Храм всех святых Воронеж

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ на ноябрь >>>

Действует возможность удаленной подачи записок. Подробнее об этом .

Божественная литургия в нашем храме совершается по расписанию, начало в 10:00. Часы в 9:40.

Начало исповеди в будние дни – 9.30, в воскресные и праздничные дни – 9.00. Также исповедь совершается по вечерам накануне воскресных и праздничных богослужений, начало в 17:55.

В осенне-весенний период молебны совершаются ежедневно в 17.20 по следующему расписанию:

  • понедельник – Архангелу Михаилу и всем бесплотным силам
  • вторник – всем святым, в земле Русской просиявшим
  • среда – святой блаженной Ксении Петербургской
  • четверг – святителю Николаю Чудотворцу
  • пятница – преподобному Стилиану Пафлагонскому (святому молятся о детях, а также в случае проблем со здоровьем у кого-либо из супругов, не позволяющих им иметь детей)
  • суббота – святителю Луке (Войно-Ясенецкому), архиеп. Крымскому (о болящих)

В летнее время молебны совершаются только утром – по окончании Божественной литургии.

Заупокойные литии по всем скончавшимся во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда совершаются ежедневно после Божественной Литургии и непосредственно перед вечерним богослужением в 17:40.

Акафисты совершаются согласно расписанию, начало в 18.00.

Заказные молебны о здравии и панихиды об упокоении могут быть отслужены по вашему требованию в течении всего дня.

Таинство Крещения совершается ежедневно по предварительной записи.

Таинство венчания совершается в установленные Церковью дни по предварительной записи.

Дорогие братья и сестры!

Для желающих принять Таинство Крещения проводятся огласительные беседы. На них священно- и церковнослужители нашего храма в доступной форме рассказывают об основных вопросах христианской веры.

В соответствии с документом «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» от 27 декабря 2011 г., такие беседы являются обязательными для всех желающих креститься, а также для тех, кто готовится стать восприемниками (крестными родителями) при крещении младенцев.

Беседы проходят по воскресным дням (если в этот вечер нет богослужения) в помещении храма с 17.00 до 19.00. Записаться на беседу Вы можете в свечной лавке храма.

Таинство соборования в нашем храме совершается в дни Великого поста, а над болящими по индивидуальной просьбе на дому.


Акафист — (греч. akathistos, при пении которого не сидят, «неседальная песнь), в православном богослужении – особое молитвенное, хвалебное обращение к Спасителю, Божией Матери и всем святым.

Молебен в православном богослужении — краткое общественное богослужение просительного или благодарственного характера с молитвенным обращением ко Господу, Пресвятой Богородице или святым. На молебен подаются записки о здравии. Совершается по поводу каких-либо событий, памятных дат и тому подобного.

Панихида – это краткое заупокойное богослужение, во время которого православный христианин молится об упокоении душ усопших и о прощении их вольных и невольных прегрешений.

В апреле прошлого года, когда мы с представителями российских паломнических служб участвовали в ознакомительном туре по святым местам Греции, Алина из Воронежа пригласила всех на ежегодные Митрофановские чтения, которые начинаются 6 декабря, в день памяти святителя Митрофана Воронежского. Я тогда сразу решила — надо ехать, а потом подготовить для вятских паломников новый маршрут.

История кафедрального собора

Ранним утром 5 декабря наш поезд прибыл на Ярославский вокзал г. Москвы. До отправления в Воронеж с Курского вокзала — более двух часов, и я решила съездить в Елоховский Богоявленский собор, где был погребён Святейший Патриарх Алексий II, ровно десять лет назад отошедший ко Господу. В этот памятный день в храме совершались две Литургии. Раннюю пела братия Троице-Сергиевой Лавры, а возглавлял службу архиепископ Сергиево-Посадский Феогност. Мне удалось приложиться к надгробию на месте погребения Патриарха Алексия. Во время панихиды вспомнились радостные моменты его посещения Вятской земли. На душе было светло, не хотелось уходить, но ведь поезд ждать не будет.

Благословившись, отправилась на Курский вокзал. Выхожу на перрон, а там уже стоит двухэтажный скоростной поезд. Почти шесть часов дороги пролетели незаметно, тем более что место у меня было у окна на втором этаже, а значит, можно любоваться русской природой. Что меня ждёт в Воронеже? Почему-то вспоминался добрый и смешной мультфильм про воронежского котёнка Василия с улицы Лизюкова. Помните такой из детства? Кстати, забегая вперёд скажу, что в Воронеже этому котёнку установлен памятник на улице Героя Советского Союза генерал-майора А.И. Лизюкова.

На перроне вокзала меня встретила Алина, и мы отправились в паломническую гостиницу Воронежской епархии рядом с красивым храмом святителя Николая. Очень уютные современные номера со всеми удобствами. Разложив чемодан, отправляюсь пешком к Благовещенскому кафедральному собору. Не спеша иду по заснеженным улицам, любуюсь их красотой и ловлю себя на мысли, что город напоминает мне Санкт-Петербург. Это не удивительно, ведь история Воронежа связана с именем императора Петра I, основателя города на Неве.

Подхожу к Благовещенскому собору и изумляюсь: чугунная решётка вокруг храма с изображениями пятиконечных звёзд и серпов с молотами! Почему так? Ответ нашла, познакомившись с историей храма. Время постройки деревянной Благовещенской церкви относится к концу XVI – началу XVII века. В 1684 году святитель Митрофан получил грамоту Патриарха Иоакима на строительство каменного соборного храма, и к 1690 году он был возведён. Но построенный на краю рва собор вскоре дал трещины, и при митрополите Пахомии (Шпаковском) был возведён новый каменный храм. Он действовал до 1929 года, когда был закрыт вскоре после изъятия мощей свт. Митрофана. В 1942–1943 годах во время боевых действий храм превратился в руины. В 1950-м на его месте построили главный корпус Воронежского государственного университета.

С 1948 года кафедральным храмом являлась Покровская церковь. Кстати, на её территории располагается паломническая служба Воронежской митрополии. В конце 1990-х годов встал вопрос о возведении более вместительного кафедрального собора. Для строительства нового храма, который решили назвать Благовещенским, был выделен пришедший в запустение Первомайский сквер. Проект собора в русско-византийском стиле выполнил архитектор В.П. Шевелёв. Святейший Патриарх Алексий II освятил закладку храма 15 ноября 1998 года, когда прибыл в Воронеж с первосвятительским визитом. Официальное открытие Благовещенского кафедрального собора, увенчанного 12-метровым крестом, состоялось 6 декабря 2009 года. Храм поражает своим величием, красотой, богатым убранством, а самое главное — духовной мощью, ведь под его сводами покоятся мощи свт. Митрофана Воронежского, перенесённые в Благовещенский собор из Покровской церкви. На главной аллее Первомайского сквера, ведущей к храму с проспекта Революции (не только в нашей Вятке сохранились революционные названия), был установлен отлитый из бронзы памятник святителю Митрофану. А чугунную ограду Первомайского сада, так меня заинтересовавшую, решили оставить как напоминание о прошедшем безбожном периоде в истории нашей страны.

Первый воронежский епископ

Праздничную Литургию в переполненном Благовещенском соборе совершали пять архиереев и множество священников. После богослужения все смогли приложиться к открытым мощам свт. Митрофана, покровителя Воронежской земли.

Родился будущий святитель в ноябре 1623 года во Владимирском крае в священнической семье. До сорокалетнего возраста жил в миру, был женат и служил приходским священником в селе Сидоровском. Лишившись супруги, в 1663 году принял постриг с именем Митрофан. Через три года иноческой жизни был избран игуменом Яхромской Косминой обители, которой управлял десять лет, проявив себя усердным настоятелем. Патриарх Иоаким, узнав о святой жизни игумена Митрофана, в 1675 году поставил его архимандритом знаменитого Макариево-Унженского монастыря. В 1682 году он был посвящён в сан епископа и направлен на новоучреждённую Воронежскую кафедру.

Начало архиерейского служения свт. Митрофана выпало на трудное для Руси время смут и церковного раскола. По прибытии в Воронеж святитель прежде всего разослал пастырям своей епархии окружное послание: «Честные иереи Бога Вышнего! Вожди стада Христова! Вы должны иметь умные очи, просвещённые светом разумения, чтобы вести других по правому пути… Христос Спаситель, вручая паству апостолу Петру, трижды сказал ему «паси», как бы внушая тем, что есть три различных образа пасения: слово учения, молитва при пособии Святых Тайн и пример жизни. Действуйте и вы всеми тремя способами: подавайте пример доброй жизни, учите людей и молитесь о них, укрепляя их Святыми Тайнами. Наипаче же неверных просвещайте святым Крещением, а согрешивших приводите к покаянию. Будьте внимательны к болящим, чтобы не отошли от сей жизни без Причащения и помазания святым елеем». Этот наказ святителя может духовно укрепить и современных священнослужителей в их важном и многотрудном делании.

За 20 лет епископства свт. Митрофана количество храмов в епархии возросло до 239, было основано два монастыря. Воронежский владыка ревностно заботился о нуждах паствы, утешал бедных и богатых, был покровителем вдов и сирот, заступником обиженных. Его дом служил гостиницей для странников и лечебницей для больных. Главное — он молился о живых и усопших, особенно о воинах, павших за Отечество, вписывая их имена в свой синодик.

Святитель Митрофан как человек высокого патриотизма своим нравственным авторитетом и молитвой содействовал необходимым преобразованиям Петра I. Например, при постройке в Воронеже флота для похода на Азов владыка Митрофан убеждал народ всемерно помогать Петру I. Святитель оказывал и материальную поддержку государственной казне, нуждавшейся в деньгах для строительства флота, и отдавал все свои средства, сознавая, что они пойдут на благо Родины.

Патриотические чувства святителя соединялись в его душе с непоколебимой верой и строгостью православных убеждений, ради которых он не боялся навлечь на себя царский гнев. Так, святитель Митрофан отказался идти во дворец к Петру I, потому что там стояли статуи языческих богов, и хотя за ослушание царской воли ему грозила опала, он остался непреклонен. Пётр приказал убрать статуи и с того времени проникся к епископу ещё большим уважением.

Скончался святитель Митрофан 23 ноября по старому стилю 1703 года, приняв перед смертью схиму с именем Макарий в честь прп. Макария Унженского, с которым духовно сроднился во время настоятельства в Макариево-Унженской обители. Гроб с телом великого святого нёс до усыпальницы сам Пётр I. В 1831 году обретено нетленное тело владыки Митрофана.

Дивногорье

После открытия Митрофановских чтений и основных докладов работа продолжилась по направлениям. На нашей секции представители паломнических служб Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Крыма, Воронежа и Вятки обсуждали вопросы дальнейшего сотрудничества. Я познакомила коллег с опытом проведения «Труднических экспедиций» (был показан видеоролик, предоставленный Молодёжным отделом Вятской епархии).

В этот день нас также познакомили с православными святынями Воронежа, в том числе, с храмом святителя Митрофана на источнике. На месте, где сейчас расположен главный корпус Воронежского государственного университета, прежде находился Митрофановский монастырь, один из важнейших религиозных центров России. Обитель не уцелела, но под горой, на которой стоял монастырь, по милости Божией сохранился источник, называемый в народе Митрофановским. Предание гласит, что святитель часто посещал его для уединённой молитвы. В богоборческие времена святое место пришло в духовное запустение: здесь можно было увидеть людей в купальных костюмах, пьяные компании… В 1993 году участок земли с источником передали епархии. Здесь был построен храмовый комплекс с купелями. Я, конечно же, окунулась в святом источнике — очень благостно!

В этот же день мы посетили на Воронежском водохранилище построенную по эскизам времён Петра I копию корабля «Гото Предестинация»» («Божье предвидение»), первого российского линейного корабля, созданного без участия иностранных специалистов.

На следующее утро мы отправились в Успенский Дивногорский мужской монастырь, который находится в 80 километрах от Воронежа на правом берегу реки Дон. Музей-заповедник «Дивногорье» и Дивногорская обитель обязаны своим названием меловым столбам на возвышенности, которые местные жители называли «дивами». На самом деле место даже зимой дивное, а летом, наверное, глаз не отвести! Взойдя по длинной лестнице, мы остановились у одной из пещер Больших Див (рядом — древняя Маяцкая крепость) и долго любовались окружающей нас красотой. Теперь нам предстояло преодолеть более 500 ступеней вниз, и перед нами во всём величии предстал Дивногорский монастырь!

Главная природная особенность обители — лабиринты пещер с кельями и храмами, ископанными в меловой горе. При посещении их мне показалось, что я нахожусь в пещерах Киево-Печерской Лавры, не хватало только мощей святых угодников вдоль стен. Тишина и умиление наполняли сердце… Затем мы приложились к главной святыне монастыря — Сицилийской иконе Божией Матери, принесённой, по преданию, основателями обители схимонахами Ксенофонтом и Иоасафом, пришедшими сюда из Италии и положившими начало пещерному Успенскому храму. Через несколько веков, в 1831 году, чудотворная Сицилийская икона была вновь обретена на меловом столбе. Местные жители называли её «Исцелийской», потому что молящиеся перед образом исцелялись от болезней и прежде всего от разразившейся тогда холерной эпидемии.

В 1924 году обитель закрыли, а на её месте устроили дом отдыха, позже — санаторий. Во время Великой Отечественной войны здесь располагались эвакуационные госпитали. Затем бывшие монастырские постройки снова использовали под санаторий. В 1997 году земля и здания были возвращены Церкви. Вскоре начались богослужения и восстановительные работы.

Нас встретили в обители очень радушно, накормили вкусным обедом, да ещё и от настоятеля мы получили подарки на память. Многие мои коллеги купили себе мёд с монастырской пасеки…

Костомаровские пещеры

Далее наш путь лежал в ещё более удивительное по красоте место — Спасский женский монастырь близ села Костомарово. Главной его достопримечательностью также являются уникальные пещерные храмы, находящиеся в толще меловой горы. О времени их создания не сохранилось никаких письменных свидетельств. В конце XIX века археологом Д.М. Струковым была выдвинута гипотеза о возникновении пещерных церквей на Дону в первые века христианства. Невозможно не заметить поразительное сходство донских подземных монастырей с древними пещерными сооружениями Каппадокии. Как в Дивногорье, так и в Костомарово при входе в пещеры сразу попадаем в большое пространство храма, высокие сводчатые потолки которого опираются на массивные меловые столпы, и уже от него идут многочисленные разветвления подземных ходов. Киевские пещеры устроены иначе: небольшие храмы находятся в глубине извилистых коридоров.

После революции 1917 года в костомаровских пещерах тайно несли свой молитвенный подвиг некоторые монахи. Особо известен старец Пётр Еремеенко. Сохранились рассказы об удивительной прозорливости блаженного Петра. Свои пророчества он облекал в притчи, смысл которых становился понятным после свершения предсказанных событий. Так, те храмы, которые горько оплакивал старец, после революции были разрушены. Незадолго до начала Великой Отечественной войны блаженный Пётр делал из придорожной пыли холмики, похожие на могилы. Подвижник был арестован и отправлен в тюрьму, где скончался. В память о старце воздвигнута часовня, внутри которой возвышается деревянный крест, а снаружи на восточной стене находится мозаичная икона священномученика Петра (Зверева), возглавляющего сонм воронежских новомучеников, к которым по праву можно причислить и блаженного Петра Еремеенко.

Навсегда покидая костомаровские пещеры, старец Пётр сказал: «Сейчас Петрушка, а потом будет Андрюшка». В 1946 году по просьбам верующих в пещерном Спасском храме села Костомарово было разрешено совершать богослужения. В эти годы здесь подвизался юродивый, называвший себя Андрюшкой. Андрей Васильевич Попов во время войны в одном из кровопролитнейших боёв единственный из сослуживцев остался в живых. Его тяжело раненым отправили в госпиталь, где, придя в себя, он принял решение посвятить жизнь Господу. Вернувшись с фронта, в скором времени он удалился в костомаровские пещеры. Пребывая в многолетнем затворе, блаженный старец претерпел сильную духовную брань. Незадолго до очередного закрытия Спасского храма блаженный Андрей подвергся нападению со стороны представителей власти: его жестоко избили, опалили бороду свечами… Последние годы жизни старец провёл в доме одной благочестивой семьи, где под печкой вырыл себе пещерку и продолжил затворнические подвиги. Умер блаженный Андрей в 1982 году.

9 октября 1959 года власти приняли решение о закрытии Спасской пещерной церкви и о прекращении деятельности собранной вокруг неё общины. Предполагалось устроить здесь карьер для добычи меловых блоков, но этим планам не суждено было осуществиться. Костомаровские пещеры находились в запустении: случайные посетители и искатели приключений закоптили стены факельной гарью, изрезали их различными надписями. «Предприимчивые» местные жители для устройства своих погребов спилили древние меловые дивы над храмами. Уцелели только две живописные скалы над входом в Спасский храм…

В 1997 году здесь был открыт Спасский женский монастырь. На совершенно пустое место с заброшенными пещерными храмами приехали игуменья Серафима (Иванова) и две инокини. Много душевных и телесных сил пришлось им приложить, чтобы обустроить обитель. Были полностью восстановлены пещерные храмы, построены церковь в честь иконы Матери Божией «Взыскание погибших», три новых корпуса и хозяйственные помещения.

Наверное, больше всего в этой обители меня поразила «пещера покаяния». Туда заходят по одному и просят Бога простить содеянные грехи. Конечно же, они отпускаются на исповеди, а посещение этой пещеры настраивает на искреннее покаяние. После вкусного монастырского чая с вареньем мы покидали эту обитель, а мне очень хотелось вернуться сюда с вятскими паломниками.

К Тихону Задонскому

Для нас был приготовлен ещё один подарок — посещение Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря, основанного в начале XVII века. Посчастливилось приложиться к открытым мощам святителя Тихона Задонского. Особо помолилась о вятском игумене Тихоне (Меркушеве), так как святитель Тихон является его небесным покровителем.

Хочется рассказать о благотворительной и миссионерской деятельности обители. За монастырём числится 500 гектаров пахотных земель и 170 гектаров лесных угодьев. Также обитель имеет подворье в пойме реки Дон, где располагается животноводческая ферма. У монастыря есть пасека и рыбоводческое хозяйство, механическая, кузнечная, швейная и сапожная мастерские, консервный цех, мастерские по скульптурной лепке и вышиванию.

Совершая дела милосердия, заповеданные святителем Тихоном Задонским, который сам много помогал страждущим и обездоленным, монастырь оказывает духовную и материальную помощь пяти детским и пяти медицинским учреждениям, заключённым более 20 колоний и тюрем, а также многим нуждающимся людям. Жертвуются средства на восстановление храмов Задонского района, а также на обустройство новообразованных монастырей Липецкой епархии.

Ежегодно проводятся Свято-Тихоновские образовательные чтения. Успешно осуществляется издательская деятельность, выпускается богослужебная и святоотеческая литература. Телестудия Задонского Рождество-Богородицкого монастыря готовит к эфиру православную историко-патриотическую программу «Отчина».

По возвращении в Воронеж отправилась в кафедральный собор и поблагодарила святителя Митрофана за тёплый приём на Воронежской земле. Рядом с кукольным театром сфотографировалась у скульптуры Белого Бима. Автор знаменитой повести Гавриил Николаевич Троепольский, сын священника, жил в Воронеже.

Уже в поезде перечитывала духовное завещание святителя Митрофана: «Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни мерность — богат будеши; воздержно пий, мало яждь — здрав будеши; твори благо, бегай злаго — спасен будеши… Веру же православную заповедую любить и Церковь Святую, как мать, чествовать, и пребывать в ней неотступно… Как без веры правой угодить Богу невозможно, так и без Церкви Святой и светлого Богопреданного её учения невозможно спастись». А ещё мне как руководителю паломнической службы очень понравились слова свт. Тихона Задонского: «Если хочешь, чтоб вечное спасение было твоим главным делом, будь посреди этого мира, как странник и пришлец».

Руководитель паломнической службы «С Вятки» Надежда Шаповал

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *