Храм в мекке

Согласно же мусульманской традиции, этот камень Бог даровал изгнанному из рая Адаму после его раскаяния. По одной из версий это был ангел-хранитель Адама, обращенный в камень после того, как допустил грехопадение своего подопечного.

По преданию, когда Черный камень спустили с неба, он был ослепительной белизны и блестел так, что его было видно за четыре дня пути до Мекки. Но постепенно от прикосновения многочисленных грешников камень темнел, пока совсем не превратился в черный.

Паломники стремятся поцеловать Черный камень, а если это не удается, то хотя бы коснуться его.

В 930 году карматы (приверженцы радикальной шиитской секты исмаилитов), обосновавшиеся в Бахрейне, похитили Черный камень, и в Мекку он был возвращен лишь в 951 году. Его подлинность установили по свойству не тонуть в воде. В 1050 году безумный египетский халиф послал человека с целью уничтожить реликвию. Кааба два раза горела, а в 1626 году ее затопило. После всех этих несчастий, первоначальный камень раскололся на 15 кусков. Сейчас они скреплены цементным раствором и заключены в серебряное обрамление. Видимая поверхность камня – примерно, 16,5 на 20 см.

Кто и когда первоначально построил Каабу – неизвестно. Известно, что Кааба являлась священным местом для народов Аравии задолго до возникновения ислама. По мусульманской традиции, первоначально Каабу построил Адам. Однако то сооружение погибло во время Всемирного потопа. Вторично Каабу построили Ибрагим (Авраам в Библии) и его сын Исмаил, от которого и ведут свое происхождение жители этих мест. При постройке Каабы Ибрагим стоял на плоском камне, который мог парить над землей. Этот камень, на котором сохранился отпечаток ступни Ибрагима, является священным для мусульман и носит название Макам Ибрагим (место стояния Ибрагима). Он находится в нескольких метрах от Каабы.

В доисламский период здесь был племенной бетиль (почитаемое вместилище божества) местных жителей. Позднее на территории, окружающей Каабу, было установлено 360 идолов божеств, которым молились аравийские племена, приходившие дважды в год в Мекку на ярмарку. Во время своего «прощального» паломничества в 630 году Мухаммед уничтожил стоявших рядом с каабой идолов, сохранив, однако изображения Марийам (девы Марии) и Исы (Иисуса).

Значение Мекки как священного города для мусульман, и, следовательно, Каабы, резко возросло после того, как на втором году хиджры (623/624) Мухаммед изменил киблу (направление на молитву). С этого времени мусульмане стали молиться, обратив свои взоры в сторону Мекки. Впоследствии в откровениях были изложены правила совершения паломничества к Каабе.

Кааба неоднократно перестраивалась. Впервые это произошло при втором «праведном» халифе Умаре ибн Абд аль-Хаттабе. В эпоху Омейадов халиф Валид ибн Абд аль-Малик расширил территорию мечети, реставрировал ее, установив украшенные мозаикой арки, которые были привезены из Сирии и Египта. В эпоху Аббасидов по приказу халифа Абу Джаафара аль-Мансура территория мечети была вновь расширена, а по периметру устроена галерея. Большая реконструкция пространства вокруг святилища также осуществлялась при османском султане Абд аль-Маджиде. Последняя перестройка территории вокруг Каабы (в 1981 году) была предпринята королем Саудовской Аравии Фахдом ибн Абд аль Азизом.

Сейчас территория мечети Месджед аль-Харам, включая площадь вокруг Каабы, равна 193 000 кв. м. Мечеть может одновременно принять 130 тысяч мусульман. По углам мечети стоят 10 минаретов, шесть из которых (вместе с навершием в виде полумесяца) достигают высоты 105 метров.

Ежегодно для Каабы изготовляют специальное покрывало (кисву). Его верхнюю часть украшают вышитые золотом изречения из Корана. На изготовление кисвы требуется 875 квадратных метров материи. Толщина ткани достигает двух и более миллиметров.

До 160 года по хиджре, в котором совершал паломничество Аббасидский халиф Аль-Махди, покрывала Каабы из года в год надевались одно на другое. Смотрители и служители этого храма обратились в 160 году к халифу с опасениями, что из-за нагроможденных друг на друга покрывал здание может не выдержать и рухнуть. В результате этого халиф приказал не покрывать Каабу за один раз больше чем одним покрывалом. Так делают и до наших дней.

Саудовская Аравия объявила, что нынешний хадж, в этом году приходящийся на конец июля, будет очень ограниченным» из-за опасений, связанных с пандемией COVID-19. Участвовать в ежегодных пятидневных обрядах сейчас разрешили лишь своим и иностранным паломникам, уже находящимся на территории королевства. Такое решение Эр-Рияда чревато многими политическими и экономическими опасностями, особенно после того, как несколько исламских стран уже и так фактически отказались участвовать в хадже, составляющем одну из главных опор и «пяти столпов» религии 1,8 миллиарда жителей Земли.

Министерство по делам хаджа и умры Саудовской Аравии 23 июня заявило, что паломничество будет дозволено людям всех национальностей, уже находящимся на земле королевства – не указав, впрочем, максимальное число тех, кто будет допущен к святыням в Мекке: «Это решение принято для обеспечения того, чтобы хадж совершался безопасным образом с точки зрения общественного здравоохранения – и в соответствии с учением ислама».

Хадж в августе 2019 года собрал рекордное количество участников – более 2 миллионов 500 тысяч человек. Однако сейчас саудовские властители явно больше озабочены значительным ростом числа больных, инфицированных новым коронавирусом – уже более 165 тысяч случаев, и почти 1400 смертей. Это самый высокий показатель среди всех арабских монархий Персидского залива. Впрочем, несмотря на этот всплеск, Эр-Рияд решил в воскресенье, 21 июня, отменить комендантский час, ранее введенный по всему королевству, и снять другие карантинные ограничения для предприятий и сферы услуг и развлечений, включая кинотеатры и спортивные объекты.

Паломники в Заповедной мечети в августе 2019 года во время хаджа

Объявление о проведении «ограниченного хаджа», вероятно, нанесло сильный психологический удар миллионам потенциальных паломников по всему миру, которые часто откладывают последние сбережения и проводят целые дни в ожидании и долгих очередях, чтобы совершить долгожданную поездку. Хадж для каждого мусульманина священен, это так называемый пятый столп ислама после Шахады, молитвы (намаз), милостыни (закят) и поста (саум). Каждый взрослый здоровый мусульманин, имеющий физические и материальные возможности посетить Мекку и обеспечить существование своим близким на время путешествия, должен совершить хадж как минимум один раз в жизни.

Министр Саудовской Аравии по делам хаджа и умры Мухаммед Салех бин Тахер Бантен еще в апреле призвал мусульман мира, намеревавшихся совершить очередной хадж в июле этого года, отказаться от всех подобных планов. 20 марта впервые за многие века из-за пандемии полностью были закрыты на неопределенное время две главные исламские святыни – Заповедная мечеть в Мекке и Мечеть Пророка в Медине. Ранее, 17 марта, саудовские власти запретили молитвы во всех остальных мечетях и запретили проведение умры (малого хаджа).

Внутренние помещения Заповедной мечети. Людей почти нет. Май 2020 года

Такого не случалось даже во время эпидемии «испанки» в 1918 году, унесшей жизни десятков миллионов жителей планеты (хотя тогда Мекка и Медина находились на территории Королевства Хиджаз, и никакой Саудовской Аравии вообще не существовало). Саудовские власти весной также полностью запретили любой въезд или выезд из Мекки и Медины и ввели комендантский час по всей стране. Как и в других соседних государствах, Эр-Рияд тогда приостановил всё международное авиасообщение королевства с внешним миром. Из-за этого в Мекке застряли около 1200 мусульманских паломников, большинство из которых остаются в карантине в отелях священного города – за счет королевства.

Очевидно, пытаясь придать решению саудовских властей подобие религиозной фетвы, расположенная здесь же, в Саудовской Аравии, Всемирная мусульманская лига сейчас заявила, что одобрила действия правительства по обеспечению здоровья и безопасности паломников. Престижный исламский институт «Аль-Азхар» в Каире также приветствовал этот шаг: «Решение является мудрым и основано на исламской юриспруденции», – заявил глава института. А генеральный секретарь Организации исламского сотрудничества Юсеф аль-Отхаймин отметил, что высоко оценил «предельную заботу о здоровье и безопасности паломников».

Смотри также Нежелательный хадж. Все больше мусульман бойкотируют Мекку

На протяжении многих лет Эр-Рияд тщательно работал над тем, чтобы стать абсолютным гегемоном на всем Большом Ближнем Востоке. Влияние Саудовской Аравии во всем мусульманском мире, далеко за пределами границ стран, населенных в основном арабами, всегда гораздо больше основывалось не на ее политическом, экономическом и военном потенциале, а на связи с духом, историей и современностью исламской религии. На ее территории расположены и Мекка, и Медина, два самых святых места для всех мусульман (в первом – Кааба, во втором – захоронение пророка Мухаммеда в Зеленом куполе в комплексе мечети Масджид аль-Набави). Именно эта связь саудовской правящей династии с исламом инстинктивно заставляла многих правителей суннитского арабского мира годами обращаться к Эр-Рияду за постоянными консультациями и наставлениями как по религиозным вопросам, так и политическим.

Одинокий мусульманский паломник в Мекке. Май 2020 года

Однако нынешнее решение о фактической отмене хаджа в 2020 году уже вызвало разочарование и раздражение очень многих консервативных мусульман за пределами королевства, для которых вера всегда остается гораздо более важной вещью, чем любые опасности для здоровья. Кроме того, конкуренты Саудовской Аравии в исламском мире уже вновь начали дискуссию о том, кто на самом деле должен осуществлять контроль над самыми святыми местами ислама – и одновременно самыми мощными источниками политической легитимности в этого королевства. Эти разговоры идут не впервые: серия связанных с хаджем трагедий на протяжении многих лет, в том числе памятная многим трагическая давка в толпе в 2015 году, в которой погибло до 2300 верующих, давно поставила Эр-Рияд и его способность управлять хаджем под огонь критики.

Постоянный рост числа жертв среди мирного населения, гибнущего под саудовскими бомбами в Йемене, ничуть не забытое зверское убийство оппозиционного журналиста и блогера Джамаля Хашакджи (Хашогги) в саудовском консульстве в Стамбуле и непримиримый напор Эр-Рияда в иранском кризисе в последнее время заставили даже некоторых старинных союзников Саудовской Аравии из числа суннитских государств усомниться в целесообразности дальнейшей поддержки королевства.

Смотри также Пандемия и Полумесяц. Жизнь с COVID-19 в исламских странах

Отмененный хадж наверняка обернется для правящей саудовской династии также и большой потерей доходов, притом что бюджет страны и так терпит огромные убытки из-за потрясений, вызванных новым коронавирусом, замедления мирового экономического роста и падения цен на нефть. Согласно официальным данным, каждый год саудовская экономика получает от организации хаджа и обслуживания паломников не менее 12 миллиардов долларов.

Ранее в июне Индонезия, самая густонаселенная мусульманская страна в мире (более 266 миллионов человек), стала одним из первых государств, которое отказалось от участия в хадже, после того как потребовала от Эр-Рияда ясности, но не получила ее. Индонезийский президент Джоко Видодо назвал это «очень горьким, трудным, но неизбежным шагом». Вслед за Индонезией от участия в организации хаджа отказались и другие значимые исламские страны, например, Малайзия и Сенегал.

Кааба — сердце ислама и главный пункт назначения мусульман-паломников всех стран. Каменное сооружение в форме куба, достигающее 15 метров в высоту, покрыто кисвой — специальным покрывалом чёрного цвета. Среди верующих святыня носит название аль-Байт аль-Харам, что в переводе с арабского языка означает «Священный дом». Каабу опоясывает крупнейшая в мире Заповедная мечеть Масджид аль-Харам, одновременно вмещающая 150 тысяч человек.

Ежегодно во время хаджа (исламского паломничества) площадь вокруг Каабы заполнена верующими, при этом их количество может превышать миллион человек единовременно.

Камень Каабы

Каждый мусульманин в своей жизни должен хоть раз посетить Каабу, чтобы совершить хадж. Паломникам необходимо семь раз обойти Каабу против часовой стрелки в начале хаджа и еще семь — по его завершению. Многие мусульмане мечтают дотронуться до чёрного камня, вмонтированного в основание восточного угла кубической постройки.

По мусульманскому преданию, Аллах даровал этот камень изгнанному из рая Адаму после его покаяния, и первое время камень блистал ослепительным светом, который было видно за 4 дня пути до Мекки. Однако затем он почернел от прикосновений грешников, каждый из которых считал себя праведником. По другой версии, «Кааба стояла на белом холме, который сиял, как солнце и луна, — до тех пор, пока Каин не убил Авеля, и тогда камень стал черным».

Согласно научной точке зрения, данный камень является осколком метеорита, либо частью застывшей вулканической породы, поскольку ландшафт Аравии богат на потухшие вулканы и геологические редкости.

В средние века Чёрный камень был расколот и похищен сектой карматов, это племя считало хадж актом суеверия. Убив смотрителей и вставших на пути паломников, они выкрали Чёрный камень и раскололи его на несколько частей. Впоследствии камень удалось собрать воедино. Историки говорят, что были найдены не все его фрагменты. Сейчас он представляет собой несколько скреплённых цементным раствором кусков в серебряной оправе.

Кааба является одним из самых посещаемых мест на земле, где в любое время суток тысячи верующих совершают таваф (священный обход святыни). Из-за гигантского людского потока в хадж далеко не всем удаётся даже увидеть Чёрный камень, не то что дотронуться до него. Люди часами кружатся в импровизированных и хаотичных очередях, сверху напоминающих виражи. Примечательно, что до появления систем контроля за наводнениями, в Мекке время от времени случались потопы, но даже они не могли удержать верующих от совершения тавафа практически вплавь.

Кааба в Мекке на Гугл-панораме:

История

Дата основания самой Каабы является темой для дискуссий, ведь аравийские племена поклонялись ей задолго до возникновения ислама. Сперва на этом месте стоял бетиль, возведённый местными жителями для молитв. Позднее у Каабы установили 360 идолов различных божеств, которым поклонялись племена Аравии на пути в Мекку. Мусульмане захватили Мекку в 630 году, и пророк Мухаммед уничтожил бóльшую часть языческих идолов и росписей, пощадив лишь изображения Марьям и Исы (девы Марии и Иисуса).

Считается, что первоначально Каабу построил Адам. Однако то сооружение погибло во время Всемирного потопа. Вторично Каабу построили Ибрагим (Авраам в Библии) и его сын Исмаил, от которого и ведут свое происхождение жители этих мест. Значимость Мекки и, как следствие, Каабы для верующих возросла во время переселения мусульманской общины из Мекки в Медину (хиджры), когда Мухаммед изменил направление для молитву. С тех пор мусульмане молятся, обратив свой взор именно сторону Мекки. Впоследствии в откровениях пророка были изложены правила совершения паломничества к Каабе. Первая, не дошедшая до наших дней мечеть у Каабы была возведена ещё в 638 году. Ныне существующая святыня датируется 1570 годом, однако на протяжении веков она неоднократно перестраивалась, поэтому от первоначальной постройки мало что уцелело. Во время правления династии Омейядов мечеть была украшена арками с мозаичной облицовкой, привезёнными из Египта и Сирии. Затем, когда к власти пришли Аббасиды, территорию расширили, а по центру поставили галерею. Также площадь вокруг Каабы реконструировали в эпоху османского султана Абд Аль-Маджида. В 1980-м году к комплексу добавили несколько зданий с молельнями, а также 2 минарета по указанию короля Саудовской Аравии Фахдома ибн ад Азиза.

Последняя на данный момент реновация осуществилась в 2015 году королём Салманом. Тогда мечеть вновь расширили, запустили кольцевую дорогу и оснастили трассу подземными проездами. В наши дни в здании установлены кондиционеры и эскалаторы, также там есть свои теле- и радиостанции. Прямая трансляция ведется круглосуточно. Освещение комплекса обеспечивают две электростанции. Пребывание в святыне сделано максимально комфортным для верующих.

Изначально святилище имело 6 минаретов, но когда у Голубой мечети в Турции возвели столько же, главный имам Мекки назвал это святотатством. Кааба должна была оставаться несравненной, поэтому по указанию султана Ахмеда I построили седьмой минарет, тем самым обозначив особый статус Каабы. Ещё две башни добавили уже в XX веке, и на данный момент их девять; каждая по высоте достигает порядка 100 метров.

Каждый год Каабу облачают в кисву — гигантское покрывало площадью 900 кв. м. В верхней части материи золотом вышиты суры из корана. Толщина ткани составляет 3 миллиметра. До 160 года по хиджре (летоисчисление ведется от переселения мусульманской общины под руководством пророка Мухаммеда из Мекки в Медину, произошедшее в 622 году, это время и стало первым годом исламского лунного календаря), кисвы наслаивались друг на друга и в конечном итоге стали угрожать целостности постройки. Смотрители храма обратились к халифу с опасениями, что из-за нагроможденных друг на друга покрывал здание может не выдержать и рухнуть. Халиф прислушался, и c тех пор Каабу разрешено покрывать лишь одной кисвой. Это правило неукоснительно соблюдается и в наше время.

Кааба на Google-панораме:

Что находится в Каабе в Мекке

В северно-восточной стене святыни на высоте около двух метров располагается дверь, к которой во время хаджа приставляется лестница. Внутри Каабы пол выложен мрамором, а потолок и стены обиты красным шёлком. Интересно то, что мусульмане молятся по направлению к Каабе, а значит, внутри самого здания можно молиться в любую сторону. Ранее дважды в неделю каждый имел возможность войти и совершить молитву внутри куба. Но быстрое увеличение числа паломников сделали такую практику невозможной. Сейчас Кааба открывается только дважды в год и лишь для особых гостей. В интернете можно найти массу видео, на которых птицы облетают Каабу, будто тоже совершают хадж. Природу феномена до конца установить не удалось до сих пор.

По древней традиции ключами от Каабы распоряжается одна семья. Ещё до появления ислама род Бани Шайба являлся хранителем ключей от входа в Каабу, и древние язычники для проведения своих обрядов должны были просить разрешения у представителя этого рода. После того, как пророк Мухаммед захватил Мекку, он не стал нарушать древнюю традицию передачи ключей, и оставил за семьей Бани Шайба право и дальше распоряжаться ими. С тех пор будь то халиф, султан или король — каждому приходилось исправшивать разрешение этой небольшой мекканской семьи, чтобы войти в Каабу.

Кааба — что внутри, © FLORA1

На территории Заповедной мечети также находится Макам Ибрахима, где, согласно исламскому преданию, стоял пророк Ибрахим во время строительства Каабы. Его сын подносил камни, в то время как сам Ибрахим делал кладку. После того, как стены здания поднялись выше самого Ибрахима, сын прикатил ему большой камень. Взобравшись на него, пророк продолжил работу. На данном камне остался отпечаток ноги пророка Ибрахима. Сейчас на этом месте находится небольшая постройка с куполом.

Напротив Макам Ибрахима расположен священный колодец Замзам глубиной в 30 метров. Испитие воды из этого колодца является важным элементом хаджа. Вода из Замзама очень популярна среди мусульман, и её даже распространяют по всем континентам в бутилированном виде. Продажа воды в коммерческих целях строго запрещена, а покупатель лишь покрывает стоимость разлива и доставки.

Несмотря на то, что Кааба — символ объединения мусульман всех течений, она выступает целью нападения радикалов-исламистов. Так, в 1979 году около пятисот террористов захватили святыню. Их лидер, Джухайман аль-Утейби, объявив себя Махди, реформатором религии из мусульманского предания, взял в заложники несколько тысяч заложников с целью убедить власть отказаться от курса на сближение с Западом. По мнению аль-Утейби, вестернизация исламского мира привела к вольности нравов и излишествам. В результате ожесточенной перестрелки правительственным войскам удалось отбить Каабу. Потери были серьезными: в тот день было убито 255 человек и ещё 451 ранен. В 2014 году боевики ИГИЛ (запрещенной на территории Российской Федерации организации) грозили взорвать Каабу, аргументировав планируемый акт вандализма тем, что люди поклоняются камню, а не самому Богу.

Кааба на панораме Google Maps:

Как добраться

Планируя путешествие в Саудовскую Аравию необходимо учитывать массу нюансов. Это довольно закрытое государство, которое не очень активно принимает туристов, а въезд в Мекку немусульманам и вовсе запрещён законом.

Чтобы добраться до Мекки, необходима особая мусульманская виза на хадж — её оформляют специализированные туристические агентства, они и организуют поездки в составе тургрупп для массовых паломничеств. После оформления визы выписывается авиабилет до Саудовской Аравии — после этого паломнику организуют проезд до Мекки, где находится Кааба, и предоставляют жилье. При этом притвориться мусульманином и «незаметно проскользнуть» не получится, поскольку при подаче заявления на специализированную визу требуется характеристика путешественника, полученная от имама ближайшей мечети по месту проживания. Женщинам и детям разрешено подаваться на данный тип визы, однако женщин должен обязательно сопровождать муж, либо родственник мужского пола. Порой путешественникам-авантюристам удавалось обмануть имама, получив рекомендательное письмо и, как следствие, оформить визу. Такие случаи крайне редки, и власти настороженно относятся к гражданам стран запада, пытающимся попасть в Мекку. Всё же, если намерения чисты, и человек действительно мусульманин, то у него не составит труда попасть на хадж в Мекку и обойти Каабу.

Кааба в Мекке: видео

Я уже вам рассказывал про это Самое большое сооружение в мире по массе, но второе по высоте, а теперь давайте посмотрим свежие снимки с высоты.

24 сентября на участке от палаточного лагеря к мосту Джамра по пути из Муздалифы в Мину при огромном скопления людей во время давки погибли 769 человек. До этого 11 сентября произошло падение строительного крана на мечеть Аль-Харам в Мекке, погибло 107 человек, пострадало около 240. В общем, опасное место…

Мекка — город в западной Саудовской Аравии, расположенный в 100 км от Красного моря. Он является центром паломничества для мусульман и немусульманам въезд в Мекку запрещён. Благодаря фотографу Ahmad Masood, который побывал здесь после трагедии, мы посмотрим редкие снимки — город Мекка с высоты.

1. Мекка — священный город мусульман. В 630 году, усилив свою позицию, мусульмане мединской общины во главе с пророком Мухаммедом вошли в Мекку, город сдался без боя, жители приняли ислам. Мекка со священной Каабой была превращена в религиозный центр, и мусульмане стали молиться лицом в сторону Мекки, где бы они ни находились. (Фото Ahmad Masood | Reuters):

2. Вид на мечеть Аль-Харам в Мекке — главную и крупнейшую в мире мечеть, во внутреннем дворе которой находится главная святыня ислама − Кааба. Это здесь упал кран 11 сентября 2015. (Фото Ahmad Masood | Reuters):

Строительство первой мечети около Каабы относят к 638 году. Существующая мечеть известна с 1570 года. За время своего существования мечеть неоднократно перестраивалась, так что от первоначальной постройки мало что осталось.

3. Паломники в мечети Аль-Харам в Мекке, 25 сентября 2015. И куча кранов тоже. (Фото Ahmad Masood | Reuters):

4. В конце 1980-х годов происходила реконструкция мечети, когда к ней с юго-западной стороны пристроили огромный корпус с двумя минаретами. Именно в этом корпусе находится теперь главный вход в мечеть — Ворота короля Фахда.

Куб в центре — это Кааба — мусульманская святыня в виде кубической постройки во внутреннем дворе мечети Масджид аль-Харам (Заповедная Мечеть) в Мекке. Это одно из основных мест, собирающее, согласно кораническим предписаниям, паломников во время хаджа. Кааба носит символическое имя «аль-Бэйт аль-Харам», что означает в переводе с арабского «священный дом». (Фото Ahmad Masood | Reuters):

В Мекке в периоды наибольшей численности паломников нередко происходят давка, пожары и прочие инциденты с ранеными и погибшими. Так, в 1990 году в пешеходном тоннеле между Меккой и Миной погибло около 1 500 паломников.

5. Палаточный город мусульманских паломников, 25 сентября 2015, Мекка. (Фото Ahmad Masood | Reuters):

6. Мекка находится на высоте 227 метров над уровнем моря, и приблизительно в 80 километрах от побережья Красного моря.

Кстати, это место, где находятся Столбы, символизирующие сатану. Здесь и произошла давка, унесшая жизнь 769 людей. Суть обряда такова: паломники должны бросают камни в столбы, символизирующие сатану. Мусульмане верят, что так же делал пророк Авраам, когда бросал камни в Дьявола. Во время обряда, некоторые из верующих стараются как можно ближе подойти к столбам. Смертельный поток из миллионов людей остановить трудно…(Фото Ahmad Masood | Reuters):

7. То же место с более дальнего расстояния. Это долина рядом с Меккой, где устроен крупнейший в мире палаточный городок паломников Мина. Долина Мина — место проведения двух важных ритуалов хаджа — бросания камней в находящиеся здесь столбы (ар. джамарат) и жертвоприношения. (Фото Ahmad Masood | Reuters):

8. Размеры палаточного городка действительно поражают. Мекка, 25 сентября 2015. (Фото Ahmad Masood | Reuters):

Вот тут подробнее про Палаточный город Мина

9. Обычно количество палаток в Мине достигает 100 тысяч, в них проживает порядка 3 миллионов паломников. (Фото Ahmad Masood | Reuters):

10. В святых местах вы не одни, там есть камеры, которые вещают картинку на экраны мониторов службы безопасности. Мекка, 25 сентября 2015. (Фото Ahmad Masood | Reuters):

11. Экономика Мекки сильно зависит от ежегодного паломничества. Доходы от хаджа фактически питают не только экономику Мекки, но и в большой степени экономику всего Аравийского полуострова. (Фото Ahmad Masood | Reuters):

12. Закончим небольшой виртуальный тур общим видом на главную Мечеть аль-Харам и Мекку, 25 сентября 2015. Впереди — мекканская часовая королевская башня (Makkah Clock Royal Tower) с мекканскими часами, окончательно достроенная только в 2012 году, но уже ставшая одним из важнейших символов Мекки и Саудовской Аравии. Башня сможет похвастаться 662 метрами основной конструкции и 155-метровым металлическим шпилем увенчанным полумесяцем. (Фото Ahmad Masood | Reuters):

Вот еще интересная информация про Саудовскою Аравию: вот например Троллейбус для короля и Принц на белой яхте. Посмотрите на великолепный Мадаин-Салих (Mada’in Saleh) и зачем ездят Сауды на двух колесах

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=77753

Кааба, ал-КА’БА (Кааба; «куб») — главное святилище ислама, в сторону которого все мусульмане обращаются во время молитвы (кибла). Ежегодное паломничество к ней — один из главных элементов исламского ритуала (хаджж, умра). Считается земным воплощением ал-Каабы, находящейся на небесах.

Ал-Кааба расположена в центре главной мечети Мекки (ал-Масджид ал-Харам) и представляет собой каменное здание высотой 15 м. и с основанием 12×10 м. Углы ал-Каабы расположены примерно в направлении частей света.

Восточный угол называется ар-рукн ал-асвад («черный угол») или просто ар-рукн. В него на высоте примерно 1,5 м. вделан заключенный в серебряное обрамление «черный камень» (ал-хаджар ал-асвад) — главный предмет поклонения в ал-Каабе, символ могущества Аллаха, посланный им на землю людям. В настоящее время он состоит из трех соединенных вместе обломков черновато-красного цвета; предположительно имеет метеоритное происхождение.

Северный угол называется иракским (ар-рукн ал-ираки), западный — сирийским (ар-рукн аш-шами), а южный — йеменским (ар-рукн ал-йамани). Обычно ал-Кааба покрыта сшитыми черными полотнищами (кисва), на которых золотом в бордюре и в медальонах вышиты коранические айаты, касающиеся ал-Каабы и хаджа.

В северо-восточной стене имеется дверь, также закрытая покрывалом и возвышающаяся над землей примерно на 2 м. Во время посещения и очищения внутренней части ал-Каабы к двери приставляют лестницу. Внутри находятся три колонны, висят многочисленные лампы, расписанные эмалью, хранятся дарственные списки Корана.

Часть стены между дверью и «черным камнем» называется ал-мултазам, около нее произносят молитву, считающуюся особо угодной Аллаху. С крыши северо-западной стены выступает позолоченный сток для воды, называемый ал-мизаб или мизаб ар-рахма. Часть ал-Каабы между ним и западным углом считается собственно киблой. У северо-восточной стены полукруглая стенка (ал-хатим) отгораживает ал-хиджр (или хиджр Ис-маил) — место, куда паломники не заходят во время тавафа (семикратного обхода вокруг Каабы во время хаджжа); при Ибрахиме оно якобы было частью ал-Каабы, и там, по легенде, похоронены Исмаил и его мать Хаджар.

Ал-Каабу окружает мощеная дорожка, по которой паломники совершают ритуальные обходы святилища (таваф). Напротив двери находится «макам Ибрахим»— сооружение, содержащее камень, на котором якобы стоял Ибрахим, когда восстанавливал ал-Каабу. На нем видны следы человеческих ног. Почти напротив «черного камня» находится священный источник Замзам.

Ал-Кааба и почитаемые в ней предметы представляют собой остатки святилища очень древнего типа, восходящего к религиозным и космогоническим представлениям первых семитов. В доисламской Аравии существовало немало аналогичных святилищ, связанных, как и ал-Кааба, с «запретной территорией» (харам), ярмаркой, поклонением разным идолам. Согласно преданию, внутри мекканской ал-Каабы во времена молодости Пророка Мухаммада находился идол Хубала — божества-покровителя Мекки, а вокруг нее было установлено 360 идолов божеств, почитавшихся в разных местах Аравии. Внутри ее на стенах якобы были изображения библейских и евангельских персонажей.

Согласно мусульманским легендам, «черный камень» — белый яхонт из рая, он был дарован Аллахом Адаму, когда тот, сброшенный на землю, добрался до Мекки. Черным он стал позже из-за грехов и порочности людей, для того чтобы они не увидели рай, который можно было рассмотреть в глубине камня (увидевший рай должен попасть именно туда после смерти). Адам построил над ним первое здание или поставил палатку, а собственно ал-Каабу возвел его сын Шис (Сиф). Во время потопа ал-Кааба была поднята в воздух. Затем она разрушилась, и, когда Ибрахим поселил в Мекке своего сына Исмаила, Аллах приказал пророку восстановить основание ал-Каабы. Ибрахим выполнил приказ, завещав всем верующим в Аллаха совершать к ней паломничество.

Забота об ал-Каабе затем поочередно лежала на сменявших друг друга в Мекке племенах — джурхум, хузай, курайш. Ал-Кааба не раз ветшала и разрушалась паводковыми водами. Около 600 г. курайшиты (племя, из которого происходит Пророк Мухаммад) предприняли очередной ремонт ал-Каабы, которым руководил византийский мастер, оказавшийся на борту корабля, потерпевшего крушение в Красном море. Он оставил на ее стенах изображения Марйам и Исы. Согласно легенде, Мухаммад, которому было тогда 25-30 лет, участвовал в ремонтных работах, и тогда же якобы он впервые услышал голос с небес.

Значение ал-Каабы для ислама резко возросло, когда в Йасрибе (Медине) она была объявлена киблой (до этого молились, обращаясь лицом к Иерусалиму).

Ал-Кааба сыграла огромную роль в формировании ислама как отдельной религии, религии с аравийскими корнями. Коран выделяет легенду (возможно, докораническую) о том, что Ибрахим был приведен богом в Мекку, что он, первый ханиф (благочестивый человек, отвергший поклонение племенным идолам и поклоняющийся единому богу) и мусульманин, отстроил вместе с сыном Исмаилом здание ал-Каабы и, более того, установил обряд паломничества к ней. Возрождая религию Ибрахима, ислам как бы возрождал правильный обряд поклонения ал-Каабе, называемой в мединских сурах ал-байт, байт ал-харам, ал-байт ал-мухаррам или байти («мой дом», т. е. «дом Аллаха»).

Освобождение ал-Каабы от неверующих и очищение ее от идолов стало задачей Мухаммада, как до него — Ибрахима. В 628 г. после договора между мусульманами и мекканцами в ал-Худайбии мусульмане получили право паломничества к ал-Каабе. Возглавляемые Мухаммадом, они совершили малое паломничество в 629 г., а в 630 г. Мекка была занята мусульманами и стоявшие вокруг ал-Каабы идолы и находившийся внутри идол Хубала и росписи уничтожены.

Согласно легенде, Мухаммад лично спас от уничтожения только изображения Марйам и Исы, позднее ликвидированные. В 630 г. под руководством сподвижника Мухаммада Абу Бакра совершается первый настоящий мусульманский хадж, в связи с которым ниспосылаются откровения, устанавливающие его правила и объявляющие о полном разрыве с «многобожниками» (Коран 9:1 —12, 28-36 — 37). Язычникам запрещалось участвовать в хадже. В 631 г. Пророк Мухаммад возглавил последнее для него паломничество.

В 30-х годах VII в., при халифе Умаре, были снесены стоявшие рядом с ал-Каабой дома и вокруг нее построена мечеть — ал-Масджид ал-Харам. В 683 г. после обстрела ал-Каабы омейядскими войсками, воевавшими против объявившего себя халифом Абд Аллаха б. аз-Зубайра, последний предпринял ее перестройку, претендуя на то, что он выполняет замысел Мухаммада и возвращает ал-Каабе ее древний вид, какой она имела при Ибрахиме.

Ал-Кааба была расширена, в нее был включен и ал-хиджр. В 693 г. после разгрома Ибн аз-Зубайра перестройки были ликвидированы, и ал-Кааба приобрела свой прежний вид, который она в основном сохраняет и по сей день. В 929 г. Мекка была захвачена карматами (участниками крупного религиозно-политического учения, потрясшего в конце IX-начале Х в. Аббасидский халифат), они увезли с собой «черный камень», вернуть который удалось только через 20 лет. Постепенно вокруг ал-Каабы возникло много различных сооружений, среди них — кафедры основных мусульманских мазхабов. Они были ликвидированы во время больших ремонтных работ 50-60-х годов, проведенных саудийскими правителями — ваххабитами.

В 1980 г. Мекканская мечеть и ал-Кааба были захвачены группой мусульманских экстремистов, объявивших о появлении махди — Абд Аллаха ал-Кахтани. Через две недели мечеть была взята штурмом и мятежники уничтожены.

Ал-Кааба была и остается важнейшим центром и символом единства для мусульман всего мира. Ее святость и особую роль признают все течения ислама.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *