Храм воскресения

Московский Воскресенский храм в Сокольниках, 2006 г. Фотография с сайта sobory.ru

Московский храм в честь Воскресения Христова, в Сокольниках (Преображенское благочиние Московской епархии)

Построен в 1910-1913 гг. по проекту архитектора П.А. Толстых. Председателем строительного комитета был известный московский прот. Иоанн Кедров, и храм в народе именовался «Кедровской церковью». Первоначально хор храма состоял из слепых.

Храм не закрывался, но в 1930-х гг. был занят обновленцами.

В 1940-1970 гг. в храме проходили собрания по случаю знаменательных дат в истории Церкви, в 1945 г. – заседание Поместного Собора Русской Православной Церкви.

Проводятся огласительные беседы, имеется баптистерий для крещения взрослых погружением. Действует воскресная школа.

Во дворе храма находится Московское отделение склада икон и церковной утвари «Софрино».

Архитектура

Церковь Воскресения Христова в Сокольниках.6 июля 2014

Имеет нетрадиционную для русских храмов ориентацию, связанную, по преданию, с желанием председателя строительного комитета протоиерея И. Кедрова обратить апсиду на юг, в сторону земной родины Христа. Сооружение — одна из интереснейших культовых построек Москвы эпохи модерна, в архитектуре которой формы неорусского стиля получили ярко индивидуальную интерпретацию. В основе композиции церкви, поднятой на подклете, лежит конструктивная схема четырёхстолпного крестово-купольного храма. Её центральную часть венчает стройный шатровый восьмерик, по диагонали которого поставлены 4 малые главки. Широкие рукава планового креста храма завершены крупными фестончатыми закомарами, а пониженные угловые ячейки — главками на цилиндрических барабанах. Девятиглавое завершение здания подчёркивает выразительную динамику нарастающих вверх объёмов, придающих силуэту этого крупного, монументального сооружения столь свойственную модерну изысканную хрупкость. Перед входами в церковь, с севера, востока и запада, устроены торжественные крыльца с щипцовыми завершениями (в западном крыльце в настоящее время устроена звонница). Созданию образа храма, ориентированного на образцы древнерусского зодчества, способствуют килевидные кокошники в основаниях глав, арочные перспективные порталы, оформляющие входы и высокие щелевидные окна. Интерьер — просторное, хорошо освещённое 3-нефное пространство. В боковых нефах размещены приделы иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радости» и Петра и Павла, в подклете — придел Рождества Христова. Замечательные иконостасы и напольные киоты из морёного дуба выполнены в духе эклектики. Примыкающая к церкви территория с оградой и домами причта занимает небольшой квартал перед главным входом в ПКиО «Сокольники». В окружающей градостроительной среде, представленной современной многоэтажной застройкой, здание церкви является важнейшим архитектурным акцентом, особенно эффектно воспринимающимся с аллеи, ведущей от станции метро «Сокольники» к парку.

Святыни

  • Иверская икона Божией Матери,
  • Боголюбская икона Божией Матери (с Варварских ворот Китай-города),
  • Страстная икона Божией Матери (из Страстного монастыря),
  • икона вмч. Пантелеимона (из часовни у Лубянских ворот).
  • Мощи: свв. евангелистов, трех святителей, свт. Николая, вмч. Пантелеимона, свв. сорока Севастийских мучеников, мч. Трифона, блж. Матроны – всего около 100 частиц мощей.

Настоятели

Использованные материалы

  • Справка на официальном сайте РПЦ
  • История на официальном сайте храма
  • Страница храма на сайте «Русское Православие»

Храм Воскресения Христова был возведен в 1909 году по проекту архитектора П. А. Толстых. Расположен по адресу Сокольническая пл., 6. Ныне действующий храм, известный своим церковным хором, одним из лучших в Москве. В храме находятся Чтимая Иверская икона Божией Матери, Боголюбская икона Божией Матери, Страстная икона Божией Матери, икона вмч. Пантелеймона. Самая молодая и самая необычная из московских Воскресенских церквей находится в Сокольниках – она единственная из них не закрывалась в советское время. Великолепная, построенная в стиле модерн, с необыкновенной красоты убранством, она словно готовилась к своей грандиозной миссии, выпавшей ей после революции – принимать под свои своды великие чудотворные святыни, передаваемые сюда из разрушенных московских храмов, и стать местом паломничества к ним со всей России. Она стала одним из последних православных храмов, возведенных в дореволюционной Москве: ее строительство началось в 1909 году. Поскольку храм посвящен Светлому Христову Воскресению, его алтарь ориентирован не на восток, а на юг, в сторону Палестины – земной родины Господа Иисуса Христа. Это было сделано по указанию протоиерея Иоанна Кедрова, инициатора строительства Воскресенской церкви, председателя строительного комитета и ее первого настоятеля, отчего храм и получил свое московское прозвище – «Кедровская церковь». Церковь была выстроена на средства прихожан в сборе пожертвований на нее участвовал молодой Сергей Образцов, будущий создатель театра кукол. История сохранила легенду, что тогда в Москве сложился замечательный хор слепых и будто бы именно для него была выстроена эта церковь с изумительной акустикой. Точно известно, что первый хор новопостроенной церкви действительно был составлен из слепых. Слушать его ездили со всей Москвы. Освящение храма состоялось 22 декабря 1913 года. Главный престол освящен в честь Воскресения Христова, приделы – в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость» (правый) и апостолов Петра и Павла (левый). Храм пристанищем для чудотворных святынь порушенной Москвы. Здесь оказались и Иверская икона из знаменитой часовни, и Страстная икона из одноименного монастыря, чьи колокола впервые зазвонили после ухода Наполеона из Москвы, и Боголюбская икона из часовни в Китай-городе, пережившая Чумной бунт, и чудотворный образ святого целителя Пантелеимона из часовни на Никольской улице, у которого получали исцеления даже иноверцы. И чудотворная, самая чтимая в Москве «Нечаянная Радость» из кремлевской Благовещенской церкви посетила этот храм. Теперь эта икона находится в Ильинской церкви на Остоженке: ее выменяли из Сокольников на точную копию. Хранятся здесь и чтимый образ «Целительницы» из Ново-Алексеевского монастыря, и частицы святых мощей великомученика Георгия Победоносца. Все эти святыни сохранили жизнь Воскресенского храма. Храм также известен тем, что именно в нем проходили заседания Поместного собора Русской Православной Церкви 1945 года, избравшего Патриархом Московским и всея Руси высокопреосвященнейшего митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия. В статье использованы материалы веб-сайта ПРАВОСЛАВИЕ.RU

Некогда популярные у монарших особ охотничьи угодья в Сокольниках превратились сначала в парк, окружённый дачами, а затем в промышленный квартал с фабриками, заводами, домами для рабочих, и множеством, как сказали бы теперь, социально значимых объектов — больниц, богаделен и приютов. Все они строились на деньги фабрикантов и промышленников — благотворительность у торгового сословия в России всегда была в особом почёте. Одно из таких медучреждений — это Бахрушинская (Остроумовская) больница, при которой существовала больничная церковь. Больничный священник Иоанн Кедров был очень любим прихожанами. Известно, что жители Сокольников долго уговаривали отца Иоанна возвести в Сокольниках большой просторный храм. И вот в 1909 году батюшка решил исполнить пожелание своих прихожан и объявил сбор средств на новую церковь. Вот уже и место для сокольнического храма выбрали, а священник всё не решался дать добро непосредственно на строительство: смущали нехватка средств и множество других препятствий. Однажды священнику явилась Божия Матерь и повелела начать строительство. Второе явление Богородицы тоже не убедило батюшку. Лишь после третьей встречи с Царицей Небесной священник приступил к строительству.

Итак, 29 июня 1909 года, в день памяти апостолов Петра и Павла, в присутствии митрополита московского Владимира (Богоявленского) заложили первый камень Воскресенского храма. Храм в Сокольниках строили по проекту архитектора П.А. Толстых на средства москвичей. Но денег, как и опасался Кедров, не хватало. Поэтому на время строительства в расположенном неподалёку кирпичном здании устроили временную Воскресенскую церковь. Однажды, когда приближался очередной день расчётов с рабочими, денег почти не осталось. И вот поздно вечером к стройплощадке подошёл бедно одетый старичок. Он попросил отца Иоанна приютить его на ночь. Священник пустил странника в свой дом, а когда утром зашёл в отведённую гостю комнату, то никого там не нашёл. Зато на столе лежал свёрток. В нём оказалось деньги — ровно столько, сколько не хватало, чтобы заплатить рабочим. Строительство закончили к 1913 году, когда в России отмечалось трёхсотлетие Дома Романовых, и 22 декабря митрополит Макарий освятил храм — как и планировалось в честь Воскресения Христова. Годом позже освятили приделы: южный — в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», северный — в честь апостолов Петра и Павла. Причём известно, что строился этот придел «на средства одного гражданина, внёсшего 40 000 рублей и пожелавшего остаться неизвестным. В подклете тоже соорудили придел, посвятив его празднику Рождества Христова. Протоирей Иоанн Кедров стал первым настоятелем сокольнического храма, и вскоре церковь стала называться в народе «кедровской»…

После революции Воскресенский храм не попал в список охраняемых памятников архитектуры. Первая серьёзная попытка уничтожить храм была предпринята в 1929 году. По иронии судьбы 24 декабря (накануне Рождества по старому стилю) коллектив местной психиатрической больницы на собрании принял резолюцию о ликвидации Воскресенской церкви, а также храма Тихона Задонского. На заседании медработники требовали «… Воскресенскую церковь закрыть и отдать им под клуб, храм Тихона Задонского в Сокольниках ликвидировать и устроить там детсад». Через несколько дней закрытия Кедровской церкви уже требовали местные школьники, сотрудники Сокольнического исправительного трудового дома, коллективы нескольких фабрик… Звучали предложения разместить в храме районный драмтеатр. Некоторые аргументировали необходимость ликвидации ещё более хлёсткими фразами: «означенная церковь расположена рядом с парком культуры и отдыха, где проводится массовая просветительская работа, и наличие рассадников религиозного дурмана ни в коей мере не может быть терпимо» (цитируется по книге П. Г. Паламарчука «Сорок сороков»). И понеслось — сокольнические домохозяйки затребовали Воскресенский храм под женский клуб, а военные — под Дом обороны… Вместе с тем, прихожане тоже не сидели сложа руки. Они направляли в Моссовет бесконечные жалобы, и чиновники, в итоге, решили пока не трогать храм. Противостояние продолжалось до 1932 года, когда Моссовет неожиданно передал участок земли вместе с Воскресенской церковью ВНИИ водоснабжения — для возведения там нового здания. Учёные начали проектные работы, но тут один секретарь Мосгорисполкома сообщил, что закрывать храм никак нельзя, поскольку он обслуживает сразу несколько общин ранее закрытых храмов. Однако вскоре церковь ожидала новая напасть: почти на 10 лет она стала «кафедрой» обновленцев. Правда, потом её настоятель А.И. Расторгуев вместе со всем приходом добровольно вернулся в московскую патриархию. А через год, в 1945-м году, в Воскресенском храме состоялся Поместный Собор, участники которого избрали патриархом Алексия I (Симанского).

Несмотря на то, что к концу 1970-х годов Воскресенский храм оказался зажат между современными жилыми многоэтажками, сама церковь — словно маленький островок старой Москвы: она обнесена аутентичной оградой, возведённой одновременно с храмом, на звоннице северной паперти сохранились небольшие колокола. Воскресенская церковь в Сокольниках по праву считается одним из лучших образцов культовой архитектуры московского модерна. Храм отличают изысканные формы и яркая индивидуальность — окраинному району подарили прекрасную архитектурную «визитную карточку», не потерявшуюся даже в современной многоэтажной застройке!

Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №187, 2016 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *