Храм Николая в толмачах

Московский Никольский храм в Толмачах, 2006 г. Фотография Чупринина Михаила с сайта sobory.ru

Московский храм во имя святителя Николая Чудотворца «в Толмачах», домовой храм-музей при Государственной Третьяковской галерее.

  • Адрес: Россия, Москва, Малый Толмачевский переулок, дом.9 (вход через здание Третьяковской галереи, расположенное слева от здания храма)
  • Проезд:
    • от метро Третьяковская — из перехода налево, перейти через улицу Большая Ордынка и идти по Б.Толмачевскому переулку до пересечения с Малым Толмачевским переулком. Вход в храм осуществляется через здание Галереи рядом с зданием Храма.
    • от метро Полянка — из перехода налево, перейти через улицу Большая Полянка и идти до дома 13, за которым повернуть направо в проулок, далее по Б.Толмачевскому переулку до пересечения с Малым Толмачевским переулком. Вход в храм осуществляется через здание Галереи рядом с зданием Храма.
  • Телефон: (495) 957-07-81
  • Официальный сайт:
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Первое упоминание о деревянной еще «Церкви Великого Чудотворца Николы, да в пределе Иван Предтеч, что за Москвою рекою в Толмачах» содержится в Приходской книге Патриаршего приказа за 1625 год. «Толмачи» — слово татарского происхождения, так именовались устные переводчики, которых отличали от тех, кто умеет писать на иностранном языке. Толмачами или Татарской слободой называлась местность подле дороги в Орду, тогда — в отдалении от остальной Москвы, где селились переводчики — татары, владевшие русским языком, а затем и русские переводчики.

Каменный храм был возведен в 1697 году «гостем», прихожанином церкви Воскресения в Кадашах, Лонгином Добрыниным и главный престол храма был освящен в честь Сошествия Святаго Духа, а Никольский перенесен в трапезную. Однако, только с 1697 по 1770 годы церковь в деловых бумагах и книгах именовалась «Сошественскою», а затем стала опять прописываться «Николаевской».

В 1770 году в трапезной был сооружен Покровский придел на средства вдовы купца 1-й гильдии И.М. Демидова. В 1834 году, по прошению прихожан и «согласно с мыслию Митрополита Филарета», была перестроена трапезная по проекту архитектора Ф.М. Шестакова и возведена новая колокольня. В 1856 году был обновлен четверик и перестроен главный алтарь. Средства на обновление храма были пожертвованы, в числе других, Александрой Даниловной Третьяковой с сыновьями. Один из них, Павел Михайлович, основатель картинной галереи, был ревностным прихожанином храма.

В этом храме с 1867 по 1895 год служил диаконом старец Алексий (Соловьев) (до пострига в 1898 — о. Феодор).

В 1924 году в храме совершил богослужение святитель Тихон (Белавин), жребий на патриаршее служение которому вынул старец Алексий (Соловьев).

В 1929 году храм был закрыт.

Все пять глав церкви и три из четырех ярусов колокольни разрушены около 1930 г. Помещение храма было передано Третьяковской галерее.

Восстановление храма началось в 1990 году.

В 1993 году были возобновлены богослужения.

8 сентября 1996 года главный престол храма освящен Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II. Богослужение совершалось перед Владимир­ской иконой Пресвятой Богородицы, перенесенной в храм.

В 1997 году, к 300-летнему юбилею храма, завершилось его восстановление. Была заново возведена стройная колокольня и восстановлено пятиглавие четверика. Воссозданы три иконостаса, пристенные киоты, полностью восстановлена живопись.

В богослужебное время храм открыт для всех верующих, а в остальные часы он становится одним из залов Третьяковской Галереи, в который приходят посетители музея, чтобы приобщиться к церковному искусству.

Значительная часть убранства храма – экспонаты из собрания музея Государственной Третьяковской галереи. Это иконы главного и боковых иконостасов, в том числе икона святителя Николая, икона Сошествия Святого Духа на апостолов, а также заалтарные кресты, литургическая утварь.

В храме-музее в специально оборудованном киоте хранится величайшая святыня – Владимирская икона Божией Матери.

При храме работает библиотека православной литературы, детская воскресная школа и просветительские курсы для взрослых «Основы Православия».

Настоятели

Литература

  • Музей-храм Святителя Николая в Толмачах // Сайт Государственной Третьяковской галереи

Использованные материалы

Облик Раушской набережной без Никольской церкви в наши дни невозможно представить: её высокая колокольня и широкий купол контрастируют с соседними многоэтажными зданиями и комплексом электростанции. Сейчас трудно поверить, что в ХХ веке этот храм едва не был стёрт с лица Москвы.

По одной из версий, Никольский храм на берегу Москвы-реки был основан ещё в XVI веке заяицкими казаками – то есть жившими за рекой Яик (сегодня она называется Урал). Согласно другой гипотезе, первый храм здесь появился в начале XVII века, в него заяицкие казаки подарили икону святого Николая. В середине XVII века он упоминается уже как каменный, причём его главный престол освящён в честь Спаса Преображения, а Никольским назван только придел. Тем не менее, в народе он продолжал называться в честь Николая Чудотворца, одного из самых популярных святых. В 1741 году церковь была разобрана, и на средства купца Емельяна Москвина началось новое строительство, окончившееся неудачей: в 1742 году недостроенное здание обрушилось. После этого работы несколько раз возобновлялись и приостанавливались, но всё же увенчались успехом: к 1759 году под руководством выдающегося московского архитектора Дмитрия Васильевича Ухтомского на средства купцов Турчаниновых церковь святителя Николая Чудотворца на Раушском переулке была достроен.

Общая композиция нового храма характерна для своего времени: здание выполнено в духе елизаветинского барокко, названного так по имени императрицы Елизаветы. Четверик Никольской церкви увенчан мощным восьмигранным куполом с восемью крупными люкарнами – это не только придаёт храму монументальный облик, но и способствует хорошей освещённости его внутреннего пространства. Интересно, что некоторые декоративные элементы так и не были завершены: в частности, капители у пилястр на фасаде остались гладкими и не получили задуманной резьбы. Общий вид храма прекрасно дополняет изящная ограда с кованой решёткой, представляющей собой рисунок распускающегося цветочного бутона. Кроме архитектурных достоинств, храм впечатляет своими размерами и вместительностью: помимо главного престола во имя Спаса Преображения были освящены трапезные, приделы святого Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского.

После прекращения богослужений в 1933 году Никольский храм перешёл в ведение соседней электростанции, которая, уничтожив его купол и верхние ярусы колокольни, предполагала здание вовсе снести, но затем превратила его в трансформаторно-механический цех. К началу 1990-х годов церковь была доведена до аварийного состояния, пространство центральной части разгорожено на этажи, на кирпичной кладке появились трещины. Лишь в 1996 году обезображенный храм оказался передан общине верующих. В начале XXI века Никольской церкви был возвращён исторический внешний облик. Но реставрация продолжается и сегодня, ведутся работы по воссозданию утраченных интерьеров. Помимо самого храма, сохранился двухэтажный дом причта XVIII века во 2-м Раушском переулке. Церковные лабазы XIX века, выходящие своими фасадами на Москву-реку, были заменены на рубеже XX – XXI веков новыми постройками, имитирующими старинную архитектуру.

Теги:

  • 17 век
  • 18 век
  • барокко
  • храм
  • Ухтомский

Дата публикации или обновления 04.11.2017

К оглавлению — храмы Москвы

  • Молитва Святителю Николаю, Мирликийскому чудотворцу
  • Молитва Святителю Николаю (для путешествующих)
  • Построен: 1697
    Адрес храма: 109017, Москва, М. Толмачевский пер., д. 9 (м. «Третьяковская»). Вход через здание Третьяковской галереи, расположенное слева от здания храма.
    Телефон храма: (495) 957-07-81 230-97-81
    Сайт храма: http://hramvtolmachah.ru
    Престолы: главный — Сошествия Святого Духа,
    приделы свт. Николая Чудотворца,
    Покрова Пресвятой Богородицы

    История: деревянный храм на этом месте известен с 1625 г.

    Каменный храм сооружен в 1690 — 1697 гг. на средства купцов Кондратия и Лонгина Добрыниных, перестроен в 1777 г.

    В 1833 — 1834 гг. по проекту арх. Ф. М. Шестакова в стиле ампир сооружены двухпридельная трапезная и чрезвычайно выразительная по силуэту четырехъярусная колокольня. Работы финансировались прихожанами, среди которых особо выделялись известные купеческие фамилии: Медынцевых, Шестаковых, Чижовых, Булочкиных, Третьяковых.

    Существующая роспись трапезной выполнена в 1845 г. художником Малаховым, тогда же сделаны иконостасы и киоты трапезной. В конце XIX в. в этом храме служил диаконом Федор Соловьев, ставший впоследствии известным старцем Зосимовой пустыни Алексием.

    Церковь закрыли в 1929 г.

    До 1993 г. в храме находились запасники Третьяковской галереи.

    Богослужения возобновлены в 1993 г.

    Здание реставрировалось в 1989 — 1997 гг. за счет Третьяковской галереи и прихожан.

    При храме действует воскресная школа, проводятся катехизические беседы. Здесь организован превосходный хор, который поет не только на богослужении, но и выступает с концертами.

    Община храма окормляет Пансионат № 1 для ветеранов труда и школу-пансионат в Плескове (Московская область, Подольский район).

    Храм открыт ежедневно (кроме понедельника) с 12 до 16 часов, вход через Третьяковскую галерею.

    Святыни: чтимая копия иконы «Святая Троица» прп. Андрея Рублева; чудотворная Владимирская икона Божией Матери; образ свт. Николая Чудотворца; в храме находятся около 150 икон древнего письма (XVI — XX вв.).
    Дни памяти: 6/19 декабря, 9/22 мая
    Богослужение: по субботам, воскресеньям и великим праздникам — Литургия в 9 час, в субботу — всенощная в 17 час, в среду — молебен перед иконой Божией Матери Владимирской в 10 час. в пятницу — утреня с акаф. Владимирской иконе Божией Матери в 17 час.
    При храме действует воскресная школа, проводятся катехизические беседы.
    Хор храма Святителя Николая в Толмачах является и хором Государственной Третьяковской галереи. В этом качестве он существует с 1994 года. Хор сопровождает богослужения в храме и перед святынями, хранимыми в Третьяковской галерее.

    Церковь Николая Чудотворца, что в Толмачах — апрель 2009 года.

    Адрес храма: Малый Толмачевский пер., 9
    Апрель 2009 года.
    Храм-музей Святителя Николая в Толмачах имеет статус домовой церкви при Третьяковской галерее.
    Значительная часть его убранства – экспонаты из собрания музея. Это иконы главного и боковых иконостасов, в том числе «Святитель Николай», «Сошествие Святого Духа на апостолов», а также заалтарные кресты, литургическая утварь.
    Иконостас музея-храма Святителя Николая в Толмачах.
    В храме-музее в специально оборудованном киоте хранится величайшая святыня и всемирно известное произведение искусства, гордость собрания Галереи – Владимирская икона Божией матери («Богоматерь Владимирская»). Ее пребывание в храме свт. Николая в Толмачах позволяет органично сочетать религиозную и художественную природу этого памятника.
    Богоматерь Владимирская. Первая треть XII века. Константинополь.
    Другие иконы Третьяковской галереи.
    В начало

    В настоящее время этот храм является хранителем главной святыни Русского народа и Российского государства – Чудотворного Образа Владимирского Пресвятой Богородицы.
    С 1851 г. участок храма Святителя Николая Угодника в Толмачах стал соседним с участком городской усадьбы П.М.Третьякова – московского купеческого головы и основателя легендарной Третьяковской Галереи, который выступил меценатом крупных работ в храме в 1856 – 1858 гг.
    Чудотворный Образ Владимирской Пресвятой Богородицы Матери Божьей Девы Марии был принесен из Владимира в Москву в 1395 г. во время похода на Северо-Восточную Русь среднеазиатского полководца Тимура (Тамерлана). Благодаря заступничеству Чудотворного Образа Северо — Восточная Русь была спасена от разгрома: дойдя до р. Оки, Тамерлан повернул назад, в Среднюю Азию. Чудотворный Образ Владимирской Пресвятой Богородицы Девы Марии был установлен в кафедральном митрополичьем (позднее – патриаршем) Успенском Соборе Московского Кремля, в котором находился до 1918 г. В 1918 г. Чудотворный Образ был передан в Исторический музей, в 1927 г. – в Третьяковскую галерею.
    В настоящее время Чудотворный образ установлен в храме Святителя Николая Угодника в Толмачах для всеобщего обозрения и поклонения в специальном закрытом киоте – футляре, внутри которого обеспечивается
    постоянная музейная система максимально благоприятных условийсохранения бесценной реликвии; контроль за сохранением Чудотворного Образа осуществляют сотрудники Третьяковской галереи.
    Сам храм Святителя Николая Угодника Мир-Ликийского и Барийского в Толмачах в Замоскворечье является выдающимся памятником истории и культуры Москвы.
    Храм в Малом Толмачевом пер. уже определением своего местонахождения напоминает об одном из интереснейших районов Москвы и особом этапе развития Замоскворечья, когда в южной части Москвы за р. Москвой размещали иноверцев, рядом с которыми разместились переводчики – толмачи. Замоскворечье стало районом крупного торга – об этом напоминает название ул. Пятницкой в честь снесенного храма Параскевы Пятницы (место павильона метро «Новокузнецкая»). Естественно появление в этом районе храма в честь Святителя Николая Угодника – покровителя путешественников.
    Храм Святителя Николы Угодника в Толмачах впервые упоминается в описях Москвы в 1625 г., но существовал, скорее всего, гораздо раньше. Это объясняется тем, что плотное заселение Замоскворечья в качестве полноценного района Москвы, начинается только после завершения Смуты начала XVII в., более ранняя информация об этом районе достаточно отрывочная.
    Современный комплекс храма Святителя Николая Угодника в Толмачах расположен почти строго по оси запад – восток перпендикулярно трассе Малого Толмачева пер. (с севера на юг от русла р. Москвы) и включает две основные исторические части: выходящую на красную линию трапезную храма с колокольней 1833 – 1834 гг. на месте частей храма конца XVII в. и расположенный за трапезной собственно храм 1690 – 1697 гг.
    Современное здание собственно храма Святителя Николая Угодника в Толмачах было построено в 1690 – 1697 гг. с посвящением храма Сошествию Св. Духа и устройством Никольского предела в трапезной на средства
    богатых кадашевских торговых гостей Кондратия и Лонгина Добрыниных и представляет собой яркий пример московского храмового строительства конца XVII в.
    Уже в конце XVII в. комплекс храма Сошествия Св. Духа (Святителя Николая Угодника) в Толмачах представлял собой пример организованной градостроительной композиции (типология «кораблем»), когда колокольня,
    трапезная – «теплый храм» и собственно основной объем «зимний храм». строились с соблюдением расположения частей по единой оси, при благоприятных обстоятельствах – либо перпендикулярно трассе, либо параллельно. Храм Сошествия Св. Духа (Святителя Николая) в Толмачах сильно пострадал во время Отечественной войны 1812 г., к концу 1820х гг. колокольня накренилась и пошла трещинами, что вызвало необходимость ее разборки и строительства новых частей комплекса.
    Сохранившееся от конца XVII в. основное здание «зимнего храма» представляет собой крупный вертикальный объем с двумя симметричными рядами проемов на южном и северном фасадах в 3 оси. С южной стороны в центре нижнего яруса расположен проход внутрь храма.
    Храм бесстолпный, внутри перекрыт высоким 4-лотковым сомкнутым сводом (из четырех треугольников), снаружи перекрыт четырехскатной кровлей с 5 декоративными барабанами без окон под луковичными главами.
    Примерно на уровне подъема сводов на фасадах храма карнизом выделен своеобразный аттик с декоративными раковинами над осями окон, подражающими раковинам на фасадах Архангельского собора Московского Кремля.
    Оформление проемов на фасадах храма Святителя Николая в Толмачах отличается определенной строгостью. Наличники включают достаточно строгие почти ордерные полуколонны, завершения наличников – тимпаны выполнены в виде разорванных фронтонов с «гирьками» в месте разрыва.
    В 1832 – 1833 гг. под руководством известного московского архитектора Ф.М.Шестакова к историческому зданию храма Сошествия Св.Духа (Святителя Николая Угодника) в Толмачах на месте аварийных частей были пристроены новые трапезная и колокольня, выступающие на красную линию Малого Толмачева пер.
    Ф.М.Шестаков, работавший с такими ведущими архитекторами Москвы первой трети XIX в., как О.И.Бове и В.П.Стасов, стал очень видным представителем московского послепожарного ампира, к прекрасным памятникам которого относятся части храма Святителя Николая в Толмачах.
    Новые части храма составляют очень эффектную композицию, центральную часть этой композиции занимает четырехярусная колокольня, нижний ярус которой занимает тамбур главного входа в храм.
    Вертикальный взлет колокольни эффектно подчеркивает фланкирующий колокольню ярко выраженный горизонтальный объем трапезной, вытянутый вдоль трассы Малого Толмачева пер., внутри которого устроены Покровский и Никольский пределы. Наружное оформление трапезной включает эффектные ампирные арочные тимпаны над прямоугольными окнами, которые отчасти напоминают оформление строившегося чуть раньше расположенного неподалеку на Большой Ордынке храма Чудотворного Образа Всех Скорбящих Радости архитектора О.И.Бове.
    Крупные работы в храме Святителя Николая в Толмачах были проведены в 1856 – 1858 гг. на средства П.М.Третьякова и братьев Медынцевых, когда храм в значительной степени приобрел исторический внутренний облик, сохранявшийся до его закрытия в 1929 г. Именно тогда было выполнено необычайно торжественное оформление пределов трапезной, был расписан внутри храм конца XVII в. (бригада иконописца Степанова), был заново выполнен по историческому образцу иконостас с установкой исторических икон храма.
    В 1929 г. храм Святителя Николая в Толмачах был закрыт и передан Государственной Третьяковской Галерее для размещения фондов.
    В 1993 г. зданию возвращен статус храма с проведением служб.
    В 1997 г. при самом активном участии Государственной Третьяковской галереи была проведена полная реставрация храма Святителя Николая с максимальным восстановлением исторического облика фасадов и интерьеров на 1929 г.
    Постоянно проводятся поддерживающие работы.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *