Храм в саратове

Несмотря на постановление председателя правительства Саратовской области Александра Стрелюхина, согласно которому с 15 апреля в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции в регионе вводится запрет на посещение храмов, церкви Саратова принмают прихожан.

Как выяснил «Ъ», сегодня в праздник Пасхи церкви Саратова работают и принимают прихожан, несмотря на запрет властей. Рядом с большинством храмов отсутствуют полицейские посты. Там, где они есть, полицейские говорят, что беспрепятственно пускают в церкви всех желающих.

Как писал «Ъ», в субботу митрополит Саратовский и Вольский Лонгин осудил действия властей Саратовской области, принявших решение запретить посещение церквей в канун пасхальных богослужений. В социальных сетях он опубликовал обращение, в котором сказал, что саратовской епархии не удалось договориться с властью о «приемлемом формате посещения верующими храмов на Пасху».

«К сожалению, власти настроены никого в них не пропускать. Будут выставлены кордоны милиции. В области уже есть примеры жесткого давления на тех, кто приходит в храмы, хорошо памятные старшему поколению христиан, пережившему советские гонения. Каждый такой пример по моему благословению, будет фиксироваться, для того, чтобы исполнителей этих безумных приказов можно было впоследствии привлечь к ответственности. Я не имею права никого призывать к гражданскому неповиновению, но повторюсь, что храмы мы закрывать не будем. Для всех нас, православных христиан происходящее должно стать уроком, показав истинное отношение власти к Церкви и своему народу», — заявил митрополит.

Председатель правительства области Александр Стрелюхин подписал постановление, согласно которому в регионе вводится запрет на посещение храмов всех конфессий, 14 апреля.

Вице-губернатор области Игорь Пивоваров в ответном обращении в телеграм-канале «СтопКоронавирус_Саратовская область» призвал верующих соблюдать режим самоизоляции. «Позиция правительства основана на мнении специалистов в области охраны здоровья людей и соразмерима с той динамикой распространения заболевания, которую наблюдаем в нашей области», — заявил он.

Митрополит Лонгин проводил пасхальное богослужение в Свято-Троицком кафедральном соборе Саратова. За час до службы территория вокруг храма была перекрыта полицией, установлены металлодетекторы. Всех проходящих через них полицейские предупреждали, что за попытку пройти внутрь собора люди будут привлекаться к административной ответственности. В храм Покрова Пресвятой Богородицы полицейские пускали людей, но проводили беседы и убеждали не входить внутрь.

Сегодня все церкви оказались открыты, но в них не многолюдно. В храм Тихвинской иконы Божией Матери (1 жилучасток) в первой половине дня находилось три человека, дежурившие рядом полицейские пускали всех желающих. Возле храма Казанской иконы Божией Матери (м-рн Улеши) полиции не было, внутри находилось около 20 человек, еще порядка 10 — во дворе. Двор Свято-Троицкого собора пустовал, рядом дежурили около 15 полицейских, немногочисленные прихожане беспрепятственно проходили внутрь. Возле храма Покрова Пресвятой Богородицы (улица Горького) не было ни верующих, ни полиции. Двери церкви оказались открыты.

Выяснить, почему изменилось отношение власти к посещению храмов, «Ъ» не удалось, курирующий внутреннюю политику вице-губернатор Игорь Пивоваров не отвечал на звонки.

Сергей Петунин

В северо-восточной части Старособорной площади некогда находилась церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери. По преданию, деревянная Казанская церковь была разобрана и самой первой из всех строений перенесена с левого берега Волги в новый правобережный Саратов, где воздвигнута еще в первой половине XVII века. Таким образом, эту церковь можно считать первым строением правобережного Саратова.

История Казанской церкви

Как вам уже стало ясно, это самое первое строение правобережного Саратова. До 1704 года Казанская церковь была монастырской и имела свое подворье. За всю свою нелегкую историю она много раз уничтожалась пожаром, но всегда отстраивалась снова и снова. После пожара 1712 года церковь выгорела дотла, как и большая часть Саратова. Но вскоре она была возведена на том же самом месте, но уже из камня, и обращена в приходскую.

Пожары часто тревожили Саратов, так, спустя столетие, после очередного пожара здание церкви сильно пострадало, за восстановление храма взялся купец А. Рыбакин. На углу подворья купец получил разрешение построить часовню и торговые лавки. В Петербурге проект «по неблаговидности фасада» был признан неудовлетворительным и выполнен в столице заново архитектором Д.Е. Ефимовым. Новый проект «на постройку каменной часовни с лавками при церкви во имя Казанской Божьей Матери» был утвержден 13 мая 1848 года.

В 1866 году через Глебучев овраг возводилась дамба. Для ее устройства использовалась земля с ближайших улиц и дворовых мест. Земля, вероятно, была насыпной, оставшейся от бывшего крепостного вала. После выполнения земляных работ около часовни с лавками, под здание подвели новый фундамент, построили второй этаж и устроили в нем жилые комнаты для причта Казанской церкви.

К 1914 году Казанская церковь была полностью восстановлена, но уже в 1930-е года снесена. В настоящее время на ее месте находится жилой дом, однако сохранилось одно здание церковного ансамбля – дом притча Казанской церкви.

Архитектура Казанской церкви

Казанская церковь была выполнена в виде четырехугольника с возвышающимся над ним барабаном с куполом. Стены барабана были гладкие, без всяких излишеств. Была еще и колокольня, выполненная в классическом стиле. Основу фасада колокольни, притягивающей внимание прохожего, являлись две колонны с дорическим ордером, расположенные у портала. Основу архитектурного ансамбля Казанской церкви дополняла и дом причта Казанской церкви, архитектурной изюминкой которой является её купол, так называемая луковичная глава.

Из истории:

Окраина Саратова, именовавшаяся «Солдатской слободкой» (ее границы примерно от Конезавода до Мясокомбината), к началу XX века выросла в обширный рабочий поселок. Число жителей с каждым годом росло, и возникла необходимость постройки своего приходского храма, так как ближайшие церкви — Иоанно-Предтеченская (Красный Крест) и Никольская железнодорожная — имели свои большие приходы. Постепенно начался сбор пожертвований. На собранные средства летом 1904 года можно было приступить к закладке церкви. 25 июля 1904 года, отслужив литургию в церкви Иоанна Предтечи, епископ Саратовский и Царицынский Гермоген (Долганёв) Крестным ходом направился в Солдатскую слободку к месту закладки храма. Жители слободки, тоже Крестным ходом, вышли встречать епископа. На площади в центре поселка Преосвященным Гермогеном был совершен молебен с освящением места закладки церкви.

Строительство шло весьма успешно, и уже в сентябре 1904 года газета «Саратовский Дневник» писала: «Постройка церкви в Солдатской слободке идет успешно: возведены стены, кладутся балки. По инициативе настоятеля церкви Красного Креста, священника М. Я. Дроздова предполагаются большие изменения в самом плане церкви. В настоящее время явилась возможность обложить церковь кирпичом, сделать майоликовый иконостас, воздушное отопление, фонарь на куполе предполагается сделать светлым и деревянные полы заменить терракотовыми». Казанская церковь первоначально была приписана к приходу Иоанно-Предтеченской церкви, поэтому заботы о строительстве легли на настоятеля отца Михаила Дроздова.

В 1905 году строительство Казанской церкви было завершено и 16 октября, в воскресенье, Преосвященный Гермоген (Долганёв) освятил новый храм. Был образован самостоятельный приход. Для новоосвященного храма Преосвященнейшим была пожалована Казанская икона Божией Матери, которая была установлена в новосооруженном киоте с правой стороны в церкви. Владыка Гермоген (Долганёв), впоследствии епископ Тобольский и всея Сибири, мученически скончался 16 (29) июня 1918 года. 20 августа 2000 года Деянием Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви его имя было внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Казанская церковь располагалась в начале Большей Сергиевской улицы (ныне ул. Чернышевского). «Местность эта, прежде почти пустая, сильно развилась в промышленном отношении и соединилась с городом. Здесь построены большие дома, школы, церковь, проведена линия трамвая и основан базар. Здесь же находились различные керосиновые и нефтяные склады, мельницы, лесопильный завод и завод акционерного общества Русской железной промышленности».

Домов в приходской округе было 273, число душ мужского пола — 608 человек, женского — 622 человека. При церкви имелась церковно-приходская школа. Штат причта на 1912 год составляли священник и псаломщик.

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери — деревянная, снаружи обложена кирпичом, теплая и крепкая. В ней один престол — в честь Казанской иконы. Вместимость — 700 человек. Рядом с ней была деревянная колокольня.

По свидетельству прихожанок — Александры (умерла в 2001 году) и Матроны, — которые в молодые годы пели в этом храме и на глазах которых происходило его обустройство (в частности, сооружение иконостаса), купец Павел Степанович Миловидов, прихожанин этой церкви, венчавшийся в ней, пожертвовал одну тысячу рублей серебром для благоукрашения храма. Его тогдашний настоятель, священник Александр Папков, по благословению епископа и с разрешения Консистории заказал в Московской иконописной мастерской проект иконостаса и иконы. Сам иконостас, как и было согласовано с Епархиальной комиссией, был заказан в Италии. Он был выполнен из фарфора с позолотой и орнаментом и производил впечатление легкости и благородного величия, сочетавшегося с величием внутреннего убранства новосооруженного храма и новонаписанных икон.

В трудные для церкви 20-е годы прихожане не оставили свой храм. Было создано так называемое «Православное Христианское общество при Ново-Казанской церкви в Солдатской слободке г. Саратова», зарегистрированное в Губисполкоме. Перед его созданием в 1923 году проводился сбор подписей прихожан. Подписалось 130 человек, указав адреса и социальное положение. Все они были жителями слободки, все рабочие. В 1923 году храм был закрыт. Последний настоятель — протоиерей Лев. В 1928 году был варварски уничтожен фарфоровый иконостас. Его разбили кувалдами и ломами и превратили в черепки. Церковь была перестроена: снесен купол храма и уничтожена ажурная колокольня. Храм превратили в двухэтажный дом, где размещался детский сад Болто-заклепочного завода, расположенного напротив.

Здание церкви вернули верующим 10 декабря 1994 года.

После передачи здания храма в нем на протяжении более 17 лет велись масштабные ремонтно-восстановительные работы. Полностью демонтированы и смонтированы все коммуникационные системы, произведена замена окон, перекрытий и пола, оштукатурено и покрашено внутреннее помещение храма, произведена замена кровли с установкой купола и креста. Установлен новый иконостас и напольные киоты. Территория храма заасфальтирована, построена кирпичная ограда с коваными решетками и воротами. Завершено строительство здания крестильни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *