Храм в мансурово

Проезд общественным транспортом: от Москвы с Рижского вокзала до станции Новоиерусалимская 62 км, далее автобусом на Раково.

Проезд автомобилем: от Москвы по Новорижскому шоссе (М9) до поворота на Мансурово 50 км, далее — до Мансурово 5 км, поворот — по указателю на храм.

Церковь Святителя Николая в селе Мансурово была построена в 1853-1875 годах на месте прежней деревянной, на средства местного помещика, подполковника Петра Ивановича Вырубова. Архитектор храма — Н.И.Козловский.

Старинное село Мансурово, находившееся в версте от Петрова, имело свою историю и издревле принадлежало разным владельцам. В начале Смутного времени в XVII веке Мансурово было совершенно разорено польско-литовскими отрядами и стояло «впусте». Позже селом поочередно владели: Петр Данилович, князь Юрий Хворостин, князья Корсаковы и Волконские.

Появление первой церкви в селе Петрово связано с потомками уже знакомого нам старинного боярского рода Голохвастовых, которые долгое время оставались владельцами обширных земель в этих местах. В 1682 году село Петрово вначале ненадолго переходит во владение князей Волконских, от них — к Ивану Михайловичу Воейкову, а в 1754 году село перешло по закладной во владение Марье Васильевне Олсуфьевой — супруге действительного статского советника сенатора Адама Васильевича Олсуфьева. (Иногда в письменных источниках фамилии супругов начинается на букву А — Алсуфьевы).

На то время в вотчине генерала Адама Васильевича Алсуфьева имелись две деревянные церкви: во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца что в селе Мансурово, и в версте от нее — церковь Похвалы Богородицы.

В 1786 году, то есть спустя 160 лет после строительства первого деревянного храма, М.В. Алсуфьева подает прошение члену Святейшего Правительствующего Синода архиепископу Московскому и Калужскому Платону о строительстве в селе Петрове новой деревянной церкви. Из клировых ведомостей 1823-1826 годов узнаем, что она была возведена в 1791 году «тщанием ея превосходительства Марии Васильевны Алсуфьевой».

Известно, что М.В. Алсуфьева пожелала строить новый храм не в самом селе Петрове, на месте старого храма и в тесном окружении крестьянских жилых зданий, а весьма удачно избрала новое место — на возвышении, между селами Петровым и Мансуровым, на расстоянии версты от того и другого, и этим как бы уравнивая в правах оба старых прихода и делая новый, одинаково доступным для всех окрестных жителей.

С новой владелицы — Елизаветы Свиньиной начался и новый период в обустройстве Никольского храма. Старинный дворянский род Свиньиных на Руси известен с середины XVI века со времен Великого князя Василия Васильевича, когда его представители пришли на службу из Литвы.

Долгие годы, оставаясь хозяйкой поместья, Елизавета Сергеевна Свиньина постоянно заботилась о благосостоянии Никольской церкви. Известно, что в 1810, 1811 и 1817 годах она обращалась к церковным властям с прошениями о ремонтах, обновлении и благоукрашении Никольской церкви. В результате церковь была оштукатурена, внутри в ней был устроен новый иконостас, появились заново написанные святые иконы. В течение лета 1820 года была построена новая каменная колокольня. Внешний вид ее представлен на известном нам чертеже вместе с деревянной церковью 1791 года. Чертеж подписан архитектором Балашовым.

С 1841 года Никольская церковь перешла на попечение дворянского семейства Вырубовых, которые внесли свой немалый вклад в ее окончательную достройку. Род Вырубовых, как и Свиньиных, был древним и корнями своими уходил в XVI век.

Клировые ведомости от 1868 года сообщают, что Никольская церковь построена в1853 году тщанием г. подполковника Петра Ивановича Вырубова и прихожанами на месте сломанной деревянной. В 1875-ом церковь была окончена и освящена, а главным храмоздателем был помещик П.И.Вырубов. Архитектором был Николай Ильич Козловский. Никольскую церковь в селе Мансурове можно считать одним из лучших творений Н.И Козловского.

О времени закрытия церкви сведений пока не обнаружено. Видимо, это произошло в конце 1930-х годов, в очередную волну гонений на Русскую церковь, после чего, как обычно, остатки церковного имущества были уничтожены и разграблены.

В полутора километрах от церкви до сих пор сохранились остатки усадьбы Вырубовых. В этом заброшенном месте, угадывается парковая планировка конца XVIII века, стоят жилой флигель и служебные постройки, видимо оставшиеся от последнего владельца усадьбы — К.Н. Долгорукова (с 1911 года).

Во время Великой отечественной войны в округе были взорваны все храмы, а впоследствии разобраны до фундамента. Храм Святителя Николая села Мансурово чудом уцелел. Вечная память тому командиру и солдату, что не уничтожили храм, стоящий на возвышении и являвшийся ориентиром на местности!

После Великой Отечественной войны пустующий Никольский храм сначала использовался как подсобное помещение для пионерского лагеря, позднее здесь был клуб, потом он был занят под овощехранилище. Ремонтом храма никто не занимался, и он постепенно разрушался. Крайне запущенной и захламленной была окружающая территория, так как до 1990 года здесь стояли вагончики для строителей проходившей поблизости Рижской трассы.

Только в 1990 году в полуразрушенном храме, по доброй воле одного из местных предпринимателей был произведен небольшой ремонт крыши, окон и дверей, что отчасти уберегло церковь от дальнейшего разрушения. Сиротливо стоящий на возвышении среди полей, заброшенный храм все еще ожидал часа своего возрождения. И спустя пять лет время возрождения наступило.

История возрождения храма началась в 1995 году, когда был рукоположен во священника отец Вадим (Сорокин), и назначен настоятелем Никольской церкви села Мансурово.

Первое впечатление от храма было тяжелым: ни окон, ни дверей, провисшие от протекания и зеленые от водорослей каменные своды, кощунственно расстрелянные лики святых, многие фрески грубо вырублены, сохранившиеся кое-где остатки старинного красивого пола засыпаны мусором, углы повыбиты от добывания кирпича, стены сильно обветшали. И все же, несмотря на «мерзость запустения», наполненный светом, просторный храм поражал своим торжествующим по истине божественным величием. Воображение дорисовывало утраченные фрагменты, помогало представить его в обновленном виде, таким, каким знали его наши давние предки. Отныне главной целью и единственным желанием молодого священника стало — сделать все, чтобы увидеть храм возрожденным, обновленным, наполненным, как в прежние времена, верующим народом.

В июне 1997 года приступили к реконструкции церкви. Поднялись строительные леса у стен храма, начался их ремонт. Тем временем в трапезной церкви были заново переложены своды, крышу над ними перекрыли оцинкованным железом, вставили окна. В 1998 году стены храма были восстановлены до ротонды. В алтарной части церкви перекрыли свод. Было приобретено 3 тонны меди для куполов. 18 июля 1998 года, в день празднования обретения мощей преподобного Сергия Радонежского и всея России чудотворца в 1422 году к Никольскому храму была приписана часовня св. Сергия Радонежского, которая находится в деревне Загорье, и там совершили первый молебен. В этом же году Никольская церковь обрела первую святыню — частицу мощей св. целителя Пантелеимона, которая была вложена в написанную по этому поводу икону. Осенью 1999 года в Никольской церкви впервые торжественно зазвонили сразу девять колоколов. Их привезли с Урала, а приобрели на деньги собранные от многих жертвователей. Большую помощь в установке колоколов и обучении звонаря оказал Московский центр колокольного звона.

9 мая 2000 года в храме отпраздновали первый скромный юбилей — пятилетнюю годовщину служения его настоятеля — иерея Вадима — первого восприемника многих преданных служителей алтаря Божия в этой церкви. 2 ноября 2003 состоялось великое освящение Никольской церкви. Богослужение возглавил архиепископ Можайский Григорий.

К 2003 году храм был хорошо просушен и подготовлены внутренние стены к предстоящей росписи. Длительные поиски высококвалифицированных и опытных мастеров-иконописцев позволили познакомиться с различными современными иконописными школами. Большой интерес вызвала богатая историческими и культурными традициями мстерская школа.

Византийская техника письма плавями (плавь — жидкое письмо, тонкий слой краски, накладываемый на все элементы композиции), византийская иконография сохранялись в Мстере на протяжении нескольких столетий. Стиль данной иконописной школы определялся культурными запросами старообрядчества. Написание икон «старого письма» развили своеобразный иконописный стиль и высокий уровень реставрации. Подробная история возрождения росписей храма — на сайте прихода Никольского храма в Мансурово.

Не забыты и окрестности возрожденного храма. С 2007г. начато поэтапное воплощение проекта благоустройства территории Никольской церкви. В ноябре 2009 г. закончено строительство периферических дорожек, имеющих бионический характер и подпорной стенки с северной стороны территории, произведена разметка контуров и устройство дна второго водоема, произведен дренаж затопляемых участков, выполнена формирующая обрезка плодового сада. Заложена липовая и рябиновая аллеи, роща из лиственниц, посажена сортовая сирень различных оттенков вокруг дома причта. Закончено строительство церковной ограды и расчистка территории от порослей ивняка, с западной стороны заложена площадка для служебного транспорта с учетом посадки древесно-кустарниковых композиций для декорирования дренажных колодцев.

В храме не только проводятся регулярные богослужения. Приход ведет большую миссионерскую работу в церкви села Кострово, Настоятель Никольской церкви — частый гость Костровской средней школы. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своих выступлениях постоянно выражает одобрение преподаванию в общеобразовательных школах «Основ православной культуры».

Благодарим за предоставленную информацию приход Никольской церкви, настоятеля о.Вадима и сайт прихода: http://www.hram-mansurovo.ru

<<скачать расписание на октябрь 2020 г.>>

<<скачать расписание на ноябрь 2020 г.>>

Утреннее Богослужение состоит из последования Часов и Божественной Литургии.

  • Последование Часов начинается в 08:00.
  • Божественная Литургия начинается в 9:00.

Таинство Причастия совершается на Литургии. Подробную информацию см.

Таинство Покаяния (исповедь) совершается:

  • накануне больших церковных праздников и воскресных дней во время вечернего Богослужения (начало Богослужения в 15:00).
  • в воскресные дни с 08.00 до 09.00 только для детей и тех, кто по немощи телесной не имеет возможность присутствовать на вечернем богослужении.

Подробную информацию см. .

Вечернее Богослужение (состоит из последования Вечерни, Утрени и первого часа) – начинается в 15:00.

Таинство Крещения совершается в субботние дни в 10:00 (только после 3-х огласительных бесед). Подробную информацию см.

Таинство Венчания совершается по предварительной договоренности со священником (кроме многодневных постов и особых дней в течение церковного года). Подробную информацию см.

Таинство Елепомазывания (соборование) совершается во время Великого поста. Дату нужно предварительно уточнить за свечным ящиком или посмотреть в расписании. Таинство соборования может быть преподано больным на дому по предварительной договоренности со священником. Подробную информацию см. .

Огласительные беседы священник проводит по субботам с 12:00 и по воскресеньям с 12:00 по предварительной записи за свечным ящиком.

* * *

Церковная лавка работает в субботние дни с 9.00 до 16.00, по праздникам и воскресным дням после окончания Божественной Литургии. В церковной лавке работает библиотека для прихожан. Желающие могут приобрести свечи, церковную утварь, духовную литературу, подать записки о здравии и упокоении, сорокоусты и поминание на полгода и на год. Можно заказать написание мерных, венчальных, именных, праздничных, семейных икон.

Вы идёте не спеша… Именно идёте, любуясь сказочной красотой своего края. Множество звуков, порой забытых ранее, чаруют ваш слух. Мысли становятся спокойнее, движения — плавнее. Теплом и покоем заполняется душа, хочется петь. Дорога, по которой вы идёте, прыгает, извивается, то, поднимаясь вверх, то, стремглав падая вниз, обнажая новые горизонты с блёстками стремительных ручьёв и речушек, озерцов, прудов, разрытые карьеры, старинные погосты и церкви.

Неожиданно, что-то заставляет вздрогнуть, затем прислушаться. Что это? Тихий удар колокола, бархатное звучание разливается в пространство… Затем тишина…. Она становится звенящей… Удары повторяются с интервалами, известными только звонарю. Колокольный звон переходит в многоголосье, на все лады зазывая люд на богослужение.

Так куда же ведёт эта дорога? Она ведёт в Храм. И не возможно пройти мимо, или обойти. Ноги сами ускоряют шаг, сердце вот-вот вырвется из груди. Тревога, смятение, волнение сменяются желанием быть ТАМ, откуда разливаются эти божественные звуки.

Церковь видна не сразу. Её прячут холмы. Промелькнула речка Молодильня. Интересно, как холодна в ней вода? И много ли в ней ключей? Сразу вспоминаются герои сказок «Конёк-горбунок»… Последний взлёт на пригорок. Наконец, поворот, и Свято-Никольский храм, величественный и светлый, вырисовывается во всей своей красе. На душе — лёгкая тревога: как примет обитель нового человека? Вот они, ворота, и…

Храм встречает прихожан теплом, добром, исходящим отовсюду, мудрыми напутствиями и божественным озарением. Многие, именно здесь, заново обрели отеческую православную веру, познали истинного Бога, воцерковились… Под сводами Храма даже маленькие дети, сложив ручки, нежно шепчут не до конца понятные слова молитвы и становятся на коленки. Они верят всерьёз, глубоко… и полностью во власти Божьей. Они учат нас чистоте мыслей и смирению. Это место, где не болит душа, и хочется плакать не от горя, а от счастья, ибо ты жив, здоров, коль скоро смог оказаться здесь и сейчас; это прибежище, где люди приобретают уверенность и хоть на некоторое время становятся чище в помыслах и поступках своих.

Правда, сделать первый шаг к исцелению бывает далеко не просто, снять тягостное бремя грехов и ошибок со своих плеч и получить благословение бренной душе. Для каждого прихожанина — это свой путь.

За стенами Храма может бушевать метель, лить унылый дождь, падать пушистый снег, или гореть несказанно ярким жёлтым цветом поле одуванчиков, отчего небо становится синее, а солнечный свет проникает повсюду, внутри же — всегда покой, мир.

История храма во имя Святителя и чудотворца Николая в подмосковном селе Мансурове, может быть типична, но для его прихожан, для всех любящих этот храм, прикипевших к нему сердцем и душой, — она особенная, единственная и неповторимая…

Дорогие братья и сестры!

Мы рады приветствовать вас на сайте храма Святителя Николая архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

села Мансурово Истринского района Московской области!

Церковь Николая Чудотворца (полное название — храм Святителя Николая архиепископа Мир Ликийских, чудотворца) в селе Мансурово была построена в ее современном виде в 1853-1875 годах. Находится храм с прилегающей обширной территорией как бы вне села, равноудаленно и от Мансурово, и от сел Петрово и Юркино.

Эти села и храм расположены в юго-западной части современного Истринского района (в прошлом в Московском уезде Сурожского стана), находясь почти на равном расстоянии от городов Истры (бывшего Воскресенска), Рузы и Звенигорода в живописной местности бассейна небольших речек Малой Истрицы и Молодильни.

Первое упоминание о храме в этих местах относится 1623-1625 гг., когда Мансурово принадлежало роду Голохвастовых и в нем была построена деревянная церковь.

В последствии село многократно меняло владельцев.

В 1786 году, то есть спустя 160 лет после строительства первого деревянного храма, тогдашняя владелица села М.В. Алсуфьева подает прошение члену Святейшего Правительствующего Синода архиепископу Московскому и Калужскому Платону о строительстве в селе Петрове новой деревянной церкви.

Известно, что М.В. Алсуфьева пожелала строить новый храм не в самом селе Петрове, на месте старого храма и в тесном окружении крестьянских жилых зданий, а весьма удачно избрала новое место — на возвышении, между селами Петровым и Мансуровым, на расстоянии версты от того и другого, и этим как бы уравнивая в правах оба старых прихода и делая новый, одинаково доступным для всех окрестных жителей.

Из клировых ведомостей 1823-1826 годов узнаем, что первые церковные постройки были возведены в 1791 году «тщанием ея превосходительства Марии Васильевны Алсуфьевой».

В 1799 году поместье Мансурово купила Елизавета Сергеевна Свиньина, стараниями которой началось строительство каменной церкви, методом замены деревянных конструкций на каменные. Старинный дворянский род Свиньиных на Руси известен с середины XVI века со времен Великого князя Василия Васильевича, когда его представители пришли на службу из Литвы.

Церковь была оштукатурена, внутри в ней был устроен новый иконостас, появились заново написанные святые иконы. В течение лета 1820 года была построена новая каменная колокольня по проекту архитектора Балашова.

Начатое дело по возведению храма продолжил майор Петр Иванович Вырубов в 1853 г. с участием архитектора Н.И. Козловского. При нем был возведен основной объем ныне существующей церкви, к которой пристроили теплую трапезную с двумя приделами. В 1875-ом церковь была окончена и освящена.

Под алтарем храма и поныне находится усыпальница Вырубовых, а в полутора километрах от церкви до сих пор сохранились остатки усадьбы Вырубовых. В этом заброшенном месте, угадывается парковая планировка конца XVIII века, стоят жилой флигель и служебные постройки, видимо оставшиеся от последнего владельца усадьбы — К.Н. Долгорукова.

Многолетним настоятелем много сделавшим для процветания церкви был священник Григорий Грузов (1848-1898). При нем строится церковно-приходская школа, закладывается яблоневый сад, осушается болото.

После революции в 1922 году все церковные ценности были изъяты. Последним настоятелем храма был насельник Саввино-Сторожевского монастыря иеромонах Алексей (Белов). Церковь закрыли в 1935 г.

Во время Великой отечественной войны в округе были взорваны все храмы, а впоследствии разобраны до фундамента. Храм Святителя Николая села Мансурово чудом уцелел.

После Великой Отечественной войны пустующий Никольский храм сначала использовался как подсобное помещение для пионерского лагеря, позднее здесь был клуб, потом он был занят под овощехранилище. Ремонтом храма никто не занимался, и он постепенно разрушался. Крайне запущенной и захламленной была окружающая территория, так как до 1990 года здесь стояли вагончики для строителей проходившей поблизости Рижской трассы.

Храм святителя Николая в сильно разрушенном состоянии передали общине верующих в мае 1995 года, а 1 ноября 1996 года в нем была отслужена первая Божественная литургия.

Первое впечатление от храма было тяжелым: ни окон, ни дверей, провисшие от протекания и зеленые от водорослей каменные своды, кощунственно расстрелянные лики святых, многие фрески грубо вырублены, сохранившиеся кое-где остатки старинного красивого пола засыпаны мусором, углы повыбиты от добывания кирпича, стены сильно обветшали. И все же, несмотря на «мерзость запустения», наполненный светом, просторный храм поражал своим торжествующим по истине божественным величием. Воображение дорисовывало утраченные фрагменты, помогало представить его в обновленном виде, таким, каким знали его наши давние предки.

С тех пор проведена реставрация фасадов и внутренней отделки, покрыты медью купола; установлен иконостас из красного дерева, изготовленный в мастерской города Палеха, с иконами, выполненными иконописцами из Мстеры; приобретен полный ряд колоколов; построен дом причта.

Осенью 1999 года в Никольской церкви впервые торжественно зазвонили сразу девять колоколов.

2 ноября 2003 состоялось великое освящение Никольской церкви. Богослужение возглавил архиепископ Можайский Григорий.

К этому времени внутренние стены храма были уже хорошо просушены и начались работы по росписи. Иконостасы и киоты украсили уникальные иконы мастеров Мстеры, выполненные в золотопробельной технике, благодаря чему создается эффект внутреннего свечения образа. Работой иконописцев руководил В.А. Лебедев. Написание фресок было выполнено теми же мастерами, чтобы сохранить стилевое единство внутреннего интерьера церкви.

С 2007г. начато поэтапное воплощение проекта благоустройства территории Никольской церкви.

В ноябре 2009 г. закончено строительство периферических дорожек и подпорной стенки с северной стороны территории, произведена разметка контуров и устройство дна второго водоема, произведен дренаж затопляемых участков, выполнена формирующая обрезка плодового сада.

Заложена липовая и рябиновая аллеи, роща из лиственниц, посажена сортовая сирень различных оттенков вокруг дома причта.

Закончены строительство церковной ограды и расчистка территории от порослей ивняка, с западной стороны заложена площадка для служебного транспорта.

В храме не только проводятся регулярные богослужения. Приход ведет большую миссионерскую работу в церкви села Кострово, Настоятель Никольской церкви — частый гость Костровской средней школы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *