Храм в чите

Свято-Воскресенский храм

Новый вид Свято-Воскресенского храма

В 1936 году у православных забайкальцев были отняты и разрушены последние храмы, упразднена Забайкальская епархия, а те приходы, которые ещё оставались на её территории, были переданы под управление иркутским преосвященным. До конца Великой Отечественной войны в Чите не было православного храма, пока, наконец, в 1945 г. верующим не передали здание старого костёла. Освящённый как Свято-Воскресенский храм, в честь праздника Пасхи — Воскресения Христова, в канун которой была одержана победа над нацистской Германией, он на многие годы оставался светильником истинной веры в окутывавшем забайкальскую землю мраке безбожия.

Долгое время это был единственный действующий храм в Читинской области. Свято-Воскресенский храм славился собранием старинных икон, в том числе это были иконы из разрушенных соборов и храмов Читы и Читинской области. Православные со всех уголков Забайкалья приезжали в Читу, чтобы в единственном православном храме причаститься Христовых Тайн, покрестить детей, помолиться.

Фотография 1970-х гг.

Воскресенский храм был также кузницей кадров многих священников и даже епископов, делавших в те далекие времена первые шаги по пути приобщения к Православной Церкви.
В 1994 году была восстановлена Забайкальская епархия в тех же территориальных пределах, что и в 1894 г. Первым епископом стал Палладий (Шиман). Свято-Воскресенский храм стал кафедральным собором.

За все время существования храма единственным значительным катаклизмом, был пожар, произошедший в ночь с 14 на 15 января 1996 года, в результате которого храм значительно пострадал. Пожар уничтожил кровлю и потолок здания. Иконы, находившиеся в храме, к счастью, удалось спасти. Но даже в это нелегкое время, церковные богослужения не прекращались, а лишь временно были перенесены в крестильную комнату. Вскоре трудами епископа Иннокентия (ныне архиепископа Виленского) и многочисленных прихожан храм был полностью восстановлен. Свято-Воскресенский храм послужил основой всего епархиального хозяйства и епархиального управления. Не один выпуск учащихся Пастырских курсов прошел годовую практику в его стенах. Да и в жизни многих забайкальцев есть воспоминания о первом духовном опыте, о первой встрече с Богом именно в этом храме.

Ныне Свято-Воскресенский храм по-прежнему любимый храм многих прихожан и выполняет функции домового храма Епархиального училища и Епархиального управления. Также храм является высшей архитектурной точкой епархиального квартала на перекрестке улиц 9-го Января и Чкалова.

Воскресенский храм – символ воскресения Забайкалья и связующая нить времен гонения на Церковь и безбожия со временем Торжества Православия.

Место, где возродилось православие!

Храм Божией Матери Казанской – это уникальное сооружение, которое строилось с целью объединить общество с единой миссией – возродить православие на территории Сибири. Казанский собор является визитной карточкой Читы, ее истинным украшением, которое поражает своим богатством и великолепием.

Кафедральный храм располагается на территории Привокзальной Площади, практически в самом сердце Читы. Для строительства православной обители был дан старт благотворительной акции, на вырученные средства которой и было осуществлено возведение грандиозного сооружения. Епископ Забайкальский Ефстафий 6 декабря 2001 года совершил молебен, во время которого был освещен первый камень, заложенный в основание стен Кафедрального собора.

Главный престол православной церкви был освещен в конце сентября 2004 года. На торжественной обрядовой церемонии присутствовал митрополит Кирилл. Примерно через год, 12 сентября 2005 года официально завершилась глобальная стройка Кафедрального собора, после чего на территории Святыни настоятель начал проводить ежедневные божественные служения.

Архитектурный памятник – Казанский храм!

Кафедральный собор выполнен в традиционном русско-византийском стиле. Архитектурными образцами в этом случае выступили церкви Владимиро-суздальского княжества. Храм пятикупольный и трехпрестольный. Колокольня пристроена отдельно. Внешний фасад задекорирован в нежных бело-голубых тонах, что отлично гармонирует с окружающими обитель пейзажами.

При взведении церкви учитывался принцип крестово-купального строительства. Именно поэтому в каждом элементе сооружения прослеживается одна из двух символичных фигур: либо круг, который символизирует собой вечность, либо крест, являющийся главным знаком всего христианства.

Пять глав Кафедрального собора расположены на вытянутых барабанах с узкими продольными окнами. Купола, покрытые позолотой, изготовлены по шлемоообразному типу, что придает им некоторой сказочности. Фасад по всему периметру опоясан белоснежными нишами квадратной и прямоугольной формы. Изящности зданию предает углубленный рельеф. Невесомости и воздушности постройке прибавляет яркая деталь фасада – килевидные закомары-кокошники, которые устремились в небесную высь.

Кафедральный читинский собор – это не просто очередной храм в плеяде религиозных сооружений Забайкальского храма. Это настоящий архитектурный шедевр, который встал на безмолвную защиту города и населения от всего злого и темного. Именно здесь можно почувствовать божественное присутствие, найти душевный покой и ответы на самые сложные вопросы.

А теперь – небольшая архитектурная прогулка по Чите. При этом хочу сразу оговориться, деревянную архитектуру я исключил, ей будет посвящен следующий обзор.

По количеству дореволюционной архитектуры из русских городов за Байкалом Чита сравнима только с Владивостоком и намного опережает все остальные города восточного региона. Давайте же посмотрим, что же там интересного? Основные «вкусности» сосредоточены на исторических улицах вдоль и выше линии ж-д – Амурской, Анохина, Ленина, кое-что – но совсем немного — есть и в других районах. Что меня приятно поразило, большинство архитектурных жемчужин города – в очень хорошем состоянии.
Кинотеатр «Удокан», расположенный на центральной ул. Ленина – детище послевоенное, и даже, думаю, послехрущевское. Сейчас он не работает – по сибирскому обыкновению, «подгорел».

Хозяева кинотеатра не растерялись и взывают к сознанию читинцев, грамотно эксплуатируя ностальгию.

Ещё бы к этому кинотеатру присовокупить и «Родину» в сталинском стиле на ул. Бутина, однако я её не очень удачно снял.
Если посмотреть от «Удокана» наискосок через улицу, то можем лицезреть большое здание ОДОРА (окружной дом офицеров Российской армии).

Центральный фасад ОДОРА.

Представляют интерес и скульптуры военных по обе стороны центрального фасада. Единственно, не могу разгадать замысел скульптора – почему он сделал воинов в разном масштабе, отчего у левого военного не только тело, но и голова заметно меньше правого. То же самое касается и другой композиции.

А это наш старый знакомец – Дом Правительства Дальневосточной республики на ул. Полины Осипенко, только с другой стороны. Моя оценка – это самое красивое и стильное здание в Чите, просто любовался им.

Подкупольные плафоны очищены, однако на них раньше явно что-то было. Интересен также вензель в центре. Кто знает, что он может значить?

Здание Центробанка (угол Ленинградской и Анохина).
Подьезд здания Центробанка.
Ещё одно красивейшее дореволюционное здание (на подъеме от вокзала по ул. Бутина).
Пожарная часть на улице, параллельной ул. Ленина – но выше по горе.
Увидев это здание на Амурской – сначала глазам не поверил. В Чите ли я?
Как будто оказался в Хабаровске на Муравьев-Амурского (кто видел здание центрального гастронома номер 1 там, то меня поймёт). Оказалось, так и есть – торговый дом Чурина построил аналогичные здания в Чите, Хабаровске и Благовещенске.
Богато декорированное здание с мотивами необарокко и полукруглыми эркерами на ул. Ленина, недалеко от «Удокана».
Это решение угла квартала Амурская – Баргузинская ул. пленило меня своей оригинальностью. Магазин «Океан» сделан в виде носа корабля и смотрится так со всех точек зрения, разнообразя унылые коробки хрущоб, среди которых он затесался. Вот уж поистине – настоящую креативность и вкус можно проявить везде, даже в стеснённых финансовых условиях! Спасибо неизвестному мне архитектору за такое решение.
В начале улицы Анохина стоит мечеть дореволюционной постройки.
Если спускаться от Амурской по ул. Столярова, то нас встречает вот такая хрущоба с древнеегипетскими (!) мотивами. Причем проработка мозаик очень тщательная.
Думаю, вам также небезынтересно будет узнать, а что же находится напротив этого древнеегипетского домика? Вот, смотрите. Очень симпатичнывй патриархальный дворик 🙂
Много в Чите и ординарных каменных домиков дореволюционной постройки. Они соседствуют с деревянными, которых тоже очень много.
Особняк в стиле «модерн» на ул. Амурская. Пленил меня сразу и бесповоротно 🙂
Сталинки-двухэтажки, на тихих улицах центра города, ближе к вокзалу. Меня заинтересовала отделка углов и окон первого этажа (обратите внимание).
Бывший Центральный райотдел милиции (фрагмент здания с надписью я показал в предыдущем посте). Заброшен, хотя здание-то несомненно красивое.
Вот, небольшую прогулку мы с вами совершили. К сожалению, за бортом осталось множество красивых зданий царской и сталинской эпох – например, кинотеатр «Центавр», но я и не претендовал на исчерпывающий обзор. Скорей, это просто наброски. Следующий пост будет про деревянную архитектуру Читы.
И ещё. Локализацию не всех зданий я помню точно (вроде пока был там – помнил хорошо, а сейчас кое-что перепуталось), поэтому – если у вас есть чем меня дополнить или уточнить, то пишите в комментах.
Продолжение следует.
Забайкалье.
Чита: 1. Характер и колорит, . Зарисовки: китайцы в городе, привокзальный храм на закате.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *