Храм виноградово

Адрес: Москва, Дмитровское ш., д. 170

Первые сведения в сохранившихся источниках об этих местах относятся к 1623 г., когда писцовая книга зафиксировала д. Виноградово. С 1617 г. – помещичий двор дворянина Гаврилы Григорьевича Пушкина. В 1637 г. деревней владели его дети Григорий и Степан Гавриловичи Пушкины. После раздела имений Виноградово стало собственностью Григория. Соседняя д. Заболотье числилась в поместье за Степаном Гавриловичем Пушкиным. В 1650 г. Григорий Гаврилович построил церковь Владимирской Иконы Божией Матери с пределом Николая Чудотворца, и Виноградово стало числиться селом. После его смерти в 1656 г. Виноградово досталось его вдове, а затем в 1666 г. стало владением его племянников – детей скончавшегося Степана Гавриловича Пушкина – Матвея и Якова Степановичей. Дальний родственник Матвея – Иван Каллиникович Пушкин.

В 1710 г. Виноградовым стал единолично владеть Иван Калинникович Пушкин. В 1729 г. он продал село известному Василию Владимировичу Долгорукову, а уже в следующем, 1730 г., только что купленное имение приобрела княжна Мария Федоровна Вяземская. После смерти княгини новый владелец села (её родной племянник) князь Иван Андреевич Вяземский продал в 1758 г. Александру Ивановичу Глебову Виноградово «и с прудами, с рощами, с лесами, с сенными покосами, с пустотами и лугами, с дворцовым и хоромным строением и со всяким скотом и хлебом». А.И. Глебов был незнатного происхождения. Интриган и казнокрад. Выдвинулся цри Елизавете Петровне. Успех был благодаря женитьбе на тяжело больной вдове (двоюродной сестре императрицы по Матери). Глебов становится обер-прокурором Сената. Жена вскоре умерла. После смерти Петра III Александр Иванович удержался при Екатерине П. Имел воинское звание генерал-аншефа. Последние 13 лет своей жизни проводил в Виноградово. Умер в 1790 г. При Вяземской в имении сложилась типичная для того времени планировка сёл: у верхнего пруда в окружении парка располагалась помещичья усадьба. Крестьянские дома тянулись вдоль пруда.

А.И. Глебов к своему имению прикупил д. Грезново, д. Грибки, д. Горки, д. Афанасово. Затем занялся устройством нового храма. Прежняя церковь обветшала и стала неприглядной для службы. Автором проекта, представляющий собой редкий памятник архитектурного искусства XVIII в., аналога которому не найти в Москве и Подмосковье, искусствоведы предполагают зодчего В.И. Баженова. Издалека храм напоминает горящую к Богу свечу. Удачно расположена напротив долгих прудов. Храм был освящен в 1777 г. московским митрополитом Платоном (Левшиным) во имя Владимирской Иконы Божией Матери и по милости Божией никогда не закрывался.

Вместо традиционного четверика центральная часть храма устроена в виде двухсветного круглого зала. Окружающие нижнюю часть при стройки образуют треугольное с закругленными углами основание, каждая сторона которого подчеркнута классическим четырехугольным портиком. Во втором ярусе круглую ротонду украсили парные колонны. Массивный купол и барабан с небольшой главкой усиливают впечатление устремленности вверх всего здания. Расположенная позади храма колоколенка и служебная постройка вместе с основным зданием образуют еще один большой треугольник. Необычно декоративное оформление с иконостасов главного престола и придела Николая Чудотворца. Второй, из ныне существующих – предел Сергея Радонежского был устроен в 1947 г. и оборудован в традиционном лучшем стиле, отличаясь от интерьера основной части храма. Наружную и внутреннюю покраску выполняли маляры во главе с их подрядчиками – крепостным крестьянином из д. Федоркино (графа Орлова). Роспись интерьера и новых икон для церкви делал крепостной живописец Гаврил Антонов сын Доматырёв – слушатель поручика Ф.П. Тютчева. Заканчивал отделку «золотарь» дворцовой интендантской конторы А.Д. Казанцев. 10 сентября 1777 г. состоялось освещение храма, и тогда же, рядом с церковью была открыта богадельня для престарелых.

В 1787 году Глебов написал завещание, согласно которому большую часть его имущества (а оно было огромным) получала его жена – Дарья Николаевна, бывшая экономка в Виноградово. Такое решение было справедливым – брак оказался счастливым. Как писал Глебов в своей духовной «жена моя во время жизни моей исполняла долг нелицемерной ко мне дружбы, жертвовала для меня не только всем почти имением своим, но и здоровья своего для моего спокойствия нимало не щадила». Но судьба распорядилась иначе. В июне 1790 года Глебов скончался и был похоронен перед алтарем церкви; жена его умерла на шесть дней раньше и была погребена там же. Своих детей у Глебова не было, и наследницей А.И. Глебова стала его любимица – падчерица Елизавета Ивановна, выданная им в 1784 году замуж за подполковника Ивана Ивановича Бенкендорфа – участника суворовских походов. Для Елизаветы Ивановны Бенкендорф село Виноградово стало памятью о матери и об отчиме, который относился к ним с любовью. В 1797–1799 гг. она провела в усадьбе большие работы по ремонту и новому строительству.

Владельцы усадьбы были гостеприимными хозяевами. У них бывали: Анненкова, Веневитинова, Вяземские, Голицыны, Карамзины, Лунины, Татищева, Харасковы. Многолетняя дружба связывала с известным баснописцем И.А. Крыловым, который жил в Виноградово в 1793 г. и 1803–1804 гг.

Во время войны 1812 г., когда враг подходил к Москве, владелица Е.И. Бенкендорф уехала, опечатав свои дома. Все, что осталось в Виноградово и окрестных деревнях, было разграблено французами. К счастью владельцев их дом не был сожжен, как это было во многих других местах, и вернувшись в Виноградово, Елизавета Ивановна стала спешно приводить его в порядок (работали даже по вечерам со свечами). Прожив счастливо друг с другом более полувека, Иван Иванович и Елизавета Ивановна скончались с разницей всего лишь в пять месяцев и были похоронены в Виноградове рядом с любимой дочерью. Село досталось сыну – поручику Александру Ивановичу Бенкендорфу. Для его большой семьи Виноградово служило местом летнего пребывания. В старом господском доме и парке было людно, звенели голоса детей. Жили дружно и даже издавали свой собственный Виноградовский журнал.

Но молодое поколение подросло и разлетелось из родительского дома. Усадьба стала пустеть, особенно после смерти Александра Ивановича в 1873 году. В 1885 году она была продана М.Я. Бучумову. При оформлении продажи прежние владельцы не оговорили судьбу вещей, находившихся в имении, полагая, что они продают только недвижимость. Но вышло иначе… В собственности Бучумова оказались документы, портреты предков, семейные реликвии и многое другое. Нового хозяина они не интересовали и поэтому скоро исчезли из старого имения.

Новый хозяин настроил в парке дачи для москвичей, а леса, поля и луга сдавал в аренду крестьянам. Отношения крестьян к Бучумову были плохие, и в 1905 г. его усадебный дом сгорел. После прокладки Савёловской железной дороги имение превратилось в дачный поселок – Долгие пруды.

Храм Владимирской иконы Божией матери (Виноградово). 1912 год

В марте 1911 года имение было продано Эмме Максимовне Банзе, владевшей усадьбой три года; за этот небольшой срок были сооружены въездные ворота с мостом перед ними и несуществующим теперь зданием кордегардии. На месте сгоревшего дома был построен новый. В стороне был выстроен еще один дом – деревянный, но оштукатуренный. Центральное здание крытыми переходами соединялось с двумя боковыми строениями. Тогда же появились новые строения скотного и конного двора. Был даже построен клуб-кинематограф для наемных рабочих. В итоге был создан хозяйственный комплекс, который должен был приносить доход. В 1914 году в Виноградове новый владелец – Р.В. Герман.

После революции имение было национализировано и передано Мособлздравотделу. В господских домах разместились детский санаторий и дом отдыха. Позднее в Виноградове и в д. Горки был организован колхоз.

Храм Владимирской иконы Божией матери (Виноградово). 1977 год

То, что храм уцелел в самые страшные годы гонений, стало возможно благодаря многим трудам, духовному подвигу и мудрости настоятелей храма – арх. Илариона и прт. Петра Удодовых.

Доклад священника Владислава Мишина, и.о. настоятеля храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Бибиреве (Москва) на конференции «История земли Долгопрудненской через историю храмов»

Три загадки Виноградовского храма

Почему возникло такое название доклада?

В истории храма как в капле воды отразилась вся трагическая история нашего Отечества. Каждый памятный год, рубеж русской истории – это памятное событие в истории нашей местности.

Подробно история храма и его прихода описана в моей книге «Храм на Долгих прудах. История храма Владимирской иконы Божией Матери в Виноградово и его прихода» (2015)

В своем небольшом докладе я позволю остановиться на трех ярких эпизодах из его истории, связанных с тремя значимыми датами в истории нашей страны.

  1. Почему новый храм был поставлен вместо старого? 1777 год.

Эпидемия чумы. Строительство нового храма на новом месте. Остатки старого храма.

Строил казнокрад, а молились праведники…

Дело о перестройке старого храма в Виноградове (1767)

Александр Иванович Глебов. Гравюра из книги А.Н. Ильина «Село Виноградово» (1912)

Местным духовным начальством храм был освидетельствован, и в рапорте, направленном в консисторию, указывалось, что «настоящая церковь тверда и невредима, то (…) на оной настоящей церкви было пять глав, из которых четыре сторонние (вероятно, находившиеся по сторонам света) за ветхостию сломаны, а в приделе Николая Чудотворца везде, как снаружи, так и внутри твердо» (Там же. Л. 1). В рапорте подтверждается, что придел святого Иоанна Воина «весь обветшал, и стена от настоящей церкви отсела прочь» (Там же).

Через двенадцать дней было принято решение Синода о проведении в храме ремонтных работ, о чем в Московскую Духовную консисторию был послан указ (Там же. Л. 3). Не сохранилось сведений о том, был ли произведен вышеуказанный ремонт храма.

Предпосылки к строительству нового храма

В 1772 году, через пять лет после завершения делопроизводства по вопросу о ремонте старого храма, А. И. Глебов начинает хлопотать о строительстве новой церкви на другом месте.

Неясно, что побудило его к такому шагу. В качестве возможных причин можно указать следующее. В 1770–1772 годах в Москве и Московской губернии свирепствовала моровая язва, унесшая множество человеческих жизней. Свидетельств об эпидемии на территории Виноградова не сохранилось. Если предположить, что имеется связь между началом строительства нового храма и окончанием эпидемии, то, возможно, храм был построен в благодарность Богу за избавление семьи Глебова от моровой язвы. (См.: Шафонский А. Ф. Описание моровой язвы, бывшей в столичном городе Москве с 1770 по 1772 год с приложением всех для прекращения оной тогда установленных учреждений. М., 1775).

С другой стороны, принимая во внимание логику и расчет богатого человека, можно предположить, что строительство нового храма рассматривалось как выгодное в духовном смысле вложение денег «на вечное поминовение» – ведь на каждой службе священнослужители поминают «создателей святаго храма сего».

А. Н. Ильин упоминает, что Глебов занялся постройкой новой церкви, как и многие богатые помещики того времени.

Строительство нового храма в Виноградове (1772–1777)

Сам Глебов в своем прошении в Московскую Духовную консисторию от 17 октября 1772 года указал, что старая каменная церковь от времени пришла в ветхость и поэтому он желает построить храм на другом месте, вблизи старого, на том месте, которое будет пригодно для рытья фундамента (Скворцов Н. А., прот. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. М., 1911. С. 175).

Постройка ее продолжалась почти пять лет. Место строительства с самого начала было определено новое на земле пустоши Тюриковой, с правой стороны большой Дмитровской дороги, считая от Москвы.

Первоначально объемно-планировочное решение церкви предполагалось такое же, как и у старой. В упомянутом выше указе Московской консистории об этом сделано точное указание: «Велеть в показанном селе Виноградове вместо означенной ветхой, во имя Владимирской Пресвятой Богородицы, а нижнюю Николая чудотворца, каменным зданием, по чину грекороссийскому, по подобию прочих святых церквей, алтарем на восток, на другом способном месте, под присмотром Духовного Правления, строить дозволить» (Там же. С. 40–41).

Сделанное указание в точности исполнено не было. Колокольню поставили отдельно от церкви, к северо-востоку от алтаря, на расстоянии восемьдесяти шагов. К юго-востоку от храма на том же расстоянии воздвигли такое же, как и колокольня, здание, с нарисованными на нем посредине часами. Обе постройки были выдержаны в одинаковом с церковью стиле.

Пространство, находившееся между церковью, колокольней и зданием с нарисованными часами, обнесли деревянной оградой с каменными столбами. Столбы между зданием с часами и колокольней были высокие, а между церковью и колокольней и между церковью и зданием с часами низкие. Ограда представляла собой правильный полукруг и в конце упиралась в притвор церкви (Там же. С. 43).

План Виноградовской церкви с постройками и оградой

По сей день остаются открытыми вопрос авторства храма, которое приписывают Баженову и причины, побудившие Глебова столь радикально решить вопрос изменить свое первоначальное решение о храме в своей усадьбе.

  1. Вторая история связана с войной 1812 года. Три веселых гуся. Куда пропали гуси?

Бедствия войны 1812 года

Согласно исповедной ведомости за 1813 год, в селе и окрестных деревнях, в которых было 64 приходских двора, проживал 541 человек. Среди прихожан преобладали крестьяне. Численность приходского духовенства с членами семей составляла 23 человека. Шестеро прихожан проживали в богадельне. Кроме того, в приходе насчитывалось 40 дворовых людей.

В августе месяце, перед вторжением неприятеля, специально созданный 6 июля комитет начал формирование земского ополчения или, иначе, «московской военной силы». От московских имений Елизаветы Ивановны Бенкендорф, хозяйки усадьбы Виноградово, нужно было поставить 31 человека.

Сбором снаряжения ополченцев занимался московский домоправитель Дмитрий Курленков, который старательно бегал по Москве, узнавая, где дешевле можно купить все необходимое для обмундирования и вооружения ополченцев. Из его переписки с барыней видно, что московские ремесленники и торговцы в это страшное для Отечества время вздували цены на свои услуги и на самые ходовые товары. «Пики у Троицких ворот в кузницах я торговал, но меньше не отдают: каждую по 2 рубля 50 копеек, но я уже заказал другому, точно такие же, по 1 рублю 75 копеек. (…) Сукно, которое прежде мне отдавали по 2 рубля 50 копеек, ныне не отдают меньше, чем за 3 рубля 50 копеек, и даже хуже оного продают по 3 рубля 50 копеек, но мне посчастливилось найти по 2 рубля 50 копеек аршин. (…) И по всему видно, что далее, то дороже будет, а должно скорее и заблаговременно, хотя по мелочам, скупать.»

Вещи из московского дома были запакованы в ящики и отправлены в Виноградово. Елизавета Ивановна с семейством выехала в Тамбов. Домоправитель Дмитрий Курленков остался в городе и был свидетелем разорения первопрестольной.

В своем письме от апреля месяца 1813 года в Тамбов он с искренним христианским смирением так описывает пережитое: «Вы удивляетесь, как могли перенести мы страхи от нашествия неприятеля. Того описывать будет много, а коротко скажу: нужда чего не делает, и есть ли на свете терпеливее и живущее человека, а паче, когда постигает его страх и бедствие, а паче, кто уповает на Бога, то Он и подкрепляет того и хранит во всех путях его. Впрочем, мы все живы, но после этих бедствий переболели. Разорения здешние всех неописанные. Но Бог милостив и уповающих на Него не оставит: хотя не богатством, но пищей и нужным вознаградит. И я с моим семейством лишился многого, но не ропщу, а благодарю Бога, что остался жив и неразлучен с моим семейством, а впрочем, все интересное и нажитое, а жизнь единовременная и невозвратная». (Ильин А. Н. Село Виноградово. М., 1912. С. 102).

Благодаря этим действиям виноградовского приказчика Акима Павлова значительная часть скота была спасена. «От неприятелей же спасено мною из рогатого скота, через отгон в Лукьяново, 26 скотин, 20 овец, сундук господский, большой запертый с разной поклажей, (…) суконных половинок две, ковров больших два, пуховиков, тюфяков и подушек, сколько оных имелось, все без остатка спасены, а медная посуда, какая имелась в Виноградове, спасена в колодце». (Там же. С. 77).

Французы, явившись в Виноградово, стояли там больше двух недель. Виноградовские крестьяне были разграблены и разбежались по окрестным лесам. «Во все время бытности их, более двух недель, безвыходно имели пребывание в больших силах и стояли не только во всех господском доме и деревнях, но даже на лугу построились большими лагерями и беспрестанно всех тревожили и грабили», − пишет виноградовский приказчик.

1812 год. В разрушенной Москве. Почтовая карточка. Художник Д.Н. Кардовский

В архивных документах подтверждается, что господские и крестьянские строения от пожара не пострадали, а из 64 приходских дворов в деревне Грибки сгорело четыре двора с их принадлежностями. (РГИА. Ф. 796, ОП 93, д. 1032 А т. 1, лл. 316 об.−317.8). Отмечается, что «в церкви же, и даже в алтаре лошадей ставили и огонь раскладывали, отчего в том месте и штукатурка обвалилась».

В 1813 году московскими благочинными составлялись ведомости о храмах и священнослужителях, их которых мы узнаем о степени повреждений и ущербе, причиненном храмам. В разделе «Ведомость по московской округе» о виноградовском храме написано, что престол и антиминс целы, жертвенник поврежден. Срачицы и одежды с престола и жертвенника неприятелем были похищены. Иконостас, иконы в нем и в храме целы. Часть церковной утвари была спасена, а большая часть разграблена. Богослужебные книги в храме сохранились. В ведомости упоминается, что дома священно- и церковнослужителей целы. Скромные церковные сбережения, которые были зарыты в земле, неприятелем найдены и похищены. (Там же).

После ухода неприятеля новое бедствие постигло Виноградово и прилежащие к селу деревни: «горячечная» повальная болезнь, которой заболело около 30 человек, а семь умерло: «…лекарей достать негде, да и платить им и лекарств покупать не на что…»

Все это нашло свое отражение в метрической книге храма за 1812 год. В этом году количество смертей превысило среднегодовое примерно на 20 человек. (ЦИАМ. Ф.2132. Оп. 1. д. 37. лл. 159об.−168об.)

Следствием нашествия неприятеля в столице были дороговизна жизни, неудобства, связанные с жизнью на пепелищах.

В самом Виноградове уже во второй половине января 1813 года с поспешностью заканчиваются основные ремонтные работы для того, чтобы принять хозяев усадьбы («даже и по вечерам со свечами рамы исправляют»). Спасенная в колодце медная кухонная посуда отправляется в Москву для починки.

Как решался в то голодное время продовольственный вопрос? Припасы выписывались из вотчин семьи Бенкендорф, не затронутых неприятелем, вероятнее всего из деревни Васильево Калужской губернии, где у хозяйки был винокуренный завод. Сохранился отчет о доставке провизии в столицу. В нем сообщается: «В московский дом под присмотром Максима Кречова с товарищем разной битой живности: 39 гусей, 45 индеек с потрохами, 36 уток и 13 русских кур с потрохами ─ всего 126 штук. Вся оная живность в московском доме отдана на погреб Марьи Максимовой». Только с посланными гусями произошло несчастье. В реестре сделана отметка: «Не явилось 3 гуся». (Там же. С. 79).

Елизавета Ивановна Бенкендорф уже к марту месяцу после приезда в Москву собрала подробные сведения об ущербе, нанесенном ей неприятелем. В марте 1813 года в московский земской суд было подано явочное прошение с подробной описью всего разграбленного имения с указанием и цены имущества, «по самой сущей справедливости и по долгу присяги и чистой совести». (Там же).

Так как имущество было разграблено все «без остатка», за исключением самоотверженно спасенных Акимом Павловым подушек и утопленной в колодце медной посуды, реестр дает точное представление о быте богатой дворянской семьи начала XIX века. В нем перечислены все утраченные вещи с подробным их описанием и стоимостью.

Этот реестр, как замечает А. Н. Ильин, ─ наглядный пример небольшой части тех богатств, которые находились в России и безвозвратно погибли при нашествии Наполеона.

В реестре указано множество интересных вещей с их стоимостью, которые помогают восстановить интерьер господского дома в Виноградово. Французы ничего не оставили, даже улья крестьян, и тех было взято 10 штук. Все, что можно было, разграблено и увезено или сожжено и уничтожено на месте. (Там же. С. 82).

События 1812 года тяжело отразились на имущественном положении всех слоев русского общества. Религиозный настрой с благодарением Богу за все случившееся, любовь к Отечеству помогли преодолеть мерзость запустения на святых местах и материальную разруху.

  1. Чудо обновления храма в 1916 году. Судьба обновителя храма священника Николая Малиновского?

Обновление храма в Виноградове (1915–1916)

Бедность прихожан, отказ помещиков содержать церковнослужителей и храм, старость многолетнего настоятеля храма священника Никанора Соколова — все это привело храм к материальному упадку в начале XX века.

1915 год. Звонница церкви в Виноградове («Московский журнал» № 4, 2012)

Обновление, возрождение храма после многолетнего запустения связано с деятельностью в должности настоятеля виноградовского храма священника Николая Федоровича Малиновского (АХВ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 16).

Вступив в должность настоятеля Владимирского храма в марте 1915 года, отец Николай через четыре месяца поставил вопрос о необходимости обновления церкви. В своем прошении в Московскую Духовную консисторию он писал, что храм крайне нуждается в ремонте. Новый настоятель отмечал, что в каменном холодном храме священнослужителям, церковнослужителям и молящимся присутствовать в зимнее время «почти бывает невозможно», поэтому молящихся в нем почти не бывает, и из года в год у прихожан возрастает охлаждение к посещению храма Божия (ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 759. Д. 367. Л. 1). Храм он принял в плачевном состоянии: стены снаружи и внутри были грязными и местами облупились, из-за этого храм имел убогий вид; деревянный пол, каменные столбы церковной ограды полувековой давности погнулись и местами развалились. Внешние утраты хорошо видны на фотографии, сделанной не позднее 1912 года и помещенной в упомянутой книге А. Н. Ильина. (С. 37).

Церковь в Виноградово. Фото из книги А.Н. Ильина «Село Виноградово» (1912)

Отец Николай предлагал выполнить следующие первоочередные работы: устройство печей для отопления, покраску стен, восстановление пола, ремонт ограды (ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 759. Д. 367. Л. 1-1 об.). «Во времена крепостного владения, когда землевладельцы села Виноградова имели возможность приходить ко храму на помощь, храм был в сравнительно лучшем виде, чем теперь» (ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 759. Д. 367. Л. 1), делился отец Николай с консисторией своими наблюдениями. Ссылка в прошении на события полувековой давности не случайна. Близ этого храма, на этой земле он родился, здесь был крещен. Его отец, священник Феодор Малиновский, служил в Виноградово с 1832 по 1854 г. В памяти отца Николая запечатлелась красота места, где прошли его детские и отроческие годы до поступления в Духовное училище.

Обширную часть прошения в консисторию отец Николай посвящает описанию благочестивой семьи хозяина усадьбы Виноградово. Рудольф Васильевич Герман владел усадьбой с 1911 года. Он с давнего времени был подданным России, нидерландским консулом, потомственным почетным гражданином. Помимо этого, он занимал пост директора правления Московского филармонического общества, состоявшего под Августейшим покровительством Великой княгини Марии Георгиевны. Виноградовский настоятель свидетельствует, что как сам Герман, так и мать его и жена его Мария Августовна всегда относились с любовью к православным храмам Божиим (ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 759. Д. 367. Л. 1-1 об.).

До приобретения усадьбы в селе Виноградово Рудольф Васильевич с матерью и своим семейством десятки лет проживал в своем имении в селе Неклюдове Московского уезда, где он был щедрым, но смиренным благотворителем храма Божия и причта. Храм в том селе был беднейший, но он преобразился до неузнаваемости после ремонта, произведенного на средства В. Р. Германа.

Все работы по ремонту и реставрации храмов в обязательном порядке согласовывались с Императорской Археологической комиссией (ИАК) 18 июля 1915 года по личной просьбе отца настоятеля храм осмотрел член комиссии академик Петр Павлович Покрышкин. Итоги осмотра и проект ремонта храма он доложил на заседании комиссии (ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 759. Д. 367. Л. 5).

Вот каким предстал храмовый комплекс в Виноградово в докладе П. П. Покрышкина: «Церковный погост застроен по красиво задуманному плану. К северу и юго-востоку от церкви два павильона, из коих один служит звонницей, в другом ─ ризница и кладовая. К югу от церкви старый стильный флигель. Ограда, судя по оставшимся развалинам, была стильная. Детали архитектуры выполнены во всех зданиях из камня. Окраска ─ мумия с белым.

В статье в «Московских церковных ведомостях», посвященной торжествам по случаю обновления храма, отец Николай указывает на время завершения работ: «Несмотря на дороговизну материала и рабочих рук, ремонт храма в конце октября 1916 г. окончен», то есть работы длились около года. (Малиновский Н., свящ. Освящение храма Владимирской Божией Матери в селе Виноградове Московского уезда //Московские церковные ведомости. 1916. № 51-52. С. 749).

Здесь же мы узнаем о том, что весь ремонт храма (наружный, внутренний, реставрация иконостаса, церковной ограды, устройство отопления), вместе с заменой старого деревянного насоса на колодце железным механическим стоил жертвователю более 26 000 рублей.

Торжества по случаю обновления храма начались вечером 29 октября 1916 года с совершения всенощного бдения, которое возглавил отец Николай Малиновский, которому сослужили отец А. Троицкий из села Осташкова, отец П. Лебедев из села Морозова и диакон села Троицкого И. Смирнов. Пел любительский хор крестьян деревни Хлебниково. Всенощная началась с благовеста в шесть часов вечера (Там же).

На следующий день 30 октября раннюю обедню в Никольском приделе совершил отец Лебедев с тем же диаконом и теми же певцами. В 9 ½ ч. утра, после перезвона, местный благочинный, священник села Петровского-Лобанова отец Николай Васильевич Докучаев с собором священнослужителей совершил водоосвятный молебен, после которого освятил храм.

На исходе 11-го часа началась поздняя литургия, которую совершил член Московской Духовной консистории протоиерей Алексий Николаевич Суходонский в сослужении пяти священников: отца благочинного Докучаева, отца настоятеля Н. Малиновского, отца А. Троицкого, отца П. Лебедева и отца В. Ефремова села Павликова, при служении отцов диаконов: Московского Вознесенского монастыря А. Троицкого и села Троицкого И. Смирнова. Пели литургию певчие Чудова монастыря под управлением известного регента Солнцева. За причастным стихом, по обычаю, священник села Алтуфьево Лебедев сказал проникновенное слово о значении храма Божия (Там же. С. 750).

По заамвонной молитве, выйдя перед храмом с хоругвями и иконами, духовенство отслужило молебен перед Владимирской иконой Божией Матери. Представители прихода от лица всех прихожан поднесли жертвователю Р. В. Герману хлеб и соль. При этом представитель прихода, крестьянин деревни Грибков Григорий Федорович Лошаков, прочитал благотворителю, его матери и супруге благодарственный адрес. Жертвователь, тронутый благодарностью народа, произнес ответное слово. Затем те же представители прихода поднесли икону своему отцу настоятелю, который, приложившись к образу, благодарил свою паству. Завершился молебен в обновленном и освященном храме возглашением установленных многолетий. После отпуста литургии отец благочинный с крестом в руках сказал несколько задушевных и назидательных слов народу (Там же. С. 750).

Из храма духовенство, певчие и почетные посетители прошли в дом Германа, где собравшимся был предложен чай и трапеза, за которой певчие пропели гимн «Боже, Царя храни» и церковные песнопения. За трапезой были провозглашены тосты за здравие жертвователя с его семейством и присутствующих на торжестве (Там же. С. 750).

Так закончились торжества по освящению храма, промыслительно обновленного перед днями лихолетья.

Во время написания книги я не нашел материалов связанных с прекращением о. Николаем настоятельских полномочий в храме и сделал предположение что он был переведен в другое место. Но Александр Николаевич Инюкин, родственник священника Малиновского, нашел меня и сообщил, что о. Николай преставился в 1918 году. Еще одной загадкой виноградовского храма стало меньше.

Престольные праздники:

Мучеников и безсребреников Космы и Дамиана, в Риме пострадавших — центральный придел (14 июля)

Покрова Пресвятой Богородицы — правый придел (14 октября)

Святителей Афанасия и Кирилла Александрийских — левый придел (31 января)

Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова — приписной храм (9 октября)

Подать поминовение онлайн

Настоятель — священник Иоанн Иванович Кулаков 1977

Приписные храмы
храм ап. и ев. Иоанна Богослова

Храм открыт ежедневно: с 09:30 до 12:30, в Богослужебные дни по Расписанию.

Расписание богослужений: в воскресные и праздничные дни, всенощное бдение в 15.30, Литургия в 8.00

Проезд: от Москвы с Казанского вокзала до ст. Виноградово (71 км.), если ориентироваться по направлению поезда от Москвы, то поворачиваем направо от платформы, далее пешком минут 15-20.

Наши реквизиты для пожертвований

Из истории
Церковь во имя святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана построена в 1854 г. тщанием зажиточной крестьянской семьи села Алешина. В трапезной церкви имелись еще два придела: в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских.

После закрытия храма в 1930-е гг. его помещение использовалось под деревообрабатывающие мастерские.

Храм передан верующим в 1996 г. В настоящее время находится в стадии восстановления

Храмы моего города. Церковь Владимирской Иконы Божией Матери в Виноградове.

127204, Москва, Дмитровское ш., д. 170.

Как добраться до храма Владимирской Иконы Божией Матери в Виноградове :

метро «Петровско-Разумовская», далее автобус 763, метро «Алтуфьево», далее автобус 273, 685 до остановки «Виноградово»; платформа «Долгопрудная» Савеловского направления и далее 1.7 км пешком

Схема проезда:

Контакты:

127204, Москва, Дмитровское ш., д. 170.
+7 (985) 270-93-80, +7 (903) 975-47-22

Адрес сайта: http://www.hram-vinogradovo.ru/

Одно из самых главных положений – или учений – в христианстве есть учение о Троице, в коей раскрываются три ипостаси Бога – Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух.
Зримым же, материальным воплощением этой идеи в православии по праву считается гениальное произведение Андрея Рублева – икона Святой Троицы.
Не менее зримым и материальным воплощением идеи Троицы, безусловно, стали русские храмы, освященные в честь троицы Живоначальной.
Но есть в Москве один храм, воплотивший идею троицы в камне так, как не смог этого сделать никакой другой храм. За камнем же, как мы понимаем, стоит мысль человеческая, в нашем случае – знаменитого русского архитектора Василия Ивановича Баженова.
Однако к храму вы подойдем чуть позже. Сначала же расскажем о месте, где он стоит.
Место это – село Виноградово, которое, как водится, до постройки церкви было деревней. Оно, село, и сейчас находится за Московской кольцевой автодорогой, на Дмитровском шоссе.
Первые сведения об этих местах относятся к 1623 году. В 1650 году Григорий Гаврилович Пушкин, владелец деревни, построил церковь Владимирской Иконы Божией Матери с пределом Николая Чудотворца, и Виноградово стало числиться селом.
Потом село переходило из рук в руки и в итоге оказалось во владении некоего Александра Ивановича Глебова.
Современники были о нем мнения весьма непочтительного, считая его карьеристом, интриганом и казнокрадом.
Однако же, как это часто бывает в жизни, именно этому достаточно непривлекательному человеку обязаны мы появлением в жизни нашей удивительного и поистине уникального творения – Церкви Владимирской иконы Божией Матери в Виноградово. Еще раз напоминаем: эта церковь своеобразнейшим образом воплотила в камне идею Троицы.
Во-первых, в плане церковь образует треугольник.
Во-вторых, церковь стоит не сама по себе – это комплекс из трех отдельно стоящих, но выстроенных в одном стиле зданий: самого храма, колокольни и часовни.
И, в-третьих, все три здания в плане также образуют треугольник.
И, в принципе, сказанного достаточно, чтобы, проезжая по Дмитровскому шоссе, свернуть направо к этому гениальному творению человеческого духа.
Церковь Владимирской Иконы Божией Матери в Виноградово.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *