Храм в честь взятия казани

Храм Василия Блаженного (собор Покрова на Рву) — православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. Широко известный памятник русской архитектуры. До XVII века обычно назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящён Святой Троице; был также известен как «иерусалимский», что связано как с посвящением одного из приделов, так и с совершавшимся в Вербное воскресенье крестным ходом к нему из Успенского собора с «шествием на осляти» Патриарха.

Покровский собор был построен в 1555—60 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством. Существует несколько версий о создателях собора. По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма. По другой, широко известной версии Барма и Постник — два разных архитектора, оба участвовавших в строительстве, эта версия ныне устарела. По третьей версии, собор был построен неизвестным западноевропейским мастером (предположительно итальянцем, как и ранее — значительная часть сооружений Московского Кремля), отсюда и столь неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения, но эта версия так и не нашла никакого подтверждения.

Согласно легенде, архитектор (архитекторы) собора были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма. Однако, если автором собора является Постник, то он не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после строительства собора участвовал в создании Казанского кремля.

Расстояние от отеля HELIOPARK Empire до Красной площади и Исторического музея всего 4 км, поэтому вы можете совершить неспешную прогулку по центру столицы.

Церковь реставрируетсяПрестолы: Нерукотворного Образа СпасителяГод постройки: 1823Архитектурный стиль: классицизмАрхитектор: Н. Ф. АлферовАдрес: Республика Татарстан, г. Казань, Кировская дамба, д. 2Телефон: Духовенство: игумен Пимен (Ивентьев), настоятель Кизического монастыря

Основание храма напрямую связано с царем Иоанном Васильевичем, именуемым еще современниками Грозным. Через два дня после покорения Казани — 4 октября 1552 года по старому стилю (теперь это 13 октября, в XIV веке поправка была в 9 дней), царь Иван торжественно въехал в поверженный город. Повсюду лежали павшие воины, которых царь приказал похоронить с подобающими почестями, что и выполнил игумен Иоаким, прибывший с царем. В этот же день на месте братской могилы, названной «русским кладбищем», царь повелел основать монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы, монахам которого предписал вечно молиться за убиенных. Монастырь стоял на возвышенном правом берегу реки Казанки (где сейчас находится храм-памятник) и, к несчастью, начал подмываться весенними разливами.

Особо высокое половодье 1559 года сильно разрушило монастырские деревянные постройки. Пострадал и храм. По просьбе игумена Иоакима царь Иоанн IV повелел перенести монастырь на новое место — на версту ниже по течению Казанки, на высокую гору, называемую Змеиной — Зилантовой, где была первая ставка и стояло его знамя с Нерукотворным Образом Спасителя и походная церковь. С царской грамотой 1560 года пришли и деньги — 300 рублей от царя и 100 рублей от царицы Анастасии. Она же прислала целый иконостас в соборную церковь.

На высоком холме, образовавшемся при захоронении, уже в XVI веке была поставлена часовня, а поминальные богослужения совершались в Зилантовом монастыре. Существует Синодик с именами всех павших воинов, коих поименно поминали на панихидах. Эта книга не раз перепечатывалась, и раньше можно было прочесть имена всех героев. В Синодике перечислено более восьмисот имен дворян из разных городов Российского государства, но, очевидно, общее число погребенных составляет несколько тысяч.

В 1805 году из Симбирского Покровского монастыря в Успенский Зилантов был переведен архимандрит Амвросий Сретенский. Человек он был очень просвещенный и деятельный. Имел прекрасную библиотеку, после него остались богословские труды, написанные и напечатанные им. После победы над Наполеоном в России поднялась волна патриотизма, стали возводиться памятники в честь русского оружия и героизма. Амвросий решил создать на месте часовни памятник в виде «столпа», причем на свои средства, плюс небольшие пожертвования. Собрано было 5000 рублей. В 1812 году проект памятника-столпа был представлен императору Александру I. Ему идея пришлась по душе, но он поручил переделать проект известному столичному архитектору Алферову. Однако Алферов создал только проект, надзор за строительством вел губернский архитектор А.К. Шмидт. Именно он сделал облицовку стен из белого камня. В 1813 году государь утверждает план, а от себя жертвует 5000 рублей. Царская семья добавила столько же. Была объявлена всенародная подписка, давшая еще 100 135 рублей.

Памятник был торжественно заложен 29 июня 1813 года. Самую сложную проблему составляла финансовая сторона вопроса. Как выяснилось впоследствии, выполнение проекта Алферова потребовало расходов в 100 315 рублей. Это были огромные деньги не только для небогатого Зилантова монастыря, но и для Казанской епархии. К слову, хорошая каменная церковь в эти годы обходилась не больше чем в 10 000 рублей. Монахи Зилантова монастыря в течение всего времени строительства ездили для сбора средств в Санкт-Петербург, Москву, в губернские города, на Нижегородскую ярмарку. Однако средства собирались медленно, и строительство затянулось до 1823 года. К лету 1823 года строительство памятника и обустройство внутри храма были завершены. Он был освящен 30 августа 1823 года казанским архиепископом Амвросием. Храм был освящен во имя Нерукотворного образа Спасителя — изображения, бывшего на знамени царя Иоанна IV. Однако вскоре стали обнаруживаться недочеты в проекте и расчетах и памятник стал быстро ветшать.

После смерти архимандрита Амвросия казанский губернатор обратился в Городскую Думу с просьбой принять храм на свое иждивение, так как он приходит в упадок, лишившись должного ухода, что и было сделано. В 1830 году храм был закрыт и начались работы по реконструкции памятника. Выбрали попечителей, купцов А.Ф. Крупеникова и П.И. Котелова. На выделенные Думой деньги памятник подвергся полной реставрации. Проект выполнил архитектор Пятницкий (строитель Казанского Императорского университета). За два года работы закончили. 2 октября 1832 года храм-памятник вновь был освящен архиепископом Филаретом (Амфитеатровым). К торжеству император Николай I прислал дар — серебряные богослужебные сосуды.

Административно храм-памятник подчинялся Зилантову монастырю только 30 лет со дня основания. Но ему трудно было заботиться о столь масштабном сооружении. Храм был передан в военное ведомство. По праздникам, кроме крестного хода, устраивался и военный парад, где всегда присутствовал губернатор, архиерей и все уважаемые казанцы.

2 октября простой народ считал великим праздником и называл его «именины Казанские». В 1830 году Казанское купеческое собрание (орган сословного самоуправления) взяло памятник на свое содержание. С этого времени появляется должность смотрителя памятника, жившего в построенном рядом деревянном доме — смотрители обязательно назначались из отставных офицеров, имевших ранения и боевые награды. Городская дума по представительству купеческого собрания стала назначать попечителя памятника — это был, как правило, состоятельный купец, несший добровольно основные расходы по содержанию памятника. После Городской реформы 1870 года памятник перешел в ведение Казанской городской управы и о нем заботились уже не купцы, а общегородские органы самоуправления, но должности попечителя и смотрителя существовали до 1917 года. Настоятель монастыря, известный ученый-философ архимандрит Гавриил (Воскресенский), опубликовал самое обстоятельное описание памятника. Именно он сопровождал императора Николая I, посетившего памятник 19 августа 1836 года и наследника престола Александра Николаевича, будущего императора Александра II, Царя-Освободителя.

Службы в храме прекратились в сентябре 1918 года. Обошла его и вакханалия 1924 года. Когда ВЦИК издал указ «О увековечивании Ленина», казанские руководители — с согласия местных «историков» — решили использовать храм для этой цели, назвав его «Памятник содружества народов». Для этого на месте креста должен был быть установлен шпиль в виде минарета, со смотровой площадкой наверху, и все увенчано соломоновой звездой. У подножья «минарета» на куполе храма — жмущие друг другу руки мужики — естественно, русский и татарин. Надпись «содружество народов» хотели сделать на месте старой: «В память победы над татарами, 1552 г.» (которой, кстати, давно уже нет, как нет и лепных атрибутов — георгиевских крестов, знаков Дома Романовых и т. д.). Господь уберег памятник от святотатства.

В советское время власти проявляли некоторую заботу о внешнем облике памятника, ставшего одним из архитектурных символов Казани. В 1924 году его переименовали в «памятник во имя содружества народов». Был объявлен конкурс на его реконструкцию, но ни один из трех представленных проектов не удовлетворил комиссию горсовета. В 1930 году под руководством архитектора А.Г. Бикчентаева памятник «реконструировали»: был снят крест, сбиты и заштукатурены надписи, из интерьеров исчезло все, что напоминало о церкви. С тех пор радикальных изменений в судьбе памятника не было.

В декабре 2001 году, по благословению архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия, был создан приход Нерукотворенного Образа Спасителя, который возглавил иерей Феодор Ситкин.

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 8 от 17 января 2001 года «О передаче памятника архитектуры республиканского значения — памятника воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году, в коммунальную собственность города Казани» Министерство Культуры передало храм Департаменту текущего содержания и развития объектов внешнего благоустройства администрации города Казани по акту № 688 от 23 апреля 2001 года.

4 марта 2005 года храм передан Казанской епархии Русской Православной Церкви. В 2011 году церковь была приписана к Введенскому Кизическому мужскому монастырю.

В начале 2020 года проект реставрации храма-памятника Нерукотворного Образа Спасителя прошёл историко-культурную экспертизу и согласование. В настоящее время проводятся подготовительные работы для укрепления оставшейся части острова. Укрепление берега будет проведено монтированием габионов.

В октябре 2020 года будет направлена заявка на федеральное финансирование работ в рамках ФЦП «Развитие культуры и туризма 2021». Итоги заявочной кампании и возможная сумма на проведение реставрации будут известны в начале 2021 года. Вопрос находится на контроле у республиканских властей, Казанской епархии и руководства Министерства культуры РФ.


Теги: храмы Нерукотворного Образа Спасителя река Казанка храм-памятник павшим воинам храмы II Казанского благочиния

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .

Над рекой Казанкой возвышается необычная пирамида. Это лишь верхушка этого сооружения, основная часть скрыта от проезжающих мимо зевак. Это памятник воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году (Храм-памятник в честь Нерукотворенного Образа Спасителя). На этом месте находится братская могила тех, кто завоевывал Казань. Старожилы рассказывают, что от этого храма раньше был потайной ход до самого Казанского Кремля, а в его подземельях до сих пор можно найти человеческие останки.

Храм Нерукотворного Образа Спасителя – самый необычный в богатой культовой архитектурой Казани. Он стоит на острове на реке Казанке. В 1552 году, после взятия города Иваном Грозным, тысячи павших воинов были захоронены на этом месте. Над братской могилой по распоряжению царя возвели храм, но его пришлось перенести на более высокое место из-за паводков, которые затапливали храм каждую весну. На месте захоронения осталась часовня, и только в 1823 году здесь появился памятник-храм, созданный архитектором Николаем Алферовым. Памятник представляет собой усеченную пирамиду, ее высота составляет 20 метров. С четырех сторон находятся входы в здание. В центре пирамиды размещается храм. Храм был закрыт практически сразу после революции, и лишь в 2001 году здесь возобновились службы.

Вход в храм закрыт, но по воскресеньям в 12 часов здесь проводит службу смотритель храма. Вход и экскурсия бесплатны, но вы можете добровольно пожертвовать храму символичную сумму.

Доехать можно на автобусе до остановки «Речной техникум” на трамвае №1; троллейбусах: 4, 10 Автобусы: 2, 5, 10, 45, 48, 49, 53, 57, 64, 72, 79, 82, 96. Если вы любите долгие прогулки и направляетесь в храм с Кремля, то автобус вам не понадобится. Нужно будет пройти пешком меньше 2 км.

Координаты: 55.801, 49.0775

  • Памятник павшим воинам при взятии Казани
  • Остановка «Речной техникум”

На карте желтым цветом обозначен сам памятник, а красным – остановка «Речной техникум»

Более подробную информацию о памятнике можете посмотреть на этих сайтах:

Дорожка к памятнику представляет собой песчаную насыпь и старенький деревянный мост (советую по нему идти осторожнее). К сожалению, реставрация этого памятника не коснулась, хотя слухи ходят, что в планах города как раз создание красивой набережной рядом и реконструкция памятника.

Официально памятник называется «Храм Нерукотворного Образа Христа Спасителя”, и это действующая церковь. Там даже службы проходят. По будням за храмом смотрят обычные бабушки они же и проводит экскурсии за 50 руб.

На другом берегу виднеется панорама Казанского Кремля. Вид очень красивый.

Внутри храм оставляет желать лучшего. Доски, арматуры и прочие строительные материалы. Еще раз убеждаемся, что реставрация храму необходима.

Вход в подземелье находится с боковой стороны памятника. Раньше там был свободный доступ, любой желающий мог спуститься и посмотреть. Но позже смотрители памятника повесили большой амбарный замок, чтобы посетители не оскверняли братскую могилу и храм русских воинов, но как мы уже говорили по воскресеньям вход открывается для доброжелательных туристов.

Любезная бабуля зажгла церковные свечки, и при таком свете мы спустились в подземелье. Внутри было прохладно, дул холодный ветерок ( как позже выяснилось, из специальных отдушин). На протяжении всего пути смотрительница рассказывала об истории памятника. Если честно, даже будучи экскурсоводом и интересовавшимся этим памятником человеком, узнал много нового. Рассказывают, как говорится, с душой.

Центральное место в подземелье носит название «Храм в честь Илии Муромца”, а посредине вот такой вот стеклянный саркофаг с реальными человеческими останками. Бабуля говорила, что до того, как пол подземелья залили бетоном, в период паводка вымывалось большое количество как останков, так и иных предметов. Первые смотрители собирали и предавали земле. Вторые же оформились в виде стендов, либо были переданы в музеи. В самом храме лежат старинные снаряды, копья, мечи и прочая атрибутика военных лет.

Выход из Нижнего храма Илии Муромца.

В целом, очень увлекательный путь для тех, кто любит что-нибудь таинственное. Как сказала смотрительница-бабуля, в мире есть только три памятника такого рода. И один из них – в Казани. И раз есть такая возможность, это стоит увидеть.

Иван Грозный в октябре 1552 года завоевал Казанское ханство и положил начало новой истории Казанского края, которая с тех пор тесно сплелась с историей русского государства.

Вместо мечетей — храмы

Итог ожесточенного сопротивления: город в огне, уцелевшие дома были разграблены, а мечети снесены.

«И вскоре восхоте благоверный царь обещание свое испольнити – обешася пред образом Спасовым, х Казани пошед многие мечети… раскопати и святые церкви воздвизати на местах их», — пишут летописцы.

Именно поэтому первое, чем занялся царь в Казани – христианизация населения и строительство церквей и храмов, чтобы быстрее обратить иноверцев в православие. Часть культовых зданий сохранилась и по сей день.

Главным памятником времен Иоанна Васильевича стал Кремль, расположившийся на месте бывшей ханской крепости. Через три года после взятия Казани согласно царской грамоте следовало отстроить каменный город. Начали с кремля. Он не сразу приобрел тот вид, который имеет сейчас.

Казанский кремль в ХIХ веке и в наши дни Фото: АиФ-Казань; из личного архива Абдуллы Дубина

К концу 60-х годов XVII века крепость лишь на треть была каменной. Дерево постепенно заменялось камнем. Изначально стены были сложены из известняка. Тот кремль, который мы видим сейчас, начал строиться из кирпича лишь в 1595 году. Главным украшением кремля стал Благовещенский собор. Строил его, как и Собор Василия Блаженного в Москве, известный зодчий Посник Яковлев. В 1918 г. собор закрыли. После открытия собора зановочасть мощей первого архиепископа Казанского — святителя Гурия была перенесена в раку, которая теперь хранится в Благовещенском соборе на прежнем месте.

Благовещенский собор кремля. Фото: АиФ-Казань/ Рустэм Забиров

Храмы в честь покорения Казани

Строительство культовых зданий началось сразу же после падения ханства. В относительно короткий промежуток времени в Казани появились следующие монастыри. Это Спасо-Преображенский в Кремле, основанный в 1556 году; Ивановский (Иоанно-Предтеченский) устроенный между 1555-1564 годами, Казанский Богородицкий и Федоровский. Из них до наших дней сохранились Ивановский мужской монастырь и Казанский Богородицкий (частично).

Спасо-преображенский монастырь в кремле, который уже не существует. Фото: АиФ-Казань; из личного архива Абдуллы Дубина

Иоанно-Предтеченский мужской монастырь расположен перед Спасской башней Кремля. Он был основан вторым архиепископом Казанским Германом около 1564-1568 годов и получил имя Ангела Ивана Грозного – Иоанна Предтечи. Изначально был поминальным монастырём бедноты. Первыми прихожанами его были семьи, пришедшие сюда с обозами во время военной кампании Ивана Грозного. Деревянный храм сгорел еще в 1649 году, на его месте на средства московского купца Гаврилы Антипина был отстроен новый кирпичный монастырь, который открылся в 1652 году. Монастырь был закрыт в 1929 году и заново открылся для верующих в 1992. Сегодня здесь хранятся часть мощей свт. Германа Казанского (его мощи были найдены нетленными в конце XVII века), иконы Божией Матери «Тихвинская» и «Неупиваемая Чаша», образ Иоанна Предтечи. Также здесь хранится редкий, но почитаемый в православии образ – Спиридона Тримифунтского, которому молятся о финансовом благополучии.

Казанский Богородицкий мужской монастырь

Кстати Кстати Чтобы следить за покоренным народами, московское правительство построило города-острогов, где сидели воеводы и находились гарнизоны. Так возникли «казанские пригороды» — Чебоксары в 1556 году, Лаишев в 1557 году, Тетюши около 1578 года, Козмодемьянск в 1583 году, Цивильск и Царевококшайск в 1584 году. Изначально монастырь был девичим и основан в честь чудесного обретения иконы Божией Матери в 1579 году. Именно здесь казанской отроковице Матроне Онучиной явилась Богоматерь и указала на место, где скрыта икон (место обретения сейчас обозначено отдельно). После того, как икона начала творить чудеса, Иван Грозный приказал соорудить на месте обретения деревянную церковь во имя Персвятой Богороидцы и устроить при ней девичий монастырь на 40 инокинь. В числе первых сестер его была и Матрена Онучина, принявшая постриг под именем Мавра.

Позже была выстроена деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а в 1594 году по распоряжению уже царя Федора Иоанновича приступили к сооружения каменного храма во имя св. иконы Казанской Божией Матери, с приделами во имя Успения Пресвятой Богородицы и св. Александра Невского. Собор строился и перестраивался еще много лет. К началу XX столетия это был архитектурный комплекс. В советские годы большая часть его была разрушена. Снесен главный монастырский собор, построенный на месте обретения в 1798-1808 гг. Утрачена шестиярусная колокольня XVII века высотой 55 метров. Сохранился двухэтажный корпус с Крестовоздвиженской церковью (сейчас Крестовоздвиженский собор), построенный в 1882-1887 гг. и Софийская надвратная церковь.

Когда-то монастырь был огромным комплексом. Фото: АиФ-Казань; Татарстанская митрополия Оригинал иконы был утрачен в 1904 году. И хотя похитителей арестовали, чудесный образ так и не нашли. Кто-то считает, что икону удалось сохранить и она до сих пор хранится в церкви Ярославских чудотворцев.

Сейчас здесь хранятся многие святыни: так называемый «Ватиканский» список Казанской иконы Божьей Матери, переданный Папой Римским в дар в 2005 году. Среди святых — рака с мощами 7 святых (в том числе Василия Блаженного и Николая Чудотворца) и частицей Пояса Богородицы. Эту фамильную реликвию в Казань передала итальянская маркиза Иммаколата Соларо дель Борго. Здесь же находятся ковчег с частицей мощей наместника Семиозерного монастыря Святителя Гавриила (Зырянова) — оптинского старца, ковчег с частицей мощей великомученицы Елизаветы Фёдоровны Романовой (русской Матери Терезы). В Богородицком монастыре можно поклониться и Кресту Господню, частица которого прибыла из Афона.

Храм Ярославских Чудотворцев

Храм Ярославских Чудотворцев Фото: www.kazan-mitropolia.ru

Как пишет Николай Загоскин в своем труде «Спутник по Казани» (1895 г.) к концу XVI века в Казани уже существовали 10 церквей – Петропавловская (старая), Воскресенская, Успенская, Воздвиженская, Введенская, Ярославских Чудотворвцев и четыре Никольские церкви – Николы Ляпуновского, Николы Боровского, Николы Вишняковского и Николы Гостинодворского.

Храм во имя святых благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, ярославских на Арском кладбище, или как его чаще называют храм Ярославских чудотворцев, — кладбищенская церковь. Единственная не закрывавшаяся в советские годы. Одно из самых намоленных и почитаемых мест Казани. К концу 30-х годов все монастыри и большинство городских храмов были закрыты, поэтому все святыни были перенесены в кладбищенский храм. Здесь и поныне хранятся святыни XVI века. Это рака с мощами святителя и чудотворца Гурия, первого архиепископа Казанского. Как пишет известный краевед, преподаватель Духовной семинарии Анатолий Елдашев, в 1555 году архиепископ Гурий возглавил новообразованную Казанскую епархию и много потрудился для создания и утверждения в крае храмов и святых обителей. Его нетленные мощи до революции находились в Благовещенском соборе кремля, с осени 1918 г. — в Казанско-Богородицком монастыре, затем в приходской церкви Параскевы Пятницы, в Петропавловском соборе, а с середины 1930-х годов почивают в храме Ярославских чудотворцев.

Над ракой находится большой Нерукотворный образ Спасителя. Этот образ является копией с той иконы, которая находилась на знамени Иоанна Грозного при взятии Казани. Как предполагает Елдашев, икона написана тогда же в XVI веке, и долгое время находилась на Спасской башне Казанского кремля. Еще одна святыня — икона Сергия Радонежского, перед которой, как считается, молился сам Иван Грозный. Считается, что икона была написана монахами Троице-Сергиевой лавры и дана в благословение войску Иоанна Грозного перед покорением Казани. В ней содержится частица гроба Сергия Радонежского. В Казань икона была перевезена из Свияжска, где существовало подворье Троице-Сергиевой лавры. Когда на острове-граде образовалась исправительно-трудовая колония, образ перенесли в кладбищенский храм.

Здесь хранится и еще одна святыня — чудотворный список XVIII века Казанской иконы Божией Матери, присланный в Казань взамен украденного в 1904 году. Еще одна реликвия – Феодоровская икона Богородицы «Феодоровская», которая была святыней закрытого в конце 1930-х годов Федоровского монастыря.

Церковь Параскевы Пятницы

Церковь Параскевы Пятницы Фото: www.kazan-mitropolia.ru

История храма начинается в 1566 году со строительства в самом начале нынешней улицы Большая Красная деревянного храма во имя Николы Зарайского с приделом Параскевы Пятницы. Данные об этом содержатся в писцовых книгах. По данным бывшего настоятеля храма отца Михаила (Григорьева), церковь была освящена до 1566 года. Впрочем, до наших пор тот деревянный храм не сохранился из-за многочисленных пожаров, охватывавших Казань.

В нынешнем виде Пятницкая церковь была построена в 1726-1728 гг. и также перестраивалась из-за пожаров. В 1937 году на месте храма образовали шестую городскую тюрьму, в застенках которой приводили в исполнение смертные приговоры. Это место называют «казанскими соловками». Расстрелянных людей закапывали тут же, внутри церкви и на прилегающей к ней территории. Когда в середине 90-х годов прошлого века верующие начали восстанавливать храм, они сотнями находили здесь кости убитых, в том числе и детские черепа.

Часть страшных находок захоронена на Самосыровском кладбище. Сейчас этот приход известен как чувашский, и службы здесь ведутся в том числе на чувашском языке. Достопримечаетльность храма — четырехъярусный иконостас, окрашенный в красный цвет — цвет мученичества. Святыня храма – привезенная 2009 году из Италии частица Древа Животворящего Креста Господня. Еще одна почитаемая реликвия – икона «Всецарица», которой молятся от избавления от онкологических заболеваний (напомним, у стен казанского кремля располагается онкодиспансер).

В 1950-е годы была снесена колокольня, и храм пришел в запустение.

На территории церкви в годы красного террора была устроена пыточная. Ужасы, творившиеся здесь, описала мать Василия Аксёнова Евгения Гинзбург в повести «Крутой маршрут». Верующим храм был возвращён лишь в 1996 году. Под часовней было обнаружено массовое захоронение. Святыни храма: икона Божией Матери «Всецарица», ковчег с частицей Креста Господня, икона Матроны Московской с частицей мощей.

Никольский собор

На месте нынешнего Никольского собора уже в 1565 году находилась деревянная церковь Николы Боровского. В период с 1696 по 1703 год была построена небольшая зимняя Покровская церковь. Сейчас здесь располагается архитектурный комплекс, состоящий из сообщающихся Николо-Низской и Покровской церквей.

Никольский кафедральный собор Казани Фото: АиФ-Казань/ Егор Алеев

Здесь хранятся чудотворные списки Казанской и Тихвинской икон Божией Матери, чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы (главная святыня бывшего Феодоровского женского монастыря), чудотворная икона святителя Николая Мирликийского «Куюковская», обретенная в 1897 года в селе Куюки под Казанью.

Храм-памятник русским воинам.

Это место в акватории Казанке, по соседству с Кировской дамбой, также очень памятно. Здесь, на месте братского повелению Ивана Грозного был основан монастырь в память воинов, погибших при взятии города. Монастырь весной часто топило топило и он с разрешения Ивана Грозного в 1559 году был перенесен выше — на Зилантову (Змеиную) гору. Здесь в свое время была первая ставка Иоанна Васильевича, стояло его знамя с образом Спаса Нерукотворного и походной церковью. Это дало начало новой обители – Зилантову монастырю, который существует и поныне.

Ну а на месте захоронения воинов появился храм-памятник в виде усеченной пирамиды, его строили с 1813 по 1823 годы. В 1918 году службы прекратились. В советские годы на месте церкви хотели поставить памятник содружества народов, но этой идее не было суждено воплотиться.

Храм-памятник воинам, погибшим при взятии Казани. Фото: АиФ-Казань

Русской православной церкви храм был передан в 2005 году. По сей день там ведутся реставрационные работы. Как утверждают старожилы, из подземелий храма можно попасть к Кремлю.

Что еще увидеть в Казани, читайте .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *