В 1692 году Узкое купил Тихон Стрешнев. Задумавшись об уходе от мирской жизни, он заказал строительство пятиглавой церкви.
Что есть что в церкви
Он хотел построить монастырь. Храм возвели к 1697 году — до запрета Петром каменного строительства. Но монастырь основать уже не успели.
Поставили церковь на месте обретения иконы Казанской Божией Матери (ранее здесь была изба святого инока). Храм уникален для русской архитектуры. Например, внутри можно было устроить кельи для монахов. В краеведческой литературе архитектором церкви в Узком ошибочно называют Осипа Старцева, но настоящий автор проекта храма не известен. Возможно, это был сам Тихон Стрешнев.
Казанскую церковь закрыли в 1930. Иконостасы XVII века уничтожили, а после войны в здании устроили книгохранилище, куда передали вывезенные Красной Армией из нацистской Германии книги. В 1990 году здание вернули Церкви. Через 2 года книги вывезли, а храм освятили.
К сожалению, в ходе восстановительных работ исказили исторический облик храма: уничтожили белокаменную паперть второй половины XVIII века и заменили новой, более широкой (остатки старой паперти использовали для оформления цветников за церковью). Со стороны санатория храм обнесли забором с козырьком над главным входом.
Говорят, что… …под куполами церкви иконы Казанской Божьей Матери Наполеон наблюдал за своей отступающей армией.
…единственный боярин с бородой на картине Сурикова «Утро стрелецкой казни» — Тихон Стрешнев. Известно, что только ему Петр I разрешил бороду не брить.
Казанский храм в Узком на фотографиях разных лет:
А вы знаете что-то еще о Казанской церкви в усадьбе Узкое?
Церковь Казанской иконы Божией Матери в усадьбе Узкое — одно из интереснейших произведений нарышкинского стиля в Москве и Подмосковье, единственное строение стрешневского периода истории усадьбы. Она торжественно парит над усадьбой, подчиняя себе все усадебные постройки. Об этом памятнике существует много небылиц, кочующих по путеводителям и сайтам в Интернете, которые пересказывают ошибочные гипотезы столетней давности, разбавляя их буйными фантазиями современных авторов. Подлинная история этого храма ничуть не менее удивительна, только она опирается на документы.
Самый ранний храм в Узком: «деревянную клецки» церковь Казанской иконы Божией Матери с приделом во имя Николая Чудотворца выстроил Максим Федорович Стрешнев между 1629 и 1641 гг. При его сыне Григории Стрешневе эта церковь сгорела во время грозы от удара молнии. По «отказной книге» это событие произошло в 1665-1666 гг. Видимо, сильный дождь в значительной мере способствовал борьбе с огнём, т.к. крестьянам удалось спасти значительную часть внутреннего убранства: «…образы, и книги, и ризы, и колокола от огня унесены…». Следующая церковь Казанской иконы с приделом того же имени была отстроена в Узком на месте сгоревшей, братом предыдущего владельца Яковом Стрешневым к 1676-1677 гг. Как и предыдущая, она была «древяна клецки». В 1698 г. её разобрали и перевезли из Узкого в находившийся к западу от усадьбы, у реки Сетуни, погост Покровский, который вместе с соседним селом Орловым составлял вотчину Московского Чудова монастыря (ныне Староорловская ул. в черте Москвы). Её перенос на погост объясняется тем, что к тому времени в Узком было завершено строительство сохранившегося до наших дней каменного храма Казанской иконы Божией Матери, сооружённого на средства Тихона Стрешнева. В Покровском эта церковь простояла до 1768 г., полностью сгорев. Точная дата закладки нынешней церкви в Узком неизвестна. Можно предположить, что это событие совпало с выделением Т. Н. Стрешневым, купившим Узкое в 1693 г., участка пашни для церковного причта на пустоши Борисовка. Земля эта считалась церковной при всех последующих владельцах Узкого, они выплачивали за пользование ею церковному причту денежную ругу. Из-за этого в 1696 г. патриаршим указом увеличены «прибавочные данные деньги», собирающиеся с причта. Из 24 десятин «удобными», т.е. пригодными для земледелия, были только 17. К 1696 г. уже была подведена под крышу каменная церковь Узкого, а иконы в храме уже писал жалованный иконописец грек Николай Соломонович Вургаров. Он писал образа для её правого придела — Иоанна Предтечи. Этот престол получил своё наименование в честь святого, одноимённого сыну вотчинника — стольника Ивана Тихоновича Стрешнева. С другой стороны, то же имя носил и брат Петра I царь Иоанн Алексеевич, т.е. престол Иоанна Предтечи может являться свидетельством близости Стрешневых и царской семьи. Все работы были завершены в 1697 г., т.к. только после их окончания и освящения церкви предыдущая могла быть, согласно указу патриарха Адриана, перенесена на Покровский погост.
Декоративные приёмы нарышкинского стиля, сочетающиеся в архитектуре церкви в Узком с необычной для Москвы и Подмосковья композицией, отразившей украинское влияние, сделали её памятником уникальным, имеющим своё особое место в истории русской архитектуры. Её архитектура представляется явлением локальным. Это принципиально новый тип бесстолпного, центрического, репрезентативного по внешнему облику храма замыкает собой одну из ветвей развития данной типологии, восходящую к собору Николая Чудотворца в Нежине — самому раннему подобному сооружению, завершённому к 1668 г. Этот тип храма, так полюбившийся на Украине, воспроизведён в различных формах и многочисленных модификациях: на Черниговщине, Слобожанщине, Киевщине. Отсюда он попал и в южные регионы России… Ещё одним памятником, отразившим украинское влияние, является Новый собор Донского монастыря, выстроенный в 1684-1698 гг.: большой квадратный в плане храм, со всех сторон обстроенный выступающими полукруглыми башнеобразными притворами, вторящими форме апсиды, и главами, ориентированными по сторонам света, но сохранивший четырёхстолпную компоновку. Судя по датам проведения работ, оба этих храма ориентировались не друг на друга, а сооружались параллельно. Дальнейшего развития эта линия внутри нарышкинского стиля не получила. Благодаря приезду в Россию западноевропейских архитекторов, начавшемуся с «Великого посольства» 1698 г. и не прерывавшемуся всё петровское царствование, очень скоро появилось много образцов новых, более современных вариантов барокко, заметно отличающихся по композиции и декору. В результате нарышкинский стиль целиком оказался выдавлен в провинцию. Единственным прецендентом применения архитектурной композиции, восходящей к Новому собору Донского монастыря, в Подмосковье является церковь Тихвинской иконы Божией Матери в усадьбе Бурцево, сооружённая в 1730-1733 гг. на средства М.С. Аничкова (её боковые главы поставлены не по сторонам света, как у Нового собора, а традиционно — по углам основного четверика). А вот в Казанском храме мы видим повышенную центральную часть и четыре примыкающих к ней двухъярусных башнеобразных объёма, ориентированные по сторонам света, они то композиционно и составляют единое здание, имеющее очень красивый план в виде квадрата с четырьмя трёхчетвертными «лепестками». Скруглённые нижние части башнеобразных объёмов объединены спаренными полуколоннами большого ордера, контрастирующего с малым ордером оконных наличников и порталов сложного рисунка, а также с простой плоской декорацией восьмериков и барабанов. В отличие от большинства других «вотчинных храмов» колокольня устроена не в центральной главе, а в юго-западной, находящейся над главным входом. Её купол является резонатором звука. Просторный высокий интерьер освещён преимущественно верхним светом.
Внутреннее пространство церкви удивительно едино и цельно, боковые приделы открываются в интерьер арками полуциркульных очертаний. Над наружной стеной на входом в наличнике помещён современный зданию образ Казанской Божией Матери. Внешнее декоративное убранство церкви в Узком довольно однообразно и сосредоточено преимущественно в нижнем ярусе здания. Убранство второго яруса значительно проще и строже, а белые барабаны глав почти лишены украшений. Это далеко не самый пышный памятник нарышкинского стиля. В нём не использован белый камень, тогда обычно в изобилии применявшийся в церковном декоре, в т.ч. в расположенной недалеко от Узкого церкви в усадьбе Сергиевское (Коньково-Сергиевское). Это объясняется желанием заказчика не затягивать постройку. Косвенным доказательством этого является прошение Анны Лукиничны Стрешневой, матери тогдашней владелицы Узкого Софьи Стрешневой, поданое в Патриарший Казённый приказ в 1720 г., о проведении ремонта внутренних помещений храма. Ей было разрешено «иконостас разобрать, и вместо ветхого пола построить вновь пол и престол утвердить на прежнем престольном месте, среди олтаря и сотворить в той церкви посвящение Большого Успенского собора протопопу Феодору с братиею…». Чуть больше двадцати лет для белокаменного пола — срок ничтожный! Необходимость ремонтных работ позволяет утверждать, что при строительстве храма были допущены серьёзные просчёты, скорее всего, также объясняющиеся спешкой. К счастью для мастеров, его заказчика, сурового и властного Тихона Стрешнева, уже не было в живых… В отличие от композиции церкви в Узком, убранство её интерьеров являлось традиционным для памятников нарышкинского стиля. По свидетельству историка М. И. Александровского, центральный четырёхъярусный иконостас был таким же, как в церкви Покрова в Филях, «…но черный с позолотой». В нём было 62 иконы, в придельных трёхъярусных иконостасах по 40. Иконы для них писали царские жалованные иконописцы Оружейной палаты: Георгий (Егор) Терентьевич Зиновьев, грек Николай Соломонович Вургаров и Василий Леонтьев, участвовавшие во всех крупных иконописных работах того времени. Иконостасы в Узком — последнее их крупное произведение. А уже в апреле 1698 г. Н.С. Вургаров и В. Леонтьев, чтобы заработать на пропитание, «торговали на Ивановской площади «печатной» бумагой непрестанно и в воскресные дни и в Господские праздники».
По свидетельству художника А.М. Васнецова, побывавшему в храме в 1923 году во время отдыха тогда в Узком, образ Николая Чудотворца из одноимённого придела церкви в Узком был «удивительный по выразительности», кроме того, по его мнению, «хороши изображения архидиаконов Евпла и Стефана на диаконских дверях. На колокольне есть один небольшой старый колокол с надписью о том, что он вылит к Троицкому собору», кроме того, «сохранились жилищные ставни с жуковинами. В западной главе устроена колокольня. Стенных росписей в храме не было, за исключением фигур евангелистов, написанных на парусах храма. Над наружной стеной над входом в наличнике помещён образ Казанской Божьей Матери. По-видимому, так же как и в церкви Филей, внутри на западной стене находился балкончик владельца (в Филях он назывался царской ложей!), ныне на этом месте — простая балюстрада». К сожалению, из внутреннего убранства церкви ничего не сохранилось, кроме кованой цепи от главного паникадила. Небольшие строительные работы были проведены в церкви князьями Голицыными в последней трети ХVIII в. При Алексее Борисовиче Голицыне церковь обнесли белокаменной папертью с парапетом «изящного рисунка», а при его сыне Егоре Алексеевиче, в 1799 г., была заново покрыта железом кровля и установлены новые купола вместо проржавевших первоначальных. Новые купола были высокими, устремлёнными вверх, очень удачно вписанные в композицию здания, вполне могли быть копией своих предшественников или созданы по их рисункам. При следующих владельцах усадьбы, Толстых, во время Отечественной войны 1812 года в церкви побывали французы, отступавшие из Москвы по Старой Калужской дороге. По местной легенде, в Узкое заехал сам Наполеон и лично наблюдал за движением «великой армии» с храмовой колокольни. Французы сняли с икон центрального иконостаса и придела Иоанна Предтечи «оклады и венцы серебряные» и забрали с собой часть церковной утвари. Поэтому после их ухода богослужения проходили только в приделе Николая Чудотворца, который не пострадал, более того, настоятелю И. Соколову удалось спасти основную святыню — Казанскую икону Божией Матери из центрального иконостаса. Только 8 июля 1813 года в день престольного праздника Казанской иконы Божией Матери были заново освящены центральный престол и придел Иоанна Предтечи. После Отечественной войны 1812 года, судя по воспоминаниям местных жителей, в Узкое каждый год летом привозили знаменитую Иверскую икону, находившуюся в Иверской часовне на Красной площади. Икону привозили монахи Николо-Перервинского монастыря, которому она принадлежала, направлявшиеся в сёла Сергиевское (Коньково-Сергиевское) и Коньково (Коньково-Троицкое). Со стороны соседнего села Ясенева, настоятель Казанского храма встречал её под колокольный звон и служил у иконы молебен.
В 1852 году церковная паперть была реконструирована: «каменщики переделали последнее крыльцо и выстлали лещадью от первого крыльца до второго несколько рядов». Тогда же были заново окрашены кровли и купола. По инициативе П.Н. Трубецкого в Комиссии по сохранению древних памятников Императорского Московского археологического общества в 1899 г. было поручено разрешение на реставрацию интерьеров церкви, проведённую «под наблюдением» члена Комиссии известного московского архитектора А.Ф. Мейснера. Она началась в том же году. Только 22 октября 1902 года, после завершения всех ремонтных и реставрационных работ в церкви, настоятелем С. Беляевым был заново освящён центральный престол. К тому времени были «возобновлены», т.е. заново позолочены иконостасы, отреставрированы их иконы, отремонтированы стены внутри храма, в средней части храма устроено духовое отопление (до того тёплым был лишь придел Иоанна Предтечи). Кроме того, были устроены новые входы в ризницу и на колокольню, для которых были пробиты проёмы. 2-3 августа 1900 г. в приделе Иоанна Предтечи (другие части здания из-за реставрационных работ не функционировали) находился гроб с телом выдающегося отечественного философа В.С. Соловьёва. Утром 3 августа после панихиды гроб был поставлен на катафалк и отправлен в Москву по Старому Калужскому шоссе для захоронения на старом Новодевичьем кладбище.
26 апреля 1922 года все серебряные вещи из церкви Узкого (золотых не было), в т.ч. дароносица, потир и напрестольный крест из центрального алтаря (серебро вызолоченное, вес в грубом виде 24 1/2 фунта) «изъяты в фонд помощи голодающим… согласно имеющейся при общине заверенной описи, причём при приёме оказалось всё налицо, правильно. Со стороны представителей общины верующих жалоб нет». Церковь оставалась действующей до 1930 г., когда её последний настоятель Д. Соколов был выслан в Сибирь. Первоначально власти предполагали устроить в церкви клуб. Местным жителям разрешили разобрать по домам иконы, после чего комсомольцы уничтожили убранство интерьеров, в том числе сожгли часть оставшихся икон и сбросили колокола. После этого один раз в церкви показали кинофильм. Затем в ней размещались магазин и общежитие. В 1933 году на совещании в строительном секторе Комиссии содействия учёным было принято решение превратить церковь в водонапорную башню, для чего «установить напорные баки один над другим в одном и крайних приделов церкви…». Это давало возможность обеспечить водой все номера санатория «Узкое». С.И. Вавилов, ставший президентом Академии наук в 1945 г., попытался добиться реставрации церкви, тогда занятой подсобными мастерскими санаториями. В 1950 г. специалисты Всесоюзного научно-реставрационного комбината провели обследование церкви в Узком. Но после смерти С.И. Вавилова, скончавшегося в 1951 году, все работы прекратились. В начале 1950-х гг. Фундаментальная библиотека по общественным наукам АН СССР перевезла в церковь Узкого часть своих фондов. В их числе были книги из объединённой городской и университетской библиотеки Кёнигсберга, в т.ч. книги из Валленродтского книжного собрания ХVI-ХVII вв., на латинском и немецком языках. Доступу влаги в хранилище способствовали проржавевшие купола. В 1959 году они были сняты и заменены невысокими конусообразными кровлями.
Во 2-ой пол. 1970-х гг. церковь была косметически отреставрирована Всесоюзным реставрационным комбинатом (в 1979 г. все работы были завершены). В ходе реставрации частично восстановили жуковины на ставнях, икона над входом была расчищена и застеклена, здание побеленное внешне, получило новые купола, выполненные по проекту архитектора С.С. Кравченко. Но восстановлены они были не на основе документальных данных, а по аналогам ХVII в. Предыдущие купола конца ХVIII в. — настоящие украинские бани — гораздо лучше гармонировали с пропорциями храма и, возможно, являлись повторением первоначальных куполов. После реставрации здание церкви осталось книгохранилищем.
Казанская церковь была передана Патриархии 2 августа 1990 г., но вывоз книгохранилища начался лишь в феврале 1992 г. В праздник Пасхи 22 апреля 1992 г. церковь Казанской иконы Божией Матери была освящена. В настоящее время в ней установлены два резных иконостаса, в основной части и в приделе Николая Чудотворца (последний иконостас выполнен палехскими мастерами). Перед ними устроены мраморные подиумы. К сожалению, в ходе работ по восстановлению здания были допущены искажения его исторического облика. В нарушение законодательства об охране памятников была уничтожена белокаменая паперть 2-й половины ХVIII в., заменённая в 1998 г. новой, более широкой (остатки старой паперти частично использованы при оформлении цветников и палисадников за церковью). Облик памятника не улучшили нелепые двойные заборчики, которыми храм был обнесён со стороны входа в санаторий; диссонирующий с внешним обликом козырёк над главным входом и мраморные ступени. Кроме того, восприятию здания с западной стороны мешают современные дом священника и церковная лавка.
Материал из книги: Коробко М.Ю. Усадьба Узкое (Усадьбы, дворцы, особняки Москвы). — М.: Вече, 2013.