Храм Покрова Саратов

Саратовский Покровский храм. Фотография ок. нач. 2010-х гг.

Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в городе Саратове Саратовской епархии

Именуется также Ново-Покровским или «Покровским на горах».

Деревянный храм

В 1859 году на площади при пересечении улиц Александровской (современной М. Горького) и Большой Горной тщанием саратовского купца Воронова был возведен деревянный трехпрестольный храм. Главный его престол был освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы; придельные – во имя святых апостола и евангелиста Иоанна Богослова и пророка Божия Илии и во имя святых пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, мц. Наталии и прмц. Феодосии. Однако эта деревянная церковь была холодной и не вмещала всех прихожан.

Каменный Покровский храм в г. Саратове. Фотография кон. XIX — нач. XX вв.

Каменный храм

В середине 1870-х годов главным саратовским архитектором А. М. Салько было спроектировано новое здание, каменное, с пятью куполами. Проект был утверждён в 1876 году, средства на строительство собирались в основном за счёт местных купцов и мещан, которые также даровали строительные материалы и иконы. Строительство было завершено в 1882 году, после чего внутренняя отделка продолжалась ещё два года.

Освящение храма состоялось 20 января 1885 года. В отличие от первой Покровской церкви приделы нового храма были в честь Казанской иконы Божией Матери (правый) и во имя Пресвятой Живоначальной Троицы (левый).

Воскресная школа открылась в 1893 году. При храме имелась также церковно-приходская школа, которая помещалась на втором этаже большого каменного дома, стоящего рядом с храмом (в настоящее время – средняя школа №30). Здесь же позднее находились и женские Покровские рукодельные классы. Нижний этаж здания занимала городская богадельня. Кроме этого, церковь имела еще 3 здания, где жили церковнослужители, в 15 верстах от Саратова ферму и хутор в 12 домов со 108-ю жителями.

В 1895 году была построена 5-ярусная колокольня, в которой 28 мая 1902 года был оборудован придел в честь Иверской иконы Божией Матери.

Полуразрушенный Саратовский Покровский храм. Фотография 1960-х гг.

В годы советской власти

С приходом новой власти к 1918 году была национализирована вся собственность храма, в том числе дома для духовенства и ферма.

В 1920-е годы храм оставался в ведении Православной Церкви и не перешёл к обновленцам.

19 декабря 1929 года храм был закрыт, его здание передано под общежитие Планового (экономического) института. В колокольне разместился детский сад.

В 1931 году купола церкви были разобраны, а колокольня взорвана. Была предпринята попытка взрыва и самого храма, окончившаяся неудачей. Внутри здания был проведён ремонт, в результате которого была утрачена настенная роспись. С 1970-х годов в бывшем храме находились мастерские саратовских художников.

Возрождение храма

В январе 1992 года полуразрушенное, захламлённое здание было передано Саратовской епархии.

1 февраля 1992 года силами прихожан началось возрождение возвращённой святыни. Трудами протоиерея Василия Стрелкова и силами прихожан над храмом вновь поднялись купола и ему возвращен прежний вид.

Первая литургия состоялась в Лазареву субботу 18 апреля 1992 года в расчищенном и частично отремонтированном левом приделе. Для придела, в котором был установлен временный иконостас, архиепископ Пимен (Хмелевский) подписал антиминс в честь Казанской иконы Божией Матери.

Храм Покрова Богородицы в Саратове. Фото с сайта tochka-na-karte.ru

В барабане северо-западного купола была размещена временная звонница.

С сентября 1997 года велись работы по восстановлению центрального престола и полов.

В марте 1999 года в правом и левом приделах были установлены иконостасы.

В день престольного праздника, 14 октября 2000 года, настоятелем храма протоиереем Василием Антиповым был совершен Чин положения Святого Антиминса над главным престолом храма.

10 ноября 2001 года им же был совершен Чин положения Святого Антиминса над престолом левого придела (б. Троицкий), освященного во имя святого праведного Иоанна пресвитера, Кронштадтского чудотворца.

18 декабря 2004 года епископ Саратовский Лонгин (Корчагин) подписал антиминс для восстановленного правого придела храма (б. Казанский), освященного в честь Иверской иконы Божией Матери. Чин положения Святого Антиминса над престолом придела 4 января 2005 года совершил протоиерей Василий Антипов.

Колокольня была восстановлена на историческом месте к 2004 году по проекту архитекторов А. В. Шитова и Д. В. Голубинова. 28 ноября 2004 года на 44-метровую колокольню был установлен купол и закреплен заранее приготовленный шпиль. Общая высота колокольни со шпилем составляет 66 метров. С мая 2010 года в колокольне начал работу церковный магазин «Покровская книга».

В 2007 году была начата новая реконструкция храма, в которую вошла замена всех пяти куполов, полная роспись интерьера и отделка фасада в новых бордовых тонах.

Статистика

Святыни

  • икона свв. Ксении Петербургской, Матроны Московской, прпп. Сергия Радонежского, Серафима Саровского. Икона имеет два мощевика с частицами мощей блж. Матроны Московской и прп. Сергия Радонежского. Передана храму 10 апреля 2010 года преосвященным Лонгином (Корчагиным)
  • ковчег с мощами святых: апостола Андрея Первозванного, свт. Николая Чудотворца, свт. Тихона, патриарха Московского, свт. Филарета, митрополита Московского, свт. Иннокентия, митрополита Московского, свт. Димитрия, митрополита Ростовского, свт. Митрофана, епископа Воронежского, свт. Модеста, патриарха Иерусалимского, свт. Ригина, епископа Скопельского, сщмч. Иоанна, архиепископа Рижского, св. блгв. князя Александра Невского, вмч. Пантелеимона, вмч. Трифона, вмч. Екатерины, мч. Арефы, мч. Александра Римского, прп. Максима Грека, прп. Варнавы Гефсиманского

Настоятели

  • Василий Успенский (февраль 1860 — 1893)
  • Петр Палимпсестов (1893 — ?)
  • Лонгин (Корчагин)

Ключари

  • Евфимий (Митрюков)
  • Викентий (Брылеев) (апрель 2007 — упом. 2009)

Литература

Использованные материалы

  • «Храм в честь Покрова Божией Матери, ранее также Ново-Покровский», статья Большой Саратовской Энциклопедии
  • Страницы официального сайта храм
    • — «Краткая история храма»
    • — контакты и святыни храма
    • — «Литература»

По данным Большой Саратовской Энциклопедии упразднен:

Давыдов В.И. Историческая справка по зданию храма Покрова Пресвятой Богородицы // Архив Саратовского Епархиального Управления:

Церковные школы в Саратовской епархии существовали с самого начала 60-х годов XIX в. Еще в 1860 году при церквах Саратовской епархии числилось 120 начальных училищ, или школ, с 1800-ми учащимися мальчиками и 640-ми девочками. Количество школ с каждым годом увеличивалось и, например, через четыре года в 1864 г. в епархии существовало уже 526 начальных училищ, где обучались 8671 мальчик и 1156 девочек и им преподавали 519 учителей и 17 учительниц. Преподавателями были в основном священники, диаконы и члены их семей. Причем из всех преподавателей тогда только 17 учителей и 2 учительницы получали небольшое вознаграждение от министерства государственных имуществ и уделов, остальные преподавали бесплатно, довольствуясь доброхотными приношениями разных жизненных продуктов от прихожан. Что касается школьных помещений, то школы в то время размещались в неприспособленных для учебы местах: в церковных сторожках, домах духовенства и т. п.

В те годы из саратовских епископов особенно много сделал для церковных школ Преосвященный Евфимий (Беликов; †1863). При встречах со священниками у себя дома и во время обозрения епархии он разъяснял значение церковных школ, давал наставления, как вести школьное дело, выписывал на свои личные средства и высылал в школы учебники, бумагу и другие учебные принадлежности.

Однако после открытия земских учреждений в России церковные школы стали постепенно переходить в ведение земств. В результате к 1884 г. в Саратовской епархии количество церковных школ резко сократилось, но и немногие оставшиеся как бы терялись между школами земскими.

Положение решительно переменилось, когда 13 июня 1884 года Императором Александром III были утверждены правила о церковно-приходстких школах, которыми они были вызваны к новой жизни. По получении соответствующего указа Св. Синода, Преосвященный Павел (Вильчинский; †1908), в то время епископ Саратовский и Царицынский, занялся организацией Епархиального училищного совета, который открыл свои занятия 12 ноября 1884 г. Первым почетным попечителем церковно-приходских школ стал начальник Саратовской губернии А. А. Зубов.

Одним из первых действий епархиального училищного совета было обращение к духовенству с просьбой сообщить сведения о состоянии церковно-приходских школ в Саратовской губернии. По собранным сведениям, в епархии в 1884 г. оказалось всего 23 церковно-приходских школы. По распоряжению Училищного совета была открыта «образцовая школа» при духовной семинарии. В это же время Училищный совет приступил к открытию в Саратовской епархии новых собственно церковноприходских школ и к благоустройству имеющихся. С ноября 1884 г. по ноябрь 1885 г. в Совет поступило 52 прошения об открытии школ и в епархии была открыта 21 церковно-приходская школа. В результате в 1885/86 учебном году в Саратовской епархии насчитывалось уже 45 церковно-приходских школ, не считая школ при Братстве Св. Креста, при женском монастыре в Саратове и при некоторых женских общинах. В самом Саратове в 1885/86 уч. г. было 6 церковно-приходских школ (при церквах: Сретенской, Духосошественской, Ильинской, Владимирской, Иоано-Предтеченской и Киновийной) и 2 школы грамотности. Из них 7 школ имело собственное помещение и 1 помещалась в наемной квартире. Таково было положение церковно-приходских школ в первый год их официального существования.

С этого времени число церковно-приходских школ стало неуклонно увеличиваться. Школы открывались как с пособием от Епархиального училищного совета, так и без такого пособия. Школам стали давать пособия отдельные частные лица и целые учреждения. Некоторые земства, например, Камышинское, также ассигновали создание и развитие церковно-приходских школ. В том же 1885/86 учебном году в ведение духовенства были переданы сельские школы Вольского и Хвалынского уездов.

В Саратове в следующем 1886/87 учебном году насчитывалось уже 11 церковно-приходских школ. В этом же учебном году открылась церковно-приходская школа при Покровской церкви в Саратове. В 1886 г. в ограде Покровской церкви был построен большой, полностью отапливаемый двухэтажный каменный дом, в котором в нижнем этаже была помещена приходская богадельня, а в верхнем — школа. По свидетельству Саратовских епархиальных ведомостей (№ 8 за 1888 г., с. 389) на втором этаже имелся «громадный, около 35 квадратный саженей, зал, в котором с комфортом могла поместиться целая церковно-приходская школа по меньшей мере на 100 человек, и особая комната около 12 квадратных сажен». В нижнем этаже также имелся зал, «размером до 20 квадратных сажен».

Датой открытия Покровской церковно-приходской школы можно считать 6 ноября 1886 г., когда был назначен ее первый законоучитель, протоиерей Василий Успенский. Остальным предметам в школе с момента ее открытия стал обучать приходской диакон Алексий Саловский, окончивший курс духовного училища. Как сообщалось в Отчете Епархиального училищного совета за 1887/88 учебный год «оба они занимались школою с примерным усердием, обладая всеми достоинствами, потребными для преподавателей». В первый год работы школы в ней обучалось 59 мальчиков. Постепенно количество учащихся росло, но ещё в следующем 1887/88 учебном году помещение Покровской школы оставалось на треть незанятым.

Всего через год, в 1888/89 учебном году, церковно-приходская школа при Покровской церкви по успехам обучения и своему воспитательному значению была специально отмечена Епархиальным училищным советом. 12 сентября 1893 г. при церковно-приходской школе Покровской церкви открылась Воскресная школа. Это произошло по инициативе небольшого кружка местной интеллигенции, «ревнующей о просвещении подрастающего поколения, проживающего, главным образом, на окраинах Саратова, бедные жители которых при всем желании не имели возможности воспользоваться услугами имеющихся в городе учебных заведений» (Саратовские епархиальные ведомости, 1893, № 19, с. 549). Школа была названа воскресной Покровской школой, и ее заведующим стал священник о. Лебедев. Занятия в ней начались 19 сентября того же года в помещениях Покровской церковно-приходской школы. Курс обучения включал 40 воскресных дней, по 5 уроков, 40 минут каждый (с 13 до 17 часов). По понедельникам, средам и пятницам проводились также занятия рукоделием. Число учащихся составило 150 человек. К преподаванию пожелало приступить 35 человек: учительницы из женских средних заведений и преподаватели местных народных училищ.

Несмотря на просветительское и воспитательное значение церковных школ, в целом же, однако, отношения местных властей и церковно-приходских школ оставались натянутыми. Если некоторые земства, как, например, Камышинское, Аткарское, Вольское, Хвалынское, оказывали содействие церковно-приходским школам, то другие, например, Петровское и Балашовское, выступали их принципиальными противниками. Но в 1895/96 учебном году последовало Императорское распоряжение о выдаче школам духовного ведомства денежного пособия из государственного бюджета. Это пособие в последующем стало постепенно увеличиваться — вплоть до 1904 г. В 1900 г. большое пожертвование на нужды церковно-приходских школ поступило от профессора университета Захарьина.

В 1888/89 учебном году последовало учреждение уездных отделений Епархиального училищного совета. В 1896 г. были открыты должности одного епархиального и десяти уездных наблюдателей (по одному на уезд). Учителями в церковно-приходских школах того времени были диаконы, псаломщики и лица, окончившие курс в духовной или учительской семинарии, епархиального женского училища и женской гимназии. В школах грамотности учителями были псаломщики из неокончивших курс семинарии и лица, окончившие курс начальной школы. С 1890 г. для улучшения учебного дела в церковно-приходских школах и школах грамотности для повышения педагогической подготовки преподавателей стали устраиваться уездные и общеепархиальные учительские курсы, проводиться педагогические совещания и учительские собрания. В четырех городах: Саратове, Балашове, Петровске и Хвалынске, были открыты специальные библиотеки для преподавателей церковноприходских школ. Все это привело к тому, что, например, в 1914/15 учебном году в церковно-приходских школах Саратовской епархии насчитывалось 1000 человек, преподающих Закон Божий (922 священника, 47 диаконов и 17 псаломщиков), и 1273 преподавателя учебных дисциплин (341 учитель, 1031 учительница, из них — 4 священника, 17 диаконов, 1 псаломщик). С 1903/04 учебного года стала вводиться новая программа преподавания в церковных школах, более сложная, чем предыдущая.

В результате такой государственной и церковной политики уже, например, к концу 1903 г. в Саратовской епархии числилось 1935 церковных школ: 5 второклассных, 9 двуклассных, 456 одноклассных, 564 школы грамотности и 2 образцовые школы при духовной семинарии и Саратовском епархиальном женском училище.

Дальнейшая история церковно-приходских школ не столь беспечальна. Во время Первой Мировой войны церковно-приходские школы, наравне с другими общественными и государственными учреждениями и отдельными гражданами, несли лишения и участвовали в оказании помощи фронту: делались процентные отчисления из жалования преподавателей; учителя и учащиеся делали пожертвования на больных, раненых, на выдачу пособий нуждающимся семьями воинов, в пользу разных благотворительных комитетов и учреждений; снабжали детей воинов одеждой и обувью; проводили благотворительные вечера; собирали и изготавливали сами белье и разные вещи для воинов и лазаретов; посылали подарки в действующую армию: заботились о беженцах, участвовали в их размещении, заготовке для них одежды и теплого белья. В некоторых городах Саратовской губернии церковно-приходские школы были заняты под постой войск, в то время как сами школы разместились в других малоприспособленных для этого помещениях. Часть учителей была призвана на воинскую службу, некоторые из них убиты и ранены на фронте.

Активно участвовала в этих военно-патриотических мероприятиях и Покровская церковно-приходская школа г. Саратова: были проведены благотворительные вечера, собиралось и шилось белье дпя отправки на фронт: в 1914/15 учебном году школой было изготовлено и отослано в действующую армию, например, 146 кисетов, и т. д.

Война и общее положение в стране не могли не сказаться на благосостоянии церковно-приходских школ. Еще с начала 1900-х годов земства начали все более и более воздерживаться от ассигнования церковных школ. Стал сокращаться кредит государственного казначейства, предназначенный для этой цели. В 1904 году Епархиальному училищному совету было предложено: «не увлекаться распространением сети церковных школ», имея в виду, что дальнейшего расширения финансирования церковно-школьного дела из сумм государственного казначейства не будет. Положение церковных школ особенно ухудшилось после введения всеобщего обучения.

Появившаяся одновременно с введением всеобщего обучения бесплатная земская школа стала успешно конкурировать с церковно-приходской. Епархиальному училищному совету стало значительно труднее изыскивать средства на содержание церковно-приходских школ. Последующие затем события — революция, «отделение церкви от государства и школы от церкви» — на длительный срок прервали историю церковно-приходских школ в России.

Евгений Константинович Максимов
Опубликовано в газете «Православная Вера», №1’1992

Покровская церковь «на горах», или храм Покрова Пресвятой Богородицы в Саратове, — самое большое культовое сооружение в городе. В современном виде церковь была построена в 1876—1883 г.г., однако ее история начинается задолго до этих лет. На склоне Соколовой горы (отсюда название храма — «на горах»), где жило беднейшее население Саратова, в начале XIX в. стояло несколько небольших церквушек (каменная Спасо-Преображенская, каменная Крестовоздвиженская, деревянная церковь Сошествия Святого Духа), которых явно не хватало для всех прихожан, населяющих Соловьевы горы. Земля там была очень дешевая, и власти города отводили ее под заселение крестьян и рабочих фабрик Саратова.

В 1859-1860 годах на Безымянной площади (будущая Покровская) по благословению епископа на средства и под патронажем саратовского купца Воронова был построен новый деревянный приход во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В деревянном храме было освящено два придела: 1. святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и пророка Илии; 2. святого пророка и Предтечи Иоанна, мученицы Наталии и преподобномученицы Феодосии. Хотя церковь по размерам была достаточной (на Соколовой горе в ту пору проживало более 6000 прихожан), она была холодной и не отапливалась, что создавало неудобства для верующих и служащих церкви.

В марте 1876 г. настоятель Покровской «на горах» церкви обратился к властям города с просьбой о разрешении строительства нового каменного храма. После долгих согласований и обсуждений такое разрешение было получено 28 октября 1877 г. Разработка проекта нового здания была поручена известному городскому архитектору Алексею Марковичу Салько. Его задача была спроектировать величественный вместительный каменный храм, который являлся бы украшением города. А.М. Салько предложил проект пятикупольного каменного здания церкви без колокольни, который и был утвержден 23 марта 1878 г. со сметой 65989 руб. 50 коп.

Закладка первого камня новой церкви состоялась 18 июня 1878 г. с благословения епископа Саратовского и Царицынского Тихона. Новый приход должен был вмещать 3500 прихожан. Для небольшого Саратова это было грандиозное культовое здание, самое величественное в городе. Строительство велось почти 4 года, «чин на освящение вновь устроенной каменной церкви» во имя Покрова Пресвятой Богородицы был совершен в июне 1881 г. В следующем, 1882 г., были освящены два придела: во имя иконы Казанской Божией Матери и во имя Святой Троицы. Освящение главного престола во имя Покрова Пресвятой Богородицы состоялось 20 января 1885 г. Его произвел епископ Саратовский и Царицынский Павел. В газетах того времени отмечалось, что новая церковь — одна из лучших в городе по своему внешнему и внутреннему убранству и украшению.

По прошествии 10 лет, с 1891 по 1892 г.г., в приходе был произведен капитальный ремонт, построены хоры Покровского храма. Долгие годы при Покровской церкви не было отдельно стоящей колокольни. Средства на ее постройку нашлись только к 1897 г., тогда же состоялась закладка первого камня. Архитектором и куратором строительства был назначен уже зарекомендовавший себя с положительной стороны при строительстве Покровского храма А.М. Салько. Колокольня должна была быть самым высоким зданием в Саратове и состоять из пяти ярусов. Постройка колокольни шла долго, только в мае 1902 г. под колокольней был освящен храм в честь иконы Божией Матери «Иверская», и церковь Покрова в Саратове получила свой окончательный вид.

В 1886 г. при Покровском храме в Саратове начала работу церковно-приходская школа, расположившаяся в отдельном здании на втором этаже, здесь же были открыты рукодельные классы и воскресная школа, на первом этаже находилась богадельня.

С приходом новой власти все имущество церкви было национализировано, Покровский храм лишился здания бывшей приходской школы, двух домов для священнослужителей, приусадебных земель с хутором на 12 дворов. Все церковные книги, документы, метрические записи с 1860 г. были конфискованы советской властью. Само здание церкви до 1929 г. оставалось в собственности епархии и содержалось верующими, однако, уже к декабрю 1929 г. храм Покрова был закрыт.

В течение последующих шестидесяти лет, с 1930 по 1990 г.г, в бывшем приходе располагались поочередно: общежитие Саратовского экономического (планового) института; мастерские художников Саратова. В колокольне был устроен детский сад. В 1931 г. с бывшего храма были сняты колокола, а сама колокольня взорвана. Предпринимались попытки взорвать и само здание Покровской церкви, но они окончились неудачей, храм выстоял. В итоге, настенная роспись церкви была частично утрачена и сколота, частично замазана побелкой. В колокольне был устроен детский сад. В 1931 г. с бывшего храма были сняты колокола, а сама колокольня взорвана. Предпринимались попытки взорвать и само здание Покровской церкви, но они окончились неудачей, храм выстоял. В итоге, настенная роспись церкви была частично утрачена и сколота, частично замазана побелкой.

Первая литургия в возрожденной церкви прошла в Лазареву Субботу 18 апреля 1992 г. Сегодня Ново-Покровский «храм на горах» — это величественное пятикупольное здание с пятиярусной колокольней — украшение и «жемчужина» города Саратова, его достопримечательность. Приход действующий, относится к Саратовской и Вольской епархии, настоятелем служит митрополит Лонгин (Владимир Корчагин), глава Саратовской митрополии.

Архитектурный стиль Саратовского храма Покрова Богородицы характеризуется как «московское барокко». Он отличается спаренными вертикальными окнами, элементами византийского зодчества в порталах, фризах, сандриках. Само здание церкви очень массивное, имеет кубическую форму. Новопокровская церковь — это пятиглавый каменный храм с отдельно стоящей пятиярусной колокольней. Ансамбль исполнен в бордовом и белом цветах, имеет центральный престол в честь Покрова Божией Матери, левый придел — во имя святого праведника Иоанна Кронштадтского. В храмовый ансамбль входит отдельно стоящее трехэтажное здание, где размещены воскресная школа и библиотека с книжным фондом более 4500 книг, в том числе, около 50 изданий, датируемых XVIII веком. С 1997 г. начались реставрационные работы по восстановлению полов в храме и центрального престола. В 1999 г. в правом приделе (бывший Казанский, ныне освященный в честь Иверской Богоматери) и левом (во имя святого чудотворца праведного Иоанна Кронштадтского) были установлены иконостасы. В центральном приделе восстановлен и расписан пятиярусный иконостас.

В Ново-Покровском храме Саратова почитаются как святыни икона преподобных Марфы и Елены Дивеевских с частицами мощей, икона преподобной Марфы Первоначальницы. В 2010 г. в дар церкви епископом Лонгиным была преподнесена икона четырех святых: святых блаженных Матроны Московской (с частицей мощей) и Ксении Петербургской, святых преподобных Сергия Радонежского (с частицей мощей) и Серафима Саровского.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *