Храм рождества Богородицы во владыкине

памятник архитектуры (федеральный)

Православный храм
Храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине
Страна Россия
Город Москва
Конфессия Православие
Епархия Московская
Архитектурный стиль псевдорусский стиль
Дата основания XV век
Строительство 1653 — 9 апреля 1654
Статус Объект культурного наследия № 7710002002№ 7710002002
Материал кирпич
Состояние действует
Сайт rpb-v.ru
Медиафайлы на Викискладе

Храм Рождества́ Пресвято́й Богоро́дицы во Влады́кине

— приходской храм Сергиевского благочиния Московской епархии Русской православной церкви в московском районе Отрадное, в бывшем селе Владыкино (до 1653 года Вельяминово). Федеральный памятник архитектуры. Современное здание возведено в 1850-е годы, но строительство каменного храма на месте нынешнего велось уже в 1770 году.

История

Первая церковь в честь Рождества Богородицы (взамен обветшавшей Никольской церкви) построена здесь около 1627 года когда владельцем села был князь Иван Иванович Шуйский.

В 1653 году село стало патриаршей вотчиной и получило название Владыкино. 19 мая 1690 года Владыкино посетил царь Петр Алексеевич и вместе с патриархом Адрианом молились за литургией в храме села.

Первый каменный храм был построен в 1770 году; колокольня была возведена графом К.Г. Разумовским, владельцем соседнего села Петровское.

В 1854—1858 годах церковь была полностью перестроена архитектором А. Ф. Ярошевским. В 1859 году новый трёхпрестольный (с приделами архангела Михаила и архангела Гавриила) храм был освящён; главный престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы был освящён митрополитом Филаретом (Дроздовым).

Однако, вот что в конце июля 1860 года пишет в своем дневнике Ива́н Миха́йлович Снегирёв (1793-1868) — русский историк, этнограф, фольклорист, археолог, искусствовед, составитель подробнейшего описания московских церквей и монастырей:

«1860-й год. Июль. 31.

Отправился в сельцо Владыкино на освящение церкви Рождества Богородицы, сооруженной на месте деревянной, купцом Гавр. Матв. Толоконниковым. Она о 5 главах с колокольней. Освящал митрополит Филарет с архим. Иоанникием и Евстафием. Стечение народа было большое. В числе почетных посетителей был обер-прокуpop Св. Синода гр. Толстой. Следуя древнему обычаю, Толочанинов (прим.: возможно при издании дневника неверно указана фамилия — «Толоконников»)

предложил обильную трапезу присутствовавшим, которых была не одна сотня. Около церкви раскинуты были палатки и поставлены на открытом воздухе, где обедало несколько сот народа. Духовное празднество. Когда предложена была храмоздателем заздравная чаша за Государя Императора и царственный дом и возглашено протодиаконом и певчими многолетие, за всеми столами раздалось громкое протяжное ура. После того все собрание приветствовало торжественным восклицанием имена Московского архипастыря, освятившего храм, и самого храмоздателя. Златоустинский архимандрит Евстафий после трапезы предложил духовную пищу, раздав в церкви желавшим книжки духовного содержания, руководствующие к вере и благочестию……» ( источник )

В советское время храм для богослужений не закрывался.

В 1970-е годы были планы снести храм при строительстве эстакады в начале Алтуфьевского шоссе, но прихожанам удалось его сохранить. В 2013 году была впервые за всю постсоветскую историю храма совершена патриаршая служба. Богослужение возглавил Патриарх Кирилл

История с конца XVIII в.

Первая Рождественская церковь из камня была сооружена в 1770 г., колокольню построили за счет финансирования графа К. Разумовского, который владел селом Петровским. Вскоре в храм перенесли иконы и утварь из упраздненного собора, находившегося в соседнем селении. Граф также воздвиг небольшую каменную часовню над колодцем. Храм Рождества Богоматери располагался на холме, рядом бил древний святой источник, над которым стояла небольшая церквушка.

  • В середине XIX столетия возникла необходимость реконструкции обветшалого Рождественского храма. В 1854 г. местный помещик Г. Толоконников пожертвовал достаточно средств для перестройки старинного церковного здания. Главным архитектором строительных работ назначили А. Ярошевского, через 5 лет новый храм был готов. Чин освящения трапезной с двумя приделами провели в конце зимы 1859 г., центральный престол освятил митрополит Филарет.
  • Новый храм не отапливался, стены покрыли клеевой краской, пол выложили из лещадки (плитки). Печи установили здесь в 1896 г., также залили узорчатый бетон, сделали живопись при помощи масляных красок. Вскоре при церкви открыли приходскую школу.
  • После установления советской власти здание продолжали обустраивать, люди делали пожертвования. В 1933 г. местные мастера отреставрировали алтарную часть, а также создали икону святого В. Великого. Через десять лет восстановили заднюю часть строения и алтарные приделы, освежили иконографию. По праздникам продолжали совершать Божественные литургии.


Патриаршее служение в храме Рождества Пресвятой Богородицы

В 1945 г. торжество в честь Смоленского облика Богоматери, проходивший в Рождественской церкви, посетил патриарх Алексий. Святитель совершил Божественную литургию, благословил прихожан и отбыл после колокольного перезвона.

Святыни

Вид на Храм с моста через МКМЖД
Самая древняя икона храма (конец XVI — начало XVII в.) — образ Николая Чудотворца с 16 клеймами жития. В храме до сих пор находятся иконы XVII в. как то:

  • Николая Чудотворца,
  • Рождества Пресвятой Богородицы,
  • Смоленской и Казанской икон Божией Матери.

Среди особо чтимых святынь храма:

  • Смоленская икона «Одигитрия» (Путеводительница),
  • икона Божией Матери «Скоропослушница».
  • Частицы мощей ряда святых.

Также примечательны иконы:

  • Пресвятой Богородицы Казанская и
  • «Всех скорбящих Радость»,
  • образы Святого Феодосия Черниговского,
  • преподобной княгини Анны Кашинской.

Дар Патриарха Адриана храму — Евангелие XVII в.

Современное состояние

В середине XX столетия настоятелем церкви был протоиерей Николай, через 10 лет его сменил отец Павел, который распорядился об устройстве на алтаре металлического оклада с позолотой. В 1970-е гг. местные власти пытались снести Рождественскую церковь ради застройки Алтуфьевского шоссе, но прихожане сумели отстоять права на старинное здание.

В этот период храм возглавил протоиерей Матфей, прославившийся как великий проповедник христианского учения. В 1978 г. настоятель Симеон распорядился реставрировать церковь, вскоре соорудили и освятили крестильную часовню святого Филарета. Здесь также открыли лавку, просфорню, воскресную школу.

Симеона в 2003 г. сменил протоиерей Сергий, открывший новую эпоху становления Рождественского храма. Прихожане с большой любовью относятся к архипастырям новым и прошлым. Врата церкви открыты каждый день, богослужения здесь совершаются по расписанию.

Реконструкция

В середине девятнадцатого века каменный храм во Владыкино, к тому времени уже сильно обветшавший, требовал капитальной реконструкции. Было решено не отремонтировать, а возвести новое здание церкви. Тогда в 1854 году Гавриилом Матвеевичем Толоконниковым — представителем знаменитой одноименной семьи, прославившейся своими врачами, учителями и инженерами, — были пожертвованы огромные средства на постройку нового — трехпрестольного ныне существующего храма. Меценат сам принимал в строительстве активное участие.

Работы велись на основании проекта, автором которого был архитектор А. Ф. Ярошевский. Они начались в 1854-м, а уже спустя пять лет, в феврале 1859 года, была освящена трапезная с приделами: южным — архангела Михаила, северным — архангела Гавриила, который являлся небесным покровителем создателя храма.

Постройка ныне существующего каменного храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине

Инициатором этой постройки стал настоятель храма о. Василий Нечаев, весьма ревностный пастырь. Он «заразил» своей идеей купца Гаврилу Матвеевича Толоконникова, имевшего воскоотбельный завод во Владыкине и торговавшего церковными свечами, причем заразил настолько, что Гаврила Матвеевич собрался строить нечто чуть ли не грандиозное. Но о. Василий убедил благотворителя, что новый храм не должен быть слишком большим. Во-первых, приход его был невелик, а к тому же священник опасался, что Гаврила Матвеевич, будучи в преклонных летах, мог не дожить до завершения масштабной стройки.

Строительство храма встало Гавриле Матвеевичу дороже, чем предполагалось изначально. Он, однако, будучи человеком богобоязненным, не роптал на это. В 1859 году все работы, происходившие в два этапа (сначала — постройка теплой трапезной с приделами и колокольней; затем — возведение основного холодного храма), завершились. Освящение состоялось в храмовый праздник, 8 сентября. На освящение изволил прибыть сам митрополит Филарет.

Вскоре после освящения Богородице-Рождественского храма Г. М. Толоконников умер. Оставшиеся интерьерные работы заканчивал уже его сын Константин Гаврилович при участии некоторых других жертвователей.

В безбожном государстве

Увы, пережить мрачные десятилетия госатеизма без потерь не удалось. И все-таки храм Рождества Богородицы действовал и даже — как ни странно прозвучит это применительно к 1930-м годам — время от времени ремонтировался (силами прихода, естественно).

Во время войны церковь не пострадала — ни один снаряд не попал в нее; в селе тоже не было никаких разрушений, хотя немцы стояли совсем близко. В этом владыкинцы видели несомненное свидетельство милости Божией по заступничеству Ангелов, в честь которых освящены два придела церкви, — Архистратига Михаила и Архангела Гавриила.

Храм уцелел и в 1970-е годы, когда Владыкино уже стало частью Москвы и совсем рядом с церковью пролегла эстакада Алтуфьевского шоссе. Тогда всерьез говорили о сносе «анахронизма», не имевшего к тому же, по мнению чиновников от архитектуры, историко-художественной ценности. Но беда обошла Богородице-Рождественскую церковь стороной, хотя все близлежащие постройки, а также и кладбище, уничтожили.

Православные храмы Москвы.

Изменения в проекте

Главный престол освятил митрополит Московский Филарет. Священником в те годы был протоиерей Василий, который сам принимал участие в построении новой обители. Прихожане считали, что если бы не он, то и каменного храма владыкинцы бы не видали. Первоначально церковь предполагалось выстроить намного больше сегодняшней. Однако настоятель Василий, принимая во внимание немногочисленность своего прихода и в то же время опасаясь, что меценат Гавриил Матвеевич в силу преклонности лет не успеет завершить постройку, уговорил последнего приступить к возведению здания в более скромных размерах – в том виде, какой есть сегодня. Надо сказать, что его опасения не были напрасными. Толоконников скончался буквально через несколько недель после освящения обители.

Русская Православная Церковь

Раньше село Владыкино называлось Вельяминово по фамилии первых его владельцев, знатных бояр Вельяминовых. В XIV в. село было передано Богоявленскому монастырю. В последствии оно несколько раз меняло своих хозяев, это всегда были высокопоставленные знатные люди. Но особо благодатный период для села наступил 360 лет назад: в 1653 г. Вельяминово перешло во владение Святейшего Патриарха Никона. С этого времени местность получила ныне существующее название Владыкино и до конца Патриаршества составляло домовую вотчину Святейших Патриархов.

Деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы появилась здесь еще в 1627 г. Ее построил князь Иван Иванович Шуйский взамен прежней обветшавшей церкви святителя Николая.

В церкви Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине служили Литургию Патриарх Иоаким (6 мая 1683 г., 15 июля 1685 г., 18 октября 1688 г.), Патриарх Андриан (9 декабря 1693 г., 12 июня 1695 г.). 19 мая 1690 г. село Владыкино посетил государь Петр Алексеевич. При патриархах во Владыкине существовали патриаршие палаты, сады и пруды. В 1722 г. село было пожаловано во владение Преосвященному Феофану (Прокоповичу) архиепископу Псковскому и Нарвскому, а по его смерти вернулось Богоявленскому монастырю.

Деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы несколько раз поновлялась и перестраивалась. В середине XIX в. деревянный храм был разобран. Стараниями купца Гавриила Толоконникова и священника села Владыкина Василия Нечаева был построен новый каменный трехпрестольный храм Рождества Пресвятой Богородицы, который в 1859 г. освятил митрополит Московский Филарет (Моск. епарх. вед., № 48, 1870 г.).

В конце XIX в. при настоятеле протоиерее Иоанне Протопопове в храме были проведены дорогостоящие ремонтные и реставрационные работы, были поновлены живопись на стенах и иконостас. О. Иоанн в 1896 г. открыл при храме одноклассную церковно-приходскую школу. С ним с 1900 г. служил диакон Иоанн Хрусталев, который после его смерти в 1917 г. был рукоположен во священника. В 1937 г. протоиерей Иоанн Хрусталев и служившие с ним протодиакон Сергий Станиславлев и чтец Николай Некрасов были арестованы. О. Иоанн Хрусталев был расстрелян на полигоне в Бутово, а протодиакон Сергий и чтец Николай умерли в ссылке. 27 марта 2007 г. решением Священного Синода они были причтены к сонму новомучеников и исповедников Российских.

Вблизи храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине в 1936 г. была похоронена св. блж. Матрона Анемнясевская (день преставления 16/29 июля). А еще раньше, в 1928 г. в ограде храма была похоронена актриса Мария Ермолова.

Храм никогда не закрывался. В 1938 г. старосте храма Василию Васильевичу Флянову удалось спасти храм от закрытия. Этот замечательный человек за свои церковные заслуги был трижды награжден патриаршими грамотами за подписью Святейших Патриархов Тихона, Сергия и Алексия I.

В храме находятся древние и драгоценные по своему письму иконы XVII в.: икона Спасителя, Смоленская и Казанская иконы Божией Матери, а также иконы начала XVI в.: Рождества Пресвятой Богородицы и святителя Николая. Смоленская икона Божией Матери почитается как чудотворная. Помощь от нее жители Владыкина и окрестных селений получили в холерный 1848 г., когда с обнесением иконой крестным ходом этих селений холера не получила распространения в этой местности. Известны и многие другие исцеления от Смоленской иконы. В конце XIX в. от нее исцелилась отроковица Антонина, и чаяниями ее матери Анны Соколовой в благодарность за исцеление в село Владыкино была привезена икона Скоропослушница, написанная на Святой горе Афон.

В последние десятилетие в храме ведутся большие ремонтные и реставрационные работы. Древним иконам возвращен их первоначальный вид, отреставрированы и позолочены иконостас и киоты. Возрождается и приходская жизнь. При храме действует воскресная школа, молодежный кружок и школа для взрослых, работают катехизаторы и миссионеры.

В храме Рождества Пресвятой Богородицы служил старейший клирик Москвы, почетный настоятель прот. Симеон Сиранчук. Он преставился ко Господу 19 сентября 2013 г. и по благословению Святейшего Патриарха Кирилла был похоронен в ограде храма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *