Храм в юбилейном

Храм Новомучеников и Исповедников Российских в ЮбилейномСтраница приходаРусская Православная Церковь, Московская епархия (областная), Ивантеевское благочиние

Настоятель — протоиерей Александр Геннадьевич Бекещенко, 1972

Приписан к — Храму Серафима Саровского в Юбилейном

ioann1959@mail.ru 8-916-614-59-94 http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=657 Адрес: Россия, Московская область, Юбилейный, Комитетский лесИдет

О храме

История строительства храма Новомучеников и Исповедников Российских началась в 1999 году, когда была выделена земля под застройку и предприняты работы по проекту и его согласованию. Этот вид деятельности очень долгий, требует большого количества времени и сил. И потому к возведению нового каменного храма приступили лишь в 2003 году.

В первое воскресенье после Святого Богоявления, на месте будущего возведения Дома Божиего был отслужен молебен перед началом строительства, и уже на следующий день здесь заработал экскаватор.

На протяжении всей зимы община храма преподобного Серафима Саровского, который расположен в городе Юбилейный, и община нового храма – они образуют один приход, на своих собраниях, а также через газеты обращалась к жителям города с просьбой вносить свои обоснованные предложения по поводу названия будущей церкви. Названия предлагались в большом многообразии, но ни одно из них не набрало большего, чем другие количества голосов. Тогда на совет общины были вынесены два предложения: назвать храм во имя Всех Святых или во имя Новомучеников и Исповедников Российских. Выбрано было последнее. Основных причин выбора именно этого имени можно назвать три. Во-первых, недавно состоялась канонизация новомучеников и еще очень мало церквей носит имя этих поистине святых людей, которые своей кровью утверждали веру Христову, благодаря им она была сохранена для нас. Во-вторых, святые новомученики – наши современники, и нам их подвиг особенно близок и понятен. И, в-третьих, на наш взгляд, это является актом примирения потомков гонимых за веру и их гонителей.

Весной были установлены сваи, выполнен монтаж фундамента и начато возведение стен. 22 июня 2003 года состоялся торжественный чин закладки камня в основу строящегося Дома Божиего, который совершил благочинный Пушкинского округа протоиерей Иоанн Монаршек. Помнится, в этот теплый летний день пред алтарем будущего храма был освящен и водружен Крест, а внутрь фундамента помещена капсула с закладной грамотой. Люди стояли со слезами на глазах, радуясь, что строится храм Божий, и со вздохом вспоминая подвиг тех, кого мы сегодня называем новомучениками. Кто-то вспоминал, что вблизи расположен водоканал, на котором вели работу заключенные, возможно, и среди них были пострадавшие за Христа.

По возведении стен темп работ немного замедлился по причине уникальной архитектуры сооружения: арочные своды, двери, окна, а также фигурная кладка стен, особые украшения на них, которые выполняются по месту резчиком по кирпичу. Эта работа требует особой квалификации строителей, творческого подхода и большого количества времени.

Начиная с мая 2005 года, в цокольном этаже храма стали проводиться Богослужения: читаются Акафисты и проходят молебны. А в ноябре 2005 года в подземном храме-крестильне во имя святого Николая Чудотворца совершена первая Литургия.

За прошедшее время освоено в строительстве храма многое. В настоящее время выполнены железобетонные сводчатые перекрытия, закуплены и подвешены на временную звонницу колокола, ведется монтаж центрального купола, установлен на звоннице крест, возведен барабан под центральный купол, завершено возведение фронтонов.

А 7 сентября 2010 года после молебна был установлен купол и крест на нем.

Следующий этап строительства – внешняя и внутренняя отделка, инженерные коммуникации. После завершения этих работ будет совершаться строительство церковного дома, в котором в будущем разместятся Воскресная школа, библиотека, просфорня, различные подсобные мастерские, помещения для церковной утвари и прочие технические службы. Завершающим этапом станет благоустройство территории церковного комплекса.Храм является приписным к Серафимовскому храму г.Юбилейный.

ул. Орловская, 7

Свято-Серафимовский собор. 2016 г.

Единоверие является направлением в старообрядчестве, его сторонники при сохранении древних богослужебных чинов (двоеперстие, служба по старопечатным книгам и др.) и древнерусского бытового уклада признают иерархическую юрисдикцию Московской патриархии. В Вятке эпохи конца XIX – начала XX в. существовала достаточно небольшая община единоверцев — 170 человек. Первое время свои богослужения они проводили в церкви Симеона Столпника при колокольне Троицкого Кафедрального собора, затем — в одном из приделов Покровской церкви. С начала XX в. для служб единоверцев использовалась Трёхсвятительская церковь Успенского Трифонова монастыря.

