Храм вяземы расписание

Преображенский храм Большие Вяземы история

Уже простое перечисление знаменитых людей, бывавших в Больших Вяземах, молившихся в Спасо-Преображенском храме или любовавшихся его изящными формами, поражает воображение. Столь плотное сосредоточение исторической «массы» в одном месте, притом довольно-таки удаленном от древней русской столицы, удивительно и, надо думать, не случайно.

Большие Вяземы получили статус царского села после восшествия Бориса Годунова на трон. Борис Федорович умер в 1605 году, когда войска спонсируемого поляками Лжедимитрия I уже вступили в пределы России. Самозванец, быстро вошедший в «роль» монарха, как бы унаследовал Вяземы, устроив здесь свою резиденцию.

В 1619 году, на излете Смуты, вязёмский каменный храм явился свидетелем торжественной встречи возвращавшегося из польского плена митрополита Филарета (Романова), отца царя Михаила Федоровича, — много потерпевший и при Годунове, и при поляках архиерей сразу же по прибытии в Москву был поставлен Патриархом Московским.

К этому времени Вяземы уже приписали к Дворцовому ведомству. Особенно любил местный храм царь Алексей Михайлович, делавший в него богатые вклады.

В 1694 году Вяземы получили нового хозяина. Петр I пожаловал усадьбу своему воспитателю Борису Алексеевичу Голицыну. Он предпринял украшение церкви, пригласив для этого известных мастеров Оружейной палаты. Созданные ими иконы после революции разошлись по музеям. Помимо всего прочего, Борис Голицын настоял на переосвящении Троицкой церкви — уже в документах 1702 года она значится как Спасо-Преображенская.

Преображенский храм и Пушкин

Пушкину Вяземы были знакомы не понаслышке. С 1806 по 1811 год на лето его родители выезжали в имение Захарово, принадлежавшее бабушке будущего поэта. Своей церкви в Захарове не имелось — оно относилось к приходу вязёмского Спасо-Преображенского храма Больших Вязем, и к обедне пушкинское семейство с отроком Александром ездило именно в Вяземы.

В 1807 году в Захарове умер младший брат Пушкина Николенька. Похоронили его в ограде Преображенского храма; могила эта сохранилась.

Война 1812 года

Война не обошла стороной Большие Вяземы, стоявшие на главной «западной» дороге. Правда, все ценности Спасо-Преображенского храма удалось вывезти в Москву, на Басманную улицу, где у Голицыных был дом, и закопать в землю — от пожара они, таким образом, не пострадали и спустя месяц, в октябре, вернулись в церковь. Выполнил эту трудоемкую работу настоятель храма отец Иоанн Емельянов, о чем позже была сделана подробная запись в церковной метрической книге — «в память потомкам».

По оставлении Вязем русским штабом в усадьбу въехал Наполеон, вели себя оккупанты, как варвары, — ничем не лучше поляков начала XVII века. Стены Преображенского храма «украсились» новыми признаниями в том, что тот или иной француз «был здесь».

Борис Владимирович Голицын с началом войны поступил в армию в чине генерал-лейтенанта и в Бородинском сражении получил тяжелое ранение, которое в 1813 году свело его в могилу. Похоронили героя, согласно его просьбе, в северном приделе Спасо-Преображенского храма, устроив в стене специальную нишу с бюстом почившего.

К концу XIX столетия Преображенским храмом заинтересовались исследователи, готовился план его реставрации и реконструкции. В 1870-е годы серьезные опасения вызывало состояние «псковской» звонницы: она ветшала и явно кренилась, намереваясь рухнуть. Пришлось снять с нее колокола и заняться ее укреплением. Увы, прямым следствием этого стало решение о строительстве колокольни на месте торжественного «всхода» на галерею верхнего храма. В 1878 году исказившая гармоничный вид церкви пристройка была выполнена.

После революции

После 1917 года Преображенскому храму Больших Вязем пришлось пройти обычный — и страшный в своей обыкновенности — путь православной церкви в агрессивно атеистическом государстве.

В богоборческую эпоху Спасо-Преображенский храм был начисто ограблен — все его прежние святыни, сохранившиеся до нашего времени, находятся в музейных собраниях. Церкви оставили только ее фрески, но и их нынешнее состояние требует вмешательства реставраторов. Все, что представляло хоть какую-то ценность, отправилось на нужды победившего пролетариата.

Спасо-Преображенский храм держался до 1938 года, когда его окончательно закрыли. По закрытии в оскверненной церкви устраивали то склад, то столовую. Лишь после присвоения усадьбе и храму статуса охраняемого памятника истории и культуры в Преображенской церкви началась реставрация — особо активная ее фаза пришлась на 1950—1960-е годы.

Лишь в 1992 году, на волне тогдашних событий, верующим вернули нижнюю, Никольскую, церковь. Весь Спасо-Преображенский храм передали приходу в 1999 году.

Семиглавый, четырёхпрестольный, двухэтажный храм был воздвигнут в старинном селе Никольское-Вязёмы царём Борисом Годуновым в конце XVI века: вероятно с 1584 по 1600 годы. Храм вырос напротив Царского деревянного дворца. Богатое царское село, расположенное на дороге, ведущей из западных пределов государства в Москву, имело торжок, каменную плотину. В селе существовала в то время деревянная Никольская церковь, а также небольшой монастырь, посвящённый святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову. Возведённый белокаменный храм посвятили Живоначальной Троице. В другой годуновской вотчине, в селе Хорошево, что ныне часть Хорошевского района Москвы, царь Борис построил церковь с таким же посвящением, как в своих Вязёмах: во Имя Святой Троицы. Эта церковь не менее красивая, чем вязёмская. У неё, хорошевской, есть и своя уникальная декоративная примета: она украшена снаружи редкими узорчатыми «тарелками», подаренными Царю Борису некими восточными послами.

В начале XVII века, а именно в 1606 году, по пути в Москву, в храме в Никольском-Вязёмах молилась невеста Лжедмитрия I-го Марина Мнишек. Путешественница в своих дорожных записях отметила, что церковь воистину царская, красиво украшенная. Бывал здесь и сам Самозванец: однажды он печально прославился в селе, устроив в нём, неподалёку от церкви, зимний (на Масленицу) потешный бой с нешуточными обидами русским боярам – в снежки, летевшие в русских, немецкие и польские наёмные воины вкладывали камешки, песок и даже свинцовые пули, и в результате такого мошенничества оказалось немало пострадавших.

В смутное время (начавшееся после 1605 года и длившееся, приблизительно, до1620-го) храм подвергался разорению и поруганию. Он был разграблен, стены его по росписям исчерканы так называемыми граффити, то есть именами поляков, датами их «посещения» святыни и, в некоторых случаях, указаниями на то, чем они в храме занимались. Так, некто пан Ежи…. из Кракова, в храме молился. Достойная уважения реакция на пребывание в церкви. Зачем только такой благоговейный молитвенник сообщил об этом потомству, да ещё таким хулиганским способом. Впрочем, его нескромность послужила материалом для исследователей. Ученые до сих пор изучают граффити и реконструируют по ним пути и социальную картину польско-литовской интервенции.

Быть может, зимой 1618-1619 годов в селе можно было видеть встречу Патриарха Филарета, отца царя Михаила Фёдоровича Романова, московским духовенством и боярами, которая произошла, согласно рисунку в летописи, на мосту через речку Вязёмку. Патриарх возвращался в столицу из польского плена. По другой версии, рисунок говорит о встрече на мосту через Москву-реку в районе Николиной горы.

Отец Петра Великого, царь Алексей Михайлович, часто проезжал через своё дворцовое имение Никольское-Вязёмы, следуя в Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигород. Он любил вязёмскую церковь и вносил в неё щедрые дары. Его сын, Пётр, отписал Никольское-Вязёмы своему воспитателю князю Борису Алексеевичу Голицыну, который не замедлил переименовать Троицкую церковь в Преображенскую. Поступок дерзкий и труднообъяснимый, красноречиво говорящий о том, кто в стране хозяин, и откровенно характеризующий «хозяев» как людей самоуверенных и бесчувственных к духовному содержанию жизни. Этим лихим переименованием он решил прославить, может быть, преобразовательную деятельность своего державного воспитанника. А может быть, в новом посвящении центрального алтаря празднику Преображения Господня сыграли роль и воспоминания о славных годах в селе Преображенском, где вызревали будущие реформы, изменившие жизнь Руси-России. Известно, что Пётр I Вязёмы однажды посетил.

В 1797 году в Вязёмы прибыл Государь Император Павел I, объезжавший видных сановников Москвы и губернии после своей интронизации. Князь Н.М. Голицын угощал Его Величество обедом.

У алтаря храма покоится прах Николая Сергеевича Пушкина, умершего в 1807 году в возрасте шести лет, младшего брата великого русского поэта. Сам Александр с бабушкой своей, Марией Алексеевной Ганнибал, и с сестрой Ольгой ходил в Преображенскую церковь из Захарова, к воскресной Литургии, и его первые духовные впечатления и переживания связаны, несомненно, с Большевязёмской церковью. Возможно, он знаком был с богатой библиотекой князей Голицыных, находившейся в центральном усадебном доме, построенном в 50-е годы XVIII века. Детские впечатления поэта вызвали к жизни, впоследствии, и драму «Борис Годунов», и повести «Пиковая дама», «Дубровский», «Барышня-крестьянка».

Война 1812 года вновь изранила и опустошила церковь, исполосовала её новыми именами, на этот раз французских оккупантов. Некоторые святыни храма были вывезены в Москву и там скрыты в земле, в садах частных домовладельцев. А в доме Голицыных, предположительно в библиотеке, на короткое время останавливался Наполеон. Перед ним в тех же покоях ночевал фельдмаршал князь М.И. Кутузов. Главнокомандующий русских войск, человек искренней и испытанной в сражениях веры, вряд ли мог пройти мимо Преображенской церкви и не помолиться в ней, перед советом в Филях.

С самого конца XVIII и до середины XIX века Вязёмами владели последовательно два брата: сначала князь Борис Владимирович Голицын, а с 1813 – князь Димитрий Владимирович. Оба – боевые генералы, участники Бородинского сражения, герои Отечественной войны 1812 года. Борис, кроме того, талантливый поэт и прозаик, весьма образованный человек. Но он — редкий случай русского патриота, писавшего по-французски. Борис захоронен в стене храма. А Димитрий – выдающийся государственный деятель, член Государственного совета, светлейший князь, генерал-губернатор Москвы с 1820 по 1844 годы. Его стараниями восстанавливалась первопрестольная после войны с Наполеоном и великого московского пожара.

До недавних пор утверждалось, что в 40-е годы ХIХ века в имении Голицыных гостил Н.В.Гоголь. Он жил в Вязёмах у своего друга, профессора Московского Императорского университета, историка и поэта С.П.Шевырёва, породнившегося с Голицыными. Действительно ли это было так, или всего лишь предположение, трудно сказать. А как было бы интересно, если бы было так. Представить только его тонкий и нервный силуэт: идёт по дорожке к храму сосредоточенный, не по-светски серьёзный великий писатель. Большая страдающая совесть, Гоголь.

В имении подолгу бывал Шевырёв, знакомый со многими выдающимися деятелями русской культуры своего времени. Поэтому мы сегодня и можем назвать всех, кто имел возможность посетить усадьбу Голицыных, увидеть древний храм, открыть для себя уникальное собрание книг и рукописей. Двухзальная роскошная библиотека Голицыных сама по себе являлась культурной и научной достопримечательностью.

Двадцатый век принёс храму много бед и лишений. Пострадали мученически, приняв смерть за Христа, его последние священнослужители: настоятель храма священник Василий Горбачёв (родился в1885 г. — расстрелян 26 февраля 1938 года), и диакон Николай Запольский (1889 — расстрелян 27 июня 1938 года). Арестовали и допрашивали в Звенигородском отделении НКВД, так же как и священника и диакона, церковницу Елизавету Александровну Тимохину (1881- расстреляна 7 марта 1938 года). Всех троих, после поспешного формального следствия, казнили на полигоне Бутово, под Москвой. Там сейчас, на месте убиения десятков тысяч невинных жертв коммунистического безумия, разбит великолепный яблоневый сад, и высится высокий и вместительный православный храм.

В середине 1950-х была предпринята попытка открыть приход. В те годы – планомерной борьбы с религией – около шестисот человек (граждан своей страны, людей разных профессий и положения), из Москвы и Подмосковья не побоялись поставить подписи и сообщить данные о себе в коллективном письме в Совет министров с просьбой вернуть Преображенскую церковь верующим. Просьба, естественно, удовлетворена не была.

В Вязёмах, в течение 50-х – 70-х годов XX века, были разрушены трёхярусная колокольня постройки 60-х годов XIX века, а также ведшие от колокольни к храму галереи. Было ликвидировано остекление гульбищ, снята и расчленена на куски редкая белокаменная корона под Крестом, венчавшая центральную главу. Храм использовали как столовую, лабораторию, склад. В тот же тридцатилетний период в храме постоянно велась «реставрация». Заключалась она, среди прочего, в том, что во внутреннем помещении верхнего храма, по нашему национальному обычаю, сначала соорудили леса. Вероятно, отчитались о начатой работе. И оставили верхний храм легко доступным для мальчишек и предприимчивых любителей древнерусской живописи.

Первые обогатили стены автографами советских лет, новыми граффити — крайне эмоциональными высказываниями. А вторые умудрялись вырезать из настенной росписи отдельные фрагменты и спокойно выносить их. Кроме того, реставраторы снесли кровлю над верхним гульбищем, чем нанесли зданию серьёзный ущерб. Их же коллеги, через два десятка лет, её восстановили. Впрочем, реставраторы делали, что могли, что допускала система. Разрушенную церковь они в целом восстановили в параметрах годуновской эпохи. Восстановили также и редкую, единственную уцелевшую (среди прочих подобных) звонницу, построенную, вероятно, незадолго до возведения храма, годах в 80-х XVI столетия.

Возобновление приходской жизни началось в декабре 1992 года. В 2000 году рядом с храмом построили Центр Духовного развития молодёжи (ныне школа). В 2007 году было восстановлено остекление нижнего гульбища, что позволило сделать нижнюю галерею тёплой, и снова расширило площадь храма в несколько раз (от 42 кв.м. до 160 кв.м.). В настоящее время община храма, клир и прихожане, осуществляют просветительскую и благотворительную деятельность.

При храме действует Церковная школа для детей (от 5 лет) и Школа для взрослых. На основе бесед и лекций, почитанных сотрудниками храма в Школе для взрослых и на Епархиальных Миссионерских курсах, составляются учебно-методические пособия по Священному Писанию Ветхого и Нового Заветов.

Для храма сегодня пишут иконы современные иконописцы: созданы образы Новомучеников Вяземских; написана Боголюбская икона Пресвятой Богородицы; икона Божией Матери «Неупиваемая чаша»; образы преподобной Марии Египетской, Царственных страстотерпцев, святителя Спиридона Тримифунтского, Предтечи Господня Иоанна. Для вышитых икон Спасителя и Божией Матери Почаевской выкованы аналои в виде дубка и виноградного куста. Достоин внимания комплект евхаристических сосудов, вырезанных из дерева. Самыми примечательными произведениями церковного искусства в обновлённом убранстве храма являются мозаичный Святой Престол в алтаре нижнего храма и там же мозаичная икона Господа Иисуса Христа, на горнем месте.

Святыни храма: два старинных мощевика с мощами святых русских, а также Ап. Павла. Чтимая икона Пресвятой Богородицы: Скоропослушницы, Успения Божией Матери. Чтимая икона «Явление Божией Матери прп. Сергию Радонежскому, с частицей мощей святого». Алтарь верхнего храма посвящён празднику Преображения Господня; верхний правый – Казанской иконе Божией Матери; верхний левый – страстотерпцам благоверным кнн. Борису и Глебу. Нижний храм посвящён свт. Николаю. Кроме того, покровителями храма мы считаем святых мучеников Виленских Антония, Иоанна и Евстафия, а также святого отрока схимонаха Боголепа (память последнего 6 августа; и о нём читать в книге, посвящённой истории храма).

Издаётся газета cодружества православных преподавателей, журналистов, деятелей культуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *