Храм троицы Балаково

ЗАКАЗАТЬ

5 октября, понедельник

Седмица 18-я по Пятидесятнице. Прор. Ионы;

8.00— Литургия
17.00 – вечернее богослужение (славословие);

6 октября, вторник

Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Прославление свт. Иннокентия, митр. Московского;

8.00— Литургия
17.00 – вечернее богослужение (славосл.)

7 октября, среда

Первомц. Равноап. Феклы;

8.00— Литургия
17.00 — вечернее полиелейное богослужение

8 октября, четверг

Прп. Евфросинии Александрийской;

Преставление прп. Сергия, иг. Радонежского, чудотворца;

8.00— Литургия
17.00 — вечернее полиелейное богослужение

9 октября, пятница

Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова;

Свт. Тихона, патриарха Московского и всея России;

8.00— Литургия
17.00 — вечернее богослужение (славословие);

10 октября, суббота

Мч.Каллистрата и дружины его; сщмч. Петра, митр. Крутицкого;

8.00— Литургия
17.00 — Всенощное бдение

11 октября, воскресенье

Неделя 18-я по Пятидесятнице.

Прп. Харитона Исповедника.

Прп. Схим. Кирилла и схим. Марии, родителей прп. Сергия Радонежского;

Собор преподобных отцов Киево-Печерских. В Ближних пещерах почивающих;

Обретение мощей прмц. Вел. кн. Елисаветы;

6.15 – ранняя Литургия;
9.00 — поздняя Литургия;
17.00 – вечернее богослужение (славословие);

12 октября, понедельник

Седмица 19-я по Пятидесятнице. Прп. Кириака отшельника;

8.00— Литургия
17.00 – вечернее полиелейное богослужение

13 октября, вторник

Сщмч. Григория, еп. Просветителя Великой Армении;

свт. Михаила, первого митр. Киевского;

8.00— Литургия
17.00 — Всенощное бдение;

Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии;

6.15 – ранняя Литургия;
9.00 — поздняя Литургия;
17.00 — вечернее богослужение;

15 октября, четверг

Сщмч. Киприана. мц. Иустины, мч. Феоктиста;

Прав. воина Феодора Ушакова;

8.00— Литургия
17.00 – вечернее богослужение (славословие);

16 октября, пятница

Сщмч. Дионисия Ареопагита, еп.Афинского;

8.00 — Литургия
17.00 – вечернее богослужение (славословие);

17 октября, суббота

Сщмч. Иерофея. еп.Афинского;

Обретение мощей свт. Гурия, архиеп. Казанского и Варсонофия, еп.Тверского;

8.00— Литургия
17.00 — Всенощное бдение

18 октября, воскресенье

Неделя 19-я по Пятидесятнице.

Мц.Харитины.

6.15 – ранняя Литургия;
9.00 — поздняя Литургия;
17.00 – вечернее полиелейное богослужение;

19 октября, понедельник

Седмица 20-я по Пятидесятнице. Апостола Фомы;

8.00— Литургия
17.00 — вечернее богослужение(славословие);

20 октября, вторник

Мч. Сергия и Вакха;

8.00— Литургия
17.00 — вечернее богослужение;

21 октября, среда

Прп. Пелагии;

8.00— Литургия
17.00 — вечернее полиелейное богослужение;

22 октября, четверг

Ап. Иакова Алфеева;

8.00— Литургия
17.00 — вечернее полиелейное богослужение;

23 октября, пятница

Прп. Амвросия Оптинского; мч. Евлампия и Евлампии;

8.00— Литургия
17.00 — вечернее богослужение (славословие);

24 октября, суббота

Ап. Филиппа, единого от семи диаконов;

Собор всех святых, в Оптинской пустыни просиявших;

8.00— Литургия
17.00 — Всенощное бдение

25 октября, воскресенье

Неделя 20-я по Пятидесятнице.

Память святых отцов VII Вселенского Собора;

6.15 – ранняя Литургия;
9.00 — поздняя Литургия;
17.00 – вечернее полиелейное богослужение;

26 октября, понедельник

Седмица 21-я по Пятидесятнице. Иверской иконы Божией Матери;

8.00— Литургия
17.00 — вечернее богослужение;

27 октября, вторник

Мч. Назария, Гервасия, Протасия, Келсия;

8.00— Литургия
17.00 — вечернее полиелейное богослужение;

28 октября, среда

Прп. Евфимия Нового, Солунского. Свт. Афанасия исп., еп. Ковровского;

8.00— Литургия
17.00 — вечернее богослужение (славословие);

29 октября, четверг

Мч. Лонгина сотника, иже при Кресте Господни;

8.00— Литургия
17.00 — вечернее богослужение;

30 октября, пятница

Прор. Осии; Прмч. Андрея Критского;

8.00— Литургия
17.00 — вечернее полиелейное богослужение;

31 октября, суббота

Апостола и евангелиста Луки;

8.00— Литургия
17.00 – Всенощное бдение;

1 ноября, воскресенье

Неделя 21-я по Пятидесятнице.

Прор. Иоиля. Мч. Уара;

Перенесение мощей прп. Иоанна Рыльского;

6.15 – ранняя Литургия;
9.00 — поздняя Литургия;
17.00 — вечернее богослужение (славословие).

История храма Святой Троицы в Балаково: к 150-летию Ф.О. Шехтеля.

Материалы музея архитектуры им. А.В. Щусева свидетельствуют, что Московское архитектурное общество (МАО) в 1908 году организовало конкурс имени Анисима Михайловича Мальцева на составление проекта храма в Балакове. В состав жюри по присуждению премий вошли Ф. Шехтель, С. Новаковский, Ф. Богданович, И. Машков, И. Курдюков, А. Мейснер, Л. Кекушенев, С. Соловьев, Д. Сухов, А. Латков и объявившие конкурс братья Мальцевы. На выставке конкурсных проектов старообрядческой церкви в Балаково было представлено, как сообщает журнал «Церковь», 34 проекта из Москвы, Петербурга, провинции и даже из-за границы. Условием для участников конкурса было использование при проектировании нового храма образцов древнерусского зодчества до XVII века в формах, используемых до времени раскола Церкви. По решению жюри были премированы проекты архитекторов И.С. Курдюкова (I премия) и Ф.Ф. Федоровского (II премия). Интересно, что III премию получил проект будущих лидеров советской архитектуры, студентов Института гражданских инженеров Виктора и Александра Весниных.

Однако в представленных на конкурсе проектах не была решена полностью поставленная Мальцевыми задача, поэтому они обращаются к председателю жюри Федору Шехтелю с просьбой выполнения проекта и строительства храма.

Проект, выполненный Шехтелем, как он сам пишет в пояснительной записке, «прост и ясен». Это «шатровый бесстолпный храм из белого камня с тремя главами, символизирующими Животворящую Троицу, с колокольней и баптистерией (крещальней). Монументальный объем четверика с четырьмя щипцами венчает восьмигранный барабан со щелевидными окнами, каждая грань которого завершена кокошником, переходящая в грандиозный шатер, вертикали главного объема». Шехтель ответственно и с большим вниманием отнесся к проектированию храма. Вопросы, относящиеся и к его планировке, и к архитектурным формам, он обсуждал с Мальцевыми и при этом постоянно консультировался со знатоком духовной культуры старообрядцев и толкователем Священного Писания Павлом Петровичем Шибановым. В архиве музея архитектуры им. А.В. Щусева имеется их переписка по поводу внешнего и внутреннего оформления церкви.

Образное решение храма, созданного Шехтелем, построено на использовании мотивов псково-новгородского зодчества в сочетании с чрезвычайно мощным шатровым завершением. Тема Троицы нашла отражение в трехкратном повторении формы шатра в венчании основного объема, колокольни и крестильни, в мотиве тройных арочных окон на фасадах храма и в других элементах архитектурного декора.

Торжественная закладка храма в Балакове состоялась 28 июля 1909 года. Строительство храма, начатое в 1910 году, было завершено к осени 1912-го — в октябре подняли 17 колоколов. Строителем храма являлся, по сведениям местных историков, некий инженер Антонов, который работал под непосредственным наблюдением архитектора Федора Шехтеля. В течение 1912–1913 года Шехтель работал над завершением наружной отделки храма.

Участок для строительства церкви архитектор Шехтель выбрал на высоком берегу реки Балаковки, так, чтобы храм просматривался с Волги, где он замыкал перспективу обширной Амбарной площади. В разлив с Волги подходили пароходы и хлебные грузовые баржи к балаковской хлебной пристани, примыкающей к Амбарной площади. Храм стал доминантой многолюдной площади и оставлял у приезжих самые благоприятные впечатления о Балаково.

«Церковь в Самарской губернии поражает искусно решенной задачей шатрового перекрытия большой площади»,— писал критик и искусствовед В. Я. Курбатов. В 1911 году журнал «Зодчий» поместил фотографию с проекта этого храма: «Староверческая церковь в г. Балаково Самарской губернии… строится на средства А.М. Мальцева на 1200 приходящих. Стоит она над Волгой и сооружается из жигулевского камня размером 10×13 вершков; им же облицованы главный шатер и шатры над крестильной и колокольней. Мозаичные панно на северном и южном фронтонах и над главным входом исполняются в мозаичной мастерской В. А. Фролова в Петербурге. Иконостас и ризы в пяти ярусах будут выложены серебряной вызолоченной басмой. Церковь исполняется по проекту Ф.О. Шехтеля».

Необычность архитектурного облика храма и оригинальность его конструкции широко отмечались в прессе того времени. «Старообрядцами, приемлющими священство Белокриницкой иерархии, после богослужения в существующем уже много лет деревянном храме совершена торжественная закладка нового каменного храма во имя Святой Троицы. Храм сооружается в древнем новгородском стиле и будет построен весь, от основания до верха, не из кирпича, а из глыб белого жигулевского камня, причем так, чтобы, насколько возможно, и швов не было заметно. Стоимость постройки этого храма будет огромна, как передают, около 500 тысяч рублей. И это в селе, хотя и большом, бойком и торговом».

Пока шло строительство, Анисим Мальцев за огромные деньги приобрел несколько сот драгоценных дониконовских икон, которые в 1915 году были размещены в храме. Иконостас и ризы выложены серебряной вызолоченной басмой. В храме имелись уникальные мозаичные панно — иконы «Троица», «Спас Нерукотворный», «Знамение».

Анисим Мальцев всего несколько месяцев не дожил до освящения церкви. 10 февраля 1914 года, собираясь на свои хутора по хозяйственным делам, он скоропостижно скончался. Хоронили Анисима Михайловича с большими почестями всем городом. Его брат Паисий достроил храм. В газете «Заволжье» сказано: «На днях состоялась закладка придела старообрядческой церкви, построенной на средства умершего А.М. Мальцева. На торжество закладки прибыл епископ Мелентий с духовенством. Торжество привлекло большую толпу народа».

Начиная с 1919 года, из Троицкого храма изымалось церковное имущество: серебряная утварь, канделябры, иконы, сусальное золото с главок. Затем государство наложило непомерный налог на здание, и старообрядческая община, в связи с отсутствием средств, вынуждена была письменно отказаться от здания. Так старообрядцы потеряли свой храм.

После перехода здания церкви к государственным властям председатель горсовета А. Карпухин в 1930 году посылает в Ленинград запрос о ценности здания. Из письма директора Центральных государственных реставрационных мастерских (ЦГРМ) И. Грабаря следует, что здание не является памятником архитектуры и не состоит на охране государства, но имеется приписка: «Среди имущества церкви представляет особую ценность иконная живопись (мозаичные панно), которая является памятником монументального искусства и находится в ведении Главнауки».

В 1930 году одновременно с разрушением всех церквей города разрушаются шатры центрального объема и колокольни Троицкого храма. Разобрана верхняя звонница, все апсиды, алтарная преграда. Со второго яруса колокольни сбросили знаменитый колокол. Он разбился, драгоценные осколки милиция собрала и куда-то вывезла. Сохранился акт осмотра здания Белокриницской церкви 1930 года с заключением: здание надлежит приспособить под городской театр. О судьбе приобретенных А. Мальцевым ценных древнерусских икон ничего не известно. Трагикомическая подробность: театр получил имя Чапаева. Здание было страшно изуродовано, алтарь превращен в сценическую коробку.

Мозаика «Спас Нерукотворный» закрашивалась масляной краской ежегодно, но на каждую Пасху краска осыпалась, а лик Иисуса Христа появлялся вновь. Имеется фото советского периода, на котором видно закрашенное краской мозаичное панно «Спаса Нерукотворного», а с главного фасада взирает с огромного плаката вождь пролетариата. «Чапаевский» театр ввиду недостаточной востребованности населением был закрыт. Здание пустовало и разрушалось. Затем церковь использовалась под зерносклад. От проекта Шехтеля не сохранилось ничего. Искалеченный храм узнать было невозможно. Таким он остался в моей детской памяти.

В 1964 году здание было передано на баланс завода им. Ф.С. Дзержинского. Заводу был нужен клуб, и он разрушил то, что не успели разрушить до него.

В 1976 году, вернувшись из Саратова в родной город Балаково, я посетила храм, который использовался как дворец культуры завода. Яркие впечатления об увиденном проекте Шехтеля в Москве помогли понять, как чужеродны и уродливы проведенные новшества.

В 1988 году меня избрали председателем Балаковского городского общества ВООПИК (Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры). В то время в городе не было поставлено на учет и охрану ни одного памятника. Тогда я начала готовить паспорта. В первую очередь на лучшие памятники архитектуры, в том числе — на храм Шехтеля. Были выполнены архитектурные обмеры, фотофиксация, анализ состояния несущих конструкций, которые буквально трещали от варварского использования, собран архивный материал. В государственном архиве Самары удалось найти выполненный в 1909 году проект (чертежи в синьках с автографами автора) с пояснительной запиской.

Между тем в стране происходили перемены. Ко мне как председателю ВООПИК обратился протоиерей Анатолий Шумов с просьбой оказать помощь в возвращении здания церкви. Упрашивать меня не пришлось. Однако я поставила условие: храму должен быть возвращен прежний облик, который должен соответствовать проекту Шехтеля. Получив согласие и увидев готовность Церкви решать эту задачу, я оформила ходатайство в областной совет ВООПИК.

В 1989 году здание было официально передано Русской Православной Церкви. И с первых дней началось активное восстановление храма под руководством отца Анатолия Шумова, который отдавал этому делу все свои силы. В восстановлении церкви участвовало много людей: администрация города, специалисты и руководители многих организаций и предприятий, архитекторы, строители, художники, прихожане. Восстановление оказалось многотрудным делом, оно было связано с бесчисленными проблемами. Каждое помещение, конструкция, узел, материал требовало единственно достоверного решения.

В 1990 году студентка Балаковского института техники, технологии и управления (БИТТиУ) Лилия Веселова под моим руководством сделала дипломную работу — проект восстановления церкви Святой Троицы в Балаково. Работа содержала архитектурные предложения и расчеты, необходимые для восстановления конструкций шатров, укрепления стяжки барабана, все это потом пригодилось при выполнении работ. В 1993 году архитектор Дмитрий Голубинов из Саратова выполнил рабочие чертежи и сметы архитектурной реставрации храма.

Когда освободили северную сторону от танцевального зала, взору балаковцев открылась сияющая золотом в утренние часы яркая мозаика «Знамение».

В 1995 году неожиданно умер всеми почитаемый отец Анатолий. Как и Анисим Мальцев, он не дожил до окончания работ. Работу продолжил протоиерей Константин Фролов.

В 1996 году восстановили шатер с главкой и крестом, затем звонницу колокольни. Было выполнено инженерное обследование несущих конструкций центрального шатра и выявлен разрыв стяжки основания барабана. Вес шатра с внутренним куполом составлял 220 тонн. Дальнейшее воссоздание было невозможно без обеспечения необходимой несущей способности конструкций. Проект Д. Голубинова ответа на эту проблему не давал. Были привлечены специалисты БИТТиУ В. А. Аридов и А.А. Землянский, которые выполнили расчет и рабочие чертежи по обеспечению несущей способности опорного кольца барабана. Пригодились здесь и первые предложения проекта Лилии Веселовой.

В 1999 году металлический каркас огромного центрального шатра был установлен на 8 башмаков барабана. Шатер увенчан позолоченной шлемообразной главой с крестом, приобретенной на средства, выделенные администрацией города.

С того момента, как епархию возглавил Епископ Саратовский и Вольский Лонгин, восстановление храма получило дополнительный импульс. В январе 2004 года настоятелем храма становится протоиерей Александр Волков — ныне игумен Амвросий. При содействии и участии благотворителей продолжается активная реставрация храма. Обновлены полы, окна, отреставрирована зимняя церковь, деревянные детали храма: дубовые резные двери, настил, антресоли хоров. В храме появилось новое убранство, утварь, иконы.

До полного завершения остается много работы — выполнение иконостаса, росписи храма по эскизам автора и изготовление мебели. Но уже сейчас можно сказать: мы приближаемся к замыслу великого зодчего Шехтеля. Храм, словно птица феникс, восстает из пепла.

Надежда Попова, профессор, доктор архитектуры, Почетный архитектор России Журнал «Православие и современность» №10 (26) 2009 год http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=6569&Itemid=3
«Православие и современность» Информационно-аналитический портал Саратовской епархии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *