Храм николы в кленниках расписание

Московский Никольский храм в Кленниках, 2006 г. Фотография Чупринина Михаила с сайта sobory.ru

Московский храм во имя свт. Николая Чудотворца в Кленниках, в Блинниках, на Маросейке

На этом месте находилась церковь Симеона Дивногорца, выстроенная по обету Иоанна III в 1468 году за один день, в благодарность за то, что сильный пожар Москвы не перекинулся на Кремль. Эта церковь упоминается в 1625 году.

Нынешняя церковь выстроена в 1657 году вплотную к церкви Симеона Дивногорца, чем объясняют перелом стены северного придела. Церковь неоднократно перестраивалась.

В XVII веке церковь именовалась церковью Николая «в Блинниках» (Сытин упоминает, что тут действительно торговали блинами), но в XVIII веке «Блинники» каким-то образом трансформировались в «Кленники». Есть предположение, что это связано с явлением иконы св. Николая в подмосковной деревне Кленники. В метрике 1886-87 гг. отмечено: «По сохранившемуся устному преданию, на том месте, где теперь находится церковь, в старину была кленовая роща».

Церковь существенно перестроена после пожара 1701 года: верхнюю часть четверика разобрали, а нижнюю превратили в подклет, над которым возвели новый, двусветный объем с апсидой и притвором, приобретший черты «нарышкинского стиля».

После пожара 1748 года церковь была значительно обновлена, в 1749 году возведена колокольня. О других обновлениях церкви упоминают в 1853, 1868, 1894 годах. На втором этаже был устроен главный Казанский престол.

В 1920-х годах был восстановлен внешний декор, утраченный при реконструкциях XVIII-XIX веков. В конце 1920-х в храме был устроен придел Алексия, человека Божия.

В 1932 году храм был закрыт. Последняя Божественная Литургия совершалась на Благовещение. После нее единственный к тому времени остававшийся на свободе священник храма был арестован. 6 октября храм был окончательно закрыт и разорен.

Храм святителя Николая в Кленниках, 1970-е годы

С колокольни была снесена глава, а с четверика — глава вместе с восьмигранным барабаном, так что завершаться он стал просто четырехскатной крышей. Здание церкви использовалось после внутренней перепланировки как подсобное помещение соседних учреждений — в доме №3 располагался ЦК ВЛКСМ, который и разместил здесь свою бухгалтерию. Алтарная часть использовалась под кассы. В четверике на уровне высоких окон был выстроен верхний этаж. Все церковное убранство и росписи стен были с большим тщанием уничтожены, исключение стоставила лишь роспись недоступно высокого потолка четверика Казанского придела.. Часть здания храма была перестроена под жилье. Здание состояло на государственной охране.

После возвращения храма верующим 18 июля 1990 года разрушенные главы были восстановлены.

Настоятели

  • Порфирий Некрасов
  • прав. Алексий Мечёв (19 марта 1893 — 1920-е)
  • сщмч. Сергий Мечёв
  • Александр Куликов (1990 — 29 апреля 2009)

Использованные материалы

  • История храма на официальном сайте
  • Страница «Народного каталога православной архитектуры»
  • Страница храма на сайте «Храмы России»

Маленькая церковь на Маросейке словно зажата между двумя громоздкими зданиями, но при этом не теряется на их фоне, ярко выделяясь своим красным фасадом с белыми деталями. В начале ХХ века этот храм и его настоятеля знала вся Москва.

Впервые церковь на этом месте была построена в 1468 году: своим появлением она обязана великому князю московскому Ивану III, который возвел деревянный храм в честь Симеона Дивногорца – в благодарность за то, что пожар, произошедший в Москве в день памяти этого святого, не перекинулся на Кремль. Однако в дальнейшем следы церкви теряются, и в XVII веке она упоминается уже как Никольская, что в Блинниках. Последнее наименование в XVIII веке стало звучать иначе – «в Кленниках». Сейчас используются оба варианта, но более оправданным считается «в Блинниках», так как на соседней площади Ильинских ворот в древности торговали блинами. Упоминания же о клёнах в этом месте не найдено, но зато известна чудотворная икона святого Николая, явившаяся в подмосковной деревне Кленники – возможно, это повлияло и на народное прозвание столичной церкви.

Существующее здание состоит из разновременных частей. В основе его – каменный храм 1657 года, однако он несколько раз значительно перестраивался. Так, в 1690 году был освящен второй придел во имя Казанской иконы Божией Матери. После крупного пожара 1701 года церковь стала двухъярусной, с Казанским престолом вверху и Никольским внизу, приобрела одноглавое завершение. Тогда же ее фасад, выходящий на Маросейку, получил наличники, выдержанные в стилистике нарышкинского барокко, с гребнями и разорванными фронтонами. Еще один пожар произошел в 1748 году, после которого через год была перестроена трапезная и возведена новая трехъярусная колокольня – с рустованной аркой внизу (позднее заложена и превращена в окно) и ярусом звона наверху. В дальнейшем церковь еще несколько раз обновлялась, были утрачены наличники на четверике, но радикальных перестроек более не производилось.

Всеобщая известность к храму святого Николая Чудотворца на Маросейке пришла в 1910-х годах, когда здесь начал служить протоиерей Алексий Мечёв. За свою доброту, отзывчивость и сострадание чужому горю он получил прозвища «добрый пастырь» и «главный московский батюшка». После его смерти в 1923 году приход возглавил его сын, Сергий Мечёв – впоследствии он был арестован и погиб в лагерях.

В 1920-х годах церковь продолжала действовать, в 1927 году в результате реставрации были воссозданы наличники на четверике. Но в 1931 году богослужения прекратились, после чего здание использовалось сначала в качестве склада, а затем было переделано под кабинеты для ЦК ВЛКСМ. Внутреннее убранство при этом оказалось полностью уничтожено. Снаружи у церкви были разобраны главы на четверике и колокольне, однако большая часть отреставрированного декора осталась нетронутой. В 1990 году храм был передан новой православной общине, которая возобновила богослужения. Установлены новые иконостасы, заново сделаны росписи. В 2000 году Алексий и Сергий Мечёвы были канонизированы и в честь каждого из них в нижнем ярусе церкви появились приделы.

Расписная церковь, стоящая на пригорке, ярко выделяется среди окружающих зданий – даже поздняя застройка не заслонила её и не уменьшила её значение в формировании облика района.

В 1620-х годах на юго-запад от Москвы, ограниченной в то время по линии современного Садового кольца, была переселена Хамовная слобода – поселение ткачей, изготовлявших «хам», белое полотно высокого качества. Рядом располагалась слобода кремлёвского Чудова монастыря – Чудовка. В этой местности находилась и деревянная церковь во имя святого Николая Чудотворца, впервые упомянутая в 1625 году, но, как предполагают исследователи, основанная гораздо раньше. В 1657 году церковь названа уже каменной. Наконец, в 1679 году по указу царя Фёдора Алексеевича несколько в стороне от прежнего места началось возведение новой каменной церкви, завершившееся в 1682 году. А к 1694 году были достроены трапезная с приделами и колокольня – так храм святого Николая Чудотворца в Хамовниках приобрёл существующий внешний облик.

Церковь возведена по традиционной структуре: вытянутая по горизонтали, она начинается с запада колокольней, продолжается длинной трапезной, основным храмом, увенчанным пятиглавием, и заканчивается тремя алтарными выступами. В то же время в её фасадах есть и черты «нарышкинского барокко», но главная ценность внешнего убранства церкви – многочисленные изразцы, обильно использованные на фасадах: это и зелёные «муравленые» изразцы, вставленные по три штуки в каждый кокошник основного храма, и многоцветные «поливные» изразцы в ширинках шатровой колокольни. Прорезанная в шатре 32 окошками-слухами, она является одной из самых высоких шатровых колоколен Москвы. На северной стене церкви сохранились каменные надгробные таблицы XVIII века, напоминающие о былом приходском кладбище.

В трапезной в 1694 году был освящён придел в честь митрополита Алексия – выбор наименования был связан с Чудовской слободой, так как именно митрополит Алексий был основателем Чудова монастыря в Кремле. В 1757 году добавился придел святого Димитрия Ростовского, для пристройки которого трапезная была расширена с севера. Это связано с увеличением числа прихожан: в XVIII веке продолжался бурный рост Хамовной слободы, на её основе вместе с Государевым суконным двором основана Казённая полотняная фабрика, затем голландец Иван Тамес создал фабрику парусинных и лентовых материалов. Однако в начале XIX века текстильное производство из этой местности почти полностью было выведено (о нём сегодня напоминают только палаты Хамовного двора на улице Льва Толстого), а его место заняли Хамовнические казармы и другие здания военного ведомства.

Во время Отечественной войны 1812 года храм пострадал изнутри, но вскоре был восстановлен. В 1840-х годах появилась новая настенная роспись. В 1872 году вместо Димитриевского был устроен придел иконы Божией Матери «Споручница грешных».

В ХХ веке Никольская церковь не закрывалась и сохранила своё убранство почти нетронутым (за исключением утраченного в 1922 году при изъятии церковных ценностей). Даже расширение соседней улицы и создание Комсомольского проспекта не затронули её – лишь ограда в 1959 году была перевезена ближе к самому храму. Сохранились и старинные колокола, в том числе колокол 1685 года. Время сильно переменило Хамовную слободу, и только церковь святого Николая Чудотворца более 300 лет остаётся на своём месте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *