Храм Покрова боровск

Адрес: 249018 Калужская область, Боровский район, г.Ермолино, ул.Русиново, стр.83

Настоятель храма: протоиерей Александр Падылин 8 (905) 642-55-09

Староста храма: Людмила Захарова 8 (910) 708-79-16
Помощник старосты: Галина Полежаева 8 (910) 912-19-87

Престольные праздники:

  • Николая Чудотворца — Май 22 (перенесение мощей), Декабрь 19

Церковь святителя Николая Чудотворца в селе Русиново — характерный памятник зрелого классицизма начала XIX века, замыкающий единую архитектурно-пространственную композицию живописной долины реки Протвы: Боровск — Роща — Пафнутьев-Боровский монастырь — Рябушки — Русиново.

Каменный «корабельный» 3-х престольный храм был построен в Русиново в 30-х годах ХIХ века на месте древней деревянной церкви. Не лишне сказать, однако, что первые упоминания о стоящей на этом месте церкви святителя Николая относятся еще к началу ХVII-го века.

В 30-х годах ХХ века разделив судьбу многих других, храм был закрыт. В 1941-м в купол колокольни храма попал снаряд, разрушивший и часть стены. Обветшание и разрушение храма продолжалось и после войны.

В марте 1998 года то, что оставалось от храма, было передано Калужской Епархии. Но лишь в 2005 году началось мало-помалу его восстановление. В 2010-2011 годах, когда шефство над восстановлением храма взяла на себя московская компания «Евразия», он начал быстро оживать. Сегодня, хотя леса еще не убраны, и нет завершений на куполе и колокольне, храм полноценно функционирует — в нем совершаются богослужения и таинства. Однако сделать еще предстоит немало. В планах строителей возрождение не только самого храма, но и развития села Русиново (ныне – улица Русиново села Ермолино) как культурно-исторического и туристического центра, в котором сохраняются и приумножаются духовные, культурные и исторические ценности Калужского края.

Храм святых князей-
страстотерпцев Бориса и Глеба
Боровск является одним из районных центров Калужской области в пределах Калужской епархии. Впервые город упоминается в летописи под 1358 годом в духовной грамоте московского князя Ивана Красного среди городов, принадлежащих ему.
До 1917 года Боровск называли городом церквей. Тогда в нем было 11 православных храмов. Некоторые боровские церкви были уничтожены советской властью, несмотря на это, город в целом сохранил свой исторический облик.

О храме
Издревле глубоко верующий народ считал строительство храмов в городе исключительно важным делом, ибо воздвигал истинный и самый лучший дом Божий, «преукрашенный и преудивленный». Соблюдая установленные каноны, русские строители в то же время никогда не повторялись и вкладывали в сооружение церквей весь свой яркий талант.
Храм свв. кн. Бориса и Глеба — один из наиболее ранних памятников каменной архитектуры Боровска. Он стоит на въезде в город и ежедневно встречает жителей и гостей.
История храма уходит в глубь веков. Церковь свв. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба по происхождению древняя. В 1610 г. она пострадала от нашествия поляков и литовцев. В материалах Дозора 1613 г. отмечено: «…под посадом же Пафнутьева монастыря слободка Мякишевская на реке Протве, а в ней был храм Борис и Глеб сгорел». Мякишевская слобода располагалась вокруг церкви. В 1685 году церковь сгорела «со всяким церковным строением, только на том погосте осталась одна колокольня рублена на восемь углов».
В 1704 г. на средства прихожан был воздвигнут поныне существующий каменный храм. В трапезной с юга был пристроен особый одноглавый объем св. Пафнутия Боровского придела с богатым декором. В основе композиции храма — традиционный двусветный бесстолпный четверик, украшенный по углам колонками-дудочками и перспективными порталами. Он перекрыт сомкнутым сводом и увенчан пятиглавием. В конце 18 века четверик был надстроен: высоту первоначального объёма легко можно определить по кокошникам и многорядным карнизам, опоясывающим здание.
Жители Боровска сохранили предание о том, что храм Бориса и Глеба пострадал в 1812 г. Французы устроили в нём конюшню. Вскоре обнаружилась пропажа одного хорошего коня, обвинили в краже местных жителей и взяли заложниками 12 старейших крестьян из близлежащих деревень. Их закрыли в Борисоглебском храме и пригрозили зарубить, если похититель коня не признается. Вину взял на себя старик по имени Тит из с. Федотово. Захватчики утопили его в пруду, который в народе стали называть Титовым.
В Боровске, где было велико число старообрядцев, приход древней церкви свв. Бориса и Глеба был малочисленным и бедным. В 1867 году официально в приходе числилось 242 двора, 763 мужчины, 815 женщин, из них в 98 дворах жили старообрядцы.
В ночь под 21 июня 1889 году в храме начался пожар. Огнём были повреждены купола, главы, кресты и почти вся крыша здания. С помощью пожертвований и средств благотворителей к 1 мая 1891 году храм был восстановлен.
В конце XIX – начале XX вв. храм Бориса и Глеба из-за малочисленности прихода неоднократно менял свой статус, становясь приписанным к Троицкой церкви и снова обретая самостоятельность. В 1916 году в приходе было всего 16 домов и 86 жителей обоего пола (36 мужчин и 50 женщин). Старообрядцев числилось 185 человек (89 мужчин и 96 женщин). Доход церкви составляли деньги за аренду пахотной земли и проценты с неподвижного капитала, положенного в кредитные учреждения.
После Октябрьской революции, в 1929 году, церковь Бориса и Глеба была закрыта. Помещения храма использовались под зернохранилище. В период оккупации Боровска немецко-фашистскими войсками немцы устроили в храме склад боеприпасов. После освобождения города советскими войсками в храме вновь было устроено зернохранилище.
Существует еще одна официально не подтвержденная история этого храма, которая изложена на станицах книги «Прощание славянки» (автор Наталия Сухинина). В главе «Встречи» автор беседует с одним из бывших настоятелей Борисоглебского храма. Священнослужитель рассказывает об истории возникновения деревянного креста, который стоит у подножия храма. Во время благоустройства территории батюшка обнаружил многочисленные косточки небольших размеров: » … во время войны сюда, в нашу церковь, сгоняли сотни детей-узников. Их гнали в фашистский тыл, и здесь они вроде как на пересортировке были. Умирали! Мороз был лютый, к сорока. Детки замерзали…их за ноги и за церковь… Вот мы на приходе и решили собрать их все, наконец, и захоронить. Сколько камушков под крестом, столько и косточек в земле…».
В 1960 году храм принят на охрану государством как памятник архитектуры федерального значения, после чего были проведены реставрационные работы, купол перекрыли медью, интерьеры были побелены. Но через несколько лет в помещениях церкви все же располагались склады райпотребсоюза.
В начале 1980-х годов храм находился в аварийном состоянии. Несмотря на статус памятника федерального значения, храм Бориса и Глеба планировали демонтировать. Основной причиной называлось его неудобное расположение, создающее помехи движению транспорта.
За годы своего существования, храм не раз подвергался переделкам. В сентябре 1983 года в газете «Правда» была опубликована статья о церкви с целью привлечения внимания общественности к судьбе памятника. После выхода публикации областное управление культуры выделило 15 000 рублей на реставрацию. В 1985–1993 гг. Боровским реставрационным участком под руководством А. Л. Денисовой проводились реставрационные работы. В 1992 году храм во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба был передан Калужской епархии, а в 2007 года — в собственность Калужской епархии Русской Православной Церкви. В 1993 году в нем было возобновлено богослужение.
Глядя на розовое здание, именно в этот цвет сейчас покрашен храм, нельзя сказать, что за эти годы на судьбу стен старинного храма пришлось немало испытаний. Сейчас храм украшают золотистого цвета купола луковичной формы. Во время богослужений по всей округе слышны переливы и разнообразные ритмические рисунки колокольного звона, который также является украшением храма.
В храме имеются святыни: частица мощей Иоанна Предтечи, металлический с литьем кенотаф для хранения мощей святых страстотерпцев князей братьев Бориса и Глеба, мощи и икона прп. Сергия Радонежского, мощи особо почитаемой всеми св. прав. Матронушки, мощи Нила Столбенского, мощи св. Симеона Верхотурского, ковчег с мощами десяти московских святых, икона Калужской Божией Матери, икона Иверской Божией Матери, камень из пещеры Вифлеемских младенцев, ковчег со святынями, мощи и икона вмч. Димитрия Солунского, мощи и икона прп. Кирилла и Марии, родителей прп. Сергия Радонежского, мощи и икона Серафима Соровского, мощи и икона новомуч. Сергия Правдолюбова.
Некоторое время назад рядом с храмом была построена купель, любой желающий может ощутить мощь чистой целебной прохладной воды. Она наполняет силой каждого и защищает в пути.
Престольные праздники храм отмечает 14 мая — память преп. Пафнутия Боровского, 15 мая — память убиенного вмч. Глеба, 6 августа — память вмч. Бориса и Глеба.

О настоятеле
Сегодня настоятелем Борисоглебского храма является иерей Андрей Иевлев. 28 августа 2015 года на праздник Успения Пресвятой Богородицы митрополитом Калужским и Боровским Климентом был рукоположен во диаконы, а 29 ноября рукоположен в иереи.
До принятия сана батюшка трудился в издательстве Сретенского монастыря, в выходные от работы дни посещал богослужения в храме в честь Архангела Михаила (с. Красное). В 2009 году исполнял пономарское послушание в данном храме вместе со своим старшим сыном. В 2011 году по рекомендации настоятеля храма отца Игоря Павлова поступил в калужскую духовную семинарию на заочное обучение.
Редакция газеты «Балабаново» благодарит за предоставленные материалы научного сотрудника боровского краеведческого музея Нелли Лошкареву.
Елена Голуб

Очень неожиданно в Боровске было встретить деревянный храм — в наших краях все храмы каменные, за исключение нескольких срубов-часовен.

Врата как в сказке

Храм находится на историческом месте. Изначально туту был монастырь, разоренный поляками. В 1621 году построили деревянный храм. За почти четыре столетия храм не раз перестраивался — дерево столько не живет. Последний раз храм ремонтировали в 2009 году — к этому времени старый ветхий храм больше напоминал деревенский сарай.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Боровске

Очень часто современные реставраторы восстанавливают храмы весьма приблизительно (как в случае с Никитским храмом у Гостиных рядов в Калуге), либо восстановленная постройка теряют свой старинный дух.

К счастью, с боровским храмом такое не случилось.

Я не часто хожу в храмы, предпочитаю созерцать их снаружи, но прямо потянуло внутрь

Елочка

Современные технологии в храме незаметно. Вот электросвеча, где-то пожарные датчики прячутся, стены пропитаны огнестойким составом — хотя и без него храм от огня Б-г защищал — французы не смогли его поджечь.

Свечи

Много свечей

А вокруг деревянные стены… Как сотни лет назад. Настоящая древняя Русь.

Необычайно уютно в храме… Пока стояли-смотрели, дядечка, что присматривал за храмом, попросил нас остаться на хозяйстве, пока сбегает в лавку. Вот 20 минут были там за главных.

Боровск большой, в нем есть несколько исторических районов — храм находится в Высоком — с него открывается прекрасный вид на город. Храм на другом берегу.

Вид на центр Боровска

Еще один храм на другом берегу восстаналивают. А внизу в центре снимка серый двухэтажный домик за красным одноэтажным — музей Циолковского. В Калугу ученый переехал из Боровска, а родился в Рязани. Большинство калужан об этом не знают и считают Циолковского чисто калужским ученым.

Вокруг храма кладбище

Кладбище обычное — железные заборы и кресты советских времен

Хотя и старинные надгробия есть

До Пафнутьева монастыря недалеко пешком, но придется делать крюк через город

Днем с огнем

Высокое — живописная окраина Боровска. Здесь находится уникальный деревянный храм Покрова Пресвятой Богородицы, построенный ещё в XVII веке. Место это тесно связано с жизнью великого русского молитвенника и чудотворца, преподобного Пафнутия Боровского (ок.1395 — 1477).

На Высоком

В середине XIV века на высоком живописном берегу реки Протвы был основан Высоко-Покровский Боровский монастырь, в который в 1414 г. и удалился отрок Парфений. Внук баскака, принявшего христианство, и сын благочестивых родителей Иоанна и Фотинии, он принял здесь постриг с именем Пафнутия и был вручен на послушание старцу Никите – ученику преподобного Сергия Радонежского.
В Высоковском монастыре преподобный Пафнутий подвизался 33 года, был игуменом. Тяжело заболев, принял великую схиму, а получив исцеление, около 1444 года покинул Высокое и основал новую обитель на реке Истерьме.
Покровский монастырь в 1610 году был разорён литовскими людьми и поляками, сожжены белокаменный храм Покрова Пресвятой Богородицы и деревянный — во имя Входа Господня в Иерусалим.

Велено возродить

Жалованными грамотами царя Михаила Федоровича Пафнутьеву монастырю было велено возродить Высоковскую обитель. Согласно Дозорной книге, к 1621 г. была возведена деревянная церковь Покрова Пречистой Богородицы, построенная мастерами-древоделами без единого гвоздя. В 1868 году возле алтаря, где, по местному преданию, покоятся родители прп. Пафнутия, была построена часовня.
В годы советской власти Покровский храм был закрыт и лишь в 1999 г. вновь стал подворьем Свято-Пафнутьева Боровского монастыря. В 2008-2009 гг. была проведена реставрация единственного сохранившегося в Калужской области деревянного храма XVII века, восстановлены утраченные галереи-гульбища и подклет.

Центр «Покров»

С 2017 года на подворье Свято-Пафнутьева Боровского монастыря действует духовно-просветительский центр «Покров», разместившийся в нарядном кирпичном здании, стилизованном под строения XVII века, – с арочными входами, толстыми стенами и декоративными башенками на крыше. 11 февраля 2018 года его освятил митрополит Калужский и Боровский Климент. На занятия сюда родители привозят детей не только из Боровска и окрестных городов, но даже из Калуги и Москвы.
Пение, рисование, игра на музыкальных инструментах — для ребят дополнительные занятия. В основную программу входит изучение основ православной культуры, Закона Божия и Священной библейской истории. Учатся здесь и церковно-славянскому языку. С сентября 2018 года в центре «Покров» начались занятия в первом классе православного лицея.

Подсобное хозяйство

Согласно сохранившемуся жизнеописанию, преп. Пафнутий был еще и прекрасным организатором – при нём братия трудилась на монастырских угодиях, обеспечивая пропитание не только себе, но и паломникам: в день количество посетивших монастырь могло достигать 1000 человек.
Следовать традициям, заложенным преп. Пафнутием, в монастыре стараются и сейчас.
— Подсобное хозяйство очень помогает нам в обеспечении питанием учащихся воскресной школы. А общение с животными под присмотром взрослых дарит детям умиротворенность и любовь, благотворно сказывается на физическом и психологическом здоровье детей, — поясняет настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы иеромонах ИОСИФ (Королёв).
Фермерское хозяйство, созданное на подворье, постоянно развивается. Помимо кур, индеек и гусей здесь содержат коз особой породы, которые дают гораздо больше молока, чем обычные.

Святой источник

Гости монастырского подворья непременно посещают святой источник у реки, который восстановлен на месте, где бил целебный ключ при жизни святого Пафнутия. И встречает их бронзовый памятник основателю Свято-Пафнутьева монастыря, автором которого является скульптор Алексей Леонов.
В 2016 году такой подарок боровчанам сделал Международный фонд «Диалог культур – единый мир». На площадке, с которой открывается панорама древнего Боровска с куполами многочисленных храмов, установлен Поклонный крест. Святой источник оборудован местом для забора воды, устроены купели для мужчин и женщин.
Для паломников работает просторная светлая чайная, где всегда накормят вкусным обедом из натуральных продуктов, выращенных на подворье.

Вам будут рады

Преподобный Пафнутий Боровский — скорый помощник всех молящихся ему, приходящих в его монастырь и поклоняющихся его святым мощам. При жизни он часто говорил о милостыне и показывал братии пример проявления добродушия к ближним и строгости к себе. В Высоком, где начинался иноческий путь святого — покровителя Боровской земли, всегда рады гостям.
Приезжайте!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *