Успенский собор на Городке в Звенигороде считается самым древним из сохранившихся каменных храмов на московской земле. В 1399 году его воздвиг князь Юрий Дмитриевич Звенигородский – сын Дмитрия Донского.
Возраст собора перевалил за 600 лет, за это время он неоднократно переживал капитальный ремонт, перестройку, восстановление, реставрацию и даже археологические изыскания. В результате внешний облик строения и его внутреннее убранство, включая настенные росписи, претерпели значительные изменения. От того храма, который изначально расписывал сам Андрей Рублев, осталось немногое. Специалисты бьют тревогу и боятся, что наследие Рублева, обнаруженное в Успенском соборе, может исчезнуть http://www.1tv.ru/news/culture/160787
К
сожалению, фрески Рублева практически не сохранились. Реставраторам удалось восстановить лишь малую часть старинных росписей, которые были сколоты вместе со штукатуркой в ходе ремонтных работ, либо замазаны маслеными красками более позднего периода. Но, кое-что от Рублева в храме все-таки осталось, и теперь на фрагменты фресок гениального мастера приезжают посмотреть люди со всей России и гости из-за рубежа.
Уникальность месту, где возвышается храм, также придают поземные источники с чистейшей питьевой водой. Ключи бьют у подножия холма и считаются священными, так как водные потоки скапливаются в природных резервуарах под основанием собора. По сути, храм стоит «на воде». Внутри холма, и по всей округе, подземные воды находятся очень близко к поверхности, из-за чего район изобилует родниками и ключами. Местные жители пьют исключительно эту воду! Многие века, из поколения в поколение, люди ходят к родникам, выстраиваются в очередь и наполняют свои ведра, канистры и бидоны ключевой водой, обладающей целебными свойствами. Удивительно, что при таких природных условиях Успенскому собору удалось выстоять более шести веков! Хоть фундамент храма немного просел, его приходилось укреплять, но стены не потрескались и здание, несмотря на почтенный возраст, держится в хорошем состоянии. Божий дом словно оберегают высшие силы, природные стихии ему совершенно нестрашны.
Дорога к храму проходит по улице, которая носит название Городок. Это место было заселено без малого тысячу лет назад и тогда же появилось название – Городок, где плодородные поля, жилые дома и торговая площадь защищались земляными валами и находились внутри крепости князя Юрия Звенигородского. Он и повелел построить в крепости дворовый собор, прихожанами которого могли быть как члены семьи князя, так и жители Городка. Причем, храм решено было возвести из белого камня, а не из дерева, как делалось раньше. Архитекторы и каменотесы проявили изрядный талант и создали уникальный по средневековым временам проект. На сайте «Храмы России» (http://www.hramy.ru), я нашел интересную информацию, часть которой привожу в путевых заметках. «Храм имеет еще одну особенность, незаметную невооруженному глазу. И основной объем, и наиболее крупные элементы здания (оконные проемы, барабан) слегка сужаются кверху – это выявили тщательные замеры. Такой прием позволяет храму смотреться вблизи выше, чем он есть на самом деле. Помимо этого, изначально собор был покрыт отнюдь не простой четырехскатной кровлей, которую можно видеть сейчас. По данным архитекторов-реставраторов, от закомар к барабану шли как минимум два ряда кокошников, создававших органичный переход от стен к куполу. Но уже в XVII веке в документах с описанием собора указано, что кровля прогнила (при таком сложном покрытии очень тяжело было правильно организовать сток воды и тем более сброс снега с крыши, что и разрушало ее), и зданию «чинится поруха большая». Неудивительно, что, в конце концов, храм отремонтировали так, как это было наиболее удобно. И сейчас на завершениях стен можно увидеть следы прежних полукруглых закомар». Признаюсь, что Успенский собор произвел на меня сильное впечатление и за неделю пребывания в Звенигороде, я трижды заезжал в Городок, чтобы посетить храм, окунуться в его загадочную атмосферу и прочувствовать сильную энергетику. Первый визит оказался на скорую руку, хотелось глазами туриста посмотреть на фасад и внутреннее убранство средневекового храма, убедиться, что дух старины живет в его стенах. Мой взгляд сразу привлекли поблекшие рисунки двух крестов на стене, которую раньше закрывал иконостас. Его убрали, стены очистили и под слоем масляной краски обнаружили старинные фрески двух крестов и апостолов. Невооруженным глазом было заметно, что росписи очень старые, и, возможно, что их создали еще при строительстве собора! Мои предположения вскоре подтвердились… И еще одна деталь запомнилась мне уже на выходе, когда я рассматривал очищенные от штукатурки и краски каменные своды и проем главного входа в храм. На полукруглом камне виднелись слабозаметные письмена, словно нацарапанные гвоздиком, скорее всего, на древнеславянском языке. Позже, прочитав буклет об истории собора, составленный местными археологами и реставраторами, я узнал, что средневековые тексты оставили сами каменщики и строители храма. Потрясающая находка! Послание из прошлого, от тех людей, кто своими руками воздвигал собор. Большая часть текста, к сожалению, утрачена, и разобрать слова невозможно. Перечитывая историю Звенигорода, его основных памятников и достопримечательностей в путеводителе, я вновь натолкнулся на Успенский собор. В этот раз я узнал, что храм на Городке тесно связан с Андреем Рублевым. Еще в ХХ веке реставраторам удалось найти и восстановить росписи талантливого иконописца, которые до сих пор сохранились на стенах внутри собора. Я сразу вспомнил об изображениях двух поблекших крестов и апостолов, которые показались мне самыми старыми из фресок, находящихся в храме. У меня появилось непреодолимое желание вновь взглянуть на эти росписи, тем более, что их авторство специалисты адресуют Андрею Рублеву. На следующий день я приехал в храм, но смотрительницы на месте не оказалось, а на воротах изгороди висел замок. Это обстоятельство расстроило не только меня, у храма стояло несколько человек, которые также хотели зайти внутрь. Кто-то из них пожаловался, что смотрительница вроде должна была подойти к двум часам, но было уже начало третьего, а ее все не было. Группа туристов какое-то время потопталась у ворот и ушла, а я особо не торопился и решил все-таки дождаться возвращения смотрительницы
Около часа я бродил по окрестностям Городка, любуясь старинными домиками и церквушкой, то и дело, поглядывая в сторону храма. Несмотря на будний день, к собору тянулись люди, периодически подъезжали машины, но увидев на дверях замок, разворачивались и уезжали, кто-то читал объявления у входа в храм, коротая время, но смотрительница так и не возвращалась. Мое терпение иссякло, я окончательно расстроился и уехал. В сердцах подумал: «Ну, значит не судьба!». Но, ближе к вечеру, я решил вновь испытать судьбу и вернуться в храм ранним утром. Все-таки не каждый день удается видеть и любоваться работой талантливых мастеров, живших 600 лет назад, да и храмов таких на Руси осталось совсем немного. Так, что пенять на судьбу я не стал, и на следующее утро вновь отправился к храму. На этот раз калитка в ограде Успенского собора была отперта, проходя через нее, я сразу же почувствовал прилив сил и настроения, но дверь в храм оказалась запертой. Внутренний голос подсказал, что смотрительница не могла далеко и надолго отлучиться, иначе калитка была также закрыта. Выходя за ограду, неподалеку я увидел знакомую пожилую женщину, у нее я покупал календари на память, когда первый раз заходил в храм. Она оказалось той самой смотрительницей. Любезно отперев дверь, пожилая женщина подтвердила, что Андрей Рублев действительно расписывал собор, но от его фресок остались только два креста и апостолы, то есть именно те изображения, на которые я изначально обратил внимание. Еще смотрительница показала мне кусочек фрески Рублева, так называемое «полотенчико» над скамеечкой. Все остальные росписи в храме принадлежат более поздним мастерам и датируются XVIII веком, когда собор претерпел очередной капитальный ремонт. Очень необычное внутреннее ощущение наступает в стенах собора. Его сложно описать, ведь это процесс погружения в себя, а момент пребывания наедине с самим собой – таинство. Мне всегда казалось, что люди намеренно ярко расписывали храмы и соборы, представляя их своеобразными вратами в другой мир. По представлениям художников, того же Андрея Рублева, в ином мире людей, возможно, будут встречать святые и праведники, схожие с образами на фресках. Перед этой встречей люди должны понимать свою ответственность за поступки и деяния на земле. Ведь многие образы на фресках принадлежат обычным людям, чья жизнь, наполненная верой и благочестивыми деяниями, стала примером и вызывает уважение у верующих. Как правило, у набожных людей есть свой фаворит в мире святых, который является неким незримым посредником между человеком и Богом. Они верят, что фавориты помогают донести до Бога сокровенные желания и просьбы, мольбы о помощи. Есть предположение, что без поддержки фаворита человеку трудно быть услышанным Богом, которому сложно одновременно внимать всем обращениям. А фавориты способны донести до ЕГО «ушей» нужную информацию — просьбу того или иного человека. На мой взгляд, этим можно объяснить поклонение людей иконам и образам святых мучеников, праведникам и другим канонизированным лицам, ставшими фаворитами и приближенными к престолу Бога. У меня несколько иная точка зрения на происходящее, я не придаю «фаворитам» той ответственной роли, которую они играют в представлении многих людей. Если у человека есть вера в Бога, то, на мой взгляд, ему не нужны услуги фаворитов. Наличие веры у человека автоматически исключает опасения в том, что Бог может его не услышать. Он может услышать всех и всегда, на то он и есть Бог! Причем человеку вовсе не требуется находиться в определенном месте пространства или обращаться к Богу через образ фаворита – статую, икону или мощи. Если хочешь быть услышанным, то тебя услышат! У каждого из нас свое субъективное понимание и представление о коммуникативной связи с Богом, поэтому я не настаиваю на своей позиции. Любой храм для меня – это святое место, где концентрируются мысли человека, старающегося изменить себя, усовершенствоваться, познать истину и быть услышанным Богом. Тысячи людей оставляют в храмах частичку себя. Со временем в наиболее посещаемых храмах появляется своеобразных дух, сотканный из тех частичек, что люди принесли с собой в образе мыслей, желаний, просьб и молитв. Именно этот дух я пытался уловить и почувствовать в Успенском соборе на Городке. Мне это мне удалось! За шесть веков в храме сформировалась мощная энергетика. Находясь в зале под высоким куполом, появляется чувство, что пребываешь внутри живого организма. Стены собора словно излучают какой-то незримый свет, который проходит сквозь человека. Это, конечно, можно сравнить с действием рентгеновского аппарата, но он не в состоянии высветить мысли, чувства, желания или переживания, а в храме человек весь, как на ладони! Словно нагой стоишь и не знаешь, что тебе делать и о чем думать. Мысли сразу путаются, сложно сконцентрироваться и ответить на свой же вопрос: зачем я сюда пришел? В этот момент ощущаешь чье-то незримое присутствие, святого духа или ангела-хранителя, который стоит в сторонке и наблюдает за тобой. Удивительные ощущения… И еще, почему-то в Успенском соборе обостряется эмоциональный фон. Слезы сами по себе рвутся наружу, внутри образуется какой-то трепет, и ты ничего не можешь с этим поделать. Причем, нет состояния волнения или переживания, наоборот, чувство спокойствия преобладает и из-за этого время начинает идти медленнее. При выходе из храма, мне казалось, что хватило нескольких минут, чтобы ощутить атмосферу и своеобразный дух святого места. Время действительно пробежало как-то незаметно, а взглянув на часы, я с удивлением осознал, что находился в соборе около двух часов! Не знаю, вернусь ли я еще раз в храм на Городке, но побывав там однажды, я получил довольно сильное впечатление, которое останется со мной на всю жизнь. К тому же, в Успенском соборе в ХХ веке были найдены иконы Андрея Рублева, которые отреставрировали и выставили в экспозиции в Третьяковской галерее. Их мне предстоит еще увидеть и вспомнить о старинном храме с утерянными творениями великого иконописца. Tags: Звенигород — храмы и монастыри
Успенский собор на Городке построен на рубеже XIV-XV веков. Фрагменты первоначальной живописи XV века находили тут и раньше: в барабане купола, в алтаре, на восточных столбах-пилонах и на северной стене храма. Их авторство приписывают Андрею Рублёву и Даниилу Чёрному.
Остальные сохранившиеся росписи были сделаны уже в 30-х годах XIX века. Реставраторы аккуратно их демонтировали, затем убрали штукатурку и метровый слой кирпича, который закрывал подпружные арки. Именно на этих арках нашли фрески XV века.
Александра Гребенщикова, художника реставратор 2-й категории: «Большие фрагменты, новые, неизвестные, предположительно, Андрея Рублёва. Пока что видны изображения святых и серафимы. Все требует детального изучения».
Всего таких арок тут четыре. И на каждой фрагменты так называемой первоначальной живописи. Это уникальная роспись XV века. Сейчас реставраторы укрепляют штукатурное основание фресок это длительный и трудоемкий процесс. Собственно, к восстановлению живописи планируют приступить лишь в новом году.
Пробы штукатурки и красочного слоя отдадут химикам для анализа: они определят их возраст и состав. И вместе с искусствоведами вынесут вердикт: Рублёв или нет. Хотя сомнений в этом почти нет, передает корреспондент НТВ Александр Калинин.
Успенский собор на городке в Звенигороде тесно связан с именем Андрея Рублёва. Именно здесь осенью 1918 года в сарае с дровами нашли три иконы, которые, предположительно, написал великий мастер. Сейчас они хранятся в Третьяковской галерее. Обнаружение новых работ Рублёва для художественного мира это историческое событие, ведь творчество знаменитого живописца это одна из вершин русской и мировой культуры. И найти доселе неизвестные его работы спустя много веков это большая удача.
Подписаться на уведомления Отписаться от уведомлений
Успенский собор в Звенигороде (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Успенский собор в Звенигороде
Успенский собор возвели московские мастера в 15 веке по заказу звенигородского князя Юрия Дмитриевича на территории обнесенной валами крепости, называющейся в наше время Городок. Он простоял в неизменном виде 400 лет, пока в 19 столетии к нему не пристроили звонницу. В 1930-х гг. храм закрыли, но уже в 1946 г. здесь возобновились богослужения. В настоящий момент здание принадлежит Саввино-Сторожевской мужской обители. Успенский собор — один из 4, полностью дошедших до наших дней храмов, выполненных в традиции московского белокаменного зодчества. Его архитектурные формы повторяют очертания религиозных сооружений Владимиро-Суздальского княжества домонгольского периода, но при этом имеют ряд оригинальных особенностей.
Содержание
Что посмотреть
Здание представляет собой классическую крестово-купольную церковь с тремя алтарными апсидами. Его фасад традиционно разделяется на вертикальные прясла (участки стены) с помощью тонких колонн, посередине проходит горизонтальная полоса лепного растительного орнамента. В отличие от более древних построек, у Успенского собора кокошники и закомары имеют килевидную форму, что считается отличительной чертой архитектуры Московского княжества 14-15 веков.
В 1918 г., во время реставрационных мероприятий в храме обнаружили три образа, приписываемых кисти самого Андрея Рублева: Апостол Павел, Архангел Михаил и Спас Вседержитель. Они считаются подлинными шедеврами мировой иконописи. Сегодня эти произведения искусства хранятся в Третьяковской галерее.
Интерьер церкви представляет немалую культурную и историческую ценность, так как внутри сохранились фрагменты уникальных фресок, предположительно созданные представителями рублевской школы. Древние росписи находятся на северной преграде, восточных столбах, у алтаря и в северо-западном углу хоров, прочие изображения появились позже — в 19 веке.
Практическая информация
Адрес: Московская обл., Звенигород, ул. Городок, 1. Телефон: +7 (495) 597-11-77.
Время работы: понедельник-пятница 10:00-14:00, суббота-воскресенье 10:00-19:00.
Такие места как Звенигородский Городок надолго западают в душу гостям одноименной агломерации. Обусловлено это тем, что здесь туристу доступен всякий отдых – культурно-исторический, просто познавательный и рекреационный. Но обо всем подробнее, вашему вниманию обзор так называемого Кремля в Звенигороде.
Где находится Городок на карте
Старинный комплекс на холме мы увидим в районе крайней оконечности северного берега города, точнее – между кварталом Красная Гора и жилым комплексом «Санаторий». На зеленый холм ведет улица, название которой уже делает вам подсказку – Городок.
Карта
История и описание
Нынешний архитектурный «заповедник» Звенигородский Городок – ничто иное как останки резиденции удельных князей Звенигорода, построенной еще в XII столетии. Тогда это стратегическое поселение на северо-восточной оконечности Черниговского княжества было укреплено примитивно. Что не удивительно, ведь в указанную эпоху настоящими городами на земле Подмосковья были разве что Волоколамск или Москва.
Хроники говорят о частоколе и деревянном Детинце, о нескольких теремах. Первые оборонительные сооружения начали появляться здесь только при Иване Калите, который даровал Городок своему сыну Ивану Ивановичу Красному (у него, к слову, была уже Руза и 21 деревня). Речь про времена, когда Великое Княжество Литовское открыто диктовало свои условия не окрепшему еще Московскому государству.
От экспансии «литвинов» русские во внешней политике мечтали избавиться, поэтому активно готовились к войне. Большая Москва укрепляла все свои города на западе. Так в Звенигороде образовались небольшой вал и изгородь – уже из более серьезных бревен. Благо сосновый лес стоял на километры вокруг. Только в следующем веке в отдельных постройках использовали камень.
В 1399 г. возведен собор Успения Пресвятой Богородицы со звонницей (потом создали другую). Предполагают, что его стены расписывали знаменитости. При Юрии Долгоруком тут появился не только храм, но и система валов 8-метровой высоты. С юга и запада град охраняли реки, с севера и востока – непроходимый лес, где были искусно спрятаны заставы военных разведчиков. Смело расширялся посад. Люди не боялись селиться тут.
Два раза – в 1382-м и в 1408 гг. – полис брали приступом ордынцы. При этом стены так и оставались деревянными. Дело в том, что когда в состав Большой Москвы вошел Смоленск, ее правители не воспринимали поселение как стратегическую точку. По-настоящему мощная фортификация появилась в XVII веке по соседству – на Сторожевой горе.
Городок же постепенно стал частью Успенского собора – композиционного центра всего ансамбля. В конце XIX века тут выстроили Богоявленскую церковь, которая сгорела. Следовательно, сегодня кроме останца земляных валов и зданий культового сооружения зрители ничего не увидят. Земляная дорога превратилась в асфальтированную. Именно она-то и называется «улица Городок», на ней всего один адрес.
Особенности посещения
Локация известна не только тем, что здесь находится Звенигородский Городок. Тут же обнаруживаются природные достопримечательности Звенигорода – кусок густого леса и красивая набережная реки.
Культовое строение очень фотогенично, так же как и следы от древних валов-рвов. Следует знать: здание построено в классических традициях владимиро-суздальской школы (самых простых и понятных канонах 4-столпного крестово-купольного зодчества). А звонницу перестроили – уже в XIX столетии. Чем заняться на этой территории кроме «повального» фотографирования архитектуры?
Реально пройти в сам храм. Сейчас тут отреставрировали резьбу и настенные панно. Возможно, они принадлежат кистям прославленных ликописцев – Андрея Рублева и Даниила Черного. В частности, уже восстановлена широкая тройная лента резного растительного орнамента, иконы о жизни Святого Варфоломея. Да и служба довольно-таки красивая. Поучаствуйте в ней. Здешний батюшка поможет вам добрым словом.
Так напрягли мозг, что сильно захотелось поесть? Сделайте это в центре населенного пункта. Зависит от того, какую кухню вы уважаете больше – европейскую или восточную. Да и встать на постой в центре реально. Уже в гостинице «Звенигород».
Как добраться (доехать)?
Ближайшая к ансамблю нижняя остановка – «Подмосковье», на ней останавливается транспорт №23 и №51. Сверху же придется прогуляться километр – от остановки «Больница» (все автобусы).
На машине сюда добираются таким образом:
Адрес Кремля. Видео
- Адрес: ул. Городок, 1, Звенигород, Подмосковье, Россия.
- Координаты GPS: 55.732932, 36.840125.
На наших фото кремль в Звенигороде и интерьеры некоторых зданий показаны в лучших ракурсах. Однако сделать представление наиболее полным помогут отзывы гостей города. «Успенский собор на Городке – самый старый в г. Звенигороде. Приезжайте». «Если вы идете с ближайшей остановки (она на шоссе), влезать следует на крутую гору, подъем долгий». «В храме размещена Киево-Братская икона Божией Матери». «Знайте. В этом году обители исполнится 601 год. Ее нужно обязательно посетить всем москвичам». В заключение – видео-экскурсия по достопримечательности, приятного просмотра!