В 1903 г. Вятская городская дума отводит единоверцам участок земли на Ивановской площади (в настоящий момент здесь расположен Центральный рынок) для постройки собственного здания. Однако это место не устраивало общину по своему географическому расположению. На помощь пришел купец К. К. Ярунин, который пожертвовал под строительство храма свой участок по Успенской улице. 13 июня 1904 г. на углу Орловской и Успенской улиц был заложен каменный храм единоверцев по проекту вятского архитектора И. А. Чарушина.

И. А. Чарушин. Проект здания Серафимовской церкви. Северный фасад

Храм возводили на средства прихожан. В «Ведомости о церкви за 1913 год» указано, что здание построено на пожертвования купцов Я. Тырышкина и К. Ярунина. В частности, Константин Кириллович Ярунин пожертвовал землю и два дома на углу Орловской и Успенской улиц. Место, предназначенное под строительство, было не очень удобным — узость и малая площадь участка, зажатого в окружающей городской застройке, обусловили вынос алтарной апсиды храма на красную линию Успенской улицы.

В основе здания — куб, четырехскатная крыша которого украшена двумя рядами декоративных кокошников и пятью небольшими (также декоративными) главками-луковицами. Главки центрального объема и алтарной апсиды приподняты на постаменты-кубики. Рундуки и трехъярусную колокольню венчают шатры. Все основания главок также окружены кокошниками. Храм двусветный, изначально с двумя рядами окон с юга и севера. Алтарная апсида — пятигранная. Отдельными деталями собор напоминает традиционные деревянные русские храмы и каменные храмы Московской Руси эпохи узорочья. Здание получилось очень нарядным и ярким, и на фоне остальных городских церквей Вятки Серафимовский храм выглядел весьма необычно. Изначально фасады церкви были выложены облицовочным красным кирпичом, отдельные элементы декора выполнены из опоки (белого камня). Позднее стены были закрашены суриком.

Свято-Серафимовский собор. Начало XX в.

Фасады здания были выполнены в модном в начале XX в. неорусском направлении модерна. И. А. Чарушину удалось добиться выражения яркого национального характера церкви. К 1906 г. строительство церкви было закончено. 5 ноября 1907 г. епископ Вятский и Слободской Филарет освятил храм во имя Святого Серафима Саровского. Первым священником был назначен Терентий Широких, командированный из Кузнецовской церкви Нолинского уезда.

После Октябрьской революции, в феврале 1919 г. на заседании комитета по ликвидации церквей было составлено заключение, что «Серафимовская церковь является подходящей под школу», но это заключение вскоре изменили. После массовых закрытий и уничтожения церквей в конце 20-х – начале 30-х гг. XX в. Свято-Серафимовский собор остался единственным действующим храмом в городе Кирове. До 1962 г. вторым работающим храмом был Феодоровский (Романовский), но он был взорван в период борьбы Хрущева с религией. В 1939 – 1942 гг. Серафимовский храм был закрыт и превращен в музей атеизма, а после — в хранилище музейных экспонатов. Однако в период Великой Отечественной войны (в 1942 г.) храм снова был открыт и долгие годы советской власти был фактически единственным действующим на территории полумиллионного Кирова.

Свято-Серафимовский собор. 1989 г.

В 1950 г. подвал храма после строительных работ стал новым нижним приделом, посвященным преподобному Трифону, Вятскому чудотворцу, и блаженному Прокопию. В 1986 г., не имея возможности вместить всех желающих во время богослужения, совсем маленький Серафимовский собор (за духоту его порой называли «баней») снова расширяется, опять же за счет подвала. Так появляется еще один придел в честь святых мучеников Хрисанфа и Дарьи. Вокруг же храма строится красивая ограда, существующая и поныне.

Любопытная история произошла в 1950-е гг. На территории соседствующего с храмом парка, расположенного на бывшей Семеновской (Верхней торговой) площади, находился зверинец (зоопарк). В одну из ночей случился непонятный эксцесс (по одной из версий — пожар), в результате которого многое звери из зоопарка сбежали. По радио передавали: «Граждане! Будьте осторожны — в городе хищные звери, леопарды, гиены и пр.» И вот, один верблюд пробрался на территорию храма, где мирно дремал до самого утра, пока его не обнаружил удивленный староста Свято-Серафимовского храма.

Свято-Серафимовский собор. Любительский снимок 1980-х гг. Вид с юго-запада

В 80 – 90-е гг. XX в. церковь реконструируется: галереи превращаются в приделы, увеличивается подвал, в котором также устроили новый придел; главы, первоначально покрытые чёрным кровельным железом, в 1990-х гг. перекрывают медью; за счёт сноса прилегающих к зданию храма домов увеличивают территорию церкви и обносят её каменной оградой. В 1990 г. кафедра архиерея была перенесена в Успенский собор. В настоящее время Свято-Серафимовский собор является действующим.

Фото: ГАКО, pastvu.com, Ана Агапова (школа «ФотоЛюбитель»)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *