Храм Словущего

Московский храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке

Московский храм в честь Воскресения Словущего (обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме), на Успенском вражке (Центральное благочиние Московской епархии)

Некогда между улицами Никитской и Тверской проходил глубокий длинный овраг, рядом с которым издавна существовал деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. От названия храма это место Москвы (или, как говорили в старину, «урочище») получило наименование «Успенского вражка» (оврага). Данное урочище было древнейшим в так называемом «Белом городе» Москвы.

Храм впервые упоминается в 1548 г. Существующий каменный храм построен в 1634 г. на месте деревянного, сгоревшего в 1629 г.

С 1620 г. рядом находился храм прор. Елисея, построенный в память встречи царем Михаилом Феодоровичем своего отца патриарха Филарета, возвращавшегося из польского плена. Храм сгорел в 1812 г. и был возобновлен как придел к храму Воскресения в 1820 г.

Трапезная и колокольня перестроены в 1816-1820 гг., еще раз колокольня перестраивалась в 1897 г.

В 1930-е гг. храм не закрывался, но колокола были сняты.

В 1963-1964 гг., 1979 г., 1982-1986 гг. в храме были проведены реставрационные работы.

Архитектура и убранство храма

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке, 1881 год. Фото Николая Найденова

Здание храма — типичной «уличанской» церкви — представляет собой характерный образец небольшого бесстолпного посадского храма XVII в. Стены его завершаются декоративными полукруглыми закомарами с нишками; скромные наличники окон, угловые пилястры с полуколонками, строгий по профилю карниз, колончатый пояс на глухом, без окон, барабанчике главы — вот и все архитектурные детали его убранства. Только хорошо найденные общие пропорции и довольно изящный, хотя и простой, рисунок оконных обрамлений говорит о том, что строил храм незаурядный и опытный московский зодчий.

Существующие ныне белые с позолотой резные иконостасы относятся, насколько можно судить по их стилю, к самому концу XIX в. Скорее всего и большая часть икон для главного иконостаса была написана тогда же.

Святыни

  • список иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (написана в 1802 году, перенесена из снесенного в 1930 годах храма Рождества Христова в Палашах)
  • список иконы Божией Матери «Страстная»
  • образ свт. Спиридона, еп. Тримифунтского
  • образ апостола и евангелиста Иоанна Богослова,
  • образ преподобного Саввы Сторожевского

Настоятели

  • Владимир Елховский (1953 — 1974)
  • Леонид Ролдугин (1981 — 1982)
    • Виталий Боровой, с 1984 по 7 апреля 2008 — почётный настоятель
  • Владимир Романов (март 1996 — 7 марта 2012), с 7 марта 2012 по 6 февраля 2014 — почётный настоятель
  • Николай Балашов (с 7 марта 2012)

Использованные материалы

  • Страница храма на сайте Центрального викариатства Московской епархии:
  • История храма на неофициальном приходском сайте:

Центральное викариатство / Центральный административный округ

Центральное благочиние (храмы Московского Кремля; районы: Арбат, Пресненский, Хамовники)

Богоявленское благочиние (районы: Басманный, Красносельский)

Иверское благочиние (Тверской район)

Москворецкое благочиние (районы: Замоскворечье, Якиманка)

Покровское благочиние (Таганский район)

  • благочинный: протоиерей Олег Егоров, настоятель храма прп. Василия Исповедника у Рогожской Заставы
  • сайт: http://pokrovskoye-blag.moseparh.ru

Сретенское благочиние (Мещанский район)

***

Северное викариатство / Северный административный округ

Всехсвятское благочиние (районы: Аэропорт, Беговой, Войковский, Коптево, Савеловский, Сокол, Тимирязевский, Хорошевский)

Знаменское благочиние (районы: Бескудниковский, Восточное Дегунино, Головинский, Дмитровский, Западное Дегунино, Левобережный, Молжаниновский, Ховрино)

***

Северо-Восточное викариатство / Северо-Восточный административный округ

Сергиевское благочиние (районы: Алтуфьево, Бабушкинский, Бибирево, Лианозово, Лосиноостровский, Отрадное, Свиблово, Северный, Ярославский, Северное Медведково, Южное Медведково)

Троицкое благочиние (районы: Алексеевский, Бутырский, Марфино, Марьина Роща, Останкинский, Ростокино)

***

Восточное викариатство / Восточный административный округ

Воскресенское благочиние (районы: Богородское, Восточный, Гольяново, Северное Измайлово, Метрогородок, Преображенское, Соколиная гора, Сокольники)

Рождественское благочиние (районы: Вешняки, Восточное Измайлово, Ивановское, Измайлово, Косино-Ухтомский, Новогиреево, Новокосино, Перово)

***

Юго-Восточное викариатство / Юго-Восточный административный округ

Влахернское благочиние (районы: Выхино-Жулебино, Кузьминки, Люблино, Марьино, Некрасовка, Капотня)

Петропавловское благочиние (районы: Лефортово, Нижегородский, Рязанский, Текстильщики, Печатники, Южнопортовый)

***

Южное викариатство / Южный административный округ

Даниловское благочиние (районы: Бирюлево Восточное, Братеево, Даниловский, Зябликово, Москворечье-Сабурово, Нагатинский Затон, Орехово-Борисово Северное, Орехово-Борисово Южное)

Донское благочиние (районы: Бирюлево Западное, Донской, Нагатино-Садовники, Нагорный, Чертаново Северное, Чертаново Центральное, Чертаново Южное, Царицыно)

***

Юго-Западное викариатство / Юго-Западный административный округ

Андреевское благочиние (районы: Академический, Гагаринский, Зюзино, Коньково, Котловка, Ломоносовский, Обручевский, Черемушки)

Параскево-Пятницкое благочиние (районы: Северное Бутово, Южное Бутово, Теплый Стан, Ясенево)

***

Западное викариатство / Западный административный округ

Георгиевское благочиние (районы: Дорогомилово, Крылатское, Кунцево, Можайский, Филевский парк, Фили-Давыдково)

Михайловское благочиние (районы: Внуково, Ново-Переделкино, Солнцево, Очаково-Матвеевское, Проспект Вернадского, Раменки, Тропарево-Никулино)

***

Северо-Западное викариатство / Северо-Западный административный округ

Спасское благочиние (районы: Куркино, Митино, Северное Тушино, Южное Тушино)

Успенское благочиние (районы: Покровское-Стрешнево, Строгино, Щукино, Хорошево-Мневники)

Северо-Западное викариатство / Зеленоградский административный округ

Зеленоградское благочиние (районы: Крюково, Матушкино, Савёлки, Силино, Старое Крюково)

***

Викариатство Новых территорий / Новомосковский и Троицкий административные округа

  • в пределах территорий, включенных в административные границы г. Москвы в соответствии с Постановлением Совета Федерации ФС РФ от 27 декабря 2011 г. № 560-СФ «Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью»
  • управляющий: архиепископ Каширский Феогност
  • тел.: +7 (985) 264-69-01
  • сайт: http://vikariatstva.ru
  • e-mail: vikarnt.sp.pp@gmail.com

Ильинское благочиние (поселения НАО: Внуковское, Воскресенское, Десёновское, Московский, «Мосрентген», Сосенское, Филимонковское)

  • благочинный: протоиерей Димитрий Кувырталов, настоятель храма Архангела Михаила в Летове
  • сайт: http://il-blago.ru

Никольское благочиние (поселения НАО: Рязановское, Щербинка)

Одигитриевское благочиние (поселения НАО: Кокошкино, Марушкинское)

Новотроицкое благочиние (образовано 5 декабря 2019 г., объединяет приходы на территории Троицкого административного округа)

  • благочинный: протоиерей Николай Степанычев, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке, председатель Приходского совета храма Живоначальной Троицы в Троицке

***

Благочиние ставропигиальных приходов и Патриарших подворий вне города Москвы

***

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 27 февраля 2012 года было образовано викариатство Патриарших подворий за пределами г. Москвы и Московской области.

В состав викариатства входили: Патриаршее подворье при храме иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» в станице Приазовской Темрюкского района Краснодарского края; Патриаршее подворье «Федоровский городок» в городе Пушкине (Санкт-Петербург); Патриаршее подворье при Богоявленском соборе г. Ишима Ишимского района Тюменской области; Патриаршее подворье при храме Казанской иконы Божией Матери в г. Ялте.

Управляющим викариатством был архиепископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии (сейчас митрополит Сингапурский и Юго-восточно-азиатский).

Упразднено распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 24 января 2019 года. Входившие в состав викариатства подворья были включены в состав благочиния ставропигиальных приходов и Патриарших подворий в Московской области, с изменением его наименования на благочиние ставропигиальных приходов и Патриарших подворий вне города Москвы.

Такое именование Богородицы впервые появилось в древней повести «О покаянии Феофила, эконома церковного», известной на Руси с XVII века: инок Феофил, служивший при архиерейском доме, был оклеветан и изгнан. От несправедливости он возроптал на Господа и заключил союз с диаволом, подписав с ним хартию. Раскаявшись в отступничестве, инок неусыпно молил Божию Матерь перед Ее иконой о прощении, называя Богородицу «Взысканием погибших». Моление Феофила было услышано, и Пресвятая Богородица, возвестив о прощении грехов, вернула подписанную им хартию.

Московский образ Взыскания погибших, находящийся в нашем храме, датируется 1802 годом. По преданию, владелец иконы неожиданно разорился, овдовел и остался с тремя дочерьми-подростками. Находясь в крайнем отчаянии, он запил и был близок к самоубийству, но взмолился перед иконой и получил помощь. Жизнь его наладилась, дочери-бесприданницы счастливо вышли замуж. А благодарный отец передал святыню в храм Рождества Христова в Палашах. К чудотворному образу стали приходить люди, потерявшие надежду и отчаявшиеся. Во время разорения французами Москвы в 1812 году икона была разбита на три части и выброшена, а после ее обретения восстановлена стараниями художника Т.Г. Мягкова. В 1815 году в Рождественской церкви по ходатайству прихожан был устроен придел в честь Взыскания погибших, где икона находилась до закрытия храма в 1929 году (церковь была разрушена в 1935–1937 годах, теперь на этом месте школа – Малый Палашовский переулок, дом 3). Затем образ перенесли на короткое время в церковь Воскресения Словущего на Малой Бронной улице. Но и она была закрыта в 1930 году, а в 1935-м разобрана на кирпич (теперь здесь также школа – Малая Бронная, дом 7). Икона Царицы Небесной была доставлена в церковь Вознесения Христова («Малое Вознесение») на Большой Никитской, которая тоже не избежала закрытия в 1937 году (вновь открылась в 1992 году), после чего святыня была перенесена в храм Воскресения Словущего на Успенском вражке.

В 1981 году от оставленной свечи возник пожар, пострадал киот иконы, однако сама святыня чудесным образом сохранилась. Образ написан маслом в стиле западноевропейской живописи. На полях изображены небесные покровители прежних владельцев: мученик Мамант, апостол Филипп, праведная Анна, святитель Николай Мирликийский, преподобномученица Параскева, великомученица Екатерина. Богородица на иконе изображена без Своего покрова, который Она отдала для спасения грешника, показав тем самым, что готова для спасения человеческой души отдать все – ведь в древние времена женщине появляться с непокрытой головой было зазорно.

С утра до вечера к чудотворной иконе стремятся молящиеся, приезжающие порой и издалека. Перед образом Божией Матери молятся о тяжело больных и погрязших в пьянстве и других пороках, а также – по старинному московскому обычаю – о счастливом браке и благополучии в семейной жизни. О том, сколь многим Царица Небесная посылает помощь и заступление, свидетельствуют многочисленные благодарственные приношения прихожан – кольца, крестики, медальоны, цепочки, которыми обильно украшена великолепная серебряная риза иконы.

Храм Воскресения Словущего сберег в своих стенах многие святыни из закрывающихся в советское время окрестных храмов.

В настоящее время особо почитаемыми святынями нашего храма являются: пребывающая у левого клироса чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших», чтимый образ с мощами Святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, образ Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, образ Пресвятой Богородицы «Страстная», образ с мощами преподобного Саввы Сторожевского и мн. другие.

«Взыскание погибших”

Дивный образ Божией Матери «Взыскание погибших» пользуется особой любовью москвичей, и его нередко называют «жемчужиной верующей Москвы». Для многих чудотворная икона служит последним прибежищем в горе и отчаянии: перед ней молятся о тяжело больных и погрязших в пьянстве и других пороках, а по старинному московскому обычаю перед иконой молятся о счастливом браке и благополучии в семейной жизни. И всем Царица Небесная ниспосылает помощь и заступление. Об этом говорят многочисленные благодарственные приношения прихожан – кольца, крестики, медальоны, цепочки, которыми обильно украшена великолепная серебряная риза иконы. Известно, что 27 января 1912 перед образом Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» произошло венчание Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. Перед образом Пресвятой Владычицы нашей Богородицы «Взыскание погибших» каждое воскресение в 18:00 в нашем храме по окончании вечерни служится молебен с акафистом, но см.расписание богослужений.

Святитель Спиридон

К редким московским святыням относится чудотворная икона Святителя Спиридона Тримифунтского, пребывающая в главной части храма, справа, рядом с образом Спаса Нерукотворного. Святитель Спиридон изображен на богато украшенной ризой иконе, в центре которой находится открывающийся ковчег с находящейся в нем частью святых мощей Святителя. Святого считают помощником бедных и обездоленных, и существует поверье, что человеку, оставшемуся без денег, по молитвам к святителю, уже на следующий день будет послана неожиданная помощь. Вспоминая его великие благодеяния людям, в том числе и занимавшихся торговлей, многим думается, что Святитель вправе именоваться покровителем людей бизнеса, но тех, которые стараются вести свои дела честно. Святитель прославился также, как покровитель жилищ, особенно в тех случаях, когда возникает опасность потери имущества. При жизни святитель исцелял многих больных, поэтому ему молятся и об исцелении в болезнях. На нашем сайте мы публикуем свидетельства наших прихожан о благодатной помощи святителя в разделе «Из писем прихожан”.

Акафист Святителю Спиридону, епископу Тримифунтскому в нашем храме совершается по вторникам по окончании вечерни в 18:00, но см.расписание богослужений.

Святитель Николай

Древнейшая икона нашего храма – образ Николы Можайского (конец XVI века), расположенный в левом приделе святителя Николая Чудотворца, в киоте слева от амвона. Он также содержит частицу святых мощей милостивого угодника Божия Николая, архиепископа Мир Ликийских. Акафистное пение ему совершается в нашем храме обычно после вечерни по четвергам.

Пророк Елисей

Из других особо чтимых святынь можно отметить образ св. пророка Божия Елисея и образ св. Илии-пророка с житийными клеймами – древние иконы XVII–XVIII веков (в правом Елисеевском приделе, справа от амвона) и образ святого мученика Иустина Философа (XVII века, обновлена в XIX веке – в иконостасе левого Никольского придела.

Св.мч. Иустин Философ

Эти иконы перешли в наш храм в XIX веке из несуществующей теперь Елисеевской церкви, а святому мученику Иустину, одному из древнейших христианских писателей (II век) был некогда посвящен и один из престолов храма Воскресения.

В нашем храме также почитаемы образы Божией Матери Казанский акафистный, Знаменский, Боголюбский, Страстной, Коневский, Смоленский, Иверский и «Утоли моя печали», иконы святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, великомученика Никиты, мученика Трифона, великомученика Георгия Победоносца, а также преподобного Саввы Сторожевского и благоверной княгини Анны Кашинской с частицей их святых мощей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *