Указ № У-02/124 от 26 июля 2020 года // протоиерею Андрею Овчинникову», официальный сайт Московской городской епархии, 30 июля 2020,

Архитектура и достопримечательности обители

На первый взгляд храм выглядит так, словно он сошел с иллюстраций русских сказок. Обитель представляет собой сочетание московского барокко и замысловатых украшений от ярославских мастеров. Стены возведены из кирпича и белого камня. Белая штукатурка красиво контрастирует с яркими зелеными акцентами на углах и сводах.

Попасть в основное помещение можно, пройдя под колокольней. Окна церкви низкие, поэтому нет ощущения пространства от высоты потолков. Стены украшены богатой, очень красивой росписью. Она видна везде, за исключением карнизов и местами под иконами.

Храм расписывали в XIX веке по единому канону.

Кроме росписи, особого внимания заслуживает лепнина. Она отличается оригинальными узорами. Также с помощью лепнины выполнены сюжеты из Евангелия и Ветхого Завета, изображения серафимов. Над алтарем помещен центральный элемент композиции – изображение Святой Троицы. Фигуры и используемые пейзажи очень реалистичны и просты. Иконостас храма четырехъярусный, украшен богатой позолотой.

Церковь представляет собой комплекс, в который входят:

  • пятиглавый храм;
  • трапезная;
  • шатровая колокольня;
  • восьмиугольная колокольня.

Внутреннее убранство Божьего храма

Святыни храма Святого Николая

В храме хранятся ценные святыни:

  • Чудотворная икона Божьей Матери «Споручница грешных». В 1847 году во время свирепствовавшей на Руси эпидемии холеры перед иконой молились об избавлении от заразы. На следующий день после интронизации перед иконой молился патриарх Алексий II.
  • Икона святителя Алексия, митрополита Московского.
  • Икона Божьей Матери «Смоленская».
  • Икона Божьей Матери «Владимирская»
  • Икона Божьей Матери «Утоли мои печали».
  • Икона Божьей Матери «Скоропослушница».
  • Икона Божьей Матери «Троеручница».
  • Икона мученика Иоанна Воина.
  • Мощевик с частицами мощей угодников Божиих.

Почему слобода называется Хамовничьей

История района Москвы, называемого Хамовничьей слободой, или Хамовниками, начинается с 17 века. На сегодняшний день Хамовники расположены в одном из центральных районов столицы, но в те далекие времена это была скорее окраина. В этой местности росли на больших площадях ценные с точки зрения скотоводства травы.

Церковь Николая в Хамовниках, 1883 год

В начале 17 века началось строительство женского монастыря, получившего название Новодевичий. Потом эта местность стала заселяться простым народом, в основном крестьянами и ремесленниками. В то время росли нужды царского двора в льняных материалах.

Было принято решение создать в столице слободу, специализированную на производстве тканей. Выбор пал на окрестности Новодевичьего монастыря. Сюда из некоторых окрестных деревень были переселены ремесленники-ткачи. В старорусском языке лён обозначался словом «хам», «хамьян». Поэтому слобода приобрела название Хамовничьей.

Ремесленники производили продукцию на нужды государства, посему они получали зарплату из бюджета и пользовались некоторыми привилегиями и льготами. Ткачи считали одним из своих святых покровителей Николая Чудотворца, молитвенно обращались к нему, прося помощи в труде и в быту.

О чем можно молиться Николаю Угоднику:

  • Молитва на удачу и везение
  • Молитва от тревоги за будущее
  • Молитва о семье

У святителя Николая было принято просить помощи в разных делах, в том числе в работе. Было принято решение собрать средства на постройку нового храма в честь этого святого.

Социальная служба храма

Социальная служба храма Святителя помогает людям оказавшихся в трудных обстоятельствах: людям, оказавшимся без крова, документов, у которых нет денег на оплату срочного лечения, на содержание детей и родственников. Храм присматривает за обществом инвалидов, которое называется «Хамовники». Для членов общества проводятся следующие мероприятия:

  • организуются частные и общие беседы;
  • проводятся поездки по святым местам.

Ещё служба занимается центром социального обслуживания «Хамовники», где оказывается психологическая и материальная помощь социально не защищённым слоям населения:

  • семьям с низким доходом;
  • матерям, оставшимся одним;
  • семьям, в которых много детей;
  • одиноким старикам.

В церкви Чудотворца на постоянной основе происходят беседы по разнообразным жизненным проблемам и вопросам, относящимся к православной религии:

  • подготовка к принятию церковных Таинств, в том числе Таинства Крещения;
  • требования к крёстным;
  • духовно-нравственная ответственность жениха и невесты, собирающихся принять Таинство Брака и др.

Любой человек может поговорить со служителем храма по самым разнообразным вопросам: воспитание детей и подростков, супружеские проблемы, взаимоотношения на работе, конфликты с друзьями и другое.

Расписание богослужений в Москве, указанные на сайте:

  • вторник – 13:00-14:00;
  • воскресенье – 12:00-14:00.

Также при необходимости, в храме или на сайте можно взять номер телефона служителя, отвечающего за миссионерскую деятельность. Расписание собеседований перед прохождением обряда Крещения:

  • суббота – 15:30-16:30;
  • воскресенье – 8:30-9:30.

Церковь святого Николая Чудотворца в Хамовниках считается одним из красивейших храмов в Москве. С момента возведения храм практически не подвергался перестройке и сохранился в первозданном виде.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *