Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Сергиевом Посаде – один из красивейших храмов России. Она относится к числу главных достопримечательностей древнего подмосковного города. Место ее расположения – историческая часть Сергиева Посада, южнее Троице-Сергиевой лавры. Церковь была возведена во 2-й пол. 18 века (1757-1769), последовательно сменив собой несколько деревянных храмов, то ветшавших, то погибавших в пожарах. По благочестивой традиции средства на ее строительство пожертвовали местные прихожане – жители села Клементьева, которое принадлежало Троице-Сергиеву монастырю, а в 1782 году вошло в состав посада с именем Сергиевский.
В письменных источниках Клементьево (древнейшее из подмонастырских поселений) впервые упоминается в 1-й четверти XV столетия. Краткие сведения о нем содержатся в «Житии преподобного Сергия, игумена Радонежского», составленного Епифанием Премудрым в 1417-1418 гг. Ученик святого пишет: «Вокруг же монастыря того было безлюдно, со всех сторон леса, всюду пустыня… Так жили монахи, пока не прошло много лет, – я думаю, больше пятнадцати. Через некоторое время начали приходить сюда христиане, проходя через леса те, и понравилось им здесь жить… И сделали они себе многие выселки, прежнюю изменив пустыню… И построили они села, и дома многие…». По преданию, некий крестьянин Климент (в просторечии Клементий) первым поставил свой дом возле святой обители. От его имени и пошло название села. Доказательством существования Клементьева во времена прп. Сергия Радонежского могут служить данные археологов, обнаруживших в этом поселении Сергиева Посада керамику XIV века.
Изначально Клементьево числилось во владениях удельных радонежских князей. Один их них, Андрей Владимирович Радонежский, не позднее 1425 года передает Клементьево в собственность Троицкого монастыря. Дальнейшее развитие села предопределила Переславская дорога (современное Ярославское шоссе) – важное стратегическое направление и торговый тракт, неоднократно менявший свое направление и название. В сер. XV века он связал знаменитый монастырь и Клементьево с Москвой, северными и волжскими городами, а позднее – с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком. Самое древнее поселение Троицкого посада оказалось на расстоянии одного конного пути из столицы, поэтому здесь непременно делали остановку, отдыхали, меняли лошадей. Близость дороги, соседство с обителью прп. Сергия способствовали процветанию торговли и ремесла, превращению Клементьева в одно из богатейших и крупных сел Московского государства.
Возможно, что уже в XV веке богатое Клементьево имело свою церковь. Первое достоверное сведение о ней относится к 1513 году: «лета 7022 ноября 28 священа бысть церковь древена в Клементьеве», – сообщает монастырская рукопись XVI века. Из другого документа того же периода мы узнаем, что церковь была посвящена празднику Успения Божией Матери.
В XVI – XVII вв. в Клементьево находился административный центр Троицких поселений. Из троицких слуг – детей боярских (представителей среднего слоя русского общества) – с утверждением в Приказе Разбойных дел выбирался губной староста, который вместе с помощниками вершил суд, ведал тюрьмой, собирал пошлину, объявлял указы Троицкого монастыря. Большой ущерб село претерпело в начале XVII столетия в связи с событиями Смутного времени. Еще до начала интервентами осады Троице-Сергиева монастыря поляки во главе с военачальником Александром Лисовским сожгли его дотла, в том числе, два деревянных храма: летний (в честь Успения Божией Матери) и зимний (в честь святителя Николая). Зимняя, отапливаемая церковь была построена в конце XVI столетия.
В 1608-1610 гг. жители Клементьева, прихожане упомянутых храмов проявили мужество и героизм, защищая от врага «первый монастырь Московского государства». История сохранила имена двух простых крестьян – Никона Шилова и Петра Слоты. Эти клементьевцы ценой собственной жизни взорвали вражеский подкоп, тем самым спасли знаменитый монастырь и «троицких сидельцев». После снятия осады в Клементьево в устроенной братской могиле были захоронены жители окрестных поселений и защитники Троицкой крепости, погибшие при ее обороне – более 800 человек (согласно «Житию преподобного Дионисия, архимандрита Радонежского»). По тем временам, 800 человек – это численность мужского населения крупного города.
Несмотря на полное разорение в период Смуты, Клементьево быстро восстанавливается и достигает своего максимального расцвета. Отстраивается Никольская церковь. К середине XVII века ее сменяет Успенская, тоже деревянная. В храме имелось два придела: в честь свт. Николая Чудотворца и мученика Алексия. Церковь погибла в опустошительном пожаре 1746 года. Бедствие показало необходимость строительства каменного сооружения. Так, во 2-й половине XVIII века появляется ныне существующий храм с приделами: в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», Рождества Иоанна Предтечи и святителя Николая. Храм строился на рубеже двух исторических вех. Вслед за указом Екатерины Великой 1764 года о секуляризации церковных земель Клементьево приобретает статус казенного поселения, окончательно выходит из-под ведения Троицкого монастыря.
Через восемь лет, после учреждения посада, административный центр города переносится в другое место, потом и шумная дорога обходит бывшее владение Троицкого монастыря стороной – бурная жизнь Клементьева остается в прошлом. Тихие улочки, домики с резными наличниками, удаленность от городской суеты создали неповторимое своеобразие древнейшей части Сергиева Посада. За современным скромным названием «Клементьевский поселок» скрылись царские и императорские богомольные походы к Троице, героические страницы прошлого и судьбы незаурядных людей. Нелегко представить, но это факт: под асфальтом Клементьевской улицы остались следы царей и императриц, их чиновников и рассыльных, путешественников и купцов, конечно, простых крестьян и богомольцев; Клементьевский (Банный) пруд, как и Келарский, – ровесник эпохи Ивана Грозного, а некоторые дома – более чем столетние юбиляры.
Над исторической деревянной застройкой, улочками и прудами возвышается величественный Успенский храм. Выразительный силуэт, богатая пластическая обработка фасадов, фигурные кровли выделяют его среди других посадский церквей. Построенный по трехчастной системе он напоминает «корабль». Ядро церкви – высокий восьмигранный объем, перекрытый сводом в форме купола-полусферы, увенчанный луковичной маковкой. Средняя часть – трапезная – в плане повторяет крест; трехъярусная колокольня завершается шатром, по старинной традиции московского зодчества.
В 1929 году советская власть заключила с верующими «договор на аренду здания», а в июне 1936 года расторгла его «за злостное невыполнение» обязательств со стороны прихожан, и тогда же, по ходатайству «группы верующих обновленческой ориентации», церковь была передана раскольникам. Чуть ранее в 1934 году были утрачены колокола храма. Согласно Постановлению Президиума Загорского Горсовета (с 1930 года город Сергиев стал именоваться Загорском), колокола сняли со всех городских церквей и передали «в металлом для использования в промышленности». В эти годы в церкви совершал дьяконское служение преподобномученик Феофан (Графов), своим исповедничеством восполнивший Собор новомучеников Российских. Он родился 6 января 1874 года в селе Никитская слобода близ города Переславль-Залесский Владимирской губернии. В 1896 году поступил послушником в Борисоглебский Ростовский монастырь, где в 1907 году был пострижен в монашество и через год, в 1908 году, рукоположен во диакона.
В 1923 году монастырь был закрыт. Пробыв на родине в Никитской слободе несколько месяцев, отец Феофан в конце 1930 года переехал в Сергиев Посад Московской области, и был определен на служение в Успенский храм города. 21 октября 1935 года Загорским районным отделением НКВД он был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму города Москвы. Нашлись лжесвидетели, которые оклеветали исповедника. 8 января 1936 года тройка НКВД приговорила иеродиакона Феофана (Графова) к трем годам ссылки в северный край. В феврале этапом отец Феофан был направлен в город Архангельск, где местом ссылки ему был определен город Каргополь. Чтобы заработать на хлеб и платить за жилье, отец Феофан пилил дрова. В 1937 года, в период новой вспышки арестов, отец Феофан был арестован вновь. Не признав своей виновности в контрреволюционной деятельности, исповедник был приговорен к 10 годам исправительно-трудового лагеря. Отбывая наказание, иеродиакон Феофан умер 18 марта 1938 года в городе Каргополе и погребен в общей безвестной могиле.
В это время Успенскую церковь окончательно закрыли, в ее здании разместилась городская хлебопекарня. В 1960-х гг. хлеб-завод освободил церковное помещение. В старинном храме, изуродованном до неузнаваемости, стала царить «мерзость запустения».
Только в эпоху перемен, в 1990 году, Успенская церковь была возвращена Русской Православной Церкви. Наконец, она дождалась присвоения официального статуса памятника архитектуры общероссийского значения, возрождения и реставрации после долгих лет воинствующего безбожия. Настоятелем приходской общины Указом Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия был назначен протоиерей Владимир Кучерявый. Первая Божественная Литургия в храме была совершена 19 декабря 1990 г. в день памяти свт. Николая Чудотворца. Почти сразу была открыта Воскресная школа (позднее она разместилась в ветхом здании бывшей начальной школы, удачно расположенной в пределах церковной ограды).
19 октября 1999 состоялось великое освящение центрального престола, посвященного Успению Божией Матери, которое совершил Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. За десять лет были проведены большие восстановительные работы: восстановлен пол и покрыт мрамором, кровля покрыта медью, построена колокольня, установлен иконостас. Традиционным стал Крестный ход в день Богоявления на источник святителя Николая Чудотворца у Келарского пруда. Священнослужители и прихожане двух приходов: Успенской и Ильинской церквей, в этот день совершают здесь великое освящение воды.
В 2001 году Успенский храм стал центром Сергиево-Посадского благочиния. Его новым настоятелем и одновременно ответственным за сорок других приходов района был назначен священник Александр Самойлов, преподаватель Московской Духовной Семинарии, кандидат богословских наук, член Богослужебной Синодальной комиссии. В 2005 году он принял монашеский постриг с именем Иоанн и был удостоен сана игумена. На его плечи легли: расчистка и благоустройство церковной территории, возведение ограды, внутреннее убранство старинного храма, среди которого можно выделить устройство боковых приделов и деревянных дубовых резных киотов с Богородичными иконами и образами святых в рост, созданных современными иконописцами и резчиками в древнерусских традициях. Особо почитаемыми святынями Успенской церкви стали икона свт. Николая с частицей его мощей, ковчежец с частицами мощей более семидесяти святых Киево-Печерской Лавры и других угодников Божиих, икона преподобного Пимена Многоболезненного с частицей святых его мощей.
14 декабря 2001 года состоялось иерейское освящение придела святителя Николая, а 22 декабря того же года – освящение придела Рождества Иоанна Предтечи.
Насыщенный событиями для Успенской церкви оказался 2003 год: к лику новомученников Российских был причислен иеродиакон Феофан (Графов), служивший здесь в 1930-35 гг.; в пределах церковной ограды заложили фундамент и начали строительство храма-крещальни в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник».
Возникновение храма
Храм Николая Чудотворца в деревне Малинники Московской Области находится примерно в двадцати километрах от Сергиева Посада, по дороге на Нижний Новгород.
История его возникновения очень необычна. Как свидетельствует местное церковное предание, однажды крестьянин на сенном стогу увидел дивной красоты икону Николая Чудотворца. Взял ее, отнес в близрасположенный храм с. Слотино и отдал священнику. Там она и была оставлена. Однако на следующее утро икона вновь оказалась на том же стогу. Теперь ее уже с крестным ходом внесли в храм… Каково же было изумление, когда икона и в третий раз чудодейственным образом оказалась на прежнем месте. Храм на ночь тщательно запирался, и никто посторонний в него проникнуть не мог. Вскоре одному благочестивому жителю села во сне было видение св. Николая, который повелевал на том месте, где найдена икона, построить храм в честь его имени. В память сего события и была сооружена «Церковь Николы на стогу», и сама местность получила название «Стогово».
Архитектура XVI столетия представлена в Троице-Сергиевой Лавре огромным Успенским собором (1559-1585); он строился на средства Ивана Грозного, который пожелал поставить в монастыре храм по образцу главного собора Московского Кремля. Следуя воле царя, монастырские зодчие соорудили торжественный и строгий, полный величавого спокойствия храм, почти точно повторили формы кремлевского Успенского собора. Его внушительный объем, увенчанный пятью тесно поставленными главами, стал основной объемной доминантой всего монастырского комплекса. Большие плоскости беленых стен, завершенные волной полуциркульных закомар, украшены аккуратным поясом из тонких полуколонок – мотив, характерный для Владимиро-Суздальской архитектуры и вновь утвержденный на московской земле. В отличие от кремлевского образца, монастырский храм сложен не из камня, а из кирпича; шесть его пилонов, несущих своды и барабан, получили не круглую, а традиционную прямоугольную форму сечения, а по всему западному фасаду, выходящему на древнюю площадь, была прибавлена открытая сводчатая паперть.
В период строительства колокольни центральный барабан собора был значительно надложен в высоту, а купола получили сочную луковичную форму (1753), а затем эффектные украшения в виде накладных золотых звезд разного размера (1806); все это придало Успенскому собору своеобразный и глубоко индивидуальный облик, так не похожий на исходный образец. Измененное пятиглавие собора можно причислить к ряду тех удачных находок, которые вносят особый колорит в художественный облик ансамбля и надолго запоминается в качестве его характерного образа или символа.
В церкви четыре престола: главный – в честь Успения Божией Матери и боковые – во имя великомученика Феодора Стратилата (память 8 февраля и 8 июня), мученицы Ирины (16 апреля) и Николая чудотворца. Два первых придела, находящихся в двух южных боковых отделениях алтаря и посвященных ангелам царя Федора Ивановича и его супруги, устроены при самом построении церкви; а третий придел – во имя Николая Чудотворца, находящийся в крайнем северном предалтарии, устроен во время осады лавры поляками как обетная церковь по случаю свирепствовавшей в монастыре повальной болезни цинги и освящен 9 мая 1609 года.
В главном алтаре собора запрестольный крест утвержден над двуглавым орлом, который, по преданию, вырезан Петром Великим. Пятиярусный, резной, огромных размеров иконостас сделан на месте первоначального в половине прошедшего столетия. Расположение рядов икон в нем иное, чем в Троицком соборе, а именно совсем то, какое принято в настоящее время, то есть местные иконы, праздники, ряды – апостольский, пророческий и праотеческий. Из четырех серебряных риз на местных иконах три ризы – на иконах св. Троицы, Спасителя на престоле и Успения Божией Матери – сделаны в 1854 году Московским купцом Е.К. Маловым, а четвертая риза – на иконе Благовещения – сделана на монастырский счет в 1880 году. Серебряные лампады перед местными иконами, в числе 9, даны царями Иоанном и Петром Алексеевичами в 1686 году, как видно из сделанных на них надписей. В алтаре вдоль иконостаса, поверх дверей, устроены, подобно тому как в Московском Успенском соборе и некоторых других больших старых (сохраняющих старые, ХVIII века, иконостасы, например в Московском Донском монастыре, соборе г. Смоленска и др.) церквах, три ряда, или три яруса, хоров (галерей). На хорах этих поют певчие в праздник Успения Божией Матери, причем для того, чтобы пение слышно было в церкви, вынимаются из верхнего ряда иконостаса несколько икон (а назначение этих хоров есть то, чтобы в случае нужды и по мере нужды вынимать с них иконы из иконостаса и чтобы вообще при помощи их содержать в опрятности сей последний). (Из описаний Е. Голубинского).
Под стать величественному собору и фресковая живопись, покрывающая его стены, столпы и своды. Она была выполнена в 1674 г. артелью ярославских и троицких иконописцев, возглавляемых известным мастером Дмитрием Григорьевым. Особую торжественность внутреннему убранству собора придает огромный пятиярусный резной иконостас начала XVIII в. с иконами XVII в. и два прекрасных бронзовых паникадила работы Оружейной палаты (XVII в.).
В соборе находятся надгробные памятники над погребенными в нем: в северо-западном углу – королевой Марией Владимировной и ее дочерью, королевной Евдокией; по южной половине западной стены, или направо от входа, – архиепископом Рязанским Моисеем, архиепископом Московским Августином и митрополитом Московским Макарием.
Главной святыней собора являются покоящиеся в нем мощи святителя Иннокентия, митрополита Московского, открытые для поклонения в теплое время года, когда Успенский собор становится главным храмом, в котором совершаются монастырские богослужения: всенощные бдения (начало в 17 час.) и Божественные литургии (начало в 5 час. 30 мин. и в 9 час. 30 мин.). В крипте собора совершаются водосвятные молебны (начало в 9 час. и 12 час.) и раздается освященное масло.
Фото: Официальный сайт Троице-сергиевой Лавры
Успенская церковь расположена к югу от Троице-Сергиевой Лавры в бывшем подмонастырском селе Клементьево, вошедшем в 1782 году в состав новообразованного Сергиевского Посада. По приделу святителя Николая церковь часто называлась Никольской. Поселение Клементьево, находившееся на важном торговом пути, ведущем из Москвы в северные города, имело свою церковь, вероятно, еще в XV в. Первое достоверное известие о ней относится к 1513 г.: «лета 7022… священа бысть церковь древяная в селе Клементьеве».
К концу XVI в. в селе были уже две церкви, поставленные на средства местных жителей: в честь Николая чудотворца (клетского типа) и холодная во имя Успения Богоматери «древяна вверх» (то есть шатровая). При церквях в 22 кельях жили «старицы-черноризицы, питавшиеся от церкви божией».
Вскоре после осады монастыря, когда выжжены были окрестные поселения, в Клементьеве отстроили только одну церковь — Никольскую. К середине XVII в. ее сменила шатровая Успенская. В монастырской описи 1641/42 гг. имеется краткое описание ее внешнего вида и внутреннего убранства: «…церковь …о трех верхах, шатровые, главы обиты немецким железом, с правую сторону предел Николы Чудотворца, а с левую сторону Алексей человек божий… Да у церкви колокольница рублена восемь стен, над нею шатер, глава обита чешуёю». Судя по описанию, это был стройный трехглавый храм с двумя приделами, трапезной и колокольней, глава которой была покрыта лемехом.
После опустошительного пожара 1746 г. на средства прихожан в 1757 г. было начато строительство ныне существующей каменной церкви, законченное в 1769 г. Новый храм имел четыре престола: в честь Успения Богородицы, иконы Богоматери «Живоносный Источник», Рождества Иоанна Предтечи и святителя Николая, причем по последнему вся церковь называлась еще и Никольской.
Большую помощь приходу в возведении новой каменной Успенской церкви оказала
Троице-Сергиева лавра. В июле 1761 года по просьбе прихожан обитель пожертвовала 20
тысяч штук кирпича на свод церкви, а в октябре 1764 года – два металлических креста для
оснащения церковных приделов.
В 1787 году в семье священника Успенской церкви Степана Алексеева родился сын Николай,
впоследствии митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Никанор (Клементьевский). В
1856 году митрополит посетил Сергиевский Посад и принес в дар родному храму напрестольное Евангелие и три «сребропозлащенных священнослужебных» сосуда с дарственной надписью на каждом: «от преосвященнаго Никанора, митрополита Новгородского и С.-петербургскаго в 1856 г. в цвь. Успения Божией Матери, что в Клементьеве».
Успенская церковь была построена по трехчастной схеме. Ядро храма представляет собой высокий двусветный бесстолпный восьмерик с узкими диагональными гранями, перекрытый крутым сводом. Храм увенчан стройным двухъярусным барабаном с небольшой луковичной главкой. Алтарь церкви прямоугольный, его объем усложнен полукруглым выступом посредине.
Примыкающая с запада трапезная, равная по высоте алтарной апсиде, в плане представляет собой трехконечный крест, в боковых ветвях которого находятся приделы, их внешние углы также срезаны. Восемь столбов, свободно стоящих в интерьере трапезной, поддерживают сложную систему оригинальных сводов. Трехъярусная колокольня Успенской церкви была увенчана высоким глухим шатром с миниатюрной главкой (в конце 1930-х годов колокольня была разрушена).
Продуманный, выдержанный в традициях позднего барокко декор здания подчеркивает архитектонику храма, его разнообразные объемы. Нижняя часть церкви, алтарь и трапезная вместе с боковыми ветвями обработаны рустом (декоративной рельефно выступающей горизонтальной кладкой). На гранях многочисленных углов расположены парные пилястры. Фасады восьмерика оформлены круглыми фронтонами, сглаживающими переход от стен к сферической кровле. Нарядные лепные наличники обрамляют окна; междуэтажные и венчающие карнизы, состоящие из нескольких лент профилей, опоясывают здание.
Храм Успения Богоматери — это одна из лучших барочных церквей Сергиева Посада. Внушительные размеры, выразительный силуэт, богатая пластическая обработка фасадов, а также оригинальный и гармоничный интерьер выделяют Успенский храм среди прочих посадских церквей. Расположенная на возвышенности, она господствует над окружающей застройкой, являясь единственным звучным акцентом архитектурного пейзажа бывшего села Клементьева.
В 1899 году в Успенском приходе насчитывалось более 1240 человек. Успенская церковь была закрыта во второй половине 1930-х годов. В конце этого же десятилетия была разрушена ее колокольня. В здании закрытой церкви был устроен хлебозавод. Возвращение церкви верующим произошло в 1980-х годах. С тех пор проведены большие работы по воссозданию и реставрации храма, восстановлена разрушенная колокольня.
В настоящее время церковь Успения Пресвятой Богородицы является центром Сергиево-Посадского благочиния. В 2003 г. при церкви организован Православный молодежный центр, цель которого — реальными делами помочь восстановлению достоинства и былой славы России.
Успенской церкви принадлежало кладбище, находившееся неподалеку, на юго-западной окраине Посада. В 1832–1835 годах на кладбище стараниями старосты Успенской церкви купца третьей гильдии И.А. Шапошникова была построена церковь во имя Сошествия Святого Духа, которая предназначалась для отпевания умерших. Освящение церкви совершилось в сентябре 1835 года, уже после кончины храмоздателя И.А. Шапошникова. В советское время церковь была почти полностью разрушена. Сейчас ведется ее восстановление.