Началась комплексная реставрация фасадов храма Ризоположения Пресвятой Богородицы в бывшем селе Леоново (улица Докукина, дом 15, строение 1). Здание построили в XVIII веке, в 1859 году оно было отреставрировано и обрело нынешний облик. Церковь уникальна тем, что ее построили из кирпича и камня в период действия полного запрета на каменное строительство в Москве.
Строение обладает статусом объекта культурного наследия федерального значения и находится под охраной государства. Все реставрационные работы проводятся под контролем Мосгорнаследия.
«Церковь в Леонове — уникальное сооружение для Москвы эпохи первой четверти XVIII века. В тот период весь камень шел на возведение первых зданий в Петербурге, а в столице действовал запрет Петра I на любое каменное строительство. Хозяину имения Леоново князю Василию Хованскому пришлось получать особое соизволение на ее возведение. Комплекс храма реставрировали в середине XIX века, затем проводились локальные ремонтные работы уже в ХХ веке. Сейчас специалисты занимаются фасадами. Мы рассчитываем, что первый этап работ завершится до конца 2020 года», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.
Церковь в стиле московского барокко построили в 1722 году из камня и кирпича и оштукатурили. В ее архитектуре заложена традиционная для русского храмового зодчества форма композиции под названием «восьмерик на четверике». Верхний ярус имеет восьмигранную форму и лежит на нижнем, более широком квадратном ярусе. Фасады оформлены угловыми пилястрами и профилированными карнизами с так называемыми сухариками (декоративное украшение в виде ряда направленных вниз зубчиков) на четверике. Во время реставрации 1859 года фасады церкви дополнили декоративными лепными наличниками с «ушами» (фигурное расширение в верхней части окон), а также наружной настенной живописью.
Колокольня при церкви выполнена в стиле раннего классицизма. Фасады ее украшены угловыми пилястрами и карнизами, звонницу венчает небольшой восьмигранный шатер со слуховыми окнами и позолоченным крестом на подкрестном яблоке.
Памятник архитектуры находится в неудовлетворительном состоянии. По итогам предварительного обследования церкви и колокольни обнаружены вертикальные трещины в толще стен, пробитые в стенах ниши, штрабы и отверстия. В кладке стен появились грибок и плесень, на фасадах отслаивается слой штукатурки, утрачены фрагменты лепных наличников на окнах, фундаменты церкви и колокольни деформированы.
Сейчас специалисты занимаются расчисткой фасадов и цоколя церкви, после чего начнутся основные работы. Здание приведут в порядок не только снаружи, но и внутри. В частности, отреставрируют пол в левом приделе, внутренние стены храма, оконные и дверные рамы, входные группы и козырьки, восстановят целостность всех декоративных элементов, в том числе угловых пилястр и лепных наличников. Кроме того, в звоннице заменят балки, на которых крепятся колокола, а в храме утеплят кровлю и обновят инженерные системы, проложат гидроизоляцию, чтобы конструкции больше не страдали от влаги.
***
Существует легенда, что каменный храм в имении Леоново на берегу Яузы возвели по обету князя Хованского, избежавшего смертельного наказания. Согласно ей владелец имения князь Василий Хованский был приговорен Петром I к казни «за кутеж и дерзкое кощунство», но в последний момент приговор изменили на телесное наказание.
В 1800 году церковь и колокольню закрыли по распоряжению нового владельца имения известного мецената ученого-натуралиста Павла Демидова. Считается, что он страдал нервным расстройством и не выносил никакого шума, в том числе колокольного звона. Церковь быстро пришла в запустение, утварь и иконостас раздали другим храмам. В годы Отечественной войны 1812 года французы устроили в ней конюшню.
Возобновление в церкви служб связано с именем нового владельца Леонова — фабриканта Евграфа Молчанова. В 1859 году он отреставрировал и открыл церковь для «духовных нужд рабочих» Ростокинской ситценабивной мануфактуры.
После 1917 года церковь не закрыли. В годы Великой Отечественной войны приход вносил пожертвования в фонд Красной армии.
В послевоенные годы прошли работы по благоустройству территории и по частичным обновлениям в храме, провели электричество и водяное отопление, отремонтировали хозяйственные постройки.
Сейчас храм действует, при нем работают воскресная школа и библиотека.
Правительство Москвы
Церковь Преображения Господня или Свято-Преображенская церковь — православная церковь расположена в поселке городского типа Никита. Находится у главного входа в Никитский ботанический сад.
История храма
В Никитском ботаническом саду жили ученые-садоводы, учащиеся, рабочие, а своей больницы и церкви не было, приходилось ездить в Ялту. В 1881 году на пост директора Сада заступил Александр Иванович Базаров. Он сразу обратился в вышестоящие инстанции с просьбой заменить уже разработанный проект одноэтажной больницы новым — двухэтажным зданием, в котором разместились бы больница, церковь и квартира священника. В июле 1882 года пришло разрешение на строительство и была рассчитана смета. А.И. Базаров поручил подготовить проект гражданскому инженеру-архитектору Платону Константиновичу Теребеневу, при этом просил учитывать следующие пожелания:
Церковь должна свободно вмещать до 200 человек. Желательно было бы устроить алтарь таким образом, чтобы можно было отделить его от церкви и превратить последнюю временно в зал для торжественных собраний… Больница должна представлять собой просторное помещение для 6 больных. Одну или две койки поместить в отдельной комнате на случай опасных или заразных болезней… Для квартиры преподавателя (имеется в виду священник — преподаватель Закона Божьего в училище) достаточно 3-х просторных комнат, передней и кухни…
18 февраля 1883 года был готов проект и утверждена смета на сумму 20 494 рубля.
Участок для строительства выбрали возле училища. Но, как выяснилось, известняки здесь залегали с уклоном на юго-запад, поэтому алтарь пришлось переориентировать на юго-восток, что несколько нарушило каноны строительства православных храмов.
Торжественная закладка состоялась 25 марта 1884 года, в праздник Благовещения. В присутствии ученых, садоводов, учащихся и рабочих Преосвященным Гермогеном, епископом Таврическим и Симферопольским была отслужена Божественная литургия. В основание фундамента положили доску с памятной надписью: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. В царствование Благочестивейшего Государя Императора Александра III заложено здание сие с церковью Преображения Господня. При Министре Государственного Имущества М.Н. Островском, Директоре Департамента земледелия и Сельской Промышленности М.Н. Раевском, Директоре Императорского Никитского сада А.И. Базарове благословением Преосвященного Гермогена, Епископа Таврического и Симферопольского, тщанием Гражданского инженера П.К. Теребенева сего 1884 года марта в 25 день. Аминь».
Возведение здания шло быстрыми темпами, за 1884 год выполнили основной объем работ. Но из-за нехватки денег строительство продолжалось весь 1885 и половину 1886 года, отделочные работы завершили к августу. 19 сентября 1885 года установили крест, а к концу года закончили росписи в алтаре и на фасаде здания. В то же время художнику Ефрему Васильевичу Годуну заказали 11 икон, которые доставили в храм к 1 января 1885 года. А Святейший Синод передал будущей церкви книги: Евангелие в бархатном переплете с золотым теснением и с застежками, Апостол, Ирмологий простой, Канонник, Минею месячную и другие, всего 17 наименований.
Храм освятил 5 февраля 1887 года настоятель Ливадийских церквей архимандрит Епифаний во имя Преображения Господня.
Церковь Преображения Господня была возведена в византийском стиле, но присутствовали в ней и элементы русской храмовой архитектуры: это и небольшая звонница и купол с восьмиконечным крестом, который до наших дней не сохранился.
Здание представляло собой просторную однонефную базилику, с северо-западной стороны к ней примыкал вестибюль, внутри которого располагалась лестница, ведущая на второй этаж, в церковь. На первом этаже устроили больницу, а квартиру священника пристроили к алтарной стене в виде одноэтажного выступа с балконом. В целом план здания представлял собой удлиненный четырехконечный крест. Над парадным крыльцом, ведущим в вестибюль, расположили небольшую звонницу с двускатной крышей и крестом, венчающим главку-маковку. Над вестибюлем на барабане, украшенном кокошниками, возвышался небольшой купол с восьмиконечным крестом. Большие арочные окна были оформлены каменными наличниками из широких лучей, заканчивающихся с двух сторон резными по камню равноконечными крестами. Между окнами устроены неглубокие ниши, в которых находились узорные чугунные кресты, один из них обнаружили в 1993 году, когда стены здания освобождали от разросшегося плюща.
В стенах вестибюля на втором этаже прорезали окна меньших размеров, их украсили наличниками-кокошниками, а на первом этаже — прямоугольные окна с наличниками из чередующихся кирпичных и белых лучей. С двух сторон от входа в неглубоких нишах на фресках изобразили узорчатые византийские кресты, а над входом в круге — равноконечный крест.
Летом 1887 года на колокольню подняли два колокола, изготовленные на литейном заводе Н.Д. Финляндского в Москве.
После революционных событий в Никитском ботаническом саду произошли изменения, в феврале 1921 года его преобразовали в «Совхоз Никитский ботанический сад». В храме Богослужения совершались до 1920 года. Затем прихожане создали Православное религиозное общество и обратились в местные органы власти с просьбой передать им церковь в безвозмездное пользование. По договору они были обязаны сами содержать, ремонтировать, отапливать храм, сохранять все церковное имущество. Священнослужителя в храме к тому времени уже не было, поэтому его обязанности выполнял рабочий Иннокентий Черняков.
Но в конце 1920-х годов государство с новой силой ополчилось на Церковь, и храм Преображения Господня в Никите закрыли 28 сентября 1927 года. Здание пытались переделать, изменить его облик: разрушили купол и звонницу, сбросили кресты и колокола. Но Лик Спаса Нерукотворного над входом был снят кем-то из верующих, перевернут лицом к кресту, закрыт жестью и закрашен под цвет стены.
В течение долгих лет здание использовали как склад, магазин, научную лабораторию, дом культуры с кинотеатром. Не сохранились ни внутренние росписи, ни иконостас, ни иконы. Прекрасный зал с большими окнами и хорошей акустикой превратили в темное помещение: заложили окна, уменьшили высоту потолка искусственными плитами, которые поглощали все звуки. Внешние стены густо заплел крымский плющ. Когда в 1980-х годах здание стало разрушаться, его превратили в склад, куда свозили всякий ненужный хлам. Уже мало кто помнил, что здесь раньше был храм.
Восстановление храма
В 1991 году жители Никиты организовали Свято-Преображенскую общину Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Они заключили с Никитским ботаническим садом договор об аренде здания бывшей больницы и церкви и начали ремонт. К 19 августа 1992 года привели в порядок большой зал первого этажа. В этот праздничный день Преображения Господня перед входом совершили молебен и освятили здание. С этого дня на первом этаже стояли иконы.
7 апреля 1993 года освятили престол в алтаре и отслужили первую Божественную литургию. Но прихожане и священник старались скорее восстановить иконостас. Над храмом установили крест, вновь построили звонницу, на которую подняли колокол. В престольный праздник 19 августа 1995 года Божественную литургию в церкви служил Преосвященнейший Лазарь, архиепископ Симферопольский и Крымский.
Большая Ялта, пгт Никита
В селе Леонове в XVII ст. существовала деревянная церковь во имя Положения ризы Пресвятой Богородицы, построенная между 1629 – 35 гг. В приходной книге Патриаршего казенного приказа за 1635 г. писано: «церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы в вотчине князя Ивана Никитича Хованского в селе Леонове, у речки Яузы, дани 3 алтына 4 деньги, десятильничих и заезда гривна».
В 1719 г., вследствие прошения князя В. П. Хованского разрешено ему построить в селе Леонове каменную церковь во имя Положения ризы Пресвятой Богородицы с приделом св. Николая. В записной книге Синодального казенного приказа печатных пошлин за 1720 г. значится: «12 мая 1719 г. отпущен указ за приписью комиссара Луки Владыкина о строении церкви по челобитью князя Василия Петровича Хованского, велено ему в Московском уезде, в Манатьине стану, в вотчине его в селе Леонове, вместо ветхой деревянной церкви во имя Положения ризы Пресвятой Богородицы, на прежнем церковном месте построить вновь церковь каменную во имя тот же престол».
В Синодальном казенном приказе производилось дело об освящении новопостроенной в селе Леонове каменной церкви. Дело началось по прошению князя Хованского; в своем прошении, поданном в мае 1722 г., он писал: «в 1719 г. по указу велено в вотчине моей, в селе Леонове, построить церковь каменную во имя Положения ризы Пресвятой Богородицы и ныне та церковь построена и к освящению со всем изготовлена, а не освящена, и чтоб повелено было об освящении той новопостроенной церкви дать указ и антиминс выдать и освятить оную церковь Большого Успенского собора протопопу во имя Рождества Богородицы».
Село Леоново, оно же Левоново, в XVI ст. было пустошью, принадлежавшею к дворцовому селу Тайнинского приселку Свиблову Московского уезда, Манатьина, Быкова и Коровина стана. В 1629 г. оно пожаловано из приказа большого дворца князю Ивану Никитичу Хованскому, при нем была построена в этом селе и деревянная церковь. При селе Леонове за рекою Яузою находилась деревня Коровья, в ней числилось в 1646 г. 12 дворов крестьянских и бобыльских, людей в них 25 чел.
По смерти князя Хованского это имение перешло в 1658 г. к его жене вдове княгине Марье Михайловне, урожденной Пожарской, а в 1671 г. – к их детям Петру и Ивану. В 1678 г. в селе Леонове находились: 2 двора помещичьих, в которых жили дворовые люди, 3 двора кабальных и 3 двора задворных. В 1704 г. село Леоново с двором боярским и 9 дворами задворных принадлежало князю П. И. Хованскому, по разделу с его родным братом Иваном Ивановичем; в 1720 г. – его сыну князю Василию Петровичу, а от последнего перешло к его жене вдове Екатерине Петровне с детьми: Петром, Василием, Юрием, Александром, Николаем, Марьею и Анною. В 1767 г. село Леоново куплено П. Г. Демидовым у князей Хованских.
При церкви в селе Леонове находились священники: Павел, Родион Иванов, которому выдавалась от помещика руга, потому что земли не было; Филипп Леонтьев, Мелентий Провов и Иван Алексеев.
Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.» Выпуск 5, Радонежская десятина Московского уезда. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Москва, в Университетской типографии (М. Катков), на Страстном бульваре, 1886 г.