Храм в старой купавне расписание

Храм Троицы Живоначальной г. Старая КупавнаСтраница приходаРусская Православная Церковь, Московская епархия (областная), Богородское благочиние

Престольный праздник — Святой Троицы (23 июня)

Настоятель — священник Алексий Юрьевич Сазонов, 1966

Приписные храмы
храм свт. Луки Симферопольского
часовня вмч. Георгия Победоносца

Проезд к храму: из Москвы от метро «Партизанская» автобусом №444 до остановки «Фабрика» в г. Старая Купавна. Автобусом №43 из г. Ногинска до остановки «Фабрика» в г. Старая Купавна. Автобусом №37 от станции «Купавна» Нижегородской ж/д.

gazeta_slovo@mail.ru +7-496-512-42-65 http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=496 Адрес: Московская область, Ногинский р-н, г. Старая Купавна, ул. Большая Московская, д. 40.Идет

Из истории
В 1642—1646 гг. в Купавне была построена деревянная церковь во имя Животворящей Троицы с приделом в честь Похвалы Пресвятой Богородицы. В дальнейшем деревянный Троицкий храм ремонтировался и расширялся.

Каменный храм был возведен в 1751 г. двухъярусным: вверху престол во имя Святой Троицы, внизу — в честь Печерской иконы Божией Матери. В 1842 г. к нижней части храма стараниями Илии Бабкина и Андрея Залогина были пристроены еще два придела: во имя пророка Божия Илии и святого апостола Андрея Первозванного. В ограде церкви стояла каменная часовня для отпевания усопших.

По новому проекту 1902 г. одноэтажные приделы надстраивались, а храм перекрывался единой крышей с пятиглавым завершением. В 1905 г. был освящен верхний правый придел в честь Владимирской иконы Божией Матери, а левый — в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В ограде храма построили каменную богадельню. Иконостас в храме сохранялся с 1751 г. Церковь имела много икон и редких книг XVIII в., Триодь Цветную 1660 г., а Евангелие — 1745 г.

В 1921 г. церковная утварь изъяли «на голодающих», церковный сарай заняли пожарным депо, богадельню отобрали для здравотдела.

Настоятель храма, митрофорный протоиерей Димитрий Богоявленский и диакон Иосиф Сченснович были арестованы в 1937 г. и расстреляны.

В 1940 г. здание церкви передано Купавинской фабрике для переоборудования под рабочий клуб. Пять глав, венчавших храм, сводчатые перекрытия и колокольня были разобраны. Впоследствии в здании храма располагались гастроном и ресторан, спортзал; на кладбище был устроен каток.

Возрождение храма началось в 1991 г. В настоящее время реставрационно-восстановительные работы продолжаются. На территории храма имеется часовня великомученика Георгия.

В Троицком храме города Старая Купавна Ногинского района находится особо почитаемая верующими икона Владимирской Божией Матери. Купавинский список ценен тем, что является одним из немногих предметов храмового убранства, который удалось спасти от уничтожения в 1930-е годы. Старая Купавна связана с Владимиром также своим расположением вблизи дороги, ведущей из Москвы в этот древний город. По этой причине в 1724 году жители Старой Купавны стали свидетелями и участниками торжественной процессии перенесения гроба с мощами святого князя Александра Невского из Владимира на Клязьме через Москву в Санкт-Петербург. День церковной памяти Александра Невского, которого особо почитают в Троицком храме, отмечается 6 декабря по новому стилю.

Горьковское шоссе – современная автомобильная трасса, ведущая из Москвы во Владимир – часто не совпадает с линией старинного Владимирского тракта. В районе Старой Купавны прежняя дорога пролегала примерно на километр южнее нынешней магистрали и совпадала с Большой Московской улицей. Таким образом, Троицкий храм был воздвигнут прямо на знаменитой «Владимирке». Тракт был известен тем, что по нему вплоть до середины XIX века гнали пешим этапом каторжных и ссыльных из Бутырского тюремного замка Москвы во Владимир, а затем в Сибирь. Каждые двадцать с лишним верст у Владимирки располагались этапные тюрьмы, где осужденные делали остановки. Условия перемещения каторжан были жуткими. Железные кандалы на руках и ногах больно врезались в тело, а изнурительный путь продолжался иногда больше двух лет. Больные и слабые нередко погибали в походе, не успев дойти до места своего заключения. Церкви в самом начале долгой дороги играли особую роль для этапируемых. Многие из них приступали здесь к церковным обрядам как в последний раз, не зная наперед, доживут ли они до конца пути.

Впрочем, Владимирка была дорогой не только каторжников. Владимирский тракт был важным торговым и военным путем, а также знаковой дорогой в религиозной жизни страны. В 1724 году царь Петр I принял решение перенести гроб с мощами благоверного князя Александра Невского из Рождественского монастыря города Владимира, где они хранились с XIII века, в образованный в Санкт-Петербурге Александро-Невский монастырь. Маршрут торжественной процессии пролегал через Москву, а оттуда, минуя Клин, Тверь и Новгород, шел в новую столицу. Во всех селах и храмах, которые стояли вблизи Владимирского тракта, мощи святого князя встречали колокольным звоном и крестными ходами. Писатель И. Хитров в книге, посвященной событию перенесения святыни, указал, что 16-го августа гроб с мощами Александра Невского встретили верующие Старой Купавны. Процессия вышла из Владимира 11-го августа и достигла Москвы 17-го числа.

В то время в Купавне стоял деревянный храм, который позже сменило каменное здание. Перенесение мощей Александра Невского за тысячи верст в новый монастырь можно назвать исключительным событием в религиозной жизни страны. Последний раз нечто подобное произошло при царе Алексее Михайловиче и Новгородском митрополите Никоне, которые со столь же большой торжественностью перенесли мощи замученного по приказу Ивана Грозного митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря в Москву. И в том и в другом случае перенесение мощей имело определенный политический подтекст. До перенесения мощей Александра Невского в Санкт-Петербург Петр способствовал еще одному религиозно-политическому шагу – канонизации в 1702 году владимирского князя Андрея Боголюбского, с которым связана история появления, пожалуй, самой известной в нашей стране иконы Богородицы – Владимирской Божией Матери.

Долгое время считалось, что список Владимирской иконы, который до революции хранился в Троицкой церкви Старой Купавны, разделил участь всех остальных икон и реликвий церкви. Все они бесследно пропали в 1938 году, после того как храм был закрыт советской властью и переоборудован под хозяйственные нужды. Когда годы давления на религию в нашей стране прошли, оказалось, что перед закрытием храма местный житель по имени Александр Кирпичников тайно вынес Владимирскую икону и спрятал в своем доме. На сайте Троицкого храма приведены слова из памятной записки Екатерины Ильиничны Ермолаевой, в семью которой потом попала икона, о необычных обстоятельствах возвращения святыни в церковь в 1990-е годы:

«Когда храм в Старой Купавне вновь открыли, мы стали думать, что иконы следует вернуть, но так как расставаться с ними очень болезненно и тяжело, то время шло и шло, а мы под всякими предлогами не везли их в храм. И вот в ночь на первое января 1993 года я увидела такой сон: я была привезена на автомобиле в Купавинский храм, где все было очень хорошо, красиво, благоустроено; в центре храма стояли два аналоя, на одном лежала какая-то икона, на другом бумага, на которой было написано, что того, у кого есть иконы из этой церкви, просят их вернуть. Этот сон явно не простой, а повелительный. Поэтому мы всей семьей решили в ближайшие же дни срочно отвезти иконы в Старую Купавну и передать их в храм».

Здание Троицкой церкви, на первом этаже которой хранится почитаемая Владимирская икона, было возведено еще в середине XVIII века, хотя за прошедшие столетия неоднократно перестраивалось и меняло облик. Постройка может показаться на первый взгляд довольно громоздкой. Это впечатление усиливают маленькие главки куполов, как будто не соответствующие большим объемам просторного двухэтажного храма. Как известно, дороговизна отопления церквей в зимний период часто подталкивала зодчих к тому, чтобы строить рядом две церкви: большую летнюю и скромную зимнюю. Иногда из положения выходили другим способом: делали храм двухэтажным. Верхний этаж, как правило, строили просторным и торжественным – в нем служили летом, а нижний этаж сооружали приземистым и камерным, что делало его более экономным для отопления в холодное время года.

Промышленники, богатые предприниматели и владельцы местных мануфактур внесли значительный вклад в расширение и обновление храма. Так, например, в первой половине XIX века у храма появились два новых придела, воздвигнутые на средства Ильи Бабкина и Андрея Залогина. Пристройки освятили в честь небесных покровителей меценатов святого пророка Илии и апостола Андрея Первозванного. С внешней стороны стен церкви уже в наше время были сделаны красивые мозаичные иконы этих двух святых прямо на алтарных выступах соответствующих приделов. Всего у Троицкого храма шесть алтарей. Помимо главного престола в честь Святой Троицы, а также указанных выше престолов в честь пророка Илии и апостола Андрея Первозванного, в церкви имеются также престол Печерской иконы Божией Матери, Владимирской иконы и Покрова Пресвятой Богородицы.

На старом гербе города, который все еще можно увидеть на стеле возле Троицкого храма, различимы символы тех производств и занятий, с которыми в прошлом была связана жизнь Старой Купавны и ее храма. Бобина с пряжей указывает на шелкоткацкие предприятия, а карпы – на рыбацкие промыслы Бисеровского озера. Отдельно стоит сказать об изображенной на гербе змее, обвивающей стеклянную колбу, которая напоминает символ медицины. В XVIII веке в Старой Купавне появился не только шелкоткацкий промысел, характерный и для других поселений восточного Подмосковья, но и химический завод. На так называемой «Дохтуровской фабрике» производилась лекарственная продукция. Фармацевтическое предприятие – преемник старинного химического завода – существует здесь и сегодня. Кстати, посередине герба изображен и верстовой столб, говорящий об особенности расположении селения на Владимирском тракте.

В XVIII веке в Старой Купавне существовало еще одно интересное предприятие, повлиявшее и на облик Троицкой церкви. Императрица Екатерина II интересовалась возможностью создания в России своего часового производства, и с этой целью в страну был приглашен иностранный специалист и часовой мастер по фамилии Нордштейн. Прямо напротив Троицкой церкви под началом иностранца был устроен уникальный для того времени Купавинский часовой завод, который изготавливал настенные, напольные и некоторые другие виды часов. Бытует мнение, что именно на этом заводе были изготовлены огромные часы-куранты с механизмом и четырьмя циферблатами для соседней с предприятием Троицкой церкви. После нашествия французов в 1812 году завод в Купавне закрылся и больше не возобновлялся, а единственным напоминанием о нем остались башенные часы на церковной звоннице. Стоит сказать, что в советские годы колокольня храма была разрушена, поэтому нынешняя звонница с часами – это реконструкция, созданная уже в наше время.

22 ноября – день памяти священномученика Иосифа

Бесконечный полумрак коридоров, гулкое эхо шагов, отдающее револьверным выстрелом в висках. Поворот, ещё поворот, вдруг – яркий свет, хлынувший из раскрытой двери… Уже несколько часов длится допрос – бесчисленное повторение вопросов-ловушек. Лицо следователя даже не злое, а устало-безразличное.

– Обвиняемый Сченснович, вы даёте ложные показания, я настаиваю на даче вами истинных показаний.

От едкого табачного дыма и оказываемого чекистами «давления» нестерпимо болит голова. «Господи! Только бы вынести всё это! Господи, прости им, ибо не ведают, что творят!»

– Я даю правдивые показания, других дать не могу.

«Шурочка, мальчики, как они одни в страхе и неведении? Господи! Помоги моим родным избежать страшной участи. Господи! Сохрани рабу Твою Александру с детишками Георгием, Дмитрием, Михаилом…»

Сколько времени прошло, одному Богу ведомо, и снова как в тумане слышен вопрос:

– Вы вместе с попом Богоявленским и другими церковниками проводили контрреволюционную деятельность среди населения?

Человеческих сил уже давно нет, но «невозможное человекам возможно Богу». Страха тоже уже нет, и даже боль отступила на задний план. Лишь в одной пульсирующей точке сконцентрировалась единственная мысль – молитва: «Господи, помилуй!»

– Лично я никакой контрреволюционной деятельности не вёл. О Богоявленском и других ничего не знаю.

Это были последние слова Иосифа Сченсновича, дьякона Купавинской церкви перед расстрелом, перед его шагом туда, где вечная Пасха и всегда торжествующий Христос… А начиналась жизнь священномученика Иосифа совсем обычно. Родился он 20-го июня (по новому стилю) 1886 года в местечке Жировицы Гродненской губернии, в семье глубоко верующего белорусского крестьянина Антония Сченсновича. Обычный мальчишка, босоногое и радостное детство. Он сумел впитать в себя всю полноту и красоту Православия. Ещё с юности Иосиф посвящает себя служению Церкви. Закончив Жировицкое духовное училище, он служит псаломщиком в родном храме с 1903 по 1915 годы, но из-за начавшихся военных действий в 1916 году вынужден эвакуироваться в Москву.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *