Храм памятник в брюсселе

Долгие века Бельгия не обладала государственностью и обрела ее только в результате революции 1830 года, отделившись от Голландии, с которой находилась в личной унии. В Брюсселе в 1816–1830 русская вел кн. Анна Павловна, супруга наследника голландского престола, имела в своей резиденции православную церковь св. Александра Невского, которую окормляли священники, приезжавшие из Гааги. После отделения Бельгии она была закрыта, и часть вещей из нее перенесена в Гаагу.

Вновь русскую церковь в Брюсселе «на собственный счет» устроил в наемном доме на ул. Бродероде, 41 российский посланник генерал-адъютант кн. Николай Алексеевич Орлов. Эта временная церковь была освящена 1 апреля 1862, в Вербное воскресенье, парижским прот. Иосифом Васильевым во имя свт. Николая Чудотворца и в течение десяти лет содержалась на личные средства князя. Служить приезжал русский священник из Амстердама, а с 1863 настоятелем стал переведенный из Парижа прот. Николай Данилович Белозеров. Поскольку князь хотел выстроить отдельный храм, то в 1870 был объявлен всероссийский сбор пожертвований, но Орлова в том же году назначили в Вену и дело остановилось.

В декабре 1875 церковь приписали к российской миссии, и со следующего года она разместилась на ул. Шевалье, 29, в доме, который для нее был приобретен в 1887 году. Вмещала эта домовая церковь 40–50 человек, т. е. почти всю русскую колонию, которая состояла из дипломатов, студентов и стажеров на бельгийских предприятиях. Еще столько же приходило других православных, так как других православных храмов в Брюсселе не было. В церкви стоял одноярусный золоченый иконостас, стены были расписаны «в византийском стиле». Алтарная часть размещалась в позднейшей (1896) пристройке, увенчанной куполом.

В 1905 настоятелем церкви был назначен прот. Александр Константинович Смирнопуло из русских греков, филолог, окончивший в 1882 Петербургский университет. Женатый на англичанке, он долго и с успехом служил при русской церкви в Константинополе, занимаясь миссионерством среди инославных и переводами богословской литературы с греческого и французского. Новый настоятель отмечал: «Кроме членов миссий, российской и румынской, приход состоит из 5–6 дворянских семей, из нескольких русских дам, коих мужья бельгийцы, и из учащейся в Брюсселе молодежи, а также из 20 иностранцев».

Когда в Первую мировую войну немцы заняли Брюссель, прот. Александр продолжал служить в церкви, которая действовала и после эвакуации российской миссии. С его смертью в начале 1922 настоятелем был назначен эмигрант — недавно рукоположенный о. Петр Извольский, бывший обер-прокурор Синода. В 1922 российская миссия закрылась, и церковный дом община взяла в аренду. В 1926 из-за раскола в РПЦЗ этот дом остался у сторонников митрополита Евлогия (Георгиевского), который подчинялся Вселенскому Патриарху. Перед Второй мировой войной приход окормлял архиепископ Александр (Немоловский), арестованный в 1940 немцами за выступление против Гитлера.

Община, сохранившая верность РПЦЗ, наняла отдельные помещение для своей Воскресенской церкви, которая после нескольких переездов до сих пор действует в трехэтажном особняке на ул. Драпье, 45, недалеко от королевского дворца. В 1936 этот приход был официально зарегистрирован. В нем стоит иконостас из замка Ремплин. Ныне здесь служит иером. Стефан (Веертс), православный голландец.

Идею выстроить храм-памятник «в память Царя-Мученика Николая II и всех богоборческой властью в смуте убиенных» предложил один из членов Воскресенской общины — Н. М. Котляревский, секретарь умершего в 1928 в Брюсселе генерала П. Н. Врангеля. Эту идею поддержал глава РПЦЗ митрополит Антоний (Храповицкий). В 1929 был создан комитет по сооружению храма под покровительством вел. кн. Ксении Александровны и в русском рассеянии начался сбор средств. Два года спустя при комитете образовалась художественно-техническая комиссия, в которую вошли: искусствовед П. П. Муратов, архитектор Н. П. Краснов, проф. Н. Л. Окунев, художник И. Я. Билибин. Во многих странах были организованы отделы комитета и назначены его представители. Особенно усердно потрудился в Югославии С. Н. Палеолог, собравший 100 тыс. динаров. Всего на строительство русские люди пожертвовали 1,2 млн бельгийских франков. В декабре 1932 Окунев в качестве образца для задуманного здания предложил взять придельный храм Преображенской церкви, выстроенный в начале XVI века в с. Острове под Москвой и хорошо воплотивший русскую национальную идею.

В начале 1934 был одобрен соответствующий проект опытного архитектора Н. И. Исцеленова, который ранее работал в Петербурге. Закладку однопрестольного храма совершили 2 февраля 1936 митрополит Анастасий, Первоиерарх РПЦЗ, и сербский митрополит Досифей, в присутствии чудотворной Курско-Коренной иконы Божией Матери. Династию Романовых представлял кн. Гавриил Константинович. Митрополит Досифей в своем слове напомнил: «Своими страданиями вы состраждете Государю, вы становитесь участниками жертвенных подвига и любви Царя-Мученика». Одновременно с возведением храма созидался и другой памятник — составлялся синодик с именами жертв богоборческой власти.

После перерыва, вызванного Второй мировой войной, строительные работы были продолжены под руководством А. Б. Богдасарова. Они завершились 1 октября 1950 освящением здания. В нем участвовали митрополит Анастасий, епископы Нафанаил и Леонтий вместе с многочисленным духовенством. На торжестве вновь присутствовал кн. Гавриил Константинович. Одновременно с храмом, вмещающим 400 человек, был возведен прилегающий к нему церковный дом, в 1973 расширенный пристройкой трапезной.

На освящении митрополит Анастасий сказал: «Кто мог предвидеть, что в этой чужой, хотя и гостеприимной для нас стране… вознесется этот величественный дом Божий, на престоле коего будет непрестанно возноситься бескровная жертва за наших русских страстотерпцев и, прежде всего, за Царя-Мученика, которого Господь испытал более других и обрел его достойным Себе». После освящения заботу о храме взял на себя кружок свв. Марфы и Марии, позднее преобразованный в сестричество.

Четверик белого компактного храма (его высота — 24 м) завершен выступающим карнизом, ярусами закомар и куполом, который покрыт медью, окрашенной в зеленый цвет. Стены расчленены лопатками, в пряслах пробиты узкие окна-бойницы, боковые фасады отмечены большим полуциркульным окном, главный фасад — окном-розеткой. К перспективному порталу ведут гранитные ступени. Комплекс окружен железной оградой и высокими березами.

Все стилизованные иконы в трехъярусном иконостасе, исполненном по эскизу Н. И. Исцеленова, написали иконописцы-эмигранты: кжн. Е. С. Львова, Исцеленов и другие. У правого клироса висит киот «Воскресение Христово» с изображением небесных покровителей Царской семьи, у левого — Всех русских святых, оба — работы покойного архим. Киприана (Пыжова) из Джорданвильского Свято-Троицкого монастыря в США. Над киотами размещены четыре мраморные доски: на двух начертаны имена убиенных членов Царской семьи, на других — молитва об «умученных и убиенных большевистской богоборческой властью». Плащаницу вышила член Комитета Н. П. Солдатенкова.

В алтаре укреплены также памятные доски с именами 122 умерщвленных этой властью архиереев. В стену вмурованы реликвии, обнаруженные в Ганиной Яме, на месте уничтожения тел Царственных мучеников, в том числе палец Николая II. Вел. кн. Ксения Александровна подарила храму икону Иоанна Крестителя, которая была в Ипатьевском доме (она висит над царскими вратами), библию Императрицы, погон и шинель Государя, стул, на котором он сидел в 1916 на фронте. Среди памятных досок многие сооружены воинскими объединениями и отдельными лицами. На полках вдоль стен размещены иконы, пожертвованные русскими людьми в память об умученных; на хорах находятся знамена Императорской и Белой армии. Церковь воистину — памятник русской скорби… В алтарной конхе Исцеленов написал образ Божией Матери «Нерушимая Стена», снаружи над входом, в тимпане, барон Н. Б. Мейендорф исполнил в 1968 мозаику, которая изображает Феодоровскую Божию Матерь, покровительницу династии Романовых. Росписей в храме нет — стены остались белыми. Интерьер освещает большое паникадило-хорос, сделанное по рисунку Исцеленова.

В 1971 на шатровой звоннице, находящейся на церковном доме, были повешены семь колоколов, отлитые в Лувене и настроенные Н. В. Соколовым, старым звонарем с Волги. Самый большой колокол весом в одну тонну назван «Царевичем», другой — «Пересветом».

Первым настоятелем ставропигиального храма-памятника был назначен архиепископ Иоанн (Максимович), позднее канонизированный РПЦЗ — он служил до 1964 года. В 2001–2004 настоятелем являлся архиепископ Женевский и Западноевропейский Амвросий (Кантакузен). Его временно заменил епископ Штутгартский Агапит. В 1964–1987 постоянные богослужения вел прот. Димитрий Хвостов, которого сменил его племянник — о. Николай Семенов. С 2002 он из-за раскола служит в своей квартире, а службы в храме-памятнике ведет о. Евгений Сапронов.

В августе 1977 загорелся прохудившийся купол храма, на его восстановление ушло несколько месяцев. Ремонтом занимался Исцеленов, и к Пасхе следующего года над куполом вновь воссиял золоченый крест. 15 августа 1981 храм-памятник был ограблен: воры унесли дарохранительницу, напрестольное Евангелие и 45 икон, но затем часть украденного была возвращена из антикварного магазина.

В церкви поет хороший хор, при ней издается бюллетень «Голос нашей церкви», действует приходская школа для детей и сестричество. Русская колония в Брюсселе довольно многочисленна и в последние годы быстро и постоянно растет за счет приезжих из бывшего СССР.

Кроме вышеупомянутых двух православных храмов в наши дни в Брюсселе действует на ул. Демо, 47 также небольшая церковь свв. Пантелеимона и Николая Чудотворца, находящаяся в юрисдикции архипиескопии русских приходов Вселенской Патриархии. Московская Патриархия при своем Троицком подворье на ул. Шевалье имеет Никольскую церковь и хлопочет о постройке собора, так как при Совете Европы есть ее представитель в архиерейском сане.

После прославления РПЦЗ в 1981 Царственных мучеников храм-памятник, находящийся в районе Уккле на юге города, из монумента жертвам революции стал лампадой Русского Зарубежья этим святым. Каждый русский, приезжая в Брюссель, стремится побывать и помолиться в этой замечательной церкви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *